Международный опыт организации статистики здравоохранения - Медицинская статистика - Каталог статей - Управление здравоохранением
Главная » Статьи » Медицинская статистика

Международный опыт организации статистики здравоохранения

Источник: журнал «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения».

В современной практике изучения здоровья населения за рубежом основное внимание уделяется всестороннему анализу причин смерти, опросам населения о состоянии здоровья, изучению важнейших неинфекционных заболеваний на основе прикладной эпидемиологии, расчетам соответствующих рисков для отдельных групп населения и оценке возможностей их минимизации.

 

Статистическая система здравоохранения в большинстве зарубежных стран чрезвычайно децентрализована. Она объединяет ряд учреждений и организаций, занимающихся сбором и анализом статистической информации, касающейся здоровья. Начало XXI в. отмечено интенсивной разработкой и внедрением государственных электронных сетей информации о здоровье. Это предполагает регламентацию принципов и механизмов поддержания национального минимума в отношении состава данных, статистических стандартов, технологии сбора, передачи и обработки информации.

В Декларации четвертой конференции по состоянию окружающей среды и здоровья, проводившейся 23-25 июня 2004 г. в Будапеште, снова отмечалась ключевая роль информации о здоровье для формирования политики, обоснованного выбора приоритетов, координации взаимодействия. Это определяет первостепенную важность выработки и согласования базового набора индикаторов в этой области как на государственном, так и на международном уровне.

В современной практике изучения здоровья населения за рубежом основное внимание уделяется всестороннему анализу причин смерти, опросам населения о состоянии здоровья, изучению важнейших неинфекционных заболеваний на основе прикладной эпидемиологии, расчетам соответствующих рисков для отдельных групп населения и оценке возможностей их минимизации. В России внимание преимущественно сосредоточено на всестороннем изучении заболеваемости по данным обращаемости за медицинской помощью и данным медицинских осмотров с использованием социально-гигиенических методов, а также на оценках медико-демографических тенденций воспроизводства населения.

В тех странах, где присутствует государственный сектор в оказании медицинской помощи, статистическая информация о деятельности здравоохранения собирается по отчетным формам.

Что касается эффективности деятельности здравоохранения, объемов финансирования, то статистика главным образом отражает ресурсную обеспеченность и объемы помощи.

Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий меняет организацию медицинской помощи, открывая принципиально новые возможности сбора, передачи и использования медико-демографической информации с целью мониторинга не только состояния здоровья населения, объема и качества медицинской помощи, но и их детерминированности. Мониторинг состояния здоровья населения, распространенности и характера различных нарушений здоровья, деятельности системы здравоохранения строится с таким расчетом, чтобы не просто дать представление о текущей ситуации и ее динамике, а обеспечить выявление их детерминант и причин, определение мер для сокращения проблем и их влияния на здоровье, обоснование эффективной политики охраны здоровья, оптимизацию использования ресурсов в данной области, координацию межсекторального сотрудничества, защиту прав пациентов, сокращение неравенства в состоянии здоровья и доступности медицинских услуг. Оперативный многоаспектный доступ к данным предъявляет все более высокие требования к их качеству. Особое внимание придается обеспечению сопоставимости статистической отчетности учреждений, организаций и предприятий, результатов переписей и опросов населения, в т.ч. в динамике. В последнее время большое внимание уделяется методам калибровки самооценок состояния здоровья как в целом, так и по отдельным параметрам (таким как познавательная способность, подвижность, острота зрения и т.п.).

Развитые страны систематически отслеживают динамику состояния здоровья в ряде разрезов, с помощью специальных исследований. К ним относятся:

- социально-экономическая стратификация;

- этническая принадлежность с особым акцентом на положение коренного населения;

- отдельные возрастные группы взрослого населения (молодежь до 24 лет включительно; пожилые 65 лет и старше).

Активизируется рассмотрение информации о деятельности системы здравоохранения в контексте экологической ситуации, социально-экономических условий, культурных традиций, образа жизни, научно-технического прогресса, глобализации. Особое внимание уделяется блокированию стихийного перераспределения ограниченных ресурсов здравоохранения в пользу наиболее дорогостоящих технологий и не самых обездоленных слоев населения, которое, не решая текущих проблем, создает предпосылки для возникновения новых.

Все большее значение придается не динамике отдельных показателей, а их взаимосвязи: заболеваемости и смертности; стационарной, амбулаторной и экстренной помощи; потребности в отдельных услугах и их потребления; затрат на здравоохранение и груза болезней; объемов и качества медицинской помощи. На смену отслеживанию средних значений показателей приходит оптимизация характера их распределения по отдельным группам населения (гендерным, возрастным, этническим, социально-экономическим и т.п.), поскольку агрегированные показатели зачастую маскируют истинные масштабы неравенства в состоянии здоровья и подверженности факторам риска.

В соответствии с основными принципами оценки результативности систем здравоохранения, ВОЗ были обозначены три социально значимые цели, достижению которых способствует система здравоохранения, а именно:

- улучшение состояния здоровья населения (по уровню и распределению);

- улучшение отзывчивости (по уровню и распределению) с учетом законных ожиданий населения (уважительное отношение к человеку и ориентация на его нужды);

- обеспечение справедливого финансового взноса в охрану здоровья (процент вложений в здоровье членов семьи от общих затрат последней за вычетом прожиточного минимума).

Были разработаны индикаторы измерения результатов достижения этих целей, а также общий показатель эффективности, чтобы продемонстрировать реально достигнутое в сравнении с тем, чего можно было бы достигнуть.

Большое внимание уделяется сбору данных, характеризующих качество медицинской помощи. Его ключевыми аспектами являются:

- охват профилактическими мероприятиями (вакцинация, скрининг, приобщение к здоровому образу жизни);

- своевременность диагностики (доля случаев, выявленных в тяжелой стадии; продолжительность жизни после выявления);

- соблюдение стандартов оказания помощи;

- доступность отдельных видов помощи (степень удовлетворения потребности; время ожидания в очереди; потребность в экстренной помощи).

В США развиваются системы оперативного отслеживания инспекционной заболеваемости населения посредством защищенного ввода данных о случаях оказания соответствующей помощи и результатах лабораторной диагностики в Интернет. Департаменты здравоохранения используют эти системы для мобилизации ресурсов во время вспышек заболеваний, а также для повышения эффективности выявления и нейтрализации рисков заболеваний.

В последнее время стремительно возрастает интерес к системам, обеспечивающим раннее выявление вспышек инфекционных заболеваний и массовых отравлений в связи с угрозой биотерроризма. Активно разрабатывается теория синдромального мониторинга, основанная на том, что во время биологической атаки или вспышки заболевания спрос на определенные лекарственные препараты и поток жалоб на определенные симптомы резко увеличивается за несколько дней до постановки окончательного диагноза. Практическое применение этой теории требует сложных алгоритмов обработки случайных отклонений и минимизации вероятности ложнопозитивных результатов без ущерба для чувствительности системы.

В 1971 г. Всемирной организацией здравоохранения были сформулированы следующие требования к показателям здоровья населения, необходимые для обеспечения их сопоставимости и эффективности применения:

1. ДОСТУПНОСТЬ ДАННЫХ. Должна существовать возможность для получения требуемых данных без сложных специальных исследований.

2. ПОЛНОТА ОХВАТА. Данные должны отражать все оцениваемое население.

3. КАЧЕСТВО. Система сбора и обработки данных не должна вносить существенных искажений.

4. УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ. Оцениваемые факторы должны оказывать значимое и единообразное влияние на уровень здоровья.

5. ВЫЧИСЛИМОСТЬ. Расчет должен быть как можно более простым и недорогостоящим.

6. ПРИЕМЛЕМОСТЬ/ИНТЕРПРЕТИРУЕМОСТЬ. Показатели должны адекватно восприниматься и однозначно интерпретироваться.

7. ВОСПРОИЗВОДИМОСТЬ. При использовании показателей разными специалистами в различных условиях и в разное время результаты должны быть непротиворечивыми.

8. СПЕЦИФИЧНОСТЬ. Показатели должны отражать изменения только в тех явлениях, выражением которых они служат.

9. ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ. Показатели должны регистрировать значимые изменения.

10. ВАЛИДНОСТЬ. Показатели должны быть истинным выражением фактов, мерой которых они являются.

В 1980 г. С.П. Ермаковым было предложено дополнить этот перечень еще тремя требованиями, которые обеспечивают релевантность информации для нужд управления:

11. РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ. Показатели должны адекватно отражать изменения в состоянии здоровья отдельных контингентов населения.

12. ИЕРАРХИЧНОСТЬ. Показатели должны конструироваться по единому принципу для разных иерархических уровней с возможностью их унифицированной свертки и развертки по составляющим.

13. ЦЕЛЕВАЯ СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ. Показатели должны наглядно представлять процесс сохранения и укрепления здоровья, стимулировать общество к поиску наиболее эффективных путей достижения намеченных целей.

Всем этим критериям удовлетворяет минимальный набор показателей, рекомендуемый европейской системой мониторинга общественного здоровья. Он отражает следующие аспекты: образ жизни, заболеваемость, деятельность системы здравоохранения.

Данные о случаях смерти ежегодно предоставляются странами - членами ВОЗ согласно данным регистрации случаев смерти в национальных системах записи актов гражданского состояния, с указанием первопричины смерти, закодированной в соответствии с правилами Международной Классификации Болезней. По странам, не собирающим такие данные, анализируются результаты социологических опросов и переписей в отношении смертности детей и взрослых.

Исследование глобального бремени болезней (ГББ) ВОЗ, международный социологический опрос ВОЗ (MCSS) и международный опрос о состоянии здоровья (WHS). Оценки информации о распространенности. Исследование ГББ опирается на широкий спектр источников информации для формирования внутренне непротиворечивых оценок возникновения, распространенности, продолжительности заболеваний и числа лет, прожитых в условиях ограничений жизнедеятельности, по 135 основным нозологиям. В рамках международного опроса о состоянии здоровья, проводимого ВОЗ более чем в 70 странах, применяются калибрующие ситуации для обеспечения максимальной сопоставимости самооценок по ряду ключевых аспектов здоровья. Он также включает модуль оценки состояния здоровья для определения тяжести отмечаемых респондентом состояний.

Учетная документация является надежной основой для оценок заболеваемости в странах, где большинство случаев заболевания лечатся и регистрируются для ВОЗ. Так, например, число новых случаев инфицирования туберкулезом (ТБ), выявленных в рамках программ по ликвидации ТБ, собирается в ходе регулярного мониторинга (учета и отчетности). Отчеты о числе зарегистрированных случаев туберкулеза формируются ежеквартально и передаются (либо непосредственно, либо через промежуточные инстанции) в центральный офис национальной программы по контролю ТБ. Уведомления о числе случаев за год (и другие сведения о реализации программы) собираются ВОЗ посредством годовой отчетной формы, доводимой до национальных программ по контролю ТБ через региональные и местные бюро ВОЗ.

Оптимальным средством получения подробной информации о финансировании здравоохранения является система национальных счетов здравоохранения. Этот метод представления данных о финансировании отрасли широко применяется во всем мире, в том числе, международными организациями для сравнения уровня расходов на здравоохранение различных стран, а также сопоставительного анализа их эффективности (например, Всемирной организацией здравоохранения, Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (OECD)). Около 100 стран либо представляют полные национальные счета здравоохранения, либо отчитываются о расходах на здравоохранение в OECD. Для формирования динамических рядов применяются стандартные методы оценки и экстраполяции. Преимущественно данные приводятся со ссылкой на Международный валютный фонд, государственную финансовую отчетность и международную финансовую статистику; данные о здравоохранении OECD, международную статистику развития; статистику национальных счетов ООН. К национальным источникам информации относятся: отчетность по национальным счетам, в т.ч. здравоохранения; данные об общественных расходах; статистические сборники и другая периодика; финансовая документация; статистическая информация на официальных веб-сайтах; отчетность банков и негосударственных организаций; научные исследования; материалы, предоставляемые органами статистики и министерствами.

Показатели, необходимые для описания характеристик кадрового обеспечения здравоохранения и отслеживания его развития в динамике, часто формируются на основании разнообразных источников по ряду аспектов (таких как специальность, квалификация и сфера занятости). Доступные данные отражают 4 основных источника: учетная документация учреждений, опросы домохозяйств и работающих, переписи населения, официальная отчетность.

Разнообразие источников означает необходимость согласования данных для получения сопоставимых оценок медицинских кадров по каждой стране. Процесс согласования базируется на стандартных международных системах классификации, в первую очередь на Международной стандартной классификации специальностей (МСКС), а также на Международной стандартной классификации образования и Международной стандартной производственной классификации всех видов экономической деятельности.

Некоторые затруднения при согласовании данных возникают из-за разнобоя в определениях, и не все системы классификации удается привести в соответствие с МСКС. Например, чтобы охватить специфические для отдельных стран типы работников многие министерства здравоохранения пользуются собственной национальной системой классификации. МСКС не включает народных целителей и повивальных бабок, которые иногда составляют до трети медицинского персонала и играют важную роль в инфраструктуре оказания помощи.

Помимо согласования категорий медицинского персонала, дополнительную проблему представляют расхождения данных из различных источников по одной и той же стране. В целом, при наличии сведений из более чем одного источника выбираются результаты переписей, поскольку в них содержится информация и о поставщиках медицинских услуг, и об организаторах здравоохранения, и о вспомогательном персонале. Но данные переписей с достаточно подробным кодированием по МСКС доступны нечасто.

Существующий массив данных включает актуальные и достаточно подробные результаты переписей по 12 странам: Австралия, Боливия, Бразилия, Гондурас, Коста Рика, Мексика, Монголия, Новая Зеландия, Панама, Парагвай, Таиланд, Туркменистан.

Еще по трем - Эстония, Великобритания и Соединенные Штаты Америки - представлены данные репрезентативных опросов домохозяйств или работающих в рамках люксембургского исследования доходов (или занятости). Эти опросы так же подробны, как и результаты переписей в отношении используемых категорий специальностей и в то же время основаны МСКС (в Эстонии) или таких же подробных национальных системах (в Великобритании и Соединенных Штатах).

Для большинства стран африканского региона, равно как и для многих стран Юго-Восточной Азии и восточного Средиземноморья данные собираются в ходе специальных опросов, организуемых ВОЗ и проводимых через ее региональные и местные бюро. По возможности в ходе этих опросов делается попытка получить информацию и о поставщиках медицинских услуг, и об организаторах здравоохранения, и о вспомогательном персонале. Они основываются преимущественно на МСКС, но для отдельных специальностей включают местные термины.

 

Источник: Практическое инструктивно-методическое пособие по статистике здравоохранения. Утверждено приказом Росстата от 22.11.2010 N 409 (согласовано с Минздравсоцразвития России, письмо от 16.09.2010 N 14-6/242938, и Минэкономразвития России, письмо от 21.10.2010 N 19866-АЛ/Д04).

 

Источник: журнал «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения» 2014/07

Другие статьи по теме
Категория: Медицинская статистика | Добавил: zdrav1 (26.08.2017)
Просмотров: 1914 | Теги: Медицинская статистика
Всего комментариев: 0
Яндекс.Метрика