Главная » Статьи » Управление медицинской организацией |
Источник: журнал «Главный врач». Ананьева Е.П. Генеральный директор ООО "СНТ Консалтинг" г. Челябинск Конфликты стереотипно воспринимаются большинством людей и руководителей только с негативной стороны. Но это не так! В любом конфликте всегда есть и негативное, и позитивное. Причём в разных конфликтах соотношение позитивного и негативного – разное. Важно научиться видеть и различать то, что скрыто внутри конфликта и эффективно использовать положительное, которое зачастую заложено в конфликтной ситуации.
Конфликт – это столкновение разнонаправленных целей, интересов, взглядов, позиций, которые фиксируются в жёсткой форме. В основе любого конфликта – субъективно-объективные противоречия, но конфликт и противоречия не являются синонимами. Противоречия могут существовать долго и никогда не переходить в конфликт. Конфликт возникает только, если противоречия становятся несовместимыми друг с другом по интересам, потребностям и ценностям. В этом случае обычно наблюдается противоборство сторон. Учитывая субъективное восприятие ситуации, можно выделить 1. Ложный конфликт – человек субъективно воспринимает ситуацию как конфликтую, хотя реальных причин нет. 2. Потенциальный конфликт – реально существуют причины для конфликта, но участники ситуации пока еще не осознали ситуацию как конфликтную. 3. Истинный конфликт – реальное столкновение интересов, взглядов, ценностей сторон. С практической точки зрения пристального рассмотрения заслуживает истинный конфликт, так как в нём скрыто много потенциальной энергии роста и для организации, и для отдельных личностей. Именно истинные конфликты сопровождают начальную стадию естественных изменений, связанных с ростом и развитием. Среди истинных конфликтов нужно научиться различать: - конструктивный – возник на основе реально существующих противоречий целей, потребностей, ценностей участников ситуации; - случайный – возник по недоразумению или стечению обстоятельств (клиника не успела закупить некий препарат, который редко назначается, но именно в этот момент этот препарат оказался необходим для лечения пациенту); - смещенный – истинная причина скрыта (например, пациент с болевым синдромом может найти малейший повод, чтобы вступить в конфронтацию с медперсоналом); - неверно приписанный – истинный виновник, субъект конфликта скрыт «за кулисами», не участвует в противоборстве, а в конфликтной ситуации задействованы люди, не имеющие по сути к нему причастия (например, конфликт между медперсоналом и родственником лежачего пациента, который не может сам прийти на приём). В медицине чаще всего имеют место конфликты, которые относятся к межличностному уровню, т.е. конфликты происходят при противоречиях целей, ценностей и потребностей конкретных личностей. На этом основании можно сделать один простой вывод – проще всего не допускать появления конфликтных ситуаций всего лишь благодаря подобранной команде специалистов, у которых низкая склонность к участию в конфликтах. Конечно, есть достаточно много людей, по своей природе имеющих неконфликтный тип личности. И есть наоборот, конфликтные личности. Их можно разделить на: - конфликтующие – их интересует, прежде всего, личная позиция, отличная от других, а вовсе не поиск истины. Они постоянно вступают в противоборство с методами управления, способами решения проблем и т.п. С ними трудно работать в коллективе, они вечно негативно ко всему относятся и стимулируют активность других сотрудников в поиске истины; - конфликтогенные – люди с беспредельным эгоцентризмом, завышенной самооценкой, умением «втереться в доверие». Они не способны поддерживать длительные дружеские контакты и добросовестно работать, они являются постоянным источником эмоциональных конфликтов внутри коллектива. Интересный факт. В ходе проводившихся исследований конфликтов в медицине было выявлено, что со стороны пациентов в конфликты чаще вступают люди из ожидаемой группы (предпенсионный и пенсионный возраст, низкий социальный и материальный статус, невысокий уровень образования, неустроенность личной жизни), а вот среди врачей чаще в конфликты вступают именно специалисты высокого уровня. Не смотря на осознанный выбор профессии и большой опыт работы с людьми, заработная плата на уровне прожиточного минимума, неудовлетворительные бытовые условия работы оказывают негативное влияние на взаимодействие врача и пациента. Исследование личностных профилей медицинских работников выявило склонность к конфликтности и тенденцию к избеганию конфликтов: 8,5% – очень высокая степень конфликтности; 25% – высокая степень конфликтности; 58% – выраженная степень конфликтности; 8,5% – низкая степень конфликтности. Тактика поведения в конфликте зависит от степени конфликтности и уровня конфликтогенности медработника. Избегание конфликтов – методически ошибочно! Кроме того, на практике не реально постоянно избегать конфликтов. Необходимо научиться использовать позитивную функцию конфликта. Это возможно на основе коллегиальной модели взаимоотношений врач-пациент. Только в этом случае, при этой модели взаимодействия существует вероятность мирного и конструктивного диалога в конфликтной ситуации. Врачам следует иметь навык общения с пациентом в коллегиальном стиле, т.е. призвать пациента к сотрудничеству в решении задачи восстановления его здоровья. Другие модели взаимоотношений (контрактная, патерналистская и техницистская) несут в себе риски негативного развития конфликта, хотя традиционно чаще используются на практике. Давайте разберем каким образом вы, как руководители, можете снизить уровень конфликтов в работе клиники на административном уровне. Для этого нам нужно внести ясность в понимание того, кто является сторонами конфликта и почему это так.
Стороны конфликта в медицине Сторона первая – пациент как участник конфликта. Для него характерно, что он: - боится всего происходящего; - не доверяет врачу, т.к. мало с ним знаком; - испытывает физический дискомфорт; - находится под влиянием эндогенных факторов; - обладает личностными особенностями. Сторона вторая – врач как участник конфликта. Он часто: - провоцирует пациента мелочами; - недостаточно общается с пациентом; - затягивает время приема; - уделяет мало времени на приеме; - назначает обследование и лечение, которое неудобно, неприятно; - обладает личностными особенностями.
Стратегия предупреждения конфликтов 1) четкая система взаимодействия врача и пациента – регламентация действий врача (двойная). Под двойной регламентацией подразумевается, что нужно придерживаться не только регламентов лечебного и сестринского процессов, но и регламентов, где описываются поведенческие стандарты медперсонала; 2) создание физически комфортной для пациента обстановки внутри клиники для облегчения физического дискомфорта пациентов; 3) система медицинской логистики – чёткое расписание и планирование пациентского потока внутри клиники; 4) Тренинги для персонала с целью формирования навыков бесконфликтного общения, сообщения трудного диагноза, мотивирования на обследование и лечение, общения с родственниками. Отдельно хочется сказать о так называемом процессуальном подходе к вопросам конфликтов. Процессуальная работа представляет собой многосторонний подход к работе с человеческими проблемами, основанный на осознании сигналов и событий, которые происходят в текущий момент. Это установка на то, что решения проблем можно находить в самом процессе, в потоке событий и сигналов. До сих пор большая часть работы с конфликтами основывается на логических процедурах и на обычных состояниях сознания. Именно поэтому такая работа с конфликтом редко бывает до конца успешной. Дело в том, что людей в конфликте переполняет гнев и страх. Поэтому важно суметь построить работу с этой частью конфликтных ситуаций. Но это – отдельная тема для разговора. Как видите, именно в ваших руках находится возможность организовать работу клиники таким образом, чтобы вероятность случайных конфликтов свести к минимуму.
Использованная литература 1. Руженков В.А., Чернева Я.А. Медицинская конфликтология. Белгородский ГУ, кафедра психиатрии, наркологии и клинической психологии. Учебное пособие. – Белгород, 2011. – 143 с. 2. Минделл А. Процессуально-ориентированная работа с конфликтами: глубинная демократия открытых форумов: практические шаги к предотвращению и разрешению конфликтов в семье, на рабочем месте и в мире. – М.: Беловодье, 2011. – 256 с.
Источник: журнал «Главный врач» 2015/03 Другие статьи по теме | |
Категория: Управление медицинской организацией | Добавил: zdrav1 (28.08.2017) | |
Просмотров: 2700 |
Всего комментариев: 0 | |