Надзор за выполнением требований пожарной безопасности в медицинских организациях - Пожарная безопасность в медицинских организациях - Каталог статей - Управление здравоохранением
Главная » Статьи » Пожарная безопасность в медицинских организациях

Надзор за выполнением требований пожарной безопасности в медицинских организациях

Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в учреждениях здравоохранения»

Разработка и реализация комплекса организационных мероприятий, направленных на предупреждение пожаров и их последствий в учреждениях здравоохранения - один из главных приоритетов МЧС России. Основное направление данной работы реализуется по линии правоприменительной деятельности органов государственного пожарного надзора. Их полномочия, а также пределы полномочий закреплены в Положении о федеральном государственном пожарном надзоре, утв. постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 "О федеральном государственном пожарном надзоре" (далее - Положение).

Положение определяет структуру надзорных органов и содержание деятельности федерального надзора в области пожарной безопасности. Документом определены функции, связанные с систематическим наблюдением за исполнением требований пожарной безопасности, анализом и прогнозированием состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями (учреждениями) своей деятельности.

Одновременно, должностным лицам предоставлено право участия в делах для дачи заключения по иску о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью людей.

Правоприменительная функция государственного надзора за пожарной безопасностью включает:

- административную процедуру проверки объекта;

- осуществление производства по делу об административном правонарушении при установлении факта нарушения физическим или юридическим лицом требований пожарной безопасности;

- участие в межведомственной комиссии по приемке объекта здравоохранения после завершения строительства или реконструкции, созданной в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ. Как в работе комиссии, так и в самостоятельном осуществлении контроля за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности участвует закрепленный по территориальному признаку государственный инспектор по пожарному надзору.

Органы государственного пожарного надзора выдают заключения о соответствии объекта здравоохранения установленным требованиям пожарной безопасности при лицензировании организаций и учреждений, осуществляющих медицинскую деятельность. Они также могут привлекаться органами прокурорского надзора для проведения проверок исполнения законодательства РФ о пожарной безопасности лечебно-профилактическими учреждениями (далее - ЛПУ). В этом случае пожарный инспектор находится в статусе специалиста, т.е. действует как консультант либо эксперт в вопросах пожарной безопасности.

 

Организация и проведение проверок

Административные процедуры организации и проведения проверки деятельности ЛПУ и их объектов четко определены законодательством Российской Федерации. Нарушение пожарным инспектором установленного регламента проверки может повлечь отмену всех ее результатов. Основные правовые источники такой регламентации:

- Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (ред. от 02.05.2015);

- Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (ред. от 02.05.2015);

- приказ МЧС России от 28.06.2012 № 375 (ред. от 21.04.2014) "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности".

Проверки могут быть плановыми и внеплановыми, выездными либо документарными. Учитывая специфику и саму природу надзора за обеспечением пожарной безопасности объектов здравоохранения, документарные проверки проводятся редко и являются скорее исключением, чем правилом.

Факты устранения нарушений, связанных с безопасностью пребывания людей в ЛПУ, а тем более детей в зданиях и сооружениях медицинской организации, соответствие медицинского учреждения требованиям противопожарной защиты должностные лица фиксируют только на месте, поэтому проверки являются преимущественно выездными.

Плановая выездная проверка проводится не чаще одного раза в три года. Информация о времени начала и окончания всех плановых проверок размещается на сайтах Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МЧС России и главных управлений МЧС России по субъектам РФ.

За три дня до начала планового мероприятия по контролю госинспектор обязан уведомить о своем приходе юридическое лицо в письменной форме любым доступным способом.

Проверка начинается с момента предъявления инспектором своего служебного удостоверения и копии распоряжения органа Государственного пожарного надзора (далее - ГПН) о проведении мероприятия по надзору. Участие в проверке могут принимать только те должностные лица, которые указаны в распоряжении.

По просьбе либо требованию проверяемых инспектор обязан разъяснить правовые основания проверки, рассказать об административных процедурах которые он намерен произвести, а также о требованиях пожарной безопасности, исполнение которых он будет проверять.

Медицинское учреждение должно быть готово к встрече с представителями контролирующих органов. Для этого нужно знать требования противопожарного обустройства объектов с массовым пребыванием людей, которые изложены в Техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности, утв. Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ (ред. от 23.06.2014) и Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (ред. от 06.03.2015).

Здание должно соответствовать нормам строительного противопожарного проектирования, в соответствии с которым оно было построено или реконструировано, т.е. тем требованиям, которые действовали на момент строительства или реконструкции. Любое изменение проектных решений, затрагивающее систему пожарной безопасности объекта, должно производиться в порядке, предусмотренном Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности и законодательством РФ о градостроительной деятельности.

Федеральный закон от 10.07.2012 № 117-ФЗ внес изменения в Технический регламент о требованиях пожарной безопасности: определено действие указанного регламента во времени; установлены дополнительные требования по оснащению зданий и сооружений, включая объекты здравоохранения, с круглосуточным пребыванием людей автономными резервными источниками электроснабжения, а также системами пожарной сигнализации с дублированием сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.

Медицинское учреждение должно быть оснащено следующими системами противопожарной защиты:

- пожарной сигнализацией;

- системой оповещения людей о пожаре;

- средствами пожаротушения;

- противодымной защитой.

Руководитель ЛПУ обязан обеспечить соблюдение в учреждении противопожарного режима. Для этого необходимо:

- распорядительным документом определить и назначить должностных лиц, ответственных за пожарную безопасность;

- разработать соответствующие должностные инструкции;

- организовать обучение ответственных по курсу пожарно-технического минимума с последующим получением ими квалификационного удостоверения в организации, специализирующейся в данной области;

- утвердить инструкцию о мерах пожарной безопасности в учреждении. Такая инструкция должна быть для каждого пожароопасного участка, например для складских помещений, медицинского архива, рентген-кабинета и т.д.

Одновременно, распорядительным документом нужно определить лицо, ответственное за приобретение и своевременную перезарядку первичных средств пожаротушения.

Все огнетушители должны быть занесены в специально заведенный журнал учета первичных средств пожаротушения произвольной формы, иметь свой номер и технический паспорт. Огнетушители необходимо подвешивать на стену на высоте 1,5 м от уровня пола до кронштейна либо располагать на полу в специальных металлических подставках (коробах), исключающих возможность случайного опрокидывания.

Отделка стен, потолков, полов общих коридоров, холлов, фойе, лестничных клеток горючими материалами не допускается. Чтобы избежать лишних затрат на демонтаж облицовочных материалов во исполнение выданного предписания ГПН, руководитель должен истребовать с поставщика сертификат соответствия строительного материала и сравнить имеющиеся там показатели с допустимыми.

Немаловажную роль в обеспечении пожарной безопасности ЛПУ играет состояние эвакуационных путей и выходов. Все двери по ходу эвакуации должны свободно открываться. Запасные и аварийные выходы оборудуются такими запорами, которые в состоянии открыть не только взрослый, но и ребенок.

Необходимо ежеквартально проводить проверки работоспособности систем автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара и иных систем, имеющихся на объекте. По результатам проверок совместно с обслуживающей организацией составляются соответствующие акты проверки.

Возле каждого приемно-контрольного прибора пожарной автоматики должна быть вывешена инструкция о порядке работы с данной аппаратурой. Пути эвакуации, эвакуационные и запасные выходы, первичные средства пожаротушения, ручные пожарные извещатели обозначаются соответствующими знаками пожарной безопасности.

Планы эвакуации при пожаре вывешиваются на видных местах. К ним прикрепляется инструкция о действиях персонала по организации безопасной эвакуации людей из здания.

При плановой выездной проверке инспектор обязательно поинтересуется о практических занятиях по эвакуации людей из здания. Они должны проводиться 2 раза в год с соответствующей фиксацией тренировки в протоколе либо акте произвольной формы.

По результатам плановой проверки составляется соответствующий акт, копия которого вручается руководителю в установленные законом сроки.

При выявлении нарушения требований пожарной безопасности должностное лицо органа ГПН выдает учреждению или его руководителю предписание с указанием срока устранения нарушения. Одновременно с этим, инспектор составляет протокол и возбуждает дело об административном правонарушении.

Кроме плановых мероприятий по контролю органы ГПН также осуществляют внеплановые выездные проверки.

Поводами для их проведения являются:

1. Наступление срока, согласно которому выявленное при плановой проверке нарушение требований пожарной безопасности должно быть устранено (т.е. контроль за выполнением ранее выданного предписания ГПН).

2. Получение от физических и юридических лиц или органов государственной власти и местного самоуправления информации о нарушениях требований пожарной безопасности, которые сопряжены с угрозой жизни и здоровью людей в случае возникновения пожара. В этом случае внеплановый выезд инспектора на объект возможен только с разрешения органов прокурорского надзора, либо, в исключительных случаях, с извещением прокурора в двадцатичетырехчасовой срок с момента начала проверки. Стоит также отметить, что в указанном случае инспектор вправе проверить объект только в части информации, которая стала поводом для надзорного мероприятия. Осуществить проверку по всем направлениям обеспечения пожарной безопасности запрещено законом.

3. Прямое поручение Президента РФ или Правительства РФ о проведении внеплановых выездных проверок. Например, поручение Правительства РФ о проведении МЧС России проверок противопожарного состояния мест проведения выборов в Государственную Думу РФ или поручение Президента РФ о проверках объектов здравоохранения, в которых лечатся дети с ограниченными возможностями здоровья.

Вышеназванные поводы являются исчерпывающими основаниями для внепланового прихода инспектора в медицинское учреждение. При данных проверках орган ГПН также за три дня уведомляет об их начале, за исключением случаев, когда инспектор действует в рамках проверки поступившей информации о нарушениях, связанных с угрозой жизни и здоровью людей на объекте здравоохранения.

 

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

Неразрывно со стадиями плановой и внеплановой проверок связано административно-юрисдикционное производство. Инспекторы пожарного надзора осуществляют производство по следующим основаниям:

- нарушение требований пожарной безопасности (выявляется во время плановой проверки);

- неисполнение в срок законного предписания ГПН об устранении нарушений (выявляется при проведении внепланового мероприятия).

В обоих случаях наступает административная ответственность.

В особую категорию выведены правонарушения на объектах здравоохранения, здравоохранения и социальной сферы.

В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ за нарушения требований пожарной безопасности, предъявляемых к внутреннему противопожарному водоснабжению, электротехническим изделиям и электроустановкам, а также первичным средствам пожаротушения на должностных лиц налагается штраф в размере от 6 тыс. до 15 тыс. руб.; юридических лиц - от 150 тыс. до 200 тыс. руб.

За нарушения требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам пожарной автоматики штраф для должностных лиц составляет - от 15 тыс. до 20 тыс. руб.; юридических лиц - от 150 тыс. до 200 тыс. руб.

При повторных случаях совершения указанных правонарушений размер штрафов увеличивается в два раза. Инспектор вправе направить в районный суд материалы данного административного дела для вынесения решения о приостановлении эксплуатации объекта здравоохранения.

Невыполнение в установленный срок ЛПУ предписания органа ГПН влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 5 тыс. до 6 тыс. руб. или дисквалификацию виновного должностного лица на срок до 3 лет; юридических лиц - от 90 тыс. до 100 тыс. руб.

Повторные случаи подобного бездействия влекут за собой штраф для должностных лиц в размере от 15 тыс. до 20 тыс. руб. или их дисквалификацию; штраф для юридических лиц составит от 150 тыс. до 200 тыс. руб.

В каждом ЛПУ на видном месте должна располагаться информационная табличка с контактами должностного лица органа надзорной деятельности МЧС России.

По всем вопросам обеспечения пожарной безопасности ЛПУ в части правильности выбора средств пожаротушения, отделочных строительных материалов, периодичности проведения огнезащитных испытаний чердачных конструкций, а также по правилам соблюдения противопожарного режима, руководитель учреждения может обратиться за бесплатной консультацией в территориальный орган надзорной деятельности МЧС России либо к закрепленному государственному инспектору по пожарному надзору.

 

Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в учреждениях здравоохранения» 2015/09

Другие статьи по теме
Категория: Пожарная безопасность в медицинских организациях | Добавил: zdrav1 (30.08.2017)
Просмотров: 2051 | Теги: 2015 год
Всего комментариев: 0
Яндекс.Метрика