Развитие российского здравоохранения в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года - Основы охраны здоровья - Каталог статей - Управление здравоохранением
Главная » Статьи » Основы охраны здоровья

Развитие российского здравоохранения в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года

Прошло ровно 5 лет с момента утверждения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее – Концепция)[1]. Этот основополагающий документ определяет пути развития не только всей страны в целом, но и отдельных отраслей хозяйства. Особое внимание в документе уделено вопросам демографической политики, здравоохранения и образования. Напомним читателям об основных положениях Концепции, определивших вектор развития отечественного здравоохранения и положенных в основу последних законодательных и нормативно-правовых актов в области охраны здоровья населения.

 

Задачи превращения России в глобального лидера мировой экономики, выхода на уровень развитых стран по показателям социального благосостояния диктуют новые требования к системе здравоохранения. С одной стороны, растет ценность здоровья в системе приоритетов общества, возникают новые медицинские и социальные технологии, связанные с изменениями в демографической структуре населения. С другой - благодаря развитию медицинских технологий существенно повышаются возможности реально влиять на показатели здоровья населения, о чем свидетельствуют значительные успехи в борьбе с наиболее опасными для жизни заболеваниями, достигнутые в развитых странах.

Система здравоохранения пока еще не обеспечивает достаточность государственных гарантий медицинской помощи, ее доступность и высокое качество.

В последние годы государством сделаны существенные инвестиции в здравоохранение. Однако они не позволили значительно улучшить ситуацию, поскольку не сопровождались масштабными и высокоэффективными организационными и финансово-экономическими мероприятиями. Отставание уровня развития здравоохранения от уровня развитых стран значительно сильней, чем во многих других ключевых отраслях экономики.

Чтобы улучшить ситуацию с состоянием здоровья граждан, необходимо обеспечить качественный прорыв в системе здравоохранения. Отрасли нужны инновационные разработки в сфере профилактики, диагностики и лечения заболеваний (включая восстановительное), эффективная система подготовки и переподготовки медицинских кадров, современные высокотехнологичные информационные системы.

Основной целью государственной политики в области здравоохранения на период до 2020 года является формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.

Отдельной задачей является активное развитие российской медицинской и фармацевтической промышленности и создание условий для ее перехода на инновационную модель развития, что должно поднять уровень обеспеченности организаций здравоохранения и населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, в том числе отечественного производства, до среднеевропейского уровня как по количественным, так и по качественным показателям.

Реализация целей развития системы здравоохранения предполагает решение следующих приоритетных задач.

ПЕРВАЯ ЗАДАЧА - обеспечение государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в полном объеме, в том числе:

- конкретизация государственных гарантий в отношении видов, объемов, порядка и условий оказания бесплатной медицинской помощи;

- совершенствование системы стандартизации в области здравоохранения с целью внедрения современных медицинских технологий оказания медицинской помощи при наиболее распространенных заболеваниях и заболеваниях, наносящих наибольший ущерб здоровью населения и социальному благополучию страны;

- планирование ресурсов, обеспечивающих реализацию государственных гарантий.

ВТОРАЯ ЗАДАЧА - модернизация системы обязательного медицинского страхования и развитие системы добровольного медицинского страхования, в том числе:

- осуществление перехода на одноканальную модель финансирования медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования, включая законодательное закрепление доходных источников и расходных обязательств;

- введение страховых взносов на обязательное медицинское страхование по единому тарифу для всех работодателей и индивидуальных предпринимателей;

- введение предельного размера годового заработка, на который начисляются страховые взносы;

- установление единых требований к определению размера взносов субъектов Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающего населения;

- создание эффективной системы выравнивания финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на основе минимального подушевого норматива территориальной программы государственных гарантий;

- повышение ответственности страховых медицинских организаций при введении одноканальной модели финансирования организаций системы здравоохранения, участвующих в обязательном медицинском страховании;

- поэтапный переход к эффективным способам оплаты медицинской помощи на основе обоснованных тарифов в зависимости от качества ее оказания и объемов;

- создание системы управления качеством медицинской помощи;

- формирование конкурентной модели обязательного медицинского страхования с созданием условий для выбора застрахованным страховщика и медицинской организации, а также обеспечение населения доступной информацией о деятельности страховщиков и медицинских организаций;

- создание условий для участия медицинских организаций различных организационно-правовых форм в обязательном медицинском страховании.

ТРЕТЬЯ ЗАДАЧА - повышение эффективности системы организации медицинской помощи, в том числе:

- обеспечение доступности для населения эффективных технологий оказания медицинской помощи на всех ее этапах;

- развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи и повышение роли профилактического лечения лиц, состоящих в группе риска по социально значимым заболеваниям;

- совершенствование службы скорой медицинской помощи и развитие санитарно-авиационной скорой медицинской помощи с оптимизацией сроков ее оказания и использованием эффективных методов лечения на догоспитальном этапе;

- оптимизация стационарной помощи, оказываемой населению на основе интенсификации занятости койки с учетом ее профиля;

- обеспечение преемственности в оказании медицинской помощи, включая реабилитационные методы и санаторно-курортное лечение;

- развитие системы охраны здоровья матери и ребенка на всех этапах оказания медицинской помощи, включая совершенствование проведения профилактических мероприятий в части охраны здоровья детей и подростков, совершенствование оказания медицинской помощи в образовательных учреждениях;

- открытие в сельской местности кабинетов врачей общей практики и семейных врачей;

- разработка и реализация мер по сокращению потерь трудоспособного населения путем снижения смертности от управляемых причин;

- развитие системы предоставления медико-социальной помощи, в том числе помощи, оказываемой пожилому населению на дому, координация взаимодействия системы здравоохранения с системой социальной защиты, повышение роли и расширение функций среднего персонала при оказании медицинской помощи лицам старшего возраста;

- развитие инновационной деятельности медицинских и научных организаций для разработки и внедрения эффективных медицинских технологий;

- обеспечение потребности населения в получении высокотехнологичной медицинской помощи на основе государственного задания, финансирование которого осуществляется с учетом всех необходимых расходов (по полному тарифу) на оказание этого вида помощи;

- увеличение государственных инвестиций, направленных на укрепление материально-технической базы медицинских организаций для оснащения их современными лечебно-диагностическим медицинским оборудованием и техникой в соответствии со стандартами оснащения, обеспечивающими качественное оказание медицинской помощи;

- формирование правовой базы, обеспечивающей защиту прав пациентов, и страхование профессиональной ответственности работников здравоохранения, рискующих причинить вред своему здоровью при выполнении служебных обязанностей;

- расширение хозяйственной самостоятельности медицинских учреждений;

- совершенствование механизмов участия государственных медицинских учреждений, подведомственных различным федеральным органам исполнительной власти, в обязательном медицинском страховании и реализации государственных гарантий;

- использование проектного метода для совершенствования организации медицинской помощи (реализация пилотных проектов в регионах), тиражирование накопленного опыта эффективных преобразований в указанной сфере;

- оптимизация соотношения врачебного и среднего медицинского персонала.

ЧЕТВЕРТАЯ ЗАДАЧА - улучшение лекарственного обеспечения граждан, в том числе:

- повышение доступности для граждан лекарственных средств при проведении амбулаторного лечения на основе сочетания государственных программ лекарственного обеспечения и медицинского страхования граждан;

- обеспечение полного цикла производства на территории Российской Федерации стратегически необходимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

- определение перечня лекарственных средств, предоставляемых бесплатно или с частичной оплатой за счет средств обязательного медицинского страхования;

- совершенствование государственного регулирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, предоставляемые гражданам в системе здравоохранения.

ПЯТАЯ ЗАДАЧА - информатизация системы здравоохранения, в том числе:

- развитие информатизации системы здравоохранения, включая внедрение электронного документооборота в медицинских организациях;

- создание медицинского информационного и образовательного ресурса.

ШЕСТАЯ ЗАДАЧА - развитие медицинской науки и инноваций в сфере здравоохранения, повышение квалификации медицинских работников и создание системы повышения мотивации к качественному труду, в том числе:

- формирование целевых научных программ по приоритетным направлениям в целях поддержания здоровья населения и формирования здорового образа жизни, разработки и внедрения новых эффективных технологий ранней диагностики в практику системы здравоохранения;

- стимулирование отечественных и иностранных производителей лекарственных средств к созданию научно-исследовательских центров по разработке лекарственных средств на территории Российской Федерации;

- обеспечение подготовки и переподготовки медицинских кадров на основе непрерывного образования, повышения профессионального уровня и внедрения передовых медицинских технологий, разработка стандартов подготовки управленческих кадров в системе здравоохранения и реализация образовательных программ.

СЕДЬМАЯ ЗАДАЧА - совершенствование системы охраны здоровья населения, в том числе:

- пропаганда и формирование здорового образа жизни и повышение ответственности работодателя за здоровье своих работников и населения за собственное здоровье;

- разработка и реализация программ по профилактике алкоголизма, табакокурения и других факторов риска;

- формирование культуры здорового питания населения;

- обеспечение безопасной для жизнедеятельности человека окружающей среды;

- обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

ВОСЬМАЯ ЗАДАЧА - реализация приоритетного национального проекта "Здоровье" (2009 - 2012 годы), основными направлениями которого являются:

- оказание профилактической помощи населению;

- развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи;

- повышение доступности и качества специализированной медицинской помощи, оказываемой населению, в том числе больным с сосудистыми и онкологическими заболеваниями, а также пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, включая высокотехнологичную медицинскую помощь;

- совершенствование службы крови.

Решение указанных задач позволит улучшить здоровье и качество жизни населения. Предполагается обеспечить снижение уровня смертности от болезней системы кровообращения не менее чем в 1,4 раза, от несчастных случаев, отравлений и травм - примерно в 2 раза, снизить показатели младенческой и материнской смертности до показателей развитых стран, уменьшить в 1,5 раза заболеваемость социально значимыми заболеваниями.

Планируется примерно в 1,3 раза увеличить объем амбулаторной помощи, в первую очередь профилактической, позволяющей выявлять заболевания на ранних стадиях, значительно повысить эффективность использования коечного фонда (увеличить оборот и занятость койки, снизить среднюю длительность пребывания в стационаре и т.д.), обеспечить в полном объеме потребность населения в высокотехнологичной медицинской помощи.

Улучшение показателей здоровья населения и деятельности организаций системы здравоохранения будет обеспечиваться на основе постоянной модернизации технологической базы отрасли, развития медицинской науки и образования, улучшения кадрового состава.

Для достижения запланированных показателей предусматривается за 2008-2020 годы увеличить долю государственных расходов на систему здравоохранения в валовом внутреннем продукте с 3,6 процента до не менее 5,2-5,5 процента (с учетом различий в паритете покупательной способности рубля и валют других стран доля государственных расходов на систему здравоохранения в валовом внутреннем продукте составит около 10-11 процентов, что сопоставимо с показателями передовых иностранных государств).

 

Источник: журнал «Главный врач» № 11/2013

 

 

[1] Концепция долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р.

Другие статьи по теме
Категория: Основы охраны здоровья | Добавил: zdrav1 (02.02.2016)
Просмотров: 1676 | Теги: Развитие здравоохранения РФ
Всего комментариев: 0
Яндекс.Метрика