Обеспечение безопасной эксплуатации лифтов в медицинских учреждениях - Охрана труда в медицинских организациях - Каталог статей - Управление здравоохранением
Главная » Статьи » Охрана труда в медицинских организациях

Обеспечение безопасной эксплуатации лифтов в медицинских учреждениях

Источник: «Охрана труда и пожарная безопасность в учреждениях здравоохранения»

Михайлов Г.С. Сотрудник редакции журнала

Многие здания медицинских организаций оборудованы лифтами, являющимися источником повышенной опасности для работников, пациентов и посетителей учреждений здравоохранения. Для их безопасной эксплуатации необходимо строго соблюдать требования техники безопасности. Техническое обслуживание лифтов должно проводиться специализированными организациями, имеющими соответствующую лицензию, а лифтеры должны пройти инструктаж по охране труда и правилам безопасной эксплуатации лифтов.

 

Несчастные случаи при эксплуатации лифтов в медицинских организациях, к сожалению, не редкость. Диапазон последствий – от потерянного времени в застрявшем лифте и стрессового состояния до тяжелых увечий работников и пациентов. Иногда встречается и падение лифтов.

Например, 15 января 2014 года в городской больнице №1 Нижнего Тагила произошло падение лифта, в котором находились восемь человек, включая двух пациентов. Вследствие чего два человека получили травмы. Один из пострадавших госпитализирован с сотрясением мозга, второму вправили вывих голени.

ЧП произошло рано утром. Лифтовая кабина двигалась с седьмого на шестой этаж, но внезапно сорвалась с высоты 6 этажа и стремительно спустилась до подвального помещения, где была остановлена пружинами безопасности. По счастливой случайности, при приземлении пострадали только два человека – сотрудники медучреждения (медсестра и санитарка). Одну из них пришлось госпитализировать с диагнозом «сотрясение головного мозга», у другой была вывихнута голень, ей медицинскую помощь оказали на месте. Остальные пассажиры, включая лифтера, отделались испугом.

На место ЧП выехали представители множества служб и ведомств, включая сотрудников предприятия «Тагиллифт», Ростехнадзор, МЧС и полиции. Прибыл также мэр Нижнего Тагила, а позднее - представители регионального Минздрава, следственного комитета и прокуратуры.

Выяснилось, что упавший лифт был 1983 года выпуска и уже требовал замены. В феврале 2013 года он проходил техническое обследование, находился в технической эксплуатации «Тагиллифта». А с 1 января 2014 года его вообще не обслуживали, так как договор не был заключен!

Глава города объявил: «Надо прекратить заниматься продлением сроков эксплуатации таких потенциально опасных механизмов, как лифты, и увеличить темпы их замены по программе развития города. Я приложу для этого все усилия…»

Руководитель областного Минздрава в свою очередь заявил, что все лифты в ЦГБ №1 Нижнего Тагиле будут заменены. Более того, как раз накануне были выделены 7,2 миллиона рублей на замену в больнице четырех лифтов, просто «так уж сошлось», что один из лифтов не смог дождаться, пока его заменят более здоровым механизмом.

Причиной падения лифта в больнице Нижнего Тагила мог стать перегруз. Следователи разрабатывали и другие версии, в том числе – о возможной халатности должностных лиц (лифтера и администрации больницы).

У независимых экспертов есть свое мнение на этот счет. Технический директор группы компаний «Городской центр экспертиз» Е. Кочетков сказал следующее: «Наиболее вероятными причинами обрушения лифта являются обрыв троса, отказ в системе управления или, может, просто «разошлась» шахта. Самое главное, что вовремя сработали ловители, и пострадали только два человека. Ответственность же несет обслуживающая компания. Ежегодно специалисты в соответствии с техническим регламентом безопасности лифтов должны проводить техническое освидетельствование (контроль целостности троса, параллельность направляющих, исправность тормозов). У каждого лифта есть свой нормативный срок службы, который прописан в паспорте.

Раньше лифты идентифицировались как особо опасные объекты, Ростехнадзор в полном объеме осуществлял за ними надзор и давал заключение о годности лифтов к эксплуатации. Но затем, к сожалению, эту систему упразднили. С момента вступления в силу технического регламента о безопасности лифтов деятельность Ростехнадзора была возобновлена, но именно в рамках определенных требований – проверяются только несколько позиций. А это значит, что контроль значительно снижен по сравнению с тем, что было раньше. Удивляться подобным ЧП не приходится».

Падение лифта в медицинском учреждении, описанное выше, не единственное. 24 марта 2011 года произошло падение пассажирского лифта с пятого этажа главного корпуса городской больницы №1 г. Севастополя. В кабине находилось 8 человек. В результате перегрузки и экстренного торможения лифта две сотрудницы больницы получили компрессионные переломы позвоночника.

Лифтер успела нажать кнопку экстренного торможения. Кабина остановилась на цокольном этаже. Тем не менее, у двоих пассажиров,ю как сказано выше, – компрессионные переломы позвоночника, остальные получили менее серьезные травмы. А на следующий день в лифте этой же больницы застряли 10 человек, которых освободил приехавший мастер.

 

Безопасная эксплуатация лифтового оборудования

1. При эксплуатации лифтов необходимо выполнять требования "Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов" Технический регламент Таможенного союза "Безопасность лифтов" (ТР ТС 011/2011), утвержденных Госгортехнадзором России.

2. Каждый вновь установленный лифт до пуска в работу должен быть испытан и зарегистрирован в органах надзора.

3. Лифт с истекшим сроком освидетельствования должен быть остановлен до его переосвидетельствования.

4. При передаче лифта новому владельцу необходимо передавать вместе с лифтов и его паспорт.

5. При реконструкции лифта, изменениях конструкции или размеров шахты, машинного помещения, изменения электрической схемы и т.п. лифт подлежит испытаниям и перерегистрации.

6. На посадочной площадке и внутри кабины лифта должны быть вывешены:

- правила пользования лифтом;

- номер телефона, по которому необходимо звонить при неисправностях лифта;

- должность, фамилия, имя и отчество ответственного за техническое состояние лифта, адрес и телефон аварийной службы.

7. При пользовании лифтом запрещается:

перевозить людей и груз, масса которых превышает указанную в техническом паспорте лифта грузоподъемность;

перевозить громоздкие вещи и горючие материалы;

самостоятельно вылезать из кабины, остановившейся между этажами;

задерживать закрытие и открывать двери кабины лифта до полной остановки кабины лифта;

устанавливать в машинном помещении оборудование, не имеющее отношение к лифтовому оборудованию, а также хранить материалы и предметы, не относящиеся к эксплуатации лифта.

8. Лифтовое оборудование должно периодически подвергаться неразрушающему контролю и техническому диагностированию, а результаты оформляться соответствующими актами.

9. Организация, проводящая работы по обслуживанию, диагностированию и другие виды услуг, связанных с обеспечением безопасной эксплуатации лифтов, должны иметь сертификат системы менеджмента качества организаций, представляющих эти услуги.

10. Машинное помещение должно быть закрыто, проходы к дверям этого помещения свободны, а на дверях машинного помещения наличие надписи "Посторонним вход запрещен".

11. В машинном помещении должна быть вывешена электрическая схема лифта, шкафы управления лифтов прикрыты, нанесены необходимые знаки безопасности.

 

Приложение

 

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ЛИФТЕРА ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ЛИФТОВ И ОПЕРАТОРА ДИСПЕТЧЕРСКОГО ПУНКТА

 

1. Общие положения

 

1.1. Настоящая Типовая инструкция устанавливает требования, предъявляемые к лифтерам по обслуживанию лифтов (далее по тексту — лифтеры) и операторам диспетчерских пунктов (далее по тексту — операторы) при их назначении и допуске к работе, а также их основные обязанности по обслуживанию лифтов.

1.2. Владелец лифта (лифтов) или предприятия, в штате которого числится лифтер (оператор), на основании настоящей Типовой инструкции должен разработать производственную инструкцию с внесением в нее дополнительных требований, учитывающих конкретные условия эксплуатации и требования инструкции по эксплуатации заводов-изготовителей лифтов, имеющихся у владельца, и ввести ее в действие соответствующим приказом по предприятию.

1.3. Контроль за выполнением лифтерами и операторами производственной инструкции возлагается на администрацию предприятия, в штате которого они числятся.

1.4. Лифтеры должны назначаться приказом по предприятию с закреплением за ними лифтов:

на единичный или группу пассажирских лифтов, установленных в одном или нескольких рядом стоящих зданиях;

на грузовой лифт с наружным управлением, оборудованным постом управления на одной погрузочной площадке;

на каждый больничный или грузовой лифт с внутренним управлением.

Для проведения ежесменного осмотра грузового лифта с наружным управлением и грузового малого лифта, оборудованных постами управления более чем на одной погрузочной площадке, а также грузового лифта со смешанным управлением назначается лифтер.

1.5. Операторы должны назначаться приказом по предприятию на лифты, подключенные к диспетчерскому пульту.

1.6. Лифтером и оператором могут назначаться лица не моложе 18 лет, обученные и аттестованные в установленном порядке, имеющие соответствующее удостоверение и квалификационную группу по электробезопасности не ниже второй. Повторную проверку знаний производственной инструкции лифтер и оператор должны периодически проходить в комиссии предприятия или учебного заведения не реже 1 раза в 12 мес. с оформлением результатов проверки знаний соответствующим протоколом и записью в удостоверении и журнале проверки знаний производственной инструкции.

Дополнительная или внеочередная проверка знаний производственной инструкции у лифтеров и операторов должна проводиться:

при переходе с одного предприятия на другое;

при переводе на обслуживание лифта другой конструкции (с электрического на гидравлический, электропривод переменного тока на постоянный и т.д.). Лифтер обязан знать особенности устройства и обслуживания таких лифтов и иметь практические навыки выполнения работ;

по требованию инспектора Госгортехнадзора России, лица, ответственного за организацию работ по техническому обслуживанию и ремонту лифтов, и лица, ответственного за организацию эксплуатации, в случае неоднократных нарушений или невыполнения требований производственной инструкции.

1.7. Допущенные к самостоятельной работе лифтер и оператор должны:

иметь общие сведения об устройстве обслуживаемых лифтов и пульта;

знать Правила пользования лифтами;

знать назначение аппаратов управления, расположенных в кабине и на посадочных площадках, и уметь ими пользоваться;

знать назначение и расположение предохранительных устройств лифта;

оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;

пользоваться имеющимися противопожарными средствами;

пользоваться световой, звуковой сигнализацией и двусторонней переговорной связью;

включать и выключать лифты;

безопасно эвакуировать пассажиров из кабины остановившегося лифта.

1.8. Лифтер обязан проводить ежесменный осмотр лифта.

 

2. Ежесменный осмотр лифта

 

2.1. Лифтер, обслуживающий единичный пассажирский, грузовой или больничный лифт, должен проводить осмотр лифта перед началом смены, а лифтер, обслуживающий группу пассажирских лифтов, проводить осмотр лифтов в течение смены.

2.2. При проведении осмотра лифтер должен:

2.2.1. Ознакомиться при приеме смены с записями в журнале предыдущей смены.

2.2.2. Проверить исправность замков и выключателей безопасности дверей шахты и кабины.

2.2.3. Выборочно проверить точность остановки кабины при движении «вверх» и «вниз» не менее чем на трех посадочных (погрузочных) площадках.

2.2.4. Проверить исправность подвижного пола, электромеханического реверса привода дверей и реверса дверей от фотодатчика при его наличии.

2.2.5. Убедиться в наличии освещения кабины лифта и посадочных (погрузочных) площадок, а также машинного и блочного помещений и подходов к ним.

2.2.6. Проверить исправность действия кнопок «Стоп», «Двери», светового сигнала «Занято» на всех посадочных площадках, светового табло, световой и звуковой сигнализации, а также исправность двусторонней переговорной связи между кабиной и местонахождением обслуживающего персонала.

2.2.7. Убедиться в наличии Правил пользования лифтом, предупредительных и указательных надписей.

2.2.8. Проверить состояние ограждения шахты и кабины.

2.2.9. Проверить наличие и исправность замка двери машинного и (или) блочного помещения.

2.3. Результаты осмотра должны быть занесены лифтером в журнал ежесменного осмотра лифта.

 

3. Обязанности лифтера и оператора

 

3.1. Обязанности лифтера.

3.1.1. Лифтер единичного пассажирского лифта обязан:

находиться у лифта на основном посадочном этаже, следить за выполнением пассажирами Правил пользования лифтом и не допускать его перегрузки;

сопровождать детей дошкольного возраста, а также взрослых по их просьбе;

поддерживать чистоту и порядок в кабине лифта.

3.1.2. Лифтер грузового лифта с наружным управлением обязан:

находиться у лифта на основной погрузочной площадке, где установлен пост управления;

не допускать перегрузки лифта, а также перевозку людей в кабине;

следить за равномерностью загрузки и креплением груза в кабине.

3.1.3. Лифтер, обслуживающий группу пассажирских лифтов, обязан периодически, по разработанному маршруту, совершать обход закрепленных за ним лифтов в целях проверки их исправности и соблюдения пассажирами Правил пользования лифтом.

3.1.4. Лифтер больничного и (или) грузового лифта с внутренним управлением обязан:

постоянно находиться в кабине лифта при подъеме и спуске и направлять кабину к месту вызова или месту загрузки (разгрузки);

находиться на посадочной (погрузочной) площадке при загрузке (разгрузке) кабины, следить за равномерностью загрузки, креплением груза и не допускать перегрузки лифта, а также одновременную перевозку груза и людей, кроме сопровождающих груз;

следить, чтобы люди, находящиеся в кабине, оборудованной решетчатыми раздвижными дверями, не прислонялись к дверям и не держались за них руками;

не допускать к управлению лифтом посторонних лиц.

3.1.5. Лифтеру запрещается:

уходить с рабочего места, кроме случаев, связанных с обслуживанием лифтов;

допускать в шахту, машинное и блочное помещения лифта посторонних лиц и оставлять эти помещения незапертыми на замок, а также передавать ключи от этих помещений другим лицам (кроме персонала, обслуживающего данные лифты);

хранить посторонние предметы в машинных и блочных помещениях;

самостоятельно входить на крышу кабины и спускаться в приямок лифта;

осуществлять пуск лифта непосредственным воздействием на аппараты, подающие напряжение в цепь электродвигателя, а также с посадочной (погрузочной) площадки через открытые двери шахты и кабины;

прикасаться к открытым токоведущим частям электрооборудования и движущимся (вращающимся) частям оборудования;

нарушать работоспособность предохранительных устройств;

самостоятельно ремонтировать лифт и включать аппараты станции управления, а также использовать лифт не по назначению;

пользоваться лифтом, если в подъезде (помещении) ощущается запах дыма (гари).

3.2. Обязанности оператора.

3.2.1. Следить за поступающей с лифтов на диспетчерский пульт информацией и своевременно передавать полученную информацию о неисправностях электромеханикам по лифтам.

3.2.2. Вести учет поступающих заявок о неисправности лифтов в специальном журнале.

3.2.3. Включать двустороннюю переговорную связь и давать необходимые разъяснения пассажиру при поступлении от него сигнала с лифта.

3.2.4. Следить за исправностью диспетчерского пульта и двусторонней переговорной связи.

3.2.5. Своевременно вызывать обслуживающий персонал при выходе из строя оборудования диспетчерского пульта.

3.2.6. Вести учет выдачи ключей от машинных и блочных помещений обслуживающему персоналу.

3.2.7. Содержать в чистоте служебные помещения.

3.2.8. Оператору запрещается:

оставлять адресные ключи на пульте в нейтральном положении после расшифровки сигнала;

уходить с рабочего места, кроме предусмотренных перерывов. При этом должна быть предусмотрена замена оператора на время его отсутствия;

допускать в помещение оператора посторонних лиц и оставлять эти помещения незапертыми на замок;

хранить посторонние предметы в помещении оператора.

3.3. Общие обязанности лифтера, оператора.

3.3.1. При обнаружении во время осмотра и в течение смены неисправностей, перечисленных в разделе 4, выключить лифт и сообщить о них электромеханику, вывесить плакат «Лифт не работает» на основном

посадочном этаже, сделать необходимую запись в журнале ежесменных осмотров лифтов.

3.3.2. При остановке кабины лифта между этажами и невозможности пуска его пассажиром из кабины предупредить находящихся в ней людей, чтобы они не предпринимали никаких мер к самостоятельному выходу из кабины, отключить вводное устройство лифта и сообщить электромеханику о неисправности.

Лифтеру больничного и грузового лифтов с внутренним управлением в этом случае необходимо вызвать электромеханика или аварийную службу и не пытаться самостоятельно выйти из кабины.

Пассажиров из кабины лифта должны освобождать в соответствии с порядком, изложенным в разделе 5.

3.3.3. При аварии или несчастном случае надо выключить лифт, сообщить о происшествии администрации — владельцу лифта, электромеханику или в аварийную службу, и принять меры к сохранению обстановки аварии или несчастного случая, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей.

 

3.3.4. По окончании работы лифтер, оператор обязан:

передать ключи от машинного (блочного) и служебного помещений следующей смене, сделать необходимые записи в журнале. В случае невыхода смены уведомить владельца лифта и действовать по его указанию;

при односменной работе поставить кабину лифта на основной посадочной (погрузочной) площадке, запереть на замок распашную дверь шахты, выключить лифт, сделать необходимые записи в журнале.

 

4. Неисправности, при которых лифт должен быть остановлен

 

4.1. Груженая кабина приходит в движение с открытой дверью шахты или кабины или порожняя — с открытой дверью шахты.

4.2. Двери кабины с автоматическим приводом открываются при движении или между этажами.

4.3. При нажатии на кнопку вызова груженая кабина приходит в движение, а порожняя — нет.

4.4. Кабина приходит в движение самостоятельно.

4.5. При нажатии на кнопки приказов двери с автоматическим приводом не закрываются или по выполнении приказа — не открываются.

4.6. Кабина вместо движения вверх движется вниз или наоборот.

4.7. Точность автоматической остановки кабины превышает нормативную величину (значение).

4.8. Кабина не останавливается на посадочной (погрузочной) площадке, на которую она вызвана или направлена по приказу.

4.9. Дверь шахты можно открыть при отсутствии кабины на посадочной (погрузочной) площадке без применения специального ключа (приспособления).

4.10. При нажатии на кнопку «Стоп» кабина не останавливается.

4.11. На лифтах, подключенных к диспетчерскому пульту, не работает двусторонняя переговорная связь или не поступают сигналы с лифта на пульт оператора. Не действует сигнализация из кабины и вызова обслуживающего персонала (для грузовых и больничных лифтов).

4.12. При работе лифта появляются посторонний шум, резкие толчки, ощущается запах гари.

4.13. Не освещены кабина или площадки перед дверями шахты.

4.14. Повреждено ограждение кабины или шахты.

4.15. Разбито стекло смотрового окна в дверях шахты или кабины.

4.16. Отсутствуют или разбиты толкатели кнопочных элементов вызывных или приказных аппаратов, и имеется доступ к оголенным токоведущим частям электрооборудования.

4.17. Металлоконструкции шахты или корпуса электроаппаратов находятся под напряжением.

 

5. Эвакуация пассажиров из кабины лифта

 

Эвакуация пассажиров из кабины лифта осуществляется двумя лифтерами. Допускается в качестве второго лица использовать электромеханика по лифтам или оператора диспетчерского пункта.

5.1. Перед эвакуацией пассажиров лифтеры обязаны:

убедиться, что все двери шахты закрыты и заперты;

вывесить предупредительный плакат «Лифт не работает» на основном посадочном этаже (площадке);

установить местонахождение кабины в шахте, число и состав пассажиров, их самочувствие. Сообщить пассажирам, какие будут приняты меры по их эвакуации и что освещение в кабине уменьшится или будет временно отключено;

предупредить пассажиров, что им запрещается прикасаться к расположенным в кабине аппаратам управления, открывать створки двери кабины, принимать меры по самостоятельному выходу из кабины лифта и находиться вблизи дверного проема;

убедиться из машинного помещения в отсутствии слабины тяговых канатов со стороны кабины. При наличии слабины тяговых канатов лифтеры должны немедленно уведомить об этом электромеханика по лифтам и к эвакуации пассажиров не приступать;

отключить в машинном помещении вводное устройство и вывесить плакат «Не включать — работают люди»;

оградить инвентарными щитами вращающиеся части оборудования лифтов (при размещении в машинном помещении нескольких лифтов) или отключить все лифты до окончания эвакуации пассажиров.

5.2. Эвакуация пассажиров из кабины пассажирского лифта с распашными дверями.

При эвакуации пассажиров лифтеры обязаны:

установить штурвал на червячный вал редуктора, если он съемный;

растормозить лебедку и вращением штурвала переместить кабину до ближайшей посадочной площадки. Перемещать кабину прерывисто на расстояние по 300-400 мм;

установить кабину в пределах точной остановки, при этом механическая отводка кабины должна отпереть замок двери шахты;

затормозить лебедку и снять штурвал, если он съемный;

закрыть дверь машинного помещения на замок и ключ оставить себе;

открыть двери шахты и кабины, убедиться, что возможна безопасная эвакуация пассажиров из кабины, и осуществить ее.

 

Примечание. Запрещается:

эвакуировать пассажиров из кабины, уровень пола которой находится выше уровня пола посадочной площадки;

применять при перемещении кабины гаечные ключи, рукоятки, нештатные рычаги и др.

5.3. Эвакуация пассажиров из кабины лифта с автоматическим приводом дверей.

При эвакуации пассажиров лифтеры обязаны:

установить штурвал на червячный вал редуктора, если он съемный;

растормозить лебедку и вращением штурвала переместить кабину до уровня ближайшей посадочной площадки, имеющей устройство для отпирания автоматического замка двери шахты специальным ключом. Кабину перемещать прерывисто на расстояние по 300-400 мм;

установить кабину лифта ниже уровня посадочной площадки на 200-300 мм, при этом ролик замка двери шахты не должен входить в механическую отводку двери кабины;

затормозить лебедку и снять штурвал, если он съемный;

отпереть специальным ключом автоматический замок двери шахты, открыть створки и зафиксировать их специальной рейкой (фиксирующим устройством) в открытом положении;

открыть вручную створки двери кабины и зафиксировать их в открытом положении;

убедиться, что возможна безопасная эвакуация пассажиров из кабины, и осуществить ее;

закрыть двери кабины и шахты.

 

Примечание. Запрещается:

открывать створки двери кабины вращением вручную шкива или ремня привода дверей;

эвакуировать пассажиров из кабины, уровень пола которой находится выше уровня пола посадочной площадки.

5.4. На пассажирских лифтах грузоподъемностью 500 кг и выше эвакуацию пассажиров из кабины лифта должен выполнять электромеханик с привлечением второго лица (лифтера, оператора).

 

6. Ответственность

 

Лифтер по обслуживанию лифтов и оператор диспетчерского пункта, виновные в нарушении своих производственных инструкций, несут ответственность за допущенные нарушения согласно действующему законодательству.

 

Источник: «Охрана труда и пожарная безопасность в учреждениях здравоохранения» 2016/01

Другие статьи по теме
Категория: Охрана труда в медицинских организациях | Добавил: zdrav1 (31.08.2017)
Просмотров: 6059 | Теги: 2016 год
Всего комментариев: 0
Яндекс.Метрика