Развитие здравоохранения Российской Федерации: результаты реализации государственной программы за 2015 год - Основы охраны здоровья - Каталог статей - Управление здравоохранением
Главная » Статьи » Основы охраны здоровья

Развитие здравоохранения Российской Федерации: результаты реализации государственной программы за 2015 год

Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения»[1] (далее государственная программа) является базовым документом отрасли, в котором отражены приоритеты и основные направления государственной политики в сфере охраны здоровья. Ее целью является обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.

В целях мониторинга реализации мероприятий государственной программы издан приказ Министерства здравоохранения РФ от 30.10.2015 N 775 «О внесении изменения в детальный план-график государственной программы РФ «Развитие здравоохранения» на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденный приказом Министерства здравоохранения РФ от 24.09.2014 N 558».

В течение 2015 года мониторинг и контроль реализации мероприятий государственной программы осуществлялся с использованием аналитической информационной системы обеспечения открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти, размещенной в сети «Интернет» (www.programs.gov.ru).

В 2015 году был подготовлен и представлен в Правительство РФ, Минфин России и Минэкономразвития России уточненный годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы за 2014 год.

Во исполнение поручений Президента РФ и Правительства РФ Минздравом в 2015 году подготовлен проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в государственную программу РФ «Развитие здравоохранения» в части изменения в структуре и составе соисполнителей и участников государственной программы. Новая редакция государственной программы дополнена 2 новыми подпрограммами: подпрограмма Д. «Организация ОМС граждан РФ» и подпрограмма И. «Развитие скорой медицинской помощи». Уточнены наименования и задачи подпрограмм, наименования основных мероприятий и целевые индикаторы государственной программы. Особое внимание уделено мерам по развитию здравоохранения в субъектах РФ, находящихся на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, сформирован специальный раздел «Обеспечение приоритетов развития здравоохранения на Дальнем Востоке».[2]

 

Диспансеризация населения в 2015 году

Диспансеризация населения является одним из важнейших механизмов сохранения здоровья и снижения смертности населения.

В 2015 году Министерством подготовлен новый Порядок диспансеризации определенных групп взрослого населения, утвержденный приказом Министерства здравоохранения РФ от 03.02.2015 N 36ан «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения», в соответствии с которым обновлены и расширены методические рекомендации для врачей по организации и проведению диспансеризации.

В 2015 году подлежало диспансеризации 24,1 млн. человека. По состоянию на 31 декабря 2015 г. первый этап диспансеризации прошли более 22,5 млн. человек (93% от планируемого количества), из которых более 6 млн. человек (27%) направлены на второй этап (для уточнения диагноза).

Сердечно-сосудистые заболевания выявлены и зарегистрированы у 5,3 млн. человек (у каждого 4 гражданина), в том числе впервые выявлено более 800 тыс. случаев сердечно-сосудистых заболеваний (у каждого 20 гражданина). Из числа впервые выявленных сердечнососудистых заболеваний диспансерное наблюдение рекомендовано 70,3%.

Всего выявлено и зарегистрировано более 500 тыс. случаев болезней органов дыхания (у каждого 35), в том числе впервые 117 тыс. случаев (у каждого 150). Сахарный диабет выявлен и зарегистрирован более чем у 300 тыс. человек (у каждого 50), в том числе впервые – у 56 тыс. человек (у каждого 330).

В результате диспансеризации у граждан выявлены факторы риска развития неинфекционных заболеваний: нерациональное питание – 26,3%, низкая физическая активность – 18,7%, курение – 16,3%, избыточная масса тела – 15,9%, риск пагубного потребления алкоголя – 1,3%.

Диспансерное наблюдение граждан с высоким и очень высоким сердечно-сосудистым риском в кабинетах (отделениях) медицинской профилактики установлено у 1,4 млн. человек, в центрах здоровья – у 158 тыс. человек.

По итогам диспансеризации 2015 года, 1 группу здоровья (не имеющих заболеваний и минимальный набор факторов риска их развития) имеют около 32,2% населения, 2 группу здоровья (высокий риск смерти при скрытом течении болезни) имеют 20,4% (в основном, мужчины в возрасте от 40 до 60 лет), 3 группу здоровья (заболевания, требующие наблюдения врача) – 47,4% населения.

Высокий охват диспансеризацией населения был обеспечен, в том числе за счет активного использования выездных форм работы. В 2015 году в медицинских организациях субъектов РФ работало более 7 тыс. мобильных бригад, которые обследовали более 760 тыс. человек.

В целях сохранения и укрепления здоровья граждан, раннего выявления факторов риска для здоровья граждан и их индивидуальной коррекции, формирования здорового образа жизни в 2015 году продолжалась работа в 806 центрах здоровья, с учетом мобильных центров здоровья (в том числе 219 центрах здоровья для детей).

В 2015 году в центры здоровья обратилось 4,7 млн. человек. Из числа первично обратившихся признаны здоровыми 1,3 млн. человек или 33%. Индивидуальные планы по оздоровлению выданы 4 млн. человек (85%). Из числа обратившихся в центры здоровья, направлено в амбулаторно-поликлинические учреждения 1,3 млн. человек (28,7%), в стационары – 1 247 человек (0,03%).

 

Мероприятия по выявлению, профилактике и лечению лиц, инфицированных ВИЧ и вирусными гепатитами В и С

В 2015 году в РФ зарегистрировано 824706 случаев выявления в крови антител к вирусу иммунодефицита человека (методом иммунного блотинга), в числе которых 100220 новых случаев у лиц с впервые в жизни установленным диагнозом ВИЧ-инфекции.

Под диспансерным наблюдением в 2015 году в центрах СПИДа состояли 581716 лиц с ВИЧ-инфекцией, из них прошли обследование 523 757 больных (90,0% от числа состоящих под наблюдением), а получали антиретровирусную терапию 217 тыс. больных. В рамках диспансерного наблюдения и с целью мониторинга эффективности лечения в 2015 году проведено 494,6 тыс. исследований по определению иммунного статуса и 474 тыс. исследований по определению вирусной нагрузки.

В целом в 2015 году продолжалась тенденция к росту числа случаев болезни, вызванной вирусом иммунодефицита человека на 11,5%, что составило 3,82 на 100 тыс. населения (3,76 в 2014 году).

В РФ достигнуты лучшие мировые результаты по снижению риска вертикальной передачи ВИЧ-инфекции детям от матерей с ВИЧ-инфекцией. За период с 2006 года этот показатель снизился с 10,5% до 2,2% в 2015 году, рождение здоровых детей у таких матерей стало возможным благодаря повсеместному внедрению трехэтапной профилактики антиретровирусными препаратами. В отчетном году завершили беременность родами 16 тыс. женщин с ВИЧ-инфекцией, из них получили химиопрофилактику и антиретровирусную терапию 14,9 тыс. женщин (92,7%), охват новорожденных химиопрофилактикой составил 98,8%.

В целях формирования комплексных подходов, направленных на предупреждение распространения ВИЧ-инфекции 23 октября 2015 года под председательством Д.А. Медведева состоялось заседание Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан, посвященное этой проблеме. По итогам заседания комиссии и на основании Указа Президента РФ от 01.06.2012 N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» Правительством РФ было дано поручение по разработке Государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в РФ на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (далее – Стратегия), определяющей принципы и основные направления государственной политики РФ в данной области.

Проект Стратегии разработан Минздравом России при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и профильных экспертов, прошел обсуждения с представителями гражданского общества. Стратегия является основой для совместной деятельности государственных органов всех уровней, органов местного самоуправления, государственных, социально ориентированных некоммерческих организаций, добровольцев в деле противодействия распространению ВИЧ-инфекции в рамках законодательства РФ.

Необходимость принятия Стратегии обусловлена неблагоприятной динамикой распространения ВИЧ-инфекции в стране, усилением вследствие роста заболеваемости ВИЧ-инфекцией и СПИДом таких негативных тенденций как высокий уровень смертности и выход эпидемии из групп населения повышенного риска в общее население, что создает угрозы для демографической ситуации и экономического развития страны.

 

Иммунопрофилактика населения в рамках Национального календаря профилактических прививок

За 2015 год в сравнении с аналогичным периодом 2014 года в РФ зарегистрировано снижение заболеваемости сальмонеллезными инфекциями на 12,7%, бактериальной дизентерией (шигеллезом) – на 8,6%, энтеровирусными инфекциями – на 16,3%, геморрагической лихорадкой с почечным синдромом – на 20,7%, лептоспирозом – в 2 раза, гонококковой инфекцией – на 22,3%, трихинеллезом – в 2,7 раза, острыми вирусными гепатитами на 30,3%, из них: острым гепатитом А – на 39,4%, острым гепатитом В – на 11,4%, острым гепатитом С – на 7,1%, острым гепатитом Е – на 14,3%.

Отмечено снижение заболеваемости инфекциями, управляемыми средствами специфической иммунопрофилактики: краснухой – в 2,8 раза (до 0,02 чел. на 100 тыс. населения), корью – в 5,7 раз (0,58 на 100 тыс. населения), эпидемическим паротитом – на 25,4% (0,35 чел. на 100 тыс. населения).

Зарегистрированы 2 случая заболеваемости дифтерией, не зарегистрированы случаи заболевания острым паралитическим полиомиелитом.

За 2015 год отмечался рост заболеваемости брюшным тифом в 2,4 раза, острыми кишечными инфекциями, вызванными установленными бактериальными, вирусными возбудителями, а также пищевыми токсикоинфекциями установленной этиологии на 7,8%, природно-очаговыми инфекциями (лихорадкой Западного Нила на 49,1%, Крымской геморрагической лихорадкой на 50%, клещевым вирусным энцефалитом на 14,2%, клещевым боррелиозом (болезнью Лайма) на 13,3%), бешенством (6 случаев против 3 в 2014 г.), лихорадкой Ку – на 41,5%.

Минздрав России уделяет особое внимание вопросам приверженности вакцинопрофилактике. В 2015 году проведена Всероссийская провакцинальная кампания – марафон «Вакцинация – здоровая нация». При поддержке Министерства здравоохранения создан портал «Специалисты о прививках» (www.yaprivit.ru).

В 2015 году в соответствии с заключенными государственными Контрактами Министерством здравоохранения РФ в рамках Национального календаря профилактических прививок были осуществлены поставки вакцин для профилактики гриппа в общем объеме 39,8 млн. доз, в том числе для детского населения- 13,8 млн. доз.

В 2015 году впервые для массовой иммунизации населения применялись четыре вида отечественных вакцин («Гриппол», «Гриппол плюс», «Ультрикс», «Совигрипп»). Все вакцины содержали актуальные для текущего эпидемического сезона штаммы вируса гриппа, рекомендованные ВОЗ.

В 2015 году против гриппа привито около 43,0 млн. человек (более 31,0% от населения страны), что является беспрецедентным за всю историю прививочных кампаний против гриппа в нашей стране.

 

Формирование здорового образа жизни

Приказом Министерства здравоохранения РФ от 30.09.2015 N 683н утвержден порядок организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях. Порядок профилактики соединяет в единую систему мероприятия по формированию здорового образа жизни, выявлению заболеваний и их факторов риска в рамках диспансеризации и профилактических осмотров, а также диспансерное наблюдение.

В целях реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 4 декабря 2014 года распоряжением Правительства РФ от 05.03.2015 N 367-р утвержден План основных мероприятий по проведению в 2015 году в РФ Года борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями (далее – План). Данный План является межведомственным и направлен на совершенствование системы профилактики, диагностики и лечения сердечно-сосудистых заболеваний, медицинской реабилитации, популяризацию здорового образа жизни, формирование гражданской ответственности у населения за состояние собственного здоровья.

В рамках проведения Года борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями субъектами РФ были утверждены согласованные с Министерством здравоохранения РФ региональные планы мероприятий по борьбе с сердечнососудистыми заболеваниями.

Мероприятия по профилактике, диагностике и лечению сердечнососудистых заболеваний включали, в том числе совершенствование Порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения, организацию выездных форм работы центров здоровья в сельской местности и труднодоступных населенных пунктах, расширение практики школ больных с артериальной гипертонией, ишемической болезнью сердца и инсультом, мониторинг реализации комплекса мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с сосудистой патологией.

В целях повышения уровня квалификации медицинских работников, участвующих в оказании медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями и обмена опытом проведены научно-практические мероприятия, в том числе с международным участием.

В 2015 году завершилась реализация Плана мероприятий по реализации концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 годы, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 23.09.2010 N1563-р (далее – План). Главным итогом реализации указанного Плана является создание законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. Независимые исследования, проведенные фондом «Общественное мнение», международной группой GYTS указывают на сокращение распространенности потребления табачной продукции среди населения РФ по сравнению с 2009 годом на 17% среди взрослого населения, на 40% – среди детского населения. Результаты и ход реализации Плана положены в основу разрабатываемой концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2016–2020 годы. Задача на дальнейшую перспективу – обеспечить условия, при которых граждане, родившиеся после 2015 года, будут избавлены от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака.

В 2015 году Министерство здравоохранения РФ приняло участие в разработке плана мероприятий («дорожная карта») по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке (утвержден распоряжением Правительства РФ от 26.11.2015 N 2413-р), предусмотрев в нем решение задач по:

- разработке и реализации концепции по информированию граждан РФ о вреде злоупотребления алкоголем;

- установлению требований к объему тары выпускаемых спиртосодержащих лекарственных средств, а также их нормы отпуска;

- разработке примерных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников и иных специалистов, реализуемых на базе учреждений профессионального образования, по вопросам профилактики алкоголизма, в том числе в молодежной среде.

В 2015 году Министерство в пределах своей компетенции участвовало в мероприятиях Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 N 2128-р).

Мероприятия, проведенные в рамках реализации указанной Концепции, позволили, по данным Федерального медицинского исследовательского центра наркологии и психиатрии Минздрава России, обеспечить снижение в 2015 году по сравнению с 2014 годом потребления алкогольной продукции с 13,5 литров до 11,5 литров, а смертности от алкогольных отравлений с 7,2 до 6,5 случаев на 100 тыс. населения.

Указанное достижение обусловлено не только использованием экономических инструментов, которые характеризуются наибольшей эффективностью в решении задачи по снижению потребления алкогольной продукции, но также и реализацией информационно-коммуникационной кампании, проводимой на всех уровнях власти.

 

Развитие первичной медико-санитарной помощи

В целях совершенствования организации оказания первичной медико-санитарной помощи, повышения ее доступности и качества, в том числе сельским жителям, издан приказ Минздрава России от 23.06.2015 N 361н об обновлении «Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению»[3]. Приказом предусмотрено создание при медицинских организациях сети фельдшерско-акушерских пунктов и фельдшерских здравпунктов на селе в зависимости от численности населения и удаленности от другой медицинской организации.

Для оказания первичной медико-санитарной помощи жителям малонаселенных и труднодоступных районов с численностью менее 100 жителей предполагается использовать выездные формы работы, в том числе мобильные медицинские комплексы, с периодичностью не реже 2 раз в год. При этом особое внимание в целях организации оказания первой помощи уделяется домовым хозяйствам и их оснащению.

Предлагаемые изменения направлены на повышение доступности медицинской помощи.

В 2015 году первичная медико-санитарная помощь предоставлялась в 2091 самостоятельной медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и 10829 поликлинических подразделениях медицинских организаций.

Число посещений составило 1288755,9 тыс., включая посещения по поводу заболеваний и посещения с профилактической целью. Из них посещения по поводу заболеваний составили 766874,6 тыс. (59,5%), посещения с профилактической целью – 406023,0 тыс. (31,5%). Из общего числа посещений по поводу заболеваний активные посещения составили 5,1% или 39 126,0 тыс. посещений.

В системе оказания первичной медико-санитарной помощи сельскому населению: число фельдшерско-акушерских и фельдшерских пунктов в 2015 году по сравнению с 2014 годом (36553) снизилось на 246 и составило 36307; число центров, отделений врачей общей практики (семейных врачей) увеличилось на 184 и составило 6801; число врачей в сельской местности увеличилось с 52,4 тыс. человек в 2014 году до 54,4 тыс. человек в 2015 году; обеспеченность врачами увеличилась с 14,1 на 10 тыс. сельского населения в 2014 году до 14,3 на 10 тыс. сельского населения в 2015 году.

В малонаселенных пунктах с числом жителей менее 100 человек, где отсутствуют фельдшерско-акушерские пункты, организовано 9373 домовых хозяйства, которые могут оказать первую помощь.

 

Развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики, лечения и реабилитации основ персонализированной медицины

В рамках реализации Стратегии развития медицинской науки в РФ на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 N 2580-р (далее – Стратегия), Минздравом России в 2015 году обеспечены координация научных исследований и инновационной деятельности в сфере здравоохранения, межведомственное взаимодействие, формирование единого научного пространства медицинской науки.

В 2015 году государственные задания на осуществление научных исследований и разработок по направлениям научных платформ были сформированы для 96 подведомственных Министерству организаций, в том числе для 49 организаций науки и 47 образовательных организаций.

Число научных сотрудников, оцененных по качеству публикаций, имеющих индекс Хирша более 10, увеличилось в 2 раза (с 255 до 530 человек, по сравнению с 2014 годом); число статей, опубликованных в рейтинговых журналах (с импакт-фактором не ниже 0,3) в 2015 году возросло и составило 4837 статей (2014 год – 3760 статей), суммарный импакт-фактор увеличился почти в 1,4 раза и составил 6435 единиц, по сравнению с 4628 единицами в 2014 году, что свидетельствует о растущей востребованности результатов выполняемых исследований. Доля исследователей в возрасте до 39 лет в общем числе научных сотрудников, работающих в учреждениях Министерства здравоохранения РФ, ФМБА России, ФАНО России, финансирование которых осуществляется в рамках государственной программы, составила 35,1%, что превышает плановое значение показателя (33,6%).

Продолжена реализация кластерной модели инновационного развития, в том числе создание в структуре научно-образовательных кластеров на базе ФГБУ «Северо-Западный федеральный медицинский исследовательский центр имени В.А. Алмазова» и ГБОУ ВПО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Центров доклинических трансляционных исследований, в которых, в соответствии с правилами надлежащих практик, будут созданы условия для выполнения современных исследований и биомедицинских разработок.

Вступивший в силу Федеральный закон от 08.03.2015 N 55-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» по вопросам организации медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации», сформировал правовую основу для применения принципов трансляционной медицины, упорядочения механизмов обновления клинических рекомендаций (протоколов лечения). В рамках реализации указанного Федерального закона сформирован Этический комитет Министерства здравоохранения РФ, в состав которого вошли представители общественных, медицинских, научных, образовательных организаций, федеральных органов исполнительной власти. В 2015 году на заседаниях Этического комитета было рассмотрено 256 протоколов клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, в том числе вынесены заключения об этической обоснованности 156 протоколов клинической апробации.

Совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, профильными технологическими платформами, институтами развития, государственными корпорациями, научным сообществом и представителями бизнеса Министерством здравоохранения РФ разработан план мероприятий («дорожная карта») «Развитие центров ядерной медицины», утвержденный распоряжением Правительства РФ от 23.10.2015 N 2144-р. Реализация плана мероприятий направлена на улучшение качества диагностики и лечения социально значимых заболеваний с использованием технологий ядерной медицины; организацию производства отечественного высокоэффективного оборудования и радиофармпрепаратов, а также создание инфраструктуры для диагностики и лечения заболеваний с использованием технологий ядерной медицины; повышение уровня и эффективности онкологической помощи в стране.

В 2015 году ведущие учреждения РФ продолжили практическое применение методов персонифицированной медицины для профилактики, диагностики и лечения профессиональных и социально-значимых заболеваний.

 

Охрана здоровья матери и ребенка

Развитие службы охраны материнства и детства – одно из приоритетных направлений деятельности Министерства.

В 2015 году продолжилась реализация программы «Родовый сертификат». В бюджете Фонда социального страхования РФ на реализацию этой программы было предусмотрено 19,0 млрд. рублей за счет межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда ОМС.

В 2015 году оказаны услуги в период беременности 1717,5 тыс. женщин; в период родов и в послеродовый период – 1782,2 тыс. женщин; по профилактическим медицинским осмотрам ребенка в течение первого года жизни – 2275,3 тыс. услуг. Результатом реализации программы «Родовый сертификат» явилось улучшение качества диспансерного наблюдения беременных женщин, снижение осложнений беременности и родов.

Завершено строительство Федерального перинатального центра ФГБУ «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова» Министерства здравоохранения РФ (г. Москва).[4]

В 2015 году в 23 перинатальных центрах принято более 97,0 тыс. родов, в том числе 13,3% преждевременных; родилось более 99,0 тыс. детей. Консультативная медицинская помощь оказана более 601,3 тыс. женщин.

Продолжены мероприятия в рамках реализации региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ в части проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию 32 перинатальных центров в 30 субъектах РФ. Разработаны программы и начата подготовка и переподготовка медицинского персонала для работы в перинатальных центрах.

Комплексная пренатальная (дородовая) диагностика нарушений развития ребенка направлена на раннее выявление наследственных и врожденных заболеваний (нарушений развития) еще до рождения ребенка. В 2015 году по новому алгоритму пренатальной (дородовой) обследовано 1433,3 тыс. женщин, выявлено 19,2 тыс. плодов с врожденными пороками развития, показатель младенческой смертности от врожденных аномалий развития за 12 месяцев 2015 г. снизился по сравнению с 2014 г. на 14,3%.

В 2015 году в РФ обследовано более 1847 тыс. новорожденных (более 95% от числа родившихся) на 5 наследственных заболеваний, из них выявлено 1250 детей с врожденными наследственными заболеваниями (276 – фенилкетонурия, 482 – врожденный гипотиреоз, 199 – адреногенитальный синдром, 84 галактоземия, 209 – муковисцидоз). Все дети взяты на диспансерный учет, получают необходимое лечение.

На нарушения слуха обследовано более 1855 тыс. детей (97,2% от числа родившихся), выявлено 35829 детей с нарушением слуха, которым проводится углубленная диагностика, нуждающиеся взяты на диспансерное наблюдение.

Одним из резервов повышения рождаемости является снижение числа абортов в РФ. Важным компонентом комплекса мероприятий, направленных на профилактику и снижение числа абортов, является создание центров медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В РФ функционирует 385 центров медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В 2015 году общее число абортов снизилось на 8,3% к уровню 2014 года (с 814 162 в 2014 г. до 746 736 в 2015 г).

В 2015 г. 21,3 млн. несовершеннолетних в возрасте от 0 до 17 лет прошли профилактические медицинские осмотры. Из числа осмотренных несовершеннолетних I группу здоровья имели 29,8%, II группу – 54,8%; III группу – 13,2%; IV и V группы – 1,4 и 0,8% соответственно.

 

Развитие паллиативной медицинской помощи, в том числе детям

В целях совершенствования паллиативной медицинской помощи утверждены порядки оказания паллиативной медицинской помощи (приказы Министерства здравоохранения РФ от 14 апреля 2015 г. N 187н «Об утверждении порядка оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению» и N 193н «Об утверждении порядка оказания паллиативной медицинской помощи детям»).

Количество паллиативных коек в 2015 году составило 7930 (рост в 1,5 раза по сравнению с 2014 годом), обеспеченность – 0,54 на 100 тыс. населения (в 2014 году – 0,36).

Подготовлены и направлены в субъекты РФ методические рекомендации «Фармакотерапия хронического болевого синдрома у взрослых пациентов при оказании паллиативной медицинской помощи в стационарных и амбулаторных условиях», а также информационное письмо по вопросу обезболивания пациентов паллиативного профиля в амбулаторных условиях.

В рамках программы модернизации в 2011-2012 годах органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья активно начали организовывать паллиативные койки для детей. За два года с целью создания оптимальных условий для детей, страдающих неизлечимыми, ограничивающими продолжительность жизни заболеваниями, а также помощи членам семьи в условиях неизлечимой болезни ребенка в рамках указанной программы открыты 502 койки для детей.

Среди детей, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи, 20% страдают онкологическими заболеваниями. В паллиативной медицинской помощи в основном нуждаются дети с неврологическими заболеваниями, врожденными и наследственными заболеваниями.

Подготовлены клинические рекомендации «Фармакотерапия персистирующей боли у детей и подростков при оказании паллиативной помощи в стационарных и амбулаторных условиях», «Федеральные клинические рекомендации по диагностике и лечению хронической персистирующей боли в детской онкогематологии», которые размещены в Федеральной электронной медицинской библиотеке и направлены для использования в работе в медицинские организации субъектов РФ.

Разработаны стандарты медицинской помощи «Стандарт паллиативной медицинской помощи детям при онкологических заболеваниях с персистирующим болевым синдромом (амбулаторно)» и «Стандарт паллиативной медицинской помощи детям при онкологических заболеваниях с персистирующим болевым синдромом (стационарно)».

 

Развитие гериатрической помощи

В целях реализации перечня поручений Президента РФ по итогам заседания президиума Государственного совета РФ «О развитии системы социальной защиты граждан пожилого возраста» Минздрав РФ принимал участие в подготовке Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в РФ до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 05.02.2016 N 164-р).

Стратегия направлена на решение вопросов сохранения и улучшения здоровья, повышения продолжительности жизни, улучшения жизнеобеспечения данной категории граждан, защиты их прав и интересов, повышения благосостояния и социального благополучия, создания условий для активного участия в жизни общества.

В 2015 году Министерством начата работа по созданию Федерального научного центра геронтологии и гериатрии – координатора организационно-методической, образовательной, просветительской, научной работы государственных организаций, входящих в единую систему, а также оказывающего медицинскую помощь.

В 2015 году номенклатура главных внештатных специалистов Министерства здравоохранения РФ дополнена должностью специалиста гериатра Министерства здравоохранения РФ.

В 2015 году геронтологическая помощь оказывалась на 1950 койках 144 врачами-гериатрами.

 

Кадровое обеспечение системы здравоохранения

В последние годы в здравоохранении предприняты существенные меры по сохранению и развитию кадрового потенциала отрасли, повышению его профессионального уровня.

В 2015 году в субъектах РФ продолжилась реализация, разработанных и утвержденных в соответствии с Комплексом мер по обеспечению системы здравоохранения РФ медицинскими кадрами, определяющим основные стратегические направления кадровой политики в отрасли до 2018 года, региональных кадровых программ, направленных на повышение квалификации медицинских кадров и поэтапное устранение их дефицита, содержащих дифференцированные меры социальной поддержки медицинских работников, в первую очередь, наиболее дефицитных специальностей.

В целях   систематизации накопленного опыта и внесения изменений в реализуемые планы мероприятий по кадровой политике в 2015 году практически во всех регионах были проведены заседания коллегий органов государственной власти в сфере охраны здоровья по вопросу реализации региональных кадровых программ, в которых приняли участие представители территориальных фондов ОМС, государственных бюджетных образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, общественных объединений, в том числе территориальных организаций профессионального союза работников здравоохранения, региональных отделений «Общероссийского Народного Фронта».

Реализация комплекса мер по устранению сложившихся за последние годы кадровых диспропорций имеет определенные положительные тенденции. По состоянию на 1 января 2016 года, в медицинских организациях системы Министерства здравоохранения РФ работает 543604 врача и 1309846 медицинских работников со средним профессиональным образованием. Показатель соотношения числа врачей и средних медицинских работников в составил 1 к 2,4, что соответствует значению, предусмотренному государственной программой.

Сохранилась тенденция к снижению коэффициента совместительства в медицинских организациях, с 1,54 в 2012-2013 гг. до 1,43 в 2015 г.

В рамках мероприятий по социальной поддержке медицинских работников в субъектах РФ осуществляются: выделение врачам, провизорам, специалистам со средним медицинским образованием субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; предоставление молодым специалистам, окончившим высшие или средние образовательные учреждения и работающим в сфере здравоохранения в сельских населенных пунктах, земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности; оплата жилья и коммунальных услуг; выплаты отдельным категориям медицинских работников дефицитных специальностей.

Для привлечения фельдшеров и акушеров на работу в сельскую местность в ряде субъектов РФ (Волгоградская и Ульяновская области, Алтайский край, Республика Бурятия) осуществляются единовременные денежные выплаты (в размере до 500 тыс. рублей) в рамках программы «Земский фельдшер».

Однако в 2015 году не было предусмотрено финансирование мероприятий по социальной поддержке медицинских работников в региональных кадровых программах республик Адыгея, Алтай, Дагестан, Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Тыва и Чувашия.

В целях повышения доступности медицинской помощи сельскому населению продолжилась реализация программы «Земский доктор» (далее – Программа), при этом в 2015 году был увеличен возраст участников Программы до 45 лет. За период реализации Программы (2012-2015 годы) число специалистов, привлеченных для работы в сельских населенных пунктах и рабочих поселках, составило 19029 специалистов, в том числе в 2015 году – 3750 человек.

В результате проводимых мероприятий на федеральном и региональном уровнях, численность врачей, оказывающих медицинскую помощь сельскому населению, (по сравнению с 2011 годом) увеличилась на 21,5%.

Программа будет продолжена в 2016 году, на ее реализацию предусмотрены финансовые средства Федерального фонда ОМС в размере 3,2 млрд. рублей, при этом предельный возраст участников программы увеличен до 50 лет, а перечень видов населенных пунктов, на которые распространяется действие Программы, дополнен поселками городского типа. Одновременно изменено соотношение в софинансировании программы: из бюджета Федерального фонда ОМС – 60%, из средств бюджетов субъектов РФ – 40%.

Принимаемые регионами меры по поэтапному устранению дефицита медицинских кадров по отдельным специальностям за счет реализации прицельных/конкретных мер социальной поддержки, позволили в 2015 г. впервые за последние годы увеличить численность врачей по таким, всегда дефицитным, специальностям как «Онкология» (+394 человека или + 5,4%), «Патологическая анатомия» (+49 человек или 1,7%), «Психиатрия (+125 человек или +1,2%). Удалось закрепить положительную динамику численности врачей по специальностям «Анестезиология-реаниматология» (+898 человек или +3,1%,) и «Рентгенология» (+ 393 человека или +2,5%).

Переход к аккредитации специалистов в 2016 году является одной из приоритетных задач, стоящих перед Министерством здравоохранения РФ.

В течение 2015 года прорабатывались вопросы, касающиеся нормативного правового регулирования системы аккредитации, допуска образовательных организаций к осуществлению аккредитации специалистов, содержания самой процедуры аккредитации специалистов с высшим и средним медицинским и фармацевтическим образованием.

В целях внедрения процедуры аккредитации специалиста 29 декабря 2015 г. принят Федеральный закон N 389-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», которым внесен ряд изменении в Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

За Министерством здравоохранения РФ закреплены полномочия по организации процедуры аккредитации специалиста, определению этапности перехода к процедуре аккредитации специалиста, формированию аккредитационных комиссий с участием профессиональных некоммерческих организаций, а также утверждению положения об аккредитации специалиста, порядка выдачи, формы и технических требований к свидетельству об аккредитации специалиста.

Первыми пройдут процедуру аккредитации выпускники образовательных организаций высшего профессионального образования по специальностям «Стоматология» и «Фармация».

 

Подготовка медицинских кадров

Одним из принципов реализуемой кадровой политики является подготовка медицинских и фармацевтических работников с учетом реальной потребности системы здравоохранения в тех или иных специалистах, что требует дальнейшего совершенствования методических подходов к планированию и использованию кадровых ресурсов отрасли.

В 2015 году на 1 курс подведомственных Минздраву вузов зачислено более 43 тыс. обучающихся, в том числе за счет средств федерального бюджета более 22,5 тыс. Квота целевого приема составила в среднем 54%, а в ряде вузов объем целевого приема доходил до 80%.

Одновременно с этим в вузы на обучение за счет средств федерального бюджета поступило более 16 тыс. обучающихся по программам интернатуры и 5 тыс. обучающихся по программам ординатуры. При этом отмечается положительная динамика в рамках целевой подготовки по программам интернатуры и ординатуры – 53,5% (в 2013 году – 41%). Формирование структуры приема по специальностям осуществлялось с учетом кадрового профиля конкретного субъекта РФ.

Отмечена положительная динамика показателя эффективности целевой подготовки. Так, доля медицинских и фармацевтических работников, обучавшихся в рамках целевой подготовки для нужд соответствующего субъекта РФ, трудоустроившихся после завершения обучения в медицинские и фармацевтические организации системы здравоохранения соответствующего субъекта РФ в 2015 году составила 86,3% (в 2014 году – 85,5%).

В рамках совершенствования практической подготовки обучающихся за отчетный период прошли обучение в симуляционных центрах вузов около 100 тыс. обучающихся, в собственных экспериментальных операционных вузов – около 25 тыс. обучающихся. Оснащение симуляционных центров осуществляется в том числе с учетом потребностей практического здравоохранения региона. В центрах регулярно проходят обучение врачи по программам дополнительного профессионального образования.

В 2015 году в соответствии с заявками органов управления здравоохранением субъектов РФ и медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения РФ, образовательными организациями в рамках государственного задания на реализацию дополнительных образовательных программ, программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки обучено более 220 тыс. специалистов отрасли. При этом объемы подготовки специалистов по сравнению с 2014 годом увеличены на 8224 специалиста (4%).

В рамках работы по поэтапному переходу на систему аккредитации специалистов Минздравом РФ совместно с профильным профессиональным сообществом продолжена работа по реализации модели непрерывного медицинского образования во всех подведомственных образовательных организациях.

Приказом Министерства здравоохранения РФ от 09.06.2015 N 328 внесены и утверждены изменения в приказ Министерства здравоохранения РФ от 11.11.2013 N 837 «Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования для врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) с участием общественных профессиональных организаций».

Модель отработки основных принципов непрерывного профессионального образования для лиц с медицинским и фармацевтическим образованием реализуется с 1 декабря 2013 года по 31 декабря 2020 года в соответствии с утвержденным планом-графиком. При реализации модели используется модульная основа и апробируется система зачетных единиц. Общее количество заявленных к реализации программ дополнительного профессионального образования составляет около 4 тыс. по 83 специальностям, количество зарегистрированных слушателей – около 7 тыс. человек.

Подведомственными Министерству здравоохранения РФ образовательными и научными организациями, осуществляющими подготовку по медицинским специальностям, разработаны программы по наиболее актуальным вопросам профилактики, диагностики и лечения социально-значимых заболеваний, имеющие модульный принцип построения и включающие учебный план, рабочие программы модулей, рабочие программы симуляционных курсов, рабочие программы стажировки, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Одним из важных направлений кадровой                политики в сфере здравоохранения является поддержание высокого профессионального уровня руководителей. 2015 год стал годом проведения масштабного повышения квалификации «управленцев», курирующих финансово-экономическую деятельность в медицинских организациях всех субъектов РФ, работающих в системе ОМС. В течение года более 3,1 тыс. заместителей главных врачей по финансово-экономической деятельности и директоров медицинских организаций прошли обучение по эксклюзивной программе, которая разработана при участии МЗ РФ, федерального фонда ОМС, ведущих специалистов страны в области управления и экономики здравоохранения.

Отличительная особенность этой подготовки – выполнение и защита итоговой аттестационной работы, построенной на анализе финансовой деятельности конкретной медицинской организации и направленной на выработку механизмов (мероприятий) повышения эффективности расходования финансовых средств на основе полученных в процессе обучения знаний.

Для решения стратегических задач в сфере охраны здоровья граждан по развитию качественной и доступной медицинской помощи в стране приказом Минздрава РФ от 26.11.2015 N 844 «Об организации работы по формированию научно-образовательных медицинских кластеров» созданы 11 научно-образовательных медицинских кластеров (далее – кластер) по территориальному признаку и 2 – по профильному, которые представляют собой объединение образовательных организаций высшего образования, подведомственных Минздраву. Указанные кластеры организованы в целях реализации современной эффективной корпоративной системы подготовки квалифицированных специалистов здравоохранения, создания эффективной инновационной системы непрерывного профессионального образования (подготовка кадров высшей квалификации и дополнительное профессиональное образование), реализации инновационных проектов на основе интеграции научного, образовательного и инновационного потенциала организаций – участников кластера.

 

Профессиональные стандарты

В 2015 году совместно с медицинскими профессиональными некоммерческими организациями и с участием «Национальной медицинской палаты» разрабатывались более 30 профессиональных стандартов по основным видам деятельности в сфере охраны здоровья, из них 12 проектов профессиональных стандартов прошли обсуждение на сайте http://regulation.gov.ru/: врач-анестезиолог-реаниматолог, врач-невролог, врач-оториноларинголог, врач-офтальмолог, врач-психиатр, врач-рентгенолог, врач-травматолог-ортопед, врач-хирург, врач-акушер-гинеколог, врач-онколог, врач-терапевт, врач скорой медицинской помощи.

Разрабатывались профессиональные стандарты для специалистов со средним профессиональным образованием, в том числе специалист в области лечебного дела (фельдшер), специалист в области акушерского дела (акушерка), специалист по массажу и другие, в настоящее время подготавливаемые к широкому общественному обсуждению.

 

Разработка типовых отраслевых норм труда

С целью обновления типовых отраслевых норм времени на посещение одним пациентом врачей-специалистов на основе фотохронометражных исследований деятельности врачей медицинских организаций 17 пилотных субъектов РФ принят приказ Министерства здравоохранения РФ от 02.06.2015 N 290н «Об утверждении типовых отраслевых норм времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-педиатра участкового, врача-терапевта участкового, врача общей практики (семейного врача), врача-невролога, врача-оториноларинголога, врача-офтальмолога и врача-акушера-гинеколога».

 

Источник: журнал «Главный врач» № 10/2016

 

[1] Утверждена постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 294.

[2] Указанные изменения утверждены распоряжениями Правительства РФ от от 22.09.2015 N 1866-р и от 23.06.2016 N 1301-р.

[3] Утверждено приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н (ред. от 30.09.2015).

[4] Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдано Комитетом государственного строительного контроля города Москвы 30 декабря 2015 года.

Другие статьи по теме
Категория: Основы охраны здоровья | Добавил: zdrav1 (02.02.2016)
Просмотров: 1508 | Теги: Развитие здравоохранения РФ
Всего комментариев: 0
Яндекс.Метрика