Главная » Статьи » Организационно-методическая работа |
Источник: журнал «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения». Публикация предназначена, в первую очередь, для работников областных учреждений, оказывающих организационно-методическую помощь лечебно-профилактическим учреждениям административных территорий, а также руководителей здравоохранения муниципального уровня, в том числе главных врачей ЦРБ.
В организационно-методическую работу входит: - осуществление аналитической работы по оценке состояния и динамике развития системы здравоохранения соответствующей административной территории, состояния здоровья населения, медико-демографической ситуации и других факторов внешней среды, оказывающих влияние на уровень здоровья населения; - организацию и совершенствование системы учета и отчетности о деятельности органов управления и учреждений здравоохранения, результатах функционирования, динамике состояния здоровья населения; - разработку перспективных и текущих планов деятельности системы здравоохранения административной территории, целевых программ по приоритетным направлениям развития, организация их реализации, контроль и оценка эффективности выполнения; - организацию и проведение целевых проверок, экспертной оценки деятельности отдельных служб и учреждений здравоохранения с выездом экспертов на места и оказание организационной, методической и консультативной помощи; - определение потребности медицинских кадров в различных формах непрерывного обучения, планирование совместно с кадровыми службами органов управления здравоохранением работы по повышению квалификации медицинских работников, организация и проведение конференций, семинаров, выездных коллегий, медицинских советов, совещаний и др.; - организацию выездной помощи сельским жителям. В повседневной практике значительно возрастает роль аналитической деятельности, повышается ее качественный уровень на основе применения современных технологий сбора и обработки статистических данных, передачи медицинской информации, методов проведения анализа, обоснования и формирования стратегий. В последнее время значительно повышаются требования к организации плановой работы на основании более полного учета влияния факторов внешней среды, условий функционирования и развития отрасли, прогноза наиболее вероятностных перспектив. Усиливаются стратегические компоненты планирования. Планы текущей деятельности строятся в соответствии с направлениями реализации стратегических целей. Формируется система планов, объединяющая различные уровни управления. Производится увязка плановых мероприятий с их ресурсным обеспечением. Продолжает широко использоваться программно-целевой подход для решения комплексных или межведомственных проблем. На этапе планирования определяются формы контроля и разрабатываются критерии оценки эффективности выполнения плановых мероприятий, используемых для их реализации механизмов управления. Необходимость интенсификации лечебно-диагностического процесса требует совершенствования инновационной деятельности в органах и учреждениях здравоохранения, организации ее на основах сегодняшних представлений о маркетинге, бизнес-планировании нововведений, организационных формах и методах внедрения. Повышение уровня лечебно-профилактической и консультативно-диагностической помощи сельскому населению в современных условиях предусматривает укрепление материально-технической базы и кадровых ресурсов сельского здравоохранения, развитие оптимальной модели медицинского обслуживания сельского населения в учреждениях здравоохранения на различных этапах оказания медицинской помощи и, в качестве дополнительной меры, использование выездных форм медицинского обслуживания целевого назначения. Таким образом, на учреждения здравоохранения (республиканскую, краевую, областную больницы, центральные районные больницы) делегирована одна из наиболее важных функций органа управления здравоохранением - разработка проектов планов деятельности подведомственной системы здравоохранения, организация, контроль и оценка их выполнения. В этом аспекте оказание организационно-методической помощи сельскому населению, в том числе и выездной помощи, являясь основными функциями оргметодотделов учреждений здравоохранения указанных уровней и полностью соответствующими области их компетенции, планируются самостоятельно, а процедура принятия плана отражает порядок, регламентированный для подразделений больницы.
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПЛАНА ПО ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
План организационно-методической работы (далее - план) представляет собой перечень конкретных заданий, определяет порядок, сроки, последовательность проведения мероприятий на планируемый период времени, устанавливает конкретных исполнителей и предусматривает ресурсное, в том числе финансовое, обеспечение планируемых мероприятий, его величину и источники инвестирования. План состоит из основной части и приложений. Основная часть плана включает разделы: 1. Развитие материально-технической базы здравоохранения. 2. Подготовка и повышение квалификации кадров. 3. Профилактическая работа. 4. Организация выявления социально-значимой патологии. 5. Совершенствование диагностической, лечебной, реабилитационной помощи и внедрение современных технологий. 6. Санитарно-гигиеническое образование. 7. Научные исследования. 8. Контроль выполнения плана. Приложения должны представлять собой набор следующих документов: - Аналитическая справка о состоянии медицинской помощи населению и деятельности учреждений здравоохранения на момент разработки Плана. - Отчет о выполнении Плана и целевых программ за предыдущий год. - Концептуальные положения стратегического развития здравоохранения на перспективный период. - Перечень основных плановых показателей (ориентиров) и обоснование вероятности их достижения в планируемом периоде. - Проекты регламентирующих документов, необходимых для реализации плановых мероприятий. - Проекты новых целевых комплексных программ по решению проблем межведомственного характера.
1. Развитие материально-технической базы здравоохранения Раздел развития материально-технической базы здравоохранения охватывает мероприятия по укреплению и поддержанию в рабочем состоянии основных фондов учреждений здравоохранения (зданий, автотранспорта, систем обеспечения, технического и медицинского оборудования, инвентаря), а также перечень мероприятий в рамках реализации стратегии реструктуризации системы медицинской помощи. В качестве основных мероприятий по первому подразделу могут планироваться: - строительство новых учреждений, корпусов; - проведение капитального и текущего ремонтов зданий, помещений; - работы по благоустройству территории; - развитие парка автотранспорта; - техническое переоснащение и обновление устаревшего оборудования и др. Ко второму подразделу могут быть отнесены мероприятия по: - ликвидации (перепрофилированию) маломощных стационаров, не укомплектованных медицинскими кадрами, плохо оснащенных, медицинских учреждений; - укреплению амбулаторно-поликлинического звена на основе открытия новых учреждений, кабинетов, приемов, развития новых форм обслуживания в поликлиниках; - внедрению стационарозамещающих технологий (дневные стационары, стационары дневного пребывания, стационары на дому); - дифференциации коечного фонда по интенсивности лечебно-диагностического процесса, созданию коек (отделений) сестринского ухода, хосписов, формированию учреждений или отделений медико-социального характера. Конкретизацию плановых заданий необходимо проводить в соответствии со стратегическими целями систем регионального и муниципального здравоохранения, нацеленных на переориентацию медицинской помощи со стационарного на поликлинический уровень. Следует обращать внимание на целесообразность не только укрепления, но и модернизации диагностической, лабораторной и реабилитационной базы амбулаторно-поликлинических учреждений, на открытие специализированных кабинетов по профилям врачебных специальностей, соответствующих реальной потребности населения, на изменение характера деятельности действующих кабинетов в соответствии с внедрением новых технологий медицинского обслуживания (амбулаторной хирургии, дневных специализированных стационаров, профилактических подразделений и т.д.). Актуальность проблемы снабжения лечебно-профилактических учреждений расходными материалами также обосновывает целесообразность отражения способов ее решения в плановых документах.
2. Подготовка и повышение квалификации кадров Этот раздел Плана включает перечень основных мероприятий по подготовке медицинских кадров и прочих специалистов системы здравоохранения (экономистов, бухгалтеров, техников по обслуживанию медицинского оборудования и др.): - целевая подготовка специалистов на основе целевых заказов региональных и муниципальных органов управления; - повышение квалификации работников на центральных базах, в системе ГИДУВов, в заграничных медицинских центрах и прочих учебных учреждениях с отрывом от производства; - повышение квалификации без отрыва от производства на цикловых, прерывистых, очно-заочных курсах, семинарах; - проведение врачебных и сестринских конференций, съездов, совещаний; - организация конкурсов по профессии; - участие в организации работы научных обществ. Работа по подготовке кадров планируется оргметодотделами в согласовании с кадровыми службами здравоохранения в регионе (муниципалитете).
3. Профилактическая работа Планирование профилактической работы предусматривает формирование перечня мероприятий по следующим подразделам: - вакцинопрофилактика; - химиопрофилактика; - мероприятия в очагах инфекции; - мероприятия на сельскохозяйственных объектах (животноводческих, молочно-товарных фермах и т.п.). Все мероприятия, входящие в этот раздел Плана, проводятся в контакте с органами госсанэпиднадзора в соответствии с действующими инструкциями и методическими рекомендациями по установленному графику.
4. Организация выявления социально значимой патологии Мероприятия по организации выявления и диспансеризации населения с социально значимыми заболеваниями (туберкулезом; ВИЧ/СПИД; заболеваниями, передаваемыми половым путем (ЗППП); различными формами наркоманий; психическими расстройствами) включают: - ежегодное обследование контингентов, подлежащих периодическим осмотрам и диспансерному наблюдению; - ускоренное клиническое обследование лиц с выявленной патологией; - практическую помощь областных (районных) учреждений при обследовании населения районов; - регистрацию обследованных и полицевой учет выявленной патологии; - проведение систематических консультаций по выявлению заболеваний и оказание консультативной помощи по диагностике, лечению и реабилитации этой группы больных, в том числе в региональных, окружных и центральных специализированных учреждениях. План строится в разрезе вида патологии по перечисленным направлениям работы.
5. Совершенствование диагностической, лечебной, реабилитационной помощи и внедрение современных технологий В состав основных направлений организационных мероприятий этого раздела входят: - осуществление контроля за качеством диагностики и лечения по результатам консультаций, проводимых высококвалифицированными специалистами в региональных (муниципальных) учреждениях (подразделениях), а также при выездах в подведомственные учреждения здравоохранения; - регулирование взятия на диспансерное наблюдение и контроль контингентов диспансеризируемых больных; - организация централизованного контроля правильности оформления свидетельств о смерти. Планирование может осуществляться по объектам, подлежащим контролю (учреждения, службы, подразделения, специалисты), по формам контроля (проведению экспертной оценки медицинской документации), по показателям, характеризующим состояние процесса оказания помощи (выполнение индивидуальных планов лечения, обеспечение преемственной медицинской помощью, своевременной госпитализацией, консультацией, по обоснованности отбора больных для лечения в учреждениях другого уровня, на стационарозамещающие технологии), по активности медицинского вмешательства (оперативное лечение), по результатам (восстановление трудоспособности больных, своевременности направления на МСЭК) и в разрезе других показателей деятельности. Раздел внедрения освещает современные технологии профилактики, диагностики, лечения, реабилитации, подлежащие внедрению в деятельность учреждений здравоохранения и соответствующие организационные мероприятия по внедрению.
6. Санитарно-гигиеническое образование Мероприятия, охватывающие санитарно-гигиеническое образование, могут включать: - создание, распространение, контроль деятельности, развитие различных организационных форм санитарного образования населения - "Университетов здоровья", "Школы здоровья" в поликлинических учреждениях, "Школ выздоравливающих" для стационарных больных; - подготовку профилированного санитарного актива по уходу за больными на дому, в первую очередь из числа родственников; - использование различных форм массового распространения гигиенических знаний среди населения (выступлений в СМИ, организацию выставок, публикацию образовательных материалов); - организацию встреч с медицинскими работниками (лекции, беседы, разъяснения, рекомендации); - распространение современных форм привлечения населения к здоровому образу жизни.
7. Научные исследования Планирование тематики научных исследований осуществляется в соответствии с прикладными задачами практического здравоохранения, которые могут включать, отдельные вопросы общественного здоровья, оказания медицинской помощи и разработку стратегически важных направлений развития системы регионального (муниципального) здравоохранения.
Процесс подготовки проекта плана и процедура его принятия
План разрабатывается с участием главных специалистов соответствующего уровня и по окончании разработки визируется ими. Целенаправленность планов и эффективность плановых заданий зависят от правильности постановки целей, выбора стратегий их достижения, концентрации усилий на выбранных приоритетах. Региональные приоритеты развития медицинской помощи населению определяются в соответствии с направлениями государственной политики в области охраны здоровья населения, с учетом региональных особенностей и ресурсных возможностей. Несмотря на различия по регионам в большинстве субъектов РФ основные направления сходны - туберкулез; ВИЧ/СПИД; сахарный диабет; вакцинопрофилактика; безопасное материнство и детство. План организационно-методической работы республиканской, краевой, областной больницы, ЦРБ является структурной составляющей единого плана развития регионального (муниципального) здравоохранения, определяющего иерархическую систему перспективного и текущего планирования деятельности органов управления и учреждений здравоохранения региона (муниципалитета). Процедура принятия плана включает его обсуждение на медицинском совете учреждения либо в качестве самостоятельного вопроса, либо в качестве составной части обсуждения итогов работы учреждения, хода выполнения целевых программ за истекший период. Регламент процедуры принятия плана предусматривает обязательное участие в обсуждении представителей аппарата органа управления здравоохранением соответствующего уровня, а для ЦРБ - представителей администрации района. Оптимальным уровнем заслушивания для региональных учреждений является коллегия органа управления здравоохранением, если план касается только медицинских мероприятий, и правительство региона, если план комплексный. После обсуждения план комплексный утверждается руководителем (заместителем) администрации соответствующего уровня, а если план внутриведомственный, то - руководителем соответствующего органа управления здравоохранением. Утвержденный план является руководящим документом, обязательным для исполнения.
Контроль за выполнением плана
Текущий контроль по количественным и качественным критериям за исполнением плана осуществляет оргметодотдел (кабинет) составившей его организации. Разделы плана, в которых приводится перечень мероприятий, уровни их исполнения, сроки, ответственные, даты планируемого исполнения, целесообразно дополнять графами для, дат реального исполнения и затрат на их проведение. Для контроля используют данные государственной статистической отчетности. Ее верифицируют на местах кураторы районов в ходе плановых выездов. Прозрачность деятельности обеспечивается одновременным гласным заслушиванием куратора и лиц, ответственных за проведение запланированных мероприятий. Методически результативнее заслушивать не один район по максимально возможному числу вопросов, а несколько районов по одному вопросу. Это позволяет разносторонне осветить проблему и выбрать оптимальные подходы к ее решению, вытекающие из накопленного практического опыта. Важным инструментом контроля служит полугодовое (в зависимости от важности вопроса) промежуточное заслушивание исполнения плана в аппарате управления здравоохранением области и администрацией территории. В качестве примеров частных вопросов заслушивания можно привести следующие: - организация и результативность осмотров населения и диспансеризации; - лечение больных хроническими заболеваниями; - проведение противоэпидемических мероприятий; - о роли областных учреждений как организационно-методических центров; - информация о методических пособиях; - анализ работы учреждений и т.д.
Итоговый отчет о выполнении плана
Итоговый отчет о выполнении плана составляется либо в табличной, либо в описательной форме по разделам его и включает следующие рубрики: - плановые решаемые задачи; - исходные показатели на начало планируемого периода; - проведенные мероприятия (а, б, в и т.д.); - результаты текущего года; - оценка эффективности. По отчету составляется пояснительная записка с анализом достигнутых результатов, а при отсутствии или недостаточной результативности принятых мер с анализом причин, критической оценкой дефектов проведения мероприятий и возможных мер по повышению их качества. Отчет о выполнении мероприятий по плану организационных мероприятий подразделениями учреждения, осуществляющими курацию подведомственных лечебно-профилактических учреждений, предоставляется по требованию организационно-методического отдела (кабинета) в установленные сроки согласно профилю отделения с указанием исполнителей по следующим аспектам: - подготовка вопросов для заслушивания на совещаниях, коллегиях аппарата управления (плановые / внеплановые, уровень); - написание конъюнктурных обзоров по профилю подразделений; - выпуск методических материалов по зоне курации (какие); - педагогическая работа (курсы, семинары, лекции, индивидуальная подготовка специалистов); - командировки в курируемые территории (куда, цель, длительность, плановые / внеплановые, бригадные / индивидуальные, какая оказана помощь); - участие в совещаниях, конференциях, съездах и т.д. (каких, тема выступления, уровень региональный, межрегиональный, международный). При анализе хода выполнения плана стремятся не столько к постановке новых задач, сколько к определению результативности уже известных подходов к решению поставленных.
Публикация подготовлена на основе методических рекомендаций «Планирование организационно-методической работы и организация выездной помощи лечебно-профилактическим учреждениям» от 15.10.2002 N 2002/107.
Источник: журнал «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения» 2015/05 Другие статьи по теме | |
Категория: Организационно-методическая работа | Добавил: zdrav1 (28.01.2018) | |
Просмотров: 15686 | |
Всего комментариев: 0 | |