Главная » Статьи » Профилактика заболеваний |
Приоритетное значение в противораковой борьбе имеют вопросы профилактики. Она включает первичную (доклиническую), вторичную (клиническую), третичную (противорецидивную). Ведущую роль в снижении онкологической заболеваемости играет первичная профилактика. Основные ее направления - онкогигиеническая, биохимическая, медико-генетическая, иммунобиологическая и эндокринно-возрастная профилактика. Приоритеты в области первичной профилактики - борьба с табакокурением и злоупотреблением алкоголем, а также с избыточным весом, рационализация питания, повышение физической активности, уменьшение влияния канцерогенных химических и физических факторов, профилактика воздействия инфекционных канцерогенных факторов. Приоритетные направления первичной профилактики в России - просветительная работа, создание нормативно-правовой и методической базы, профилактика профессионального рака и в группах повышенного риска. Речь также идет о разработке региональных профилактических программ и подготовке специалистов.
Модель региональной программы первичной профилактики рака[1] Злокачественные новообразования являются второй по частоте и социальной значимости после сердечно-сосудистых заболеваний причиной смертности населения, формирующей отрицательный демографический баланс в нашей стране. Одной из задач по сокращению смертности населения, представленных в "Концепции демографической политики Российской Федерации на период до На 58-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения (апрель В отличие от многих развитых в экономическом отношении стран (Западная Европа, США) в России продолжается рост онкологической заболеваемости. За последние 10 лет (с 1999 по В настоящее время во всем мире общепризнано, что приоритетное значение в противораковой борьбе имеют вопросы профилактики. По мнению экспертов ВОЗ, имеющиеся знания позволяют предупредить по меньшей мере одну треть из 10 млн. случаев рака, регистрируемых ежегодно в мире[3]. В Европейских рекомендациях по борьбе со злокачественными новообразованиями указывается, что до 90% случаев опухолей человека связаны с особенностями образа жизни и воздействием канцерогенных факторов окружающей среды, а половину случаев рака можно предотвратить. Под профилактикой рака подразумевается система комплексной профилактики злокачественных новообразований, включающая первичную (доклиническую), вторичную (клиническую), а также третичную (противорецидивную) профилактику рака (табл. 1).
Таблица 1
Комплексная профилактика злокачественных новообразований
Ведущую роль в снижении онкологической заболеваемости играет первичная профилактика рака (ППР), под которой понимается система мероприятий, направленных на предупреждение возникновения злокачественных новообразований и предшествующих им предопухолевых состояний путем устранения, ослабления или нейтрализации воздействия неблагоприятных факторов среды обитания человека и образа жизни, а также путем повышения неспецифической резистентности организма. Система профилактических мероприятий должна охватывать всю жизнь человека, начиная с антенатального (дородового) периода. Иными словами, мероприятия ППР должны быть направлены как на нейтрализацию неблагоприятных эффектов воздействия среды обитания человека, так и на учет и коррекцию биологических особенностей самого организма (наследственная и приобретенная предрасположенность к возникновению опухолей, возрастные особенности). Стратегической целью ППР является снижение онкологической заболеваемости населения. Главные направления ППР складывались в основном на протяжении последних десятилетий и в настоящее время могут быть представлены следующим образом: онкогигиеническая и биохимическая (химиопрофилактика), медико-генетическая, иммунобиологическая и эндокринно-возрастная профилактики. Основные цели каждого из этих направлений представлены в табл. 2.
Таблица 2
Направления первичной профилактики рака
Наиболее реальным и эффективным направлением ППР на данном этапе развития противораковой борьбы является онкогигиеническая профилактика, однако и другие профилактические направления уже достигли фазы практической реализации. В настоящей публикации будут даны практические рекомендации в рамках четырех направлений: онкогигиенической, иммунобиологической и медико-генетической профилактики, а также противоракового просвещения. В результате работы, проведенной в мире, определены приоритеты, на которых, по мнению специалистов, и должны быть сосредоточены основные усилия в области ППР. Это: - борьба с табакокурением и злоупотреблением алкоголем; - рационализация питания; - повышение физической активности и борьба с избыточным весом; - уменьшение воздействия канцерогенных химических и физических факторов (производство, природная среда, жилище); - профилактика воздействия инфекционных канцерогенных факторов. Это главные задачи, реализация которых позволяет в рамках ППР добиться снижения онкологической заболеваемости населения. Важнейшую роль в этом играет целенаправленная и настойчивая противораковая просветительная работа среди населения. Практическая реализация названных приоритетов должна осуществляться с учетом особенностей социально-экономической, политической, экологической и т.д. ситуации в регионе. При этом необходимо учитывать не только потенциальную эффективность профилактических мероприятий, но и наличие условий, позволяющих их реализовать. В документе ВОЗ[4] сказано: "Совершенно очевидно, что заболеваемость раком и степень выживаемости связаны с социально-экономическими факторами. Малообеспеченные и неимущие группы населения обычно в большей степени подвержены действию предупреждаемых факторов риска, таких как наличие канцерогенов в окружающей среде, употребление алкоголя, наличие возбудителей инфекций и употребление табака". В современной России правильно выбрать приоритетные направления ППР можно только с учетом 3 важнейших факторов онкологического риска, влияющих на онкологическую заболеваемость населения нашей страны: бедность, сильный хронический психоэмоциональный стресс, а также практическое отсутствие информированности населения о причинах, ранних признаках возникновения рака и мерах его профилактики. Комплекс социально-экономических факторов, характерных для современной России (особенно в период кризиса), уже сам по себе создает серьезную "онкогенную обстановку", способствующую росту онкологических, а также многих других неинфекционных (НИЗ) заболеваний среди населения. Производным от современного социально-экономического положения страны является группа факторов, также в большой степени способных влиять на рост онкологической заболеваемости и смертности населения: 1) недостаточное, несбалансированное питание, которое само по себе может способствовать возникновению ряда онкологических заболеваний; 2) неблагоприятная экологическая ситуация во многих районах страны, достигающая в ряде мест масштабов экологической катастрофы, которая также может вести к увеличению заболеваемости населения злокачественными новообразованиями; 3) значительное ухудшение санитарно-гигиенического состояния производственной среды на канцерогеноопасных предприятиях, связанное со старением оборудования, участившимися нарушениями технологии, правил техники безопасности и т.д.; 4) снижение эффективности деятельности систем здравоохранения и государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Учитывая сказанное, а также собственный опыт работы в области профилактики рака можно следующим образом представить приоритетные направления первичной профилактики рака в России на современном этапе (табл. 3).
Таблица 3
Приоритетные направления первичной профилактики рака в современной России
Выделение этих приоритетных направлений связано с нынешней социально-экономической ситуацией и возможностями в регионах нашей страны. Стратегическая же цель остается прежней - снизить онкологическую заболеваемость и смертность населения. У каждой из региональных противораковых профилактических программ свои приоритеты, пути решения. Вместе с тем существует ряд элементов, которые целесообразно учесть в той или иной форме в любой противораковой профилактической программе, прежде всего, программе ППР.
Концепция, принципы, цель и задачи формирования региональной программы первичной профилактики рака Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в стране в последние десятилетия, определяет сложность проведения профилактических мероприятий. В связи с этим России нужна программа первичной профилактики злокачественных новообразований, адаптированная к современным условиям и возможностям страны и в известной степени отличающаяся от аналогичных программ экономически развитых стран. Делегирование регионам большой административной и экономической самостоятельности, децентрализация принятия решений, а также финансирование здравоохранения и социальной сферы в значительной степени за счет местных бюджетов способствует разработке политики на муниципальном и региональном уровнях, что создает благоприятные условия для разработки региональных программ, в частности, программы первичной профилактики рака (ППР). В предлагаемой модели региональной программы ППР в значительной степени используются элементы профилактики, уже апробированные в нашей стране, что свидетельствует о реальности их применения в регионах в современных условиях. Целью региональной программы первичной профилактики рака является снижение онкологической заболеваемости населения на территории. При подготовке и реализации региональной программы ППР следует руководствоваться принципом адекватности, т.е. соответствия программы не только задачам, вытекающим из потребностей конкретного региона, но и реальным возможностям (социальным, экономическим, кадровым и т.п.), существующим в нем. По срокам реализации программы мероприятия ППР можно подразделить на краткосрочные (до 5 лет), среднесрочные (до 10 лет) и долгосрочные (до 30 и более лет). В предлагаемой модели региональной программы ППР изложен краткосрочный вариант, т.е. рекомендуемые мероприятия должны быть реализованы в течение 5 лет. Главной целью этого этапа борьбы с онкологической заболеваемостью является создание базовых условий для последующей реализации среднесрочных и долгосрочных региональных программ ППР. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: - создать организационную структуру ("координационный совет"), способную координировать действия по разработке программы и ее реализации на начальном этапе и в течение последующего периода; - организовать внутрисекторальное (медицинский сектор - врачи разного профиля) и межсекторальное (партнеры в других секторах общества) сотрудничество, т.е. обеспечить постоянное взаимодействие между врачами (гигиенистами, онкологами, профпатологами и др.), представителями технической инспекции, охраны труда, природоохранных и профсоюзных организаций, предпринимателями, администрацией региона, СМИ и т.д., направленное на профилактику рака, в частности, профессионального; - организовать подготовку и переподготовку специалистов, участвующих в реализации программы; - выделить среди населения региона группы повышенного риска возникновения ЗН (работники канцерогеноопасных предприятий (организаций), лица с наследственной предрасположенностью к опухолям и др.) и организовать мониторинг за состоянием их здоровья (в случае необходимости - лечение), а также проведение других профилактических мероприятий; - провести санитарно-гигиеническую паспортизацию канцерогеноопасных предприятий (организаций), а по ее результатам - необходимые профилактические мероприятия; - создать информационные структуры, необходимые для реализации программы ППР (Автоматизированную информационную систему (АИС) "Канцерогеноопасные организации и лица, имеющие/имевшие производственный контакт с канцерогенными факторами", Региональный онкогенетический регистр и т.д.); - создать эффективную систему противораковой просветительной и воспитательной работы, чтобы в дальнейшем достичь уровня информированности населения, позволяющего изменить его отношение к онкологическим заболеваниям ("раку"). Начиная со школы учить людей основным мерам профилактики ЗН, ознакомить с ранними симптомами заболевания, используя для этого, в частности, методы самообследования; начиная с детского сада последовательно прививать навыки здорового образа жизни. В модели программы выделяются приоритетные направления (блоки), из которых в дальнейшем может "монтироваться" любая региональная программа ППР. Подобный подход позволяет в значительной степени унифицировать профилактическую политику, проводимую в стране, не нивелируя, а наоборот учитывая региональные особенности. Необходимым условием успешного развития региональных программ ППР является их "стыковка" с другими, уже действующими профилактическими программами. В первую очередь речь идет о социально-гигиеническом мониторинге (СГМ), региональных профилактических программах НИЗ (сердечно-сосудистых, диабета, хронических заболеваний органов дыхания и др.), для которых известны те же факторы риска, связанные с образом жизни, а также о других социальных и просветительных программах, реализуемых в регионе. Особо подчеркнем актуальность участия в профилактических программах, направленных против таких факторов риска, как табакокурение, злоупотребление алкоголем, неправильное питание, недостаточная физическая активность, увеличение массы тела и ожирение. Их реализация имеет целью не только профилактику возникновения ЗН, но также других названных выше хронических неинфекционных заболеваний. Учитывая большое внимание и усилия, прилагаемые во всем мире и в нашей стране к борьбе с перечисленными факторами риска, считаем возможным не выделять их в отдельный блок региональной программы, а включить соответствующие мероприятия в раздел "Просветительная и воспитательная работа". Для формирования эффективной программы должна быть предусмотрена ее экономическая проработка. Необходимо провести анализ ситуации в регионе и составить "бизнес-план" ее реализации: обоснование стоимости этапов, определение источников финансирования, ожидаемый экономический эффект, оценить возможность привлечения заинтересованных участников программы, например, страховых и фармацевтических компаний, СМИ и т.д. Успешное выполнение программы требует соблюдения принципа персональной ответственности лиц, отвечающих за реализацию отдельных проектов, блоков программы или программы в целом. Следует подчеркнуть, что наибольшего эффекта в борьбе против рака можно достичь при условии разработки и реализации комплексной региональной программы профилактики рака, включающей как первичную, так и вторичную профилактику. Однако совершенно правомерен вариант автономной реализации программы ППР, которая в случае появления возможности включается в виде самостоятельного элемента в любую другую комплексную программу по охране здоровья и среды обитания человека в регионе. Проект модели региональной программы ППР представлен в табл. 4. Таблица 4
Проект модели региональной программы ППР
I. Группы повышенного риска
Стратегической целью ППР является охват вышеназванными мероприятиями всего населения региона. Однако в настоящее время это практически неосуществимо. Поэтому первоочередной реальной задачей является выделение групп (контингентов) населения, у которых вследствие высоких уровней воздействия основных факторов риска вероятность возникновения ЗН выше, чем у основной части населения. Такие группы повышенного онкологического риска могут формироваться с использованием разных критериев. В рамках региональной программы для первоочередного формирования групп повышенного риска возникновения рака и разработки необходимых профилактических мероприятий предлагаются следующие контингенты населения: 1. Работники канцерогеноопасных организаций. Действием производственных канцерогенных факторов обусловлено по меньшей мере 4-5% случаев смерти от ЗН (по некоторым оценкам, до 20% случаев заболевания ЗН). Работники канцерогеноопасных организаций - это многочисленная и относительно хорошо очерченная группа повышенного онкологического риска. 2. Лица, проживающие в непосредственной близости к канцерогеноопасным организациям или в местах наиболее активного движения автотранспорта. Это недостаточно учитываемая в программах профилактики ЗН часть населения, не участвующая непосредственно в производственном процессе на канцерогеноопасных предприятиях (организациях), но подверженная действию производственных канцерогенных факторов. В первую очередь речь идет о лицах, проживающих в пределах санитарно-защитной зоны канцерогеноопасных организаций. В отличие от контингента работников производств, включающего лиц трудоспособного возраста, отбираемых, в частности, по принципу состояния здоровья, в эту группу входят также дети, беременные женщины, больные, лица пожилого возраста, т.е. наиболее ранимая часть населения. В определенных случаях (при внутригородском расположении предприятия, неблагоприятной "розе ветров" и т.п.) в эту группу должны включаться также более широкие слои населения. Особого внимания заслуживают также лица, проживающие в непосредственной близости к внутригородским участкам с интенсивным движением транспорта (особенно перекрестки, светофоры, места постоянных "пробок" и т.п.). 3. Лица с наследственной предрасположенностью к возникновению опухолей. Люди с наследственно детерминированной предрасположенностью к опухолям составляют около 1% населения. Родственники таких онкологических больных имеют повышенный (в десятки раз) риск заболеть раком. Для некоторых видов рака, например, для рака молочной железы, возможна молекулярно-генетическая диагностика наличия (или отсутствия) гена предрасположения (BRCA I, BRCA II) до момента развития опухолевого процесса. 4. Лица, перенесшие сильный психоэмоциональный стресс. Появляется все больше доказательств тому, что сильное психоэмоциональное потрясение увеличивает риск возникновения ЗН, особенно гормонозависимых. Оставшиеся в живых жертвы террористических актов, стихийных бедствий (землетрясения и т.п.), ближайшие родственники погибших формируют группу повышенного онкологического риска возникновения ряда заболеваний, в т.ч. и онкологических. Степень риска определяется, как правило, силой и длительностью депрессивного состояния, следующего за психоэмоциональным стрессом. Формирование перечисленных групп повышенного риска - одна из первоочередных задач региональной программы ППР. Следует еще раз подчеркнуть, что в конкретных условиях региона может оказаться актуальным также формирование групп риска с применением других критериев.
II. Информационное обеспечение
Блок информационного обеспечения является одним из базовых элементов любой профилактической программы. Формирование и мониторирование групп повышенного онкологического риска невозможно без создания соответствующих информационных баз данных. Без знания уровня и динамики заболеваемости/смертности населения злокачественными новообразованиями и предопухолевыми заболеваниями, без знания распространенности канцерогеноопасных факторов, интенсивности их воздействия на население, при отсутствии информации о контингентах, подвергающихся их влиянию, и т.п. практически невозможна разработка реалистичной программы и проведение эффективных профилактических мероприятий. Для выполнения этих задач необходима организация в регионе различных баз и банков данных. 1. Региональная система рассредоточенных баз данных о канцерогенных факторах среды обитания человека. Эта региональная система должна обеспечивать учет и контроль канцерогенных факторов среды обитания человека, представляющих опасность для населения региона. В качестве основной составной части в нее входит региональная АИС "Канцерогеноопасные организации и лица, имеющие/имевшие производственный контакт с канцерогенными факторами" (на первом этапе формирование этой системы может быть начато с создания блока БД "Канцерогеноопасные организации", формируемого в соответствии с МУ 2.2.9.2493-09). Кроме этого, система должна включать также региональные банки данных экологической службы и СГМ, а также информацию о конкретных канцерогенных веществах, действующих на жителей региона, уровнях (интенсивности) такого воздействия, контингентах населения, подверженных воздействию, и т.п. Для создания Региональной системы рассредоточенных банков данных о канцерогенных факторах среды обитания человека потребуется, в частности, "инвентаризация" источников канцерогенных воздействий (кроме канцерогеноопасных организаций), а также организация мониторинга загрязнения окружающей среды канцерогенными веществами. Частично подобная информация может быть получена в рамках Федерального информационного фонда СГМ. Все эти данные ложатся в основу сравнительной оценки канцерогенного риска для населения, расстановки приоритетов и разработки профилактических мероприятий. Задачей первого этапа формирования подобной Региональной системы является создание регионального банка данных АИС "Канцерогеноопасные организации и лица, имеющие/имевшие производственный контакт с канцерогенными факторами". Подобная БД создается по результатам санитарно-гигиенической паспортизации таких предприятий, а также формирования региональной базы данных регистра лиц, имеющих/имевших производственный контакт с канцерогенными факторами. Целесообразно также включение в этот БД блока с информацией о лицах, проживающих в непосредственной близости к канцерогеноопасным предприятиям, например, в пределах санитарно-защитной зоны. Следует подчеркнуть целесообразность использования в целях профилактики рака любых уже существующих баз данных или информационных систем (токсикологического, санитарно-гигиенического, природоохранного и т.п. профиля), располагающих нужной информацией, а также формирование единого информационного пространства на конкретной территории, например, Региональной информационной системы "Профилактика рака". 2. Региональный регистр лиц, имеющих/имевших производственный контакт с канцерогенными факторами. Создание системы регистрации лиц, имеющих производственный контакт с канцерогенными факторами, было рекомендовано 35 лет назад Конвенцией МОТ Создание таких регистров не противоречит Закону Российской Федерации от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", в п. 1 ст. 13 которого сказано: "Государственные органы, муниципальные органы создают в пределах своих полномочий, установленных в соответствии с федеральными законами, государственные или муниципальные системы персональных данных". Трудовой кодекс Российской Федерации разрешает обработку персональных данных работника, но только с обязательным соблюдением общих требований, установленных ст. 86 Трудового кодекса. В п. 1 этой статьи, в частности, сказано: "... 1) обработка персональных данных работника может осуществляться исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, обучении и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества". Трудовой кодекс РФ в ст. 88 регламентирует передачу персональных данных работника. В первом разделе этой статьи содержатся требования "... не сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами". Выделенные положения Кодекса имеют прямое отношение к организации регистра лиц, имеющих/имевших производственный контакт с канцерогенными факторами. Регистр ведется с целью первичной и вторичной профилактики злокачественных новообразований у работников канцерогеноопасных организаций. Основными задачами создания и ведения Регистра являются: - сбор, систематизация и сохранение персонифицированной информации о лицах, имеющих/имевших производственный контакт с канцерогенными факторами; - выделение групп повышенного онкологического риска по признаку занятости в канцерогеноопасной организации и оценка их численности; - информационное обеспечение мониторинга состояния здоровья лиц, имеющих/имевших производственный контакт с канцерогенными факторами, с целью профилактики и раннего выявления онкологических заболеваний и предшествующих им состояний; - совершенствование учета лиц со злокачественными новообразованиями, имевших производственный контакт с канцерогенными факторами; - совершенствование медико-социальной защиты лиц, имеющих (имевших) производственный контакт с канцерогенными факторами; - создание информационной базы для анализа онкологической заболеваемости и проведения эпидемиологических исследований профессионального рака для совершенствования мер первичной и вторичной профилактики; - информационное обеспечение разработки профилактических программ и принятия управленческих решений. Региональные регистры этого профиля явятся составной частью АИС "Канцерогенные организации и лица, имеющие/имевшие производственный контакт с канцерогенными факторами". 3. База данных о лицах, проживающих в непосредственной близости к канцерогеноопасным предприятиям (организациям). Формируется по результатам санитарно-гигиенической паспортизации канцерогеноопасных организаций, а также с использованием списков жителей, проживающих в пределах СЗЗ. В случае отсутствия СЗЗ учитывается население на территории, которая должна быть включена в СЗЗ в соответствии с действующим законодательством. 4. Региональный онкогенетический регистр. Для организации профилактики рака в группе лиц с наследственной предрасположенностью к ЗН формируется популяционный Региональный онкогенетический регистр (РОГР). Основные задачи РОГР: - выявление среди населения лиц и семей с наследственной онкопатологией; - формирование базы данных, ее обновление и бессрочное хранение информации о семьях, включенных в РОГР; - консультирование, организация диспансерного наблюдения и профилактических мероприятий для членов семей с высоким онкогенетическим риском; - представление необходимой информации врачам клинического профиля; - пропаганда среди врачей и населения знаний о наследственных факторах риска возникновения рака. 5. База данных о лицах, перенесших сильный психоэмоциональный стресс. В эту БД в обязательном порядке должны включаться лица, пережившие катастрофические явления социального, природного и техногенного характера (террористические акты, землетрясения, крупные аварии и т.п.), сопровождающиеся гибелью людей. 6. Канцеррегистр на постоянной основе осуществляет сбор и анализ информационного материала по онкологической заболеваемости и смертности населения в регионе, прослеживает судьбу онкологических больных с момента выявления опухоли (лечение, его результаты, продолжительность жизни после лечения и т.д.). Он является обязательной составной частью информационного блока. Без хорошо организованного и четко работающего канцеррегистра невозможно объективно оценивать динамику онкологической заболеваемости/смертности населения, правильно определять цели профилактических и лечебных мероприятий, оценивать их эффективность. Система автоматизированных популяционных раковых регистров формируется в соответствии с Приказом Минздрава России от 23.12.1996 N 420 "О создании Государственного ракового регистра". В
[1] Публикация подготовлена на основе методических рекомендаций "Модель региональной программы первичной профилактики рака" (утв. Роспотребнадзором 08.10.2010). [2] Утверждена Указом Президента РФ от 09.10.2007 N 1351. [3] Профилактика рака и борьба с ним // Доклад Секретариата ВОЗ 58-ой сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения/ВОЗ. Документ А58/16. 2005. [4] Профилактика рака и борьба с ним // Доклад Секретариата ВОЗ 58-ой сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения / ВОЗ. Документ А58/16. 2005. [5] Cancer control: knowledge into action: WHO guide for effective programmes. Module 2. Geneva: WHO. 2007. [6] Организация и эксплуатация популяционного ракового регистра: Методические указания. М.: Минздрав РФ, 2001. 13 с.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Категория: Профилактика заболеваний | Добавил: zdrav1 (26.01.2019) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 2001 | |
Всего комментариев: 0 | |