22:27 Содержание июльского номера журнала «Главный врач» | |
Представляем аннотации основных статей журнала «Главный врач» N 7/2024. Подписка с любого номера без каталожных наценок в редакции (тел. (495) 541-89-22 (9-17 ч.) E-mail: zdrav1@mail.ru), на нашем сайте, а также через почтовый каталог «Почта России« (индекс П1653) или в альтернативных агентствах подписки (Урал-пресс, Пресса России, Прессинформ и др.). Паллиативная медицинская помощь Во многих странах мира отмечается неуклонный рост числа пациентов, страдающих различными нозологическими формами хронических прогрессирующих заболеваний, в том числе находящихся в терминальной стадии их развития, и нуждающихся в оказании паллиативной помощи. Рост количества таких больных связан с постарением населения, особенно в развитых странах. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) трактует паллиативную помощь как «... активную всеобъемлющую помощь пациентам с прогрессирующими заболеваниями в терминальных стадиях развития. Главной задачей паллиативной помощи является купирование боли и других симптомов, а также решение психологических, социальных и духовных проблем. Целью паллиативной помощи является достижение возможно наилучшего качества жизни пациентов и членов их семей». Вопросы оказания паллиативной помощи и вопросы эвтаназии являются актуальными не только в России, но и во многих зарубежных странах. При этом проблемам инкурабельных больных необходимо уделять гораздо больше внимания, позволяя каждому пациенту и членам его семьи получать необходимую медицинскую, психологическую, духовную, социальную и юридическую поддержку. Даже тогда, когда возможности интенсивного лечения исчерпаны и излечение бесперспективно, человек не должен оставаться без помощи и поддержки. Нужен ли скрининг на когнитивные нарушения у лиц пожилого возраста? По мнению ряда специалистов в области здравоохранения и социальной защиты скрининг на когнитивные нарушения у лиц пожилого возраста приносит больше вреда, чем пользы. Причины такой точки зрения рассмотрены в представленной публикации. Качество медицинской помощи: характеристики, принципы, процессы Обеспечение качества и безопасности медицинской помощи является основной задачей главных врачей и основным критерием оценки деятельности медицинских организаций. В представленной статье рассмотрены характеристики, принципы и процессы обеспечения качества медицинской помощи в учреждениях здравоохранения. Независимая оценка качества условий оказания услуг медицинскими организациями Статья подготовлена в целях систематизации информации о проведении независимой оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями, участвующими в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Независимая оценка качества условий оказания услуг медицинскими организациями является одной из форм общественного контроля и проводится в целях предоставления гражданам информации о качестве условий оказания услуг медицинскими организациями, а также в целях повышения качества их деятельности. Так как результаты такой оценки входят в публичный отчет высшего должностного лица субъекта РФ, вряд ли они останутся без внимания Вашего непосредственного и вышестоящего руководства. Субъективная оценка времени ожидания приема врача в очереди влияет на общую оценку качества медицинской помощи Субъективная оценка времени ожидания приема врача в очереди играет значительную роль в общей оценке качества медицинской помощи. Пациенты часто воспринимают ожидание как затянувшееся и негативное время, даже если фактически оно не такое уж и долгое. Предоставление услуги вовремя является ключевым фактором успеха и удовлетворения клиентов, поэтому важно оптимизировать процесс приема пациентов и сократить время ожидания до минимума. В противном случае длительные ожидания могут привести к ухудшению отношений с пациентами и негативным отзывам. Организация оценки медицинских технологий В статье рассмотрены цели, задачи, основные определения, организация проведения и использование в системе управления здравоохранением оценки медицинских технологий как важнейшего инструмента повышения качества и эффективности медицинской помощи. Эффективность системы здравоохранения во многом определяется эффективностью применяемых медицинских технологий. Это аксиома. Чтобы выбрать эффективные технологии нужно провести их объективную оценку. Для этого разработаны соответствующие методики. Клинические и управленческие решения в здравоохранении должны основываться на научных принципах доказательной медицины и доказанных в ходе исследований фактах и причинно-следственных связях в количественном выражении. Именно они должны лежать в основе определения политики и принятия управленческих решений в области здравоохранения. Именно на них должны основываться клинические рекомендации, протоколы лечения, стандарты и порядки оказания медицинской помощи, лежащие в основе деятельности руководителей и рядовых работников медицинских организаций. Повышение качества оценки медицинских технологий – это первый этап и важнейшая составляющая перспективного планирования здравоохранения. Следующим этапом является внедрение (на основе широкого тиражирования) современных эффективных медицинских технологий, от которых зависит качество и доступность медицинской помощи населению. В связи с актуальностью и значимостью проблемы оценки медицинских технологий редакция журнала подготовила серию статьей по организации и проведению оценки медицинских технологий. Это тот минимум, который в обязательном порядке должны знать организаторы здравоохранения. Представленный материал также незаменим для медицинских работников, занимающихся научной деятельностью. Серия статей будет состоять из следующих публикаций: 1. Организация оценки медицинских технологий (то, что Вы читаете сейчас); 2. Методика оценки медицинских технологий (часть 1); 3. Методика оценки медицинских технологий (часть 2); 4. Методики проведения ABC-, VEN-, частотного и DDD-анализов. Задачи и функции службы охраны труда в медицинской организации В соответствии с действующим законодательством руководство охраной труда в медицинской организации осуществляет ее руководитель (главный врач) и несет за это персональную ответственность. Для организации работы по охране труда руководитель создает соответствующую службу. В представленной статье на основе действующих нормативно-правовых актов рассмотрены задачи и функции службы охраны труда. Более подробно об охране труда в медицинских организациях см. в журнале «Охрана труда и пожарная безопасность в учреждениях здравоохранения». Организация контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию Если Ваша организация оказывает медицинскую помощь по обязательному медицинскому страхованию, значит ее в обязательном порядке проверяют страховые медицинские организации и фонды ОМС. На основе результатов проверок соблюдения объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС принимаются решения об оплате оказанных услуг. Об организации и проведении такого контроля рассказывается в представленных методических рекомендациях. Порядок информирования застрахованных лиц о выявленных нарушениях при оказании им медицинской помощи в соответствии с территориальной программой ОМС Порядок устанавливает правила информирования застрахованных лиц о выявленных нарушениях при оказании им медицинской помощи в соответствии с территориальной программой ОМС по результатам проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения. Гражданская оборона в медицинских организациях В статье рассмотрены задачи и особенности гражданской обороны в медицинских организациях, а также должностные обязанности работников, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны в учреждениях здравоохранения. Главный врач по должности является руководителем гражданской обороны в своей организации, поэтому основы гражданской обороны ему знать нужно. Гражданская оборона (ГО) – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Применительно к медицинской организации – это, прежде всего, защита работников и пациентов. Деятельность по ГО медицинских учреждений регламентирована соответствующими законодательными и нормативно-правовыми актами, на основе которых разрабатываются локальные документы. ГО в медицинских организациях организуется и ведется по общим принципам, как и на других объектах экономики, но с учетом особенностей медицинской деятельности и материальных возможностей. Основной особенностью учреждений здравоохранения является их участие в формировании медицинских спасательных формирований гражданской обороны (при наличии соответствующего плана-задания). Соответственно руководители органов управления здравоохранением и главные врачи медицинских организаций являются не только начальниками гражданской обороны на своих объектах, но и руководителями медицинских служб и медицинских формирований сил гражданской обороны. Пусть Вас не пугает обилие нормативно-правовых актов и методических материалов в области ГО, т.к. не все они касаются конкретно Вашей организации. Это относится и к 15 основным задачам в области ГО, содержащихся в Федеральном законе от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне». Тем не менее, руководителям и иным ответственным за ГО нужно знать общие принципы организации ГО в нашей стране. Повторим, что деятельность в области ГО четко регламентирована нормативно-правовыми актами и указаниями вышестоящих органов ГО, так что придумывать ничего не нужно. Часть медицинских организаций не относится к категориям по ГО, что значительно упрощает их работу в этом плане. В них не создаются специализированные нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (НФГО), требующие особого материально-технического обеспечения и/или подготовки работников, не возводятся защитные сооружения ГО, не создаются склады материальных запасов ГО, а многостраничные планы по ГО превращаются в короткие планы-инструкции по конкретным действиям при оповещении по сигналу ГО «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» и «ВОЗДУШНАЯ ТРЕВОГА». Вопросы эвакуации и прикрепления к защитным сооружениям в таком случае также решаются вышестоящими органами управления ГО и ЧС. Основные цели (защита людей и материальных ценностей) и задачи государственной системы ГО и Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) во многом схожи и взаимосвязаны. Тем не менее, это 2 системы со своей структурой, спецификой деятельности, силами и средствами. Однако на уровне организаций задачи ГО и защиты от ЧС решаются, как правило, одними и теми же сотрудниками и структурными подразделениями (при их наличии). Более подробно об организации ГО в медицинских организациях см. в журнале «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях». Нормативно-правовые документы Раздел содержит нормативно-правовые акты, вступающие в силу с 1 сентября - новый порядок оказания первой помощи; - перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету - общие требования к организации посещения пациента в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь - порядок оповещения законного представителя пациента, либо одного из родственников пациента, либо иного лица по указанию пациента о поступлении пациента в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке. Юридическая консультация В рубрике «Юридическая консультация» специалисты службы Правового консалтинга ГАРАНТ отвечают на вопросы наших читателей. | |
Просмотров: 452 | |
Всего комментариев: 0 | |