Главная » Статьи » Охрана труда в медицинских организациях |
Источник: «Охрана труда и пожарная безопасность в учреждениях здравоохранения» Авдеев И.А. Научный консультант редакции журнала Эффективность охраны труда напрямую зависит от эффективности управления. Именно поэтому формирование системы управления охраной труда в организации и постоянное ее совершенствование является важнейшей задачей руководителя и иных должностных лиц, отвечающих за состояние охраны труда.
Требования к системам управления охраной труда (СУОТ) содержит ГОСТ 12.0.230-2007 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. СУОТ. Общие требования», введенный в действие приказом Ростехрегулирования от 10.07.2007 N 169-ст (ред. от 31.10.2013). В дополнение к нему был утвержден ГОСТ 12.0.230.1-2015 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. СУОТ. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007».[1] Принятие дополнительного стандарта было обусловлено тем, что широкое использование СУОТ показало, что лицам, осуществляющим разработку, внедрение и обеспечение устойчивого функционирования СУОТ, помимо основополагающего документа, в качестве которого выступает ГОСТ 12.0.230-2007 "Система стандартов безопасности труда. СУОТ. Общие требования", требуются дополнительные руководящие и нормативно закрепленные указания, функцию которых и исполняет ГОСТ 12.0.230.1-2015[2]. Применение ГОСТ 12.0.230-2007 направлено на содействие защите работников от опасных и вредных производственных факторов и исключению связанных с их работой травм, ухудшений здоровья, болезней, смертей, а также инцидентов (опасных происшествий). На уровне организации стандарт предназначен: - служить руководящими указаниями по объединению элементов СУОТ в организации в качестве составной части общей политики и системы управления; - способствовать активизации всех членов организации, в том числе работодателей, собственников, управленческого персонала, работников и их представителей с целью применения современных принципов и методов управления охраной труда, направленных на непрерывное совершенствование деятельности по охране труда. Обеспечение охраны труда, включая соответствие требованиям охраны труда, установленным действующими нормативно-правовыми актами, входит в обязанности работодателя. Он должен продемонстрировать свои безусловное руководство и приверженность деятельности по охране труда в организации и организовать создание СУОТ. Основными элементами СУОТ являются: - политика; - организация; - планирование и осуществление; - оценка; - действия по совершенствованию. Все эти направления деятельности по управлению охраной труда в организации подлежат постоянной оценке в соответствии с ГОСТ 12.0.230.2-2015 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. СУОТ. Оценка соответствия. Требования».[3]
Политика в области охраны труда
Политика в области охраны труда Работодатель, консультируясь с работниками и их представителями, должен изложить в письменном виде политику по охране труда, которая должна: - отвечать специфике организации и соответствовать ее размеру и характеру деятельности; - быть краткой, четко изложенной, иметь дату и вводиться в действие подписью либо работодателя или по его доверенности, либо самого старшего по должности ответственного лица в организации; - распространяться и быть легкодоступной для всех лиц на их месте работы; - анализироваться для постоянной пригодности; - быть доступной в соответствующем порядке относящимся к делу внешним заинтересованным сторонам. Политика в области охраны труда должна включать, как минимум, следующие ключевые принципы и цели, выполнение которых организация принимает на себя: - обеспечение безопасности и охрану здоровья всех работников организации путем предупреждения связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов; - соблюдение соответствующих национальных законов и иных нормативных правовых актов, программ по охране труда, коллективных соглашений по охране труда и других требований, которые организация обязалась выполнять; - обязательства по проведению консультаций с работниками и их представителями и привлечению их к активному участию во всех элементах СУОТ; - непрерывное совершенствование функционирования СУОТ. СУОТ должна быть совместима или объединена с другими системами управления организации.
Участие работников и их представителей Участие работников является важнейшим элементом СУОТ в организации. Работодатель должен привлекать работников и их представителей по охране труда к консультациям, информированию и повышению их квалификации по всем аспектам охраны труда, связанным с их работой, включая мероприятия, в процессе возможных аварий. Работодатель должен так организовать мероприятия для работников и их представителей по охране труда, чтобы они имели время и возможности для активного участия в процессах организации, планирования и реализации, применения, оценки и действий по совершенствованию СУОТ. Работодатель должен обеспечивать создание, формирование и эффективное функционирование комитета (комиссии) по охране труда и признание представителей работников по охране труда в соответствии с национальными законами и практикой.
Организация
Обязанности и ответственность Работодатель должен нести ответственность по обеспечению безопасности и охране здоровья работников и обеспечивать руководство деятельностью по охране труда в организации. Работодатель и руководители высшего звена должны распределять обязанности, ответственность и полномочия по разработке, осуществлению и результативному функционированию СУОТ и достижению соответствующих целей по охране труда. Должны быть установлены структуры и процессы, которые бы: - обеспечивали управление охраной труда в виде линейной управленческой функции, известной и признанной на всех уровнях; - определяли и доводили до членов организации обязанности, ответственность и полномочия лиц, которые выявляют, оценивают или регулируют опасности и риски охраны труда; - осуществляли при необходимости эффективное оперативное руководство, чтобы гарантировать обеспечение безопасности и охрану здоровья работников; - способствовали сотрудничеству, передаче и обмену информацией между членами организации, включая работников и их представителей, при осуществлении элементов СУОТ данной организации; - соблюдали принципы построения СУОТ, содержащиеся в соответствующих национальном стандарте, специальных стандартах или иных руководствах, а также в добровольных программах, осуществление которых организация приняла на себя; - устанавливали и осуществляли ясную политику по охране труда и измеримые цели; - устанавливали эффективные мероприятия по идентификации и устранению или ограничению опасностей и рисков и способствовали сохранению здоровья на работе; - устанавливали программы профилактики заболеваний и оздоровления; - гарантированно обеспечивали эффективные мероприятия по полному участию работников и их представителей в выполнении политики по охране труда; - предоставляли необходимые ресурсы для того, чтобы лица, несущие обязанности по охране труда, включая членов комитета (комиссии) по охране труда, могли правильно выполнять свои функции; и - гарантированно обеспечивали эффективные мероприятия для полного участия работников и их представителей в комитетах (комиссиях) по охране труда там, где они существуют. На уровне руководителей высшего звена организации должно быть назначено лицо или лица, наделенные обязанностями, ответственностью и полномочиями по: - развитию, применению, периодическому анализу и оценке СУОТ; - периодической отчетности высшему руководству о результативности функционирования СУОТ; - содействию в участии всех членов организации.
Компетентность[4] и подготовка Требования к необходимой компетентности по охране труда должны быть определены работодателем. При этом следует устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии мероприятия, обеспечивающие наличие у всех лиц необходимой компетентности для выполнения своих служебных обязанностей и обязательств, относящихся к обеспечению безопасности и охране здоровья. Работодатель должен быть достаточно компетентным (или иметь возможность стать им) в области охраны труда для определения и устранения или регулирования опасностей и рисков, связанных с работой, и применения СУОТ. Программы подготовки должны: - охватывать всех членов организации в соответствующем порядке; - проводиться компетентными лицами; - предусматривать эффективную и своевременную первоначальную и повторную подготовку с соответствующей периодичностью; - включать оценку слушателями доступности и прочности усвоения материала подготовки; - периодически анализироваться. Анализ должен включать анализ подготовки членами комитета (комиссии) по охране труда, там, где они существуют, и программ подготовки, пересматриваемых, по мере необходимости, для гарантированного обеспечения их соответствия и эффективности; и - документироваться в установленном порядке и сообразно размеру и характеру деятельности организации. Подготовка должна предоставляться всем слушателям бесплатно и осуществляться, по возможности, в рабочее время.
Документация СУОТ В зависимости от размера, характера и вида деятельности организации следует устанавливать и совершенствовать документацию СУОТ, которая может содержать: - политику и цели организации по охране труда; - распределение ключевых управленческих ролей по охране труда и обязанностей по применению СУОТ; - наиболее значительные опасности/риски, вытекающие из деятельности организации, и мероприятия по их предупреждению и снижению; - положения, процедуры, методики, инструкции или другие внутренние документы, используемые в рамках СУОТ. - Документация СУОТ должна: - быть оформлена и изложена так, чтобы быть понятной пользователям; - периодически анализироваться, при необходимости, своевременно корректироваться, распространяться и быть легкодоступной для всех работников организации, кому она предназначена и кого касается. Записи данных[5] по охране труда должны устанавливаться, управляться и поддерживаться в рабочем состоянии на местах в соответствии с потребностями организации. Они должны быть идентифицируемыми и отслеживаемыми, а срок их хранения должен быть точно определен. Работники должны иметь право доступа к записям данных, относящимся к их производственной среде и здоровью, с учетом требований конфиденциальности. Записи данных по охране труда могут включать: - записи данных, вытекающие из осуществления СУОТ; - записи данных о связанных с работой травмах, ухудшениях здоровья, болезнях и инцидентах; - записи данных, вытекающие из национальных законов или правил по охране труда; - записи данных о воздействиях вредных производственных факторов на работников и наблюдений за производственной средой и за состоянием здоровья работников; и - результаты текущего контроля и реагирующего мониторинга.
Передача и обмен информацией Следует устанавливать, обеспечивать применение и своевременно вносить изменения в мероприятия и процедуры для: - получения, документирования и реагирования на внешние и внутренние сообщения, связанные с охраной труда; - обеспечения внутренней передачи и обмена информацией по охране труда между соответствующими уровнями и функциональными структурами организации; - обеспечения получения, гарантированного рассмотрения и подготовки ответов на запросы, идеи и предложения работников и их представителей по охране труда.
Планирование и применение
Исходный анализ В процессе исходного анализа оценивают существующую в организации СУОТ и соответствующие мероприятия. При отсутствии СУОТ или в случае, если организация создана заново, исходный анализ служит основой для создания СУОТ. Исходный анализ проводят компетентные лица с учетом обсуждения с работниками организации и (или) их представителями. Они должны: - определить действующие национальные законы и правила, национальные и специальные стандарты, программы по охране труда и другие требования, соблюдение которых организация принимает на себя; - идентифицировать, предвидеть и оценить опасности и риски для безопасности и здоровья, вытекающие из существующей или предполагаемой производственной среды и организации труда; - определить адекватность планируемых или действующих мер защиты для устранения опасностей или ограничения рисков; - проанализировать результаты наблюдений за состоянием здоровья работников. Результат исходного анализа должен: - быть документально оформлен; - стать основанием для принятия решений о применении или совершенствовании СУОТ; - определить базовый уровень для сравнения и оценки непрерывного совершенствования СУОТ в организации.
Планирование, разработка и применение СУОТ Целью планирования должно быть создание СУОТ, поддерживающей: - как минимум, соответствие с национальными законами и правилами; - основные элементы СУОТ в организации; - непрерывное совершенствование деятельности по охране труда. Мероприятия по качественному планированию охраны труда должны основываться на результатах исходного анализа, последующих анализов или других имеющихся данных. Эти мероприятия по планированию должны обеспечивать безопасность и охрану здоровья на работе и включать: - ясное определение, расстановку приоритетности и, где это целесообразно, количественную оценку целей организации по охране труда; - подготовку плана достижения каждой цели с распределением обязанностей и ответственности за достижение цели, сроками выполнения мероприятий по улучшению условий и охраны труда с ясными критериями результативности деятельности для каждого подразделения и уровня управления; - отбор критериев сравнения для подтверждения достижения цели; - предоставление необходимой технической поддержки, ресурсов, включая человеческие и финансовые. Мероприятия по планированию охраны труда в организации должны включать разработку, развитие и функционирование всех элементов СУОТ.
Цели по охране труда В соответствии с политикой по охране труда и на основе исходного или последующих анализов следует установить измеримые цели охраны труда, которые должны быть: - специфичными для организации, а также приемлемыми и соответствующими ее размеру и характеру деятельности; - согласованными с требованиями соответствующих и применимых национальных законов и правил, а также с техническими и коммерческими обязательствами организации, относящимися к охране труда; - направленными на непрерывное совершенствование защитных мероприятий охраны труда работников для достижения наилучшей результативности деятельности по охране труда; - реалистичными и достижимыми; - задокументированными и доведенными до всех соответствующих функциональных структур и уровней организации; и - периодически оцениваемыми и, в случае необходимости, обновляемыми.
Предотвращение опасностей ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ И РЕГУЛИРУЮЩИЕ МЕРЫ Опасности и риски для безопасности и здоровья работников должны быть определены и оценены на постоянной основе. Предупредительные и регулирующие меры должны быть осуществлены в следующем порядке приоритетности: - устранение опасности/риска; - ограничение опасности/риска в его источнике путем использования технических средств коллективной защиты или организационных мер; - минимизация опасности/риска путем проектирования безопасных производственных систем, включающих меры административного ограничения суммарного времени контакта с вредными и опасными производственными факторами; - там, где оставшиеся опасности/риски не могут быть ограничены средствами коллективной защиты, работодатель должен бесплатно предоставить работникам соответствующие средства индивидуальной защиты, включая спецодежду, и принять меры по обеспечению их использования и поддержания в рабочем состоянии. 1.2. Следует установить процедуры или мероприятия по предупреждению и регулированию опасностей и рисков, которые должны: - соответствовать опасностям и рискам, наблюдающимся в организации; - регулярно анализироваться и, при необходимости, модифицироваться; - выполнять требования национальных законов и иных нормативных правовых актов и отражать передовой опыт; - учитывать текущее состояние знаний, включая информацию или отчеты организаций, таких как инспекции труда, службы охраны труда и других служб, в соответствии с обстоятельствами.
2. УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ 2.1. Влияющие на охрану труда внутренние изменения (такие как прием на работу, применение новых технологических и трудовых процессов или организационных структур) и внешние изменения (например, в результате совершенствования национальных законов и иных нормативных правовых актов, слияния компаний, развития знаний по охране труда и технологии) должны быть оценены, а соответствующие предупредительные меры выполнены еще до введения изменений в практику. 2.2. Перед любым изменением или применением новых приемов труда, материалов, процессов или оборудования должны быть выполнены определение опасностей и оценка рисков на рабочих местах. Такая оценка должна быть сделана с учетом обсуждения с участием работников, их представителей и комитета (комиссии) по охране труда, где это необходимо. 2.3. При выполнении "решений об изменениях" следует обязательно обеспечивать качественное и своевременное информирование и подготовку всех работников организации, которых затрагивает это решение.
3. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ, ГОТОВНОСТЬ К НИМ И РЕАГИРОВАНИЕ 3.1. Следует установить и поддерживать в рабочем состоянии мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и реагированию. Эти мероприятия должны определять возможный характер и масштаб несчастных случаев и аварийных ситуаций и предусматривать предупреждение связанных с ними рисков в сфере охраны труда. Все мероприятия должны быть разработаны в соответствии с размером и характером деятельности организации. Они должны: а) гарантировать, что имеющаяся необходимая информация, внутренние коммуникативное взаимодействие и координация обеспечат защиту всех людей в случае аварийной ситуации в рабочей зоне; б) предоставлять информацию соответствующим компетентным органам, территориальным структурам окружающего района и службам аварийного реагирования и обеспечивать коммуникативное взаимодействие с ними; в) предусматривать оказание первой и медицинской помощи, противопожарные мероприятия и эвакуацию всех людей, находящихся в рабочей зоне; и г) предоставлять соответствующую информацию и возможность подготовки всем членам организации на всех уровнях, включая проведение регулярных тренировок по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и реагированию. 3.2. Мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и реагированию должны быть согласованы с внешними аварийными службами и другими органами там, где это необходимо.
4. СНАБЖЕНИЕ 4.1. Следует установить и поддерживать в рабочем состоянии процедуры, гарантированно обеспечивающие порядок, при котором: - соответствие с требованиями обеспечения безопасности и охраны здоровья в организации будет идентифицировано, оценено и включено в условия материально-технического снабжения и аренды; - требования национальных законов и правил, а также собственные требования организации по охране труда будут идентифицированы до приобретения товаров и услуг; и - мероприятия по достижению соответствия с этими требованиями будут выполнены до использования этих товаров и услуг.
5. ПОДРЯДНЫЕ РАБОТЫ 5.1. Устанавливают мероприятия по применению подрядчиками и их работниками требований организации по охране труда, а также обеспечивают своевременную корректировку этих мероприятий. 5.2. Мероприятия в отношении подрядчиков, работающих на площадке организации, должны: - включать критерии охраны труда в процедуры оценки и выбора подрядчиков; - устанавливать эффективную текущую связь и координацию между соответствующими уровнями управления организации и подрядчиком до начала работы. При этом следует обеспечить условия для информирования об опасностях и меры по предупреждению и ограничению их воздействия; - включать мероприятия по уведомлению о травмах, ухудшениях здоровья, болезнях и инцидентах с работниками подрядчика при выполнении работ для организации; - обеспечивать соответствующие ознакомление с опасностями рабочих мест для обеспечения безопасности и охраны здоровья и подготовку для подрядчиков или их работников перед началом работы или в ходе работы, в зависимости от необходимости; - методично отслеживать соблюдение требований охраны труда в деятельности подрядчика на площадке организации; и - гарантировать, что требуемые процедуры и мероприятия по охране труда на площадке организации будут выполнены подрядчиком (подрядчиками).
Оценка
Мониторинг исполнения и оценка результативности 1. Постоянно действующие процедуры наблюдения, измерения и учета деятельности по охране труда следует разрабатывать, устанавливать и периодически анализировать. Обязанности, ответственность и полномочия по наблюдению на различных уровнях управленческой структуры должны быть распределены. 2. Выбор показателей деятельности проводят в соответствии с размерами и характером деятельности организации и целями охраны труда. 3. Измерения должны быть как качественные, так и количественные, соответствующие потребностям организации. Они должны: - базироваться на выявленных в организации опасных и вредных производственных факторах и рисках, принятых обязательствах, связанных с политикой и целями по охране труда; - поддерживать процесс оценки деятельности организации, включая анализ эффективности управления руководством. 4. Мониторинг исполнения (контроль за исполнением) и оценка результативности должны: - использоваться как средства для определения степени, с которой политика и цели по охране труда осуществляются, а риски регулируются; - включать результаты как текущего контроля, так и реагирующего мониторинга, и не опираться только на статистику связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов; и - фиксироваться документально. 5. Наблюдение должно обеспечивать: - обратную связь по результатам деятельности в области охраны труда; - информацию для определения, результативности и эффективности текущих мероприятий по определению, предотвращению и ограничению опасных и вредных производственных факторов и рисков; - основу для принятия решений о совершенствовании как определения опасностей и ограничения рисков, так и самой СУОТ. 6. Текущий контроль должен содержать элементы, необходимые для функционирования упреждающей системы профилактических мер и предупредительных мероприятий, и включать: - контроль выполнения конкретных планов, установленных критериев результативности исполнения и целей; - систематическую проверку производственных систем, помещений, цехов и оборудования; - наблюдение за производственной средой, включая организацию труда; - наблюдение за состоянием здоровья работников, где это целесообразно, путем соответствующих медицинских осмотров, в том числе периодических, для раннего выявления признаков и симптомов нарушения здоровья с целью определения эффективности профилактических и регулирующих мер; - оценку соответствия с применимыми национальными законами и иными нормативными актами, коллективными соглашениями и другими обязательствами по охране труда, принятыми на себя организацией. 7. Реагирующий мониторинг должен включать определение, уведомление и расследование: - связанных с работой травм, ухудшений здоровья (включая мониторинг совокупных данных о временной нетрудоспособности), болезней и инцидентов; - других потерь, таких как имущественный ущерб; - неудовлетворительных результатов деятельности по выполнению требований безопасности и охраны здоровья и недостатков СУОТ; - программ трудовой реабилитации и восстановления здоровья работников.
Расследование связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов и их воздействие на деятельность по обеспечению безопасности и охраны здоровья 1. Расследование возникновения и первопричин связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов должно выявлять любые недостатки в СУОТ и быть задокументировано. 2. Такие расследования проводят компетентные лица при соответствующем участии работников и их представителей. 3. Результаты таких расследований доводят до сведения комитета (комиссии) по охране труда там, где он существует, который должен сформулировать соответствующие рекомендации. 4. Результаты расследований и рекомендации комитета (комиссии) по охране труда доводят до сведения соответствующих лиц с целью выполнения корректирующих действий, включают в анализ эффективности СУОТ руководством и учитывают в деятельности по непрерывному совершенствованию. 5. Корректирующие действия, вытекающие из подобных расследований, выполняют в целях предотвращения повторения связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов. 6. Отчеты, подготовленные внешними расследующими организациями, такими как инспекции и учреждения социального страхования, рассматривают и принимают к исполнению в том же порядке, что и результаты внутренних расследований, с учетом требований конфиденциальности.
Проверка 1. Устанавливают мероприятия по периодическому проведению проверок с целью определения эффективности и результативности СУОТ и ее элементов по обеспечению безопасности и охраны здоровья работников и предотвращению инцидентов. 2. Разрабатывают политику и программу проверок, включающих определение компетенции проверяющего, масштаб, частоту и методологию проведения проверки, а также формы отчетности. 3. В зависимости от целесообразности проверка включает оценку элементов СУОТ в организации или ее подсистем. Проверка должна охватывать: - политику в области охраны труда; - участие работников и (или) их представителей; - обязанности и ответственность; - компетентность и подготовку; - документацию СУОТ; - передачу и обмен информацией; - планирование, развитие и функционирование СУОТ; - предупредительные и регулирующие меры; - управление изменениями; - предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и реагирование; - снабжение; - подрядные работы; - мониторинг исполнения и оценку результативности; - расследование связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов и их воздействие на деятельность по обеспечению безопасности и охране здоровья; - анализ функционирования управления охраной труда руководством; - предупредительные и корректирующие действия; - непрерывное совершенствование; - любые другие цели и объекты в зависимости от необходимости. 4. В выводах проверки должно быть определено, являются ли функционирующие элементы СУОТ или их подсистемы: - эффективными для реализации политики и целей организации по охране труда; - эффективными для содействия полному участию работников; - реагирующими на оценку результативности деятельности по охране труда и предыдущих проверок; - обеспечивающими соответствие требованиям национальных законов и правил, относящихся к деятельности организации; - обеспечивающими непрерывное совершенствование и применение передового опыта по охране труда. 5. Проверку проводят компетентные, не связанные с проверяемой деятельностью лица, работающие или не работающие в организации. 6. Результаты проверки и ее выводы доводят до лиц, ответственных за корректирующие мероприятия. 7. Согласование назначения проверяющего и все этапы проверки на рабочем месте, включая анализ результатов проверки, должно осуществляться с участием работников в установленном порядке.
Анализ эффективности СУОТ руководством 1. При анализе эффективности СУОТ руководство: - оценивает общую стратегию СУОТ для определения достижимости запланированных целей деятельности; - оценивает способность СУОТ удовлетворять общим потребностям организации и ее заинтересованных сторон, включая работников и органы управления, надзора и контроля; - оценивает необходимость изменения СУОТ, включая политику и цели по охране труда; - определяет, какие действия необходимы для своевременного устранения недостатков, включая изменение других сторон управленческой структуры организации и измерение эффективности результатов; - обеспечивает обратную связь, включая определение приоритетов, в целях рационального планирования и непрерывного совершенствования; - оценивает прогресс в достижении целей организации по охране труда и своевременности корректирующих действий; - оценивает эффективность действий, намеченных руководством при предыдущих анализах эффективности СУОТ. 2. Частоту и масштаб периодических анализов эффективности СУОТ работодателем или лицом, обладающим наибольшей ответственностью, следует определять в соответствии с необходимостью и условиями деятельности организации. 3. Анализ функционирования СУОТ руководством должен учитывать: - результаты расследования связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов, наблюдения и измерения результатов деятельности и проверок; - дополнительные внутренние и внешние факторы, а также изменения, включая организационные, которые могут влиять на СУОТ. 4. Выводы из анализа функционирования СУОТ руководством должны быть документально зафиксированы и официально доведены до сведения: - лиц, ответственных за конкретный(е) элемент(ы) СУОТ для принятия соответствующих мер; - комитета (комиссии) по охране труда, работников и их представителей.
Действия по совершенствованию
Предупреждающие и корректирующие действия Следует устанавливать и своевременно корректировать мероприятия по проведению предупреждающих и корректирующих действий, являющихся следствием наблюдения и оценки результативности СУОТ, проверок СУОТ и анализа эффективности СУОТ руководством. Эти мероприятия должны включать: - определение и анализ первопричин любого несоблюдения правил по охране труда и (или) мероприятий СУОТ; - инициирование, планирование, реализацию, проверку эффективности и документального оформления корректирующих и предупреждающих действий, включая внесение изменений в саму СУОТ. Если оценка СУОТ или другие источники показывают, что предупреждающие и защитные меры от опасных и вредных производственных факторов и рисков неэффективны или могут стать таковыми, то соответствующие обстоятельствам другие меры, согласно принятой иерархии предупредительных и регулирующих мер, должны быть своевременно предусмотрены, полностью выполнены и документально оформлены.
Непрерывное совершенствование Следует устанавливать и своевременно выполнять мероприятия по непрерывному совершенствованию соответствующих элементов СУОТ и СУОТ в целом. Эти мероприятия должны учитывать: - цели организации по охране труда; - результаты идентификации и оценки опасных и вредных производственных факторов и рисков; - результаты контроля за исполнением и оценки результативности исполнения; - расследования связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов, результаты и рекомендации проверок/аудитов; - выходные данные (выводы) анализа управления СУОТ руководством; - предложения по совершенствованию, поступающие от всех членов организации, включая комитеты (комиссии) по охране труда там, где они существуют; - изменения в национальных законах и иных нормативных правовых актах, программах по охране труда, а также коллективных соглашениях; - новую информацию в области охраны труда; - результаты выполнения программ защиты и поддержки здоровья. Процессы выполнения организацией требований обеспечения безопасности и охраны здоровья сравнивают с достижениями других организаций в целях совершенствования деятельности по охране здоровья и обеспечению безопасности.
Источник: «Охрана труда и пожарная безопасность в учреждениях здравоохранения» [1] Введен в действие с 1 марта 2017 года приказом Росстандарта от 09.06.2016 N 601-ст. [2] Подробно о ГОСТ 12.0.230.1- [3] Введен в действие с 1 марта 2017 года приказом Росстандарта от 09.06.2016 N 603-ст. Более подробно об этом стандарте см. в статье «Критерии и рекомендации по оценке СУОТ в организации», опубликованной в № 1/2017 нашего журнала. – Прим. ред. [4] Компетентность по охране труда включает образование, опыт работы и подготовку либо их сочетание. [5] Записи данных - общепринятое в практике системного управления наименование документов, фиксирующих прошедшие события и факты. В охране труда эти данные нужны при расследовании. | |
Категория: Охрана труда в медицинских организациях | Добавил: zdrav1 (01.09.2017) | |
Просмотров: 1236 | |
Всего комментариев: 0 | |