Развитие российского здравоохранения и первичной медико-санитарной помощи - Основы охраны здоровья - Каталог статей - Управление здравоохранением
Главная » Статьи » Основы охраны здоровья

Развитие российского здравоохранения и первичной медико-санитарной помощи

Основой системы оказания медицинской помощи является первичная медико-санитарная помощь, которая включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

 

Общая заболеваемость в РФ с 2006 года демонстрирует устойчивую тенденцию к повышению, что объясняется не только состоянием здоровья нации, но и улучшением выявляемости заболеваний, связанной с проведением мероприятий по переоснащению диагностической аппаратурой учреждений здравоохранения.

В структуре смертности населения РФ первые ранговые места занимает смертность от болезней системы кровообращения, смертность от внешних причин и смертность от новообразований. Показатели смертности от болезней системы кровообращения начинают уменьшаться. Однако темпы снижения показателей остаются недостаточно быстрыми.

В России в 2011 году смертность от внешних причин составила 131,5 случая на 100 тыс. человек (2006 г. – 198,5 случая на 100 тыс. человек). При этом в структуре смертности от внешних причин максимальный процент приходится на самоубийства и транспортные травмы всех видов.

В 2009 году смертность от злокачественных новообразований составила 206,9 на 100 тыс. человек (2006 г. – 200,9). В 2010 году впервые за последние годы отмечено снижение показателя смертности от злокачественных новообразований на 0,9% (205,1 на 100 тыс. населения). При этом остается высоким уровень смертности в течение первого года после установления диагноза, что свидетельствует о поздней выявляемости заболеваний.

По данным федерального статистического наблюдения в 2010 году в РФ впервые признано инвалидами 886 тыс. человек, из них около 350 тыс. человек – являются инвалидами по заболеваниям системы кровообращения, 187 тыс. человек – имеют диагноз заболевания злокачественными новообразованиями.

Приведенная статистика свидетельствует о существенном финансовом обременении государственной экономики вследствие упущенной выгоды в производстве внутреннего валового продукта из-за временного выбытия (временная нетрудоспособность) и из-за выбытия в связи с инвалидностью трудоспособного населения из сферы производства.

В целях снижения экономических потерь от вышеназванных причин необходимы государственные инвестиции в развитие системы первичной медико-санитарной помощи населению РФ.

Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения. Организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом возможности выбора гражданином врача и медицинской организации.

Выделяют три вида первичной медико-санитарной помощи:

1) первичная доврачебная медико-санитарная помощь (оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием);

2) первичная врачебная медико-санитарная помощь (оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами);

3) первичная специализированная медико-санитарная помощь (оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь).

Первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара. В целях оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи, в структуре медицинских организаций создаются подразделения медицинской помощи, оказывающие указанную помощь в неотложной форме.

В РФ стационарную помощь сельскому населению оказывают: 1755 центральных районных больниц; 301 участковая больница с общей численностью коечного фонда – 139476, обеспеченность койками сельских жителей – 37,2 на 10 тыс. населения.

Амбулаторно-поликлиническую помощь на селе оказывается в 2812 учреждениях здравоохранения, из них 318 самостоятельных (поликлиники, врачебные амбулатории, центры врачей общей практики). В сельской местности расположено 36791 фельдшерско-акушерский пункт.

Основными направлениями совершенствования оказания медицинской помощи сельскому населению являются:

1. Оптимизация сети учреждений здравоохранения в сельской местности.

В настоящее время в ряде регионов России отмечается дефицит ФАПов. Вопросы обеспечения ФАПами будут решены тремя направлениями: организация ОВП и комплексных участков, возложением функций оказания первой помощи на домовые хозяйства, организацией работы по типу выездных бригад и оптимизацией маршрутизации населения по зоне ответственности медицинских организаций.

2. Совершенствование деятельности учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь сельскому населению.

В соответствии с действующим порядком оказания медицинской помощи[1] на медицинских работников возложены дополнительные функции по ранней диагностике социально значимых заболеваний (проведение кардио- и онкоскринингов, привлечение к профилактическим осмотрам), наблюдение хронических больных, наблюдение за приемом лекарственных средств больными туберкулезом.

Будет продолжена работа по укреплению материально-технической базы ФАПов, врачебных амбулаторий и ВОП, что позволит повысить качество и доступность медицинской помощи сельскому населению в целом.

3. Повышение доступности медицинской помощи сельскому населению.

Запланировано повышение доступности медицинской помощи сельскому населению путем организации выездных методов лечебно-диагностической и профилактической работы, развитие сети офисов общей врачебной практики в соответствии с численностью проживающего населения, приближение первичной медико-санитарной, в т.ч. врачебной, медицинской помощи населению. В целях достижения максимального приближения первой помощи сельскому населению в малонаселенных пунктах с числом жителей менее 100 человек (где нет ФАПов) планируется продолжить работу по созданию домовых хозяйств. Будут определены ответственные лица, на которые будут возложены функции оказания первой помощи (само- и взаимопомощь).

Анализ статистических данных позволяет выделить ряд наиболее серьезных проблем, при организации первичной медико-санитарной помощи, требующих решения программными методами:

- недостаточно развитая инфраструктура учреждений, особенно на селе;

- недостаточное количество учреждений и подразделений медицинской профилактики;

- недостаточная материально-техническая база учреждений, в том числе в части оснащения санитарным транспортом и передвижными медицинскими комплексами;

- недостаточное взаимодействие учреждений амбулаторного звена и стационарных учреждений.

При реформировании системы первичной медико-санитарной помощи населению на первый план выходят мероприятия по:

- изменению системы оказания помощи сельскому населению;

- модернизации существующих учреждений и их подразделений;

- создание межмуниципальных консультативно-диагностических центров первичной специализированной медицинской помощи;

- выстраивании потоков пациентов с формированием единых принципов маршрутизации;

- развитию новых форм оказания медицинской помощи – стационарзамещающих и выездных методов работы;

- развитию неотложной помощи на базе поликлинических подразделений;

- совершенствованию принципов взаимодействия со стационарными учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи.

Вышеуказанные мероприятия позволят повысить качество и доступность первичной медико-санитарной помощи, в том числе, первичной специализированной медицинской помощи.

Выстраивание современной системы оказания первичной медико-санитарной помощи населению в рамках программы будет обеспечивать доступность медицинской помощи, как в самых малочисленных населенных пунктах, так и в крупных городах.

В малых сельских населенных пунктах запланировано развитие сети домовых хозяйств, оснащенных необходимым оборудованием и инструментарием для оказания первой помощи и обеспеченных средствами связи с ответственным медицинским работником.

Будет продолжено развитие сети фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, с постом скорой помощи и дневным стационаром, а также офисов врача общей практики. При этом важная роль отведена обеспечению медицинского персонала, работающего на селе, санитарным транспортом для выездной работы.

Особое место развитию сети офисов врача общей практики будет уделено в субъектах РФ с низкой транспортной доступностью, где медицинский работник зачастую изолирован от других медицинских учреждений.

Немаловажным фактором эффективной работы системы раннего выявления заболеваний и состояний является обеспечение возможностей для осуществления лечебно-профилактическими учреждениями первичного звена здравоохранения всех видов профилактических, скрининговых осмотров и диспансеризации населения, в том числе, укрепление материально-технической базы этих учреждений.

Наряду с развитием сети учреждений первичного звена планируется значительно увеличить применение передвижных медицинских технологий (передвижные врачебные амбулатории, передвижные Центры здоровья, передвижные флюорографы, передвижные маммографы и др.). В результате формируется законченное звено сельского здравоохранения. Будет выстроена единая модель организации выездных бригад центральных городских или районных больниц, а также городских поликлиник. Выездные бригады должны быть оснащены портативным диагностическим оборудованием: УЗИ, электрокардиографами, анализаторами и т.д. Таким образом, решается главная проблема сельского здравоохранения – проведение профилактических, периодических осмотров и диспансеризация сельского населения.

Основными структурными элементами в процессе выявления факторов риска неинфекционных заболеваний в рамках системы оказания первичной медико-санитарной помощи должны быть кабинеты/отделения медицинской профилактики, и кабинеты доврачебного приема функционирующие в каждой поликлинике. В этих структурах всем лицам, обратившимся в поликлинику должно осуществляться определение факторов риска неинфекционных заболеваний, рассчитываться суммарный сердечно-сосудистый риск, а также выполняться его факторная коррекция. Направление граждан в кабинеты/отделения медицинской профилактики и кабинеты доврачебного приема осуществляется специалистами поликлиники, сотрудниками регистратуры при первичном обращении в календарном году, а также путем самостоятельного обращения граждан.

В связи с необходимостью раннего выявления болезней системы кровообращения, являющихся одними из основных факторов, влияющих на смертность населения, необходимо внедрить повсеместно в практику фельдшеров первичного звена и скорой медицинской помощи комплексы передачи электрокардиограммы на расстоянии и создать в центральных районных больницах кардио-диагностические консультативные центры, что позволит увеличить выявляемость больных инфарктом миокарда и долю госпитализированных в первые шесть часов на 20%.

Возможностью передачи электрокардиограммы необходимо обеспечить все фельдшерско-акушерские пункты и фельдшерские бригады скорой медицинской помощи. Кардио-диагностические консультативные центры планируется организовать в первичных сосудистых отделениях, созданных в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения и в рамках региональных программ модернизации здравоохранения.

Одновременное обеспечение возможности применения фельдшерами скорой медицинской помощи догоспитального тромболизиса при остром коронарном синдроме позволит снизить смертность от инфаркта миокарда в 2,5 раза, а пятилетнюю выживаемость данной категории пациентов в 1,5 раза.

Кроме сети фельдшерско-акушерских пунктов, офисов врачей общей практики и врачебных амбулаторий система оказания первичной медико-санитарной помощи должна быть представлена:

- городскими поликлиниками, с участковой терапевтической службой, врачами специалистами, кабинетом (отделением) профилактики, Центром здоровья, дневным стационары, отделением неотложной помощи;

- межтерриториальными поликлиническими центрами, оказывающими первичную специализированную медико-санитарную помощь по наиболее востребованным специализированным профилям в соответствии с порядками оказания специализированной медицинской помощи (широкий спектр диагностических процедур, специальные рентгенологические исследования, включая компьютерную томографию, и ядерный магнитно-резонансный томография);

- областными консультативно-диагностическими центрами (организационно-методическая функция).

Поликлинические подразделения должны наращивать объемы стационарзамещающей помощи, создавая дневные стационары и стационары на дому.

В результате этого будут снижаться объемы помощи в стационарах, что потребует в дальнейшем оптимизации их коечного фонда, сокращения числа коек и повышения интенсивности работы имеющихся.

Также поликлинические подразделения должны принимать на себя и часть объемов медицинской помощи, ранее приходящиеся на скорую медицинскую помощь, развивая у себя отделения неотложной медицинской помощи. В результате службой скорой медицинской помощи должны совершаться выезды по вызовам на экстренные состояния, что позволит не только разгрузить скорую медицинскую помощь, но и повысит эффективность работы самой службы скорой медицинской помощи.

Разработка и утверждение единых стандартов (протоколов) наблюдения лиц с выявленными факторами риска развития заболеваний, а также создание единой системы мониторинга факторов риска у населения позволят качественно оценивать эффективность деятельности кабинетов/отделений медицинской профилактики, Центров здоровья, а также выявлять наиболее значимые на том или ином этапе развития системы профилактики факторы с целью своевременного принятия мер по предотвращению их распространения среди населения.

Одним из приоритетных направлений в развитии профилактической медицины в стране является концентрация усилий общества на раннем выявлении заболеваний у детей и женщин.

Развитие системы раннего выявления у детей заболеваний, патологических состояний и факторов риска их развития является одной из важнейших и наименее затратных технологий, имеющих большое влияние на здоровье будущих поколений.

Профилактическим медицинским осмотрам отводится ведущая роль. Так, ежегодная диспансеризация (профилактические медицинские осмотры) детей в настоящее время проводится в возрасте до одного года, в 1 год, 3-х лет, 5-6 лет, 6-7 лет, 10 лет, 11-12 лет, 14-15 лет, 16-17 лет. В разные возрастные периоды набор специалистов осуществляющих осмотр и методов диагностики определен с учетом возрастных физиологических особенностей детей.

По официальным статистическим данным в 2010 году охвачено профилактическими медицинскими осмотрами 83,7% детей от всех детей до 17 лет включительно (в 2009 году – 83,9% детей, в 2008 году – 84,7% детей). Однако названная диспансеризация детей проводилась только в декретированные сроки, рекомендации по ее проведению носили необязательный характер, мониторинг ее проведения был недостаточным.

С 2007 года в рамках программы родовой сертификат осуществляется диспансеризация детей первого года жизни, разработан новый стандарт диспансерного наблюдения первого года жизни который расширил перечень специалистов и диагностических исследований. Привлечение к обследованию детей узких специалистов способствует раннему выявлению врожденных аномалий (пороков развития), болезней нервной системы, болезней глаза и его придаточного аппарата и др. Диагностика заболеваний у детей в возрасте до года обусловила своевременное оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи данному контингенту детей.

Серьезной проблемой остается состояние детородной функции подрастающего поколения – около 1/3 подростков имеют изменения репродуктивного здоровья. Более 40% мальчиков страдают болезнями, которые в дальнейшем могут ограничить возможность реализации репродуктивной функции. В стране значительно выросло число бесплодных браков. С целью раннего выявления заболеваний, в том числе приводящих к ограничению репродуктивной функции, с 2011 года начато проведение углубленной диспансеризации подростков с последующим выполнением программ лечения и реабилитации, что позволит уменьшить патологию репродуктивной функции подрастающего поколения на 30%, и соответственно увеличить рождаемость в последующие годы.

Проведение углубленной диспансеризации подростков, так же требует совершенствования материально-технической базы учреждений, уменьшения дефицита кадров врачей "узких" специалистов, внедрения организационных моделей раннего выявления и профилактики заболеваний у детей всех возрастных групп.

Раннее выявление – залог профилактики заболеваний и излечения. В рамках развития помощи детям, начиная с 2013 года, ежегодно будет проводиться диспансеризация детей всех возрастов и углубленная диспансеризация, с привлечением дополнительных врачей-специалистов и методов исследования, в девять возрастных периодов (1 год, 3 года, 6 и 7 лет, 10 лет, 14, 15, 16 и 17 лет).

В рамках реализации Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" и с целью закрепления структуры системы медицинской профилактики предусмотрены мероприятия по разработке и утверждению нормативных правовых актов, регулирующих проведение мероприятий по раннему выявлению заболеваний, патологических состояний и факторов риска их развития, в том числе медицинских осмотров всех видов и диспансеризации, а также по разработке стандартов оказания услуг по медицинской профилактике в системе первичной медико-санитарной помощи с целью их финансового обеспечения в рамках обязательного медицинского страхования. Аналогичные нормативные правовые акты будут разработаны и приняты во всех субъектах РФ.

В настоящее время в РФ сохраняется рост частоты онкологических заболеваний репродуктивной системы у женщин, в том числе рака молочной железы (на 4,1% в 2010 году к уровню 2009 года), тела матки (на 3,7%), яичников (на 3,6%), шейки матки (на 0,9%). В 2010 году впервые установлен диагноз рака молочной железы 54 872 больным, рака тела матки – 18 731, шейки матки – 14 311, яичника – 12 228.

Вместе с тем крайне низкой остается выявляемость на ранних стадиях рака яичников (9,2% в 2009 году, 10,2% в 2010 году) и тела матки (12,1% в 2009 году, 12,2% в 2010 году). Таким образом, проблема предупреждения и раннего выявления онкологических заболеваний органов репродуктивной системы у женщин является чрезвычайно актуальной.

Учитывая высокую распространенность в РФ злокачественных новообразований молочной железы, яичников, шейки и тела матки, позднее выявление онкологических заболеваний органов репродуктивной системы, с целью осуществления мероприятий, направленных на своевременную диагностику и снижение смертности от рака молочной железы, яичников, шейки и тела матки, необходимо принять меры по внедрению организованного скрининга женщин для раннего выявления онкологических заболеваний органов репродуктивной системы.

Одним из факторов риска, способных нарушать нормальное физиологическое функционирование органов и систем организма, является депрессивное состояние, нередко приводящее к суициду. Для профилактики депрессивных состояний и суицидального поведения во всех регионах РФ будет завершено формирование трехуровневой системы профилактики кризисных состояний и медицинской помощи лицам с суицидальным поведением, включающей в себя:

- кабинеты (отделения) "Телефон Доверия" с круглосуточным режимом работы;

- кабинеты социально-психологической помощи;

- отделения кризисных состояний.

Телефон доверия является структурным подразделением психоневрологического диспансера (диспансерного отделения) и предназначен для профилактической консультативной помощи по телефону обращающимся лицам с целью предотвращения у них суицидальных и иных опасных действий.

Кабинет социально-психологической помощи является структурным подразделением психоневрологического диспансера (диспансерного отделения), оказывает консультативно-лечебную и профилактическую помощь лицам, добровольно обращающимся в связи с кризисным, суицидоопасным состоянием.

Отделения кризисных состояний создаются органами управления здравоохранением по предложению главного психиатра и главного психотерапевта органа управления здравоохранением субъектов РФ в республиканских, окружных, краевых, областных административных центрах, а также в городах с населением не менее 300 тысяч.

С целью раннего выявления и предотвращения суицидоопасных состояний будет организовано информирование населения о работе отделений и кабинетов, оказывающих помощь при кризисных состояниях, внедрение современных форм профилактики суицидов и кризисных состояний.

Для увеличения охвата населения мероприятиями по профилактике суицидоопасных состояний будет организовано участие специалистов кабинетов социально-психологической помощи и отделений кризисных состояний в выездной работе.

Создание единой базы данных (персонифицирование) лиц, склонных к суицидальным действиям позволит осуществлять непрерывную профилактику повторных попыток к суициду.

Эффективная работа системы оказания помощи населению при кризисных состояниях возможна только при условии подготовки достаточного числа специалистов (врачей-психиатров, медицинских психологов, психотерапевтов и социальных работников) для работы в кабинетах (отделениях) "Телефон Доверия", кабинетах социально-психологической помощи и отделениях кризисных состояний. Основными задачами таких специалистов будут являться своевременное распознавание и купирование кризисных состояний, проведение профилактической работы с населением, лечение и реабилитация пациентов в постсуицидальном периоде, организационно-методическая и консультативная помощь лечебно-профилактическим учреждениям по профилактике, раннему распознаванию и купированию кризисных состояний.

Обучение работников первичного звена здравоохранения (в том числе в образовательных учреждениях), педагогов, родителей по вопросам профилактики, раннего распознавания и купирования кризисных состояний будет способствовать своевременному выявлению суицидоопасных состояний, особенно среди детей и молодежи, и, следовательно, сокращению числа самоубийств.

С целью обеспечения методического обеспечения профилактических мероприятий будет осуществлена подготовка и издание информационно-просветительских материалов по вопросам профилактики, раннего распознавания и купирования кризисных состояний для различных целевых групп.

Для эффективной реализации вышеуказанного комплекса мероприятий будет проведено совершенствование нормативного правового регулирования деятельности и взаимодействия отдельных элементов вертикали оказания помощи людям с кризисными состояниями как на федеральном, так и на региональном уровне, прописана маршрутизация таких лиц в рамках сети лечебно-профилактических учреждений, а также организовано межведомственное взаимодействие с органами социального развития, образования, правоохранительными структурами по вопросам профилактики суицидоопасных состояний.

Отдельное внимание должно быть уделено профилактике развития депрессивных состояний и суицидального поведения у детей. В структуре смертности детей от 0 до 17 лет от внешних причин в 2009 году самоубийства занимают 2 место (3,8 на 100 тыс. детей от 0 до 17 лет).

В последние годы растет число детей и подростков с девиантным поведением, склонных к суициду. Дети не полностью защищены от воздействия информации, оказывающей вредное влияние на состояние здоровья и развития. Актуальна проблема совершенствования помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (число неблагополучных семей увеличивается, что приводит к ухудшению положения, прежде всего детей). Кроме того, риск депрессивных состояний и суицидов высок у подростков, употребляющих алкоголь, наркотики и токсические препараты.

Одним из направлений по профилактике суицидов является комплексная профилактическая работа с семьей и детьми по предупреждению насилия и жестокого обращения. В реализации этой работы к важными элементам относятся: организация первичной профилактики по предупреждению насилия и жестокого обращения в семье; раннее выявление случаев жестокого обращения с детьми и семейного неблагополучия. Реабилитационная и коррекционная работа с детьми, в случаях выявления насилия и жестокого обращения с ними.

С целью закрепления структуры системы медицинской профилактики предусмотрены мероприятия по разработке и утверждению нормативных правовых актов, регулирующих проведение мероприятий по раннему выявлению заболеваний, патологических состояний и факторов риска их развития, в том числе медицинских осмотров всех видов и диспансеризации, а также по разработке стандартов оказания услуг по медицинской профилактике в системе первичной медико-санитарной помощи с целью их финансового обеспечения в рамках обязательного медицинского страхования. Аналогичные нормативные правовые акты будут разработаны и приняты во всех субъектах РФ.

Для решения этих задач будет сформирована система тесно взаимодействующих и взаимодополняющих (по вертикали и горизонтали) учреждений и подразделений медицинской профилактики, относящаяся к первичной медико-санитарной помощи и включающая:

- 81 республиканский (краевой, областной) центр медицинской профилактики с типовым штатом в 54 человека (в 23-х субъектах РФ центры медицинских профилактики должны быть созданы; в 42-х – центры медицинской профилактики должны быть расширены и дооснащены в соответствии с требованиями нормативных документов);

- городских (районные, межрайонные) центры медицинской профилактики в городах и районах с населением более 250 тыс. с типовым штатом в 26 человек (в 8 городах центры медицинской профилактики должны быть созданы; в 3-х городах центры медицинской профилактики должны быть расширены и дооснащены в соответствии с требованиями нормативных документов); в городах с меньшей численностью населения функции городского центра медицинской профилактики возлагаются на один из центров здоровья или отделение медицинской профилактики;

- центры здоровья для взрослых, в том числе студентов; во все центры здоровья должны быть введены отделения/кабинеты медицинской профилактики, кабинет медицинской помощи по отказу от курения, кабинет психологической помощи по коррекции факторов риска;

- кабинеты (отделения) медицинской профилактики в составе центров (отделений) врачей общей практики и поликлиник для обслуживания городского населения

- кабинеты (отделения) медицинской профилактики в составе амбулаторий, центров (отделений) врачей общей практики, поликлиник для обслуживания сельского населения;

- кабинеты (отделения) медицинской профилактики в составе стационарных лечебных учреждений);

- кабинеты (отделения) медицинской профилактики в составе санаторно-курортных организаций;

- кабинеты медицинской помощи по отказу от курения в составе отделений медицинской профилактики поликлиник;

- кабинеты медицинской помощи по отказу от курения в составе стационарных лечебных учреждений;

- кабинеты медицинской помощи по отказу от курения в составе профилакториев и санаторно-курортных организаций;

- кабинеты психологической помощи по коррекции факторов риска хронических неинфекционных заболеваний в составе отделений медицинской профилактики поликлиник;

- кабинеты психологической помощи по коррекции факторов риска хронических неинфекционных заболеваний в составе стационарных лечебных учреждений;

- кабинеты психологической помощи по коррекции факторов риска хронических неинфекционных заболеваний в составе профилакториев и санаторно-курортных организаций.

В целях повышения эффективности своевременного выявления факторов риска заболеваний и организации их коррекции, а также ранней диагностики заболеваний, которые в наибольшей степени определяют инвалидизацию и смертность населения РФ, помимо структурных изменений в первичном звене планируется совершенствование системы диспансеризации населения.

Проведение диспансеризации целесообразно на протяжении всей жизни максимально широким слоям населения. При этом диспансеризация главным образом должна быть предназначена для выявления факторов риска и ранних проявлений хронических неинфекционных заболеваний (сердечно-сосудистые заболевания, связанные с атеросклерозом, онкологические заболевания, хронические бронхо-легочные заболевания и сахарный диабет), обуславливающих более 80% всех смертей населения РФ, а также туберкулеза и выявления немедицинского потребления наркотических и психоактивных веществ. В программу диспансеризации должны входить:

- профилактический осмотр врачом-терапевтом участковым, врачом-терапевтом участковым цехового врачебного участка, врачом общей практики (семейным врачом), фельдшером фельдшерского здравпункта, фельдшерско-акушерского пункта;

- профилактический осмотр врача-стоматолога и гинеколога;

- профилактический осмотр врачей других специальностей по показаниям и с учетом фактора возраста и пола;

- лабораторные и инструментальные обследования, имеющие доказательную базу своей медико-экономической эффективности (обязательные и дополнительные по показаниям);

- профилактическое консультирование по поводу факторов риска хронических неинфекционных заболеваний;

- составление индивидуального плана-графика получения пациентом профилактических услуг, диспансерных и дополнительных обследований;

- оформление паспорта здоровья.

Диспансеризация для городского населения должна главным образом организовываться по участковому принципу, в поликлиниках, и проводиться по месту прикрепления граждан с оплатой через систему ОМС. Диспансеризация для сельского населения должна организовываться с участием фельдшерских здравпунктов и фельдшерско-акушерских пунктов и проводиться в поликлиниках центральных районных больниц с оплатой через систему ОМС.

В рамках совершенствования системы обязательного медицинского страхования, в том числе тарифной политики, для повышения эффективности первичной медико-санитарной помощи планируется разработать качественные критерии работы медицинского персонала первичного звена здравоохранения, призванные стимулировать медицинских работников к достижению наилучших показателей здоровья прикрепленного населения, осуществить пересмотр тарифов на стационарзамещающие формы оказания медицинской помощи.

Реализация вышеуказанных мероприятий приведет к следующим результатам:

- повышение эффективности работы первичного звена здравоохранения;

- увеличению доступности оказания первичной медико-санитарной помощи, в том числе жителям сельской местности;

- увеличение продолжительности активной жизни населения за счет раннего выявления и предупреждения развития неинфекционных заболеваний.

 

Источник: журнал «Главный врач» № 12/2013

 

 

[1] Правила организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению на территории Российской Федерации определены приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" (зарегистрировано в Минюсте России 27.06.2012 N 24726).

Другие статьи по теме
Категория: Основы охраны здоровья | Добавил: zdrav1 (02.02.2015)
Просмотров: 2533 | Теги: Развитие здравоохранения РФ
Всего комментариев: 0
Яндекс.Метрика