Методические рекомендации по организации проведения текущей и генеральной уборок помещений лечебно-профилактических учреждений - Методические материалы - Каталог статей - Управление здравоохранением
Главная » Статьи » Методические материалы

Методические рекомендации по организации проведения текущей и генеральной уборок помещений лечебно-профилактических учреждений

Источник: журнал «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения».

I. Все помещения, оборудование, медицинский и другой инвентарь должны содержаться в чистоте. Влажная уборка помещений (обработка полов, мебели, оборудования, подоконников, дверей) должна осуществляться не менее 2 раз в сутки с использованием моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к использованию в установленном порядке.

В отделениях новорожденных и недоношенных детей: в боксах для детей с соматической патологией не реже 3 раз в сутки проводят влажную уборку помещения: 1 раз в сутки (после третьего кормления) - с использованием дезинфицирующих средств; 2 раза в сутки (утром и вечером) - с применением 0,5% моющего раствора. Обработку выполняют способом "двух ведер". В палатах, в которых располагаются дети с инфекционной патологией, обеззараживание объектов и пола помещений выполняют с использованием дезинфицирующего раствора не реже 2 раз в сутки (после третьего и пятого кормления) способом "двух ведер".

Клинико-диагностические лаборатории: влажная уборка помещений должна осуществляться с применением моющих и дезинфекционных средств не менее 1 раза в сутки, а при необходимости чаще.

II. Мытье оконных стекол должно проводиться не реже 1 раза в месяц изнутри и не реже 1 раза в 3 месяца снаружи (весной, летом, осенью).

III. Генеральная уборка помещений палатных отделений и других функциональных помещений и кабинетов должна проводиться по графику не реже 1 раза в месяц с обработкой стен, полов, оборудования, инвентаря, светильников.

Стоматологический кабинет хирургического профиля - 1 раз в 7 дней, остальные - 1 раз в месяц.

Клинико-диагностические лаборатории - 1 раз в месяц в помещениях, где проводится работа с нативной кровью, сывороткой.

Кабинеты поликлиник, требующие асептичных условий выполнения исследований, манипуляций, процедур, - 1 раз в 7 дней, терапевтического профиля - 1 раз в месяц.

Генеральная уборка (мойка и дезинфекция) операционного блока, перевязочных, родильных залов, процедурных, манипуляционных, стерилизационных проводится один раз в неделю с обработкой и дезинфекцией оборудования, мебели, инвентаря.

В отделениях новорожденных и недоношенных детей через 10 - 12 дней пребывания детей в боксе (с обязательным переводом детей в обеззараженное помещение) и после их выписки проводят уборку бокса по типу заключительной дезинфекции.

IV. График проведения генеральных уборок ежемесячно составляется старшей медицинской сестрой и утверждается заведующим отделением. Отметка о проведении генеральной уборки делается в журнале (графике) проведения генеральных уборок лицом, ответственным за проведение генеральной уборки.

V. Цель проведения уборок:

- создание безопасной чистой окружающей среды для пациентов и персонала;

- разрушение и сведение к минимуму большинства болезнетворных микроорганизмов на поверхности неживых предметов;

- снижение риска перекрестного заражения.

Оснащение:

- маркированные емкости для мытья стен - 2 шт.;

- маркированные емкости для мытья поверхностей - 2 шт.;

- маркированные емкости для мытья пола - 2 шт.;

- маркированная емкость для мытья окон - 1 шт.;

- швабры: для мытья стен, потолка - 1 шт., для мытья пола - 1 шт.;

- ветошь, стерильная ветошь при генеральной уборке асептичных помещений;

- спецодежда: халат, шапочка, фартук клеенчатый, перчатки, очки, маска или респиратор, резиновая обувь;

- дезинфицирующие и моющие средства.

 

Технология проведения уборки помещений по типу текущей дезинфекции

Текущая уборка палат проводится утром (вечером), кабинетов, асептичных помещений - перед началом работы (в конце работы), по мере загрязнения в течение работы младшим медицинским персоналом в специальной одежде под контролем медицинской сестры.

Текущая уборка включает в себя:

- обработку рабочих поверхностей, оборудования, дверей, раковин путем протирания ветошью, смоченной дезинфицирующим раствором[1], с последующим смыванием водопроводной водой при помощи чистой ветоши[2];

- облучение помещения бактерицидной лампой. Время экспозиции рассчитывается исходя из данных паспорта конкретной бактерицидной лампы и площади обрабатываемого помещения. Время работы бактерицидной лампы рекомендуется фиксировать в журнале учета работы бактерицидных ламп[3].

Последовательность действий:

I этап:

- надеть специальную одежду;

- обработать последовательно рабочие поверхности, оборудование, двери, раковины дезинфицирующим раствором (использовать емкость для поверхностей и чистую ветошь).

II этап:

- смыть дезинфицирующий раствор чистой водопроводной водой при помощи чистой ветоши;

- вымыть пол методом "двух ведер" (использовать ведро для мытья полов и ветошь для пола);

- включить бактерицидную лампу, выдержать экспозицию;

- выключить бактерицидную лампу;

- проветрить помещение до исчезновения запаха озона;

- обеззаразить ветошь, уборочный инвентарь в дезинфицирующем растворе, промыть и обязательно просушить в специальном помещении.

Примечание: во время работы процедурного (манипуляционного, перевязочного) кабинета проводится[4] дезинфекция валика, жгута, клеенки, поверхности кушетки после каждой процедуры, поверхности рабочего стола по мере загрязнения. Ветошью, смоченной дезинфицирующим раствором, обрабатывается валик под руку, жгут, клеенка, поверхность кушетки. В случае загрязнения рабочих поверхностей в ходе процедур кровью их следует тщательно обработать ветошью, смоченной дезинфицирующим раствором, затем дезинфицирующий раствор смыть водопроводной водой с помощью чистой ветоши. После использования провести обеззараживание ветоши в емкости для дезинфекции.

 

Технология проведения генеральной уборки помещений по типу заключительной дезинфекции

Генеральная уборка по типу заключительной дезинфекции проводится медицинским персоналом в соответствии с утвержденным графиком.

Генеральная уборка предполагает обработку раствором дезинфицирующего средства стен до потолка, потолка, пола, рабочих и труднодоступных поверхностей, оборудования, окон, в том числе внутренних поверхностей оконных стекол (по графику). Окна моют теплой водой с добавлением 1 столовой ложки нашатырного спирта на 1 литр воды или разрешенного специального моющего средства для окон. Последовательность действий:

I этап:

- надеть специальную одежду;

- отодвинуть от стен мебель и оборудование для уборки стен и пола за ними;

- провести механическую очистку стен и пола от загрязнений, используя чистую ветошь (1-я ветошь) и моющий раствор, пространство за отопительными батареями и между ними обрабатывать последовательно 2 ершами, смоченными дезраствором;

- смыть моющий раствор водопроводной водой;

- нанести на все поверхности чистой ветошью (2-я ветошь) дезинфицирующий раствор, выдержать экспозицию.

II этап:

- снять фартук, поменять перчатки;

- отмыть все поверхности водопроводной водой, используя стерильную ветошь[5] (3-я ветошь);

- протереть отмытые поверхности стерильной ветошью (4-я ветошь);

- вымыть пол по методу "двух ведер". Протирание пола проводят способом "двух ведер". С этой целью выделяют две емкости (ведра), которые маркируют "1" и "2". В емкость "1" наливают необходимое количество (3 - 4 л) дезинфицирующего раствора; в емкость "2" - чистую водопроводную воду. Уборочную ветошь смачивают в растворе емкости "1" и тщательно протирают обрабатываемую поверхность. Затем ветошь прополаскивают в емкости "2", отжимают и вновь смачивают в растворе емкости "1" и моют необработанные поверхности пола. Раствор в емкости "1" меняют после обеззараживания 60 м2, воду емкости "2" - по мере ее загрязнения;

- включить бактерицидную лампу, выдержать экспозицию;

- проветрить помещение до исчезновения запаха озона;

- обеззаразить уборочный инвентарь в дезинфицирующем растворе, промыть и обязательно просушить в специальном помещении;

- снять спецодежду, отправить в прачечную;

- сделать отметку в Журнале учета проведения генеральных уборок, Журнале регистрации и контроля ультрафиолетовой бактерицидной установки.

Примечание.

Для проведения генеральных уборок разрешено применять дезинфицирующие средства, входящие в перечень дезинфекционных средств, разрешенных к применению в Российской Федерации.

На рабочих местах целесообразно иметь методические указания или выписки из инструкций по применяемым дезинфицирующим средствам.

 

Публикация подготовлена на основе приказа комитета по здравоохранению администрации Волгоградской области от 12.03.2008 № 393.

 

 

Источник: журнал «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения» 2011/12

 

[1] При работе с дезинфицирующими средствами необходимо строго соблюдать меры предосторожности, определенные инструкцией или методическими указаниями по применению. При использовании дезинфицирующего раствора с моющим эффектом механическая очистка может быть совмещена с дезинфекцией. Если дезинфицирующее средство не требует смывания, обработка включает только протирание поверхностей дезинфицирующим средством с последующим облучением бактерицидной лампой.

[2] Время экспозиции зависит от дезинфицирующей активности препарата и рекомендаций по применению.

[3] Ведение журнала учета работы бактерицидных ламп рекомендовано службой метрологического контроля.

[4] Примерный расход дезинфицирующих средств составляет 100 - 150 мл рабочего раствора на 1 кв. м площади поверхностей стен, потолка, пола, мебели, окон. Растворы дезинфицирующих средств необходимо менять после обработки способом протирания 60 - 100 кв. м поверхностей.  Для обработки медицинских приборов, аппаратов, оборудования с лакокрасочным, гальваническим и полимерным покрытием, в т.ч. холодильников, используются те же дезинфицирующие, моющие средства или рекомендованные в паспорте на медицинское оборудование (аппарат). Возможно применение для дезинфекции специальных гранулированных препаратов с коротким бактерицидным эффектом или средств в аэрозольной упаковке (распыление), а также использование метода орошения рабочих поверхностей дезинфицирующим средством с помощью другой распылительной аппаратуры.

[5] Стерильная ветошь используется при проведении генеральной уборки режимных и асептичных помещений, кабинетов.

Другие статьи по теме
Категория: Методические материалы | Добавил: zdrav1 (26.08.2017)
Просмотров: 12773
Всего комментариев: 0
Яндекс.Метрика