Главная » Статьи » Общественное здоровье |
Источник: журнал «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения». Публикация представляет собой резюме аналитического материала о причинах повышенной смертности населения России и первоочередных мерах по ее снижению. Авторы: Комаров Юрий Михайлович, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, член Бюро Исполкома Пироговского движения врачей, член Комитета гражданских инициатив и Ермаков Сергей Петрович, профессор, доктор экономических наук, главный научный сотрудник ИСЭПН РАН. С полным текстом доклада можно ознакомиться на сайте http://komitetgi.ru.
Президент РФ Владимир Путин поставил задачу разобраться в причинах роста смертности в 1 квартале Сравнение ситуации в России и в СНГ, странах Восточной и Западной Европы в части величины стандартизованного по возрасту показателя смертности, к сожалению, оказывается далеко не в нашу пользу. За последние 4 года мы рассчитали среднегодовой рост показателя ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) по России и всем европейским странам. И хотя по величине этого прироста Россия занимает 3 место среди 57 стран Европы, его темпы настолько малы, что Португалию мы догоним только через 71 год. И то, если ОПЖ там не будет расти. Словению – через 67 лет. Даже с Белоруссией сравняемся только через 5 лет. Для того, чтобы оценить наши перспективы более детально, сравним в динамике реальные успехи России в процессе снижения смертности по возрастам и по укрупненным группам причин. Исключительно неблагоприятная ситуация сложилась в наиболее активных и трудоспособных возрастах 20-59 лет. А наибольший рост количества умерших в возрастах 25-49 лет (в 4-5 раз) произошел не от сердечно-сосудистых заболеваний и новообразований. И не от травм и других внешних причин, а от заболеваний, которые рассматриваются ВОЗ как характерные преимущественно для слаборазвитых и развивающихся стран. Анализ зависимости показателя ожидаемой продолжительности жизни при рождении от общих затрат на здравоохранение в паритетных долларах по всем европейским странам свидетельствует о том, что здравоохранение в РФ неэффективно и оно развивается совсем по другим законам. Рост смертности населения России, наблюдающийся в 2015 году, является результатом не случайных колебаний, а происходит вследствие системных ошибок руководства отрасли здравоохранения. Смертность в стране не уменьшается, напротив, она растет и уже превысила 14 случаев на 1000 человек, что почти в 2 раза выше, чем 50 лет тому назад. Правда, ситуация со смертностью стала ухудшаться не сейчас, а с начала 1990-х годов, когда произошли ухудшения социально-экономических условий жизни, а также начались деструктивные изменения в здравоохранении. Судя по смертности за первый квартал Ее увеличению есть два основания. Первое, которым регулярно прикрываются чиновники от медицины, является далеко не определяющим для роста смертности. Это увеличение средней продолжительности ожидаемой жизни (СПЖ), и рост числа пожилых людей, на долю которых приходятся самые значительные коэффициенты смертности (84% у женщин и более половины у мужчин). Рождаемость, а также миграция не спасут нас от депопуляции, поскольку доля высокой смертности в этом процессе составляет 65%, а на низкую рождаемость приходится всего 35%.Однако главные причины роста смертности обусловлены серьезными просчетами в проводимой в последние годы политике в сфере здравоохранения. Они обусловлены некомпетентностью руководства в организации системы охраны здоровья и территориальной организации медицинской помощи. А это совершенно разные знания, действия и ответственность. О наличии именно этих причин, в частности, свидетельствуют стандартизованные показатели смертности, устраняющие влияние возрастного фактора. Действительно, в росте смертности от ряда острых и недегенеративных заболеваний - острые респираторные инфекции, грипп, пневмонии и их осложнения и др. - при отсутствии превышений среднестатистических сезонных уровней и их эпидемиологических порогов, в росте внутрибольничной летальности и смертности на дому после выписки никак не проявляются возрастные особенности. Хотя пожилым чаще других отказывают в госпитализации. И тут со статистикой, озвученной Счетной палатой и ВОЗ, не поспоришь. Казалось бы, государство стало больше уделять внимания здравоохранению. Функционировал соответствующий национальный проект. На модернизацию здравоохранения впервые были выделены огромные деньги, однако в больницах люди стали умирать чаще, хотя, ожидалось, что будет наоборот. Уровень госпитализации в стране не соответствует потребностям и неуклонно снижается. Значительные территориальные различия в стоимости отдельных видов медицинской помощи - в несколько раз - говорят об отсутствии единой политики в сфере здравоохранения страны. Ухудшает ситуацию снижающаяся доля расходов на здравоохранение в ВВП. В то время как затратность медицинской помощи непрерывно возрастает. И хотя, как известно, общая смертность зависит от социально-экономических условий жизни, предотвратимая ее часть, к которой полностью относится произошедший в Отмеченные ранее просчеты и ошибки обусловлены, главным образом, негласным переводом здравоохранения из социальной сферы в экономическую. В результате значительно выросли объемы платных медицинских услуг, многие из которых совершенно легко заменяют бесплатные. Обозначенная в Конституции РФ бесплатность медицинской помощи фактически таковой не является. Затраты населения в этой сфере постоянно растут, больные тратят на лекарства в 2 раза больше, чем ОМС и бюджет вместе взятые. Одной из причин снижения доступности медицинской помощи является ее нарастающая платность, о чем свидетельствуют данные Счетной палаты РФ. Наиболее высокие показатели смертности в средних и пожилых возрастах отмечаются в малых населенных пунктах. Значительному снижению доступности помощи, и, соответственно, росту смертности, способствовали ликвидация огромного числа медицинских учреждений и укрупнение некоторых из них. На 90 тысяч сократилось число медицинских кадров при их серьезном дефиците, нагрузка на врачей растет, базисная зарплата не возрастает. Особенно большое число медицинских учреждений были закрыты в малых городах, в малых населенных пунктах и на селе, что из-за значительных расстояний делает для их жителей медицинскую помощь недоступной. И ранее эти медицинские учреждения, включая роддома, были экономически невыгодными. Но тогда отчетливо понимали, что не экономика и деньги играют в здравоохранении первостепенную роль, а разумная целесообразность, основанная на потребностях населения в различных видах медицинской помощи, которые уже свыше 30 лет не определялись, поскольку соответствующие научные разработки не были нужны Минздраву РФ. В результате и программы госгарантий, и программы ОМС не имеют достаточного научного обоснования. По данным Счетной палаты РФ 17,5 тысяч населенных пунктов фактически лишены какой-либо, даже самой простейшей медицинской помощи. Однако, по нашему мнению, эти данные являются сильно заниженными, поскольку в каждом из 83 тысяч населенных пунктов проживают менее 100 жителей, в том числе в 25 тысячах - менее 10 человек. А ФАП (с фельдшером и акушеркой) целесообразно создавать на 700 человек. Самые высокие темпы вымирания, когда смертность превышает рождаемость, а миграция не спасает, отмечались в ряде областей Центральной и Северо-Западной России. Вскоре вырастет смертность и в других, пока еще относительно благополучных территориях. Самая низкая смертность - во многих национальных образованиях при относительно высокой рождаемости там. В дополнение к указанным территориям с достаточно высоким уровнем смертности, она стала за первые 4 месяца Не улучшает положение и продолжающееся нерациональное расходование государственных средств. Деньги в прямом смысле вбухиваются в тыловые медицинские учреждения. В которые при нормальной организации этапной медицинской помощи должно поступать не более 0.05-01% всех пациентов. Во всем мире вектор развития направлен в прямо противоположную сторону. Нет также понимания того, что здравоохранение - это система социального выравнивания, поскольку перед лицом болезни и смерти все абсолютно равны. Что здравоохранение предназначено для пациентов, а не наоборот. Что ведущим звеном системы охраны здоровья и медицинской помощи является правильно организованная первичная медико-санитарная помощь (ПМСП). Что в соответствии с Конституцией РФ охрана здоровья (государственная ответственность) и медицинская помощь (отраслевая ответственность) - разные вещи. Что в основе организации медицинской помощи находится система «пациент-врач», а все остальное - это обеспечивающие и не должные мешать надстройки. В росте смертности в целом виновны не врачи и медсестры, а чиновники от медицины и проводимая ими политика. Не только в малых, но практически и в средних городах РФ невозможно организовать конкуренцию медицинских учреждений как необходимого атрибута для наполовину рыночной системы ОМС в силу их малочисленности, особенностей размещения и ликвидации многих учреждений. Если следовать логике развития ОМС и организации конкуренции, то 98% медицинских учреждений полностью или частично должны быть закрыты. В больших городах, например, в Москве, произошло объединение и укрупнение разных медицинских учреждений, сопровождаемое значительным и неоправданным сокращением коек и медперсонала - при имеющемся его дефиците. Все это значительно снизило доступность медицинской помощи и привело к протестам врачей и пациентов. В результате выросли размеры самолечения и стала пополняться непонятная западному обывателю домашняя аптечка. Вызывает большие сомнения правильность понимания государственно-частного партнерства в здравоохранении. Если к серьезным просчетам - некоторые из них указаны выше - в организации медицинской помощи добавить сложности с лекарственным обеспечением, недостаточный уровень качества, неразвитость паллиативной медицинской помощи и т.д., то станут понятными вполне очевидные главные причины роста смертности в стране. Все это также имеет непосредственное отношение к преждевременной и предотвратимой смертности населения, поскольку не на все причины смерти можно по большому счету влиять.
Минздрав отверг системные ошибки4 июля на сайте Министерства здравоохранения России появилось заявление, в котором прокомментированы выводы доклада Комитета гражданских инициатив (КГИ) «Почему растет смертность в РФ?». В нем Минздрав России не согласился с выводами доклада, в котором говорится, что причинами роста смертности в 2015 году стали системные ошибки в работе министерства. В ведомстве сочли, что авторы исследования не обладают всей информацией и сообщили о снижении числа умерших в мае этого года. Ранее в самом Минздраве указывали на большое количество медицинских ошибок как на причину высокого уровня смертности в регионах.Напомним, доклад КГИ был опубликован 2 июля. В нем говорится, что «здравоохранение в РФ неэффективно и оно развивается совсем по другим законам. Рост смертности населения России, наблюдающийся в 2015 году, является результатом не случайных колебаний, а происходит вследствие системных ошибок руководства отрасли здравоохранения». Авторы приводят цифру 14 случаев смерти на 1000 человек, что «почти в 2 раза выше, чем 50 лет тому назад». В докладе также говорится, что судя по показателям смертности за первый квартал этого года, в России в 2015 году умрет более 2 млн. человек. В отчете КГИ также говорится, что доступность медицины и уровень медпомощи в стране падает.
Комментарий Минздрава России о сообщении Комитета гражданских инициативВ связи с сообщениями СМИ о том, что Комитет гражданских инициатив считает причинами роста смертности в начале 2015 года системные ошибки Минздрава, Минздрав России сообщает следующее. Министерство в ближайшее время внимательно ознакомится с докладом Комитета гражданских инициатив. Однако судя по тем тезисам доклада, которые уже были озвучены в СМИ, коллеги не в полной мере обладают необходимой информацией о ситуации в системе здравоохранения. Так, утверждение о замещении бесплатных услуг платными не соответствует действительности: по данным Росстата, в прошедшем году темп роста сектора платных медицинских услуг в 2014 году по сравнению с 2013 годом замедлился. В частности, количество пациентов, госпитализированных в 2014 году на платной основе, сократилось почти на 4%. В целом на протяжении последних десяти лет соотношение государственных и негосударственных расходов на здравоохранение оставалось практически неизменным, составляя 64-65% и 35-36% соответственно. Что касается сокращения медицинских кадров и их предполагаемого дефицита, то Минздрав России неоднократно сообщал о существующем в отрасли кадровом дисбалансе: о настоящем дефиците медицинских специалистов можно говорить только тогда, когда нужных специалистов нет на рынке труда. В настоящее же время отмечается дефицит врачей по отдельным специальностям, таким как «патологическая анатомия», «клиническая лабораторная диагностика», «рентгенология», «фтизиатрия». Важно отметить, что дефицит врачей носит не общий, а избирательный характер и сочетается с профицитом врачей других специальностей и дисбалансом врачей-специалистов на разных уровнях оказания медицинской помощи в амбулаторном и стационарном звене. В то же время впервые за последние годы кадровый дисбаланс начал выправляться. Впервые после длительного снижения увеличивается количество средних медицинских работников: в 2013 году численность специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием увеличилось более чем на 11 тыс. чел., или 0,9%. Увеличивается также количество медиков на селе. По вопросу сокращения медицинских организаций: Минздрав России неоднократно заявлял о недопустимости сокращения маломощных медицинских учреждений, особенно в труднодоступных районах. Более того, Министром здравоохранения Вероникой Скворцовой был подписан приказ о внесении изменений в Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению в части организации помощи сельским жителям. Приказ впервые описывает критерии, согласно которым в населенном пункте должна быть открыта врачебная амбулатория, фельдшерско-акушерский пункт или фельдшерский здравпункт, регламентирует оказание первичной медицинской помощи посредством выездных форм работы. В частности, документ регламентирует оказание медицинской помощи в селах с числом жителей менее 100 человек: в них медицинская помощь оказывается с помощью выездной службы и специально оборудованных домовых хозяйств, которые в обязательном порядке должны быть обеспечены связью с территориальным центром медицины катастроф. Что касается роста смертности от инфекций, включая пневмонию, необходимо отметить, что Минздрав России уделяет большое внимание профилактике этих заболеваний, включая информирование населения об их осложнениях и вакцинопрофилактику. Например, показатель смертности от туберкулеза за период январь-апрель 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года снизился на 5,5% и составил 10,3 случая на 100 тыс. населения. Интенсивность эпидемии гриппа 2015 года в России, как и во всем мире, была выше по ряду эпидемиологических критериев по сравнению с предыдущей по причине более существенных и непредсказуемых мутационных изменений у возбудителей гриппа A(H3N2), что не было учтено рекомендациями ВОЗ. Заявление о значительных территориальных различиях в стоимости отдельных видов медицинской помощи также не соответствует действительности: напротив, если в 2008-2009 годах межрегиональные различия тарифов в системе ОМС доходили до 25 раз, а к концу 2011 года в восьми регионах из десяти отклонение превышало 50%, то с начала 2013 года был впервые возвращен принцип социального равенства и солидарности при распределении государственных ресурсов здравоохранения, сократились различия в стоимости медицинской помощи одного и того же вида. Территориальные программы ОМС стали финансироваться на основе единого для всей страны подушевого норматива с учетом численности застрахованного населения и коэффициента дифференциации между регионами. В итоге дифференциация между регионами сократилась кардинальным образом. Авторы доклада указывают на рост смертности, однако следует особо подчеркнуть, что по итогам мая 2015 года уже зафиксировано снижение числа умерших по отношению к маю прошлого года на 5,9%, или примерно на 10 тыс. человек. Такая положительная динамика связана, прежде всего, с оперативно принятыми Минздравом России мерами по осуществлению мониторинга основных причин смертности населения в регионах: ведомство в еженедельном режиме мониторирует количество смертей и вызовов скорой помощи на каждом участке, оказывающем первичную медицинскую помощь – их в стране около 60 тыс.
Источник: журнал «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения» 2015/09 Другие статьи по теме | |
Категория: Общественное здоровье | Добавил: zakaz (28.08.2017) | |
Просмотров: 1533 | |
Всего комментариев: 0 | |