Статистика здравоохранения как составная часть системы государственной статистики - Медицинская статистика - Каталог статей - Управление здравоохранением
Главная » Статьи » Медицинская статистика

Статистика здравоохранения как составная часть системы государственной статистики

Источник: журнал «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения».

Александров М.А. Центр изучения проблем здравоохранения

Эффективное социально-экономическое развитие страны, государственное управление и регулирование связано с необходимостью своевременного получения и анализа полной, достоверной, научно обоснованной официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных явлениях в РФ.

 

Развитие государственной статистики направлено на достижение стратегических целей развития Российской Федерации (РФ), прежде всего, на создание условий для повышения эффективности деятельности (здравоохранения, образования, культуры, социального обеспечения и т.д.).

На современном этапе государственная статистика развивается в условиях осуществления в России значительных социально-экономических перемен, административной реформы, реформирования бюджетного процесса, перехода на международные стандарты финансовой отчетности, что определяет задачи поиска и реализации принципиально новых подходов к официальной статистической деятельности, формированию гибкой, быстро реагирующей на изменение жизни общества системы информационно-статистического обеспечения.

Кроме того, необходимость дальнейшего развития государственной статистики вызвана:

• нерешенностью ряда методологических проблем статистики, возникающих при вхождении России в мировое сообщество и выполнении ее обязательств перед международными организациями, в том числе статистическими;

• отсутствием показателей, отражающих новые социально-экономические явления и процессы и необходимых для анализа развития российской экономики и российского общества;

• "распыленностью" информации и трудностями, возникающими у пользователей при получении необходимой информации;

• несовершенством законодательной базы для получения статистической информации и обеспечения ею всех заинтересованных пользователей;

• отсутствием регламентации прав и обязанностей федеральных органов исполнительной власти при формировании статистических информационных ресурсов и получении информации из них.

Необходимо разработать новые, не используемые в статистической практике показатели и алгоритмы их расчета, определить источники и методы получения первичных данных, создать программно-технологическое обеспечение, а также определить процедуры согласования и представления итоговых данных.

Указанные задачи и накопленный потенциал государственной статистики требуют продолжения преобразований, на осуществление которых была направлена федеральная целевая программа "Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах".

Качественные перемены в развитии статистической системы будут достигнуты путем ее дальнейшей технологической модернизации, внедрения новых методов планирования и управления, переподготовки и повышения эффективности кадрового потенциала органов государственной статистики.

Для совершенствования российской статистики принципиальным является повышение прозрачности и открытости методологии исчисления статистических показателей, определение форм и методов для организации более широкого доступа заинтересованных пользователей к официальным статистическим данным.

Необходимо создание путем интеграции информационно-статистических ресурсов в масштабах государства единой системы информационно-статистического обеспечения органов государственной власти, позволяющей своевременно получать достоверные и полные показатели макроэкономической статистики для их эффективного использования при принятии управленческих решений и прогнозировании во всех сферах национальной экономики. Указанную систему предполагается реализовать путем объединения статистических информационных ресурсов федеральных органов государственной власти, формирующих статистическую информацию, и обеспечения оперативного доступа заинтересованных пользователей к этим ресурсам.

Основными направлениями развития государственной статистики являются:

• доступность открытых статистических данных и прозрачность методологии их формирования для всех заинтересованных пользователей;

• применение международных статистических стандартов и классификаций при определении национальной системы статистических показателей и методов их формирования;

• использование современных достижений науки в статистической практике;

• снижение нагрузки на респондентов путем расширения практики использования в статистических целях административных данных, представляющих собой документированную информацию, полученную федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными организациями в связи с осуществлением ими своих полномочий;

• формирование методологической основы для расчета показателей, характеризующих уровень достижения целей социально-экономического развития государства, и показателей деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Правительство РФ;

• совершенствование технологии сбора, формирования, хранения и распространения статистических данных с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий;

• интеграцию статистических информационных ресурсов в масштабах государства на основе методологической и технологической совместимости;

• повышение качества официальной статистической информации;

• разработку и внедрение методов обеспечения конфиденциальности первичных статистических данных, полученных от респондентов;

• создание современной системы непрерывного профессионального образования в области статистики;

• создание и внедрение корпоративной системы документооборота.

Исходя из стратегических задач развития государства, предполагающих модернизацию экономики, обеспечение экономического роста, защиту прав и свобод, безопасность граждан, повышение уровня их жизни, обретение доверия общества к государственной власти, целью развития государственной статистики является обеспечение пользователей достоверными статистическими данными, отвечающими международным статистическим стандартам, путем формирования единой межведомственной информационно-статистической системы, направленной на повышение эффективности принятия управленческих решений.

Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:

1) оптимизация состава официальной статистической информации, разрабатываемой федеральными органами государственной власти для принятия управленческих решений и прогнозирования на различных уровнях государственного, муниципального и корпоративного управления, с учетом международного опыта;

2) минимизация информационной нагрузки на респондентов на основе применения современных методов статистического наблюдения;

3) интеграция и гармонизация статистических информационных ресурсов, разрабатываемых федеральными органами государственной власти;

4) модернизация системы сбора, обработки, хранения и распространения статистической информации органов государственной статистики на основе применения современных информационно-телекоммуникационных технологий;

5) развитие системы обратной связи с респондентами и пользователями статистической информации.

Реализация задачи N 1 направлена на модернизацию статистической методологии для наиболее полного и качественного информационного обеспечения достижения стратегических национальных целей и решения задач на основе поступления и анализа полной, достоверной, научно обоснованной официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении РФ. Решение этой задачи также направлено на достижение соответствия российской официальной статистики международным статистическим стандартам и сопряженности статистической информации, формируемой федеральными органами исполнительной власти.

Реализация задачи N 2 направлена на развитие межведомственного информационного взаимодействия для формирования государственных статистических информационных ресурсов при оптимальном сочетании периодического проведения всероссийских переписей хозяйствующих субъектов и населения и выборочных статистических наблюдений.

Широкое внедрение выборочных статистических наблюдений, обеспечивающих сокращение затрат и сроков проведения статистических работ и уменьшение информационной нагрузки на респондентов, зависит от наличия и полноты информации об исследуемой выборочной совокупности. Этому служат данные проводимых всероссийских переписей хозяйствующих субъектов и населения.

Важнейшим вопросом является поддержание качества и актуальности информационного фонда статистического регистра - единой совокупности хозяйствующих субъектов, развитие его как инструмента, позволяющего организовать статистическое наблюдение за происходящими в экономике страны явлениями с максимальным использованием административных источников информации.

Результатом реализации задачи N 3 станет создание на основе интеграции информационно-статистических ресурсов в масштабах государства единой межведомственной информационно-статистической системы, способствующей своевременному обеспечению органов государственной власти достоверными и полными показателями макроэкономической статистики для их эффективного использования при принятии управленческих решений и прогнозировании во всех сферах, включая анализ состояния и динамики развития национальной экономики, демографической и социальной ситуации.

Необходимо создание на базе ведомственных информационных ресурсов единого государственного интегрированного статистического ресурса и обеспечение возможности оперативного доступа к нему заинтересованных пользователей статистической информации. Государственный интегрированный статистический ресурс - это информация, полученная органами Федеральной службы государственной статистики, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными организациями, формирующими статистические данные.

Для эффективной работы системы государственной статистики огромное значение имеет реализация задачи N 4.

Модернизация системы сбора, обработки, хранения и представления статистической информации на основе использования интернет-технологий, информационно-коммуникационных технологий и геоинформационных систем предполагает выполнение комплекса работ по внедрению проектно-технологических решений, связанных с формированием трехуровневой корпоративной информационно-вычислительной системы. При этом будут созданы современные центры обработки данных, внедрены информационно-телекоммуникационные системы с использованием высокоскоростных цифровых каналов связи и хранилищ данных большой емкости, оснащены новейшими техническими и программными средствами рабочие места специалистов.

Один из главных принципов органов государственной статистики - уважение прав респондентов. Поэтому реализация задачи N 5 позволит сформировать каналы обратной связи с респондентами и пользователями статистической информации, определить требования пользователей к статистической информации, обеспечив при этом защиту информационных ресурсов, в частности баз данных, от несанкционированного доступа.

 

Статистика здравоохранения

Действующая в настоящее время система показателей статистики здравоохранения, основанная на информации, получаемой от учреждений Министерства здравоохранения и социального развития РФ, не отражает в полной мере состояния здоровья населения, доступности, качества медицинского обслуживания и других аспектов.

Для получения адекватной характеристики состояния здоровья населения предусматривается создание на основе данных лечебно-профилактических учреждений независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности системы статистической информации.

Одновременно намечается совершенствование информационной базы системы здравоохранения и медицинских услуг посредством проведения выборочных наблюдений. Будут пересмотрены существующие формы федерального государственного статистического наблюдения с целью повышения их информативности, ликвидации дублирования и неоднозначного толкования показателей.

Предусматривается совершенствование методологии и организации статистического наблюдения за травматизмом на производстве с учетом рекомендаций Международной организации труда.

 

Источник: журнал «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения» 2012/04

Другие статьи по теме
Категория: Медицинская статистика | Добавил: zdrav1 (26.08.2017)
Просмотров: 1336 | Теги: Медицинская статистика
Всего комментариев: 0
Яндекс.Метрика