Главная » Статьи » Зарубежный опыт |
Источник: журнал «Главный врач». Лебедев С.Н. Центр изучения проблем здравоохранения В целях повышения качества и эффективности оказания стоматологической помощи в Республике Беларусь утверждено Положение о системе оценки и контроля качества стоматологической помощи[1].
Целью контроля качества стоматологической помощи является обеспечение качественной стоматологической помощью населения Республики Беларусь. Объектом контроля является стоматологическая помощь, представляющая собой комплекс профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, проводимых по определенным медицинским технологиям в соответствии с утвержденными протоколами (стандартами) обследования и лечения стоматологических больных. Система оценки и контроля качества оказания стоматологической помощи включает: - экспертную оценку качества оказания стоматологической помощи конкретному пациенту; - анализ конкретных показателей, характеризующих качество стоматологической помощи; - оценку состояния стоматологического здоровья в ключевых (возрастных) группах населения по методике, рекомендуемой ВОЗ; - изучение удовлетворенности пациентов различными видами стоматологической помощи, оказанными в организации здравоохранения; - выявление дефектов диагностики и лечения, врачебных ошибок, повлекших за собой ухудшение качества стоматологической помощи; - принятие рациональных управленческих решений, направленных на улучшение качества стоматологической помощи, и контроль за их реализацией; - подготовка рекомендаций по предупреждению врачебных ошибок и дефектов в работе.
Организация и порядок проведения контроля качества стоматологической помощи Оценка и контроль качества стоматологической помощи осуществляются экспертным путем должностными лицами организаций здравоохранения и органов управления здравоохранения. При необходимости для проведения экспертизы могут привлекаться сотрудники высших учебных медицинских заведений, организаций здравоохранения республиканского подчинения. В организациях здравоохранения контроль качества стоматологической помощи проводится на четырех уровнях: 1-й уровень - заведующие структурными отделениями (при отсутствии в организации здравоохранения специализированного стоматологического отделения - заведующие отделениями, в состав которых входят стоматологические кабинеты); 2-й уровень - заместители главных врачей по лечебной работе (при отсутствии данной должности в штатном расписании организации здравоохранения - главный врач); 3-й уровень - лечебно-контрольные комиссии организации здравоохранения; 4-й уровень - специалисты органов управления здравоохранения при комплексных, целевых и контрольных проверках организаций здравоохранения. Экспертная оценка качества стоматологической помощи конкретному лицу проводится путем анализа амбулаторной карты стоматологического здоровья, при очном осмотре пациента на этапах лечения и протезирования с использованием статистического метода "случайной" выборки и "дневных срезов" работы врачей путем сопоставления проводимых лечебно-диагностических манипуляций с требованиями технологии их проведения и протоколами (стандартами) обследования и лечения стоматологических больных, учитывая особенности каждого данного случая. Обязательному экспертному контролю подлежат: - случаи, повлекшие осложнения после лечения; - случаи с расхождением диагноза (поликлиники и стационара); - случаи с удлиненными сроками лечения и протезирования; - случаи, сопровождающиеся жалобами пациентов и / или их родственников. Экспертная оценка 1-го уровня проводится в объеме не менее 5% законченных случаев[2] в течение месяца по структурному отделению и включает: - изучение соблюдения врачами лечебно-диагностических мероприятий в соответствии с протоколами (стандартами) обследования и лечения стоматологических больных и медицинскими технологиями; - выявление дефектов оказания стоматологической помощи и принятие мер по их ликвидации; - контроль за качеством проведения врачами экспертизы временной нетрудоспособности больных стоматологического профиля; - контроль за ведением врачами медицинской учетной документации, статистического учета и отчетности; - определение уровня качества работы каждого врача отделения; - определение уровня достижения запланированных показателей; - оценку состояния стоматологического здоровья, проводимую путем анализа гигиенического состояния и интенсивности кариеса в ключевых группах населения (изучению подлежат результаты обследования детей в организованных коллективах и не менее 100 амбулаторных карт в квартал на приеме взрослого населения); - обобщение результатов экспертизы и представление их на следующий уровень в виде протоколов экспертного контроля 1-й ступени. На каждый случай экспертной оценки 1-й ступени заполняется "Карта экспертной оценки качества оказания стоматологической помощи" по: - экспертизе амбулаторной карты стоматологического здоровья, по результатам которой рассчитывается показатель уровня качества диагностики и лечения (УКДЛ), принятый за 100%; - экспертизе очного осмотра пациентов (проводится у врачей с уровнем качества лечения и диагностики (УКДЛ) ниже 70%). При этом результаты 2-х экспертиз суммируются и делятся на общее число случаев, подвергнутых экспертизе, с определением среднего процента УКДЛ по каждому врачу. На 2-м уровне экспертной оценке подлежат все случаи, требующие служебного расследования, проводится выборочная экспертиза не менее 50 амбулаторных карт стоматологического здоровья ("законченных случаев") в течение квартала, а также: - изучение степени удовлетворенности пациентов стоматологической помощью методом анкетирования с последующим анализом и принятием конкретных управленческих решений; - выявление дефектов диагностики и лечения, экспертиза дефектных актов, рассмотрение жалоб пациентов и их родственников; - изучение степени удовлетворенности врачей работой вспомогательных служб лечебного учреждения; - анализ результатов контроля качества 1-го уровня и эффективности проводимых мероприятий по устранению и предупреждению дефектов в работе. Результаты проведения экспертной оценки качества каждого конкретного случая на 2-м уровне заносятся в "Карту экспертной оценки качества оказания стоматологической помощи" (экспертиза амбулаторной карты стоматологического здоровья), выводится уровень качества лечения и диагностики, суммируется за месяц и оформляется протоколом с последующим рассмотрением итогов на медицинских советах и лечебно-контрольных комиссиях. На 3-м уровне контроля качества стоматологической помощи проводится: - анализ результатов экспертизы 1-го и 2-го уровня (оформляется протоколом); - подготовка управленческих решений по улучшению качества оказания стоматологической помощи; - информирование медицинского персонала лечебного учреждения по результатам экспертизы. Периодичность заседаний лечебно-контрольных комиссий определяется главным врачом организации здравоохранения. Изучение удовлетворенности пациентов оказанием стоматологической помощи проводится методом анкетирования в каждой организации здравоохранения. Для оценки качества стоматологической помощи анализируются следующие показатели: - среднее число посещений на один запломбированный зуб; - процент неосложненного кариеса от общего числа зарегистрированных заболеваний твердых тканей зубов (количества вылеченных зубов (не менее 50% неосложненного кариеса, не более 30% осложненного кариеса); - процент удаленных постоянных зубов от всех посещений на лечебном приеме (терапевтическом и хирургическом); - количество УЕТ на одного врача в день; - средняя продолжительность временной нетрудоспособности на один случай; - процент современных видов несъемного протезирования (МК, МА, цельнолитые) от общего числа несъемного протезирования; - соотношение бюгельных протезов к частичным съемным пластиночным протезам; - процент аттестованных врачей-стоматологов от подлежащего числа врачей; - отсутствие случаев, сопровождающихся жалобами пациентов и / или их родственников по поводу: • осложнений при оказании стоматологической помощи; • некачественного лечения, повлекшего удаление зуба, повторное лечение пациента либо переделку зубного протеза; • расхождения диагноза поликлиники и стационара; • необоснованного удлинения сроков лечения и / или протезирования; • нарушения этики и деонтологии медицинскими работниками. При оценке работы структурного подразделения организации здравоохранения показатели качества работы дополняются результатами эпидемиологического исследования состояния стоматологического здоровья по основным ключевым группам населения при проведении профилактических осмотров: - процент здоровых детей в возрасте 6 лет от числа осмотренных; - интенсивность кариеса зубов (по индексу КПУ) у детей 12-ти лет и взрослых в возрасте 35-44 лет. Оценка деятельности поликлиники в целом проводится по результатам выполнения Модели конечных результатов деятельности (МКРД), в которой используются два вида показателей: - показатели результативности (количественные и качественные); - показатели дефектов деятельности. Показатели качества и эффективности оказания стоматологической помощи учитываются при премировании медицинских работников.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Источник: журнал «Главный врач» 2013/09 [1] Положение утверждено приказом Минздрава Республики Беларусь от 17.03.2003 N 47. [2] Законченным случаем лечения в стоматологической практике следует считать комплекс проведенных в полном объеме лечебно-диагностических мероприятий конкретному лицу по каждому отдельному специализированному виду помощи (терапевтическому, пародонтологическому, хирургическому, ортодонтическому и ортопедическому). | ||||
Категория: Зарубежный опыт | Добавил: zdrav1 (26.08.2017) | ||||
Просмотров: 2270 |
Всего комментариев: 0 | |