Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в учреждениях здравоохранения - Качество медицинской помощи - Каталог статей - Управление здравоохранением
Главная » Статьи » Качество медицинской помощи

Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в учреждениях здравоохранения

Источник: журнал «Главный врач».

Демьянов И.А. Волгоградская область

Целью внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности является обеспечение прав граждан на получение медицинской помощи необходимого объема и надлежащего качества на основе оптимального использования кадрового потенциала, материально-технических ресурсов и применения медицинских технологий в соответствии с утвержденными Минздравом России порядками оказания медицинской помощи, стандартами медицинской помощи и организационно-медицинскими технологиями медицинской помощи на этапах ее оказания.

 

Задачами внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности являются:

1) проведение контроля качества медицинской помощи, оказанной конкретным пациентам;

2) предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований к обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности, установленных законодательством РФ об охране здоровья граждан;

3) принятие мер по пресечению и (или) устранению последствий и причин нарушений, выявленных в рамках ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности;

4) обеспечение качества и безопасности медицинской деятельности, оказываемой в учреждении здравоохранения;

5) определение показателей качества деятельности учреждения здравоохранения;

6) соблюдение объемов, сроков и условий оказания медицинской помощи в учреждении здравоохранения;

7) создание системы оценки деятельности медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг;

8) выявление дефектов в организации лечебно-диагностического процесса, факторов, повлекших за собой снижение качества оказания медицинской помощи, и установление причин их возникновения;

9) регистрация результатов проведенного контроля качества и безопасности медицинской деятельности;

10) оценка выводов о качестве и безопасности медицинской деятельности, сделанных на нижестоящих уровнях внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;

11) выбор оптимальных управленческих решений и проведение мероприятий, направленных на предупреждение возникновения дефектов в организации и оказании медицинской помощи, повышение эффективности использования ресурсов медицинской организации;

12) оценка оптимальности использования кадровых и материально-технических ресурсов учреждения здравоохранения;

13) оценка организационных технологий оказания медицинской помощи;

14) изучение удовлетворенности граждан оказанной медицинской помощью;

15) подготовка предложений для руководителя учреждения здравоохранения, направленных на устранение причин возникновения дефектов медицинской помощи, повышение качества и эффективности оказываемой медицинской помощи;

16) принятие руководителем учреждения здравоохранения (или должностным лицом, ответственным за организацию внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности) управленческих решений, направленных на устранение причин возникновения дефектов оказания медицинской помощи, повышение качества и эффективности оказываемой медицинской помощи, совершенствование организационных технологий оказания медицинской помощи;

17) планирование мероприятий, направленных на устранение причин возникновения дефектов оказания медицинской помощи, повышение качества и эффективности оказываемой медицинской помощи, совершенствование организационных технологий оказания медицинской помощи;

18) осуществление контроля реализации принятых управленческих решений или выполнения плана мероприятий по устранению выявленных нарушений.

Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности включает в себя контроль:

1) соблюдения стандартов и порядков оказания медицинской помощи, утвержденных Минздравом России;

2) соблюдения безопасных условий труда, требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению);

3) соблюдения медицинскими и фармацевтическими работниками, руководителями государственных учреждений здравоохранения ограничений, применяемых к ним при осуществлении профессиональной деятельности.

Порядок организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности устанавливается руководителем учреждения здравоохранения с учетом специфики деятельности, структуры, штатного расписания.

Мероприятия по осуществлению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности должны быть включены в планы работы учреждения здравоохранения.

Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности не может проводиться должностными лицами, ответственными за проведение внутреннего контроля в случаях, когда медицинская помощь оказывалась самими ответственными за проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Для участия в проведении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности могут привлекаться главные внештатные специалисты (других медицинских организаций, НИИ, ВУЗов и т.д.).

Руководителем учреждения здравоохранения обеспечивается обучение работников, осуществляющих проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, в рамках программ дополнительного образования, включающих вопросы обеспечения, управления, контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Ответственность за организацию и проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности несет руководитель учреждения здравоохранения.

 

Внутренний контроль соблюдения порядков и стандартов оказания медицинской помощи

Объектом внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в части соблюдения стандартов и порядков оказания медицинской помощи является медицинская помощь, оказываемая в учреждении здравоохранения.

При проверке соблюдения порядков оказания медицинской помощи оцениваются:

1) соблюдение выполнения этапов, условий и сроков оказания медицинской помощи по соответствующему виду, профилю заболеваний или состояний;

2) соответствие учреждения здравоохранения, его структурных подразделений и врачей требованиям положений, регламентированных порядками оказания медицинской помощи;

3) соблюдение требований стандартов оснащения учреждения здравоохранения и его структурных подразделений;

4) соответствие штатного расписания и оснащения учреждения здравоохранения рекомендуемым штатным нормативам;

5) соответствие деятельности организации иным установленным положениям, исходя из особенностей оказания медицинской помощи.

При проверке соблюдения стандартов медицинской помощи оцениваются:

1) соблюдение выполнения медицинских услуг в зависимости от усредненных показателей частоты и кратности их применения, обоснованность назначения медицинских услуг, имеющих усредненную частоту менее 1,0, полнота выполнения услуг с усредненной частотой 1,0;

2) обоснованность и полнота назначения лекарственных препаратов, компонентов крови;

3) обоснованность и полнота назначения имплантируемых в организм человека медицинских изделий;

4) обоснованность и полнота назначения видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания;

5) иные положения, исходя из особенностей заболевания (состояния).

Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в части соблюдения стандартов и порядков оказания медицинской помощи (далее – качества медицинской помощи) осуществляется по трехуровневой системе:

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ контроля качества медицинской помощи: заведующие отделениями (структурных подразделений) учреждения здравоохранения проводят экспертную оценку качества и безопасности медицинской деятельности в части соблюдения стандартов и порядков оказания медицинской помощи, осуществляя постоянный контроль за исполнением специалистами функций по организации и проведению лечебно-диагностического процесса;

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ контроля качества медицинской помощи: заместители руководителя учреждения здравоохранения (в разрезе структурных подразделений и медицинской организации в целом) осуществляют выборочный контроль качества медицинской помощи, в том числе и путем проведения реэкспертизы контроля качества случаев оказания медицинской помощи первого уровня, оценки конкретных случаев оказания медицинской помощи, в ходе которого выявляют дефекты в организации работы, их причины и разрабатывают мероприятия по их устранению;

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ контроля качества медицинской помощи: врачебная комиссия (подкомиссия) учреждения здравоохранения (проводится контроль безопасности медицинской деятельности в части соблюдения стандартов и порядков оказания медицинской помощи (качества медицинской помощи) в наиболее сложных и конфликтных ситуациях, требующих комиссионного рассмотрения, осуществляются целевые экспертизы, анализируются результаты внутреннего контроля качества медицинской помощи и при ненадлежащем качестве оказания медицинской помощи принимаются или рекомендуются руководителю медицинской организации соответствующие управленческие решения).

Приказом руководителя учреждения здравоохранения назначается должностное лицо (из числа заместителей), ответственное за организацию внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в части соблюдения стандартов и порядков оказания медицинской помощи. Указанное должностное лицо является председателем врачебной комиссии или председателем врачебной подкомиссии по контролю качества медицинской помощи.

Должностным лицом, ответственным за организацию внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, разрабатывается положение о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности медицинской организации в части соблюдения стандартов и порядков оказания медицинской помощи, регламентирующее с учетом структуры, штатного расписания и специфики деятельности медицинской организации:

1) уровни контроля качества медицинской помощи;

2) объемы проведения контроля качества медицинской помощи на каждом уровне контроля;

3) случаи, подлежащие контролю качества медицинской помощи в обязательном порядке;

4) обязанности должностного лица, ответственного за организацию контроля качества медицинской помощи в учреждении здравоохранения;

5) обязанности ответственных лиц за проведение контроля качества медицинской помощи;

6) порядок и периодичность оценки выводов, сделанных на нижестоящих уровнях контроля качества медицинской помощи;

7) порядок оформления и анализа результатов контроля качества медицинской помощи.

Заведующие отделениями (структурными подразделениями) и заместители руководителя учреждения здравоохранения являются ответственными лицами за проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в части соблюдения стандартов и порядков оказания медицинской помощи на первом и втором уровнях в соответствии с приказом руководителя медицинской организации.

Внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности в части соблюдения стандартов и порядков оказания медицинской помощи со стороны заведующих отделениями в обязательном порядке подлежат следующие случаи:

1) ПРИ ОКАЗАНИИ АМБУЛАТОРНОЙ ПОМОЩИ:

- летальных исходов у детей и лиц трудоспособного возраста;

- летальных исходов на дому от управляемых причин;

- ятрогенные осложнения при лечении, диагностических мероприятиях;

- первичного выхода на инвалидность детей и лиц трудоспособного возраста;

- все случаи внутрибольничных инфекций;

- заболеваний с удлиненным или укороченным сроком лечения более, чем на 50% от установленного стандартом медицинской помощи или при отсутствии утвержденного стандарта – средне сложившегося для всех лиц в отчетном периоде с данным заболеванием;

- расхождения заключительного клинического диагноза, установленного в амбулаторных и стационарных условиях;

- расхождения клинического диагноза до и после проведения оперативного вмешательства;

- расхождения заключительного клинического диагноза и патолого-анатомического диагноза;

- первичное выявление запущенных заболеваний онкологического и фтизиатрического профилей;

- случаи, сопровождавшиеся жалобами граждан или их законных представителей на доступность и качество оказания медицинской помощи;

- случаи выявления дефектов оказания медицинской помощи контролирующими органами и организациями.

2) ПРИ ОКАЗАНИИ СТАЦИОНАРНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ:

- случаи летальных исходов в структуре стационарного отделения;

- случаи, сопровождающиеся ятрогенными осложнениями, внутрибольничным инфицированием, нежелательными реакциями на применение лекарственных препаратов, неблагоприятными событиями, связанными с применением, хранением, обработкой, обслуживанием, утилизацией медицинских изделий;

- случаи повторной госпитализации пациента по поводу одного и того же заболевания в течение трех месяцев, если госпитализация не была ранее запланирована;

- случаи заболеваний с удлиненным или укороченным сроком лечения более, чем на 50% от установленного стандартом медицинской помощи;

- случаи расхождений заключительного клинического диагноза и патолого-анатомического диагноза;

- случаи расхождений клинического диагноза до и после проведения оперативного вмешательства;

- случаи, сопровождавшиеся жалобами граждан или их законных представителей на доступность и качество оказания медицинской помощи;

- случаи выявления дефектов оказания медицинской помощи контролирующими органами и организациями.

Заместитель руководителя по медицинской части в обязательном порядке осуществляет внутренний контроль качества медицинской помощи случаев смерти в структуре стационарного отделения; заместитель руководителя по амбулаторно-поликлинической работе осуществляет внутренний контроль качества и безопасности медицинской помощи случаев смерти на дому. Исполнение обязанностей по осуществлению внутреннего контроля качества медицинской помощи заместителями по тому или иному курируемому направлению возлагается приказом руководителя учреждения здравоохранения.

Всеми заместителями руководителя учреждения здравоохранения в обязательном порядке осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности по случаям обращения граждан в вышестоящие органы и организации с жалобами по курируемым направлениям медицинской деятельности.

В первую очередь осуществляется контроль случаев оказания медицинской помощи, подлежащих обязательному внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности в части соблюдения стандартов и порядков оказания медицинской помощи. Все прочие случаи оказания медицинской помощи должны иметь одинаковую возможность быть подвергнутыми проверке, что обеспечивается статистическим методом "случайной выборки".

Объемы проведения контроля качества медицинской помощи определяются с учетом структуры, мощности структурных подразделений и объемов оказываемой медицинской помощи. Рекомендовано установить следующие обязательные объемы проведения контроля качества:

- для каждого заведующего стационарным отделением (подразделением) – не менее 5% законченных случаев ежемесячно;

- для заведующих структурными подразделениями государственных учреждений здравоохранения оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях и вне медицинской организации, ежемесячно не менее 30 законченных случаев;

- для заведующих структурными подразделениями государственных учреждений здравоохранения оказывающих медицинскую помощь в условиях дневного стационара и в стационарных условиях – ежемесячно 5% от числа законченных случаев оказания медицинской помощи;

- заместители руководителя по клинико-экспертной работе, медицинской части, амбулаторно-поликлинической помощи проводят не менее 50 экспертиз (плановая и целевая) в течение квартала, включая случаи обязательной экспертизы (из них не менее 3% случаев – ретроспективный анализ случаев внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, проведенных заведующими отделениями (структурными подразделениями));

- для заведующих женскими консультациями – 100% законченных случаев диспансерного наблюдения за беременной и не менее 10% законченных случаев по поводу заболеваний гинекологического профиля;

- заведующий диагностическим подразделением осуществляет текущий контроль 5% врачебных заключений (по первичным медицинским документам) в течение месяца. В ходе указанного контроля заведующими отделениями при необходимости проводятся контрольные повторные диагностические исследования, особое внимание уделяется случаям с диагностически сложной патологией.

Приказом руководителя учреждения здравоохранения определяется объем проведения врачебной комиссией (подкомиссией) внутреннего контроля качества медицинской помощи.

 

Методика проведения контроля качества медицинской помощи

Внутренний контроль качества медицинской помощи проводится по первичной медицинской документации:

- медицинская карта амбулаторного больного (форма N 025/у-04);

- медицинская карта стационарного больного (форма N 003/у);

- индивидуальная карта беременной и родильницы (форма N 111/у);

- история родов (форма N 096/у);

- история развития новорожденного (форма N 097/у);

- история развития ребенка (форма N 112/у);

- карта вызова скорой медицинской помощи (форма N 110/у);

- иная медицинская документация, содержащая информацию о медицинской помощи, оказанной в конкретном проверяемом случае.

Заведующими структурными подразделениями ежемесячно проводится анализ количества, характера выявленных дефектов, их структуры и влияния на исход заболевания, их причин по отдельным врачам, нозологическим единицам, согласно утвержденным руководителем учреждения объемам, показаниям и порядкам проведения контроля качества и безопасности медицинской деятельности (ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ КОНТРОЛЯ).

В стационарных отделениях на каждый случай внутреннего контроля качества медицинской помощи на первом уровне контроля (заведующими отделениями) заполняется "Экспертная карта по оценке качества и технологии оказания медицинской помощи".

В учреждении здравоохранения, осуществляющем диспансерное наблюдение за беременными, на каждый случай внутреннего контроля качества и безопасности медицинской помощи на первом уровне (заведующими отделениями) заполняется "Экспертная карта по оценке качества и технологии диспансерного наблюдения за беременной". Экспертиза качества и технологии диспансерного наблюдения за беременной проводится по всем законченным в данном учреждении случаям и является функцией заведующего женской консультацией.

В учреждениях здравоохранения оказывающих амбулаторную медицинскую помощь, на каждый случай внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности на первом уровне (заведующими отделениями) заполняется "Экспертная карта по оценке законченного случая заболевания (взрослого, ребенка) в амбулаторных условиях".

В результате статистической обработки рассчитываются интегрированные показатели, характеризующие качество и эффективность диагностических и лечебно-профилактических мероприятий.

Заполненные "Экспертная карта по оценке качества и технологии оказания медицинской помощи", "Экспертная карта по оценке качества и технологии диспансерного наблюдения за беременной", "Экспертная карта по оценке законченного случая заболевания (взрослого, ребенка) в амбулаторных условиях" на пролеченного больного вместе с медицинской картой передаются на экспертизу должностному лицу, ответственному за организацию внутреннего контроля качества медицинской помощи.

Заведующими отделениями (структурными подразделениями) проводится анализ результатов проведенного в пределах своих полномочий внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности с ежеквартальным предоставлением письменного отчета и анализа, с предложениями, направленными на устранение причин возникновения дефектов медицинской помощи, повышение качества и эффективности оказываемой медицинской помощи, курирующему заместителю руководителя учреждения здравоохранения для рассмотрения и принятия соответствующих управленческих решений до 10 числа месяца, следующего за отчетным.

НА ВТОРОМ УРОВНЕ КОНТРОЛЯ (проводится заместителями главного врача) с учетом данных контроля на первом уровне ежеквартально и ежегодно проводится анализ:

- количества, характера выявленных дефектов, их структуры и влияния на исход заболевания, причин дефектов по отдельным врачам, нозологическим единицам, отделениям (подразделениям);

- динамики числа и структуры дефектов по подразделениям.

Заместители руководителя учреждения здравоохранения фиксируют результаты контроля качества в Журнале внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

По результатам экспертизы случая оказания медицинской помощи ответственные за проведение контроля в журналах внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности по каждой составляющей случая оказания медицинской помощи определяют коэффициент качества медицинской помощи (КМП). Далее выносят итоговое заключение о качестве медицинской помощи на основании итогового коэффициента качества:

- качественно оказанная медицинская помощь (КМП > 0,8);

- качественно оказанная медицинская помощь, сопровождавшаяся единичными случаями отступления от правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, своевременности оказания медицинской помощи, которые не привели и не могли привести к ухудшению состояния здоровья пациента или его смерти (КМП 0,55-0,8);

- медицинская помощь, оказанная несвоевременно, с несоответствием выбранных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации установленным на данный период стандартам и современному уровню медицинской науки и технологий с учетом объективно имеющихся потребностей отдельных пациентов, повлекшая причинение вреда жизни и здоровью пациента (КМП < 0,55).

Заместителями руководителя учреждения здравоохранения ежеквартально проводится анализ предоставленных заведующими отделениями (структурными подразделениями) письменных отчетов и анализа проведенного внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, а также результатов проведенного в пределах своих полномочий внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (в том числе ретроспективного анализа работы заведующих отделениями (структурными подразделениями)) с ежеквартальным предоставлением письменного отчета и анализа, предложениями, направленными на устранение причин возникновения дефектов медицинской помощи, повышение качества и эффективности оказываемой медицинской помощи, должностному лицу, ответственному за организацию внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (председателю врачебной комиссии, председателю врачебной подкомиссии по контролю качества и безопасности медицинской деятельности) для рассмотрения и принятия соответствующих управленческих решений.

НА ТРЕТЬЕМ УРОВНЕ КОНТРОЛЯ (врачебная комиссия) ежеквартально и ежегодно проводится анализ:

- конечных показателей работы учреждения по сравнению со средними областными показателями, показателями по РФ (основные показатели здоровья населения и деятельности медицинской организации);

- влияния выявленных дефектов на развитие учреждения, включая нерациональное и неэффективное использование ресурсов.

Решения врачебной комиссии (врачебной подкомиссии) по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности оформляются в виде протокола в соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н "Об утверждении Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации". Решение врачебной комиссии считается принятым, если его поддержало две трети членов врачебной комиссии. Протоколы решений врачебной комиссии подлежат хранению в течение 10 лет. Выписка из протокола решения врачебной комиссии выдается на руки пациенту либо его законному представителю на основании письменного заявления.

Председателем врачебной комиссии в рамках общего отчета о работе врачебной комиссии ежеквартально письменно предоставляются руководителю учреждения здравоохранения отчет и анализ проведенного внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности с предложениями, направленными на устранение причин возникновения дефектов медицинской помощи, повышение качества и эффективности оказываемой медицинской помощи, для рассмотрения и принятия соответствующих управленческих решений.

Руководитель учреждения здравоохранения по итогам календарного года предоставляет в вышестоящий орган управления здравоохранением отчет и анализ проведенного внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности с указанием управленческих решений и мероприятий, направленных на устранение причин возникновения дефектов медицинской помощи, повышение качества и эффективности оказываемой медицинской помощи.

 

Внутренний контроль соблюдения медицинскими работниками ограничений, применяемых к ним при осуществлении профессиональной деятельности

Задачей контроля обоснованности назначения и правил выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания является контроль соблюдения требований действующего законодательства по данному виду работы.

Контроль обоснованности назначения и правил выписывания лекарственных препаратов осуществляется лицом в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя учреждения здравоохранения о назначении ответственного за данный вид работы и утвержденным в организации нормативным актом (Положением), регламентирующим данный вид работы.

Ежемесячно обязательному контролю на первом уровне подлежат 10-15% случаев выписки льготных рецептов. Обязательному контролю на втором уровне подлежат 10-15% случаев выписки льготных рецептов ежеквартально и 100% всех претензий граждан по вопросам лекарственного обеспечения.

Обязательному контролю на третьем уровне (врачебная комиссия) подлежат случаи назначения гражданам лекарственных препаратов:

1) разрешенных к медицинскому применению при оказании стационарной медицинской помощи, но не входящих в стандарты медицинской помощи и территориальные Перечни жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, необходимых для оказания стационарной медицинской помощи, медицинской помощи в дневных стационарах, а также скорой и неотложной медицинской помощи;

2) входящих в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, анаболических гормонов, иных лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, при оказании амбулаторно-поликлинической помощи;

3) при оказании амбулаторно-поликлинической помощи гражданам, имеющим право на получение лекарственных препаратов бесплатно и со скидкой при назначении пяти и более лекарственных препаратов одномоментно и свыше десяти в течение одного месяца;

4) при оказании амбулаторно-поликлинической помощи и назначении специальных препаратов при отсутствии врачей-специалистов:

- наркотических и противоопухолевых препаратов (больным с онкологическим или гематологическим заболеванием) при отсутствии рекомендаций онколога и/или гематолога, нефролога, ревматолога и др.;

- иммуномодуляторов – при отсутствии рекомендаций гематолога и/или онколога (после проведения лучевой и/или химиотерапии, пересадки костного мозга), иммунолога (больным СПИДом или другими тяжелыми нарушениями иммунитета), трансплантолога (после пересадки органов и тканей), ревматолога, иных специалистов;

- противотуберкулезных – при отсутствии рекомендаций фтизиатра;

- противодиабетических и прочих лекарственных средств, влияющих на эндокринную систему – при отсутствии рекомендаций эндокринолога;

5) разрешенных к медицинскому применению, но не входящих в Перечень лекарственных препаратов, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 18.09.2006 N 665 "Об утверждении Перечня лекарственных препаратов, в том числе перечня лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг".

При осуществлении контроля качества лекарственного обеспечения проверяется:

1) качество ведения учетной документации;

2) хранение и выдача рецептурных бланков;

3) качество и своевременность определения потребности в необходимых лекарственных препаратах, выписываемых врачами (фельдшерами);

4) соответствие назначенного лечения стандартам медицинской помощи и Перечню лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

5) количество одновременно выписываемых лекарственных препаратов и фармакоэкономическую обоснованность их назначений;

6) соответствие правил назначения и выписки лекарственных препаратов требованиям приказа Минздрава России от 20.12.2012 N 1175н "Об утверждении Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения", приказа Минздрава России от 20.12.2012 N 1181н "Об утверждении Порядка назначения и выписывания медицинских изделий, а также форм рецептурных бланков на медицинские изделия и порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения", требованиям иных действующих нормативных актов, регламентирующих данный вид работы;

7) обоснованность выписки лекарственных препаратов, не содержащихся в стандартах медицинской помощи и/или в Перечне лекарственных препаратов, в том числе перечне лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а также при нетипичном течении болезни, наличии осложнений основного заболевания и/или сочетанных заболеваний, при назначении опасных комбинаций лекарственных средств, а также индивидуальной непереносимости лекарственных средств.

 

Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в части соблюдения безопасных условий труда, требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению)

Объектом внутреннего контроля безопасности медицинской деятельности являются условия труда медицинских работников, применение и эксплуатация медицинских изделий и оборудования, их утилизация (уничтожение), а также соблюдение установленных для медицинских и фармацевтических работников ограничений.

Техническое обслуживание медицинского оборудования в гарантийный и постгарантийный период является обязательным условием его безопасной эксплуатации и эффективного применения по назначению. Эксплуатация и применение в медицинских целях медицинского оборудования, не обеспеченного техническим обслуживанием или снятого с технического обслуживания, недопустимо, поскольку представляет опасность для пациента и медицинского персонала. Ответственность за обеспечение безопасной эксплуатации медицинского оборудования несет руководитель учреждения здравоохранения.

Персонал ЛПУ, осуществляющий эксплуатацию медицинского оборудования, должен быть обучен правилам технической эксплуатации и нести ответственность за соблюдение этих правил.

В ходе контроля за безопасностью условий труда, применением и эксплуатацией медицинских изделий и их утилизацией (уничтожением) оценивается:

1) соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в т.ч. в области охраны труда;

2) соблюдение государственных нормативных требований охраны труда:

- состояние рабочих мест;

- предоставление работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсаций, установленных по результатам специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда)[1];

- обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты, молоком или продуктами, его заменяющими, лечебно-профилактическим питанием;

3) соблюдение требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению), в том числе обучение работников безопасным методам и приемам применения и эксплуатации медицинских изделий;

4) соблюдение требований к состоянию помещений, в которых располагаются медицинские изделия или проводится накопление до их уничтожения (утилизации);

5) соблюдение:

- требований безопасности медицинских изделий, предусмотренных технической и эксплуатационной документацией производителя;

- регламента эксплуатации и технического обслуживания медицинского оборудования в учреждении здравоохранения;

- правил в сфере обращения медицинских изделий, утвержденных Министерством здравоохранения РФ;

- обязанностей по сообщению сведений, указанных в части 3 статьи 96 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ".

Результаты внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности по данному разделу фиксируются в Карте контроля соблюдения безопасных условий труда, требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий.

 

Анкетирование граждан

В целях изучения удовлетворенности граждан оказанной медицинской помощью рекомендуется проведение анонимного анкетирования граждан с периодичностью 1 раз в квартал. Результаты проведенного опроса используются в целях совершенствования качества медицинской помощи, оказываемой гражданам, и совершенствования организационных технологий оказания медицинской помощи.

 

Заключение

1. Учет результатов проведенного контроля качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется в учреждении здравоохранения в форме ежеквартальных отчетов и анализа качества медицинской помощи в целом по итогам прошедшего года.

2. Учет результатов контроля качества и безопасности медицинской деятельности может быть представлен в электронном виде с соблюдением установленной формы журнала внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности с последующей ежеквартальной распечаткой и подписью ответственного лица за проведение контроля.

3. Для оценки динамики показателей внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в учреждении здравоохранения (в том числе его структурных подразделениях) анализ результатов внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности проводится по итогам прошедшего квартала и года.

4. Отчеты о проведенном контроле качества и безопасности медицинской деятельности в целом (или в разрезе подразделений) доводятся до сведения медицинских работников и руководителя ежемесячно.

5. Отчеты о проведенном контроле качества и безопасности медицинской деятельности по итогам прошедшего года хранятся в учреждении здравоохранения не менее 10 лет.

6. По результатам проведенного контроля качества и безопасности медицинской деятельности в учреждении здравоохранения планируются и реализуются мероприятия, направленные на устранение причин, вызвавших возникновение дефектов медицинской помощи, на повышение качества и эффективности оказываемой медицинской помощи:

- организационные мероприятия (проведение совещаний, конференций, инструктажей, издание приказов, инструкций, регламентов, совершенствование организационных технологий оказания медицинской помощи, административные обходы, административные дежурства в вечерние часы, выходные и праздничные дни, работа врачебных подкомиссий (КИЛИ, ЭВН, лекарственного обеспечения) и другие);

- образовательные мероприятия (проведение клинических разборов, патолого-анатомических конференций, направление медицинских работников на повышение квалификации (в т.ч. внеплановое), научно-практические конференции, обеспечение медицинских работников современной медицинской литературой (в том числе через Интернет) и другие);

- дисциплинарные мероприятия (применение дисциплинарных взысканий в соответствии с Трудовым кодексом РФ и должностными инструкциями работников);

- экономические мероприятия (использование показателей качества медицинской помощи для дифференцированной оплаты труда медицинских работников, контроль за использованием ресурсов);

- мероприятия по совершенствованию материально-технической базы, информатизации (проведение ремонтов, обновление оборудования, внедрение информационных систем);

- мероприятия по укомплектованности учреждения здравоохранения медицинскими работниками (планирование подготовки специалистов, обеспечение преемственности, наставничество).

Контроль за реализацией принятых управленческих решений по вопросам управления качеством и безопасности медицинской деятельности обеспечивается руководителем учреждения здравоохранения или ответственным лицом, назначенным приказом руководителя.

Контроль за качеством и эффективностью внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется в пределах имеющихся полномочий вышестоящим органом управления здравоохранением и территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения.

 

Источник: журнал «Главный врач» 2015/02

 

[1] С 1 января 2014 г. аттестация рабочих мест по условиям труда заменена на специальную оценку условий труда.

Другие статьи по теме
Категория: Качество медицинской помощи | Добавил: zdrav1 (28.08.2017)
Просмотров: 4492 | Теги: качество медицинской помощи
Всего комментариев: 0
Яндекс.Метрика