Управление здравоохранением в условиях экономического кризиса - Зарубежный опыт - Каталог статей - Управление здравоохранением
Главная » Статьи » Зарубежный опыт

Управление здравоохранением в условиях экономического кризиса

Источник: журнал «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения».

Экономические кризисы случаются не только в нашей стране, но и в развитых странах. Не является исключением и Европейский регион. Европейское региональное бюро ВОЗ в своем основополагающем документе «Здоровье-2020: основы европейской политики и стратегия для XXI века» даже подготовило на этот случай рекомендации для руководителей здравоохранения.

 

«Здоровье-2020» – это основа политики, которая подходит и для благоприятной, и для менее благоприятной экономической ситуации. Тем не менее, из экономического спада и финансового кризиса последних лет можно сделать определенные выводы. Секторы здравоохранения и социального обеспечения особенно уязвимы при сокращении бюджета в периоды экономического спада не только в силу их доли в бюджете любого государства, но и вследствие зачастую слабой позиции министерств здравоохранения относительно других ведомств. Экономический кризис затронул многие страны Европейского региона и стал серьезным испытанием на верность целям социального обеспечения, включая охрану здоровья и социальную справедливость, которые во времена экономических спадов требуют, чтобы им уделялось еще больше внимания и чтобы меры политики, направленные на преодоление экономического кризиса, отражали общественные приоритеты, а не сиюминутные потребности в сохранении сбалансированного бюджета путем огульного урезания всех статей.

Последствия экономических кризисов для здоровья имеют сложный характер, и в подтверждение этому появляются все новые данные. Вместе со снижением доходов и ростом цен может сократиться число дорожно-транспортных происшествий и распространенность ожирения и может повыситься уровень социальной сплоченности. Однако психосоциальный стресс во времена экономических трудностей возрастает, приводя к росту самоубийств, появлению целого ряда нездоровых форм поведения и возрастанию спроса на медицинские услуги в связи с проблемами физического и психического здоровья.

Хотя данные, подтверждающие ту или иную закономерность, еще нуждаются в дальнейшем изучении, системы здравоохранения должны продолжать функционировать и во время экономического спада и активизировать свою деятельность по оказанию психосоциальной поддержки, особенно людям, живущим в бедности и находящимся в уязвимом положении, чтобы предупредить тяжелые последствия для состояния здоровья. Помимо влияния на здоровье, сокращение бюджетных ассигнований приводит к возрастанию финансового бремени, которое ложится на плечи людей, обращающихся за помощью вообще и за лекарственными средствами в частности. Перекладывание бремени финансирования с объединенных источников государственных средств на плечи отдельных людей, получающих помощь, путем повышения прямых платежей (плата за услуги и соплатежи) может создать для домашних хозяйств повышенный риск обнищания в результате болезни и снизить объем пользования медицинскими услугами. Это может привести в конечном итоге к росту расходов в системе здравоохранения и ухудшению последствий для здоровья отдельных лиц.

Большое влияние на здоровье населения оказывают расходы на социальное обеспечение. Как показывают имеющиеся фактические данные, рост расходов на социальное обеспечение сопровождается снижением смертности, которое в семь раз больше, чем снижение смертности при аналогичном росте валового внутреннего продукта. В тех странах, где расходы на социальное обеспечение были сохранены или даже увеличены в период резкого сокращения государственных расходов на здравоохранение, влияние такого сокращения на уровень бедности населения было весьма незначительным.

В 2009 г. Европейское региональное бюро ВОЗ и правительство Норвегии совместно организовали в Осло совещание высокого уровня. Были предложены рекомендации по выработке и осуществлению ответных мер политики, направленных на защиту интересов здоровья и бедных слоев населения, такие как придание приоритетности службам общественного здравоохранения и первичной медико-санитарной помощи, затраты на которые оправдываются достигаемой эффективностью. Участники совещания также признали важное значение обеспечения рационального использования государственных средств (больше здоровья за потраченные деньги), что служит предпосылкой для успешного отстаивания требования о выделении большего объема средств на нужды здоровья. В рекомендациях совещания в Осло приводятся аргументы в пользу введения новых налогов на продукты с высоким содержанием соли и сахара, а также повышения акцизов на алкогольную и табачную продукцию – финансовых мер, которые одновременно являются эффективными вмешательствами в области общественного здравоохранения.

Государства-члены, продолжая курс на улучшение здоровья и защиту населения от финансового бремени, связанного с обращением за медицинской помощью, использовали самые разные средства и методы. Их можно сгруппировать следующим образом:

1. Перспективное мышление. Одним из возможных вариантов является введение контрциклического государственного финансирования путем накопления резервов в фондах медицинского страхования («экономить средства в хорошие времена, чтобы расходовать их в тяжелые времена») или перераспределение налоговых поступлений на цели здравоохранения во время экономического спада. Эти контрциклические стратегии могут обеспечивать буферную защиту в краткосрочной перспективе и способны уберечь страны от принятия радикальных мер с неблагоприятными последствиями для здоровья населения.

2. Недопущение сокращений бюджета по всем статьям. Если приходится по фискальным причинам сокращать бюджет, важно не сокращать его по всем статьям, а делать это целенаправленно, для достижения определенных целей. Широко используемый и относительно надежный вариант – отсрочка инвестиций, что может дать сектору здравоохранения возможность сохранить уровень и объем медицинских услуг, в том числе услуг общественного здравоохранения, при условии, что до кризиса инфраструктура поддерживалась в должном состоянии.

3. Более целенаправленное использование государственных средств в соответствии с социальными потребностями и обеспечение защиты таким образом малоимущих и уязвимых групп населения. Сохранение доступа к медицинским услугам для малоимущих и уязвимых групп населения может уменьшить тяжесть последствий серьезного экономического спада. Ценным инструментом установления приоритетов в системе здравоохранения может быть изменение спектра услуг, включенных в пакет предусмотренных законом страховых льгот, особенно если изменения обосновываются фактическими данными и направлены на то, чтобы способствовать использованию помощи, имеющей высокую ценность (затраты на которую оправдываются ее эффективностью) и избегать использования помощи, имеющей низкую ценность.

4. Меры по повышению экономической эффективности за счет более разумного использования лекарственных средств и технологий. Для всех стран одним из важных способов смягчения последствий кризиса является повышение эффективности предоставления услуг населению. Ряд стран смогли повысить эффективность, например, за счет улучшения соотношения затрат и эффективности использования лекарственных средств и путем применения методики оценки медицинских технологий для обоснования решений о компенсации расходов на медицинскую помощь. Некоторые страны принимают также меры по сдерживанию затрат, объявляя об общем снижении цен для производителей и добиваясь снижения цен путем переговоров, осуществляя более выгодные закупки лекарственных средств через процедуру открытых торгов, усиливая курс на назначение и применение непатентованных препаратов, снижая норму прибыли для оптовых продавцов и аптек и принимая меры по оптимизации назначения лекарств.

5. Меры по повышению экономической эффективности за счет оптимизации структур предоставления услуг. Когда уровень финансирования поставщиков медицинской помощи, в частности, больниц, снижается, поставщики могут самостоятельно прибегать к нормированию оказываемых услуг, например, путем отсрочки, отказа в предоставлении и снижения ценности клинических услуг (т.е. экономить на качестве), если не будут приняты трудные структурные решения по повышению экономической эффективности больничного сектора. Кризис дает возможность проводить давно назревшие реформы с целью повышения эффективности, которые до кризиса могли быть политически менее возможными. В краткосрочной перспективе добиться экономии трудно, а риск того, что в переходный период обеспечить людей медико-санитарной помощью надлежащего качества не удастся, высок. Однако при правильном подходе можно получить существенные долгосрочные выгоды.

Министерствам здравоохранения и правительствам в целом принадлежит важная руководящая роль. Хотя предотвратить экономические спады может быть невозможно, правительства могут лучше подготовиться к трудностям, которые будут перед ними возникать. В период экономического роста крайне важно уделять внимание вопросам экономической эффективности и ответственному управлению государственными ресурсами в секторе здравоохранения, в сочетании с рациональной финансовой политикой в государственном секторе в целом, поскольку при наступлении финансового кризиса население в большей мере нуждается в социальной и медицинской помощи, и поэтому для обеспечения справедливого и эффективного всеобщего охвата этими видами помощи необходимо достаточное государственное финансирование. Те страны, которые вошли в период экономического спада, сохранив возможность использовать резервы или выдержать дефицитное расходование, смогли в гораздо большей степени защитить свое население от последствий кризиса. Успешное преодоление кризиса – это поистине общегосударственная обязанность.

 

Источник: журнал «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения» 2015/07

Другие статьи по теме
Категория: Зарубежный опыт | Добавил: zdrav1 (28.08.2017)
Просмотров: 1504 | Теги: зарубежный опыт
Всего комментариев: 0
Яндекс.Метрика