Основы организации государственной статистики в Российской Федерации - Медицинская статистика - Каталог статей - Управление здравоохранением
Главная » Статьи » Медицинская статистика

Основы организации государственной статистики в Российской Федерации

Источник: журнал «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения».

Национальная статистика любой страны основывается на принятой совокупности правил и положений, формирующих базис и составляющих фундаментальные принципы ее методологии и организации. Несмотря на специфику отдельных стран, эти правила и положения в целом являются общими, отражая общность задач, решаемых статистикой.

 

Эти принципы в сочетании с Декларацией и Кодексом профессиональной чести, принятыми Международным статистическим институтом, взяты на вооружение всеми статистическими службами ООН и ее специализированными учреждениями, всем мировым статистическим сообществом и рассматриваются ныне как основа организации современной национальной и международной статистики.

Государственная статистика России в полном объеме разделяет эти принципы и предпринимает все необходимое для интеграции в международное статистическое сообщество. В этом – главный путь повышения эффективности использования ее работ, повышения значимости как внутри страны, так и на международной арене. И в этом заключается принципиально новый момент в ее современной методологии и организации.

Рациональное социально-экономическое обустройство и развитие любого государства, органов управления и власти неразрывно связано с состоянием статистики, наличием и востребованностью объективных данных и, прежде всего, данных государственной статистики. В свою очередь, перспективное развитие статистики зависит от достигнутого уровня социально-экономического развития страны, характера, масштабов и эффективных форм организации современного общественно-политического устройства, его целей и задач. При этом общий успех в обоих случаях определяется состоянием экономико-статистических работ и научных исследований, нацеленных на их непрерывное совершенствование, оперативностью и предприимчивостью использования получаемых новых результатов в интересах повышения эффективности принимаемых государственных экономических, политических и социальных решений.

Отсюда закономерный интерес к организации статистических работ и исследований, совершенствованию их форм и методов, внедрению в собственную практику лучших мировых статистических стандартов, к оптимизации путей эффективного их использования.

Слово «статистика» происходит от латинского «status» (состояние, положение) и итальянских «stato» (государство) и «statista» (знаток государства). В научной литературе слово «статистика» вошло в употребление в XVIII в. и первоначально в буквальном смысле понималось как «государствоведение», т.е. систематизированный сбор и представление данных о государственном устройстве, территории, населении, природных ресурсах и экономике страны, ее взаимоотношениях с зарубежными государ­ствами.

В настоящее время термин «статистика» употребляется в нескольких значениях.

Во-первых, статистика понимается как отрасль практической деятельности, направленной на сбор, обработку, анализ и публикацию массовых данных об общественных явлениях. Большая часть статистической деятельности осуществляется специализированными государственными структурами, в Российской Федерации – органами государственной статистики (общегосударственная статистика). Кроме того, собственной статистической информацией обладают некоторые другие государственные структуры (административная статистика), сбором и обработкой определенной статистической информации занимаются также некоторые негосударственные структуры (например, статистика профсоюзов) и организации (статистика социологических и конъюнктурных обследований и т.д.).

Во-вторых, статистика рассматривается как отрасль знания, т.е. специальная научная дисциплина и соответственно этому как учебная дисциплина в учебных заведениях. Предметом статистики как науки является количественная сторона массовых явлений (прежде всего, общественных), рассматриваемых в неразрывной связи с их содержанием, т.е. с качественной стороной изучаемых явлений. Для этого, опираясь на знания сущности изучаемых объектов, выявленной другими науками (экономической теорией, философией, социологией и др.), статистика разрабатывает методы количественного анализа, как правило, больших совокупностей и выявления тенденций и закономерностей, в том числе так называемой статистической закономерности – одной из форм проявления всеобщей связи явлений в природе и обществе.

В этом смысле статистика (особенно в кооперации с математикой) является инструментом познания как общественных, так и природно-естественных процессов (так, статистика как метод применяется в астрономии, физике, химии, биологии, медицине и т.д.). С XIX века интенсивно развивается применение статистики в естественных науках в ходе организации и проведения крупных экспериментов – в геологических изысканиях, погодно-климатических расчетах, квантовой физике, кибернетике и эконометрике. С другой стороны, становление и развитие отдельных разделов статистики, например, вероятностных методов и актуальных исчислений, обязано рисковым операциям, в частности, страхованию.

В-третьих, под статистикой понимается совокупность сводных, итоговых цифровых показателей, собранных для характеристики какой-либо области общественных явлений или природно-естественных процессов (обычно по конкретному вопросу), например, статистика рынка труда в Москве периода 1990-х годов, статистика инфляции начального этапа рыночных преобразований в современной России, статистика выступлений российских спортсменов на трех последних олимпийских играх, статистика погодных условий северного Подмосковья в августе на протяжении ХХ столетия и т.п.

Сбор и обработка данных являются одним из важнейших направлений практической статистики, но развитие практической статистики в целом и государственной статистики, в частности, невозможно без научной статистической деятельности. Сегодня труднее найти сферу естественнонаучной, социальной, политической и тем более экономической деятельности, где бы не применялась статистика, чем перечислить те многочисленные сферы, где она широко и с пользой применяется. Без статистики ныне немыслима характеристика деятельности экономических единиц, секторальных, отраслевых, организационно-правовых и иных структурных формирований, итогов развития целых стран и мировой экономики.

История развития человеческого общества при всех формах организации экономики свидетельствует об объективной необходимости статистики как инструмента познания окружающего мира и его преобразования, а в последние два-три столетия государственной статистики - как важнейшей составляющей информационной деятельности в масштабе всей страны. Вместе с тем история дает много примеров того, как статистика в политических целях из средства отражения реальной жизни может деформироваться в инструмент манипулирования общественным сознанием, искажения явлений окружающего мира, сокрытия правды.

Отсюда вытекают требования к организации государственной статистики как исключительно важного звена в системе управления, состоящие в создании оптимальной технологии взаимодействия с объектами, от которых поступает первичная информация, и со структурами – потребителями обработанных официальной статистикой данных, а также в создании механизмов их реализации, которые позволят устранять возникающие время от времени подобные информационные деформации. Это возможно благодаря общегосударственному статусу, ресурсам и авторитету официальной статистики, обеспечиваемой взаимоприемлемой методологией, и координации статистической работы в целом по стране.

Научно обоснованный подход к организации государственной статистики предполагает оптимизацию построения систем сбора, обработки, хранения и передачи обобщающих данных, необходимых и достаточных для количественно-качественной характеристики, и установления закономерностей развития наблюдаемых социально-экономических явлений (в стране в целом и по её территориям, по административным, ведомственным, корпоративным, общественным и другим институциональным образованиям).

В организацию государственной статистики, кроме выбора ее исходных принципов, приоритетов и обоснования функциональных систем сбора, обработки, хранения и передачи данных, входит также решение комплекса вопросов, связанных с разработкой и реализацией целевых статистических программ и программ управления ими (так называемых программ статистического менеджмента), определение структуры и форм управления статистическими организациями, их функций и задач, формирование штатных расписаний, подбор и расстановка кадров, их подготовка и переподготовка, определение, разработка и развитие информационного, программного, технического, финансового и других форм обеспечения статистических работ.

Сюда же в равной степени относятся: не менее важный комплекс вопросов, связанных с определением множества и состава потребителей статистической информации, оптимизацией ее объемов и потоков, раздельным формированием и обеспечением статистической информацией органов государственного управления, нужд общественных и корпоративных организаций, в том числе малых предприятий, вопросы разработки статистических классификаторов, стандартов и технологий сбора, обработки, хранения, передачи и анализа статистической информации, баз данных и баз статистических знаний и, наконец, – вопросы непрерывного совершенствования методов работы статистических организаций, их реорганизации и моделирования на этой основе будущей, по определению более эффективной и перспективной организации государственной статистики.

Принципиальное место, своеобразный мозговой центр в организации статистики, иными словами, суть ее организации на любых основаниях, в любых форматах и конфигурациях занимает правильное определение ее целей, которыми всегда выступают не только и не столько декларируемые задачи обеспечения органов управления всесторонней и надежной информацией (что всегда значимо и важно как функция познания наблюдаемых объектов управления), сколько задачи установления и изучения закономерностей наблюдаемых явлений на основе этой информации.

Поэтому для того, чтобы правильно выстраивать приоритеты организации статистики и статистического менеджмента, необходимо каждый раз, и в первую очередь, решать теоретические вопросы, то есть конкретно и четко определять, как должна выстраиваться организация статистических работ, на каких принципах, при каком наборе решаемых задач она будет наиболее полно отвечать предъявляемым требованиям адекватности, полноты и самодостаточности.

Ответ на эти вопросы требует обращения к установлению однородности и взаимосвязи изучаемых явлений, определению закономерностей в их изменении, представления их в виде комплекса целевых задач, конструирующих базис функционального обеспечения создаваемых систем.

Этот ответ важен при создании любых статистических систем и особенно при организации и реорганизации систем государственной статистики как наиболее масштабных и многомерных.

Отсюда основополагающее значение приобретает обоснованный выбор методов сбора, обработки и анализа статистических данных, обеспечивающих возможность получения максимума производных данных при минимуме первичных. Речь при этом идет о приемлемых данных, то есть таких данных, которые, не являясь абсолютно точными (абсолютно точных данных в природе не существует), тем не менее (в пределах стандартных допусков и погрешностей) являются всегда практически пригодными. Решение этой задачи должно идти впереди и рассматриваться одновременно как отправная точка и конечная цель эффективной организации любой статистической деятельности.

Основные цели и функции современной российской государственной статистики

Оперирующая широким набором методов сбора и обработки данных государственная статистика в зависимости от конкретных условий и традиций отдельно взятых стран, существующих материальных, трудовых и финансовых ресурсов, организована и осуществляет свою повседневную деятельность в разных формах.

В Российской Федерации государственная статистика строится на принципах централизованной организации выполняемых работ. Целью организации государственной статистики, как уже отмечалось, является обеспечение своевременного представления органам государственной власти всех уровней, средствам массовой информации, научной общественности, коммерческим структурам, населению и международным организациям полной и объективной информации по вопросам социально-экономического развития Российской Федерации, ее регионов и секторов экономики. Эта цель реализуется путем разработки ежегодной Федеральной программы статистических работ, определяющей основные направления статистического наблюдения за социально-экономическими и демографическими процессами, происходящими в стране в течение года, формируемой Госкомстатом России на межведомственной основе и представляемой в Правительство Российской Федерации для согласования.

Сбор, обработка и представление пользователям статистической информации – это последовательные этапы статистической работы. Им предшествует важная, сложная и ответственная подготовительная методологическая и организационная деятельность, в процессе которой создается система показателей, характеризующих наблюдаемый процесс или явление, проектируются формы отчетности, формируются программы статистического наблюдения и обработки данных, разрабатываются алгоритмы и технология автоматизированной обработки данных, проводится инструктаж исполнителей работы, особенно участников проведения переписей, готовятся кадры и материальные ресурсы для осуществления сбора и обработки данных, при необходимости проводится экспериментальная проверка программ и организации работ.

В соответствии с действующими нормативными положениями органы государственной статистики России осуществляют:

- реализацию государственной политики в области государственной стати­стики;

- представление в установленном порядке (согласно утвержденному регламенту) официальной статистической информации Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, суды, органы прокуратуры, научным учреждениям и учебным заведениям, средствам массовой информации, международным организациям, другим организациям, а также гражданам России;

- разработку и совершенствование научно обоснованной официальной статистической методологии и системы статистических показателей для проведения государственных статистических наблюдений, обеспечение соответствия официальной статистической методологии международным статистическим стандартам;

- проведение системного анализа и мониторинга состояния и развития экономики и социальной сферы;

- координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по формированию государственных информационных ресурсов в области государственной статистики;

- развитие информационной системы государственной статистики, обеспечение ее совместимости и взаимодействия с другими государственными информационными системами в едином информационном пространстве Российской Федерации;

- хранение и защиту официальной статистической информации;

- реализацию обязательств Российской Федерации, вытекающих из членства в международных организациях и участия в международных договорах, осуществление международного сотрудничества в области статистики.

Общее руководство всей статистической деятельностью в Российской Федерации возложено на Государственный комитет РФ по статистике (Госкомстат России). В этих целях Госкомстат России как федеральный орган исполнительной власти выполняет свои непосредственные функции и функции межотраслевого регулирования и координации в сфере государственной статистики в соответствии с положением, утверждаемым Правительством РФ.

Госкомстат России, руководствуясь в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, законами и подзаконными актами РФ, призван обеспечивать органы государственного власти и управления, органы местного самоуправления, граждан и общественные организации официальной статистической информацией о социальном и экономическом положении и развитии страны.

Для достижения поставленных целей Госкомстат России выполняет следующие функции:

- разрабатывает предложения по приоритетным направлениям развития государственной статистики, их научно-методологическому, правовому, организационно-техническому, финансовому и кадровому обеспечению;

- подготавливает и вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам статистической деятельности;

- организует проведение государственных статистических наблюдений и обработку их результатов в соответствии с официальной статистической методологией;

- осуществляет присвоение кодов по общероссийским классификаторам технико-экономической и социальной информации юридическим лицам, их представительствам и филиалам, гражданам, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, при их учете в Едином государственном регистре предприятий и организаций (ЕГРПО);

- обеспечивает развитие и ведение ЕГРПО, Генеральной совокупности объектов статистического наблюдения (ГС) и их внедрение в статистическую практику;

- согласовывает проекты нормативных правовых актов по вопросам, связанным с созданием и ведением государственных информационных систем и ресурсов, в части обязательного применения общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации;

- организует разработку, развитие и ведение закрепленных за Госкомстатом России общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации и их использование в статистике;

- обеспечивает совместно с Государственным комитетом РФ по стандартизации и метрологии, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями, ответственными за ведение общероссийских классификаторов, их автоматизированное ведение и предоставление пользователям информации об общероссийских классификаторах и вносимых в них изменениях, записанных на машинных носителях, в том числе с использованием средств телекоммуникаций на базе информационно-вычислительной сети Государственного комитета Российской Федерации по статистике;

- разрабатывает и утверждает по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации унифицированные формы первичной учетной документации и их электронные версии, согласовывает специализированные формы первичной учетной документации, разрабатываемые федеральными органами исполнительной власти на основе унифицированных форм;

- разрабатывает по согласованию с Министерством экономического развития и торговли РФ и Министерством финансов РФ и утверждает перечень статистических показателей социально-экономического положения муниципальных образований;

- проводит единую техническую политику в области сбора, обработки и передачи статистической информации с учетом современного уровня развития информационных технологий, взаимодействует с федеральными и региональными информационными системами;

- обеспечивает защиту статистической информации, в том числе сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, и сведений конфиденциального характера;

- разрабатывает перечень сведений конфиденциального характера, получаемых при проведении государственных статистических наблюдений, и порядок их предоставления пользователям;

- обеспечивает юридические лица, их представительства и филиалы, граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, бланками форм и инструкциями по их заполнению, необходимыми для проведения государственных статистических наблюдений, в пределах средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета;

- в целях обеспечения равного доступа к официальной статистической информации всех заинтересованных пользователей выпускает информационно-аналитические и методологические материалы, учреждает и издает в установленном порядке журналы и другие печатные издания, использует информационные системы и сети;

- проводит в средствах массовой информации разъяснительную работу по вопросам, связанным с государственными статистическими наблюдениями и официальной статистической информацией;

- разрабатывает и реализует планы гражданской обороны и мобилизационной подготовки системы государственной статистики, а также план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- выполняет совместно с другими федеральными органами исполнительной власти обязательства, вытекающие из членства Российской Федерации в международных организациях, осуществляет международное сотрудничество, изучает, обобщает и распространяет зарубежный опыт в области статистики;

- участвует в качестве представителя работодателей в разработке, заключении и выполнении отраслевого тарифного соглашения.

Основными задачами Госкомстата России являются разработка и реализация утверждаемых Правительством РФ федеральных годовых и долгосрочных программ, программ статистических работ, подготовка нормативно–правовых актов, регламентирующих разработку, утверждение и порядок применения унифицированной статистической методологии, организация сбора и обработки документированной статистической отчетности, публикация официальных статистических данных и др. Госкомстат России выполняет указанные задачи через центральный аппарат, территориальные органы и находящиеся в его ведении организации, образующие в совокупности систему государственной статистики.

Госкомстат России выполняет возложенные на него задачи и функции непосредственно и во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

Госкомстат России выполняет функцию координации статистической методологии в целом по стране, взаимодействуя со статистическими службами соответствующих министерств и ведомств (органы ведомственной статистики) и другими статистическими службами, учреждаемыми по решению федеральных органов исполнительной власти, а также с общественными организациями.

Источники статистических данных

Одним из наиболее распространенных источников статистических данных являются официальные статистические публикации Госкомстата России, выходящие в свет в виде официальных статистических изданий (20-23 сборника в год) и периодических изданий (информационно-аналитические материалы, ежегодно выпускаемые в виде 20-25 различных статистических журналов, докладов и бюллетеней), публикации территориальных органов Госкомстата России, а также электронные версии публикаций в сети Интернет на Web-сайте Госкомстата России www.gks.ru. К официальным статистическим публикациям в Российской Федерации относятся, прежде всего, издания общефедерального уровня.

Ведущее место в системе официальных статистических публикаций занимают официальные статистические издания Госкомстата России, вы­пускаемые на основании ежегодно утверждаемой Федеральной программы статистических работ. В этих статистических публикациях приводятся данные, собираемые и обрабатываемые как по системе органов государственной статистики, так и официально представляемые Госкомстату России отдельными министерствами и ведомствами. При подготовке всех статистических публикаций Госкомстата России используются материалы текущей статисти­ки, переписей населения, ряда выборочных и единовременных обследований.

Основными среди официальных статистических публикаций Госкомстата России являются статистические сборники, наиболее полно характе­ризующие социально-экономические явления в стране за ряд лет. Информация, публикуемая в изданиях Госкомстата России, носит системный характер, раскрывает динамику явлений и их структуру, сопровождается методо­логическими комментариями. Они подразделяются на две группы: комплексные статистические сборники и тематические статистические сборники.

1. Первая группа включает в себя комплексные статистические сборники, издаваемые ежегодно: краткий статистический сборник «Россия в цифрах», «Российский статистический ежегодник», «Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации», «Регионы России. Социально-экономические показатели». Такие сборники издаются по широкой программе и включают в себя сведения за ряд лет по различным социально-экономическим показателям.

2. Ко второй группе относятся тематические статистические сборники, издаваемые как ежегодно, так и с большей периодичностью. Наряду со сводными статистическими сборниками ежегодно выходят в свет отдельные тематические статистические сборники, такие как «Демографический ежегодник России» (на русском и английском языках), «Социальное положение и уровень жизни населения России», «Национальные счета России», «Система таблиц «Затраты-Выпуск России».

С 1998 г. Госкомстат России значительно пополнил перечень выпускаемых периодических официальных статистических сборников. В течение последних пяти лет Госкомстат России издает с периодичностью один раз в 2-3 года ряд тематических статистических сборников: «Цены в России», «Финансы России», «Промышленность России», «Сельское хозяйство в России», «Строительство в России», «Инвестиции в России», «Транспорт в России», «Связь в России», «Торговля в России», «Труд и занятость в России», «Россия и страны мира».

3. Госкомстатом России в целях обеспечения открытости применяемых методологий, как одного из основополагающих принципов официальной статистики, подготовлена и выпущена серия изданий «Методологические положения по статистике» с описанием методологических основ и методов расчета основных показателей. Первый выпуск вышел в свет в 1996 г. В 1998, 2000 и 2002 г. были изданы второй, третий и четвертый выпуски сборника «Методологические положения по статистике».

4. Практикуется выпуск статистических сборников к определенным памятным датам, Всемирным конференциям, Международным книжным выставкам и т.д. Так, в 1998 г. было выпущено юбилейное издание, представляющее интерес для широкого круга пользователей, – «Население России за 100 лет (1897-1997)» на русском и английском языках. Сборник приурочен к 100-летию проведения Первой Всеобщей переписи населения Российской Империи и содержит основные итоги всех последующих переписей, а также данные текущего учета населения и его движения.

5. Значительное место в системе официальных статистических публикаций Госкомстата России отводится периодическим изданиям. Выпускается достаточно большое количество информационно-аналитических материалов, отражающих оперативные итоги состояния экономики России. Среди таких периодических изданий заслуживают внимания ежеквартальный журнал «Статистическое обозрение», ежемесячные оперативные доклады о социально-экономическом положении страны, бюллетени с аналитическими записками. Ежемесячно выходит в свет научно-информационный журнал «Вопросы статистики», содержащий информацию о научной и практической деятельности Госкомстата России и включающий статьи видных отечествен­ных экономистов, ученых, специалистов-практиков.

6. Госкомстатом России подготавливается срочная информация по актуальным вопросам (по ценам, потребительским ценам, производству промышленной продукции и др.), которая предназначена для опубликования в средствах массовой информации и в оперативном режиме доводится до их сведения.

7. Ряд статистических публикаций Госкомстат России издает на двух языках — русском и английском. Ежегодно выходят в свет краткий стати­стический сборник «Россия в цифрах» и статистический справочник «Россия» на русском и английском языках двумя самостоятельными изда­ниями, а также ежеквартально подготавливается журнал «Статистическое обозрение» на русском языке с подстрочным английским.

 

Литература:

1. Организация государственной статистики в Российской Федерации / Госкомстат России. – М., 2004. – 429 с.

 

Источник: журнал «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения» 2012/05

Другие статьи по теме
Категория: Медицинская статистика | Добавил: zdrav1 (26.08.2017)
Просмотров: 1587 | Теги: Медицинская статистика
Всего комментариев: 0
Яндекс.Метрика