Новости здравоохранения - Содержание июньского номера журнала «Главный врач» - 14 Мая 2024
Главная » 2024 » Май » 14 » Содержание июньского номера журнала «Главный врач»
23:15
Содержание июньского номера журнала «Главный врач»
Представляем аннотации основных статей журнала «Главный врач» N 6/2024. Подписка с любого номера без каталожных наценок в редакции (тел. (495) 541-89-22 (9-17 ч.) E-mail: zdrav1@mail.ru), на нашем сайте, а также через почтовый каталог «Почта России« (индекс П1653) или в альтернативных агентствах подписки (Урал-пресс, Пресса России, Прессинформ и др.).

Повышение качества медицинской помощи – главная задача российского здравоохранения
В 2016 году в издательстве ГЭОТАР-Медиа вышла книга нашего научного консультанта д.м.н. Татарникова М.А. «Управление качеством медицинской помощи». За это время был накоплен определенный опыт, изменилась нормативно-правовая база в области управления качеством медицинской помощи (КМП). Были приняты новые или обновлены действующие нормативно-правовые акты в области контроля КМП и стандарты менеджмента качества, используемые в здравоохранении, в связи с чем возникла необходимость подготовки новой редакции книги. По договоренности с автором часть глав в виде статей будет опубликована в нашем журнале.
Применение универсальных принципов управления качеством, изложенных в международных стандартах менеджмента качества и их российских аналогах, необходимо для лучшего понимания и восприятия основополагающих идей и принципов управления качеством. Унифицированные подходы незаменимы при разработке и внедрении систем менеджмента качества и при обучении работников медицинских организаций в области качества.
В основе менеджмента качества лежат повторяемость процессов и методы статистического контроля. Для управления КМП необходимо определить и структурировать основные лечебно-диагностические и вспомогательные процессы, их последовательность, взаимодействие и ресурсное обеспечение. На основе оценки результативности и эффективности процессов и их взаимодействия разрабатываются и осуществляются корректирующие действия, которые, в свою очередь, также подлежат оценке и совершенствованию.
Создание эффективной системы управления качеством является важнейшей задачей отраслевого менеджмента. Цель – повышение качества и доступности медицинской помощи на основе эффективного использования финансовых, материальных и кадровых ресурсов.

Функции управления качеством в медицинской организации
В статье рассмотрены функции управления качеством в медицинской организации. Детальное описание каждой функции, например контроля качества и безопасности медицинской деятельности, и рекомендации по использованию стандартов менеджмента качества в медицинских организациях будут даны в следующих публикациях. Целью статьи является формирование общего представления о функционировании системы управления качеством в медицинской организации.
Менеджмент качества – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации в области качества. Управление качеством включает в себя разработку политики и целей, планирование, формирование соответствующей организационной структуры, трудовую мотивацию персонала и осуществление контроля в области качества. Отдельным объектом управления является сама система менеджмента качества. Нужно выделять время на ее планирование, организацию и контроль (определять результативность и эффективность функционирования). Сам процесс управления должен носить системный непрерывный характер, координируя управленческие функции и связующие процессы на основе адекватного информационного обеспечения и действующей нормативно-правовой базы.
Следует еще раз обратить внимание на комплексный характер и взаимосвязь всех функций менеджмента (планирования, организации, мотивации и контроля). Неудовлетворительное выполнение любой из них неизбежно ведет к фиаско всей системы управления. Можно отлично спланировать мероприятия по повышению КМП, сформировать соответствующую организационную структуру, наладить действенный контроль, но не суметь выстроить систему трудовой мотивации персонала. Результат будет очевидным. Это касается любой функции управления.

Выбор консультантов при разработке и внедрении системы менеджмента качества в медицинской организации
Решение о привлечении сторонних консалтинговых и обучающих организаций для разработки, внедрения и сопровождения системы управления качеством принимается руководством медицинской организации в зависимости от финансовых возможностей, а главное – от компетенции внешних консультантов.
Решение о привлечении сторонних консалтинговых и обучающих организаций принимается руководством в зависимости от финансовых возможностей организации, а главное – от компетенции внешних консультантов и преподавателей.
При выборе консультантов и формировании взаимоотношений с ними целесообразно руководствоваться ГОСТ Р ИСО 10019-2007 «Руководство по выбору консультантов по системам менеджмента качества и использованию их услуг». В соответствии с данным документом для создания и эффективного функционирования СМК организация может привлекать собственный персонал и/или использовать услуги внешних консультантов. Правильный выбор консультантов способствует разработке и применению такой СМК, которая обеспечит достижение запланированных целей организации наиболее эффективным способом. Вне зависимости от использования услуг консультантов по СМК, ключевым фактором эффективности внедрения СМК является вовлечение и участие руководства организации. Без поддержки руководства вероятность внедрения СМК в организации стремится к нулю.
Целью ГОСТ Р ИСО 10019-2007 является представление руководству организации необходимой информации, которая должна быть принята во внимание при выборе консультанта по СМК. Требования стандарта обеспечивают правильный выбор консультантов по СМК, способных удовлетворить потребности и ожидания организации, а также оказать помощь в достижении целей создания СМК.
Дополнительно стандарт может использоваться:
- в качестве руководства по консалтингу СМК консультантами по СМК;
- при выборе консультантов по СМК консалтинговыми организациями.
Положения стандарта предназначены помочь организации сделать правильный выбор консультанта по СМК. Стандарт содержит описание процесса оценки компетентности консультантов по СМК, который обеспечивает уверенность организации в том, что ее потребности и ожидания, связанные с услугами консультантов, будут выполнены, и дает ответ на главный вопрос: «Как отличить компетентного консультанта по СМК от некомпетентного?»

Анализ заболеваемости инфекциями, связанными с оказанием медицинской помощи
Стратегической задачей здравоохранения является повышение качества медицинской помощи и создание безопасной среды пребывания для пациентов и персонала в организациях, осуществляющих медицинскую деятельность. Профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП), является важнейшей составляющей качества и безопасности медицинской деятельности в силу широкого распространения, негативных последствий для здоровья пациентов, персонала и государства в целом.
Общим критерием для отнесения случаев инфекций к ИСМП является непосредственная связь их возникновения с оказанием медицинской помощи (лечением, диагностическими исследованиями, иммунизацией и т.д.) и/или пребыванием в медицинских организациях по другим причинам. Именно поэтому к ИСМП относят случаи инфекции не только присоединяющиеся к основному заболеванию у госпитализированных пациентов, но и связанные с оказанием любых видов медицинской помощи (в амбулаторно-поликлинических, образовательных, санаторно-оздоровительных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения, при оказании скорой медицинской помощи, помощи на дому и др.), а также случаи инфицирования медицинских работников в результате их профессиональной деятельности.
ИСМП поражают 5-10% пациентов, находящихся в стационарах, и занимают десятое место в ряду причин смертности населения. В России по данным официальной статистики ежегодно регистрируется примерно 20-30 тыс. случаев ИСМП (~= 0,8 на 1 тысячу пациентов), однако эксперты считают, что их истинное число гораздо больше и составляет не менее 2 – 2,5 млн. человек. В зависимости от действия различных факторов, частота возникновения ИСМП колеблется. Некоторые группы пациентов особенно уязвимы: новорожденные дети, пожилые люди, пациенты с тяжелым течением основной патологии и множественными сопутствующими заболеваниями, пациенты, подвергающиеся агрессивным и инвазивным медицинским манипуляциям, трансплантации органов и т.п. В этих группах показатели заболеваемости ИСМП значительно выше.
Пациенты с ИСМП находятся в стационаре в 2-3 раза дольше, чем аналогичные пациенты без признаков инфекции. В среднем на 10 дней задерживается их выписка, в 3 – 4 раза возрастает стоимость лечения, и в 5 – 7 раз – риск летального исхода. Экономический ущерб, причиняемый ИСМП, значителен: в Российской Федерации эта цифра, по самым скромным подсчетам, достигает многих десятков миллиардов рублей в год. По экспертным оценкам ежегодный экономический ущерб от ИСМП в Европе составляет не менее 15 млрд. евро, в США – 20 млрд. долларов. ИСМП существенно снижают качество жизни пациента, приводят к крупным экономическим и социальным потерям, потере репутации медицинских организаций и системы здравоохранения в целом.

Охрана здоровья здоровых как важнейшее направление профилактической медицины
Многие уже забыли, что в 2003 году Минздравом России была утверждена Концепция охраны здоровья здоровых в Российской Федерации. Что понимают под охраной здоровья здоровых и целесообразно ли выделение ее в отдельный вид профилактики – об этом рассказывается в представленной публикации.
Анализ состояния проблемы охраны здоровья здоровых в Российской Федерации доказывает ее безусловную актуальность как фактора национальной безопасности и стратегической цели отечественного здравоохранения. Данная проблема возникла в результате критически низкого уровня состояния популяционного здоровья и особенно усилилась в связи с разразившимся демографическим кризисом, наряду с прогрессирующей нехваткой сил и средств для обеспечения необходимого объема и качества медицинской помощи все более возрастающему потоку больных людей.
Ожидание высокой эффективности охраны здоровья здоровых в Российской Федерации основано на международном опыте внедрения профилактических программ и разработок, экономический эффект которых по данным ВОЗ достигает соотношения 1:8.
Экономическая целесообразность определяется также методологией оздоровительных мероприятий, основанной на преимущественном применении немедикаментозных технологий и ограничении приема лекарств.

Как преодолеть социальное неравенство в отношении здоровья
Можно привести много примеров различий в состоянии здоровья между различными социальными группами в странах Европы. Во всех европейских странах у групп населения, находящихся в наиболее неблагоприятном положении, здоровье хуже, а смертность выше. Это проявляется в значительных различиях в ожидаемой продолжительности жизни у лиц, находящихся на противоположных крайних ступенях социальной лестницы. В статье на основе материалов Европейского регионального бюро ВОЗ рассмотрены принципы преодоления социального неравенства в отношении здоровья. Цель публикации – ознакомить читателей с современными концепциями и принципами, на основе которых могут быть разработаны и проведены мероприятия по преодолению неравенства в отношении здоровья.

Что необходимо знать главному врачу о профилактике сальмонеллеза
Вспышки сальмонеллезной инфекции, особенно в детских оздоровительных учреждениях, больницах и интернатах, – это всегда серьезное ЧП, имеющее в своей основе, как правило, нарушения требований санитарных правил. В статье на основе СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" конспективно рассмотрены вопросы профилактики сальмонеллеза. Публикация предназначена для руководителей медицинских организаций, врачей-инфекционистов, эпидемиологов и самого широкого круга медицинских работников.

Организация профилактики инфицирования ВИЧ, гепатитами В и С медицинских работников при выполнении ими своих профессиональных обязанностей
В статье рассмотрены вопросы профилактики инфицирования ВИЧ, гепатитами В и С медицинских работников при выполнении ими своих профессиональных обязанностей, представлены образцы нормативных документов.
В целях профилактики инфицирования ВИЧ, гепатитами В и С медицинских работников при выполнении ими своих профессиональных обязанностей приказом органа управления здравоохранением (министерством, департаментом, управлением) субъекта РФ издается соответствующий нормативно-правовой акт. Как правило, это приказ, которым утверждаются порядки взаимодействия медицинских организаций, алгоритмы действий руководителей и самих работников в аварийных ситуациях. На основе регионального документа в медицинских организациях целесообразно издать собственные приказы, содержащие необходимую порядок действий и иную необходимую информацию, включая номера телефонов, адреса, расписание работы задействованных медучреждений, инструкции по охране труда при работе с кровью и потенциально опасными в плане заражения биологическими жидкостями. Вся вышеуказанная информация в обязательном порядке доводится до исполнителей под роспись.
Основными документами по организации профилактики инфицирования ВИЧ, гепатитами В и С медицинского персонала при выполнении своих профессиональных обязанностей являются:
- алгоритм проведения мероприятий по профилактике профессионального заражения ВИЧ-инфекцией, гемоконтактными вирусными гепатитами В и С в медицинских организациях;
- алгоритм действий руководителей медицинской организации, в которой произошла медицинская аварийная ситуация;
- порядок диспансерного наблюдения за медицинскими работниками, пострадавшими в аварийных ситуациях с риском инфицирования ВИЧ;
- журнал учета аварийных ситуаций при проведении медицинских манипуляций;
- акт о медицинской аварии в учреждении.
Также утверждается состав укладки экстренной профилактики парентеральных инфекций для оказания первичной медико-санитарной помощи, скорой помощи, специализированной медицинской помощи.
Руководители медицинских организаций персонально отвечают за организацию работы по профилактике инфицирования ВИЧ, гепатитами В и С медицинского персонала при выполнении своих профессиональных обязанностей.
Главные врачи обязаны:
1) принять к исполнению приказ органа управления здравоохранением по профилактике инфицирования ВИЧ, гепатитами В и С медицинского персонала при выполнении своих профессиональных обязанностей;
2) на основе вышеуказанного приказа издать собственный локальный нормативный акт по профилактике профессионального инфицирования ВИЧ-инфекции, вирусного гепатита В и С;
3) обеспечить постконтактную профилактику ВИЧ-инфекции медицинским работникам;
4) обеспечить отделения укладками экстренной профилактики парентеральных инфекций для оказания первичной медико-санитарной помощи;
5) принять меры к обеспечению неснижаемого запаса антиретровирусных препаратов и диагностических экспресс-тестов на ВИЧ-инфекцию с круглосуточной доступностью их использования;
6) обеспечить наличие в каждом структурном подразделении инструкции на случай медицинской аварийной ситуации;
7) организовать проведение с медицинским персоналом инструктажа на рабочем месте по профилактике профессионального инфицирования ВИЧ, гемоконтактными вирусными гепатитами В и С не менее 2-х раз в год, с проведением периодических целевых опросов.

Проверки соблюдения трудового законодательства в медицинских организациях
Любая проверка – не самый приятный момент в деятельности главного врача медицинской организации, поэтому знание порядка их проведения является крайне желательным. В настоящей публикации представлен порядок проведения проверок по соблюдению трудового законодательства правовыми инспекторами труда, а также примерный перечень вопросов, подлежащих изучению при проведении таких проверок.
Проверки соблюдения трудового законодательства проводятся с целью:
- выявления нарушений трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- предупреждения работодателей о имеющихся нарушениях прав и законных интересов работников;
- обеспечения защиты социально-трудовых прав и законных интересов работников;
- принятия мер по восстановлению нарушенных прав работников и привлечению виновных должностных лиц к ответственности за нарушения трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Юридическая консультация
В рубрике «Юридическая консультация» специалисты службы Правового консалтинга ГАРАНТ отвечают на вопросы наших читателей.
 
Просмотров: 620 | Добавил: zdrav1
Всего комментариев: 0
Яндекс.Метрика