Главная » Статьи » Качество медицинской помощи |
Источник: журнал «Главный врач». Нестеров О.Л. Научный консультант редакции журнала В статье рассматриваются уровни и задачи внутреннего и ведомственного контроля качества медицинской помощи. Контроль УМП должен носить комплексный характер и не ограничиваться только экспертизой КМП. Дополнительно он должен включать: оценку состояния и эффективности использования ресурсов ЛПУ; изучение удовлетворенности пациентов качеством медицинского обслуживания; расчет и анализ показателей, характеризующих качество и эффективность медицинской помощи; оценку эффективности системы управления качеством в ЛПУ.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» под качеством медицинской помощи понимается совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата. Другими словами, качество медицинской помощи (КМП) - это характеристика, отражающая степень адекватности технологий, выбранных для достижения поставленной цели и соблюдения профессиональных стандартов при данном виде патологии с учетом индивидуальных особенностей пациента и уровня конкретного медицинского учреждения. Управление качеством медицинской помощи - совокупность мер организационного, экономического, правового, научного и медицинского характера, направленных на обеспечение правильного выполнения медицинских технологий, снижение риска ухудшения состояния пациентов и неблагоприятного социального прогноза вследствие медицинской помощи, оптимизацию расходования ресурсов медицинских учреждений. Под обеспечением качества следует понимать медицинские мероприятия, направленные на достижение заданного уровня качества медицинской помощи и удовлетворенности пациента медицинской услугой. Целью деятельности медицинского учреждения является оказание качественной и безопасной медицинской помощи населению. Обеспечение высокого качества медицинской помощи необходимо не только само по себе, но и как средство решения других проблем управления - достижения оптимальных финансовых показателей, снижения издержек, уменьшения числа производственных конфликтов, решения проблем удовлетворенности пациентов и т.д. Важнейшей функцией управления КМП является контроль, включая экспертизу КМП. Система контроля качества медицинских услуг подразумевает объективную оценку качества и повышение эффективности оказания медицинской помощи населению. Это совокупность служб, а на уровне медицинских учреждений - подразделений, обеспечивающих планомерную деятельность по сбору и анализу данных о состоянии КМП, разработке и реализации управленческих решений по улучшению КМП в целях обеспечения прав граждан в получении медицинской помощи надлежащего качества и необходимого объема. В основе контроля КМП лежат статистический анализ дефектов оказания медицинской помощи, стандарты и порядки оказания медицинской помощи, утвержденные приказами Минздрава РФ, которые соответствуют гарантированному объему медицинской помощи, иные нормативно-правовые акты (приказы, клинические рекомендации, клинические протоколы, методические рекомендации и указания и т.д.) в области организации оказания и качества медицинской помощи. Система управления КМП включает: - контроль качества проведения лечебно-диагностического процесса и его результатов; - осуществление экспертной оценки качества оказания медицинской помощи; - планирование конечных результатов; - статистическую обработку и анализ полученной информации; - выявление дефектов лечебно-диагностического процесса и их предупреждение; - подготовку предложений по улучшению качества медицинской помощи для руководителей медицинских организаций и органов управления здравоохранением. КМП во многом зависит от кадрового, финансового, материально-технического и лекарственного обеспечения медицинских учреждений. Эти факторы относят к структуре оказания медицинской помощи. Напомним, что при анализе КМП традиционно оценивают три взаимосвязанных компонента триады Донабедиана: 1) ресурсы и структуру оказания медицинской помощи (материально-техническое и лекарственное обеспечение, уровень профессиональной подготовки работников, финансовое, информационное и нормативно-правовое обеспечение, условия пребывания пациентов в ЛПУ и т.д.); 2) основные и вспомогательные процессы оказания медицинской помощи и их взаимодействие (медицинские, управленческие и информационные технологии, координация деятельности различных структурных подразделений ЛПУ и отдельных работников и т.д.); 3) результаты оказания медицинской помощи. Таким образом, контроль КМП включает не только экспертизу КМП, но и: 1) оценку состояния и эффективности использования материально-технических, финансовых, информационных и кадровых ресурсов ЛПУ; 2) изучение удовлетворенности пациентов и других заинтересованных сторон качеством медицинского обслуживания; 3) расчет и анализ показателей, характеризующих качество и эффективность медицинской помощи; 4) оценку эффективности системы управления качеством в ЛПУ. Оценка качества медицинской деятельности медицинских организаций также включает показатели их организационной деятельности и состояния здоровья обслуживаемого населения (распространенность и поздняя выявляемость социально-значимых заболеваний, первичный выход на инвалидность и смертность лиц трудоспособного возраста, инвалидность в детском возрасте, эффективность реабилитации больных и инвалидов, охват новорожденных скринингом на врожденные заболевания, показатели младенческой и детской смертности и т.д.). Важнейшим критерием оценки качества является удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон, а также самооценка работников медицинских организаций. Таким образом, в зависимости от поставленных целей контроль качества может включать в себя: - анализ результатов оказания медицинской помощи; - анализ процесса оказания медицинской помощи; - медико-экономический и финансовый анализ медицинской деятельности; - анализ результативности и эффективности организации медицинского обслуживания отдельных поло-возрастных и социальных групп населения и лиц с определенными заболеваниями; - изучение удовлетворенности пациентов и других заинтересованных сторон медицинским обслуживанием; - проверку выполнения договорных обязательств между субъектами системы медицинского страхования по вопросам качества, объема и условиям предоставления медицинской помощи и ее оплаты; - оценку организации и КМП лицам трудоспособного возраста; - проверку соблюдения порядка выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность; - оценку возможностей учреждения здравоохранения гарантировать требуемый уровень КМП; - проверку правильности применения и обоснованности тарифов, соответствия предъявленных к оплате счетов выполненному объему и качеству медицинской помощи; - другие виды контроля, осуществляемые субъектами контроля в пределах своих полномочий. На основе результатов контроля разрабатывают предложения по совершенствованию организации и повышению КМП, а затем контролируют их выполнение. Субъекты контроля организуют свою экспертную деятельность в соответствии с законодательством РФ и ведомственными нормативно-правовыми актами. Экспертиза КМП должна проводиться по единым научно обоснованным методологическим принципам, что обеспечивает достоверность и сравнимость ее результатов. Обеспечение граждан РФ гарантированным объемом медицинской помощи при надлежащем ее качестве и безопасности для пациента возможна путем: 1) внедрения медико-экономических стандартов; 2) внедрения системы гарантийных обязательств по объему, качеству и безопасности медицинской помощи; 3) разработки и внедрения методов, методик, технических и программных средств проведения экспертизы качества и безопасности медицинских услуг, обеспечивающих объективную и оперативную экспертизу качества медицинской помощи; 4) стимулирования внедрения новых медицинских и информационных технологий, высокоэффективного оборудования, медицинской техники, инструментов, материалов, лекарственных средств, биопрепаратов, улучшающих качество и безопасность медицинской помощи; 5) контроля и надзора за соблюдением требований стандартов и лицензионной деятельностью. Обеспечение доступности медицинской помощи возможно при: 1) предоставлении гарантированного объема медицинской помощи населению; 2) реальной возможности выбора пациентом лечащего врача и медицинского учреждения; 3) предоставлении необходимой и достоверной информации о медицинских и страховых услугах, качестве и безопасности услуг с указанием сведений о сертификации и лицензировании исполнителей услуг, о правах и обязанностях пациентов. Правовая и социальная защищенность пациентов возможна при реализации следующих направлений: 1) строгая персонификация гражданина, в том числе и как субъекта медицинского страхования, оформленная, прежде всего, выдачей индивидуальных страховых медицинских полисов, позволяющих отразить индивидуальную историю отношений пациента с системой здравоохранения; 2) мониторинг состояния здоровья населения по установленной системе критериев на различных уровнях; 3) разработка и внедрение системы информационной безопасности населения в виде системы мер, обеспечивающих безопасность населения от безответственной, непроверенной и непрофессиональной информации на медицинские темы, прежде всего, через средства массовой информации, от непрофессиональных рекомендаций.
Контроль качеством медицинской помощи Контроль качества медицинской помощи осуществляется путем оценки качества лечебно-диагностического процесса, результатов и структуры (ресурсов0 до оказания медицинской помощи (предварительный контроль), непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (текущий контроль) и после окончания лечения (заключительный контроль) всеми участниками системы - лечащий врач, заведующий отделением, заместитель главного врача и т.д. Наиболее распространен заключительный контроль – экспертиза КМП после оказания медицинской помощи. Предварительный контроль и текущий контроль распространены значительно реже. Основными задачами контроля являются выявление дефектов и ошибок в процессе оказания медицинской помощи и устранение их в будущем на основе разработки соответствующих корректирующих профилактических мероприятий. Экспертиза качества медицинской помощи - исследование законченного случая (случаев) оказания медицинской помощи, выполняемое экспертом КМП, на основе анализа отклонения от установленной нормы (стандартов). В задачи эксперта входит выявление дефектов и ошибок, допущенных при оказании медицинской помощи, с описанием их реальных и возможных последствий, выяснением причин их возникновения, составлением мотивированного заключения о надлежащем/ненадлежащем качестве оказания медицинской помощи. Экспертиза КМП проводится в случае: - претензии пациента (или его родственников), группы пациентов, общественных организаций в защиту прав пациентов; - претензий страховых медицинских организаций; - негативного исхода медицинской помощи (осложненное течение заболевания, хронизация при неполном выздоровлении, инвалидизация, летальный исход), которого можно было избежать; - массовых заболеваний по неустановленной причине; - инициативы самого ЛПУ или вышестоящего управления здравоохранением; - инициативы территориального фонда обязательного медицинского страхования. Предметом контроля качества и экспертизы является: - лечебно-диагностический процесс в конкретном клиническом случае; - действия врача (группы врачей) в некоторой совокупности клинических случаев; - действие лекарственного средства в конкретных клинических случаях; - уровень качества и безопасности медицинской помощи за определенный период; - уровень квалификации медицинского персонала; - уровень здоровья населения определенного региона или изменения этого уровня в результате выполнения социальной или целевой медицинской программы. Целями контроля качества и экспертизы КМП являются: 1) оценка правильности действия или решения врача, отделения ЛПУ или ЛПУ в целом в конкретном клиническом случае; 2) оценка профессионального уровня медицинского работника или группы медицинских работников, занятых в диагностическом или лечебном процессе определенного вида, по их действиям и решениям в совокупности клинических случаев; 3) оценка качества и безопасности медицинской помощи в следующих случаях: - при выполнении диагностических и лечебных процедур без отклонения от технологии; - при выполнении диагностических и лечебных процедур при отклонении от технологий; - при выполнении диагностических и лечебных процедур в экстремальных условиях; - при нарушении правил поведения и предписаний врачей со стороны пациента; 4) соблюдение стандартов и порядков оказания медицинской помощи; 5) оценка соблюдения требований других нормативно-правовых документов в области качества и организации медицинской помощи.
Уровни внутреннего и ведомственного контроля КМП в ЛПУ[1] Контроль КМП и экспертиза конкретного клинического случая осуществляются на следующих уровнях: уровень 1 - заведующего отделением (подразделением); уровень 2 - заместителей руководителя ЛПУ; уровень 3 - врачебной комиссии медицинского учреждения; уровень 4 (муниципальный) - органов управления здравоохранением городов (районов); уровень 5 (региональный) - органа управления здравоохранением субъекта РФ. Важнейшую роль в системе контроля КМП играет самостоятельный контроль непосредственным исполнителем (самоконтроль врачей и других медицинских работников). Главное здесь – формирование у работников мотивации к выявлению дефектов оказания медицинской помощи и постоянному совершенствованию лечебно-диагностического процесса на основе открытого обсуждения проблем качества, собственных ошибок и ошибок коллег, что естественно, предполагает формирование соответствующего морально-психологического климата в трудовом коллективе, стимулирующего выявление дефектов без боязни административных санкций со стороны руководства и осуждения со стороны своих коллег. Итак, контроль КМП осуществляется: ЛЕЧАЩИМ ВРАЧОМ (САМОКОНТРОЛЬ). 1. При анализе медицинской амбулаторной карты больного и личного осмотра лечащий врач поликлиники исключает дефекты, наличие которых способствует снижению качества медицинской помощи. 2. При анализе медицинской карты стационарного больного и личного осмотра лечащий врач стационара исключает дефекты, наличие которых приведет к снижению качества медицинской помощи, и своевременно проводит корректировку лечебно-диагностических мероприятий. При оказании медицинской помощи лечащим врачом необходимо строгое соблюдение требований действующего законодательства, стандартов медицинской помощи и иных нормативно-правовых актов в области КМП. НА 1 УРОВНЕ КОНТРОЛЬ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЗАВЕДУЮЩИМ ОТДЕЛЕНИЕМ. Заведующий поликлиническим отделением определяет уровень качества лечения в процессе наблюдения за пациентом, диспансеризации по соответствию набора стандартных показателей для каждой нозологической формы, заложенных в стандартах медицинской помощи, фактическому исполнению; оценивает состояние здоровья прикрепленного населения в зависимости от результатов экспертной оценки КМП. Заведующий поликлиническим отделением может использовать любые формы контроля: - личный осмотр пациента; - изучение первичной медицинской документации (заочно); - посещение больного на дому и т.д. Охват контролем у заведующего отделением должен составлять 100% больных. Заведующий стационарным отделением оценивает уровень качества лечения больного отдельными врачами по историям болезни и в результате личного осмотра больных. Оценка качества медицинской помощи конкретному пациенту на уровне заведующего стационарным отделением осуществляется в 100% случаев для своевременной коррекции лечебно-диагностического процесса при совместных осмотрах с лечащими врачами. Экспертиза процесса оказания медицинской помощи проводится по отдельным законченным в данном подразделении случаям. Экспертиза проводится по медицинской документации (медицинской карте стационарного больного, карте амбулаторного больного и др.). При необходимости может быть проведена и очная экспертиза. Экспертному контролю подлежат: - случаи повторной госпитализации по поводу одного и того же заболевания в течение года; - случаи заболеваний с удлиненными или укороченными сроками лечения (или временной нетрудоспособности). Оценка качества оказания медицинской помощи конкретному пациенту фиксируется в первичной медицинской документации или унифицированной форме журнала учета результатов контроля КМП и форме сводной информации об объемах и результатах контроля КМП. Результаты экспертизы КМП по законченному случаю при наличии дефектов регистрируются в экспертном протоколе (или картах экспертной оценки), содержащем формализованное описание дефектов и ошибок, их возможных последствий и экспертное заключение установленной формы. НА 2 УРОВНЕ КОНТРОЛЬ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЗАМЕСТИТЕЛЯМИ ГЛАВНОГО ВРАЧА МЕДИЦИНСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. Контроль качества медицинской помощи на 2 уровне осуществляется заместителями руководителя медицинского учреждения на основе: - анализа первичной медицинской документации; - личного осмотра пациентов; - при обходах подразделений учреждения; - на заседаниях врачебных комиссий (в том числе комиссий по контролю за назначением лекарственных средств). Объем контрольной деятельности на уровне всех заместителей главного врача (по медицинской части, по экспертизе временной нетрудоспособности и т.д.) составляет обычно не менее 30% от объемов 2 уровня для своевременной коррекции мероприятий по улучшению качества медицинской помощи и принятия соответствующих управленческих решений. Учет случаев контроля качества 2 уровня ведется в журнале формы N 035/у-02. Целевая экспертиза КМП индивидуальных случаев оказания медицинской помощи проводится при: - поступлении письменных жалоб пациента, его законного представителя или страхователя на КМП в медицинской организации; - поступлении запросов правоохранительных органов; - случаях летальных исходов; - случаях внутрибольничного инфицирования и осложнений; - случаях первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста. Заместителем главного врача, ответственного за проведение контроля и экспертизы КМП, ежемесячно осуществляется анализ сведений об объемах и результатах контроля качества и экспертиз качества медицинской помощи, представленной заведующими отделениями. По результатам анализа информации (ежемесячной), представленной заведующими отделениями, а также на основании личной контрольной и экспертной оценки КМП осуществляется подготовка аналитических отчетов (квартального, полугодового, годового), а также рекомендаций, проектов управленческих решений, направленных на улучшение качества медицинской помощи. НА 3 УРОВНЕ КОНТРОЛЬ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ВРАЧЕБНОЙ КОМИССИЕЙ (ВК). Одной из функций ВК также является контроль КМП. Работа ВК осуществляется в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2012 N 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» в фиксированные часы согласно внутреннему распорядку медицинского учреждения. Результаты оценки и контроля КМП фиксируются в журнале клинико-экспертной работы, форма которого утверждена приказом МЗ РФ от 21.05.2002 N 154 "О введении формы учета клинико-экспертной работы в лечебно-профилактическом учреждении". На основании информации журнала формы N 035/у-02 председателем ВК (сопредседателем) проводится анализ данных и составляется ежемесячная, ежеквартальная, полугодовая и годовая сводка об объемах и результатах качества медицинской помощи. НА 4 УРОВНЕ КОНТРОЛЬ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ ГОРОДОВ (РАЙОНОВ). Источником информации для 4 уровня контроля являются результаты аналитической оценки качества оказания медицинской помощи и экспертной оценки 3 предыдущих уровней контроля. Основными задачами контроля КМП на 4 уровне являются: - анализ деятельности медицинских учреждений городов (районов); - совершенствование и внедрение медицинских технологий; - выявление нарушений и дефектов медицинской технологии, разработка и реализация корректирующих мероприятий по устранению дефектов оказания медицинской помощи; - оценка деятельности учреждений; - принятие управленческих решений (на основе обратной связи) и оценка их результативности и эффективности. Таким образом, 4-й уровень является уровнем принятия решений на уровне муниципальном уровне. По результатам контроля 4-го уровня выносятся управленческие решения по улучшению КМП и применению индивидуальных санкций (при необходимости). НА 5 УРОВНЕ КОНТРОЛЬ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ОРГАНОМ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ СУБЪЕКТА РФ. Источником информации являются материалы предыдущих уровней контроля, результаты инспекционных проверок качества в медицинских учреждениях, данные социологических исследований, заявления и жалобы граждан. Главным внештатным специалистом-экспертом по клинико-экспертной службе (или КМП) и специалистами отдела по КМП органа управления здравоохранением субъекта РФ осуществляется оказание организационно-методической поддержки по организации контроля КМП в подведомственных и муниципальных медицинских учреждениях.
Источник: журнал «Главный врач» 2016/12 [1] В соответствии со ст. 87 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется в следующих формах: 1) государственный контроль; 2) ведомственный контроль; 3) внутренний контроль. В дополнение к указанным формам контроля в настоящее время формируется независимая система оценки качества работы государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих услуги в сфере здравоохранения. Контроль КМП, оказываемой по ОМС, рассматривается как отдельный вид контроля. Он регламентируется Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и приказом ФФОМС от 01.12.2010 N 230 "Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию". | |
Категория: Качество медицинской помощи | Добавил: zdrav1 (28.01.2018) | |
Просмотров: 53393 | |
Всего комментариев: 0 | |