Главная » Статьи » Зарубежный опыт |
Источник: журнал «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения». Европейский регион ВОЗ подвержен серьезным угрозам безопасности общественного здоровья, связанным с новыми болезнями, вспышками и эпидемиями инфекционных болезней, природными бедствиями и техногенными катастрофами и конфликтами, в том числе вооруженными, риск которых связан с наличием культурных различий между странами или спорных территорий. К природным или техногенным бедствиям относятся биологические, химические и радиационные катастрофы. Кроме того, Европа сталкивается с проблемами, создаваемыми глобальными изменениями, такими как изменение климата, которое сопровождается участившимися и все более тяжелыми экстремальными погодными явлениями, продолжающаяся урбанизация, рост числа международных центров авиасообщений и массовых мероприятий. Мерам по обеспечению готовности также препятствуют социальная неоднородность и неравноправный доступ к медико-санитарной помощи, в результате которого некоторые группы населения оказываются гораздо более уязвимыми в чрезвычайных ситуациях. Эту ситуацию усугубляют последствия экономических кризисов. Наконец, если риск случайных утечек биологического, химического или радиоактивного материала все больше снижается благодаря совершенствованию правил и процедур безопасности, то возможность умышленного выброса таких материалов по мере того, как облегчается доступ к секретной информации и все более мощной технологии, дает все больше поводов для беспокойства. В целом мир плохо подготовлен к глобальной, затяжной чрезвычайной ситуации в области общественного здравоохранения. Ключевое значение приобретает разработка стратегий адаптации, повышение устойчивости структур к неблагоприятным воздействиям, а также надежное прогнозирование и обеспечение готовности к чрезвычайным ситуациям. Международные медико-санитарные правила ( ВОЗ обладает исключительным международным мандатом в системе международной гуманитарной помощи. Этому же мандату следует Европейское региональное бюро ВОЗ в своих процедурах на случай чрезвычайной ситуации в области общественного здравоохранения и в повседневной деятельности своего Центра чрезвычайных операций. Кроме того, Региональное бюро активно поддерживает европейские государства-члены в деле укрепления их способности принимать ответные меры при любых типах чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения и играет ведущую роль в налаживании регионального и глобального обмена информацией и координации ответных действий. Эффективные стратегии по предупреждению будущих кризисов в области здравоохранения и смягчению их последствий предполагают укрепление стратегического руководства, внедрение системы планирования на случай чрезвычайных ситуаций на постоянной основе по принципу готовности к любым угрозам, принятие в министерствах здравоохранения долгосрочных программ управления в кризисных ситуациях и управления рисками для здоровья и усиление механизмов межсекторального сотрудничества. Поскольку угрозы безопасности общественного здоровья имеют комплексный характер, для действенных ответных мер требуется прозрачный и своевременный обмен информацией и данными между ВОЗ и ее государствами-членами, а также тесное сотрудничество между правительствами, международными организациями, гражданским обществом, частным сектором и другими партнерами. Совместно с партнерами и другими учреждениями ВОЗ создала такие механизмы, как Глобальная сеть оповещения о вспышках болезней и ответных действий (GOARN), для того чтобы можно было оперативно мобилизовать наиболее осведомленных в конкретной области международных экспертов для осуществления ответных действий в случае чрезвычайных ситуаций и вспышек инфекционных заболеваний. Поддержку в осуществлении Международных медико-санитарных правил оказывают сотрудничающие центры ВОЗ, такие как Глобальная программа выявления болезней Центров США по контролю и профилактике заболеваний (имеющая филиал в Казахстане). В области биобезопасности и биозащищенности появились новые действующие субъекты, такие как сектор безопасности, которые вкладывают средства в развитие инфраструктуры и готовят кадровые ресурсы общественного здравоохранения, прежде всего в лабораторных и эпидемиологических службах в странах восточной части Европейского региона. Такие инвестиции согласуются с межсекторальными инвестициями в целях повышения уровня безопасности здоровья, которым всячески содействует международная дипломатия с помощью, например, Конвенции о биологическом и токсинном оружии, Группы высокого уровня ООН по угрозам, вызовам и переменам или Комитета ЕС по безопасности здоровья. Нужно продолжать сбор фактических данных и применять их на практике, чтобы активнее привлекать все секторы государственного управления, такие как сельское хозяйство, транспорт и оборона, а также заинтересованные сообщества и гражданское общество в работу по обеспечению готовности к чрезвычайным ситуациям и реагированию. Планы обеспечения готовности к чрезвычайным ситуациям должны включать тренировки и учения, чтобы регулярно проверять фактический уровень готовности. Укрепление, высокая степень готовности и четкая организация возможностей по предупреждению и принятию ответных мер в случае кризисов в области здравоохранения – это юридически обязательные требования, предусмотренные в Международных медико-санитарных правилах. Оценить свои собственные системы и выявить их сильные и слабые стороны странам помогают специально разработанные инструменты оценки. Конкретным примером содействия мерам по снижению уязвимости лечебно-профилактических учреждений и сохранению их полной функциональной пригодности в период кризиса в области общественного здравоохранения является инициатива «Более безопасные больницы». Центральное место в повышении качества профилактики, раннем выявлении чрезвычайных событий и своевременной организации надлежащих мер занимают инициативы по укреплению межсекторальной координации и междисциплинарных подходов, которые необходимо еще больше усиливать во время проведения международных мероприятий, собирающих большие массы людей. Улучшение систем оповещения и ответных действий, а также обеспечение надежной готовности к чрезвычайным ситуациям может послужить стимулом к значительным улучшениям в работе системы здравоохранения и дать уникальную возможность всем заинтересованным сторонам, включая гражданское общество, осознать свое место и свои обязанности в улучшении здоровья населения. Важной предпосылкой для содействия готовности к чрезвычайным ситуациям является надлежащее стратегическое руководство, в частности меры по обеспечению прозрачности и сотрудничества между различными секторами. Необходимо продолжать повышение прозрачности и своевременности обмена информацией внутри стран, обращая особое внимание на федеральные структуры, и между странами и ВОЗ согласно процедурам, предусмотренным Международными медико-санитарными правилами, с учетом ведущей роли национальных координаторов по ММСП. С целью улучшения сбалансированности географической представленности технических партнеров в Европейском регионе ВОЗ будут создаваться новые партнерства, прежде всего с региональными учреждениями. Для обеспечения как наличия технических экспертов, так и культурного взаимопонимания важно более активное участие региональных учреждений в таких сетях, как, например, GOARN. Будет укрепляться сотрудничество с институтами ЕС, такими как отдел Европейской комиссии по угрозам здоровью населения и ECDC, в частности в рамках оказания поддержки Инициативе ЕС по безопасности общественного здоровья. Это сотрудничество включает (там, где это возможно) дальнейшую разработку инструментов и процедур совместной отчетности, проведение совместных миссий и составление совместных докладов. Сотрудничество будет способствовать обмену техническим опытом и знаниями и результатами оценки рисков, а также позволит избежать противоречий между сообщениями при распространении информации о рисках.
Обеспечение прочности местных сообществ и создание поддерживающей среды для здоровья Возможности людей сохранять свое здоровье тесно связаны с условиями, в которых они рождаются, растут, трудятся и стареют. Важное значение имеет систематическая оценка влияний на здоровье, связанных со стремительным изменением условий окружающей среды (особенно в отношении технологий, труда, энергетики и урбанизации), по результатам которой следует предпринимать соответствующие меры, обеспечивающие полезный эффект для здоровья. Прочные сообщества, уверенно пользующиеся своими правами и возможностями, способны к проактивному реагированию на новые или неблагоприятные ситуации: они проявляют готовность к экономическим, социальным и экологическим сдвигам и более эффективно противостоят кризисам и преодолевают трудности. Сообщества, остающиеся малозащищенными и бесправными, имеют диспропорционально плохие показатели как в отношении здоровья, так и по другим социальным детерминантам, таким как уровни образования и распространенность преступности. Для защиты здоровья людей от угроз, создаваемых опасной, загрязненной или экологически неустойчивой физической окружающей средой, важнейшее значение имеет сотрудничество между секторами охраны окружающей среды и здравоохранения. Вредные факторы окружающей среды являются одной из важнейших детерминант здоровья живущих и будущих поколений; многие нарушения здоровья связаны с экологическими факторами (например, такими как загрязнение атмосферы и изменение климата), и эти факторы, в свою очередь, взаимодействуют с социальными детерминантами здоровья. Благоприятные эффекты для здоровья, связанные с низкоуглеродной экономикой, а также дополнительная польза для здоровья при осуществлении экологических стратегий рассматриваются в контексте Рио+20 – Конференции ООН по устойчивому развитию. Страны начали разрабатывать стратегии, которые одновременно дают положительный эффект как для здоровья планеты, так и для здоровья людей, и пришли к понимаю того, что объединенные усилия обоих секторов имеют ключевое значение для защиты здоровья человека от рисков, связанных с опасной или загрязненной окружающей средой.
Физическая среда В большинстве европейских стран наблюдается отсутствие динамики или снижение индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП). Этот феномен связывают с более низкими показателями природоохранной деятельности и ростом бремени экологически обусловленных болезней. В Европейском регионе ВОЗ такие болезни являются причиной каждого пятого случая смерти. Однако доля экологически обусловленного бремени нездоровья в значительной степени различается на территории Региона - в пределах от 14% до 54%. Можно привести следующие примеры: - подверженность воздействию мелкодисперсных взвешенных частиц снижает ожидаемую продолжительность жизни человека в среднем почти на один год, главным образом вследствие повышенного риска сердечно-сосудистых и респираторных заболеваний и рака легких; - биологическое загрязнение воздуха помещений вследствие сырости и наличия плесени, повышает риск респираторных заболеваний на 50%; - шум в окружающей среде вызывает утрату от 2 до 3 млн DALY вследствие роста заболеваемости ишемической болезнью сердца, когнитивных нарушений у детей, расстройств сна и субъективных нарушений (звон в ушах, общий дискомфорт); - плохо спланированные и неудовлетворительно функционирующие транс портные системы являются прямой причиной роста дорожно-транспортного травматизма и смертности и косвенной причиной снижения уровней активного передвижения и усугубления социальной изоляции; - в период между 2000 и 2010 гг. утроилось число случаев основных болезней водного происхождения, таких как криптоспоридиоз, кампилобактериоз, лямблиоз и легионеллез. По имеющимся оценкам, 1 млн. детей дошкольного возраста и более 3 млн. школьников в Европейском регионе поражены гельминтами. Это отражает необходимость в обеспечении элементарной гигиены, водоснабжения и санитарии в жилищах и других местах длительного нахождения детей; - распространенность классических заболеваний, связанных с водой и имеющих высокий эпидемический потенциал, таких как холера, брюшной тиф, шигеллез и инфекция, вызываемая энтерогеморрагической кишечной палочкой, в Европейском регионе снижается, однако 4 млн. городских жите лей и 14,8 млн. человек, проживающих в сельской местности, все еще пользуются неулучшенными источниками водоснабжения; 34,6 млн. человек не имеют доступа к улучшенным средствам санитарии. Около 10% сельского населения пользуются маломасштабными системами водоснабжения, такими как индивидуальные колодцы, эксплуатация которых часто плохо регулируется и которые не защищены от заражения; - граждане с низким уровнем доходов подвергаются неблагоприятным воздействиям окружающей среды в среднем в пять раз чаще, чем их более обеспеченные соотечественники. Для улучшения здоровья и повышения уровня благополучия необходимо прилагать больше усилий к снижению подверженности неблагоприятным воздействиям, рисков и негативных последствий таких воздействий, одновременно повышая уровень социальной справедливости и укрепляя руководство здравоохранением. За счет сокращения опасных воздействий, связанных с загрязнением воздуха, воды и пищевых продуктов, химическим и шумовым загрязнением, достижения всеобщего доступа к безопасной воде и адекватной санитарии, гарантированного качества питьевой воды и соблюдения основных правил гигиены в Европейском регионе можно предупредить более одной пятой суммарного бремени болезней и значительную долю смертности в детском возрасте. Однако решения проблемы индивидуальной подверженности воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды недостаточно. На самом деле, для того, чтобы добиться сокращения тяжелейшего бремени хронических болезней в современном обществе, требуется экологический подход к охране здоровья населения, учитывающий сложные взаимодействия между биологическими, поведенческими, экологическими и социальными факторами и предусматривающий такие решения в сфере общественного здравоохранения, которые согласуются с достижением глобальной экономической и социальной устойчивости. Прогрессу в снижении экологических рисков для здоровья мешают социально-экономические несправедливости и наблюдаемый в настоящее время глобальный экономический спад. Независимо от уровня благосостояния страны, люди с низкими доходами подвергаются гораздо большему риску, связанному с нездоровой окружающей средой, чем их более обеспеченные сограждане. Важную роль в уровнях подверженности воздействию экологических факторов и тяжести последствий для здоровья отдельных людей и групп населения играют социальные детерминанты. Например, высокие или растущие уровни бедности ослабляют защитные функции сектора водоснабжения и санитарии в национальных системах здравоохранения. Малообеспеченные семьи обычно проживают в худших санитарных условиях, в менее безопасных районах, ближе к источникам промышленных выбросов и других видов химического и иного загрязнения, в некачественных жилищах, имеют меньше доступа к зонам и объектам, способствующим здоровому образу жизни. Под постоянными неблагоприятными воздействиями находится качество воды, и его защита очень важна для питьевого водоснабжения, производства продовольствия и использования воды в рекреационных целях. В странах ЕС, где в основу законодательных требований положено Руководство ВОЗ по обеспечению качества питьевой воды, часто наблюдается несоответствие качества воды по энтерококкам, мышьяку, свинцу, никелю, нитратам и другим загрязняющим агентам. В восточной части Европейского региона степень несоблюдения нормативов выше, и в системах питьевого водоснабжения присутствует больше патогенных микроорганизмов. В связи с резко возросшими в последнее время масштабами приготовления пищи вне домашних условий растущую проблему общественного здравоохранения представляют болезни пищевого происхождения. Обеспечение безопасности по всей усложняющейся пищевой цепи требует сотрудничества между сектором здравоохранения, сельским хозяйством, предприятиями по перевозке пищевых продуктов и предприятиями общественного питания, а также пищевой промышленностью. Безопасность пищевых продуктов и продовольственная безопасность во многом зависят от доступности безопасной воды, политики в отношении землепользования и наличия современных технических средств для улучшения производства, хранения, транспортировки и приготовления пищи. Глобальные изменения в окружающей среде, такие как истощение озонового слоя, изменение климата, утрата биоразнообразия, рост числа природных бедствий и экстремальных погодных явлений, быстрое внедрение новых материалов и технологий, могут вызвать новые проблемы здравоохранения, усугубить уже имеющиеся и подчеркнуть слабость современных систем здравоохранения. В Европейском регионе уже ощущаются некоторые эффекты изменения климата: гибель 70 тысяч человек в период сильной жары в Хотя вмешательства в области окружающей среды и охраны здоровья осуществляются с участием широкого круга действующих субъектов, различные типы воздействия окружающей среды (например, через воздух, воду, почву, шум, ионизирующее и неионизирующее излучение) должны рассматриваться как комплексные детерминанты здоровья и благополучия на всех этапах жизни человека и в любой среде пребывания. Такие секторы, как транспорт, управление водными ресурсами, санитария, энергетика, сельское хозяйство и другие, играют здесь более значительную роль и больше влияют на здоровье, чем отдельно взятый сектор здравоохранения, причем межсекторальные стратегии дают эффект на всех уровнях – от местного до международного. Сектору здравоохранения принадлежит особая роль в стимулировании вмешательств других секторов в области общественного здравоохранения, выявлении рисков для здоровья и детерминант здоровья и проведении мониторинга и оценки эффективности стратегий и вмешательств. Страны Европейского региона 20 лет назад начали Европейский процесс «Окружающая среда и здоровье». Это пример уникального механизма стратегического руководства, действующего через серию министерских конференций, в которых на равных условиях участвуют министерства, отвечающие за вопросы здравоохранения и окружающей среды. Он усиливает связи и синергию с целым рядом многосторонних природоохранных соглашений, а также укрепляет партнерство с другими межправительственными органами, такими как Европейская экономическая комиссия ООН, Программа ООН по окружающей среде и Европейская комиссия, а также с организациями гражданского общества. Большое значение для более тесного увязывания вопросов охраны здоровья и устойчивого развития будет иметь реализация принятого на Пятой министерской конференции по окружающей среде и охране здоровья, состоявшейся в - защита здоровья населения путем улучшения доступа к безопасному водоснабжению и санитарным удобствам; - борьба с ожирением и травматизмом путем обеспечения безопасной окружающей среды, адекватного уровня физической активности и здорового питания; - профилактика заболеваний органов дыхания путем улучшения качества воздуха внутри и вне помещений; - профилактика заболеваний, связанных с небезопасной химической, биологической и физической окружающей средой. Кроме того, в «Заявлении о приверженности активным действиям» содержится призыв: - учитывать интересы здравоохранения при реализации любых мер, про грамм и стратегий смягчения и адаптации к изменению климата; - укреплять системы и службы здравоохранения, социальной защиты и ох раны окружающей среды в целях повышения их способности эффективно противодействовать негативным последствиям изменения климата; развивать и укреплять системы раннего предупреждения и обеспечения готовности к экстремальным погодным явлениям и к борьбе со вспышка ми болезней; - разрабатывать и осуществлять программы просвещения и информирования населения; - повышать вклад сектора здравоохранения в снижение выбросов парниковых газов и - содействовать научным исследованиям и разработкам. В борьбе с болезнями, связанными с водой и пищевыми продуктами, большое значение имеет основная деятельность ВОЗ, особенно по укреплению национальных систем здравоохранения с целью улучшения служб эпиднадзора, оповещения и принятия ответных мер, равно как и ее деятельность по борьбе с болезнями, предупреждаемыми с помощью вакцин, и с т.н. забытыми болезнями. Значительных улучшений в показателях здоровья можно добиться, если более строго соблюдать рекомендации ВОЗ в отношении болезней, предупреждаемых с помощью вакцин, таких как вирусный гепатит А. Одной из центральных функций сектора здравоохранения является оценка экологических детерминант здоровья и стратегий различных секторов сточки зрения их воздействия на здоровье. Она предполагает выявление рисков, понимание того, какое отношение они имеют к здоровью человека, и выработку эффективных и рациональных мер по противодействию рискам. Оценка воздействия на здоровье важна для разработки и внедрения экологических нормативов и снижения или устранения рисков и неблагоприятных воздействий окружающей среды. Предпринимаемые в рамках первичной профилактики болезней меры по улучшению городского планирования, созданию возможностей для повышения уровня физической активности, повышению мобильности стареющего населения или людей с ограниченными возможностями способствуют улучшению здоровья и благополучия населения. Повышение безопасности на рабочем месте и на объектах общественного пользования и улучшение жилищных условий снижает травматизм и подверженность воздействию экологических факторов риска для здоровья, таких как жара и холод, химические вещества и шум. Комплексные системные подходы к организации дорожного движения, которые приводят к повышению безопасности среды на дороге, транспортных средств и поведения водителей и направлены на сокращение ведущих факторов риска дорожно-транспортного травматизма (таких как превышение скорости движения, управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения и недостаточное использование защитных приспособлений), значительно повышают безопасность дорог для водителей и пешеходов, тем самым существенно сокращая число случаев смерти и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий. Налогово-бюджетные меры, такие как ценообразование на услуги водоснабжения и санитарии, налогообложение выбросов загрязняющих веществ (включая парниковые газы) и материальное стимулирование переориентации моделей потребления, способствуют применению экологически чистых технологий, более рациональному использованию природных ресурсов и сохранению биоразнообразия. Эти меры необходимы не только для улучшения здоровья живущих сегодня, но и для защиты будущих поколений. Хорошо функционирующая система стратегического руководства в области окружающей среды и охраны здоровья на уровне Европейского региона ВОЗ играет важную роль в объединении усилий заинтересованных сторон из многих различных секторов и стимулировании согласованных действий, направленных на снижение экологического бремени болезней.
Городская среда Около 69% населения Европейского региона – городские жители. Условия жизни и работы в городах оказывают и положительное, и отрицательное воздействие на здоровье людей и перспективы в отношении здоровья через сложную систему различных видов воздействий и механизмов. В городах сосредоточены группы населения с различными демографическими, экономическими и социальными характеристиками, некоторые со свойственными им особыми рисками для здоровья и уязвимостью. Города дают индивидам и семьям прекрасные возможности для успеха и процветания и могут предоставлять благоприятные для здоровья условия благодаря улучшенному доступу к услугам, культурным ценностям и условиям для отдыха. Тем не менее, хотя города являются двигателями экономического процветания и местом, где нередко сосредоточены самые большие деньги в стране, они являются местами наибольшей концентрации бедности и нездоровья. В последние годы начала развиваться наука и практика городского здравоохранения, которая стала обрамляющей парадигмой для целой сферы исследований и политики, призванной объединить и сориентировать действия целого ряда сил, от которых зависит здоровье городских жителей. Жизнь в городе может влиять на здоровье человека через природную и искусственную среду, социальное окружение и доступ к услугам и помощи. Качество жилья, планировка жилых кварталов, плотность застройки и структура землепользования, доступ к зеленым зонам, наличие мест отдыха и велосипедных дорожек, качество воздуха, шум и воздействие токсичных веществ – все это по-разному влияет на здоровье и благополучие населения. Некоторые обстоятельства жизни в городах, особенно изоляция и бедность, вносят дополнительный вклад в это неравенство и усугубляют его, способствуя непропорциональному воздействию губительных для здоровья и нежелательных для общества моделей реакции на экономические и социальные лишения. Увеличение числа живущих в городах людей старшего возраста требует переосмысления принципов городского планирования и стандартов оказания услуг. На большинство местных органов власти в Европейском регионе возложена общая обязанность способствовать благополучию своих граждан и обеспечивать равноправный и справедливый доступ к муниципальным ресурсам и возможностям. Города могут обеспечить такой доступ благодаря своему влиянию в таких сферах, как здравоохранение, социальное обеспечение, охрана окружающей среды, образование, экономика, жилищно-коммунальное хозяйство, безопасность, транспорт и спорт. Партнерства между секторами и инициативы по расширению прав и возможностей местных сообществ легче осуществлять на местном уровне, при активной поддержке местных органов власти. Многочисленные примеры успешной практики в этом отношении дает деятельность сети «Здоровые города». Города оказывают значительное влияние на здоровье и благополучие людей, принимая и осуществляя различные стратегии и вмешательства, в том числе в таких областях, как борьба с социальным отчуждением и предоставление поддержки, содействие здоровой и активной жизни (например, строительство велосипедных дорожек и организация общественных мест, свободных от табачного дыма), вопросы безопасности и окружающей среды для детей и людей старшего возраста, условия труда, готовность к преодолению последствий изменения климата, подверженность опасным факторам и неудобствам, отвечающее интересам здоровья городское планирование и проектирование (планирование жилых кварталов, устранение архитектурных барьеров, доступность и близость бытовых услуг) и процессы с возможностью активного и широкого участия граждан. Тем, кто имеет отношение к деятельности по охране здоровья и благополучия населения, рассмотрение этих вопросов сквозь призму городской жизни позволяет сделать несколько практических выводов о необходимости: - понимать и учитывать особенности жизни и распределение социально-экономических и экологических детерминант здоровья в городе; - влиять на условия, которые увеличивают потенциальный риск и уязвимость в отношении инфекционных и неинфекционных заболеваний; - учитывать в своих действиях меняющийся демографический и социальный ландшафт городов, например, старение населения и миграцию; - включать вопросы городского здравоохранения в национальные стратегии, программы и планы здравоохранения; - признавать важную роль местных органов власти в продвижении интересов охраны здоровья и социальной справедливости в отношении здоровья во всех местных стратегиях, а также важность вовлечения в эти процессы всего общества.
Публикация подготовлена по материалам Европейского регионального бюро ВОЗ «Здоровье-2020: основы европейской политики и стратегия для XXI века».
Источник: журнал «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения» 2015/09 Другие статьи по теме | |
Категория: Зарубежный опыт | Добавил: zdrav1 (28.08.2017) | |
Просмотров: 1915 |
Всего комментариев: 0 | |