Основы европейской политики охраны общественного здоровья (часть 1) - Зарубежный опыт - Каталог статей - Управление здравоохранением
Главная » Статьи » Зарубежный опыт

Основы европейской политики охраны общественного здоровья (часть 1)

Источник: журнал «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения».

Мы уже сообщали, что государства Европейского региона ВОЗ утвердили политику «Здоровье-2020». Что мы можем взять полезного из этого стратегического документа? Применимы ли европейские подходы в области охраны здоровья в нашей стране? Возможно, ответы на эти вопросы Вы сможете найти в настоящей публикации.

 

Государства Европейского региона ВОЗ в сентябре 2012 г. единодушно утвердили политику «Здоровье-2020», изложенную в двух документах[1]. Из них политические деятели и ведущие руководители, занимающиеся вопросами реализации практических стратегий в области здравоохранения, могут почерпнуть ключевые ценности и научно обоснованные стратегические рекомендации, необходимые для претворения в реальную жизнь подходов «Здоровье-2020». Развернутая версия под названием ««Здоровье-2020»: основы политики и стратегия» содержит более детальные сведения, касающиеся фактической аргументации и практической работы по проблемам здоровья и благополучия. Она предназначена для специалистов, занимающихся вопросами формирования политики и ее реализации на оперативных уровнях. Она также призвана служить ценным ресурсом для активистов, отстаивающих интересы охраны здоровья, а также научных и практических работников, которые нуждаются в более детальных сведениях для формулирования рекомендаций для действий в относительно краткосрочном плане. Более того, планируется, что эта развернутая версия станет постоянно обновляемым пособием, указывающим на изменения фактических данных и практики с пользой для всех, кто вовлечен в процессы разработки и реализации политики – как в здравоохранении, так и в других секторах.

Для того чтобы собрать воедино все наилучшие объективные данные, Европейское региональное бюро ВОЗ активно сотрудничало с сотнями организаторов здравоохранения, экономистов и других экспертов по широкому кругу академических дисциплин из различных стран Европейского региона и за его пределами. Этим специалистам было предложено не просто описать проблемы, но, что немаловажно, показать на фактических данных, какие методы и подходы «работают», а какие нет при решении сегодняшних нелегких задач в области здравоохранения в различных странах Европейского региона. В центре внимания политики – стремление добиться того, чтобы достижения в плане общего улучшения показателей здоровья, достигнутые в масштабе Европейского региона за последние десятилетия, были в более равной степени распределены между всеми людьми.

В разработке данной научно обоснованной концепции были использованы результаты ряда недавно выполненных заказных исследований – по таким вопросам, как пути сокращения несправедливых различий, социальные детерминанты здоровья, механизмы стратегического руководства, экономические аспекты профилактики болезней и укрепления здоровья. Благодаря этому, основы политики «Здоровье-2020» стали уникальным средоточием наилучших имеющихся фактических данных в области политики общественного здравоохранения.

В консультативном процессе по политике «Здоровье-2020» приняли участие руководящие органы Европейского регионе ВОЗ, прежде всего Европейский региональный комитет ВОЗ. Принятие этой политики на сессии Регионального комитета в сентябре 2012 г. стало важной вехой в деле улучшения здоровья в масштабе Региона. В консультациях также участвовали государства-члены Региона – различными путями, с использованием своих многоуровневых механизмов государственного руководства и с привлечением профессиональных и общественных кругов. Важная роль в консультативном процессе принадлежала гражданскому обществу, а также сетям ВОЗ, включая «Здоровые города» и «Регионы за здоровье». «Здоровье-2020» четко указывает на горизонтальный, коллективный и сетевой характер современного стратегического руководства в интересах здоровья, и поэтому принимались все меры к тому, чтобы с максимальной полнотой отразить эти принципы в процессе разработки данной политики.

Наша неизменная цель – дать научное обоснование для действий: увлечь и воодушевить всех тех, чье активное участие необходимо сегодня и в будущем. В этом плане предлагаемые основы политики содержат анализ как проблем, так и возможностей и призваны служить инструментом для определения дальнейших путей развития. Слишком часто в разных странах Региона имеющиеся возможности остаются нереализованными, высказываются опасения, что развивающийся экономический кризис создает серьезную угрозу для современных достижений в области общественного здравоохранения. Мы по-прежнему вкладываем слишком мало ресурсов в укрепление здоровья и профилактику болезней по сравнению с лечебной помощью. Политика «Здоровье-2020» настойчиво призывает к изменению этого баланса в пользу вмешательств, направленных на первичные, причинные факторы, с тем чтобы предупредить последующее развитие социального и экономического бремени, связанного с поздними стадиями болезней и с инвалидностью.

Политика «Здоровье-2020» включает следующие ключевые положения и задачи:

- новые подходы коллективного лидерства в целях объединения усилий различных партнеров и мобилизации широкой политической и общественной поддержки делу охраны и улучшения здоровья людей;

- систематический анализ новых функций и возможностей лидерства для более эффективного налаживания прочных контактов с другими действующими субъектами как в системе государственного управления, так и вне ее, в целях коллективной выработки общих решений;

- пути формулирования экономической аргументации в пользу инвестирования в охрану здоровья, включая объективное обоснование полезности и эффективные подходы к реализации принципа учета интересов здоровья в политике всех секторов;

- пути расширения прав и возможностей граждан и пациентов в качестве ключевых условий для улучшения показателей здоровья, функционирования систем здравоохранения и повышения удовлетворенности качеством услуг;

- эффективные пути использования возможностей, в том числе новых технологий, для сетевого общения, партнерства и коммуникации;

- общий региональный механизм для обеспечения и поддержания единства и согласованности высказываемых положений в пределах сообщества охраны здоровья;

- выявление пробелов в знаниях и определение приоритетных направлений научных исследований;

- создание постоянно действующей платформы коммуникации для обмена практическим опытом среди руководителей, определяющих политику, и поборников общественного здравоохранения в масштабе Региона;

- пристальное внимание к вопросам здоровья и благополучия как важных факторов социально-экономического развития.

Региональное бюро будет всемерно поддерживать процесс адаптации подходов, заложенных в политике «Здоровье-2020», на уровне стран по следующим направлениям:

- оказание помощи в анализе медико-санитарной ситуации в странах, вы явление ресурсов и потребностей, а также предоставление рекомендаций по приоритетам политики, путям ее внедрения и оценке эффективности;

- активное содействие, на уровне президентов, премьер-министров и всех секторов и заинтересованных деятелей в странах, созданию механизмов для внедрения общегосударственного подхода, принципа участия всего общества и мониторинга прогресса;

- по мере необходимости и наличия запросов, помощь в наращивании институционально-кадрового потенциала в области лидерства, стратегического руководства, вовлечения партнеров и коммуникации.

«Здоровье-2020» – это политика ВОЗ и, вместе с тем, политика для всех. В ее основе лежит многолетний глобальный и региональный опыт формирования стратегических основ, и она полностью согласована с процессом реформы ВОЗ. Региональное бюро будет активно продвигать и поддерживать ее внедрение в государствах-членах. Однако, опираясь лишь на свои силы, ВОЗ не сможет добиться того, чтобы основы этой политики стали краеугольным камнем здравоохранения в интересах улучшения здоровья и повышения уровня благополучия – для этого необходимо участие многочисленных партнеров, к сотрудничеству с которыми ВОЗ будет стремиться. Совместными усилиями мы сможем обеспечить более полное соответствие проводимой политики и стратегического руководства современным потребностям в области здравоохранения, во имя здоровья и благополучия нынешнего и будущих поколений.

Все 53 государства-члена Европейского региона ВОЗ приняли единодушное решение о создании новых общих основ политики – «Здоровье-2020». Их общие цели заключаются в том, чтобы «...значительно улучшить здоровье и повысить уровень благополучия населения, сократить неравенства в отношении здоровья, укрепить общественное здравоохранение и обеспечить наличие устойчивых систем здравоохранения, ориентированных на нужды людей и характеризующихся высоким качеством помощи и соблюдением принципов всеобщего охвата населения, социальной справедливости и устойчивости.

 

В основах политики «Здоровье-2020» учитывается разнообразие стран Региона

Основы политики «Здоровье-2020» обращены к различным аудиториям – как в государственных органах, так и вне их – воодушевляя их и предлагая оптимальные пути для решения комплексных задач охраны здоровья в XXI веке. В этих новых основах политики и стратегии определены два главных стратегических направления и соответствующие им четыре стратегические приоритетные области действий. Опираясь на опыт реализации предшествующих стратегий «Здоровье для всех», они обеспечивают направляющее руководство для деятельности как государств-членов, так и Европейского регионального бюро ВОЗ.

 

Здоровье – это важнейший общественный ресурс и ценное достояние

Хорошее здоровье людей выгодно всем секторам и всему обществу – это важнейший ресурс. Здоровье и благополучие необходимы для экономического и социального развития и имеют важнейшее значение в жизни каждого человека, семьи и сообщества. Нездоровье ведет к утрате жизненного потенциала, приводит к отчаянию и истощению ресурсов во всех секторах. Наличие у людей возможностей для контроля за своим здоровьем и его детерминантами способствует развитию сообществ и улучшению здоровья людей. Без активного участия самих людей многие возможности для укрепления и защиты их здоровья утрачиваются. Это делает необходимым использование моделей сотрудничества, основанных на общих приоритетах с другими секторами (например, качество образования, социальная интеграция и сплоченность, тендерное равенство, сокращение масштабов нищеты, а также жизнестойкость и благосостояние общества). Действия, направленные на детерминанты здоровья, представляющие собой показатели деятельности этих секторов, приводят к получению дополнительных социальных благ и соответствующих экономических преимуществ.

Справедливый доступ к образованию, хорошей работе, наличие благоустроенного жилья и достойный уровень дохода – все это способствует поддержанию здоровья. Хорошее состояние здоровья способствует повышению производительности труда и эффективности трудовых ресурсов, более здоровому старению и сокращению расходов на пособия в связи с потерей трудоспособности и на социальную помощь. Наиболее надежный путь для обеспечения здоровья и благополучия населения – совместная работа всех секторов государства, направленная на социальные и индивидуальные детерминанты здоровья. Хорошее состояние здоровье может способствовать экономическому подъему и развитию.

 

Эффективность здравоохранения и экономическая эффективность взаимосвязаны

В целом, в Европейском регионе ВОЗ за последние десятилетия произошло значительное улучшение состояния здоровья населения, однако это было достигнуто не везде и не для всех в одинаковой степени. Многие группы и географические регионы остались позади, и во многих случаях по мере снижения экономического роста разрывы по показателям здоровья углубляются как между странами, так и в пределах самих стран.

Изменение характеристик заболеваемости, демографии и миграции может существенно затормозить прогресс в области здравоохранения и благосостояния, если оставить этот вопрос без внимания. Экспоненциальный рост хронической заболеваемости и психических расстройств, недостаточный уровень социальной сплоченности, экологические угрозы и финансовая неопределенность еще больше затрудняют работу по улучшению здоровья и угрожают устойчивости систем здравоохранения и социального обеспечения.

Трудности, с которыми сталкиваются правительства в связи с расходами на здравоохранение, сегодня больше, чем когда-либо ранее. Во многих странах как никогда велика доля государственного бюджета, расходуемая на здравоохранение, при этом расходы на медико-санитарную помощь растут быстрее, чем национальный доход. Однако данные во многих странах указывают на отсутствие корреляции между расходами и конечными результатами в отношении здоровья. Многие системы оказываются не в состоянии сдерживать расходы в условиях, когда финансовое давление на секторы здравоохранения и социального обеспечения все больше затрудняет поддержание должного баланса в интересах охраны здоровья. Многие статьи расходов увеличиваются также под влиянием роста предложения со стороны поставщиков; речь идет о новых методах лечения и технологиях и о том, что люди все в большей мере ожидают защиты от рисков для здоровья и доступа к высококачественным услугам здравоохранения.

Благодаря принятию эффективных стратегий можно получить реальную пользу для здоровья людей при умеренных расходах и в условиях ограниченности ресурсов. Растущий объем научных данных об экономических аспектах профилактики заболеваний демонстрирует возможности сдерживания расходов на здравоохранение – но только при условии одновременного сокращения неравенств в отношении здоровья по всему социальному градиенту и оказания поддержки людям, которые находятся в наиболее уязвимом положении. В настоящее время правительства расходуют лишь незначительную долю бюджета здравоохранения на профилактику болезней – около 3% в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Во многих странах бюджеты и стратегии вне сектора здравоохранения в настоящее время не уделяют должного внимания вопросам охраны здоровья или обеспечения справедливости. С другой стороны, социальные и технические достижения, особенно в области информации, коммуникации и средств социального общения, открывают новые важные возможности для улучшения показателей здоровья. Расходы можно сократить путем эффективного использования ресурсов в самом секторе здравоохранения.

Документ «Здоровье-2020» состоит из трех частей:

Часть 1. «Здоровье-2020»: придание нового импульса мерам по обеспечению охраны здоровья и благополучия – общая ситуация и движущие силы

Часть 2. «Здоровье-2020»: применение научно обоснованных стратегий, дающих положительные результаты, и ключевые заинтересованные стороны

Часть 3. «Здоровье-2020»: повышение эффективности реализации – требования, подходы и непрерывное обучение.

 

Часть 1. «Здоровье-2020»: придание нового импульса мерам по обеспечению охраны здоровья и благополучия – общая ситуация и движущие силы

 

В данном разделе рассматриваются цели, на достижение которых направлена политика «Здоровье-2020», а также общие условия и детерминанты, определяющие сегодня уровень здоровья и благополучия, и некоторые социальные, технические и экономические движущие силы, тенденции и благоприятные возможности.

Здоровье и благополучие являются общественным благом и ценным достоянием для человеческого развития и имеют важнейшее значение в жизни каждого человека, семей и сообществ. Хорошее состояние здоровья отдельного человека – это динамическое состояние физического, душевного и социального благополучия. Это намного больше, чем просто отсутствие болезней или недугов. Для сообществ хорошее здоровье – это ресурс и потенциал, позволяющий построить сильное, динамично развивающееся общество, в котором раскрываются творческие способности людей. Здоровье и благополучие включают в себя физические, когнитивные, эмоциональные и социальные аспекты. На них влияет целый спектр биомедицинских, психологических, социальных, экономических и экологических факторов, которые различным образом взаимосвязаны на разных этапах жизни людей.

В последние десятилетия состояние здоровья населения в Европейском регионе ВОЗ значительно улучшилось. Получены новые знания, касающиеся детерминантов здоровья, в сочетании с лучшим пониманием механизмов, посредством которых распределение ресурсов и возможности самоопределения внутри общества влияют на здоровье и неравенства в отношении здоровья и обуславливают их.

Показатели здравоохранительной деятельности и экономические показатели стали взаимосвязанными. Являясь одним из крупнейших экономических секторов во всех странах со средним и высоким уровнями дохода, сектор здравоохранения нуждается в более эффективном управлении его ресурсами. Это имеет важное значение не только в связи с тем, как сектор здравоохранения влияет на здоровье людей, но также с учетом его значимости для экономики отдельных стран и международной экономики. Это один из крупнейших работодателей, это и сектор-потребитель. Сектор здравоохранения также играет важнейшую роль в области научных исследований и инноваций, и он все в большей степени становится одним из секторов, где происходит конкурентная борьба за людские ресурсы, идеи и продукцию в международном масштабе. Его значимость будет продолжать возрастать, и при этом будет усиливаться уровень его ответственности за внесение вклада в достижение более широких целей общества, включая поддержку мер, призванных оказать положительное воздействие на более широкие детерминанты здоровья, и ведение деятельности, являющейся примером для других.

Начиная с 1990 г. Организация Объединенных Наций (ООН) регулярно оценивает благополучие стран при помощи «индекса развития человеческого потенциала», чтобы «переместить акцент экономики развития с учета национального дохода на стратегии, ориентированные на людей». Начиная с Доклада о развитии человека 2010 г., в индекс человеческого развития стали входить три аспекта долгой и здоровой жизни:

- ожидаемая продолжительность жизни при рождении;

- доступ к знаниям, среднее число лет обучения и ожидаемое число лет обучения;

- достойный уровень жизни, определяемый валовым национальным доходом на душу населения (скорректированным с учетом паритета покупательной способности).

Идея создания социального богатства и обеспечения социального роста вместо направления всех усилий лишь на экономический рост (измеряемого лишь показателями валового национального дохода) уже на протяжении ряда лет стоит в повестке дня международного сообщества. Проведенные в последние годы научные исследования показали, что беспрецедентное экономическое процветание, достигнутое в последние 35 лет, отнюдь не всегда и не всем дает возможность чувствовать себя лучше или счастливее как личностям или как сообществам людей. Объем производства материальных благ в последние десятилетия во многих странах вырос, однако уровни субъективного ощущения благополучия и счастья остались прежними, а неравенство увеличилось.

Само благополучие все чаще становится предметом исследования. Оно фигурирует уже в определении здоровья, которое дала ВОЗ в 1948 г., хотя в своих докладах о состоянии здоровья населения ВОЗ обычно уделяет основное внимание показателям смертности, заболеваемости и инвалидности, что отчасти объясняется большей легкостью получения информации по этим показателям. Однако сегодня стратегии обеспечения благополучия населения рассматриваются как одно из возможных направлений для переориентации целей государственной политики в XXI веке. Принятый в политике «Здоровье-2020» целостный подход к здоровью, где основное внимание уделяется потребностям здоровых людей и предлагаются пути мониторинга целевых показателей здоровья в странах Европы, делает исследование вопроса о том, как можно определить и оценить благополучие в контексте здоровья, жизненно важной задачей.

В данной области предпринимаются многочисленные инициативы на международном уровне и на уровне стран, наблюдается рост объемов аналитических исследований, вырабатываются новые знания и приобретается опыт. Например, «Инициатива за лучшую жизнь» ОЭСР направлена на изучение благополучия как в настоящее время (качество жизни и материальные условия жизни), так и в будущем (с точки зрения устойчивости). Проводятся научные исследования в странах Европейского союза (ЕС): проект COURAGE («Совместное исследование проблем старения в Европе») представляет собой исследование, направленное на оценку состояния здоровья и показателей, связанных со здоровьем, у стареющего населения. Базирующаяся в Австралии «Международная группа по изучению благополучия» показала, что использование данных со слов респондентов о субъективном ощущении благополучия дает аналогичные результаты, например в обследованиях индекса благополучия организации Australian Unity. В свою очередь, ВОЗ, стремясь внести свой вклад в эту область публикаций и практического опыта, в настоящее время разрабатывает каталог существующих инициатив и заказывает проведение аналитических работ с целью выработки определения благополучия, его областей, показателей и целевых параметров, а также вариантов форм продолжения этой работы.

Складывается единое мнение о том, что самыми важными характеристиками всеобъемлющей модели оценки благополучия являются ее многомерность и сочетание субъективных и объективных критериев. Для того чтобы благополучие было принято в качестве одной из целей государственной политики и стратегий, нужно, чтобы оно было измеримым. Евростат подчеркивает, что в деле выработки политики очень важно работать с такой моделью благополучия, которая охватывает «все аспекты благополучия, включая критерии конечных результатов, личностные характеристики, факторы внешнего„контекста" и меры того, что люди обычно „делают" с этими характеристиками и „общественными" условиями».

 

Ценности, лежащие в основе политики «Здоровье-2020»

Политика «Здоровье-2020» базируется на ценностях, заложенных в Уставе ВОЗ, которыми являются обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья и здоровье как одно из прав человека. Эти ценности выражены в Уставе следующим образом: «Обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав всякого человека...». Этот тезис получает все большее признание в качестве ключевого для охраны здоровья населения и является неотъемлемым элементом подхода к стратегическому руководству.

К числу более конкретных ценностей политики «Здоровье-2020» относятся безусловное признание и практическое соблюдение права человека на здоровье и принципов солидарности, справедливости и устойчивости. Эти ценности включают ряд других положений, имеющих важное значение в Европейском регионе, а именно: всеобщий доступ, социальная справедливость, право на участие в принятии решений, защита человеческого достоинства, автономность, отсутствие дискриминации, прозрачность и подотчетность.

Важно отметить, что право на здоровье означает, что государство должно создавать такие условия, при которых каждый может обладать максимально возможным уровнем здоровья. Диапазон таких действий широк – от обеспечения наличия, приемлемости по стоимости и физической доступности услуг здравоохранения до мер, принимаемых в общественном здравоохранении с целью обеспечения здоровых и безопасных условий труда, адекватного жилья и полноценного питания и других условий для охраны и укрепления здоровья. Граждане, в свою очередь, должны понимать ценность своего здоровья и активно способствовать укреплению здоровья во всем обществе.

Подход к охране здоровья с позиции соблюдения прав человека представляет собой принцип стратегического руководства, которое направлено на реализацию права на здоровье и других прав, связанных со здоровьем, на основе ответственности всего общества и всей системы государственного управления на всех уровнях. Общее понимание подхода с позиции соблюдения прав человека на уровне Организации Объединенных Наций было согласовано в 2003 г., а в 2005 г. на Всемирном саммите государства-члены ООН единогласно приняли решение интегрировать права человека в свою национальную политику. При выработке политики здравоохранения необходимо руководствоваться нормами прав человека, включая искоренение всех форм дискриминации и придание тендерным вопросам приоритетности во всех стратегиях и решениях.

Основную ответственность за защиту и обеспечение соблюдения права на здоровье несет государство. Все государства-члены Европейского региона ВОЗ обязались в международных договорах поддерживать, защищать, уважать и соблюдать право на здоровье. В Европейском регионе особое значение для соблюдения права на здоровье имеют два правовых инструмента - Европейская социальная хартия, принятая под эгидой Совета Европы, и Хартия Европейского союза об основных правах, являющаяся частью Лиссабонского договора. Договорные органы на международном и региональном уровне осуществляют регулярный контроль за соблюдением этих обязательств, принятых государствами. Для мониторинга соблюдения государствами прав, связанных со здоровьем, назначаются также независимые международные эксперты, такие как Специальный докладчик ООН по вопросам права на здоровье и Комиссар Совета Европы по правам человека.

Стержнем системы прав человека является признание того, что они являются всеобщими, что каждый человек имеет право на равное к нему отношение и уважение его достоинства и что все права человека взаимосвязаны, взаимозависимы и неделимы. При подходе к охране здоровья с позиций соблюдения прав человека особый акцент делается не только на цели и конечные результаты, но и на процессы. Нормы и принципы прав человека – такие как участие в жизни общества, равенство, недопустимость дискриминации, прозрачность и подотчетность – должны быть интегрированы во все этапы процесса разработки программ в области здравоохранения, и ими необходимо руководствоваться при формировании политики в этой области.

Одним из требований, предусматриваемых подходом с позиции прав человека, является обеспечение тендерного равенства как нормы прав человека и использование для этого стратегии придания тендерным вопросам приоритетности во всех направлениях политики и решениях, усиливая таким образом соблюдение принципов равенства, участия в жизни общества и недопустимости дискриминации. Для того чтобы система здравоохранения адекватно реагировала на проблемы, создаваемые тендерным неравенством, она должны быть построена таким образом, чтобы с самого начала учитывать тендерные нормы, роли и отношения. Для реализации прав человека важнейшее значение имеют такие методы, как тендерный анализ.

Политика и практика охраны здоровья основываются на социальных ценностях. Ценности – как явные, так и подразумеваемые – формируются и выстраиваются, исходя из конкретных условий. В свою очередь, ценности определяют, как формируются те или иные концепции, как и какие фактические данные генерируются и как цели в области политики формулируются и переводятся в практическое русло через процесс принятия решений и реальные действия. В демократических политических системах совершенно нормально, когда идут дискуссии и даже возникают разногласия, открытые или скрытые, относительно ценностей. Обычно ценности сопоставляются с другими насущными проблемами или друг с другом и между ними достигается определенный компромисс. Такие компромиссные решения часто наблюдаются в процессах выработки политики здравоохранения и установления приоритетов, и это отчасти объясняется тем, что охрана здоровья и его детерминанты представляют собой столь сложный круг вопросов, где пересекаются многие интересы государства, гражданского общества и рынка. Вот почему, когда закладываются основы политики здравоохранения, важно с самого начала прояснить все вопросы, связанные с основополагающими ценностями, и организовать процесс, в ходе которого эти ценности получают поддержку, а затем сохраняются как при формулировании, так и при реализации политики.

У общества и у граждан имеется много целей. Для достижения более высокого уровня здоровья и благополучия необходимо, чтобы между существующими в обществе интересами и партнерами было согласие, но в то же время и здоровье в равной мере может и должно способствовать достижению целей и стремлений других секторов. Путь к здоровью не является улицей с односторонним движением, но без здоровья шансы на достижение других целей существенно уменьшаются.

 

Социальная справедливость в отношении здоровья

Социальная справедливость в отношении здоровья – это этический принцип, тесно связанный с нормами прав человека, в котором главное место занимает распределение ресурсов и другие процессы, способные создавать устранимые неравенства. Это концепция социального равноправия. Неравенства в отношении здоровья – это систематические неравенства, которые могут считаться несправедливыми или неоправданными. Обеспечение социальной справедливости в отношении здоровья означает сведение к минимуму неравенств в вопросах здоровья и в основных его детерминантах.

Неравенства в отношении здоровья, которые устранимы путем принятия разумных мер, являются неоправданными – в связи с этим для описания социальной цели используется термин «справедливость в отношении здоровья». Здоровье имеет высокую ценность для отдельных лиц и общества в целом. Следует разработать практические меры, направленные на сокращение неравенств в отношении здоровья, и придать им приоритетную значимость. Во многих областях моральные и экономические аргументы в пользу действий неотделимы друг от друга. Инвестиции в меры, направленные на развитие и обучение детей раннего возраста, могут отвечать требованиям как эффективности, так и обеспечения справедливости.

Право на здоровье дополняет концепцию социальной справедливости в отношении здоровья: оно подразумевает, что эталоном для оценки и сопоставления уровней социальной справедливости должна быть та группа населения, у которой имеются оптимальные условия для поддержания здоровья. Решающее значение для наполнения содержанием концепции права на здоровье и для руководства выполнением обязательств государства имеют научные исследования и анализ в области социальной справедливости в отношении здоровья. Тендерная справедливость в вопросах здоровья означает процесс обеспечения справедливого отношения к женщинам и мужчинам с целью уменьшения несправедливых и устранимых неравенств между ними сточки зрения состояния здоровья, доступа к услугам здравоохранения и их вклада в охрану здоровья.

 

Совместные действия

Откуда приходят здоровье и благополучие? Какие усилия нужно приложить, чтобы достичь этих состояний человека, имеющих универсальную ценность? Сегодня у нас намного больше возможностей дать ответ на эти вопросы. Здоровье и благополучие отражают взаимные влияния и взаимодействия между отдельными людьми, группами населения и обществом, растягивающиеся на большие отрезки времени и целые поколения. Основное внимание в Европейском обзоре социальных детерминант и различий по показателям здоровья (далее «Обзор»), который основывается на результатах предыдущих анализов и развивает их далее, уделяется последствиям экономических, социальных, политических и культурных процессов для обеспечения справедливости и тому, как они сочетаются и взаимно усиливают друг друга, приводя к возникновению различного рода факторов уязвимости и социальной изоляции.

Уязвимость в отношении здоровья является следствием различных процессов социального отчуждения, связанных с несоблюдением принципа справедливости в отношении власти, денег и других ресурсов, а также жизненных возможностей. В данном Обзоре рассматриваются процессы, такие как лишение возможностей получения качественного образования, хороших условий жизни и работы, в результате которых люди становятся уязвимы к последующему воздействию неблагоприятных факторов и развитию нарушений здоровья.

Сегодня эти социально-экономические последствия понимаются намного лучше, чем прежде. Совокупность переживаемых состояний здоровья и нездоровья можно разбить на категории в зависимости от социально-экономических условий, а ключевые детерминанты несправедливости в отношении здоровья кроются в ядовитой смеси несовершенных социальных стратегий и программ, низких уровней образования и несправедливых экономических условий. Уязвимость является следствием процессов отторжения, связанных с неравенством в отношении власти, образования, денег и ресурсов и с условиями, в которых рождаются, растут, живут, работают и старятся женщины и мужчины, что в совокупности представляет собой социальные детерминанты здоровья. Эти процессы действуют по-разному внутри всего общества, создают континуум включения в жизнь общества или исключения из нее и систематически поддерживают социальный градиент здоровья. Этот градиент возрастает пропорционально уровню депривации, а не является просто линейным.

Иными словами, чем ниже социальное положение человека, тем хуже его или ее состояние здоровья. Люди в наиболее неблагополучных группах и сообществах, которые подвержены воздействию различного рода процессов социального отчуждения, характеризуются намного более худшим состоянием здоровья, чем лица, испытывающие воздействие какого-либо одного процесса или относящиеся к более благополучной социальной группе. Это может указывать на то, что градиент возрастает пропорционально уровню депривации, а не является просто линейным. Кроме того, в некоторых обществах неблагополучные группы населения могут составлять большинство, а не являться меньшинством, подвергающимся изоляции. Проявления несправедливости накапливаются на протяжении всей жизни и часто передаются из поколения в поколение, приводя к устойчивой нехватке потенциала здоровья и развития у семей и целых сообществ. Процессы отчуждения создают препятствия для высвобождения и усиления индивидуального и коллективного потенциала. Когда такие группы, как мигранты, люди с ограниченными возможностями и лица преклонного возраста, подвергаются воздействию множества процессов исключения из жизни общества, они становятся особенно уязвимыми, и такая уязвимость пускает глубокие корни.

У отдельных лиц, местных сообществ и стран могут быть активные стратегии социальной адаптации, позволяющие им создавать хорошие условия для расцвета здоровья и благополучия. Эти стратегии строятся на культурных ресурсах и широком спектре позитивных социальных и экологических факторов, и их необходимо всячески оберегать и развивать. Акцент при этом делается на устойчивость к негативным внешним воздействиям и ресурсы, которые защищают от вреда, а также на ослабление или изменение процессов отчуждения. Под ресурсами здоровья понимаются любые факторы (или ресурсы), которые способствуют повышению способности сохранять и поддерживать здоровье и благополучие. Подходы, в основу которых положена мобилизация ресурсов, дают возможность задействовать и развивать защитные факторы, создающие условия для достижения и поддержания хорошего здоровья и благополучия на уровне отдельного человека, группы или всего сообщества. Эти факторы, таким образом, действуют как защитный буфер от жизненных стрессов и позволяют максимально расширить возможности для обеспечения здоровья и благополучия. Они связаны с возможностями отдельных людей и сообществ обеспечивать контроль за своей жизнью, а также с тем, в какой степени их права и возможности позволяют осуществлять такой контроль.

 

Возникающие движущие силы, демография и эпидемиология, а также социальные, технические и экономические аргументы в пользу необходимости действовать

Несмотря на реальное улучшение состояния здоровья населения в странах Европейского региона, трудности, которые задача охраны здоровья создает для правительств, стали больше, чем когда-либо ранее. Люди сегодня рассчитывают на то, что их защитят от угроз здоровью – таких как нездоровые условия окружающей среды или продукты – и что им будет обеспечен доступ к высококачественной медико-санитарной помощи на всех этапах жизни. Однако финансовое давление на системы здравоохранения и социального обеспечения все больше затрудняет принятие мер, отвечающих этим ожиданиям. Во многих странах доля расходов на здравоохранение в государственном бюджете никогда еще не была столь велика, как сегодня, а затраты на медико-санитарную помощь растут быстрее, чем валовой национальный продукт (ВНП). Любая реформа здравоохранения неизбежно вступает в противоречие с глубоко укоренившимися экономическими и политическими интересами, а также с социально-культурными процессами. Задача обеспечения здравоохранения необходимыми ресурсами весьма сложна, и министры здравоохранения в одиночку решить ее не могут, тем более в условиях экономического кризиса.

Рост издержек на медико-санитарную помощь может затормозить развитие правильно выбранных стратегий и технологий. По мере того, как возрастает доля сектора здравоохранения в ВНП и его экономический вес, растет и его ответственность перед другими секторами и перед всем обществом.

Хотя издержки и растут, в результате взаимозависимости, быстрого улучшения возможностей связи, а также технических и медицинских инноваций созданы небывалые новые возможности для повышения уровня здоровья и улучшения качества медико-санитарной помощи. Технический потенциал, которым располагает здравоохранение для того, чтобы понять, предупредить, диагностировать и лечить болезнь, вырос чуть ли не в геометрической прогрессии. Резко возрос объем диагностических, терапевтических и хирургических вмешательств, равно как и медикаментозного лечения. Примерами преобразующего влияния новой информационной технологии являются электронное здравоохранение и телемедицина. На горизонте появляются нанотехнологии.

Накоплен также значительный объем новых знаний, касающихся сложной взаимосвязи между здоровьем и устойчивым развитием человеческого потенциала. Из сугубо затратного сектора, в котором доминируют врачи, каким воспринимается здравоохранение сегодня, оно должно превратиться в фактор, создающий важнейшее общественное благо, приносящий экономические выгоды, обеспечивающий безопасность страны и выполнение основных социальных задач. В настоящее время сложился широкий консенсус относительно того, что здоровье населения является решающим фактором социальной сплоченности и экономического роста и жизненно важным ресурсом развития человеческого потенциала и социального развития.

Однако ни одна страна не в состоянии решить проблемы охраны здоровья и благополучия в одиночку и не может без широкого сотрудничества сполна использовать потенциал инноваций. Охрана здоровья стала вопросом экономики и безопасности глобального значения. В мире, где всё взаимосвязано, страны должны действовать сообща, чтобы обеспечить здоровье своих граждан и стимулировать прогресс. Эти вопросы управления взаимозависимостью занимают все более важное место в повестке дня лиц, формирующих политику на глобальном уровне.

Требуются такие стратегии, которые направлены на обеспечение граждан и пациентов правами принятия решений, защиту их прав человека и реализацию законов, запрещающих дискриминацию. Это включает соблюдение права на здоровье и ставит вне закона дискриминацию по причине какого-либо заболевания или ограниченных возможностей. Жизненно важными условиями являются совместное принятие решений, автономия, независимость и контроль над собственным здоровьем и его детерминантами. Требуются сообщества, в которых люди, в том числе страдающие хроническими заболеваниями или имеющие ограниченные возможности, были обеспечены необходимыми структурами и ресурсами, позволяющими им полностью реализовывать свой потенциал и принимать полноценное участие в жизни общества. Еще одним требованием является доступ к знаниям и к мероприятиям по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, а также к услугам, в основе которых лежит уважительное общение между лицами, оказывающими помощь и получающими ее.

Все эти трудности и изменения знаменуют переход к новой парадигме. Кроме этого, все насущнее становится необходимость более рационально использовать ресурсы системы здравоохранения и повышать качество оказываемой помощи. Наконец, произошел важный сдвиг в роли медицинских работников и граждан. У последних сегодня гораздо более высокие ожидания относительно информации и участия в принятии решений о тех услугах, которые они получают. Следует также принимать во внимание проблему медикализации и нахождения оптимального баланса между ожиданиями общества и отдельных лиц, с одной стороны, и возрастающими возможностями системы здравоохранения, с другой.

Были разработаны новые важные соглашения и инструменты для решения общих задач в области здравоохранения, такие как Цели в области развития, сформулированные в Декларации тысячелетия ООН, пересмотренные Международные медико-санитарные правила и Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака. Эти новые формы оказывают большое влияние на региональном и национальном уровнях, и не вызывает сомнения, что будут разработаны новые инструменты такого рода.

Последние тридцать лет были в Европейском регионе временем бурных политических и социальных перемен, однако обеспечение здоровья для всех и важное значение первичной медико-санитарной помощи неизменно оставались ключевыми направляющими ценностями и принципами развития здравоохранения в Регионе. Именно на фундаменте этого опыта и строится политика «Здоровье-2020», в которой подробно излагаются подходы к организации процесса установления приоритетов вокруг общих целей и итоговых показателей здоровья и благополучия и которая побуждает к действию не только министров здравоохранения, но и глав правительств, а также другие секторы и другие заинтересованные стороны.

 

[1] Политика «Здоровье-2020» была утверждена в двух формах: документ для руководителей и разработчиков политики – «Основы европейской политики в поддержку действий всего государства и общества в интересах здоровья и благополучия», а также более детальная версия – «Здоровье-2020» – основы политики и стратегия». – Прим. ред.

Источник: журнал «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения» 2015/10

Другие статьи по теме
Категория: Зарубежный опыт | Добавил: zdrav1 (28.08.2017)
Просмотров: 1814
Всего комментариев: 0
Яндекс.Метрика