Главная » Статьи » Региональный опыт |
Источник: журнал «Главный врач». Для решения задач формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний в Свердловской области разработана одноименная Концепция. В ее основе лежит принцип влияния на управляемые факторы риска. В Концепции отражены основные профилактические направления: популяционная стратегия, стратегия высокого риска, первичная, вторичная и третичная профилактика.
В Свердловской области 80,6 процента населения подвержено риску негативного воздействия санитарно-гигиенических факторов и 30,2 процента - социально-экономических. С 90-х годов XX века демографическая ситуация в Свердловской области, как и в целом по Российской Федерации, характеризуется естественной убылью населения, которая составляет около 10 тыс. человек. К основным причинам смертности населения относится смертность от хронических неинфекционных заболеваний, а также травм и несчастных случаев. Суммарный вклад этих заболеваний в общую смертность составляет 91 процент. Общие тенденции динамики смертности населения страны во многом определяет «сверхсмертность» людей трудоспособного возраста (более 30% умерших), среди которых около 80% составляют мужчины. Уровень мужской смертности в 3,5 раза выше уровня женской и в 2-4 раза выше, чем в развитых странах. Смертность мужчин в трудоспособном возрасте, по заключению Европейского бюро ВОЗ, в основном связана с рискованными формами поведения. В области ежегодно регистрируются 36 тыс. случаев смерти от болезней системы кровообращения, почти половина из них от цереброваскулярных болезней и артериальной гипертонии. Осложнения артериальной гипертонии, такие, как инсульт и инфаркт миокарда, становятся причиной инвалидности населения (44,4 процента среди причин инвалидности). По данным мониторинга артериальной гипертонии, проводимого в Российской Федерации, включая Свердловскую область, индивидуальными факторами риска являются низкая физическая активность - в 64 процентах случаев, курение – в 48 процентах случаев у мужчин, ожирение – в 35 процентах случаев у женщин и 20 процентах у мужчин, повышенный уровень холестерина в крови - в 11 процентах случаев, употребление алкоголя в 7 процентах случаев у мужчин и 2 процентах у женщин. Среди многочисленных факторов риска развития болезней системы кровообращения неустранимыми являются лишь 4 (пол, возраст, наследственность, этническая принадлежность). Остальные (курение, злоупотребление алкоголем, избыточный вес, повышенное артериальное давление и.т.д.) в той или иной степени поддаются управлению. При снижении влияния только трех их них (гипертонии, алкоголя, курения) можно сохранить 46% всех потерянных лет здоровой жизни. Ежегодно регистрируется более 350 тыс. случаев травм у взрослых и около 75 тыс. случаев травм у детей. Около 64 процента всех травм – бытовые. Наиболее многочисленную группу риска по травматизму составляют мужчины в трудоспособном возрасте. Детский травматизм занимает первое место среди причин повышенной смертности детей и подростков. Социальными проблемами являются высокая распространенность хронического алкоголизма, наркомании и токсикомании среди подростков. Высоки показатели гибели населения от «неестественных» причин, таких, как отравления в быту, самоубийства, убийства, транспортные несчастные случаи. Большой вклад вносят хронические неинфекционные заболевания и травматизм в общую заболеваемость и смертность, в т.ч. у лиц трудоспособного возраста. К настоящему времени доказано, что снижение уровня управляемых факторов риска ведет к значительному уменьшению частоты новых случаев неинфекционных заболеваний и количества смертей от них в популяции.
Таблица 1
Вклады основных факторов риска в показатели общей смертности (ОС) и общие потери вследствие нетрудоспособности (ОПН) населения России
Источник: доклад Всемирного банка «Рано умирать…» ВБ, 2005.
Для профилактики неинфекционных заболеваний наибольший интерес представляют управляемые факторы риска, связанные с образом жизни: низкая физическая активность, нерациональное питание, избыточная масса тела, курение, злоупотребление алкоголем, неумение справляться со стрессами. Вклад этих факторов в общую смертность населения страны колеблется от 9 до 35 процентов (см. табл. 1). Большинство факторов риска являются универсальными для развития неинфекционных заболеваний: низкая физическая активность, нерациональное питание, избыточная масса тела, курение, злоупотребление алкоголем, неумение справляться со стрессами. Обращает на себя внимание низкая информированность населения о показателях своего здоровья и недостаточная приверженность к лечению. Население недостаточно активно привлекается к участию в массовых акциях профилактической направленности и испытывает недостаток в информационных материалах по вопросам сохранения и укрепления здоровья. При этом более 72 процентов взрослого населения Свердловской области планируют внести изменения в повседневную жизнь с целью сохранения и укрепления своего здоровья. По оценке ВОЗ смертность от неинфекционных заболеваний вызывает и может продолжать вызывать существенные экономические потери. Так, недополученный национальный доход из-за высокой смертности от болезней сердца, инсульта и диабета за период с 2005 по 2015 годы может составить в России 303 млрд. долларов. Причем, в соответствии с этой оценкой, если в 2005 году потери составили 11,1 млрд. долларов, то к 2015 году они могут стать в 6 раз больше – 66,4 млрд. долларов. Важно разделять факторы, находящиеся в компетенции здравоохранения (развитие системы здравоохранения, качество и доступность медицинской помощи, раннее выявление заболеваний, вторичная[1] и третичная[2] профилактика, участие в первичной профилактике заболеваний), и факторы, выходящие за рамки компетенции здравоохранения. Использование только медицинских способов влияния на уровень смертности и сохранение здоровья населения малоэффективно. Подобный путь приводит к умеренному снижению уровня смертности и к значительному увеличению расходов на здравоохранение. Наибольшего влияния на показатели смертности от управляемых причин можно добиться при применении мер первичной профилактики[3], изменении образа жизни. Преимущественно немедицинскими методами необходимо влиять на уровень смертности от внешних причин, которые, по сравнению с другими причинами смертности, имеют наиболее выраженную «социально-экономическую» окраску. Наибольшего выигрыша можно добиться при снижении смертности мужчин от несчастных случаев травм и отравлений, болезней сердца и сосудов, онкологических заболеваний. Это потребует значительных межведомственных усилий. Сформировались обширные группы населения, условия и образ жизни которых не совместимы со здоровым образом жизни. Решающий вклад в преждевременную смертность вносят неконтролируемая алкоголизация и потребление населением наркотических средств. Им сопутствуют болезни, связанные с поражением внутренних органов, снижение интеллектуального потенциала населения, травматизм, суициды, рост преступности и др. Главное направление – значительное усиление профилактического направления, не столько за счет здравоохранения, но и за счет других субъектов профилактики (образования, физической культуры и спорта, питания, культуры и др.). Стратегия массовой профилактики заключается в изменении образа жизни и факторов окружающей среды, связанных с заболеваниями, а также социальных и экономических детерминант. Реализация такой стратегии является задачей всех ветвей и уровней власти, при инициативной и каталитической роли здравоохранения. Второе направление – выявление лиц с высоким риском заболевания, коррекция факторов риска, раннее лечение. Здесь роль здравоохранения преобладает. И третье направление – вторичная и третичная профилактика, которая заключается в выявлении лиц с ранними стадиями заболевания, предупреждении рецидивов, прогрессирования болезненного процесса и возможных его осложнений и проведении реабилитационных мероприятий. В этом секторе роль здравоохранения ведущая. Оптимальные результаты получаются при сочетании всех трех направлений.
Цель и задачи Концепции
Целью Концепции являются сохранение и укрепление здоровья населения Свердловской области путем профилактики заболеваний и создания системы формирования здорового образа жизни. Основные задачи Концепции: 1. Содействие развитию приоритета профилактики заболеваний и формированию здорового образа жизни в программах региональных действий по укреплению и сохранению здоровья населения. 2. Разработка предложений по созданию системы межведомственного взаимодействия и партнерства по вопросам сохранения и укрепления здоровья на всех уровнях власти. 3. Повышение уровня информированности населения по вопросам сохранения и укрепления здоровья через создание и поддержание постоянно действующей информационно-пропагандистской и образовательной системы, направленной на мотивацию населения к здоровому образу жизни, профилактику травматизма, привлечение к активному отдыху, занятию физической культурой, туризмом и спортом, начиная с детского возраста. 4. Расширение профилактической составляющей деятельности лечебно-профилактических учреждений, учреждений образования. 5. Повышение доступности профилактических услуг для различных групп населения. 6.Совершенствование системы подготовки медицинских и немедицинских кадров по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактике заболеваний. 7.Формирование и совершенствование системы мониторинга заболеваний, поведенческих факторов риска и уровня информированности населения по вопросам сохранения и укрепления здоровья. 8. Создание условий для реализации принципов здорового образа жизни (инфраструктуры для реализации принципов здорового образа жизни).
Принципы реализации Концепции
В целях успешной реализации Концепции необходимо руководствоваться следующими принципами: 1. Приоритет оздоровительных и профилактических мер в области общественного здравоохранения. 2. Своевременное реагирование на тенденции в состоянии здоровья различных групп населения. 3. Доступность для населения оздоровительных мероприятий вне зависимости от социального статуса граждан, уровня их доходов и места жительства. 4. Непрерывность оздоровительных мероприятий в течение всей жизни человека. 5.Формирование у населения ответственности за свое здоровье и здоровье своей семьи. 6. Адресность мер по формированию здорового образа жизни, с учетом социального статуса населения, поло-возрастных и иных характеристик. 7. Этапность реализации мер по формированию здорового образа жизни.
Основные направления работы
1. Формирование региональной политики, разработка предложений по источникам финансирования Для выработки эффективной политики, способствующей мотивации населения к здоровому образу жизни и созданию благоприятной окружающей среды для сохранения и укрепления здоровья, необходимо развивать сотрудничество со всеми секторами гражданского общества. Особенно важно создание ориентированных на население подходов к профилактике заболеваний, при этом особое внимание следует уделить уязвимым группам населения (дети, подростки, пожилые люди), нужно также учитывать неравенство в состоянии здоровья между различными социальными группами. Для этого предполагается: 1) признать, что формирование здорового образа жизни — это не только медицинская, но и социально-экономическая проблема, проблема государственного уровня; соответственно и пути ее решения должны быть общегосударственными мерами с участием всего сообщества; 2) придать первостепенное значение решению данной проблемы в системе здравоохранения, образования, физкультуры и спорта, культуры. Для этого должны быть предприняты организационные усилия и выделены адекватные человеческие, технические и финансовые ресурсы; 3) создать систему подготовки кадров для осуществления мероприятий по формированию здорового образа жизни во всех указанных ведомствах; 4) привлечь средства массовой информации (СМИ) для просвещения населения о причинах заболеваний, основных методах их профилактики, основах здорового образа жизни, выделить для этого государственные ресурсы как финансовые, так и информационные. Финансирование мероприятий по формированию здорового образа жизни предполагается за счет бюджетов всех уровней и внебюджетных источников.
2. Развитие и совершенствование нормативной правовой базы, направленной на совершенствование системы государственного управления в сфере профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни
3. Совершенствование профилактической составляющей системы здравоохранения Разработка и осуществление профилактических программ невозможны без эффективного партнерства медицинского и немедицинского секторов, государственных и частных организаций, научно-исследовательских учреждений и профессиональных научных обществ, общественных организаций, а также активного участия самого населения. Медицинские работники должны играть важную роль в просвещении и продвижении ключевых методов профилактики в различные секторы, такие как окружающая среда, спорт, транспорт и другие. Для реализации работы в данном направлении Министерству здравоохранения Свердловской области необходимо развивать службу медицинской профилактики, которая имеет большой потенциал для сохранения и укрепления здоровья. В системе здравоохранения большое внимание следует уделить разработке и осуществлению мероприятий по контролю факторов риска заболеваний, в частности, курения, артериальной гипертонии, гиперхолестеринемии, сахарного диабета второго типа, выделению людей с высоким риском развития заболеваний. Могут применяться как медикаментозные вмешательства, так и немедикаментозные методы коррекции и контроля факторов риска неинфекционных заболеваний. Реализация предлагаемой Концепции направлена на создание благоприятных условий для предупреждения инфекционных заболеваний методами вакцинопрофилактики. Профилактика должна стать частью практической деятельности медицинских работников, а программы профилактики заболеваний должны быть интегрированы в обязанности учреждений медицинского сектора здравоохранения. Для этого нужно развитие стимулов, способствующих таким изменениям (как материальных, так и моральных). Важным шагом должна стать поддержка развития семейной медицины как эффективного направления профилактической работы. В формирование здорового образа жизни существенный вклад может внести Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области.
4. Подготовка кадров Для осуществления мероприятий по формированию здорового образа жизни у населения необходимо достаточное количество квалифицированных медицинских и немедицинских кадров. Однако в настоящее время отсутствует единая система стандартов обучения профилактике заболеваний как на пред-, так и на последипломном уровне, система подготовки немедицинских кадров, система непрерывного профессионального развития в этой области, что могло бы позволить специалистам обновлять их навыки и опыт посредством тренировок и обучения. Специалисты в области профилактики заболеваний могут быть подготовлены не только из медиков и педагогов. Профессионалы других специальностей: психологи, социальные работники, журналисты, лица, принимающие решения, могут также быть обучены методам профилактики. Для ликвидации этих пробелов необходимо развитие системы обучения и получения навыков не только в традиционных областях – профилактики и эпидемиологии, - но и новых, таких как укрепление здоровья, доказательная медицина, оценка воздействия разнообразных факторов на здоровье. Для подготовки высококвалифицированных специалистов предполагается: 1) создать и утвердить стандарты обучения по вопросам сохранения и укрепления здоровья для подготовки кадров с различными по специализации программами подготовки; 2) включить в программы обучения не только теоретические аспекты профилактики, но и реальные практические навыки, необходимые для ежедневной работы специалистов в области профилактики заболеваний; 3) развивать систему непрерывного профессионального развития, тренировок и обновления навыков; 4) пересмотреть и дополнить существующие программы обучения современными методами подготовки специалистов по обучению населения основам здорового образа жизни, методам улучшения здоровья и профилактики заболеваний.
5. Просвещение населения Уровень знаний населения в области здоровья - один из первых и значимых факторов, от которого зависит активность населения в сохранении здоровья. Для эффективного просвещения населения по вопросам сохранения и укрепления здоровья целесообразно предпринять следующие действия: 1) ориентировать и мобилизовать первичное здравоохранение на просвещение населения о причинах заболеваний, основных методах их профилактики, основах здорового образа жизни и на поддержку населения в его здоровом выборе; 2) научно-исследовательским центрам (просвещения, здравоохранения) разрабатывать, осуществлять и оценивать эффективные долгосрочные программы по обучению населения основам здорового образа жизни и профилактике заболеваний, информировать властные структуры, а также население об эффективности таких программ по промежуточным и конечным результатам; 3) повысить активность заинтересованных министерств и ведомств (образования, физической культуры, спорта и туризма; торговли и питания; культуры и др.) в организации, координации, осуществлении просветительных мер по формированию здорового образа жизни среди населения; 4) реализовывать популяционный подход в просвещении населения по основам здорового образа жизни, мерам по укреплению здоровья и профилактике заболеваний; 5) создавать методические пособия, в которых были бы представлены научно-обоснованные положения об основах здорового образа жизни; 6) создавать и проводить образовательные курсы по научно-обоснованной профилактике; 7) активизировать работу средств массовой информации по информированию населения об основах здорового образа жизни, причинах заболеваний, основных методах их профилактики, используя соответствующие научные разработки и оценочные технологии для повышения эффективности такой работы. Использование средств массовой информации для просвещения населения эффективно тогда, когда сопровождается политическими мерами и индивидуальной работой с населением; 8) активно вовлекать население в программы и кампании по улучшению здоровья и профилактике заболеваний с особым акцентом на создание групп взаимопомощи, развитие волонтерского движения среди подростков и молодых людей; 9) разработать и внедрить систему сбора данных и анализа (систему мониторинга) информированности населения о факторах риска развития заболеваний и правилах здорового образа жизни.
6. Создание системы сбора данных и анализа распространенности заболеваний и управляемых факторов риска Рекомендуется создать постоянно действующую информационную систему мониторинга поведенческих факторов риска, как наиболее доступную и недорогую. Система подразумевает регулярное изучение и анализ поведенческих и связанных с ними биологических факторов риска развития и прогрессирования неинфекционных заболеваний на случайных представительных выборках населения.
7. Развитие межсекторального и международного сотрудничества Одним из основных принципов реализации мер по формированию здорового образа жизни является принцип межсекторальности действий. Эффективное влияние на факторы риска заболеваний (курение, нерациональное питание, низкая физическая активность) зависит в большей степени от немедицинских действий. Учебные учреждения, СМИ, предприятия торговли, учреждения спорта, органы власти, пищевая индустрия, сельское хозяйство, социальная и экономическая среда оказывают основное воздействие на упомянутые факторы риска для здоровья. И поэтому эффективная инфраструктура для профилактики должна включать в себя связи, обеспечивающие взаимодействие с этими секторами общества. Укрепление и развитие международного сотрудничества в области профилактики заболеваний играет существенную роль и должно способствовать: - привлечению дополнительных средств для осуществления программ по профилактике заболеваний и пропаганде здорового образа жизни; - обмену опытом в профилактике заболеваний, разработке и проведении совместных программ просвещения и научных исследований; - выявлению программ, эффективно улучшающих здоровье населения; - подготовке квалифицированных специалистов (экспертов) для работы по профилактике заболеваний, обмену специалистами и знаниями; - выработке технологий, необходимых для противодействия трансграничной рекламе, контрабанде табачной, алкогольной продукции, нездорового питания и производству контрафактной продукции. Критериями эффективности реализации Концепции будет снижение распространенности поведенческих факторов риска и повышение уровня информированности населения о здоровом образе жизни, установленным по результатам мониторинга.
Источник: журнал «Главный врач» 2012/02 [1] Вторичная профилактика - предупреждение прогрессирования неинфекционных заболеваний, выявление лиц с ранними стадиями заболевания или последствиями травм и несчастных случаев и проведение соответствующих профилактических и лечебных мероприятий. [2] Третичная профилактика относится к действиям, направленным на предотвращение ухудшения или развитие осложнений заболеваний после того, как болезнь проявилась. [3] Первичная профилактика – комплекс медицинских и немедицинских мероприятий, направленных на предупреждение развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, общих для всего населения, отдельных региональных, социальных, возрастных, профессиональных и иных групп и индивидуумов. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Категория: Региональный опыт | Добавил: relleu11 (26.08.2017) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 1591 |
Всего комментариев: 0 | |