Основы организации статистических наблюдений в Российской Федерации - Медицинская статистика - Каталог статей - Управление здравоохранением
Главная » Статьи » Медицинская статистика

Основы организации статистических наблюдений в Российской Федерации

Источник: журнал «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения».

Статистическое наблюдение в РФ, в зависимости от характера изменения наблюдаемого социально-экономического процесса, может осуществляться как наблюдение непрерывное (текущее), т.е. систематическая регистрация фактов осуществляется по мере их возникновения, или же как наблюдение периодическое, повторяющееся через равные и более или менее продолжительные промежутки времени.

 

Наблюдение может иметь форму регулярного представления статистической отчетности или выступать в форме специально-организованного статистического наблюдения. Последнее проводится в целях сбора данных, отсутствующих в статистической отчетности, или для проверки полученной информации, или для решения самостоятельных научно-практических задач.

В последнем случае наблюдение подразделяется на переписи и сплошные обследования всех без исключения единиц, проводимые через более или менее одинаковые промежутки времени, и выборочные обследования, целью которых является получение данных, характеризующих обследуемую совокупность лишь на основании частичных данных о ней, представляющих эту совокупность с определенной, измеримой степенью достоверности.

Результаты периодического статистического наблюдения обычно собираются и обобщаются регулярно, раз в месяц, раз в квартал или раз в год. Сложные статистические обследования типа переписей, требующие длительной подготовки, могут проводиться раз в три, пять или десять лет.

Такого рода специально организованное статистическое наблюдение представляет собой, в частности, перепись населения – процесс сбора конкретных демографических и социальных данных, характеризующих в определенный момент времени или период каждого жителя страны или территории. Цель переписи населения – получить сведения о численности, составе и размещении населения для организации экономической жизни страны, определения представительства в законодательных органах и научного изучения демографических процессов.

Оперативный и бухгалтерский учет как источник статистической информации

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, финансовых обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Основные задачи бухгалтерского учета:

- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой как внутренним пользователям бухгалтерской отчетности (руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации), так и внешним (инвесторам, кредиторам и другим) пользователям бухгалтерской отчетности;

- обеспечение внутренних и внешних пользователей информацией, необходимой для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и целесообразностью этих операций, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормативами;

- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Бухгалтерский учет организуется по единой методологии и является основным видом учета в организациях. Методология бухгалтерского учета базируется на следующих основных принципах:

- ведение учета имущества, обязательств и хозяйственных операций в денежном выражении;

- допущение имущественной обособленности (активы и обязательства собственников этой организации существуют обособленно от активов и обязательств других организаций);

- допущение непрерывности деятельности организации;

- двойная запись;

- соответствие аналитического и синтетического учета;

- своевременность и полнота регистрации хозяйственных операций;

- раздельный учет текущих и капитальных затрат.

Каждый хозяйственный факт (операция) оформляется документально на бумажном или машинном носителях информации, которые имеют правовую основу. Таким образом устанавливается ответственность за выполненную хозяйственную операцию, а первичный документ приобретает юридическую силу.

В РФ введены единые положения по учету и отчетности, позволяющие получить достоверные и объективные сведения, необходимые для принятия управленческих решений. Единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РФ регулируются Федеральным законом «О бухгалтерском учете», другими федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

 

 

Организация работы по совершенствованию форм государственной статистической отчетности

Госкомстат России организует проведение государственных статистических наблюдений на основе утверждаемой Госкомстатом России официальной статистической методологии по формам федерального государственного статистического наблюдения, которые являются статистическими стандартами РФ.

Форма государственного статистического наблюдения (государственной статистической отчетности) – это формуляр установленного образца, предназначенный для сбора первичных статистических данных от отчитывающихся субъектов в виде документированной информации, содержащий вопросы программы наблюдения, информацию о периодичности представления данных, круге респондентов, адресах и сроках представления отчетности.

Статистическая информация, полученная при проведении государственных статистических наблюдений по формам государственной статистической отчетности, включает данные, обеспечивающие формирование сводной официальной статистической информации о социально-экономическом и демографическом положении страны, ее регионов, отраслей и секторов экономики.

Органы государственной власти и местного самоуправления, юридические лица, их филиалы и представительства, граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны представлять в Госкомстат России, его территориальные органы и находящиеся в ведении Комитета организации статистическую информацию, необходимую для проведения государственных статистических наблюдений, по формам государственного статистического наблюдения на безвозмездной основе.

Формы федерального государственного статистического наблюдения, утверждаемые Госкомстатом России, предназначены для сбора и обработки статистической информации в системе Госкомстата России, – централизованные, а также для сбора и обработки статистической информации в системе других федеральных органов исполнительной власти в соответствии с предметом их ведения – нецентрализованные.

Централизованные формы государственной статистической отчетности, утверждаемые Госкомстатом России, подразделяются на периодические, предназначенные для сбора статистической информации за определенный период (месяц, квартал, полугодие, год и пр.), и единовременные. Информация по формам может собираться как нарастающим итогом, так и за конкретный период, указанный в форме.

Единые требования к оформлению и построению форм государственного статистического наблюдения устанавливаются Госкомстатом России в отраслевом (ведомственном) стандарте на формуляр-образец государственного статистического наблюдения.

Указанный стандарт предполагает наличие на титульном листе каждой формы наименования и индекса формы, периодичности и сроков представления информации, адресной части с установленной схемой информационных потоков, реквизитов об утверждении формы Госкомстатом России, кодовой зоны с указанием кодов по общероссийским классификаторам технико-экономической и социальной информации, на основе которых осуществляется разработка показателей формы, а также текстовой части об обеспечении органами государственной статистики конфиденциальности представляемой отчитывающимися субъектами информации и требования к обязательности представления ими информации.

Состав и методология исчисления показателей, круг субъектов, представляющих статистическую информацию, адреса, сроки и способы ее представления, которые указываются на бланках форм государственного статистического наблюдения и в инструктивных материалах по их заполнению, являются обязательными для всех отчитывающихся субъектов и не могут быть изменены без санкций Госкомстата России.

Заполненные формы государственного статистического наблюдения подписываются руководителем организации (в случае отсутствия руководителя – лицом его замещающим), лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Госкомстат России обеспечивает в пределах своей компетенции защиту первичных статистических данных, представляемых отчитывающимися субъектами по формам федерального государственного статистического наблюдения.

Госкомстат России гарантирует отчитывающимся субъектам конфиденциальность полученной от них статистической информации по формам государственного статистического наблюдения и предусматривает соответствующую запись об обеспечении гарантии обеспечения конфиденциальности на бланках форм. Соблюдение конфиденциальности индивидуальных данных организации является основой поддержания доверия респондентов к органам статистики и залогом достоверности формируемой сводной информации.

Сбор первичной статистической информации осуществляется в целях получения сводных (агрегированных) статистических данных. Собранная статистическая информация не предназначена для использования в контрольных или фискальных целях.

Основными принципами формирования статистической информационной базы при разработке и утверждении форм федерального государственного статистического наблюдения являются их унификация и упрощение, оптимизация состава показателей, устранение фактов дублирования информации, снижение нагрузки на отчитывающиеся организации.

Сбор статистической отчетности осуществляется органами государственной статистики как на основе базовых унифицированных форм, содержащих наиболее общие экономические и структурные показатели и представляемых всеми юридическими лицами (кроме субъектов малого предпринимательства), так и на основе специализированных форм отраслевой статистики по расширенному перечню показателей и установленному кругу отчитывающихся субъектов. Учитывая типологическое деление предприятий (крупные и средние, малые) и установленный действующим законодательством упрощенный порядок представления отчетности субъектами малого предпринимательства, отдельные формы предназначены для статистического наблюдения за деятельностью этих хозяйствующих субъектов.

Информационная совместимость статистических ресурсов обеспечивается путем внедрения в статистический инструментарий общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, удовлетворяющих требованиям гармонизации с международными классификациями и стандартами.

Госкомстат России ежегодно осуществляет пересмотр форм федерального государственного статистического наблюдения, централизованных в органах государственной статистики, с целью актуализации и совершенствования системы показателей, характеризующих социально-экономические и демографические процессы в обществе, с учетом требований построения системы национальных счетов и в соответствии с международными стандартами, а также потребностями федеральных органов государственной власти и других пользователей.

Следует заметить, что важной задачей Госкомстата России является опубликование постановлений об утверждении форм и своевременное обеспечение бланками форм отчитывающихся субъектов.

В соответствии с действующим порядком постановления об утверждении форм, признанные Минюстом России не нуждающимися в государственной регистрации, подлежат опубликованию в журнале «Вопросы статистики» и являются официальной публикацией Госкомстата России. Работа по актуализации и совершенствованию форм государственной статистической отчетности – одно из основных направлений деятельности Госкомстата России.

Федеральное государственное статистическое наблюдение осуществляется также на основе форм, нецентрализованных в органах государственной статистики. Сбор и обработку информации по указанным формам осуществляют министерства и ведомства в соответствии с предметом их ведения с представлением сводных итогов в Госкомстат России.

Организация переписей и других сплошных единовременных статистических наблюдений

Слово «перепись» в русском языке означает исчерпывающий подсчет всех объектов некоторой совокупности. Причем имеется в виду не только процесс подсчета, но и запись результатов, а, возможно, и сбор некоторых данных о каждом из учтенных объектов.

Строгое определение понятия «перепись» дается только в отношении переписи населения, представляющей сбор данных о числе людей путем поименного учета всех постоянных или наличных жителей данного населенного пункта или другой административно-территориальной единицы с целью получить сведения по состоянию на определенный момент времени о числе жителей и их составе по некоторому набору социально-демографических признаков.

В других отраслях статистики столь же строгие определения процесса такого наблюдения приводятся не всегда, хотя цель и задачи учета, его программа (перечень собираемых сведений) и особенности организации сбора данных описываются, как правило, более или менее детально.

Перепись является единственным источником сведений о языковом, национальном и семейном составе населения, его образовательном уровне и других признаках, важных для организации жизни страны и международных сравнений.

Материалы переписи вместе с результатами текущего учета демографических событий и миграции дают возможность ежегодно рассчитывать для каждого региона и для страны в целом оценки численности и возрастно-полового состава населения. Возможность реализации таких расчетов, анализа и основанных на них прогнозов целиком зависит от точности учета и от согласованности программ всех трех источников данных о населении. Такая организация учета населения в России в предыдущие годы вполне себя оправдала.

Как по системе организации, так и по перечню разрабатываемых показателей отечественная демографическая статистика до последнего времени в целом соответствовала международным стандартам.

Организация общероссийских переписей населения и текущего наблюдения демографических процессов

Перепись является основным, а в ряде случаев и единственным источником данных о численности населения, его размещении по территории страны и социально-экономических характеристиках, языковом, национальном и семейном составе населения, его образовательном уровне и других признаках, важных для организации жизни страны. Перепись населения проводится регулярно, примерно 1 раз в десять лет, путем опроса всех жителей страны. При переписи учитывается не только факт проживания каждого человека, но и ряд его демографических и социальных характеристик, что позволяет получать данные об общей численности населения и о его составе по всем учтенным признакам и сочетаниям этих признаков.

Все сведения получают по состоянию на определенную дату, что дает как бы моментальную фотографию населения. Обработка данных переписи осуществляется в деперсонифицированном виде, чем обеспечивается анонимность собранных сведений. При переписи учитывается фактическое, а не формальное место жительства (по регистрации) и все сведения записываются со слов опрашиваемых, без требования документов.

Благодаря строгой организации и контролю перепись обеспечивает полный охват населения каждого региона и всей страны и считается наиболее достоверным источником демографических данных.

Вместе с тем ее следует рассматривать как один из компонентов всей системы статистической информации о населении и демографических процессах.

Другим важным компонентом системы статистического наблюдения населения является текущий учет демографических событий (рождений, смертей, заключения и расторжения брака) на основе государственной регистрации этих событий путем составления соответствующей записи акта гражданского состояния. Для получения сводных статистических данных о демографических событиях используются неперсонифицированные данные. Сбор этих сведений на основе государственной регистрации актов гражданского состояния обеспечивает полноту и высокое качество данных.

Демографические процессы измеряются обычно не абсолютным числом случаев рождения, смерти и т.д., а разного рода коэффициентами, характеризующими частоту таких событий на протяжении времени, обычно года. Текущий учет демографических событий дает числитель, а перепись населения – знаменатель для вычисления таких коэффициентов. Поэтому характеристики событий в текущем учете (их разрезы и группировки) должны, как правило, соответствовать характеристикам, учитываемым при переписи населения. Это дает возможность более детальной разработки данных для углубленного и эффективного анализа демографических процессов и их факторов, а также для демографического прогноза.

Третий компонент статистического наблюдения населения – текущий учет миграции, основанный на данных листков статистического учета мигранта, заполненных в органах внутренних дел при регистрации смены места постоянного жительства. Статистическая разработка сведений о мигрантах также осуществляется в неперсонифицированном виде.

Важно подчеркнуть, что перепись и текущий учет демографических событий и миграции составляют элементы единой системы учета, отвечающие особенностям объекта наблюдения и позволяющие оценивать численность и состав населения в годы между переписями.

В расчетах численности населения по городской и сельской местности учитываются также изменения в результате административно-территориальных преобразований – преобразование сельских населенных пунктов в городские (частично или полностью), включение их в состав городских поселений, а также преобразование городских поселений в сельские населенные пункты. Возможность реализации таких расчетов, анализа и основанных на них прогнозов целиком зависит от точности учета и согласованности программ всех трех источников данных о населении. Такая организация учета как в России, так и в других странах в предыдущие десятилетия вполне себя оправдала.

Организация выборочных наблюдений в государственной статистике

Совершенствование, развитие и реорганизация методов статистического наблюдения за счет широкого использования выборочного наблюдения и расширения сфер его приложения обусловлены эффективностью, оперативностью и экономичностью этого метода, который является одним из важнейших инструментов для получения достоверной, качественной, оперативной и общедоступной информации о состоянии экономики и социальной сферы страны и поддержания доверия общества к официальной статистике.

Внедрение выборочных методов наблюдения в статистическую практику, постоянное совершенствование их программ и методологии вызвано необходимостью осуществления качественного статистического наблюдения в условиях коренных изменений в экономике России и в государственном устройстве, повлекших за собой значительное увеличение количества наблюдаемых хозяйствующих субъектов с одновременным снижением качества представляемой ими первичной информации. Реализация данного направления нацелена на улучшение как информационного обеспечения участников хозяйственной деятельности, так и организации статистических наблюдений, отвечающих условиям рыночной экономики и требованиям эффективного ее функционирования.

Базовой основой реорганизации и развития методов статистического наблюдения является накопленный опыт организации и проведения выборочных наблюдений как в зарубежной, так и российской статистике. В нашей стране сравнительно широкое распространение получили выборочные обследования в середине 70-х годов и последующее десятилетие. Это было обусловлено, с одной стороны, расширением деловых и научных контактов между статистическими службами и научными организациями стран социалистического лагеря, а с другой стороны, – появлением в печати ряда фундаментальных исследований по современной технике выборочного наблюдения ведущих зарубежных ученых.

Все это способствовало расширению в нашей стране как сферы приложения методов выборочного наблюдения, так и исследований в направлении совершенствования его методологии и практики использования. За данный период выборочные обследования нашли применение при изучении экономических, социально-экономических и демографических проблем, касающихся как населения, так и предприятий, организаций, учреждений в отдельных отраслях экономики (промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, торговле, жилищно-коммунальном хозяйстве, здравоохранении, народном образовании и др.), а также при проведении переписей населения для сбора информации по расширенной программе наблюдения.

Необходимо особо отметить ведущее место выборочного метода при проведении периодических обследований населения. Так, например, в нашей стране постоянно функционировала (начиная с 1982 г.) выборочная бюджетная сеть домашних хозяйств, предназначенная для изучения уровня жизни семей рабочих, служащих и колхозников. В период между переписями (1979 г., 1989 г.) было проведено первое крупномасштабное выборочное социально-демографическое обследование населения по типу микропереписи (1985 г.). Регулярно проводилось такое крупномасштабное наблюдение, как обследование доходов 310 тыс. семей рабочих, служащих и колхозников. Это обследование является одним из важнейших источников как экономико-статистической информации о личных доходах и их формировании в семьях различных социальных групп населения, так и дополнительной информации для повышения точности и надежности статистического оценивания параметров, характеризующих уровень народного благосостояния по данным бюджетных обследований.

В конце 1980-х и начале 1990-х годов большое внимание уделялось исследованиям в области построения стратифицированных основ выборки, выделению типичных объектов статистического наблюдения, процедурам многомерного расслоения и снижения объемов выборки при изучении неоднородных совокупностей, использованию функции расходов при планировании выборочного наблюдения, разработке моделей построения многомерных выборок, адекватно представляющих структуру генеральной совокупности по множеству признаков, а также актуализации основ выборки и ротации выборочных совокупностей, моделей статистического оценивания в условиях неполноты информации и др.

Частично результаты исследований в данных направлениях нашли отражение в таких работах, как «Основные методологические положения по переводу сплошных наблюдений на иные формы организации сбора данных» (1992 г.) и «Методология создания территориальной выборки населения» (1991 г.), первые проекты которой разрабатывались еще в начале 70-х гг., «Методология организации выборочных обследований населения по проблемам занятости» (1992 г.), «Актуализация территориальной выборочной сети для проведения в 1993 г. обследования населения по проблемам занятости». В указанных работах дано решение ряда наиболее важных задач, связанных как с подготовкой выборочного наблюдения, так и с использованием наиболее эффективных его методов при изучении неоднородных совокупностей. Особого внимания заслуживает территориальная выборка населения (ТВН) являющаяся первой крупномасштабной выборкой, модель которой была реализована на ЭВМ, а ее формирование было осуществлено по всем республикам, входящим в состав СССР.

Выборочный массив адресной части домашних хозяйств является единственной базовой основой, которую удалось не только сохранить на начальных этапах перестройки и дважды актуализировать (1992 г. и 1993 г.), но и успешно использовать для формирования подвыборок при проведении крупномасштабных выборочных обследований населения по проблемам занятости (с 1992 г. и по настоящее время), микропереписи населения (1994 г.), бюджетов домашних хозяйств (с 1996 г. и по настоящее время). К характерным особенностям ТВН относятся: во-первых, централизованное построение и её минимальная стоимость, что было обеспечено за счет использования готовой основы выборки (т.е. информационного массива переписи 1989 г. в электронном виде); во-вторых, реализация одной из сложнейших моделей построения многомерной выборки, представительной по множеству структурных соотношений основных признаков программы переписи населения 1989 г.; в-третьих, реализация на ЭВМ и ПЭВМ соответственно как модели построения ТВН, так и всех других моделей подвыборок, предназначенных для проведения указанных выше обследований населения.

Государственные выборочные статистические наблюдения особое развитие получили в середине последнего десятилетия. В настоящее время трудно выделить какую-либо отрасль экономики, в которой не применялись бы (или не планировались для использования) выборочные методы для сбора информации о происходящих изменениях в общественной и экономической жизни России. Госкомстатом России только за период с 1998 г. по 2002 г. проведено более 50 выборочных наблюдений, являющихся значимым информационным источником для объективного и надежного управления социально-экономическими процессами, происходящими в нашей стране. Характерным для этого периода, в части организации выборочного наблюдения и расширения сфер его применения, является:

- создание Единого государственного регистра предприятий и организаций (ЕГРПО) как основного методологического инструмента, обеспечивающего полноту учета и идентификацию всех хозяйствующих субъектов в РФ, а также совместимость государственных информационных ресурсов;

- создание (на основе ЕГРПО и данных статистического наблюдения) банка данных «Бухгалтерская отчетность организаций» (БД БОО) и базы данных Генеральной совокупности (ГС), определение принципов ведения ГС, хранения информации и использования ее как основы для формирования перечней объектов конкретных статистических наблюдений;

- проектирование и создание на основе ГС в ряде отраслей и секторах экономики статистических субрегистров (в частности, организаций розничной и оптовой торговли, строительных организаций, сельскохозяйственных предприятий (РСХП), крестьянских (фермерских) хозяйств и др.), расширяющих направления использования методов несплошного наблюдения, а также определение порядка как формирования субрегистров, так и их актуализации;

- организация статистического наблюдения за субъектами малого предпринимательства в режиме квартальных выборочных обследований (распоряжение Правительства РФ от 9 октября 1995 г. № 1389-р);

- разработка регламента проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью предприятий, включающего все виды выборочных наблюдений, связанных с неполным охватом исследуемой совокупности и предполагающих распространение результатов наблюдения части совокупности на всю совокупность. Он устанавливает порядок организационного и методологического взаимодействия при проведении выборочных обследований на всех уровнях органов государственной статистики. В регламенте нашли свое отражение такие вопросы, как распределение функций по уровням организации и проведения выборочного наблюдения (т.е. на федеральном и региональном уровнях), порядок реализации программы выборочного наблюдения и его проведения, формирование основ выборки и выборочной совокупности, распространение результатов выборки на исследуемую совокупность, а также вопросы, связанные с подведением, анализом и оформлением итогов обследования;

- расширение сферы применения выборочного метода в отраслевой статистике (внутренней и внешней торговле; предприятий; труда; окружающей среды и сельского хозяйства; цен и финансов; услуг, транспорта и связи; населения; основных фондов и строительства), использование как современных технологий формирования выборочных совокупностей (многомерного расслоения, отбора с вероятностями, пропорциональными размеру, многоступенчатых, многоцелевых выборок и др.), так и созданных баз данных, включая их дальнейшее совершенствование;

- существенная реорганизация выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, предусматривающая переход от отраслевого принципа отбора семей к территориальному и формирование новой выборки домашних хозяйств (ее построение было осуществлено на базовой основе ТВН, а разработанная модель была реализована на ПЭВМ);

- реорганизация крупномасштабного обследования населения по проблемам занятости как в части его программы, так и методов сбора информации с целью повышения репрезентативности данных о численности и составе экономически активного населения, занятых и безработных, уровне экономической активности и безработицы, их динамике как в целом по России, так и в разрезе субъектов РФ;

- совершенствование методов выборочного наблюдения при проведении Всероссийской переписи населения и моделей распространения результатов ее выборочной части на генеральную совокупность.

Ориентация на преимущественно выборочные методы сбора информации потребовала решения ряда новых проблем, обусловленных особенностями рыночной экономики, к которым относятся:

- значительный рост числа объектов, подлежащих учету, и трудности организации их учета;

- усиление демографических процессов, связанных с созданием новых предприятий, их ликвидацией, изменением видов экономической деятельности и размеров предприятий, что особенно характерно для субъектов малого предпринимательства;

- неполнота информации и ощутимый рост неполучения ответов от респондентов;

- увеличение нагрузки на респондента по заполнению статистических формуляров;

- ограниченность финансовых ресурсов на сбор и обработку информации по всем действующим единицам объекта статистического наблюдения;

- снижение качества первичной информации.

Методологическое решение как данных проблем, так и вопросов, нацеленных на совершенствование методологии выборочного наблюдения в части повышения надежности и точности его результатов, нашло отражение в следующих работах:

- методология выборочного наблюдения за деятельностью малых предприятий (включая различные аспекты их деятельности);

- методология координации и ротации выборочных статистических наблюдений за малыми предприятиями (на примере статистического регистра);

- методологические рекомендации по обработке неответов предприятий при выборочных статистических обследованиях. Указанные выше методологические разработки (включая и «Регламент проведения выборочных наблюдений») характеризуют новые подходы к изучению деятельности предприятий и расширяют возможности применения выборочного наблюдения;

- методологические рекомендации по планированию и организации проведения выборочных обследований в статистике внутренней торговли на основе субрегистров;

- методологические рекомендации по формированию выборочной сети сельскохозяйственных организаций для наблюдения за ценами на реализованную сельскохозяйственную продукцию на базе регистра сельскохозяйственных производителей;

- методологические рекомендации по статистическому оцениванию данных выборочного обследования о распределении численности работников по размерам заработной платы;

- методология построения выборочной совокупности домашних хозяйств для проведения бюджетного обследования (включая методологические и практические рекомендации соответственно по контролю за ведением выборки на региональном уровне и по отбору домашних хозяйств при их недостижимости);

- методология создания выборочной сети домашних хозяйств для перевода обследований населения по проблемам занятости на квартальную периодичность (включая методические указания по проведению ротации выборочных совокупностей, планированию и построению независимых подвыборок);

- методология статистического наблюдения за сельскохозяйственным производством (включая алгоритмы по построению выборок крестьянских (фермерских) хозяйств, малых сельскохозяйственных предприятий и хозяйств населения и распространения данных на Генеральную совокупность;

- методические указания по формированию выборочной сети сельскохозяйственных предприятий для проведения многоцелевых обследований;

- методология распространения выборочных данных квартальных обследований рынка труда на всю численность населения в обследуемом возрасте (впервые в российской статистике была разработана и внедрена модель персональных коэффициентов взвешивания, скорректированных по данным текущей статистики по половозрастному составу);

- методология организации выборочного наблюдения для сбора информации по вопросам расширенной программы Всероссийской переписи населения. В работах по этой тематике впервые был разработан и внедрен ряд новых моделей как по контролю качества выборки при ручном способе ее формирования, так и по распространению выборочных данных многомерных таблиц, имеющих различную структуру и разную степень сопряженности. Кроме того, была разработана универсальная модель индивидуального взвешивания, позволяющая получать распространенные согласованные итоги по любому типу таблиц как регламентных, так и нерегламентных. Важное место в исследованиях по этой тематике принадлежало работе: «Методология статистического оценивания результатов распространения выборочных данных пробных переписей населения, сравнительный анализ и критерии надежности таблиц».

Госкомстатом России (в частности, Управлением статистического планирования и организации статистического наблюдения) и его подведомственными организациями (НИИ статистики Госкомстата России и МИПК учета и статистики Госкомстата России) проводится целенаправленная работа по совершенствованию методологии выборочного наблюдения в отдельных отраслях и секторах экономики. В рамках развития этого направления Госкомстат России организует активное сотрудничество со статистическими службами таких наиболее авторитетных международных организаций, как ООН, ОЭСР, Европейский союз, ВТО, МВФ, Мировой банк и др.

 

Литература:

1. Организация государственной статистики в РФ / Госкомстат России. – М., 2004. – 429 с.

 

 

Источник: журнал «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения» 2012/09

Другие статьи по теме
Категория: Медицинская статистика | Добавил: zdrav1 (26.08.2017)
Просмотров: 1957 | Теги: Медицинская статистика
Всего комментариев: 0
Яндекс.Метрика