Что такое технология SBAR и как ее можно использовать в медицинской организации? - Зарубежный опыт - Каталог статей - Управление здравоохранением
Главная » Статьи » Зарубежный опыт

Что такое технология SBAR и как ее можно использовать в медицинской организации?

Качество, безопасность и эффективность медицинской деятельности во многом зависит от эффективности коммуникаций между работниками (субъектами оказания медицинской помощи). Например, непрерывность оказания медицинской помощи является одним из важнейших условий для достижения положительного результата лечения. Нарушение преемственности приводит к задержке постановки диагноза, значит, и начала эффективного лечения, потере результатов исследований и необходимости проведения повторных, назначения неправильного, неадекватного лечения, медицинским ошибкам, ятрогении и т.д. По данным JCI[1], наиболее частой причиной (60 – 70%) проблем, связанных с преемственностью помощи, является плохая коммуникация, прежде всего между медицинским работниками: врачами и сестрами, медперсоналом отделения и консультантами, врачами различных специальностей при оказании помощи в сложных случаях и т.д. Улучшить коммуникацию можно за счет стандартизации процесса передачи дежурств, обязательно у постели больного, что особенно важно для приемных и анестезиолого-реанимационных отделений (АРО), палат интенсивной терапии (ПИТ), послеоперационных палат и т.д. Одним из эффективных подходов здесь оказалось внедрение алгоритма SBAR, в частности внедрение алгоритма сообщения по телефону палатной сестры дежурному врачу об ухудшении состояния пациента, который включает следующие этапы:

1) идентификация – ФИО кто звонит, отделение, палата, данные о пациенте;
2) краткое описание ситуации – причина звонка/обращения, степень срочности;
3) краткое описание анамнеза – время поступления, диагноз, получаемое лечение;
4) краткое описание состояния больного – основные показатели (АД, ЧДД, пульс и т.д.), оценка состояния, риски;
5) пояснение в какой форме и что хотите получить от консультанта – совет по телефону, очную консультацию и т.д.
Данный алгоритм может быть использован и при передаче дежурств, обсуждении клинических случаев и т.д..
Кроме вербальной коммуникации, важным компонентом обеспечения преемственности помощи является правильно оформленные (в полном объеме), вовремя доставленные до адресата (например, до поликлиники) письменные документы: выписки, переводные эпикризы, результаты исследований. Разработка и использование стандартных форм медицинской документации, переход на электронный документооборот может повысить степень преемственности помощи.
Еще одним важным аспектом медицинской деятельности является организация и осуществление перевода пациента как из одного отделения в другое (например, из приемного в АРО, из операционной в послеоперационную палату) в пределах одной медицинской      организации (МО), так и транспортировка в другие МО в границах одного региона или в федеральные центры.
Безопасность транспортировки пациента в пределах одной МО зачастую зависит от самых простых вещей, например, поднятых ограничителей на каталке и кровати, наличия в нужный момент инвалидного кресла, исправного лифта, выполнения персоналом правил сопровождения пациента и т.д. Выполнение алгоритма может свести возможные риски к нулю, а, значит, предотвратить тяжелые травмы и даже смертельные исходы.
Обеспечение безопасности во время транспортировки вне МО более сложная задача и зависит от нескольких составляющих:
- адекватной численности и уровня компетенции персонала в соответствии с состоянием пациента на момент принятия решения о переводе и с учетом рисков ухудшения состояния в дороге;
- возможности выбора типа транспорта в зависимости от дальности трансфера, готовности транспортного средства, включая: исправное техническое состояние, наличие специального медицинского оборудования, набора необходимых лекарственных средств и расходных материалов;
- наличия региональной системы маршрутизации потоков пациентов с различными видами патологии, с оптимально рассчитанной схемой трансфера с учетом расстояний и времени доезда в зависимости от погодных условий, времени суток и времени года. Для этого в каждом регионе должен быть составлен паспорт (регулярно обновляемый), в котором бы учитывались особенности состояния дорог в различные периоды.

Источник: журнал «Главный врач» N 11/2019.
 
[1] Компания JCI (Joint Commission International) была создана в 1994 году двумя американскими компаниями, занимающимися вопросами качества и безопасности медицинской деятельности. Ее целью являлось создание условий для обучения и консалтинга на международном рынке. На сегодняшний день компания Joint Commission International занимается разработкой стандартов качества и безопасности медицинской деятельности JCI, проведением обучения по этим стандартам и аккредитацией медицинских учреждений по стандартам JCI. Стандарты JCI являются одними из стандартов в области качества и безопасности для медицинских учреждений. Впервые стандарты были опубликованы в 2000 году. – Прим. ред.
Другие статьи по теме
Категория: Зарубежный опыт | Добавил: zdrav1 (19.10.2020)
Просмотров: 521
Всего комментариев: 0
Яндекс.Метрика