Новости здравоохранения - Содержание майского номера журнала «Главный врач». - 5 Мая 2024
Главная » 2024 » Май » 5 » Содержание майского номера журнала «Главный врач».
22:47
Содержание майского номера журнала «Главный врач».
Представляем аннотации основных статей журнала «Главный врач» N 5/2024. Подписка с любого номера без каталожных наценок в редакции (тел. (495) 541-89-22 (9-17 ч.) E-mail: zdrav1@mail.ru), на нашем сайте, а также через почтовый каталог «Почта России« (индекс П1653) или в альтернативных агентствах подписки (Урал-пресс, Пресса России, Прессинформ и др.).

Менеджмент качества медицинской помощи как научно-практическая дисциплина: цели, задачи, функции и методология
В статье рассматриваются цели, задачи, функции и методология управления качеством медицинской помощи. Раскрыто содержание семи принципов менеджмента качества. Представлен список действующих стандартов системы менеджмента качества. Статья предназначена для руководителей органов управления здравоохранением и главных врачей медицинских организаций, специалистов и всех интересующихся вопросами качества медицинской деятельности.
Менеджмент качества является важнейшей частью системы управления медицинскими организациями и здравоохранением в целом и тесно связан с другими аспектами отраслевого менеджмента (планирование и организация здравоохранения, управление персоналом, финансами, материальными ресурсами, информацией и т.д.).
Менеджмент качества медицинской помощи (КМП) как прикладная научно-практическая дисциплина включает в себя общую теорию менеджмента качества, накопленные эмпирические данные, методы исследования и практику использования разработанных управленческих технологий. В его основе лежат количественные методы изучения, включая статистический анализ и математическое моделирование, системный, процессный и социально-психологический подходы.
В классическом определении «Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации». Сюда еще обычно добавляют связующие процессы в виде коммуникаций и принятия решений как центрального звена теории управления. Указанные функции и связующие процессы являются также неотъемлемыми составляющими системы управления качеством.
Под менеджментом качества понимают скоординированную деятельность по управлению организацией применительно к качеству, включающую в себя разработку политики и целей в области качества, планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение качества.
Управление КМП можно рассматривать как часть менеджмента качества, носящую прикладной характер применительно к здравоохранению. Вместе с тем, учитывая объект управления и область применения, менеджмент КМП можно рассматривать и как медицинскую научно-практическую дисциплину.
Внедрение системы менеджмента качества (СМК) является стратегическим решением для медицинской организации, которое может помочь улучшить результаты ее деятельности.

Проблемы разработки и практического применения показателей качества медицинской помощи
В статье рассматриваются проблемы разработки и практического применения показателей качества медицинской помощи. Основное внимание уделяется необходимости создания системы критериев оценки, индикаторов и показателей качества медицинской помощи, что является ключевым аспектом эффективного управления в области здравоохранения. Важно отметить, что каждая заинтересованная сторона в процессе предоставления медицинской помощи может воспринимать и интерпретировать качество различным образом, что усложняет комплексную оценку. Объективная оценка качества медицинской помощи возлагается на различные заинтересованные стороны, что создает различные акценты при оценке. Понимание этих проблем имеет важное значение для улучшения качества медицинской помощи и соответствует современным теоретическим и практическим задачам в области здравоохранения.

Волонтерство в сфере охраны здоровья: цели, задачи, основные направления деятельности
В настоящее время расширяется движение добровольческой (волонтерской) деятельности в сфере охраны здоровья, соответственно руководителям органов управления здравоохранением и главным врачам медицинских организаций необходимо знать принципы организации и взаимодействия с таким общественными объединениями.
В нашей стране более 10 миллионов человек старше 18 лет активно занимаются добровольческой (волонтерской) деятельностью в Российской Федерации. Почти две трети населения (65%) считают, что деятельность волонтеров, добровольцев, всех тех, кто на безвозмездной основе помогает незнакомым людям, способствует решению проблем, стоящих перед нашим обществом.
Согласно данным исследования, проведенного Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики», 89% населения нашей страны считает важным добровольчество (волонтерство) в сфере оказания медицинской помощи, в том числе в стационарах медицинских организациях и поликлиниках. Этот вид добровольческой (волонтерской) помощи занял третье место в списке самых востребованных направлений добровольчества (волонтерства) после помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и поиска пропавших людей.
Под медицинским волонтерством понимается добровольческая (волонтерская) деятельность в сфере здравоохранения, призванная повысить качество жизни граждан на профилактическом, лечебном и реабилитационном этапах, а также оказывать информационную, консультационную, просветительскую, досугово-развлекательную поддержку населению и деятельность, направленная на организацию дополнительной помощи в осуществлении медицинской деятельности и уходе. Участниками медицинской добровольческой (волонтерской) деятельности могут стать лица, желающие добровольно оказывать безвозмездную помощь в сфере здравоохранения, независимо от уровня образования и социального статуса.

Управление качеством в медицинских организациях Европейского Союза
Публикация подготовлена по материалам комитета больниц Европейского Союза (по качеству медицинского обслуживания. В статье предоставлена информация об общих принципах оказания качественной медицинской помощи, управления качеством и проблемах, связанных с качеством медицинской помощи.
Решение проблемы оказания медицинской помощи высокого качества основано на сокращении числа медицинских ошибок, которые по-прежнему являются узким местом системы здравоохранения. Проведенные за последнее время исследования показывают, что почти каждый десятый пациент страдает от негативного влияния проведенного лечения и его неблагоприятных последствий, которых можно было бы избежать. Их доля весьма велика и ее нельзя объяснить индивидуальными особенностями пациентов.
В различных странах ЕС в рамках разных культурных традиций существуют различные концепции и принципы, касающиеся управления качеством медицинской помощи. Однако многочисленные исследования в области здравоохранения показали, что общие принципы управления качеством носят универсальный характер вполне применимы для здравоохранения разных стран. Поэтому в здравоохранении следует использовать опыт, накопленный при реализации различных программ по управлению качеством в других областях.
Учитывая число медицинских ошибок и некоторую степень неопределенности конечных результатов лечения, можно сделать вывод о том, что разработка базовых принципов управления самим процессом контроля качества все еще вызывает большие трудности, требующие разрешения. Управление любыми процессами предполагает их прозрачность и доступность для измерения. Создается впечатление, что в рамках системы здравоохранения существуют различные механизмы, которые препятствуют эффективному достижению этих целей. Зачастую, специалисты, занимающиеся здравоохранением, ощущают, что их профессиональной деятельности наносится ущерб, если прозрачность ведет к уменьшению самостоятельности. Сложный характер медицинской деятельности и индивидуальные различия пациентов также создают проблемы при определении методов, используемых для проведения оценок и управления качеством медицинских услуг. Существует потребность в разработке конструктивных мер, которые приведут к тому, что как руководители больниц, так и врачи будут следовать принципам обеспечения высокого качества медицинских услуг. Хорошим примером этого является система «Управление больницами» (Clinical Governance), которая применяется в Великобритании.
Таким образом, общие принципы и модели, применяемые для управления качеством вообще, вполне применимы к здравоохранению. Нужно изучать опыт использования этих методов в других областях с целью его применения в здравоохранении, хотя, конечно, имеются некоторые специфические черты, которые отличают здравоохранение от других областей деятельности.

Технология SBAR как инструмент повышения качества и безопасности медицинской деятельности
Технология SBAR – это методика улучшения коммуникации между медицинскими работниками, которая позволяет структурировать информацию и облегчить передачу данных о пациенте. Ее использование в медицинской организации помогает улучшить качество оказания медицинской помощи, снизить риск медицинских ошибок и повысить безопасность пациентов.

Что нужно знать главному врачу о синдроме хронической усталости
Синдром хронической усталости – малоизученное хроническое системное заболевание, о котором вроде знают, но из-за стереотипного мышления врачей и сложности диагностики диагноз обычно не ставят. Так, в США большинству (90 % !) пациентов с этим заболеванием верный диагноз поставлен не был. В нашей стране ситуация не лучше – немногие врачи дадут  больничный при усталости. В последнее время на эту патологию обратили внимание при лечении постковидных осложнений. Причем синдром хронической усталости часто путают с астеническим синдромом. Синдром хронической усталости – распространенное по факту,  но редкое по количеству правильно поставленных диагнозов заболевание, которое может привести к инвалидности, серьезным социально-экономическим и психологическим проблемам как для больных, так и для общества в целом.

Профилактика столбняка
Наступает летний период – время сезонного повышения заболеваемости столбняком. О профилактике этой инфекции рассказывается в представленной публикации, подготовленной по материалам СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней". Напомним, что столбняк представляет собой зооантропонозную бактериальную инфекционную болезнь с контактным механизмом передачи возбудителя, характеризующуюся поражением центральной нервной системы с тоническим напряжением скелетной мускулатуры, периодическими генерализованными судорогами и высокой летальностью. Диагноз устанавливается на основании клинических признаков болезни и эпидемиологического анамнеза. Лабораторная диагностика столбняка имеет второстепенное значение.

Клинические исследования как важнейшая составляющая обеспечения качества, эффективности и безопасности лекарственных средств
Клинические исследования во всем мире являются неотъемлемым этапом разработки препаратов, который предшествует его регистрации и широкому медицинскому применению. В ходе клинических исследований новый препарат изучается для получения данных о его эффективности и безопасности.
В некоторых крупных медицинских организациях проводятся клинические исследования. При их проведении необходимо соблюдать национальный стандарт РФ «Надлежащая клиническая практика» (ГОСТ Р 52379-2005). Его целью является установление единых со странами Европейского Союза, США и Японией правил клинических исследований, что должно способствовать взаимному признанию данных клинических исследований уполномоченными органами названных стран. Соблюдение указанного стандарта служит для общества гарантией того, что права, безопасность и благополучие субъектов исследования защищены, согласуются с принципами, заложенными Хельсинкской декларацией Всемирной медицинской ассоциации (ВМА), и что данные клинического исследования достоверны.

Охрана труда при работе на персональном компьютере
Современную медицинскую организацию невозможно представить без персональных компьютеров. Работники самых различных профессий и специальностей проводят за мониторами все большую часть своего рабочего времени. Многое медицинское оборудование оснащено видеотерминалами. В связи с этим правильная организация работы с персональными компьютерами и видеодисплеями является прямой обязанностью руководителей учреждений здравоохранения и специалистов по охране труда. Это не только требование трудового законодательства по обеспечению должных условий труда, но и фактор повышения качества труда и лечебно-диагностического процесса.
Развитие технологий приводит к тому, что компьютеры становятся все более удобными и безопасными для человека. В первую очередь это касается мониторов, электромагнитное излучение которых сведено к минимуму. В настоящее время негативное влияние на здоровье при работе на персональных электронно-вычислительных машинах связано не столько с «вредностью» компьютера как такового, а с незнанием правил работы с ним и неправильной организацией рабочего места.
Наиболее распространенными последствиями длительной работы за компьютером являются головные боли, повышенная утомляемость, снижение работоспособности, нарушение зрения, боли различной интенсивности в позвоночнике, плечевом, локтевом суставах и суставах кисти. Сидящая работа сама по себе провоцирует развитие и осложнения остеохондроза. Использование «мышки» и неудобная поза может привести к хроническому спазму (повышенной напряженности) мышц руки, невралгии, плекситу, обострению шейного и грудного радикулита и ряду других неврологических заболеваний.
Профилактика указанных осложнений основана на соблюдении санитарно-гигиенических требований к организации работы на компьютерах и включает в себя научную организацию рабочего места, соблюдение режима труда и отдыха, соблюдение правильной рабочей позы, выполнение комплекса упражнений для глаз и физических упражнений во время перерывов и пауз.
О рекомендациях по безопасной и комфортной работе на ПК будет рассказано в следующих публикациях на эту тему, а сегодня мы публикуем инструкцию по охране труда при работе на персональных компьютерах.

Порядок и сроки предоставления медицинскими организациями медицинских документов (их копий) и выписок из них, выдачи справок и медицинских заключений
В каждой медицинской организации должны соблюдаться порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них, справок и медицинских заключений. Основными нормативно-правовыми документами здесь являются приказы Минздрава России от 31.07.2020 N 789н "Об утверждении порядка и сроков предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них" и от 14.09.2020 N 972н (ред. от 12.11.2021) "Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений". Несоблюдение порядка и сроков предоставления медицинских документов является серьезным нарушением прав пациента или его представителей, приводит к конфликтным ситуациям и даже судебным разбирательствам. Целесообразно еще раз изучить указанные документы и провести инструктаж работников, в чьи обязанности входит выдача медицинских документов.

Юридическая консультация
В рубрике «Юридическая консультация» специалисты службы Правового консалтинга ГАРАНТ отвечают на вопросы наших читателей.
 
Просмотров: 245 | Добавил: zdrav1
Всего комментариев: 0
Яндекс.Метрика