Главная » Статьи » Зарубежный опыт |
Источник: журнал «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения». Экономические кризисы случаются не только в нашей стране, но и в развитых странах. Не является исключением и Европейский регион. Европейское региональное бюро ВОЗ в своем основополагающем документе «Здоровье-2020: основы европейской политики и стратегия для XXI века» даже подготовило на этот случай рекомендации для руководителей здравоохранения.
«Здоровье-2020» – это основа политики, которая подходит и для благоприятной, и для менее благоприятной экономической ситуации. Тем не менее, из экономического спада и финансового кризиса последних лет можно сделать определенные выводы. Секторы здравоохранения и социального обеспечения особенно уязвимы при сокращении бюджета в периоды экономического спада не только в силу их доли в бюджете любого государства, но и вследствие зачастую слабой позиции министерств здравоохранения относительно других ведомств. Экономический кризис затронул многие страны Европейского региона и стал серьезным испытанием на верность целям социального обеспечения, включая охрану здоровья и социальную справедливость, которые во времена экономических спадов требуют, чтобы им уделялось еще больше внимания и чтобы меры политики, направленные на преодоление экономического кризиса, отражали общественные приоритеты, а не сиюминутные потребности в сохранении сбалансированного бюджета путем огульного урезания всех статей. Последствия экономических кризисов для здоровья имеют сложный характер, и в подтверждение этому появляются все новые данные. Вместе со снижением доходов и ростом цен может сократиться число дорожно-транспортных происшествий и распространенность ожирения и может повыситься уровень социальной сплоченности. Однако психосоциальный стресс во времена экономических трудностей возрастает, приводя к росту самоубийств, появлению целого ряда нездоровых форм поведения и возрастанию спроса на медицинские услуги в связи с проблемами физического и психического здоровья. Хотя данные, подтверждающие ту или иную закономерность, еще нуждаются в дальнейшем изучении, системы здравоохранения должны продолжать функционировать и во время экономического спада и активизировать свою деятельность по оказанию психосоциальной поддержки, особенно людям, живущим в бедности и находящимся в уязвимом положении, чтобы предупредить тяжелые последствия для состояния здоровья. Помимо влияния на здоровье, сокращение бюджетных ассигнований приводит к возрастанию финансового бремени, которое ложится на плечи людей, обращающихся за помощью вообще и за лекарственными средствами в частности. Перекладывание бремени финансирования с объединенных источников государственных средств на плечи отдельных людей, получающих помощь, путем повышения прямых платежей (плата за услуги и соплатежи) может создать для домашних хозяйств повышенный риск обнищания в результате болезни и снизить объем пользования медицинскими услугами. Это может привести в конечном итоге к росту расходов в системе здравоохранения и ухудшению последствий для здоровья отдельных лиц. Большое влияние на здоровье населения оказывают расходы на социальное обеспечение. Как показывают имеющиеся фактические данные, рост расходов на социальное обеспечение сопровождается снижением смертности, которое в семь раз больше, чем снижение смертности при аналогичном росте валового внутреннего продукта. В тех странах, где расходы на социальное обеспечение были сохранены или даже увеличены в период резкого сокращения государственных расходов на здравоохранение, влияние такого сокращения на уровень бедности населения было весьма незначительным. В Государства-члены, продолжая курс на улучшение здоровья и защиту населения от финансового бремени, связанного с обращением за медицинской помощью, использовали самые разные средства и методы. Их можно сгруппировать следующим образом: 1. Перспективное мышление. Одним из возможных вариантов является введение контрциклического государственного финансирования путем накопления резервов в фондах медицинского страхования («экономить средства в хорошие времена, чтобы расходовать их в тяжелые времена») или перераспределение налоговых поступлений на цели здравоохранения во время экономического спада. Эти контрциклические стратегии могут обеспечивать буферную защиту в краткосрочной перспективе и способны уберечь страны от принятия радикальных мер с неблагоприятными последствиями для здоровья населения. 2. Недопущение сокращений бюджета по всем статьям. Если приходится по фискальным причинам сокращать бюджет, важно не сокращать его по всем статьям, а делать это целенаправленно, для достижения определенных целей. Широко используемый и относительно надежный вариант – отсрочка инвестиций, что может дать сектору здравоохранения возможность сохранить уровень и объем медицинских услуг, в том числе услуг общественного здравоохранения, при условии, что до кризиса инфраструктура поддерживалась в должном состоянии. 3. Более целенаправленное использование государственных средств в соответствии с социальными потребностями и обеспечение защиты таким образом малоимущих и уязвимых групп населения. Сохранение доступа к медицинским услугам для малоимущих и уязвимых групп населения может уменьшить тяжесть последствий серьезного экономического спада. Ценным инструментом установления приоритетов в системе здравоохранения может быть изменение спектра услуг, включенных в пакет предусмотренных законом страховых льгот, особенно если изменения обосновываются фактическими данными и направлены на то, чтобы способствовать использованию помощи, имеющей высокую ценность (затраты на которую оправдываются ее эффективностью) и избегать использования помощи, имеющей низкую ценность. 4. Меры по повышению экономической эффективности за счет более разумного использования лекарственных средств и технологий. Для всех стран одним из важных способов смягчения последствий кризиса является повышение эффективности предоставления услуг населению. Ряд стран смогли повысить эффективность, например, за счет улучшения соотношения затрат и эффективности использования лекарственных средств и путем применения методики оценки медицинских технологий для обоснования решений о компенсации расходов на медицинскую помощь. Некоторые страны принимают также меры по сдерживанию затрат, объявляя об общем снижении цен для производителей и добиваясь снижения цен путем переговоров, осуществляя более выгодные закупки лекарственных средств через процедуру открытых торгов, усиливая курс на назначение и применение непатентованных препаратов, снижая норму прибыли для оптовых продавцов и аптек и принимая меры по оптимизации назначения лекарств. 5. Меры по повышению экономической эффективности за счет оптимизации структур предоставления услуг. Когда уровень финансирования поставщиков медицинской помощи, в частности, больниц, снижается, поставщики могут самостоятельно прибегать к нормированию оказываемых услуг, например, путем отсрочки, отказа в предоставлении и снижения ценности клинических услуг (т.е. экономить на качестве), если не будут приняты трудные структурные решения по повышению экономической эффективности больничного сектора. Кризис дает возможность проводить давно назревшие реформы с целью повышения эффективности, которые до кризиса могли быть политически менее возможными. В краткосрочной перспективе добиться экономии трудно, а риск того, что в переходный период обеспечить людей медико-санитарной помощью надлежащего качества не удастся, высок. Однако при правильном подходе можно получить существенные долгосрочные выгоды. Министерствам здравоохранения и правительствам в целом принадлежит важная руководящая роль. Хотя предотвратить экономические спады может быть невозможно, правительства могут лучше подготовиться к трудностям, которые будут перед ними возникать. В период экономического роста крайне важно уделять внимание вопросам экономической эффективности и ответственному управлению государственными ресурсами в секторе здравоохранения, в сочетании с рациональной финансовой политикой в государственном секторе в целом, поскольку при наступлении финансового кризиса население в большей мере нуждается в социальной и медицинской помощи, и поэтому для обеспечения справедливого и эффективного всеобщего охвата этими видами помощи необходимо достаточное государственное финансирование. Те страны, которые вошли в период экономического спада, сохранив возможность использовать резервы или выдержать дефицитное расходование, смогли в гораздо большей степени защитить свое население от последствий кризиса. Успешное преодоление кризиса – это поистине общегосударственная обязанность.
Источник: журнал «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения» 2015/07 Другие статьи по теме | |
Категория: Зарубежный опыт | Добавил: zdrav1 (28.08.2017) | |
Просмотров: 1482 | |
Всего комментариев: 0 | |