Главная » Статьи » Охрана труда в медицинских организациях |
Источник: «Охрана труда и пожарная безопасность в учреждениях здравоохранения» Татарников М.А. Центр изучения проблем здравоохранения Невозможно представить современную медицинскую организацию без компьютеров. Медицинский и административно-хозяйственный персонал проводит за мониторами все большую часть своего рабочего времени, поэтому правильная организация работы с персональными электронно-вычислительными машинами (ПЭВМ) и видеодисплеями является важнейшей обязанностью руководителей учреждений здравоохранения и специалистов по охране труда. Развитие современных технологий приводит к тому, что компьютер становится все более и более безопасным для человека. В первую очередь это касается их мониторов. В настоящее время негативное влияние на здоровье при работе на ПЭВМ связано не столько с "вредностью" компьютера как такового, а с незнанием правил работы с ним и неправильной организацией рабочего места. Условия труда работающих за компьютером должны соответствовать СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»[1] (далее по тексту – СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03). Указанный документ содержит требования к: - ПЭВМ и помещениям для работы с ними, микроклимату, содержанию аэроионов и вредных химических веществ в воздухе, уровням шума и вибрации, освещению, уровням электромагнитных полей на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ; - организации рабочих мест пользователей ПЭВМ; - организации медицинского обслуживания пользователей ПЭВМ. Действие СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 также распространяется на видеодисплейные терминалы всех типов медицинского и иного оборудования. К работе на персональном компьютере допускаются лица, прошедшие обучение безопасным методам труда, вводный и первичный инструктажи на рабочем месте. В соответствии с СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, лица, работающие с ПЭВМ более 50% рабочего времени (профессионально связанные с эксплуатацией ПЭВМ), должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в установленном порядке. Женщины со времени установления беременности переводятся на работы, не связанные с использованием ПЭВМ, или для них ограничивается время работы с ПЭВМ (не более 3-х часов за рабочую смену) при условии соблюдения требований СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. При эксплуатации персонального компьютера на работника могут воздействовать следующие вредные производственные факторы: - повышенный уровень электромагнитных излучений; - повышенный уровень статического электричества; - пониженная ионизация воздуха; - статические физические перегрузки; - перенапряжение зрительных анализаторов. Компьютер относится к электрооборудованию, поэтому при работе с ним необходимо соблюдать требования электробезопасности. В соответствии с действующими правилами работающим на ПЭВМ должна быть присвоена в установленном порядке первая группа по электробезопасности. Наиболее распространенными последствиями длительной работы за компьютером являются головные боли, повышенная утомляемость, снижение работоспособности, нарушение зрения, боли различной интенсивности в позвоночнике, плечевом, локтевом суставах и суставах кисти. Сидящая работа сама по себе провоцирует развитие и осложнения остеохондроза. Использование «мышки» и неудобная поза может привести к хроническому спазму (повышенной напряженности) мышц руки, невралгии, плекситу, обострению шейного и грудного радикулита и ряду других неврологических заболеваний. Профилактика указанных осложнений основана на строгом соблюдении требований СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 и включает в себя научную организацию рабочего места, соблюдение режима труда и отдыха, соблюдение правильной рабочей позы, выполнение комплекса упражнений для глаз и комплексов упражнений физкультурных минуток и пауз.
Общие требования к организации рабочих мест пользователей ПЭВМ 1. При размещении рабочих мест с ПЭВМ расстояние между рабочими столами с мониторами (в направлении тыла поверхности одного монитора и экрана другого монитора) должно быть не менее 2. Рабочие места с ПЭВМ в помещениях с источниками вредных производственных факторов должны размещаться в изолированных кабинах с организованным воздухообменом. 3. Рабочие места с ПЭВМ при выполнении творческой работы, требующей значительного умственного напряжения или высокой концентрации внимания, рекомендуется изолировать друг от друга перегородками высотой 1,5 – 4. Экран монитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии 600 – 5. Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и конструктивных особенностей, характера выполняемой работы. При этом допускается использование рабочих столов различных конструкций, отвечающих современным требованиям эргономики. Поверхность рабочего стола должна иметь коэффициент отражения 0,5 – 0,7. 6. Конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления. Тип рабочего стула (кресла) следует выбирать с учетом роста пользователя, характера и продолжительности работы с ПЭВМ. Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию. 7. Поверхность сиденья, спинки и других элементов стула (кресла) должна быть полумягкой, с нескользящим, слабо электризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений.
Требования к организации и оборудованию рабочих мест с ПЭВМ для взрослых пользователей 1. Высота рабочей поверхности стола для взрослых пользователей должна регулироваться в пределах 680 – 2. Модульными размерами рабочей поверхности стола для ПЭВМ, на основании которых должны рассчитываться конструктивные размеры, следует считать: ширину 800, 1000, 1200 и 3. Рабочий стол должен иметь пространство для ног высотой не менее 4. Конструкция рабочего стула должна обеспечивать: - ширину и глубину поверхности сиденья не менее - поверхность сиденья с закругленным передним краем; - регулировку высоты поверхности сиденья в пределах 400 – - высоту опорной поверхности спинки 300 ± - угол наклона спинки в вертикальной плоскости в пределах ± 30 градусов; - регулировку расстояния спинки от переднего края сиденья в пределах 260 – - стационарные или съемные подлокотники длиной не менее - регулировку подлокотников по высоте над сиденьем в пределах 230 ± 5. Рабочее место пользователя ПЭВМ следует оборудовать подставкой для ног, имеющей ширину не менее 6. Клавиатуру следует располагать на поверхности стола на расстоянии 100 –
Требования охраны труда перед началом работы на компьютере 1. Подготовить рабочее место. 2. Отрегулировать освещение на рабочем месте, убедиться в отсутствии бликов на экране. 3. Проверить правильность подключения оборудования к электросети. 4. Проверить исправность проводов питания и отсутствие оголенных участков проводов. 5. Убедиться в наличии заземления системного блока, монитора и защитного экрана. 6. Протереть антистатической салфеткой поверхность экрана монитора и защитного экрана. 7. Проверить правильность установки стола, стула, подставки для ног, угла наклона экрана, положение клавиатуры, положение "мышки" на специальном коврике, при необходимости произвести регулировку рабочего стола и кресла, а также расположение элементов компьютера в соответствии с требованиями эргономики и в целях исключения неудобных поз и длительных напряжений тела.
Требования охраны труда во время работы Работнику при работе на компьютере запрещается: - прикасаться к задней панели системного блока (процессора) при включенном питании; - переключать разъемы интерфейсных кабелей периферийных устройств при включенном питании; - допускать попадание влаги на поверхность системного блока (процессора), монитора, рабочую поверхность клавиатуры, дисководов, принтеров и других устройств; - производить самостоятельное вскрытие и ремонт оборудования; - работать на компьютере при снятых кожухах; - отключать оборудование от электросети и выдергивать электровилку, держась за шнур. Организация работы с ПЭВМ осуществляется в зависимости от вида и категории трудовой деятельности. Виды трудовой деятельности разделяются на 3 группы: группа А – работа по считыванию информации с экрана монитора с предварительным запросом; группа Б – работа по вводу информации; группа В – творческая работа в режиме диалога с ПЭВМ. При выполнении в течение рабочей смены работ, относящихся к разным видам трудовой деятельности, за основную работу с ПЭВМ следует принимать такую, которая занимает не менее 50% времени в течение рабочей смены или рабочего дня. Для видов трудовой деятельности устанавливается 3 категории тяжести и напряженности работы с ПЭВМ, которые определяются: для группы А – по суммарному числу считываемых знаков за рабочую смену, но не более 60000 знаков за смену; для группы Б – по суммарному числу считываемых или вводимых знаков за рабочую смену, но не более 40000 знаков за смену; для группы В – по суммарному времени непосредственной работы с ПЭВМ за рабочую смену, но не более 6 часов за смену. В зависимости от категории трудовой деятельности и уровня нагрузки за рабочую смену при работе с ПЭВМ устанавливается суммарное время регламентированных перерывов.
Суммарное время регламентированных перерывов в зависимости от продолжительности работы, вида и категории трудовой деятельности с ПЭВМ
Для предупреждения преждевременной утомляемости пользователей ПЭВМ рекомендуется организовывать рабочую смену путем чередования работ с использованием компьютера и без него. При возникновении у работающих с ПЭВМ зрительного дискомфорта и других неблагоприятных субъективных ощущений, несмотря на соблюдение санитарно-гигиенических и эргономических требований, рекомендуется применять индивидуальный подход с ограничением времени работы с ПЭВМ. В случаях, когда характер работы требует постоянного взаимодействия с монитором (набор текстов или ввод данных и т.п.) с напряжением внимания и сосредоточенности, при исключении возможности периодического переключения на другие виды трудовой деятельности, не связанные с ПЭВМ, рекомендуется организация перерывов на 10 – 15 мин. через каждые 45 – 60 мин. работы. Продолжительность непрерывной работы с монитором без регламентированного перерыва не должна превышать 1 часа. Во время регламентированных перерывов с целью снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, устранения влияния гиподинамии и гипокинезии, предотвращения развития позотонического утомления целесообразно выполнять комплексы упражнений (см. врезку 1). При возникновении аварийной ситуации работник обязан: - во всех случаях обнаружения обрыва проводов питания, неисправности заземления и других повреждений электрооборудования, появления запаха гари немедленно отключить питание и сообщить об аварийной ситуации непосредственному руководителю и специалисту, отвечающего за техническое состояние и ремонт компьютеров в организации; - при электротравме немедленно освободить пострадавшего от действия тока путем отключения электропитания и до прибытия врача оказать потерпевшему первую доврачебную помощь; - при любых случаях сбоя в работе технического оборудования или программного обеспечения немедленно вызвать системного администратора или иного специалиста, отвечающего за этот участок работы; - в случае появления рези в глазах, резком ухудшении видимости и невозможности сфокусировать взгляд или навести его на резкость – появлении боли в пальцах и кистях рук, усилении сердцебиения немедленно покинуть рабочее место, сообщить о происшедшем непосредственному руководителю и обратиться к врачу; - при возгорании оборудования отключить питание, вызвать пожарную команду, принять меры к тушению очага пожара при помощи первичных средств пожаротушения (углекислотного или порошкового огнетушителя) и сообщить о происшествии непосредственному руководителю.
Требования охраны труда после окончания работ 1. Выключить питание системного блока (процессора) и всех периферийных устройств. 2. Отключить блок питания. 3. Осмотреть и привести в порядок рабочее место. 4. Вымыть с мылом лицо и руки. 5. Выполнить упражнения для глаз и пальцев рук на расслабление. 6. Сообщить своему непосредственному или вышестоящему руководителю, а при необходимости представителям ремонтно-технических и административно-хозяйственных служб о выявленных во время работы неполадках и неисправностях оборудования и других факторах, влияющих на безопасность труда, для принятия соответствующих мер.
Источник: «Охрана труда и пожарная безопасность в учреждениях здравоохранения» [1] СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2003 года. Введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 N 118 (ред. от 03.09.2010). [2] Приложение 8 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. | |||||||||||||||||||||||||||||||
Категория: Охрана труда в медицинских организациях | Добавил: zdrav1 (01.09.2017) | |||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 4576 | |
Всего комментариев: 0 | |