Главная » Статьи » Зарубежный опыт |
Источник: журнал «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения». В основах политики «Здоровье-2020» предложен набор эффективных комплексных стратегий и вмешательств, направленных на решение наиболее актуальных проблем здравоохранения. Речь идет как об неинфекционных, так и инфекционных болезнях.
В сентябре В основе политики выделены четыре приоритетных области стратегических мер, носящих инновационный характер благодаря своей направленности на действия по всем уровням и секторам государства и общества. Детально изложены аспекты, относящиеся к укреплению роли систем здравоохранения и охраны общественного здоровья. Политика «Здоровье-2020» была утверждена в двух формах: документ для руководителей и разработчиков политики - «Основы европейской политики в поддержку действий всего государства и общества в интересах здоровья и благополучия», а также более детальная версия - ««Здоровье-2020» - основы политики и стратегия». «Здоровье-2020» - это стратегическая основа политики, основанная на фактических данных в поддержку здоровья и благополучия жителей Европейского региона ВОЗ. Отобразив современные проблемы и трудности, открывающиеся возможности и пути дальнейших действий, она углубит понимание ситуации и станет источником воодушевления для всех тех, кто стремится воспользоваться этими новыми возможностями для улучшения здоровья и роста благополучия нынешних и будущих поколений жителей Европейского региона. В чем важность политики «Здоровье-2020»? В ней представлен социально-экономический императив для действий, четко демонстрирующий, что здоровье и благополучие - это неотъемлемые условия успешного экономического и социального развития. Эта политика включает в себя следующие аспекты: - здоровье как одно из прав человека; - общегосударственный подход и принцип участия всего общества в деле социально справедливого улучшения здоровья; - прочное и активное стратегическое руководство и лидерство в интересах здоровья; механизмы сотрудничества и объединения приоритетов с другими секторами; - важность опоры на местные сообщества и отдельных граждан и расширение их прав и возможностей; -роль партнерств. Из документа, озаглавленного «Основы Европейской политики поддержки государства и общества в интересах здоровья и благополучия», политические деятели и руководители, занимающиеся вопросами реализации практических стратегий, могут почерпнуть ключевые ценности и принципы, необходимые для претворения в реальную жизнь подходов «Здоровье-2020». В нем отражены основные сегодняшние проблемы в области здравоохранения, а также возможности для улучшения здоровья при соблюдении принципа социальной справедливости, приведены веские политические, социальные и экономические аргументы в пользу действий в области здравоохранения, выстроенные в соответствии с ключевыми стратегическими задачами и приоритетами. В более развернутом документе под названием «Основы политики и стратегия «Здоровье-2020»» гораздо подробнее представлены контекстуальный анализ, основные эффективные стратегии и вмешательства, а также фактические данные и детализация потенциала, необходимого для политики и практики улучшения здоровья и повышения уровня благополучия. Основное внимание уделено вопросам инновационной и научно обоснованной политики и практики в помощь тем, кто занят разработкой и реализацией стратегий на оперативном уровне. «Основы политики и стратегия «Здоровье-2020»» призваны стать непрерывно обновляемым руководством, указывающим на самые последние изменения фактической информации, практики и результатов деятельности. В своей совокупности оба документа представляют собой опирающуюся на многолетний глобальный и региональный стратегический опыт, гибкую рамочную основу для построения политики и практики в государствах-членах Европейского региона. В основах содержится синтез всего того, что мы в последние годы узнали о роли и значении здоровья. Достижение наивысшего уровня здоровья на всех этапах жизни - это фундаментальное право каждого, а не привилегия избранных. Хорошее здоровье людей является ценным ресурсом и источником экономической и социальной стабильности. Оно играет ключевую роль в сокращении масштабов бедности, а также вносит вклад в устойчивое развитие и одновременно пользуется его плодами. Крайне важным является то, что хорошие показатели здоровья нельзя больше рассматривать как результат работы лишь одной отрасли: устойчивое улучшение здоровья людей при соблюдении принципа социальной справедливости - это итог реализации эффективной совместной политики, охватывающей все компоненты государственного управления, а также коллективных усилий всего общества. Эти положения проходят красной нитью через всю стратегию. Перед Европейским регионом стоят серьезные задачи, требующие решения. Несправедливые различия между странами и в самих странах отражают экономические и социальные барьеры, разделяющие людей. По мере усугубления экономического бремени и роста стоимости услуг здравоохранения растет риск социального отчуждения, и слишком часто отверженными оказываются те, чье здоровье больше всего нуждается в помощи. В то же время мы знаем, что общество рассчитывает на получение услуг на основе самых новых и наилучших достижений медицины, что в сочетании с меняющимися характеристиками заболеваемости стареющего населения создает неимоверное давление на бюджеты. Для того чтобы всеобщий охват медико-санитарной помощью стал реальностью для стран Региона, нужны новые подходы и перспективы. В целях обеспечения будущего прогресса необходимо изменить образ мышления руководителей, определяющих политику, работников практического здравоохранения и граждан, переместив основной акцент с контекста преодоления болезней на приоритет укрепления здоровья и повышения уровня благополучия. Ландшафт здравоохранения XXI века характеризуется растущей взаимозависимостью на глобальном, региональном, национальном и местном уровнях и все более сложным набором взаимосвязанных факторов, влияющих на здоровье и благополучие людей. Например, одна из общезначимых актуальных задач - проанализировать и свести в единый комплекс множество различных действующих сил и отраслевых услуг (таких как жилищное обеспечение, водо- и энергоснабжение, питание и лечебно-профилактическая помощь), необходимых для поддержания здоровья и благополучия граждан, семей и всего общества. Мы все хорошо знаем, что нездоровье сокращает жизненный потенциал, порождает отчаяние и страдания, ведет к истощению ресурсов. Преодоление этих трудностей на любом уровне - индивидуальном, организационном, коммунальном, муниципальном и национальном - требует продуманных, стратегических и хорошо скоординированных действий. Поэтому 53 государства-члена Европейского региона ВОЗ совместно разработали и приняли «Здоровье-2020» как руководящую основу в поддержку таких действий. Все рекомендации, вытекающие из положений политики «Здоровье-2020», основаны на достоверных фактических данных. В ее разработке приняли активное участие многочисленные эксперты. «Здоровье-2020» стало уникальным средоточием наилучших имеющихся фактических данных в области политики общественного здравоохранения. Опираясь на широкий обзор опубликованных данных, накопленный практический опыт и беспрецедентный по размаху консультативный процесс с вовлечением заинтересованных участников в масштабе всего Региона, работа по созданию политики «Здоровье-2020» послужила стимулом для обширного переосмысления современных механизмов, процессов, взаимосвязей и организационных инструментов общественного здравоохранения. В результате «Здоровье-2020» теперь может использоваться в качестве уникального регионального ресурса, помогающего всем нам извлекать полезные уроки из опыта, приобретенного на практике, устанавливать новые приоритеты и находить более эффективные пути координации действий по всем секторам общества, направленных на улучшение индивидуального и общественного здоровья и повышение уровня благополучия. «Здоровье-2020» признает и всемерно приветствует широкое разнообразие систем и подходов к охране здоровья, действующих в странах Европейского региона. Цель этой политики - не в приведении всех национальных и местных систем здравоохранения к единому образцу, но в том, чтобы все они стали более совершенными. Намечая пути решения этих задач, «Здоровье-2020» предлагает новые формы стратегического руководства в интересах здоровья, согласно которым забота о здоровье и благополучии граждан рассматривается как сфера ответственности всего общества и всего государства, а также всемерно поддерживает активное участие общественности в формировании и реализации стратегий. Политика «Здоровье-2020» содержит социально-экономическую аргументацию в пользу улучшения показателей здоровья и прочное научное обоснование необходимости инвестиций и практических мер в рамках комплексного подхода к укреплению здоровья, профилактике болезней и повышению уровня благополучия людей. Описаны действия, направленные на социальные детерминанты, которые состоят в разработке подходов к учету интересов здоровья в политике всех секторов в целях улучшения здоровья всех и каждого и, таким образом, сокращения абсолютного воздействия социальных детерминант на все население, а также для осуществления целенаправленных вмешательств, охватывающих наиболее нуждающихся в помощи. В политике «Здоровье-2020» обозначены новые системы коллективного лидерства в поддержку инновационных подходов социальной мобилизации в интересах справедливого, устойчивого и ответственного развития дела охраны здоровья. Она содержит широкий спектр эффективных новаторских ответов на современные непростые вызовы в области общественного здравоохранения. Предлагается набор стратегий и вмешательств, направленных на преодоление наиболее актуальных проблем здоровья, возникающих на различных этапах жизни человека, включая болезни как неинфекционной, так и инфекционной природы. Политика «Здоровье-2020» высвечивает связи между клиническими вмешательствами и действиями, направленными на соблюдение принципа социальной справедливости и на социальные детерминанты здоровья, а также необходимыми ресурсными вложениями в систему здравоохранения - такими как кадровые ресурсы и лекарства более высокого качества, укрепление системы финансирования здравоохранения и оптимизация стратегического руководства в интересах здоровья. Ставя во главу угла общий набор ценностей, фактические данные и накопленный опыт, «Здоровье-2020» являет собой платформу для развития партнерства и сотрудничества. «Здоровье-2020» призывает к вовлечению всех слоев общества в качестве центрального элемента планирования, разработки, осуществления и мониторинга стратегий здравоохранения на всех уровнях. Политика содержит веские аргументы в пользу расширения прав и возможностей граждан, потребителей и пациентов как важнейшего фактора, способствующего улучшению показателей здоровья. Она также призывает к активному участию самих профессиональных работников здравоохранения. Европейское бюро ВОЗ будет оказывать поддержку странам региона в адаптации политики «Здоровье-2020» по следующим направлениям: анализ ситуации в области общественного здравоохранения; определение имеющихся ресурсов и активов; всемерное содействие формированию политической приверженности на уровне президентов и премьер-министров; предоставление стратегических рекомендаций и мониторинг прогресса; поддержка лидерства и эффективного руководства в интересах здоровья; формулирование предлагаемых механизмов реализации общегосударственного подхода и участия всего общества; помощь в наращивании институционально-кадрового потенциала. Здоровье и благополучие являются ключевым фактором экономического и социального развития и имеют важнейшее значение в жизни каждого человека, для каждой семьи и всех сообществ. Нездоровье, напротив, ведет к утрате жизненного потенциала, вызывает страдания людей и истощение ресурсов во всех секторах. Предоставление людям возможностей контролировать свое здоровье и его детерминанты способствует развитию сообществ и повышению качества жизни. Без активного участия самих людей многие возможности для укрепления и защиты их здоровья и повышения уровня благополучия утрачиваются. Справедливый доступ к образованию, полноценное трудоустройство, наличие благоустроенного жилья и достойный уровень дохода - все это способствует поддержанию здоровья. В свою очередь, здоровье способствует повышению производительности труда, формированию более продуктивных трудовых ресурсов, более здоровому старению, а также сокращению расходов на пособия по болезни и социальную помощь и уменьшению потерь налоговых поступлений в бюджет. Наиболее надежный путь для обеспечения здоровья и благополучия населения - совместная работа всех секторов государства, направленная на социальные и индивидуальные детерминанты здоровья. Хорошее здоровье людей благоприятствует процессам экономического восстановления и развития. Эффективность охраны здоровья и экономическая эффективность взаимосвязаны. Страны Европейского региона признают право каждого человека на здоровье и привержены принципам солидарности и всеобщего и равного доступа к услугам в качестве ценностей, лежащих в основе организации и финансирования систем здравоохранения. Их цель - достижение людьми наивысшего уровня здоровья вне зависимости от их этнической принадлежности, пола, возраста, социального положения или платежеспособности. К числу основополагающих ценностей относятся справедливость, устойчивость, качество, прозрачность, подотчетность, защита человеческого достоинства и право на участие в принятии решений.
Финансирование систем здравоохранения Во многих странах доля государственного бюджета, расходуемая на здравоохранение, сегодня как никогда высокая, при этом стоимость услуг растет быстрее, чем ВВП[1]. Однако, по крайней мере в некоторых из них, данные демонстрируют отсутствие корреляции между расходами на здравоохранение и конечным полезным результатом в отношении здоровья. Многие системы здравоохранения оказываются не в состоянии сдерживать расходы в условиях, когда финансовые ограничения все больше затрудняют изыскание необходимых средств для охраны здоровья и обеспечения социальной защиты. Расходы увеличиваются, в первую очередь, под влиянием роста предложения со стороны поставщиков; речь идет о новых методах лечения и технологиях и о том, что люди все в большей мере ожидают защиты от рисков для здоровья и доступа к высококачественным услугам здравоохранения. Прежде чем приступать к той или иной реформе системы здравоохранения, необходимо тщательно проанализировать глубоко укоренившиеся экономические и политические интересы, а также возможность общественной и культурной оппозиции. Министерства здравоохранения не могут преодолеть все эти трудности, опираясь лишь на собственные силы - решение таких проблем требует применения межсекторальных подходов. Принятие действенных стратегий позволяет получить реальный полезный эффект в отношении здоровья при приемлемых расходах и в условиях ограниченности ресурсов. Растущий объем достоверных научных данных по экономическим аспектам профилактики болезней демонстрирует возможности сдерживания расходов на здравоохранение - но только при условии параллельного сокращения неравенств по всему социальному градиенту и оказания поддержки наиболее уязвимым группам населения. В настоящее время правительства тратят лишь незначительную долю бюджета здравоохранения на цели укрепления здоровья и профилактики болезней - около 3% в странах ОЭСР - и многие из них не ведут систематической работы по сокращению неравенств. Эффективное использование социальных и технологических инноваций, особенно в области информации, социального маркетинга и онлайновых сетей общения, открывает реальные возможности для улучшения показателей здоровья. Расходы можно сократить путем эффективного использования ресурсов в самом секторе здравоохранения. Европейские системы здравоохранения стоят перед необходимостью улучшения показателей своей деятельности и реагирования на новые вызовы. Реконфигурация услуг, развитие новых функций, внедрение стимулов и схем финансирования - все это может способствовать улучшению результатов применительно к затраченным средствам. Системы здравоохранения, как и другие секторы, должны адаптироваться к меняющимся условиям и развиваться. По расчетным оценкам, повышение налогов на алкоголь в Англии дало такие полезные эффекты, как снижение расходов на здравоохранение и социальное обеспечение на 183 млн. евро и сокращение потерь трудоспособности и производительности труда на 405 млн. евро; при этом стоимость реализации соответствующих программ составила менее 0,10 евро на душу населения (в целом 3,7 млн. евро). Экономия средств в службах здравоохранения, достигнутая в результате сокращения числа госпитализаций, связанных с алкоголем, составила в первый год, по расчетам, 65 млн. евро; при этом было также сэкономлено 118 млн. евро благодаря снижению расходов, обусловленных преступностью. В таких странах, как Российская Федерация, стоимость комплексного пакета профилактических мер не превысила бы 4 долл. США на душу населения в год.
Соблюдение принципов социальной справедливости и совершенствование стратегического руководства в интересах здоровья В политике «Здоровье-2020» констатируется, что деятельность государства может привести к реальному улучшению здоровья при условии совместной работы различных секторов, направленной на решение двух взаимосвязанных стратегических задач: - улучшение здоровья для всех и сокращение неравенств по показателям здоровья; - совершенствование лидерства и коллективного руководства в интересах здоровья. В Европейском регионе ВОЗ максимальный разброс в значениях показателя ожидаемой продолжительности жизни при рождении составляет 16 лет, с существенными различиями для мужчин и женщин, а уровни материнской смертности в некоторых странах Региона в 43 раза выше, по сравнению с другими. Такие глубокие неравенства в отношении здоровья также связаны с поведенческими факторами, включая употребление табака и алкоголя, характер питания и физической активности, а также с психическими расстройствами, что, в свою очередь, отражает состояние стресса и недостаточную социальную защищенность людей. Причины социальных неравенств имеют комплексный характер и глубоко коренятся в различных периодах жизни человека, усугубляя неблагополучие и уязвимость людей. В странах имеются существенные неравенства по ключевым показателям образа жизни, включая распространенность курения, ожирение, уровень физической активности и хронические болезни, ограничивающие жизнедеятельность. Кроме того, 20% населения с наименьшим доходом, по всей вероятности, откладывают обращение за медицинской помощью из-за страха перед финансовой катастрофой в связи с необходимостью оплаты услуг из собственного кармана. Убедительные фактические данные доказывают, что образование и здоровье взаимосвязаны. По результатам исследований, число оконченных классов школьного обучения - это один из наиболее важных факторов, коррелирующих с уровнем здоровья. Фактические данные четко указывают на то, что комплексные подходы к обеспечению благополучия детей и их развития в раннем возрасте дают более благоприятные и социально справедливые результаты как в отношении здоровья, так и образования. Министерства здравоохранения и органы охраны общественного здоровья все в большей мере выступают в качестве инициаторов межсекторальных взаимодействий в здравоохранении. При этом они выдвигают на первый план экономические, социальные и политические преимущества, которые дает хорошее здоровье, а также подчеркивают неблагоприятные последствия плохого здоровья и неравенств в отношении здоровья.
Учет интересов здоровья во всех стратегиях Принцип «Учет интересов здоровья во всех стратегиях» направлен на то, чтобы стратегическое руководство в интересах охраны здоровья и благополучия стало приоритетом не только для сектора здравоохранения, но и для других секторов. Данный принцип работает в обоих направлениях, обеспечивая, с одной стороны, чтобы все секторы осознавали свою роль в охране здоровья и действовали сообразно этой роли, а с другой - учет влияния здоровья людей на деятельность соответствующих секторов. Этот подход направлен на повышение приоритетности вопросов здоровья на повестке дня политики, развитие стратегического диалога по проблемам здоровья и его детерминант, а также обеспечение подотчетности по итоговым показателям здоровья. Ценными инструментами для определения потенциального влияния тех или иных стратегий на здоровье и социальную справедливость являются такие методики, как оценка воздействия на здоровье и экономический анализ. Для оценки воздействия на здоровье необходимы сбор и валидация качественных и количественных медико-санитарных данных. В XXI веке в качестве лидеров в интересах здоровья могут выступать как множество отдельных граждан, так и секторы и организации. Лидерство реализуется в многочисленных формах и требует творческого подхода и новых навыков, особенно по устранению конфликта интересов и поиску новых путей решения труднопреодолимых комплексных проблем. Европейский регион находится в авангарде формирования инновационных партнерств с гражданским обществом, в том числе с группами населения, подверженными более высокому риску (например с людьми, живущими с ВИЧ), и с неправительственными организациями, отстаивающими интересы таких групп и предоставляющими им различную помощь. Создан ряд общеевропейских сетей и организаций, объединяющих растущее число людей, живущих с ВИЧ. Расширение прав и возможностей граждан, потребителей и пациентов имеет ключевое значение для улучшения здоровья, деятельности систем здравоохранения и повышения уровня удовлетворенности пациентов услугами здравоохранения. Голос гражданского общества, включая отдельных граждан, ассоциации пациентов, молодежные организации и пожилых людей, крайне важен для привлечения внимания к условиям среды, факторам образа жизни или продуктам, которые разрушительным образом действуют на здоровье, а также к пробелам в качестве и условиях оказания медицинской помощи. Он также имеет ключевое значение для генерирования новых идей. Основы политики «Здоровье-2020» включают четыре приоритетные области стратегических действий: - инвестирование в здоровье на всех этапах жизни человека и расширение прав и возможностей граждан; - решение наиболее актуальных проблем Региона, относящихся к неинфекционным и инфекционным болезням; - укрепление ориентированных на человека систем здравоохранения, потенциала охраны общественного здоровья, готовности к чрезвычайным ситуациям, эпиднадзора и реагирования; - повышение «прочности» местных сообществ и создание поддерживающей среды. Эти четыре приоритетные области взаимосвязаны, взаимозависимы и дополняют друг друга. Так, например, действия на всех этапах жизни и расширение прав и возможностей людей помогут сдержать эпидемию неинфекционных заболеваний, и равным образом этому будет способствовать возросший потенциал общественного здравоохранения, что, в свою очередь, позволит более эффективно бороться со вспышками инфекционных болезней. Правительства достигают более существенного позитивного влияния на здоровье, когда они взаимоувязывают стратегии и инвестиции Реализация этих четырех приоритетов требует применения комплексных подходов стратегического руководства, способствующих повышению уровня здоровья, социальной справедливости и благополучия. Разумное руководство (smart governance) направлено на внедрение позитивных изменений, содействует инновациям и ориентировано на вложение ресурсов в укрепление здоровья и профилактику болезней. Новые подходы включают руководство путем сотрудничества, вовлечения граждан, с использованием сочетания нормативных мер и убеждения, а также с привлечением независимых агентств и экспертных органов. Растет необходимость применения объективных данных для обоснования политики и практики, соблюдения этических норм, расширения принципов транспарентности и укрепления подотчетности в таких областях, как защита конфиденциальности личной жизни, оценка рисков и оценка воздействия на здоровье.
Главные целевые ориентиры политики «Здоровье-2020» Всеобъемлющая задача политики «Здоровье-2020» - добиться ощутимого улучшения здоровья жителей Региона. В этой связи государства-члены совместно сформулировали следующие региональные цели: - к - повысить показатели средней ожидаемой продолжительности жизни для населения Европейского региона; - сократить масштабы неравенств в отношении здоровья в Европейском регионе; - повысить уровень благополучия населения Европейского региона; - обеспечить всеобщий охват ус лугами и право на наивысший достижимый уровень здоровья; - установить национальные цели и ориентиры в отношении здоровья в государствах-членах. Для мониторинга хода достижения национальных целевых ориентиров в области здравоохранения может использоваться набор добровольно применяемых индикаторов, одобренных государствами-членами. «Здоровье-2020» признает, что страны имеют различные стартовые позиции, находятся в различных условиях и обладают различными потенциальными возможностями. Решения в области политики здравоохранения нередко приходится принимать в условиях неопределенности и несовершенства знаний. При этом для многих аспектов реформы здравоохранения невозможно полностью предсказать более широкие системные эффекты. С особыми трудностями сопряжено решение комплексных проблем, таких как ожирение, сочетанная патология и нейродегенеративные болезни. Растущую важность приобретает использование результатов социологических, поведенческих и политологических исследований, включая такие направления, как социальный маркетинг, поведенческая экономика и наука о нервной деятельности. Исследования демонстрируют ценность реализации небольших по масштабу, но всесторонних вмешательств на местном и общинном уровнях для накопления полезного опыта и последующей адаптации. Сотрудничество в масштабах Европейского региона может способствовать более интенсивной наработке экспертных знаний: каждая страна и сектор могут и учиться друг у друга, и вносить свой ценный вклад. Поддержка здоровья на протяжении всей жизни ведет к росту ожидаемой продолжительности здоровой жизни и приносит дивиденд долголетия; и то и другое дает значительный благотворный эффект в экономическом, социальном и индивидуальном плане. В принятой в - мониторинг потребления табака и эффективности профилактических мер (Monitor); - защита людей от табачного дыма (Protect); - предложение помощи людям, желающим бросить курить (Offer); - предупреждение об опасностях, связанных с табаком (Warn); - контроль за соблюдением ограничений в отношении рекламы, стимулирования продажи и спонсорства табачных изделий (Enforce); - повышение налогов на табачные изделия (Raise). Аналогичные, объективно обоснованные вмешательства необходимо разрабатывать и внедрять для сокращения других системных факторов риска для здоровья, таких как ожирение. Что касается алкоголя, государства-члены уже приняли как глобальную, так и региональную политику. Программы укрепления здоровья, базирующиеся на принципах ответственного участия всех заинтересованных сторон и расширения их прав и возможностей, приносят реальную пользу. Они включают: создание более благоприятных условий для укрепления здоровья, повышение медико-санитарной грамотности, поддержку самостоятельной жизни и облегчение выбора в пользу более здорового образа жизни. В частности, речь идет о таких направлениях работы, как обеспечение безопасной беременности и здорового начала жизни, укрепление безопасности и благополучия детей и подростков, содействие охране здоровья на рабочем месте, поддержка здорового старения. В условиях распространяющейся в Европе эпидемии ожирения приоритетным является также обеспечение здоровых пищевых продуктов и условий для здорового питания на протяжении всей жизни. Убедительные фактические данные свидетельствуют о том, что экономически эффективные пути построения политики могут прямым образом способствовать улучшению здоровья и благополучия населения. В масштабах всего Европейского региона растет объем накопленного практического опыта и объективных данных по реализации программ укрепления здоровья и национальных стратегий по ключевым группам болезней, таким как сердечно-сосудистые заболевания и диабет. Эти данные свидетельствуют о том, что сочетание государственного лидерства, поддерживающей среды и подходов, стимулирующих осознание активной сопричастности и расширение прав и возможностей людей, может приводить к успеху. Расширение научных исследований по социально-поведенческим проблемам способствует укреплению научно-доказательной базы для этого направления деятельности. Весьма актуальными являются программы укрепления психического здоровья[2]. Каждый четвертый житель Европейского региона в какой-либо период своей жизни переносит тот или иной тип нарушений психического здоровья. Особенно актуальную, нетрудную задачу представляет собой совершенствование ранней диагностики депрессии и предупреждение самоубийств путем реализации вмешательств на уровне местных сообществ. Данные научных исследований позволяют лучше понимать деструктивную связь между расстройствами психического здоровья и социальной маргинализацией, безработицей, бездомностью, злоупотреблением алкоголем и другими психоактивными веществами. Необходимо учитывать и новые формы психологической зависимости, связанные с распространением онлайновых форм виртуальной реальности. Европейский регион несет самое тяжелое бремя неинфекционных заболеваний в масштабах всего мира. Две группы болезней - сердечно-сосудистые заболевания и злокачественные новообразования - обусловливают почти три четверти смертности в Регионе, а три основные группы болезней - сердечно-сосудистые заболевания, злокачественные новообразования и психические расстройства составляют свыше половины всего бремени болезней (измеренного с использованием показателя DALY - число утраченных лет здоровой жизни). Значительная часть преждевременной смертности устранима: расчеты показывают, что можно предотвратить не менее 80% случаев ишемической болезни сердца, инсультов и диабета типа 2 и, по крайней мере, одну треть - злокачественных новообразований. Неравномерность в распределении бремени неинфекционных заболеваний внутри стран и между странами указывает на наличие огромного потенциала для улучшения здоровья. Особую важность имеет стратегическое внимание к обеспечению здоровых условий жизни для подрастающего поколения и для пожилых людей. Широкий круг заинтересованных участников могут вносить вклад в реализацию программ в поддержку здоровья этих групп населения, в том числе в мероприятия, объединяющие представителей разных поколений. Для молодежи речь может идти о коллективном самообразовании по вопросам здоровья среди сверстников («равный равному»), вовлечении молодежных организаций и проведении программ повышения медико-санитарной грамотности на базе школ. Особенно важно включение в такие программы аспектов психического и сексуального здоровья. Для улучшения здоровья и повышения качества жизни пожилых людей можно использовать инициативы в поддержку активной и здоровой старости. Для успешного сокращения бремени неинфекционных заболеваний в Регионе необходимо сочетание различных подходов. Становится все более общепризнанным, что действия, влияющие лишь на индивидуальное поведение, имеют ограниченную эффективность. Поэтому политика «Здоровье-2020» поддерживает реализацию интегрированных общегосударственных подходов с вовлечением всего общества, которые отражены в других региональных и глобальных стратегиях. Неинфекционная заболеваемость неравным образом распределена в странах и между странами, и ее уровень находится в прямой зависимости от действий, направленных на социальные и экологические детерминанты здоровья.
Система здравоохранения В основах политики «Здоровье-2020» сохраняется приверженность принципу, согласно которому первичная медико-санитарная помощь является краеугольным камнем систем здравоохранения в XXI веке. Первичная медико-санитарная помощь способна ответить на требования сегодняшнего дня путем создания благоприятной среды для развития и укрепления партнерств, а также путем предоставления людям возможностей по-новому участвовать в лечении своих заболеваний и лучше заботиться о собственном здоровье. Всестороннее использование инструментов и инноваций XXI века, таких как коммуникационные технологии (электронные истории болезней, телемедицина и электронное здравоохранение) и онлайновые социальные сети, может вносить вклад в повышение качества и экономической эффективности оказываемой помощи. Важный принцип - относиться к пациентам как к ценному помощнику и надежному партнеру, сохраняя при этом ответственность за результаты лечения.
Общественное здравоохранение В Европейском регионе используется определение общественного здравоохранения, которое предложил Acheson: «наука и практика предупреждения болезней, продления жизни и укрепления здоровья посредством организованных действий, предпринимаемых обществом». Задачи общественного здравоохранения решаются посредством государственных структур и коллективных действий. Речь идет, в частности, о таких традиционных услугах, как анализ состояния общественного здоровья, эпиднадзор, содействие укреплению здоровья, профилактика, борьба с инфекционными болезнями, защита окружающей среды и санитария, обеспечение готовности и реагирования при бедствиях и медико-санитарных чрезвычайных ситуациях, гигиена труда. Более новые подходы отражают такие аспекты, как социальные детерминанты и социальный градиент здоровья, а также стратегическое руководство в интересах здоровья. Для улучшения показателей здоровья необходимо значительно укрепить функции и потенциал общественного здравоохранения. Потенциал и ресурсы общественного здравоохранения различаются в пределах Региона, однако приоритетное инвестирование в развитие организационных механизмов и потенциала общественного здравоохранения, а также наращивание мер защиты и укрепления здоровья и профилактики болезней могут давать существенную и при этом экономически эффективную полезную отдачу.
Заключение «Здоровье-2020» - это основа политики, позволяющая адаптацию и обладающая практической направленностью. Она представляет собой уникальную платформу для совместного накопления знаний и обмена экспертизой и опытом между странами. Она признает, что каждая страна уникальна и что страны будут идти к общим целям разными путями. Они будут использовать различные отправные точки и подходы, но объединены общей задачей. Колоссальное значение имеет политическая приверженность этому процессу, нашедшая свое выражение в установленных странами региональных целевых ориентирах. Во взаимозависимом мире неизмеримо возрастает важность совместных действий стран. Сегодня множество сложных глобальных и региональных воздействий является источником серьезных вызовов для здоровья людей и его детерминант. По сравнению с прошлым, сегодня все больше людей могут рассчитывать на улучшение своего здоровья, однако ни одна страна не в состоянии полностью использовать потенциал инноваций и реформ и решить проблемы здоровья и благополучия, опираясь только на собственные силы. Будущее процветание отдельных стран и Региона в целом зависит от решимости и способности воспользоваться открывающимися возможностями для улучшения здоровья и повышения благосостояния нынешних и будущих поколений. Политика «Здоровье-2020» призвана служить мощным средством поддержки министерств здравоохранения в их работе по привлечению ключевых заинтересованных сторон к совместным усилиям, направленным на улучшение здоровья жителей Европейского региона.
Публикация подготовлена по материалам Европейского регионального бюро ВОЗ «Здоровье-2020: основы европейской политики и стратегия для XXI века».
Источник: журнал «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения» 2015/08 [1] Увеличение расходов на здравоохранение в 92% случаев коррелирует с ростом валового внутреннего продукта (ВВП). В течение последних трех десятилетий расходы систем здравоохранения в большинстве стран, входящих с Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), начали расти - опережая в среднем на 1 % рост реального ВВП в масштабе ОЭСР. В [2] Психические расстройства - это вторая наиболее существенная причина бремени болезней (по показателю DALY) в Европейском регионе (19%) и наиболее частая причина инвалидности. Старение населения ведет к росту распространенности деменции. Ежегодно от наиболее распространенных психических расстройств (депрессия и тревожные расстройства) страдает каждый четвертый человек. Вместе с тем, около 50% лиц, страдающих психическими расстройствами, не получают никакой медицинской помощи. Основными причинами, почему люди не обращаются за помощью, являются дискриминация. | |
Категория: Зарубежный опыт | Добавил: zdrav1 (28.08.2017) | |
Просмотров: 1567 |
Всего комментариев: 0 | |