Организация контроля качества стоматологической помощи в Республике Беларусь - Зарубежный опыт - Каталог статей - Управление здравоохранением
Главная » Статьи » Зарубежный опыт

Организация контроля качества стоматологической помощи в Республике Беларусь

Источник: журнал «Главный врач».

Лебедев С.Н. Центр изучения проблем здравоохранения

В целях повышения качества и эффективности оказания стоматологической помощи в Республике Беларусь утверждено Положение о системе оценки и контроля качества стоматологической помощи[1].

 

Целью контроля качества стоматологической помощи является обеспечение качественной стоматологической помощью населения Республики Беларусь. Объектом контроля является стоматологическая помощь, представляющая собой комплекс профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, проводимых по определенным медицинским технологиям в соответствии с утвержденными протоколами (стандартами) обследования и лечения стоматологических больных.

Система оценки и контроля качества оказания стоматологической помощи включает:

- экспертную оценку качества оказания стоматологической помощи конкретному пациенту;

- анализ конкретных показателей, характеризующих качество стоматологической помощи;

- оценку состояния стоматологического здоровья в ключевых (возрастных) группах населения по методике, рекомендуемой ВОЗ;

- изучение удовлетворенности пациентов различными видами стоматологической помощи, оказанными в организации здравоохранения;

- выявление дефектов диагностики и лечения, врачебных ошибок, повлекших за собой ухудшение качества стоматологической помощи;

- принятие рациональных управленческих решений, направленных на улучшение качества стоматологической помощи, и контроль за их реализацией;

- подготовка рекомендаций по предупреждению врачебных ошибок и дефектов в работе.

 

Организация и порядок проведения контроля качества стоматологической помощи

Оценка и контроль качества стоматологической помощи осуществляются экспертным путем должностными лицами организаций здравоохранения и органов управления здравоохранения. При необходимости для проведения экспертизы могут привлекаться сотрудники высших учебных медицинских заведений, организаций здравоохранения республиканского подчинения.

В организациях здравоохранения контроль качества стоматологической помощи проводится на четырех уровнях:

1-й уровень - заведующие структурными отделениями (при отсутствии в организации здравоохранения специализированного стоматологического отделения - заведующие отделениями, в состав которых входят стоматологические кабинеты);

2-й уровень - заместители главных врачей по лечебной работе (при отсутствии данной должности в штатном расписании организации здравоохранения - главный врач);

3-й уровень - лечебно-контрольные комиссии организации здравоохранения;

4-й уровень - специалисты органов управления здравоохранения при комплексных, целевых и контрольных проверках организаций здравоохранения.

Экспертная оценка качества стоматологической помощи конкретному лицу проводится путем анализа амбулаторной карты стоматологического здоровья, при очном осмотре пациента на этапах лечения и протезирования с использованием статистического метода "случайной" выборки и "дневных срезов" работы врачей путем сопоставления проводимых лечебно-диагностических манипуляций с требованиями технологии их проведения и протоколами (стандартами) обследования и лечения стоматологических больных, учитывая особенности каждого данного случая.

Обязательному экспертному контролю подлежат:

- случаи, повлекшие осложнения после лечения;

- случаи с расхождением диагноза (поликлиники и стационара);

- случаи с удлиненными сроками лечения и протезирования;

- случаи, сопровождающиеся жалобами пациентов и / или их родственников.

Экспертная оценка 1-го уровня проводится в объеме не менее 5% законченных случаев[2] в течение месяца по структурному отделению и включает:

- изучение соблюдения врачами лечебно-диагностических мероприятий в соответствии с протоколами (стандартами) обследования и лечения стоматологических больных и медицинскими технологиями;

- выявление дефектов оказания стоматологической помощи и принятие мер по их ликвидации;

- контроль за качеством проведения врачами экспертизы временной нетрудоспособности больных стоматологического профиля;

- контроль за ведением врачами медицинской учетной документации, статистического учета и отчетности;

- определение уровня качества работы каждого врача отделения;

- определение уровня достижения запланированных показателей;

- оценку состояния стоматологического здоровья, проводимую путем анализа гигиенического состояния и интенсивности кариеса в ключевых группах населения (изучению подлежат результаты обследования детей в организованных коллективах и не менее 100 амбулаторных карт в квартал на приеме взрослого населения);

- обобщение результатов экспертизы и представление их на следующий уровень в виде протоколов экспертного контроля 1-й ступени.

На каждый случай экспертной оценки 1-й ступени заполняется "Карта экспертной оценки качества оказания стоматологической помощи" по:

- экспертизе амбулаторной карты стоматологического здоровья, по результатам которой рассчитывается показатель уровня качества диагностики и лечения (УКДЛ), принятый за 100%;

- экспертизе очного осмотра пациентов (проводится у врачей с уровнем качества лечения и диагностики (УКДЛ) ниже 70%). При этом результаты 2-х экспертиз суммируются и делятся на общее число случаев, подвергнутых экспертизе, с определением среднего процента УКДЛ по каждому врачу.

На 2-м уровне экспертной оценке подлежат все случаи, требующие служебного расследования, проводится выборочная экспертиза не менее 50 амбулаторных карт стоматологического здоровья ("законченных случаев") в течение квартала, а также:

- изучение степени удовлетворенности пациентов стоматологической помощью методом анкетирования с последующим анализом и принятием конкретных управленческих решений;

- выявление дефектов диагностики и лечения, экспертиза дефектных актов, рассмотрение жалоб пациентов и их родственников;

- изучение степени удовлетворенности врачей работой вспомогательных служб лечебного учреждения;

- анализ результатов контроля качества 1-го уровня и эффективности проводимых мероприятий по устранению и предупреждению дефектов в работе.

Результаты проведения экспертной оценки качества каждого конкретного случая на 2-м уровне заносятся в "Карту экспертной оценки качества оказания стоматологической помощи" (экспертиза амбулаторной карты стоматологического здоровья), выводится уровень качества лечения и диагностики, суммируется за месяц и оформляется протоколом с последующим рассмотрением итогов на медицинских советах и лечебно-контрольных комиссиях.

На 3-м уровне контроля качества стоматологической помощи проводится:

- анализ результатов экспертизы 1-го и 2-го уровня (оформляется протоколом);

- подготовка управленческих решений по улучшению качества оказания стоматологической помощи;

- информирование медицинского персонала лечебного учреждения по результатам экспертизы.

Периодичность заседаний лечебно-контрольных комиссий определяется главным врачом организации здравоохранения.

Изучение удовлетворенности пациентов оказанием стоматологической помощи проводится методом анкетирования в каждой организации здравоохранения.

Для оценки качества стоматологической помощи анализируются следующие показатели:

- среднее число посещений на один запломбированный зуб;

- процент неосложненного кариеса от общего числа зарегистрированных заболеваний твердых тканей зубов (количества вылеченных зубов (не менее 50% неосложненного кариеса, не более 30% осложненного кариеса);

- процент удаленных постоянных зубов от всех посещений на лечебном приеме (терапевтическом и хирургическом);

- количество УЕТ на одного врача в день;

- средняя продолжительность временной нетрудоспособности на один случай;

- процент современных видов несъемного протезирования (МК, МА, цельнолитые) от общего числа несъемного протезирования;

- соотношение бюгельных протезов к частичным съемным пластиночным протезам;

- процент аттестованных врачей-стоматологов от подлежащего числа врачей;

- отсутствие случаев, сопровождающихся жалобами пациентов и / или их родственников по поводу:

• осложнений при оказании стоматологической помощи;

• некачественного лечения, повлекшего удаление зуба, повторное лечение пациента либо переделку зубного протеза;

• расхождения диагноза поликлиники и стационара;

• необоснованного удлинения сроков лечения и / или протезирования;

• нарушения этики и деонтологии медицинскими работниками.

При оценке работы структурного подразделения организации здравоохранения показатели качества работы дополняются результатами эпидемиологического исследования состояния стоматологического здоровья по основным ключевым группам населения при проведении профилактических осмотров:

- процент здоровых детей в возрасте 6 лет от числа осмотренных;

- интенсивность кариеса зубов (по индексу КПУ) у детей 12-ти лет и взрослых в возрасте 35-44 лет.

Оценка деятельности поликлиники в целом проводится по результатам выполнения Модели конечных результатов деятельности (МКРД), в которой используются два вида показателей:

- показатели результативности (количественные и качественные);

- показатели дефектов деятельности.

Показатели качества и эффективности оказания стоматологической помощи учитываются при премировании медицинских работников.

 

Приложение 1

 

 

КАРТА

ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

(экспертиза амбулаторной карты стоматологического здоровья)

 

Отделение ______________________ Врач ______________________________

1. Ф.И.О. __________________________________________________________

2. Адрес ___________________________________________________________

3. Обращение связано: профосмотр, лечение, протезирование

4. Обследование:      соответствует стандарту - 20%

                      соответствует частично - 10%

                      не соответствует - 0%

5. Диагноз:           полный, соответствует МКБ - 20%

                      неполный - 10%

                      не соответствует МКБ - 0%

6. Лечение:           в полном объеме, соответствует стандарту - 20%

                      выполнено с отклонениями - 10%

                      не соответствует стандарту - 0%

7. Наличие осложнений по вине врача:     нет - 20%

                                         да - 0%

8. Ведение медицинской документации:     полное - 20%

                                         неполное - 10%

9. Уровень качества диагностики и лечения:

       (УКДЛ)                             ________________________%

 

Дата ______________                 Подпись ______________________

                                    Должность ____________________

 

 

 

Приложение 2

 

 

КАРТА

ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

(экспертиза очного осмотра пациента)

 

Отделение ______________________ Врач ______________________________

1. Ф.И.О. __________________________________________________________

2. Адрес: __________________________________________________________

3. Заполнение зубной формулы:     правильно

                                  неправильно

4. Определение индекса гигиены:   правильно

                                  неправильно

5. Соблюдение технологии

   лечебных манипуляций:          соблюдается

                                  не соблюдается

если не соблюдается, указать дефект ________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

6. Степень удовлетворенности пациента: удовлетворен

                                       неудовлетворен

7. Оценка качества лечения:            качественно

                                       с отклонениями

                                       некачественно

(отклонения оцениваются путем вычитания от 100% за каждый допущенный дефект 10%; при оценке "некачественно" - снимается 100%)

 

Дата ____________                      Подпись ___________

 

 

 

 

Приложение 3

 

 

АНКЕТА-ОТЗЫВ

О РАБОТЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ (ОТДЕЛЕНИЯ)

 

С целью улучшения медицинского обслуживания просим Вас ответить на вопросы анкеты, подчеркивая или вписывая ответы.

1. Ваш возраст: _________________

2. Пол: мужской / женский

3. Сколько времени Вы затратили на запись в регистратуре за получением талона к врачу-стоматологу:

до 10 минут,

до 20 минут,

до 30 минут,

более 30 минут

4. Сколько времени Вы ждали, чтобы попасть на прием к врачу-стоматологу в день приема:

до 10 минут,

до 20 минут,

более 20 минут

5. Удовлетворяет ли Вас распорядок работы стоматологической поликлиники (отделения): да, нет (если нет - укажите причину):

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

6. Как часто Вы обращались в течение года к врачу-стоматологу поликлиники (отделения): 1 раз, 2 раза, 3 раза, более 3-х раз.

7. Ваши обращения были связаны:

с профилактическим осмотром,

с лечением,

с протезированием,

с диспансерным наблюдением,

с получением справки, рецепта,

другие причины (вписать) _________________________________________

8. Если у Вас имеется опыт прошлых лет, связанный с получением стоматологической помощи в данном лечебном учреждении, как Вы оцениваете доступность оказания помощи:

- посетить врача-стоматолога стало

- проще,

- сложнее,

- так же, как в прошлые годы,

- затрудняюсь ответить.

9. Если Вы пользовались предварительной записью, какую длительность ожидания приема Вам предложили в регистратуре:

- от 1-го до 3-х дней,

- от 3-х до 7-и дней,

- от 7-и до 14-и дней,

- более 2-х недель

10. На Ваш взгляд, во время приема врач-стоматолог:

- спешил - да, нет;

- был внимателен - да, нет

- был доброжелателен - да, нет

- был равнодушен - да, нет

11. Качество медицинского обслуживания Вас удовлетворяет:

- полностью

- не совсем

- не удовлетворяет (укажите причину)________________________________

____________________________________________________________________

12. Ваши предложения по улучшению работы поликлиники _______________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

 

Источник: журнал «Главный врач» 2013/09

 

[1] Положение утверждено приказом Минздрава Республики Беларусь от 17.03.2003 N 47.

[2] Законченным случаем лечения в стоматологической практике следует считать комплекс проведенных в полном объеме лечебно-диагностических мероприятий конкретному лицу по каждому отдельному специализированному виду помощи (терапевтическому, пародонтологическому, хирургическому, ортодонтическому и ортопедическому).

Другие статьи по теме
Категория: Зарубежный опыт | Добавил: zdrav1 (26.08.2017)
Просмотров: 2270
Всего комментариев: 0
Яндекс.Метрика