Главная » Статьи » Медицинская статистика |
Источник: журнал «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения». Ответственность за статические сведения в государственном социальном обеспечении и здравоохранении поделена в Финляндии между двумя официальными статистическими учреждениями: Статистикой Финляндии и Национальным научно-исследовательским Центром по благосостоянию и здоровью (Stakes). Социальное обеспечение и здравоохранение Финляндии базируются на всеобщем и равном для всех доступе к нему, государственном финансировании и минимальных взносах со стороны пациентов. За последние пять лет государственный контроль был сведен к минимуму и управление передано 453 муниципалитетам (количество населения от 150 до 500 тыс.). Такая система требует достоверной и своевременной информации для обеспечения стабильного развития инфраструктуры и эффективного распределения ресурсов. Данная статья дает основную информацию о финской модели сбора сведений о социальном благосостоянии и здравоохранении, представляя их в виде статистических данных высокого качества и распространяя эти статистические данные среди пользователей как в Финляндии так и за рубежом. Мы приводим также некоторые примеры возможностей, предусматриваемых финской регистрационной системой в исследовании и развитии социального благосостояния и здравоохранения. Финляндия расположена на севере Европы. Население страны 5,1 миллиона человек, плотность населения – 16,8 человек на квадратный километр. Граждане Финляндии проживают в 453 муниципалитетах (с населением от 150 до 500 тыс.). Финляндия имеет 80-летнюю историю независимости и западной демократии. Она является членом Европейского Союза с 1995 года. Финляндия высокоразвитая промышленная страна с высоким уровнем образования. Финские компании являются лидерами рынка в нескольких отраслях с высокими технологиями (например, "Nokia" в коммуникационных технологиях). Финляндия имеет один из самых высоких показателей в мире по плотности пользования интернетом. Финская политика социального обеспечения и здравоохранения всегда делала упор на одинаковую для всех доступность услуг. Целью было предоставить услуги всем независимо от социальной группы, дохода или места постоянного проживания. Финляндия использует, например, менее 8% годового валового продукта на здравоохранение, при этом 75% поступает из государственных источников. Цель финской политики социального обеспечения и здравоохранения в будущем – гарантировать для всех групп населения еще более равный доступ к услугам социальных и медицинских служб. Корни скандинавского процветания в быстром экономическом росте, который потребовал мобилизации всех потенциальных трудовых ресурсов, в том числе матерей маленьких детей, включения их в рынок труда. Это вызвало потребность в развитии системы ухода за детьми в дневное время, а также других социальных служб. С 1996 года каждый ребенок дошкольного возраста в Финляндии обеспечен местом в муниципальном детском учреждении. Высокий процент женщин, работающих полный рабочий день, вызвал также необходимость в развитии всесторонней системы ухода за пожилыми людьми, за которыми очень редко ухаживают их дети, работающие полный рабочий день. Муниципалитеты несут основную ответственность за службы социального обеспечение и здравоохранения. Большинство из них организует работу службы социального обеспечения независимо от службы здравоохранения, функционирование которой осуществляется при участии их собственных многопрофильных медицинских центров и центральных больниц. Самые небольшие муниципалитеты образуют для этих целей совместные муниципальные властные структуры. Для предоставления специализированной помощи страна разделена на 21 район, в каждом из которых имеется несколько больниц, хотя в этом смысле Университетская больница в Хельсинки сама представляет собой такой район. Основная доля первичной медицинской помощи для людей работоспособного возраста обеспечивается медицинскими службами по месту занятости. Финляндия имеет также хорошо организованную частную медицинскую службу как для оказания первичной, так и специализированной помощи. Эта служба частично финансируется Институтом социального страхования. Около 42% всех расходов здравоохранения было потрачено на стационарное лечение и 35% – на амбулаторное лечение. Финны имеют ежегодно около 1,3 больничных дней на человека специализированной помощи и 1,5 дня первичной помощи. Каждый финн имеет ежегодно 1,1 консультацию специалиста и 4,5 первичных медицинских консультаций в государственном секторе и 0,6 в частном. Ответственность за статические сведения в государственном социальном обеспечении и здравоохранении поделена в Финляндии между двумя официальными статистическими учреждениями: Статистикой Финляндии и Национальным научно-исследовательским Центром по благосостоянию и здоровью (Stakes). Статистика Финляндии собирает и публикует статистику по экономике и рабочим ресурсам. Область деятельности Центра (Stakes) – это службы социального обеспечения и здравоохранения: статистика рождаемости, ежедневного ухода, больниц, пособий в связи с низким доходом и детских пособий, и т.д. Большинство этой информации поступает от общегосударственных регистраторов, базирующихся на персональных идентификационных номерах (PIN). Это позволяет связать различные стационарные случаи и даже разных регистраторов воедино. Национальный научно-исследовательский Центр по благосостоянию и здоровью (Stakes) является независимым неполитическим институтом, финансируемым Министерством социального обеспечения и здравоохранения. Он является государственным профессиональным центром, а его заказчики – это государственные и частные руководители, профессионалы, специалисты, администраторы, производители, исследовательские общества, исследователи, студенты, журналисты и жители в Финляндии и за границей. У Центра три взаимосвязанные задачи: исследования, банк развития и информации (статистика по социальному обеспечению и здравоохранению). Эта структура создает взаимодействие между статистиками и экспертами в области исследований социального благосостояния и здравоохранения. Центр не является административной организацией, у него нет контролирующей или наблюдательной функции. Центр Stakes обеспечивает местные органы управления информацией, необходимой для принятия решений. Это означает, что муниципалитеты могут сравнивать свою деятельность с деятельностью других муниципалитетов. Мы говорим об "эталонном сравнении" или равном обзоре. Эталонное сравнение означает сопоставление с лучшими муниципалитетами, а равный обзор – сравнение с идентичными и одинаковыми муниципалитетами. Стратегия развития информационных систем базируется на законном праве сбора общей и индивидуальной информации. Основные моменты: – база данных взаимосвязана насколько возможно с базами данных местных организации и приспособлен для их потребностей; – развитие информационного содержания в соответствии с нуждами потребителей; – всестороннее использование информационных ресурсов. Сбор данных основан на систематической кооперации поставщиков услуг и информационных потребностей, чтобы та же база данных могла быть использована для различных целей: – первичной работы клиентов/пациентов; – собственной работы руководства сервисного модуля; – маркетинг услуг сервисного модуля, сравнения услуг различных сервисных модулей; – сравнение муниципальных служб социального обеспечения и здравоохранения, а так же муниципальной, региональной и национальной политики в области социального обеспечения и здравоохранения. Концепции, классификации и определения должны быть соразмерными сейчас и в будущем. В процессе сбора данных используются современные информационные технологии. Принципами развития процесса сбора данных являются: – как можно более полное интегрирование сбора данных и информационного обслуживания в функциональную базу данных на основном уровне (база пациент/клиент, платежная база, информационные методы руководства); – как можно более быстрый процесс сбора "полевых" данных и перевод их к регистраторам и в статистику; – как можно более высокое качество данных; – как можно более быстрая автоматизация сбора данных и обработки (электронная база данных); – дальнейшее развитие информационной безопасности и кодирование для регистраторов, базирующихся на идентификационных номерах. Постоянный сбор сведений образует обширную базу совместно с научно-исследовательскими проектами и подразделениями развития Центра Stakes. Создание и использование информационных ресурсов основываются на компиляции таких аспектов как население, эффективность затрат, входные/выходные данные. Работа по разработке индикаторов фокусируется на особенностях социального обеспечения и здравоохранения, касающихся их приоритетных нужд и потребностей. Стратегией является использование информационных ресурсов для научно-исследовательской работы, поддерживающей деятельность по социальному обеспечению и здравоохранению, для планирования, принятия решений и оценки деятельности. Утилизация информационных ресурсов служит государственной социальной политике и оценке деятельности муниципалитетов и других поддерживающих служб. Кроме того, некоторые статистические данные в международных базах данных (например, WHO, OECD) по финской политике здравоохранения были подняты из баз данных Центра Stakes. Основные направления использования информационных ресурсов следующие: – удовлетворение потребностей основных клиентских групп – особенно Министерства социальных дел и здравоохранения Финляндии и муниципалитетов; – использование информационных ресурсов для научно-исследовательской работы. Центр Stakes собирает как общие сведения, так и индивидуальные (с PIN кодами). Традиционный путь передачи сведений – почтой и в виде печатных материалов. Второй путь – это использование дискет и рассылка их почтой. Основная технологическая задача состоит в том, чтобы в максимальной степени заменить информационный поток в виде печатных материалов на поток байтов, в т.ч. по E-mail. Вся собранная информация уже находится в локальных информационных системах. Настройка базы данных делает возможным выбирать только те сведения, которые требуются. Каждый производитель услуг социального обеспечения и здравоохранения имеет свой собственный институциональный контрольный номер. Центр Stakes собирает сведения из институтов социального обеспечения и здравоохранения. Производители услуг здравоохранения включают 21 (+2) госпитальный район, 250 учреждений по оказанию первичной помощи и 50 частных клиник. В службе социального обеспечения таких производителей около 1800. Это службы для оказания помощи пожилым людям, службы, направленные на решение проблем алкоголизма и наркотиков, службы для инвалидов и т.д. Имеется также обширный частный сектор, который предоставляет так называемые полуоткрытые услуги, всевозможные услуги на дому. Итоговые отчеты ежегодно посылаются в Центр Stakes. Перед отсылкой они проверяются на наличие технических ошибок. В Центре Stake данные анализируются, проверяются и корректируются как вручную, так и с помощью компьютерной программы. Процесс сбора данных имеет много этапов и зависит от возможностей поставщиков сведений. В начале процесса все заключается в заполнении форм на бумаге, в то время как в конце процесса все осуществляется при посредстве информационных технологий. Работа с социальными проблемами и проблемами здоровья требует наличия большого количества институтов и профессионалов. Регистраторы, осуществляющие сбор данных, делают возможным соединение нескольких баз данных, в которых имеется информация об одних и тех же людях. Одна из идей сбора данных состоит в том, чтобы дать автоматическую и быструю обратную информационную связь производителям услуг и отправителям информации. Свобода, предоставленная 453 муниципалитетам Финляндии в организации служб социального обеспечения и здравоохранения, вызвала значительные изменения в местных службах. Государственные регистраторы в социальном обеспечении и здравоохранении дают возможность анализировать эти службы в деталях. Используются установленные индексы пола и возраста в следующих областях: соматическая и психиатрическая стационарная помощь, использование центральных больниц, использование домов для престарелых, обслуживание и предоставление медицинских услуг на дому, учреждения для умственно отсталых и число посещений частных врачей по каждому из 453 муниципалитетов. Большинство муниципалитетов по показателям колеблется около среднего государственного уровня. Имелись группы со значительно отличающимися характеристиками. Группа из 75 муниципалитетов, например, явилась большим пользователем услуг на дому и меньшим – центров здравоохранения. Расходы социально го обеспечения и здравоохранения значительно изменялись между 10 подгруппами. Главными составляющими, связанными с изменениями в области расходов, были больницы и центры здравоохранения. Влияние служб, оказывающих услуги на дому, были статистически незначительны. Объединение муниципалитетов в группы помогает им делать сравнения со структурами, предоставляющими подобную сеть услуг. Статистическая служба имеет две основные задачи. Одна из них – минимизировать базу данных (особенно персональную). Другая – улучшить качество сведений и представлять все более детализированную статистику. Существует противоречие между опасением преувеличенной защиты данных и высокой стоимостью сбора данных, с одной стороны, и потребностями правительства, муниципалитетов, исследователей, политиков и т.д., с другой стороны. Имеется четкая потребность в более детальной статистике по открытому обслуживанию, промежуточному, институциональному и сервисной сети в целом. Стратегия – автоматизировать и стандартизировать сбор данных посредством новых технологий, и расширить сбор сведений за счет соглашений на добровольной основе. Связанная конструкция базы данных является основой для сбора сведений и отчетности. В области отчетности – переход от печатных отчетов к интернету. В будущем будет интегрированная система в Интернете, в которой будет доступ к соответствующим БД для каждого, имеющего лицензию и пароль для входа в систему. Это сформирует информационный центр для граждан, профессионалов, политиков и исследователей в Финляндии и за рубежом.
По материалам статьи "Статистика по социальному обеспечению и здравоохранению Финляндии" (авторы: Олли Ниландер и Микко Ненонен).
Источник: журнал «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения» № 7/2008. Другие статьи по теме | |
Категория: Медицинская статистика | Добавил: zdrav1 (25.08.2017) | |
Просмотров: 2062 | |
Всего комментариев: 0 | |