Психология управления для руководителей здравоохранения - Управление медицинской организацией - Каталог статей - Управление здравоохранением
Главная » Статьи » Управление медицинской организацией

Психология управления для руководителей здравоохранения

Источник: журнал «Главный врач».

Татарников М.А. Первый московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова

Эффективный менеджмент невозможен без применения современных управленческих технологий, основанных на принципах социальной и когнитивной психологии. К сожалению, уровень профессиональной подготовки руководителей здравоохранения в этой области крайне низок. Это вполне объяснимо, ведь психология по своей сложности и объему теоретического и эмпирического материала не уступает медицине. Проблема состоит еще и в том, что в современной психологии в результате ее исторического развития существуют многочисленные научные школы, теории и концепции, имеющие различные методологические подходы и различающийся понятийный аппарат. Все это отразилось на содержании научных публикаций и учебной литературы в области психологии управления. Часто одни и те же психические явления или процессы обозначаются различными терминами и определениями. Следует также учитывать, что большинство психологических понятий носит абстрактный гипотетический характер и часто трактуется даже специалистами по-разному. Хотя появление новых понятий и классификаций является одним из показателей развития науки, для обучения и практики социально-психологического управления чрезмерное их количество и детализация скорее «минус» чем «плюс». Для менеджеров нужна понятная им теоретическая основа, не перегруженная многочисленными научными терминами, понятиями и ссылками на различные психологические теории.

Именно поэтому в начале обучения в области психологии управления должна быть сформирована четкая структурированная концептуальная основа - своеобразный фундамент, скелет, на который «ложатся» новые знания. Можно привести пример из математики. Все мы пользуемся десятеричной системой исчисления, но попробуйте считать семерками или девятками. С непривычки Вы с большим трудом сможете произвести простейшие арифметические расчеты, не говоря уже о более сложных. Потребуется время и определенные умственные усилия, чтобы привыкнуть к новой системе счета. Отметим, что окружающий мир от того, как мы считаем, не изменится, т.е. для описания одних и тех объективных явлений, процессов, закономерностей можно использовать разные системы координат, термины и определения.

Нам также трудно сразу привыкнуть к англо-американской системе мер. Если дюймы, футы и ярды в уме мы еще переводим в сантиметры и метры, то представить в своем воображении квадратный дюйм, фут или ярд нам уже гораздо труднее – у нас просто нет такой ментальной схемы. Чтобы представить себе что-то, чего вы никогда не видели, нужно потратить время и умственные усилия для моделирования объекта в своем сознании. Именно поэтому важно сразу выбрать оптимальную первичную ментальную систему координат (ментальную схему). В качестве отправной точки целесообразно использовать понятие установки, под которой понимают устойчивую предрасположенность человека к определенной оценке объектов (людей, самого себя, предметов, идей, событий, проблем и т.д.) на основе сложившихся ментальных схем мышления, поведения и эмоционального восприятия. С помощью понятия установки можно представить общую картину большинства социально-психологических процессов и понять, пусть упрощенно, механизм их действия. Такой подход удобен для лучшего восприятия и усвоения учебного материала и способствует формированию в сознании обучающегося общей логически взаимосвязанной картины психологических процессов. Это не значит, что в основе изучения не могут лежать другие понятия. Считать можно и четверками, и семерками, и дюжинами. Вопрос в том, насколько это удобно в конкретной ситуации.

Так родилась идея разработки методики преподавания психологии управления здравоохранением на основе установочных систем человека, цель которой представить в систематизированном виде концептуальные основы и практические рекомендации по социально-психологическим методам управления. Это тот минимум знаний в области психологии управления, который должен знать каждый главный врач и каждый руководитель органа управления здравоохранением.

Учитывая, что очень немногие руководители имеют базовую подготовку в области психологии, перед нами стояла задача максимально просто и доступно объяснить основные принципы и методы социальной, личностной, когнитивной и даже эволюционной психологии для их практического использования в управлении здравоохранением. Однако четкая структура и дружественный стиль изложения материала с использованием наглядных примеров не должны вводить слушателей в заблуждение. Рассматриваемые проблемы более сложны, чем это может показаться на первый взгляд. Поэтому обучающимся можно дать традиционный совет – активно работать с конспектами лекций и рекомендованной литературой, повторять ее основные положения и использовать их в своей практической деятельности. Усвоение материала во многом будет зависеть от их личной заинтересованности в получении новых знаний и навыков социально-психологического управления, а также опыта работы и сложившихся установок.

Для лучшего восприятия материала структура и содержание лекций тщательно продуманы на основе принципов когнитивной психологии. Отметим, что в результате эволюции человеческий мозг постоянно стремится к экономии своих когнитивных ресурсов и обрабатывает информацию на основе уже имеющихся установок. Другими словами, для эффективного усвоения учебного материала в сознании человека уже должны быть соответствующие ментальные схемы, на основе которых идет обработка и запоминание новой информации, которая встраивается в уже существующую установочную систему. Последнее предложение определяет главную цель обучения – изменить установочную систему человека, дать ему новые возможности профессионального и личностного роста.

 

Татарников М.А. Психология управления для руководителей здравоохранения // V Общероссийская конференция с международным участием «Медицинское образование–2014» / Сборник тезисов (г. Москва, 2–3 апреля 2014 года). – М.: Издательство Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова, 2014. – 500-502 с.

Источник: журнал «Главный врач» 2014/09

Другие статьи по теме
Категория: Управление медицинской организацией | Добавил: zdrav1 (28.08.2017)
Просмотров: 1270
Всего комментариев: 0
Яндекс.Метрика