Доклад ВОЗ о статистике здравоохранения - Медицинская статистика - Каталог статей - Управление здравоохранением
Главная » Статьи » Медицинская статистика

Доклад ВОЗ о статистике здравоохранения

Источник: журнал «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения».

I. Общая обновленная информация о работе в области статистики здравоохранения

 

1. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) опубликовала глобальные, региональные и страновые оценки положения дел в области здравоохранения, а также предоставленные государствами-членами данные о ряде ключевых показателей состояния здоровья в своем ежегодном докладе «Мировая статистика здравоохранения» во время проведения шестьдесят седьмой сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения в 2014 году. Шесть региональных отделений ВОЗ опубликовали обновленную статистическую информацию для целей ее использования на ежегодных совещаниях региональных комиссий. Кроме того, конкретные программы ВОЗ и сотрудничающие с ней организации опубликовали в составе глобальных докладов обновленные оценочные данные о динамике основных показателей, в том числе касающиеся туберкулеза, малярии, утоплений, самоубийств и неинфекционных заболеваний.

2. Были подготовлены новые оценки в отношении показателей детской смертности (в ходе работы Межучережденческой группы ООН по оценке смертности), причин смертности в детском возрасте (в сотрудничестве с методической группой по вопросам детской эпидемиологии), а также конкретных заболеваний, таких как туберкулез и малярия. По всем государствам-членам были подготовлены статистические данные о расходах на цели здравоохранения, которые были опубликованы в докладе «Мировая статистика здравоохранения» и на веб-сайте.

3. ВОЗ опубликовала всеобъемлющие оценки динамики показателей смертности с разбивкой по причине смерти за 2000 и 2012 годы, включая систематические и обладающие внутренней логикой данные о смертности и бремени заболеваний. Данная работа основывалась на работе программ ВОЗ, Отдела народонаселения ООН, научных учреждений, таких как Институт оценки и измерения показателей здоровья, и другой сов местной работе учреждений и экспертов.

4. Глобальная обсерватория здравоохранения ВОЗ предназначена для улучшения доступа к данным о здоровье населения, соответствующей статистике и результатам аналитических исследований. Обсерватория представляет собой общеорганизационный ресурс, содержащий данные в непосредственной увязке со странами и региональными отделениями. Содержание ее материалов было обновлено и расширено, и в настоящее время с веб-сайта Обсерватории (www.who.int/gho/en) обеспечивается возможность загрузки более 1000 показателей здравоохранения и более 70 комплектов данных. Региональные отделения обновили и расширили статистическую информацию по вопросам здравоохранения, а также во многих случаях добавили количественные данные касательно систем здравоохранения и программ борьбы с заболеваниями в конкретных странах для использования при толковании статистики здравоохранения.

5. Все подготавливаемые ВОЗ оценки в области здравоохранения проходят процесс международной проверки в целях обеспечения максимальной согласованности и точности статистических данных. В процессе подготовки своей официальной статистики ВОЗ использует комплекс критериев в соответствии с Основополагающими принципами официальной статистики. К таким критериям относятся открытый доступ к исходным данным и результатам на уровне стран, применение находящихся в открытом доступе воспроизводимых методов, прошедших профильную экспертизу, применение механизма экспертных групп, проверка достоверности данных о смертности и проведение консультаций со странами до публикации информации. Последнее предполагает процесс взаимодействия в течение двух-трех месяцев, в ходе которого все исходные данные, методы и результаты обсуждаются с соответствующим государством-членом (с использованием веб-технологий), с тем чтобы министерства здравоохранения и статистические ведомства могли представить свои материалы и комментарии. Кроме того, в некоторых регионах были организованы учебные занятия.

6. Информация и статистика, предоставляемые медицинскими учреждениями, являются важнейшими элементами страновых систем медико-санитарной информации и служат источником важных статистических данных по многим показателям, таким как сфера охвата мероприятий и распространенность заболеваний. ВОЗ расширила свою работу, связанную со стандартами и инструментами для систем медико-санитарной информации медицинских учреждений, включая анализ и использование данных медицинских учреждений при проведении регулярных страновых обзоров в области здравоохранения, стандартизацию содержания систем отчетности, основанных на веб-технологиях, инструменты для систематической оценки качества данных и обследования медицинских учреждений. Обследование медицинских учреждений, получившее название «Оценка обеспеченности услугами и готовности служб», включает на настоящий момент ключевые показатели и вопросы в отношении всех основных программ в области здравоохранения, и оно было осуществлено в более десяти странах в целях содействия процессу мониторинга и обзора услуг здравоохранения, часто в контексте глобальных инициатив в области здравоохранения, таких как Глобальный фонд борьбы с ВИЧ/СПИДом, туберкулезом и малярией и Альянс ГАВИ.

7. Исследование ВОЗ по вопросам старения и состояния здоровья взрослого населения мира представляет собой продольное исследование с участием национальных представительных когорт людей в возрасте 50 лет и старше в Гане, Индии, Китае, Мексике, Российской Федерации и Южной Африке и контрольных выборок более молодого взрослого населения (в возрасте 18-49 лет) из каждой участвующей страны. Задача заключается в изучении состояния здоровья и его изменений и обусловливающих их факторов с привлечением более 40 тыс. респондентов. В 2014 году пять из шести стран осуществили второй этап обследования при финансовой поддержке Национального института США по проблемам старения, входящего в систему национальных институтов здравоохранения Соединенных Штатов Америки, и местных учреждений. Кроме того, два местных отделения в странах Африки к югу от Сахары осуществили второй этап исследования по наблюдению за пожилыми людьми, являющимися носителями ВИЧ. Было проведено когнитивное тестирование типового исследования по проблемам инвалидности на различных языках. Экспериментальное полевое испытание указанного типового обследования было проведено в Камбодже, а в 2015 году дополнительные полевые испытания будут осуществлены в нескольких государствах-членах.

 

II. Системы регистрации актов гражданского состояния и статистики естественного движения населения

 

8. Сектор здравоохранения предоставляет данные для систем регистрации актов гражданского состояния и статистики естественного движения населения и пользуется результатами работы таких систем. Хотя надежные непрерывные статистические данные о естественном движении населения, в частности данные о смертности в разбивке по возрасту, полу и причине смерти, составляют основу системы здравоохранения, они по-прежнему отсутствуют во многих странах. Вместе с тем в течение последних нескольких лет сектор здравоохранения на глобальном уровне принимает все более активное участие в поддержке стран. Частично благодаря стимулирующему воздействию рекомендаций Комиссии по информации и подотчетности в интересах охраны здоровья женщин и детей более чем в 25 странах были проведены всеобъемлющие оценки и разработаны стратегические планы, и еще около 10 стран находятся в процессе осуществления таких оценок и разработки таких планов. Эти страновые процессы поддерживались ВОЗ в контексте руководящей роли региональных ко миссий, и в них принимали участие глобальные партнеры, такие как Статистический отдел Департамента по экономическим и социальным вопросам Организации Объединенных Наций и Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ).

9. На общемировом уровне был достигнут прогресс в нескольких областях. Во-первых, ВОЗ оказывала содействие и поддержку в создании Межведомственной группы Организации Объединенных Наций по системам регистрации актов гражданского состояния и статистики естественного движения населения под названием «Глобальная группа по системам регистрации актов гражданского состояния и статистике естественного движения населения», секретариат которой находится в Статистическом отделе. Во-вторых, ВОЗ провела консультацию в целях разработки принципов осуществления инвестиций в здравоохранение таким образом, чтобы они способствовали общесистемному развитию регистрации актов гражданского состояния и статистики естественного движения населения. Это включает нововведения в отслеживании здоровья матерей, новорожденных и детей, регистрацию и представление данных о смерти с указанием причины смерти в медицинских учреждениях и в общинах и совершенствование системы статистического учета естественного движения населения. В-третьих, ВОЗ сотрудничала со Всемирным банком в разработке Глобального плана увеличения объема инвестиций в системы регистрации актов гражданского состояния и статистики естественного движения населения, проводя работу по определению приоритетных направлений для осуществления улучшений.

10. Кроме того, ВОЗ пересмотрела и усовершенствовала свои руководящие указания и инструментарий для формирования статистики смертности в общем контексте осуществляемого под национальным руководством процесса укрепления систем регистрации актов гражданского состояния и статистики естественного движения населения. Соответствующий документ предусматривает осуществление в приоритетном порядке мероприятий, направленных на укрепление процедур сбора статистических данных о смертности и причинах смерти в странах, находящихся на различных этапах разработки систем регистрации актов гражданского состояния и статистики естественного движения населения. Укрепление процедур сбора статистических данных о смертности должно являться важным элементом национальных стратегий и планов инвестиций.

11. И наконец, была опубликована стандартная анкета для опроса очевидцев об обстоятельствах смерти, т.е. для установления вероятной причины смерти посредством опроса родственников покойного. Данная процедура необходима для сбора такой информации в ситуациях, когда медицинское удостоверение факта смерти невозможно. Это, как правило, относится к случаям смерти на дому во многих странах с низким и средним уровнями дохода. Новый вариант анкеты, который значительно короче, чем версия 2007 года, был разработан в сотрудничестве со многими заинтересованными сторонами. В настоящий момент Бразилия, Индия и Индонезия осуществляют тестирование и использование новой анкеты. Установление причины смерти по результатам опроса очевидцев может осуществляться врачом или в автоматизированном режиме.

12. ВОЗ планирует продолжать работу в данной области с уделением особого внимания технической и стратегической поддержке систем регистрации актов гражданского состояния и статистики естественного движения населения, укреплению работы региональных комиссий, обеспечению увязки инвестиций в охрану здоровья женщин и детей с системами регистрации актов гражданского состояния, повышению качества информации о смертности и причинах смерти и расширению национального потенциала по формированию статистики естественного движения населения с использованием различных источников данных.

 

III. Классификации

 

13. ВОЗ на систематической основе проводит пересмотр Международной классификации болезней (МКБ); по состоянию на текущий момент обновленная классификация должна быть представлена в 2017 году, а ее первый международный выпуск - в 2018 году.

14. Международная классификация болезней является основой для подготовки статистических данных о состоянии здоровья, в частности статистических данных о смертности и распространенности заболеваний. В течение последних десятилетий она также используется в процессе диагностики, обеспечении безопасного и качественного лечения пациентов, а также в административных целях. Все 194 государства - члена ВОЗ взяли на себя обязательство передавать ВОЗ свои статистические данные с использованием Международной классификации, применение которой обеспечивает возможность сравнения статистических данных различных стран. В соответствии с просьбами государств-членов, в одиннадцатой версии Классификации (МКБ-11) будут учтены научные достижения в науках о здоровье за период с 1990 года. Кроме того, предполагается обеспечить соответствие между МКБ-11 и компьютеризированными системами медико-санитарной информации (включая непосредственное использование стандартной терминологии и других элементов систем медико-санитарной информации) в целях обеспечения готовности к интеграции с электронными системами медико-санитарной информации.

15. Бета-версия МКБ-11 была выпущена в мае 2012 года в целях сбора замечаний и дополнительных предложений и проведения полевых испытаний до окончательного оформления новой версии. Бета-версия МКБ представлена на структурированной вики-подобной платформе, при этом внесение изменений контролируется модератором, а предложения на систематической основе проходят коллегиальную проверку. Благодаря этому в процессе пересмотра могут принимать участие различные заинтересованные стороны. Предполагается, что таким образом удастся разработать наиболее комплексную, научную и удобную для пользователей версию классификации (см. www.who.int/classifications/icdll).

16. Процесс пересмотра позволяет включить в базу новые заболевания, которые были зарегистрированы в связи с открытием новых генов и патогенов. Кроме того, проводится полная оцифровка данных, так чтобы пользователи могли увеличивать и уменьшать масштаб при работе с классификационной структурой, подобно работе с цифровыми картами. Таким образом согласующиеся между собой версии МКБ могут быть использованы для различных целей, например для учета основных данных о смертности методом опроса очевидцев об обстоятельствах смерти и формирования простой статистики о первичной медико-санитарной помощи, представления информации о случаях смерти людей и данных о клинической заболеваемости на основании, в частности, статистических данных больниц, а также в целях специализации и проведения исследований в таких клинических областях, как онкология, неврология, геномика и редкие болезни.

17. Наиболее важной разработкой в 2014 году было создание версии МКБ-11, поддерживающей преемственность набора кодов (линеаризацию) с МКБ-10. Данный набор кодов, который получил название «Совместная линеаризация статистических данных о смертности и заболеваемости» и который должен составлять том 1 МКБ-11, состоит из около 15 тыс. стандартных кодов и включает «таблицу перекодировки» и «схему соответствий», позволяющие сопоставить коды МКБ-10 с кодами МКБ-11. Проводится оценка содержания, точности и практической ценности этих таблиц соответствий. Возникшие проблемы (касающиеся около 600 кодов) будут обсуждаться на совещании в начале 2015 года, после чего странам будет предоставлена бета-версия для проведения полевых испытаний.

18. Улучшения в МКБ-11 включают около 4000 более детализированных кодов, предложенных отраслевыми экспертами; упрощенную схему кодирования (известную как «посткоординация»), позволяющую избежать скачкообразного роста количества кодов; непосредственную увязку со стандартными терминологиями, такими как SNOMED-CT; определения, которые позволяют лучше идентифицировать содержание кода для целей его лучшего использования и перевода; многоязычный процесс разработки на официальных языках Организации Объединенных Наций (а также других языках по желанию); процедуру официального научного коллегиального обзора; официальные протоколы проведения полевых испытаний для проверки ключевых аспектов, включая надежность и практическую ценность.

19. На настоящий момент в бета-версии МКБ-11 проводится следующая работа:

a) выполнение совместной линеаризации статистических данных о смертности и распространенности заболеваний и анализ ее устойчивости (т.е. конкорданс МКБ-10 с МКБ-10, менее 2201 элементов из 15710 оставшихся кодов);

b) создание индекса и компьютеризированного инструмента кодирования, которые были бы более удобными для пользователей;

c) окончательное оформление правил кодирования данных о распространенности заболеваний;

d) обеспечение использования терминологии, общей с номенклатурой SNOMED-CT, и других стандартных терминологий;

e) окончательное оформление краткосрочных и среднесрочных линеаризации данных о первичной медико-санитарной помощи (наборы кодов).

20. Кроме того, ВОЗ заказала группе независимых консультантов проведение внешнего обзора общего процесса пересмотра МКБ. Консультанты привлекаются для проведения общей оценки процесса подготовки МКБ-11, анализа актуальности и эффективности предусмотренных функций с точки зрения удовлетворения потребностей ключевых заинтересованных лиц в государствах - членах ВОЗ (например, использование их при подготовке статистических данных о смертности или при проведении лечения). Ожидается, что доклад о результатах оценки будет представлен в марте 2015 года.

 

IV. Вопросы здравоохранения в повестке дня в области развития на период после 2015 года

 

21. ВОЗ проводит активную работу по различным направлениям в целях внесения вклада в разработку компонента повестки дня в области развития на период после 2015 года, посвященного здравоохранению. 24 мая 2014 года Всемирная ассамблея здравоохранения на своей шестьдесят седьмой сессии приняла резолюцию WHA67.14, подтверждающую важность вопросов здравоохранения в повестке дня в области развития на период после 2015 года. В этой резолюции Ассамблея настоятельно призвала государства-члены подтвердить свою неизменную приверженность достижению согласованных целевых показателей и целей в области здравоохранения и указала на необходимость ускорить достижение связанных со здоровьем целей в области развития, установленных в Декларации тысячелетия; а также настоятельно призвала государства-члены отразить в повестке дня в области развития на период после 2015 года необходимость действий, направленных на устранение новой глобальной угрозы, создаваемой неинфекционными заболеваниями, и на решение сохраняющейся проблемы обеспечения глобальной медицинской безопасности. В этой связи обеспечение всеобщего охвата услугами здравоохранения признается ключевым принципом повестки дня в области развития на период после 2015 года.

22. На протяжении последних нескольких лет секретариат ВОЗ сотрудничает с международными партнерами и государствами-членами в целях установления новых задач в области здравоохранения на период до 2030 года, часть из которых были одобрены руководящими органами. Эти задачи можно разделить на четыре группы:

a) улучшение репродуктивного, материнского и детского здоровья и сокращение бремени инфекционных заболеваний (т.е. выполнение и перевыполнение целей в области развития, установленных в Декларации тысячелетия): например, сократить заболеваемость туберкулезом на 80 процентов, а смертность от туберкулеза - на 90 процентов;

b) сокращение бремени неинфекционных заболеваний, физических увечий и психических расстройств (сократить на одну треть смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, рака, диабета и хронических заболеваний дыхательных путей (среди людей в возрасте 30-70 лет));

c) достижение всеобщего охвата услугами здравоохранения, включая защиту от финансовых рисков: не допускать разорения или дальнейшего обнищания населения из-за необходимости оплаты медицинских услуг из своих собственных средств;

d) уделение внимания социальным и экологическим факторам, определяющим состояние здоровья населения.

Этот набор задач хорошо согласуется с целями и подцелями в области здравоохранения, предложенными Генеральной Ассамблее Рабочей группой открытого состава по целям в области устойчивого развития.

23. В 2014 году ВОЗ и Всемирный банк совместно опубликовали новую рамочную основу для мониторинга прогресса в обеспечении всеобщего охвата услугами здравоохранения после проведения активных консультаций с партнерами и широкой общественностью, а также осуществления 15 анализов ситуаций в конкретных странах под руководством национальных исследователей. Глобальная рамочная основа для мониторинга прогресса в обеспечении всеобщего охвата услугами здравоохранения рекомендует использовать набор отслеживаемых показателей охвата основными видами медицинских вмешательств и мерами защиты от финансовых рисков, связанных с необходимостью оплаты медицинских услуг за счет пациента, с разбивкой по социально-экономическому статусу, месту проживания и полу, где это возможно и целесообразно. Основной набор показателей и целей для конкретной страны должен учитывать демографическую и эпидемиологическую ситуацию в стране, тип системы здравоохранения, уровень социально-экономического развития и потребности и ожидания населения и должен как минимум включать небольшой набор отслеживаемых показателей, рекомендуемых на глобальном уровне. Мониторинг прогресса в обеспечении всеобщего охвата услугами здравоохранения должен стать неотъемлемой частью регулярных общих обзоров прогресса в области здравоохранения и анализов эффективности работы, которые проводятся в большинстве стран.

24. Партнеры в области здравоохранения на глобальном уровне, научные работники и другие стороны проводят разработку комплексной «дорожной карты» по оценке состояния здоровья и обеспечению подотчетности в вопросах здравоохранения в период после 2015 года с учетом уроков, извлеченных из опыта реализации целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия. В рамках этого процесса разработки «дорожной карты» уже были проведены разнообразные технические совещания, в частности касательно стандартизации анкет, предназначенных для проведении опросов домохозяйств по связанным со здравоохранением вопросам, общих показателей состояния здоровья (таких как показатели преждевременной смертности и ожидаемой продолжительности здоровой жизни), показателей достижения конкретных подцелей (таких как показатели материнской смертности), подотчетности по вопросам женского и детского здоровья и статистики смертности.

25. Кроме того, руководители 19 международных организаций по вопросам охраны здоровья согласовали справочный перечень из 100 основных показателей состояния здоровья в целях сокращения нагрузки на страны, связанной с представлением отчетности, улучшения качества данных и повышения согласованности инвестиций, направленных на укрепление национальных систем медико-санитарной информации. Данный перечень стимулирует работу по дальнейшей рационализации процедур сбора данных посредством опроса домохозяйств и в рамках информационных систем медицинских учреждений. В начале 2015 года будет разработана комплексная общая «дорожная карта» по оценке состояния здоровья и обеспечению подотчетности за достижение результатов в области здравоохранения в период после 2015 года.

 

Источник: журнал «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения» 2015/12

Другие статьи по теме
Категория: Медицинская статистика | Добавил: zdrav1 (28.08.2017)
Просмотров: 3184 | Теги: Медицинская статистика
Всего комментариев: 0
Яндекс.Метрика