Основные методологические и организационные положения выборочного наблюдения поведенческих факторов, влияющих на состояние здоровья населения - Медицинская статистика - Каталог статей - Управление здравоохранением
Главная » Статьи » Медицинская статистика

Основные методологические и организационные положения выборочного наблюдения поведенческих факторов, влияющих на состояние здоровья населения

I. Цели и задачи наблюдения

 

Выборочное наблюдение поведенческих факторов, влияющих на состояние здоровья населения (далее – наблюдение) проводится во исполнение постановления Правительства РФ от 27.11.2010 N 946 "Об организации в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения" (далее – постановление Правительства РФ от 27.11.2010 N 946), а также плана мероприятий по реализации в 2016 – 2020 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Наблюдение проводится в соответствии с п. 1.8.14 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 06.05.2008 N 671-р, в целях получения статистической информации, отражающей фактическое влияние поведенческих факторов, получивших массовое распространение в образе жизни населения, на состояние здоровья представителей возрастных, гендерных, социально-статусных (выделяемых по уровню образования, доходов, сфере занятости) групп населения, а также территориальных общностей – жителей городских населенных пунктов и сельских поселений.

Задачей проведения наблюдения является получение статистических данных о влиянии поведенческих факторов на состояние здоровья населения.

Уровень представительности результатов наблюдения – по Российской Федерации, городской и сельской местности, отдельным социально-демографическим группам населения и домашних хозяйств.

Результаты наблюдения используются при разработке и оценке эффективности мер по реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

 

II. Основные методологические положения подготовки проведения наблюдения

 

2.1. Общие положения

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.11.2010 N 946 выборочное наблюдение поведенческих факторов, влияющих на состояние здоровья населения основано на выборочном опросе представителей различных групп и слоев населения, проживающих в городских и сельских населенных пунктах, проводится один раз в пять лет, начиная с 2013 года. Наблюдением охвачено 15 тысяч домохозяйств во всех субъектах РФ.

 

2.2. Единица наблюдения

Единицей наблюдения является частное домашнее хозяйство[1] (далее – домохозяйство) и члены домохозяйства.

Домохозяйство[2] представляет собой совокупность лиц, проживающих в одном жилом помещении (или его части), как связанных, так и не связанных отношениями родства, совместно обеспечивающих себя пищей и всем необходимым для жизни, то есть полностью или частично объединяющих и расходующих свои средства[3].

Домохозяйство может состоять из одного человека, живущего самостоятельно и обеспечивающего себя пищей и всем необходимым для жизни.

Членами домохозяйства для целей проведения наблюдения признаются лица, указанные в его составе со слов одного из членов домохозяйства, который более других осведомлен о жизнедеятельности домохозяйства. Состав домохозяйства устанавливается на момент проведения опроса. Опрашивается один из членов домохозяйства, женщина или мужчина в возрасте 15 и более лет.

 

2.3. Применение выборочного метода

Наблюдение проводится выборочным методом во всех субъектах РФ.

План размещения выборочной совокупности домохозяйств по субъектам РФ разрабатывается в установленном порядке в соответствии с количеством обследуемых респондентов (домохозяйств), установленным постановлением Правительства РФ от 27.11.2010 N 946, для каждого года проведения наблюдения, с учетом необходимости обеспечения представительности итогов наблюдения по населению страны в целом и по основным социально-демографическим группам населения (исходя из приемлемого уровня ошибки выборки).

Генеральную совокупность, служащую основой для построения выборочной совокупности при проведении наблюдения в соответствующих субъектах РФ, составляют все частные домохозяйства, проживающие на территории Российской Федерации.

Основой формирования выборочной совокупности для обследования поведенческих факторов, влияющих на состояние здоровья населения в соответствующих субъектах РФ служит территориальная выборка многоцелевого назначения на базе информационного массива Всероссийской переписи населения 2010 года.

При формировании итогов наблюдения его результаты распространяются на все частные домохозяйства и на все население, проживающее в них, согласно специально разработанной методологии.

 

2.4. Программа наблюдения

Программа наблюдения представляет собой перечень признаков единиц наблюдения, (домохозяйств и лица, входящего в состав домохозяйства – члена домохозяйства), подлежащих регистрации в процессе проведения опроса членов домохозяйств (респондентов) в соответствии с его целями и задачами.

Перечень признаков единиц наблюдения содержит сведения о домохозяйствах и членах домохозяйств по следующим тематическим блокам:

 

 

Информация, собираемая на уровне:

домохозяйства в целом

члена домохозяйства (женщина или мужчина в возрасте 15 лет и более)

Состав домашнего хозяйства

+

 

Идентификация лиц домохозяйства определенного возраста для отбора методом случайной выборки одного респондента в каждом домашнем хозяйстве, подходящего для индивидуального интервью

+

 

Демографические характеристики (пол, возраст, уровень образования)

+

+

состояние здоровья

 

+

жизнедеятельность взрослого человека

 

+

питание респондента

 

+

социальное самочувствие

 

+

семейное положение

 

+

занятия физкультурой и спортом

 

+

привычки, которые считаются вредными

 

+

 

Перечень учетных признаков по каждому тематическому блоку разрабатывается в установленном порядке совместно с представителями научных организаций (экспертами), владеющими соответствующими знаниями и опытом в области процессов подлежащих наблюдению, специалистами министерств и ведомств, определенных ответственными за реализацию демографической политики страны, а также профильных управлений Росстата (далее – эксперты). Программа Выборочного наблюдения поведенческих факторов, влияющих на состояние здоровья населения, согласована с Министерством здравоохранения Российской Федерации.

В программе выборочного наблюдения выделяются поведенческие факторы, влияние которых на здоровье заслуживает эмпирического исследования в ходе федерального статистического наблюдения.

Разработка и утверждение инструментария выборочного наблюдения проводится специалистами Росстата. Инструментарий выборочного наблюдения состоит из следующего:

1) Вопросник для домохозяйства (форма N 1 – поведенческие факторы);

2) Индивидуальный вопросник (форма N 2 – поведенческие факторы);

3) Указания по заполнению вопросников наблюдения.[4]

 

2.5. Метод сбора сведений при проведении наблюдения

Наблюдение осуществляется на основе личного опроса интервьюером одного из членов домохозяйства определенного возраста (респондента, отобранного специальным методом) по месту его проживания в составе отобранного для наблюдения домохозяйства.

Опросы респондентов проводятся с использованием электронных вопросников, реализованных в программном обеспечении, установленном на планшетных компьютерах. Электронные вопросники, разработаны на основании специальных форм федерального статистического наблюдения, содержащих конкретные формулировки вопросов для респондентов с указанием возможных вариантов ответов на них (далее – Вопросники) и указаний по их заполнению, а также формальные и логические контроли.

Опросы респондентов и заполнение электронных Вопросников производятся интервьюерами со слов респондентов и без предъявления каких-либо документов, подтверждающих правильность ответов.

Сбор сведений и заполнение Вопросников, содержащих информацию по домохозяйству в целом, производится со слов члена домохозяйства (лица), способного дать полные сведения о составе домохозяйства.

Опрос респондента проводится специально обученными – интервьюерами на условиях добровольного согласия респондента принять участие в наблюдении.

Первичные статистические данные, полученные от респондента и записанные интервьюером в Вопросники, являются информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению (распространению и (или) предоставлению) и используются только в целях формирования официальной статистической информации.

Разработка и утверждение Вопросников и указаний по их заполнению производится Росстатом в установленном порядке.

При проведении наблюдения личному опросу подлежат респонденты: женщины или мужчины в возрасте 15 лет и более, установленные в составе домохозяйства, за исключением лиц, отсутствующих на момент проведения опроса, и лиц, не имеющих возможности дать информацию за себя лично по состоянию здоровья.

 

2.6. Период проведения наблюдения

Периодом проведения наблюдения принято считать период времени, в течение которого осуществляется сбор первичных статистических данных от респондентов, включая обход жилых помещений для установления контактов с респондентами (рекрутирование) и посещение домохозяйств для опросов респондентов.

Проведение наблюдения осуществляется в сроки, предусмотренные Календарным планом подготовки, проведения и обработки итогов наблюдения, утверждаемым для каждого года проведения наблюдения.

 

III. Основные организационные положения подготовки и проведения наблюдения

 

Сбор сведений, их обработка и формирование официальной статистической информации наблюдения, проводимого путем опроса респондентов, осуществляется на основании официальной статистической методологии.

 

3.1. Распределение функций по уровням управления и организации работ

Пунктом 2 приказа Росстата от 14.03.2014 N 188 "О вопросах организации сбора первичных статистических данных, их обработки и формирования официальной статистической информации федеральных статистических наблюдений, проводимых путем опроса респондентов" определены следующие уровни организации наблюдения: федеральный, территориальный и полевой.

3.1.1. На федеральном уровне (управление центрального аппарата Росстата) выполняются следующие функции:

1. Разработка официальной статистической методологии и руководство работами по подготовке, проведению, обработке полученной информации, подведению итогов и их официальному опубликованию, хранению материалов наблюдения:

- разработка методологических и организационных положений наблюдения;

- организация работы с экспертами по вопросам формирования программы наблюдения;

- разработка статистического инструментария наблюдения;

- разработка Программы итогов (регламентных и публикационных таблиц) наблюдения;

- разработка Плана размещения объема выборочной совокупности домашних хозяйств по субъектам РФ, по городской и сельской местности.

2. Координация, планирование работ по проведению наблюдения и контроль подготовки, проведения и подведения итогов наблюдения:

- разработка Календарного плана подготовки, проведения и обработки итогов наблюдения;

- определение потребностей в кадровых и материально-технических ресурсах для подготовки и проведения наблюдения на территориальном и полевом уровнях;

- оказание консультативной помощи специалистам территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (далее – территориальные органы Росстата) и физическим лицам, привлекаемым к сбору и обработке первичных данных на территориальном и полевом уровнях (далее – привлекаемые лица), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

3. Разработка технологии и организация автоматизированной обработки получения информации наблюдения и подведения его итогов:

- организация разработки специализированного программного обеспечения информационно-вычислительной системы Росстата для автоматизированной обработки первичных статистических данных и подведение итогов наблюдения;

- разработка инструктивных документов по подготовке, проведению, автоматизированной обработке и подведению итогов наблюдения;

- организация и проведение автоматизированной обработки итогов наблюдения и подведение итогов.

4. Формирование официальной статистической информации, ее опубликование, хранение материалов:

- официальное опубликование результатов наблюдения (агрегированных итогов и баз микроданных) в электронном виде в системе открытого доступа на официальном сайте Росстата в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее – сайт Росстата);

- публикация по итогам наблюдения систематизированной статистической информации в виде публикационных таблиц для размещения на сайте Росстата;

- хранение официальной статистической информации – статистических таблиц (основных) по итогам наблюдения по Российской Федерации и субъектам РФ и другим уровням представительности результатов наблюдения в электронном виде.

5. Подготовка материалов, разъясняющих цели проведения наблюдения.

6. Организация обучения специалистов Росстата, руководителей и специалистов территориальных органов Росстата:

- разработка обучающих программ для всех категорий персонала;

- участие в проведении обучающих семинаров по вопросам подготовки и проведения наблюдения, его материально-техническое обеспечение.

7. Обеспечение взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, в том числе по вопросам безопасности проведения наблюдения.

8. Организация финансового и материально-технического обеспечения наблюдения:

- обеспечение деятельности лиц, привлекаемых к выполнению работ на федеральном уровне;

- централизованное доведение до территориального уровня инструментария наблюдения;

- централизованное доведение до территориального уровня программного обеспечения и инструкции по установке электронных Вопросников на планшетные компьютеры;

- централизованное изготовление и доведение до территориального уровня удостоверений для обеспечения привлекаемых лиц территориального и полевого уровней;

- централизованная закупка и поставка в территориальные органы Росстата средств для фиксации данных, канцелярских товаров, экипировки и обеспечения ими привлекаемых лиц территориального и полевого уровней.

9. Мониторинг хода выполнения работ по проведению наблюдения.

На федеральном уровне предусмотрено привлечение физических лиц на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации к выполнению работ, связанных с проведением экспертных мероприятий при проведении федерального статистического наблюдения (эксперт, специалист).

3.1.2. На территориальном уровне территориальными органами Росстата выполняются следующие функции:

1. Подготовка и проведение в субъектах РФ наблюдения в соответствии с утвержденной официальной статистической методологией:

- разработка и утверждение Организационного плана-графика по подготовке к проведению наблюдения на территории соответствующего субъекта РФ;

- организация и проведение информационно-разъяснительной работы среди респондентов.

2. Координация и организация работ по подготовке и проведению наблюдения в субъектах РФ, контроль подготовки и проведения наблюдения:

- подбор кандидатур и заключение контрактов с лицами, привлекаемыми на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации, к выполнению работ, связанных со сбором и с обработкой первичных статистических данных на территориальном уровне (бригадиры-инструкторы территориального уровня, инструкторы территориального уровня, интервьюеры, операторы формального и логического контроля (далее – привлекаемые лица);

- комплектование инструментария наблюдения, канцелярских товаров и средств материально-хозяйственного и технического назначения (планшетных компьютеров) и обеспечение ими привлекаемых лиц территориального и полевого уровней;

- организация работ по проведению опросов респондентов и осуществление контрольных мероприятий, в том числе с непосредственным выездом на отобранные счетные участки, закрепленные за интервьюерами (участки наблюдения);

- разработка и утверждение графика проведения контрольных мероприятий;

- разработка и утверждение графика сдачи-приемки материалов наблюдения от интервьюеров;

- контроль работ, выполняемых привлекаемыми лицами территориального и полевого уровней;

- сбор и обобщение информации о проведении наблюдения, приемка материалов (заполненных электронных Вопросников) и материально-технических средств (планшетных компьютеров), отчетов от интервьюеров;

- приемка работ по условиям контрактов и выплата вознаграждения привлекаемым лицам территориального и полевого уровней;

- централизованная загрузка первичной информации с планшетных компьютеров на сервера федерального уровня для прохождения формального и логического контролей;

- мониторинг подготовки, проведения и обработки материалов;

- подготовка итогового отчета о подготовке и проведении наблюдения на территории соответствующего субъекта РФ и предложений по совершенствованию основных организационных положений наблюдения.

3. Взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по вопросам наблюдения, в том числе по безопасности проведения наблюдения.

4. Взаимодействие с органами местного самоуправления в части привлечения граждан, проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, к сбору первичных статистических данных.

5. Обучение специалистов территориального органа Росстата и привлекаемых лиц:

- участие в работе семинаров по вопросам подготовки и проведения наблюдения;

- организация и проведение обучения привлекаемых лиц.

6. Хранение материалов наблюдения, обеспечение соблюдения конфиденциальности полученных данных и их защиты от несанкционированного доступа.

На территориальном уровне ответственными за подготовку, проведение и обработку материалов наблюдения являются территориальные органы Росстата. Выполнение работ и функций возлагается на структурные подразделения, определяемые руководителем территориального органа Росстата (или лицом его замещающим).

На территориальном уровне предусмотрены следующие категории привлекаемых лиц:

- бригадир-инструктор территориального уровня;

- инструктор территориального уровня;

- оператор формального и логического контроля.

На полевом уровне работа по подготовке и проведению наблюдения выполняется интервьюером.

3.1.3. На Полевом уровне выполняются следующие функции:

1. Подготовка и проведение наблюдения в субъектах РФ:

- прохождение интервьюерами обучения по очной форме;

- формирование графика посещений домохозяйств для проведения опросов.

2. Сбор интервьюерами первичных статистических данных наблюдения путем опроса респондентов с применением планшетных компьютеров, контроль полученной информации при проведении контрольных мероприятий:

- сбор первичных статистических данных путем посещения домохозяйств и проведения опроса члена домохозяйства (респондента), заполнение электронного Вопросника для домохозяйства и определение члена домохозяйства, подлежащего опросу, опрос его по Индивидуальному вопроснику;

- оказание содействия бригадиру-инструктору территориального уровня и инструкторам территориального уровня при проведении контрольных мероприятий.

3. Контроль заполненных электронных Вопросников, сдача материалов выборочного наблюдения, в том числе материально-технических средств (планшетных компьютеров) интервьюерами на региональный уровень по окончании работ в установленном порядке.

4. Подведение итогов наблюдения, формируемых на полевом уровне, в виде отчета о выполненной работе, и передача его на территориальный уровень.

 

3.2. Основные этапы подготовки и проведения наблюдения

Устанавливаются следующие этапы статистического наблюдения:

- подготовительный;

- проведения наблюдения, осуществления контрольных мероприятий и сдачи-приемки материалов;

- выгрузки первичных данных с планшетных компьютеров и централизованная загрузка на сервер федерального уровня;

- обработка на территориальном уровне;

- выверки полученной информации, подведения итогов, их официального опубликования, подготовки к архивному хранению материалов.

3.2.1. Подготовительный этап

Подготовительный этап включает выполнение следующих работ:

1. Разработка:

1.1. Планов организации и проведения наблюдения на федеральном, территориальном и полевом уровнях и контроль выполнения работ:

- календарного плана подготовки, проведения и обработки итогов наблюдения;

- плана размещения выборочной совокупности домохозяйств для проведения наблюдения;

- организационного плана-графика по подготовке и проведению наблюдения, утверждаемого приказом территориального органа Росстата.

Организационный план-график по подготовке и проведению наблюдения на территориальном и полевом уровнях разрабатывается и утверждается территориальным органом Росстата в соответствии с перечнем работ, выполняемых на территориальном и полевом уровнях, сроками, установленными в составе организационных документов по подготовке и проведению наблюдения.

1.2. Официальной статистической методологии, федеральных форм статистического наблюдения и статистического инструментария:

- разработка Основных методологических и организационных положений наблюдения и утверждение их приказом Росстата;

- разработка проектов Вопросника для домохозяйства, Индивидуального вопросника и указаний по их заполнению и утверждение их приказом Росстата.

Инструментарий наблюдения состоит из Вопросников и Указаний по подготовке и проведению наблюдения.

1.3. Программ обучения специалистов Росстата, территориальных органов Росстата и привлекаемых лиц территориального и полевого уровней, тестирования уровня полученных знаний.

1.4. Средней нормы нагрузки объектов изучаемой совокупности на одно привлекаемое лицо территориального и полевого уровней за весь период работы и сроков их привлечения, нормативов для закупки средств материально-технического обеспечения.

1.5. Программного обеспечения по обработке первичных статистических данных, формированию официальной статистической информации.

2. Составление списков изучаемых объектов наблюдения и определение потребности в кадровом, финансовом и материально-хозяйственном обеспечении привлекаемых лиц территориального и полевого уровней.

Составление списков изучаемых объектов наблюдения и определение потребности в кадровом, финансовом и материально-хозяйственном обеспечении территориального и полевого уровней основывается на Плане размещения выборочной совокупности домохозяйств разрабатываемого Росстатом на основе отбора счетных участков в городских и сельских населенных пунктах и определения числа обследуемых домохозяйств в каждом из них.

Количество и распределение по категориям привлекаемых лиц территориального и полевого уровней по субъектам РФ устанавливается в зависимости от объема выборочной совокупности домохозяйств по каждому субъекту Российской Федерации и средней нормы нагрузки соответствующей категории привлекаемых лиц.

Подбор, сроки привлечения и оформление договорных отношений с привлекаемыми лицами территориального и полевого уровней.

Подбор привлекаемых лиц территориального и полевого уровней и оформление договорных отношений с ними осуществляется территориальным органом Росстата в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Продолжительность привлечения привлекаемых лиц составляет:

 

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ:

 

Бригадир-инструктор территориального уровня

60 календарных дней;

Инструктор территориального уровня

45 календарных дней;

Оператор формального и логического контроля

9 календарных дней;

ПОЛЕВОЙ УРОВЕНЬ:

 

Интервьюер

18 календарных дней.

 

Перечень работ, подлежащих включению в контракты с лицами, привлекаемыми к работам связанным со сбором и обработкой первичных статистических данных при проведении наблюдения на федеральном, территориальном и полевом уровнях установлен в Приложениях N 1 и N 2 к настоящим положениям.

Периоды привлечения и условия выплаты вознаграждения привлекаемым лицам определяются в установленном порядке.

3. Организация проведения наблюдения на федеральном, территориальном и полевом уровнях и контроль выполнения работ.

4. Организация централизованной передачи массива первичной информации с регионального уровня на федеральный, обработки первичных данных, выверка и подведение итогов Выборочного наблюдения.

5. Взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами по вопросам наблюдения, в том числе по безопасности проведения наблюдения.

В целях обеспечения выполнения работ по проведению наблюдения территориальные органы Росстата, на основании пункта 9 постановления Правительства РФ от 27.11.2010 N 946, взаимодействуют с органами исполнительной власти субъекта РФ органами местного самоуправления по следующим направлениям:

- проведение информационно-разъяснительной работы;

- обеспечение безопасности интервьюеров при проведении опросов респондентов.

Территориальные органы Росстата доводят до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления информацию, необходимую для оказания содействия в организации и проведении наблюдения.

6. Финансовое и материально-техническое обеспечение наблюдения.

Финансирование наблюдения осуществляется в рамках лимитов бюджетных обязательств, выделенных на эти работы. Лимиты бюджетных обязательств доводятся в территориальные органы Росстата в установленном порядке.

Материально-техническое обеспечение наблюдения осуществляется в период его подготовки и проведения на основе нормативов для обеспечения работы всех лиц, привлекаемых к подготовке и проведению наблюдения, обработке его итогов, утверждаемых в установленном порядке.

Привлекаемым лицам территориального (бригадиры-инструкторы территориального уровня, инструкторы территориального уровня) и полевого (интервьюеры) уровней выдается удостоверение, изготовленное в централизованном порядке по заказу Росстата.

Привлекаемые лица территориального и полевого уровней обеспечиваются Росстатом необходимыми канцелярскими принадлежностями, а также материально-техническими средствами (планшетными компьютерами с установленными электронными Вопросниками).

Обеспечение канцелярскими принадлежностями, инструментарием наблюдения, материально-техническими средствами (планшетными компьютерами с установленными электронными Вопросниками) производится в объемах, утвержденных в установленном порядке.

Территориальные органы Росстата при проведении обучения и в период проведения наблюдения (опросов домохозяйств, контрольных мероприятий, сдачи материалов наблюдения) возмещают, при предоставлении подтверждающих документов, следующие расходы привлекаемым лицам:

а) бригадир-инструктор территориального уровня и инструктор территориального уровня:

- проезд до места обучения и обратно;

- проезд до места проведения контрольных мероприятий и обратно;

- проживание по месту проведения контрольных мероприятий (не более 2-х дней) и проезд до него и обратно;

- в случае привлечения инструктора территориального уровня за пределами центра субъекта РФ:

- проживание по месту обучения и проезд до него и обратно;

б) интервьюерам:

- проживание по месту обучения, проезд до него и обратно;

- проезд до места проживания обследуемых домохозяйств и обратно за весь период проведения опросов;

- проживание по месту сдачи материалов наблюдения (планшетного компьютера с заполненными электронными Вопросниками, отчета о выполненной работе, отчета интервьюера о проведении опросов, удостоверения), проезда до него и обратно.

Общий объем затрат, связанных с компенсацией вышеуказанных расходов, не может превышать объема доведенных территориальным органам государственной статистики лимитов бюджетных обязательств на эти цели.

7. Организация обучения специалистов территориальных органов Росстата и привлекаемых лиц.

Обучение специалистов территориальных органов Росстата и привлекаемых лиц территориального (бригадиры-инструкторы территориального уровня и инструкторы территориального уровня) и полевого (интервьюеры) уровней, проводится в три этапа.

На первом этапе проводится обучение специалистов территориальных органов Росстата. Обучение проводится специалистами Росстата из числа представителей управлений центрального аппарата, отвечающих за подготовку и проведение наблюдения в Российской Федерации.

Обучение организуется централизованно с участием представителей территориальных органов Росстата от каждого субъекта РФ. Порядок и сроки организации обучающих семинаров, направления для участия в них специалистов Росстата и представителей территориальных органов Росстата определяются в установленном порядке. Обучение проводится в течение 2-х рабочих дней.

На втором этапе проводится обучение бригадиров-инструкторов территориального уровня и инструкторов территориального уровня и на третьем этапе – интервьюеров. Обучение организуется и проводится по очной форме каждым территориальным органом Росстата.

Обучение привлекаемых лиц на территориальном и полевом уровнях возлагается на специалистов структурного подразделения территориального органа Росстата, ответственного за подготовку и проведение наблюдения на территориальном уровне, прошедших соответствующую подготовку на обучающих семинарах.

Обучение завершается обязательной проверкой правильности усвоения изученного материала и степени готовности обучающегося к работе (тестирование). Обучение проводится в течение 2-х рабочих дней в форме семинаров или индивидуально.

3.2.2. Этап проведения статистического наблюдения, осуществления контрольных мероприятий и сдачи-приемки материалов

Этап проведения наблюдения, осуществления контрольных мероприятий и сдачи-приемки материалов включает выполнение следующих работ:

1. Сбор первичных статистических данных наблюдения, проводимый путем опроса респондентов, и заполнение интервьюерами электронных форм наблюдения.

Для проведения опроса по программе наблюдения интервьюер посещает домохозяйства, подлежащие опросу в данном обследовании, в сроки установленные Росстатом для проведения данного выборочного наблюдения. Сбор первичных статистических данных и заполнение электронных Вопросников проводится интервьюером в течение 14 календарных дней.

Домохозяйствам, согласившимся принять участие в наблюдении, интервьюер предоставляет продукцию для фиксации данных с логотипом Федеральной службы государственной статистики.

Порядок проведения опросов на полевом уровне регламентируется Указаниями по подготовке и проведению Выборочного наблюдения поведенческих факторов, влияющих на состояние здоровья населения. Основными разделами данных Указаний являются: порядок заполнения электронных Вопросников; порядок сбора, загрузки и проверки (формально-логический контроль) сведений, полученных интервьюером на полевом уровне, порядок подготовки материалов наблюдения к автоматизированной обработке (на полевом и территориальном уровне); порядок проведения контрольных мероприятий; порядок сдачи-приемки материалов и материально-технических средств наблюдения, в том числе планшетных компьютеров.

2. Проведение контрольных мероприятий для обеспечения полноты и правильности учета объектов наблюдения и правильности заполнения Вопросников.

На территориальном уровне проводятся мероприятия по оказанию консультативной и методологической помощи дистанционно и с непосредственным выездом в территориальные органы Росстата по следующим направлениям:

- по порядку и срокам выполнения работ в соответствии с утвержденным Календарным планом подготовки, проведения и обработки итогов наблюдения;

- по выполнению программы наблюдения, полноты и правильности заполнения электронных Вопросников;

- по вопросам выполнения графиков проведения контрольных проверок интервьюеров и полноты их выполнения;

- по порядку и срокам составления отчетов, предусмотренных Календарным планом подготовки, проведения и обработки итогов Выборочного наблюдения поведенческих факторов, влияющих на состояние здоровья населения.

На полевом уровне для обеспечения полноты и правильности собранных от респондентов первичных статистических данных проводятся контрольные мероприятия по проверке полноты и правильности заполнения электронных Вопросников.

Контрольные мероприятия осуществляются как специалистами территориальных органов Росстата, так и привлекаемыми лицами (бригадирами-инструкторами территориального уровня и инструкторами территориального уровня) в период (или после) проведения опросов населения интервьюерами. Проведение контрольных мероприятий осуществляется с непосредственным выездом на участки наблюдения.

В ходе контрольных мероприятий производится:

- сверка адресов фактически посещаемых домохозяйств и адресов домохозяйств, участвующих в обследовании поведенческих факторов, влияющих на состояние здоровья населения;

- наблюдение за ходом проведения опроса (выборочно в 1 – 2 домохозяйствах, в которых проводится опрос);

- проведение контрольных опросов (выборочно в 2 – 3 домохозяйствах, в которых завершен опрос, по ограниченному кругу информации);

- выявление факта участия в обследовании (выборочно в 3 – 5 домохозяйствах, в которых завершен опрос, в т.ч. по телефону).

Контрольные мероприятия проводятся в отношении каждого интервьюера.

По итогам контрольных мероприятий составляется Акт по результатам проверки работы интервьюера.

3. Сдачу-приемку заполненных Вопросников, отчета интервьюера о выполненной работе и контроль их заполнения.

Сдача-приемка заполненных Вопросников и отчета интервьюера о выполненной работе производится после окончания контрольных мероприятий в соответствии с графиком приема работ, утверждаемым территориальным органом Росстата.

Сдача результатов работ и планшетных компьютеров производится интервьюерами по окончании работ с выездом в территориальный орган Росстата.

При сдаче-приемке заполненных электронных Вопросников, перед централизованной загрузкой результатов на сервера федерального уровня, на территориальном уровне производится сплошная проверка полноты и правильности их заполнения на основе формально-логического контроля.

3.2.3. Этап обработки полученной информации, подведение итогов, их официального опубликования, хранения материалов наблюдения

Этап обработки полученных первичных статистических данных, подведение итогов, их официального опубликования, хранения материалов включает выполнение следующих работ:

- обработку полученных первичных статистических данных и подведение итогов наблюдения с использованием программного обеспечения, разработанного в соответствии с экономическим описанием;

- защиту первичных статистических данных и иной информации ограниченного доступа;

- формирование официальной статистической информации на основе итогов наблюдения и их распространение.

Для обработки полученных первичных статистических данных и подведения итогов наблюдения используют предусмотренное п. 3 подраздела 3.1.1 настоящих основных методологических и организационных положений наблюдения специализированное программное обеспечение информационно-вычислительной системы Росстата.

Обработка полученных первичных статистических данных производится с использованием специализированного программного обеспечения информационно-вычислительной системы Росстата, разработанного в соответствии с экономическим описанием и эксплуатируемого в соответствии с технической документацией.

Обработка полученных первичных статистических данных наблюдения осуществляется на территориальном и федеральном уровнях.

На территориальном уровне осуществляется загрузка на сервер федерального уровня первичных статистических данных с внешних электронных носителей, формальный и логический контроли первичных статистических данных, мониторинг ввода первичных статистических данных, с использованием представленного Росстатом специализированного программного обеспечения.

Работы по обработке первичных статистических данных на территориальном уровне выполняются привлекаемыми лицами (операторами формального и логического контроля).

На федеральном уровне:

а) мониторинг хода обработки;

б) проведение повторного формального и логического контролей первичных статистических данных, полученных с территориального уровня;

в) формирование первичного информационного фонда;

г) ведение нормативно-справочной информации;

д) автокоррекция и импутация данных наблюдения;

е) формирование единой базы первичных статистических данных (сводного информационного фонда), дополнительный контроль полученной информации;

ж) расчет коэффициентов взвешивания данных, обобщающих показателей, ошибок выборки;

з) формирование итоговых (регламентных) и публикационных таблиц;

и) подготовка баз микроданных к размещению в системе открытого доступа на сайте Росстата.

Гарантии защиты первичных статистических данных, содержащихся в Вопросниках, определены статьей 9 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".

При обработке материалов наблюдения соблюдаются меры по защите информации от несанкционированного доступа.

В целях формирования официальной статистической информации на основе итогов наблюдения, а также расширения форм взаимодействия с внешними пользователями статистической информации на федеральном уровне осуществляется:

- описание набора данных наблюдения для размещения в системе открытого доступа на сайте Росстата;

- распространение данных (статистические таблицы, база микроданных, метаданные для размещения на сайте Росстата);

Публикация баз микроданных сопровождается описанием метаданных, а также размещением на сайте Росстата агрегированных данных (статистических таблиц по итогам наблюдения).

 

Приложение N 1

 

ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ, ПОДЛЕЖАЩИХ ВКЛЮЧЕНИЮ В КОНТРАКТЫ С ЛИЦАМИ, ПРИВЛЕКАЕМЫМИ К РАБОТАМ СВЯЗАННЫМ СО СБОРОМ И С ОБРАБОТКОЙ ПЕРВИЧНЫХ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОЧНОГО НАБЛЮДЕНИЯ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ И ПОЛЕВОМ УРОВНЯХ

 

Бригадир-инструктор территориального уровня – (в тех территориальных органах Федеральной службы государственной статистики (ТОГС), где не предусмотрена данная единица, нижеперечисленные работы выполняет один из инструкторов территориального уровня (на то уполномоченный)

Работы, связанные со сбором первичных статистических данных

 

1.

Прохождение обучения в течение двух рабочих дней;

2.

Подготовка для интервьюера инструментария, контроль за установкой и настройкой (специалистами технической службы ТОГС) ПО с электронными вопросниками на планшетный компьютер и проверка его работоспособности;

3.

Подготовка предложений в информационные материалы для проведения обучающих семинаров по сбору первичных статистических данных;

4.

Подготовка предложений в список кандидатур физических лиц на выполнение работ, связанных со сбором первичных статистических данных наблюдения, включая резерв;

5.

Подготовка предложений в список кандидатур физических лиц на выполнение работ, связанных с обработкой первичных статистических данных наблюдения, включая резерв;

6.

Организация работы интервьюеров по сбору первичных статистических данных;

7.

Участие в работе по координации и контролю работы инструкторов территориального уровня по проведению контрольных мероприятий, подготовке бумажных носителей к автоматизированной обработке;

8.

Организация сдачи-приемки планшетных компьютеров с заполненными электронными вопросниками, отчетов о выполненной работе;

9.

Визуальный контроль качества заполнения электронных вопросников интервьюерами (не менее 15 электронных вопросников (индивидуальных) на бумажных носителях);

10.

Подготовка информации из отчетов интервьюеров о выполненной работе для представления в Росстат;

11.

Проведение контрольных проверок качества работы интервьюеров в домохозяйствах, размещенных в административном центре субъекта РФ или ближайших населенных пунктах;

12.

Проверка графика проведения контрольных мероприятий и графика сдачи-приемки материалов наблюдения на полевом и региональном уровнях и полноты их выполнения;

13.

Подготовка материалов для выплаты вознаграждения лицам, привлеченным к выполнению работ по сбору, вводу и формально-логическому контролю первичных статистических данных, в соответствии с условиями контрактов;

14.

Участие в координации и контроле работы оператора формального и логического контроля. Приемка, проверка и сдача массива введенной информации специалисту ТОГС;

15.

Сбор, анализ и передача данных мониторинга хода проведения федерального статистического наблюдения;

16.

Участие в подготовке отчета о привлечении лиц территориального и полевого уровней и итогового отчета о подготовке и проведении наблюдения для предоставления в Росстат.

 

Инструктор территориального уровня

Норма нагрузки – в среднем 120 домохозяйств на период обследования

Работы, связанные со сбором первичных статистических данных

 

1.

Прохождение обучения в течение двух рабочих дней;

2.

Участие в подборе и обучении интервьюеров;

3.

Контроль работы интервьюеров по сбору первичных статистических данных;

4.

Подготовка для интервьюера инструментария, контроль за установкой и настройкой (специалистами технической службы ТОГС) ПО с электронными вопросниками на планшетный компьютер и проверка его работоспособности;

5.

Координация работы интервьюеров при проведении опросов;

6.

Поддержание постоянной связи с интервьюерами и бригадиром-инструктором территориального уровня, специалистом ТОГС, ответственным за проведение наблюдения на территории субъекта РФ, по вопросам проведения наблюдения;

7.

Сбор, анализ и передача данных мониторинга хода проведения наблюдения, в том числе сбора первичных статистических данных, бригадиру-инструктору территориального уровня;

8.

Организация сдачи-приемки и передачи операторам ФЛК планшетных компьютеров с заполненными электронными вопросниками и отчетов о выполненной работе;

9.

Проведение проверки полноты и правильности заполнения электронных вопросников, содержащих первичные статистические данные, в соответствии с указаниями по их заполнению;

10.

Контроль за сбором первичных статистических данных в соответствии с официальной статистической методологией;

11.

Контрольный опрос части респондентов наблюдения в соответствии с указаниями по его проведению;

12.

Организация и прием работы операторов ФЛК (процесс загрузки, сохранения, ФЛК и передачи первичных данных электронных вопросников с планшетных компьютеров на федеральный уровень (массив первичных данных);

13.

Участие в подготовке итогового отчета о подготовке и проведении наблюдения для предоставления в Росстат.

 

Оператор формального и логического контроля – 1 человек на ТОГС, где число домохозяйств подлежащих опросу составляет не менее 180 домохозяйств (по 2 человека – Мосгорстат, Мособлстат)

В ТОГС, где не предусмотрена данная единица, эту работу выполняет бригадир-инструктор или один из инструкторов территориального уровня)

Норма нагрузки – 50 – 60 домохозяйств в день (4 участка)

Работы, связанные с выгрузкой и обработкой первичных статистических данных

 

1.

Прохождение ознакомительного инструктажа о порядке выполнения работ. Изучение технической документации, разработанной для программного обеспечения, используемого для выполнения работ. Проведение контрольного тестирования готовности персонала к выполнению формального и логического контролей первичных статистических данных;

2.

Выгрузка первичных статистических данных (электронных вопросников) с планшетных компьютеров на сервер федерального уровня в ТОГС по окончании выборочного наблюдения;

3.

Проведение формального и логического контролей первичных статистических данных, их корректировка в целях обеспечения полноты первичных статистических данных и отсутствия дублирования информации в соответствии с официальной статистической методологией.

 

Интервьюер

Норма нагрузки – 15 заполненных вопросников на домохозяйство и индивидуальных вопросников на период опроса (со статусом опрос закончен)

Работы, связанные со сбором первичных статистических данных

 

1.

Прохождение обучения в течение двух рабочих дней;

2.

Подготовка и проведение оповещения респондентов о предстоящем наблюдении;

3.

Опрос респондентов и заполнение с их слов электронных вопросников установленных на планшетных компьютерах в соответствии с указаниями по их заполнению на вверенном счетном участке;

4.

Сдача инструктору планшетного компьютера с заполненными индивидуальными вопросниками, содержащими первичные статистические данные, и отчета о выполненной работе.

 

 

Приложение N 2

 

ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ, ПОДЛЕЖАЩИХ ВКЛЮЧЕНИЮ В КОНТРАКТЫ С ЛИЦАМИ, ПРИВЛЕКАЕМЫМИ К РАБОТАМ СВЯЗАННЫМ С ПРОВЕДЕНИЕМ ВЫБОРОЧНОГО НАБЛЮДЕНИЯ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ, С ОБРАБОТКОЙ ПОЛУЧЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ, ПОДВЕДЕНИЕМ ИТОГОВ И ИХ ОФИЦИАЛЬНЫМ ОПУБЛИКОВАНИЕМ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ

 

1.

Доработка инструментария наблюдения и формально-логического контроля первичных статистических данных.

2.

Доработка макетов регламентных таблиц.

3.

Подготовка контрольного примера и тестирование программного обеспечения по вводу и формально-логическому контролю первичных статистических данных в период проведения апробации доработанного специализированного программного обеспечения.

4.

Координация работ (ведение форума участников автоматизированной обработки первичных статистических данных на региональном уровне) и процесса загрузки, и автоматизированной обработки первичных статистических данных на территориальном и федеральном уровнях на основе отчетов мониторинга.

5.

Участие в формировании сводных статистических таблиц, содержащих результаты анализа соответствия итогов наблюдения с аналогичными данными наблюдения за 2013 год в целом по Российской Федерации.

6.

Участие в формировании общих статистических характеристик данных, содержащихся в первичном и обобщенном информационных фондах.

7.

Участие в формировании статистических таблиц для анализа информации о ходе проведения выборочного наблюдения (охват респондентов, причины отказов, качество заполнения вопросников, затраты времени на проведение опросов).

8.

Участие в формировании дополнительных публикационных таблиц по Российской Федерации в целях исключения показателей, неудовлетворяющих приемлемому числу наблюдений.

9.

Участие в формировании дополнительных аналитических таблиц (не предусмотренных программой разработки) по итогам наблюдения с использованием пакета для стандартной обработки статистических данных SPSS Statistics.

10.

Подготовка материалов о ходе проведения наблюдения по данным отчетов ТОГС.

11.

Подготовка материалов по итогам наблюдения в виде таблиц и графиков (диаграмм) для формирования презентационных материалов и официальных публикаций.

 

 

-----------------------------------------

Публикация актуальна на 30.08.2019 (дата последней сверки).

Источник публикации: журнал «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения».

Код публикации: 18.07.

 

 

[1] За исключением коллективных домашних хозяйств (лиц, долговременно находящихся в больницах, домах-интернатах и других институциональных заведениях, монастырях, религиозных общинах и прочих коллективных жилых помещениях).

[2] Значение понятия приведено исключительно для целей проведения выборочных наблюдений по социально-демографическим проблемам.

[3] В том числе лица, чей фактический (или предполагаемый) период пребывания в домашнем хозяйстве длится более одного года.

[4] В настоящее время действует приказ Росстата от 27.06.2013 N 235 "Об утверждении инструментария выборочного наблюдения поведенческих факторов, влияющих на состояние здоровья населения". Документ содержит формы федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению: а) N 1-поведенческие факторы "Вопросник для домохозяйства" (Приложение N 1 к приказу); б) N 2-поведенческие факторы "Индивидуальный вопросник" (Приложение N 2 к приказу).

Другие статьи по теме
Категория: Медицинская статистика | Добавил: zdrav1 (31.08.2019)
Просмотров: 598
Всего комментариев: 0
Яндекс.Метрика