Перспективы развития фармацевтической и медицинской промышленности в российской федерации - Основы охраны здоровья - Каталог статей - Управление здравоохранением
Главная » Статьи » Основы охраны здоровья

Перспективы развития фармацевтической и медицинской промышленности в российской федерации

Источник: журнал «Главный врач».

Формулируя стратегию развития отрасли, необходимо опираться на прогнозные показатели развития систем здравоохранения, науки и структуры заболеваемости. На тенденции развития мировых рынков оказывает влияние реальный спрос на медицинскую продукцию. Наблюдается два основных тренда – старение населения развитых стран и постоянно растущий уровень жизни в развивающихся странах.

 

Биотехнологии уже давно стали точкой роста передовых экономик мира. Мировой рынок фармацевтической и медицинской продукции превысил 1 трлн. долларов США. При этом на ТОП-15 фармкомпаний приходится порядка 50% рынка, а на ТОП-30 компаний – производителей медицинского оборудования приходится - 80% рынка. Российский фармацевтический рынок, имея относительно небольшой по сравнению с развитыми странами объем (11 место в мире), занимает одно из лидирующих мест по темпу его ежегодного роста – более 12% в год. По общему объему фармацевтического рынка мы уже опережаем Индию ($ 9 млрд.) и сравнимы с Китаем ($ 22 млрд.). Финансово-экономический кризис и современные мировые тенденции накладывают новый отпечаток на развитие отрасли в мире, что в свою очередь открывает и новые возможности по развитию отечественной индустрии. В настоящий момент доминируют следующие экономические тренды:

1) сжатие крупнейших фармрынков (США, ЕС и т.п.), что приводит к усилению процессов слияний и поглощений;

2) миграция производственных и исследовательских мощностей в Китай и Индию;

3) эволюция продукции компаний в сторону дженериков и биодженериков.

Формулируя стратегию развития отрасли, необходимо опираться на прогнозные показатели развития систем здравоохранения, науки и структуры заболеваемости. На тенденции развития мировых рынков оказывает влияние реальный спрос на медицинскую продукцию. Наблюдается два основных тренда – старение населения развитых стран и постоянно растущий уровень жизни в развивающихся странах. На сегодняшний день в мире около 450 млн. человек старше 65 лет (порядка 7% от населения Земли). К двадцатому году эта цифра удвоится, а к пятидесятому – вырастет более, чем в три раза. Как следствие в развитых странах вырастет давление на системы здравоохранения и изменится структура причин смертности.

Эволюция структуры заболеваемости приводит к изменению приоритетов в разработке новых медицинских продуктов. Последние достижения в биотехнологиях позволят уже в ближайшем будущем коренным образом изменить подходы в медицине. Произойдет смещение акцента с вопросов массового лечения к вопросам развития профилактических препаратов и персонализированной медицине. Вместе с тем, учитывая текущую ситуацию, в нашей стране в ближайшие десятилетия обозначенные тенденции вряд ли станут доминантными.

Структура российского рынка значительно отличается от рынков развитых стран преобладанием «брендированных» дженериков, причем в основном иностранного производства. В то же время, основную часть продуктовых портфелей отечественных производителей составляют низкорентабельные дженериковые препараты. Это ограничивает расходы российских компаний на исследования и разработки 1-2%-ами от выручки. У мировых лидеров – порядка 20%. В настоящий момент на российском фармрынке импорт занимает 80%, при доле госзакупок – 35%. На рынке медтехники – доля импорта 70%, а госзакупки составляю – 90%. Таким образом, основными определяющими факторами на российском рынке являются импорт и спрос со стороны государства.

Анализ показад, что в нашей стране имеется значительный потенциал локализации дженериковых препаратов и препаратов, у которых в ближайшие годы истекает патентная защита. В этой связи, необходимо уделить особое внимание процессу государственных закупок ЛС. Прежде всего, речь идет о недопущении включения в конкурсную документацию условий и требований, дискриминирующих отечественных производителей. При этом на государственном уровне должны быть закреплены современные требования к качеству и безопасности поставляемой продукции.

С учетом сложившейся структуры рынка и выявленных проблем разработана стратегия развития лекарственного обеспечения. На первом этапе необходимо провести структурные корректировки нормативно-правового поля, сфокусировать государственный заказ и придать ускорение процессам локализации производства и разработки лекарственных средств. В дальнейшем – на втором этапе – локализация производства дженериков должна достичь 50%-го уровня, в свою очередь, целью третьего этапа является импортозамещение 50% инновационных препаратов. Важно отметить, что запускать инновационный цикл необходимо уже сейчас, чтобы к 2020 году появилось необходимое количество внедренных разработок.

В стадии завершения находится работа по формированию системы стратегических документов и нормативно-правовых актов в медицинской и фармацевтической промышленности, учитывающей современные тренды развития этих секторов. Эти наработки охватывают горизонт до 2025 года, предусматривают поэтапный переход на инновационные рельсы и координацию между спросом со стороны здравоохранения и возможностями российской промышленности.

Рынок медицинской продукции обладает двумя особенностями:

а) чрезвычайно значимая роль государства с точки зрения потребления продукции;

б) высочайшая степень государственной «зарегулированности» этого рынка.

К тому же текущая ситуация на российском рынке медицинской продукции во многом определяется историческими факторами. Это, прежде всего, доставшаяся нам в наследство жесткая система регулирования внутреннего рынка – гораздо более требовательная, с точки зрения процедур, к отечественному производителю, нежели к импортеру. Это стало логичным следствием попытки покрытия выпавшего после развала СССР предложения на рынке за счет поставок из развитых стран, и сопутствующей либерализацией доступа на рынок из вне. Кроме того, в силу функционирующей годами схемы производственной кооперации – производство субстанции в РСФСР, готовых лекарственных форм – в странах СЭВ, в начале 90-х мы остались без современных заводов.

Описанное выше поле стратегического развития формирует основные направления деятельности:

1) разработка и производство новых видов медицинской техники и изделий медицинского назначения для лечения и диагностики;

2) разработка и производство лекарственных средств, для обеспечения здравоохранения в области профилактики, диагностики и лечения социально-значимых и редких заболеваний;

3) развитие инновационных нанотехнологий, биотехнологий, клеточных и ядерных технологий в медицине.

Указанные направления планируется реализовывать в рамках выполнения федеральной программы "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу", утв. Постановлением Правительства РФ от 17.02.2011 N 91 (ред. от 15.08.2012).

 

Источник: журнал «Главный врач» 2013/01

Другие статьи по теме
Категория: Основы охраны здоровья | Добавил: zdrav1 (26.08.2017)
Просмотров: 1102
Всего комментариев: 0
Яндекс.Метрика