Секретарь – главный помощник главного врача - Управление медицинской организацией - Каталог статей - Управление здравоохранением
Главная » Статьи » Управление медицинской организацией

Секретарь – главный помощник главного врача

Источник: журнал «Главный врач».

Телегин И.В. Региональный центр последипломного обучения, г. Москва

От уровня профессиональной подготовки секретаря и его личностных характеристик во многом зависит эффективность деятельности главного врача. По мнению специалистов, квалифицированный секретарь освобождает до 30% его рабочего времени для решения более важных дел.

 

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. постановлением Минтруда России от 21.08.98 N 37, относит должность секретаря руководителя к категории технических исполнителей. Многие считают эту работу одной из самых простых. Однако не стоит питать иллюзий. В одних учреждениях здравоохранения, действительно, достаточно просто принимать посетителей и отвечать на телефонные звонки. В других ЛПУ секретарь планирует расписание главного врача, ведет различную документацию, выполняет отдельные поручения своего шефа и т.д. Все зависит от размера и специфики деятельности организации, выработанных личностных особенностей работы главврача и сложившимся взаимоотношениям «руководитель-секретарь». Иными словами, профессиональные задачи и функции секретаря в значительной степени определяются направлением и спецификой деятельности организации, ее культурными традициями, стилем работы руководителя и некоторыми другими факторами.

По мнению специалистов, квалифицированный секретарь освобождает до 30% рабочего времени руководителя, предоставляет необходимую информацию каждому четвертому посетителю и самостоятельно решает до половины всех телефонных запросов.

На должность секретаря главного врача назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 2 лет. Указанные требования являются рекомендательными.

Секретарь руководителя должен знать постановления, распоряжения, приказы и другие руководящие материалы и нормативные документы, касающиеся деятельности учреждения здравоохранения и ведения делопроизводства; структуру и руководящий состав ЛПУ и его подразделений; организацию делопроизводства; методы оформления и обработки документов; архивное дело; машинопись; правила пользования оргтехникой, стандарты унифицированной системы организационно-распорядительной документации; правила печатания деловых писем с использованием типовых форм; основы служебной этики, правила делового общения; основы организации труда и управления; правила эксплуатации компьютерной техники; основы административного права и законодательства о труде; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

Секретарь главврача назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя (главного врача) учреждения здравоохранения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Как правило, секретарь руководителя непосредственно подчиняется своему руководителю, хотя может состоять в штате другого структурного подразделения.

Должностные обязанности и квалификационные требования к должности секретаря описаны в квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей), утвержденном Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37.

 

Должностные обязанности секретаря

Осуществляет работу по организационно-техническому обеспечению административно-распорядительной деятельности главного врача. Принимает поступающую на его рассмотрение корреспонденцию, передает ее в соответствии с принятым решением в структурные подразделения или конкретным исполнителям для использования в процессе работы либо подготовки ответов. Ведет делопроизводство, выполняет различные операции с применением компьютерной техники, предназначенной для сбора, обработки и представления информации при подготовке и принятии решений. Принимает документы и личные заявления на подпись главного врача. Подготавливает документы и материалы, необходимые для его работы. Следит за своевременным рассмотрением и представлением структурными подразделениями и конкретными исполнителями документов, поступивших на исполнение, проверяет правильность оформления подготовленных проектов документов, передаваемых руководителю на подпись, обеспечивает качественное их редактирование. Организует проведение телефонных переговоров руководителя, записывает в его отсутствие полученную информацию и доводит до его сведения ее содержание, передает и принимает информацию по приемно-переговорным устройствам (телефаксу, телексу и т.п.), а также телефонограммы, своевременно доводит до сведения главврача информацию, полученную по каналам связи. По поручению руководителя составляет письма, запросы, другие документы, готовит ответы авторам писем. Выполняет работу по подготовке заседаний и совещаний, проводимых руководителем (сбор необходимых материалов, оповещение участников о времени и месте проведения, повестке дня, их регистрация), ведет и оформляет протоколы заседаний и совещаний. Осуществляет контроль за исполнением работниками учреждения здравоохранения изданных приказов и распоряжений, а также за соблюдением сроков выполнения указаний и поручений главного врача, взятых на контроль. Ведет контрольно-регистрационную картотеку. Обеспечивает рабочее место руководителя необходимыми средствами организационной техники, канцелярскими принадлежностями, создает условия, способствующие его эффективной работе. Печатает по указанию руководителя служебные материалы, необходимые для его работы или вводит текущую информацию в банк данных. Организует прием посетителей, содействует оперативности рассмотрения просьб и предложений работников. Формирует дела в соответствии с утвержденной номенклатурой, обеспечивает их сохранность и в установленные сроки сдает в архив. Копирует документы на персональном ксероксе.

Как видно, список обязанностей секретаря главного врача достаточно большой и требует много времени на их качественное выполнение.

 

Права и ответственность секретаря главврача

Секретарь главного врача учреждения здравоохранения несет персональную ответственность за:

1) осуществление возложенных на него должностных обязанностей;

2) организацию своей работы и работы главврача, своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений руководства, нормативно-правовых актов по своей деятельности;

3) соблюдение правил внутреннего распорядка, противопожарной безопасности и техники безопасности;

4) ведение документации, предусмотренной должностными обязанностями;

5) оперативное принятие мер, включая своевременное информирование руководства, по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и иных правил, создающих угрозу деятельности учреждения здравоохранения, его работникам и иным лицам (пациентам, посетителям и др.)..

За нарушение законодательных и нормативных актов секретарь руководителя может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной и административной ответственности.

Секретарь главврача имеет право:

1) вносить предложения по вопросам организации и условий труда;

2) пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей;

3) проходить в установленном порядке аттестацию с правом на получение соответствующего квалификационного разряда;

4) повышать свою квалификацию.

Секретарь руководителя учреждения здравоохранения пользуется всеми трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

 

Содержание некоторых аспектов деятельности секретаря руководителя

Планирование рабочего времени секретаря полностью зависит от стиля работы руководителя. Порядок и технология выполнения секретарем своих должностных обязанностей определяются особенностями работы руководителя и культурными традициями учреждения здравоохранения. Понятно, что профессиональный секретарь в своей работе обязан учитывать личные привычки и предпочтения своего руководителя.

Секретарь – это "лицо организации". Он - одно из первых лиц, с которым сталкиваются посетители, обращающиеся в организацию по различным вопросам. Как известно, первое впечатление складывается в очень короткий временной промежуток, но является весьма устойчивым. От работы, поведения секретаря, его отношения к людям и даже от внешнего вида, улыбки, тембра голоса зависит впечатление об организации в целом. Это впечатление дает себя знать в процессе общения и с другими сотрудниками организации.

Секретарь является связующим звеном между руководителем и коллективом. Поручения и замечания, передаваемые руководителем через своего секретаря, воспринимаются сотрудниками иначе. Это можно объяснить тем, что секретарь занимает достаточно специфичную должностную позицию. С одной стороны, он работает в тесном контакте с руководителем, располагает большим объемом информации, передает поручения от его имени, но не обладает компетенцией и полномочиями начальника. С другой, он является членом коллектива, но его рабочее место находится несколько обособленно и он не имеет права оставить работу на длительный период. Это позволяет ему избегать мелких производственных конфликтов и держать нейтралитет в сложных ситуациях. Но, работая рядом с руководителем, секретарь не занимает значительной должностной позиции и обязан соблюдать правила субординации не только по отношению к своему руководителю, но и к другим специалистам, занимающим более высокие должности.

 

Роль секретаря в управленческом процессе

Секретарь отвечает за организационно-техническое обеспечение административно-управленческой деятельности главного врача, что является частью управленческого процесса организации. Секретарь как ответственный исполнитель обеспечивает принятие руководителем качественных управленческих решений и их своевременное доведение до исполнителя, контролирует соблюдение установленных руководителем сроков исполнения, принимает участие в документировании результатов исполнения специалистами организации поручений руководителя.

Главврач принимает решение на основании поступающей к нему информации. Часть информации, в т.ч. в задокументированной форме, поступает к руководителю непосредственно через секретаря. От полноты объема этой информации, ее оперативности и достоверности зависит качество принимаемого руководителем управленческого решения.

На качество административно-управленческой деятельности оказывают влияние также систематизация и оформление представляемой информации. Именно секретарь отвечает за качество оформления документов, поступающих на подпись руководителю от специалистов учреждения здравоохранения, подбирает дополнительную информацию в сопровождение этих документов, строго соблюдает сроки подачи документов на доклад, устно передает руководителю другую необходимую информацию.

Принятое руководителем решение может быть оформлено в виде резолюции на документе или отдельным распорядительным документом, например приказом. Секретарь принимает непосредственное участие в подготовке этих документов, печатая их или проверяя правильность оформления при предоставлении проекта документа непосредственным исполнителем.

В процессе подготовки управленческого решения могут проводиться совещания (медицинские советы, коллегии, заседания различных комиссий и т.д.), работу которых чаще всего протоколирует секретарь. Он же знакомит исполнителей с принятыми по результатам работы коллегиальных органов решениями. Секретарь отвечает за своевременное и полное доведение содержания и сроков исполнения поручений руководителя (вне зависимости от вида их оформления) до ответственных исполнителей.

Секретарь осуществляет контроль за сроками исполнения поручений и докладывает руководителю о ходе исполнения принятых им решений. В обязанности высокопрофессионального секретаря входит контроль не только по срокам, но и по содержанию исполнения поручения.

Результат исполнения ответственными лицами поручений руководителя может быть оформлен документально. Соответствие оформления итогового документа правилам делопроизводства проверяется секретарем. Он же отвечает за своевременное сообщение итогов выполненного поручения заинтересованным лицам.

Секретарь руководителя участвует в каждом этапе управления, начиная от подготовки управленческого решения и заканчивая контролем его исполнения. От ответственности, организованности, оперативности и компетентности секретаря зависит эффективность административно-управленческого процесса в любой медицинской организации.

 

Список использованной литературы:

1. Афонина Е. 5 мифов о работе секретаря // Обучение & карьера. 2012. N 6. с. 28-29.

2. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей), утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37.

3. Мурнина И.В. Каков секретарь, таковы и порядки в организации...

4. Справочник кадровика: Сборник должностных инструкций. М.: ИНФРА-М, 2004. 576 с.

 

Источник: журнал «Главный врач» 2017/04

Другие статьи по теме
Категория: Управление медицинской организацией | Добавил: zdrav1 (26.08.2017)
Просмотров: 10730
Всего комментариев: 0
Яндекс.Метрика