Профилактика профессиональных заражений при проведении инъекций и работе с острым инструментарием - Охрана труда в медицинских организациях - Каталог статей - Управление здравоохранением
Главная » Статьи » Охрана труда в медицинских организациях

Профилактика профессиональных заражений при проведении инъекций и работе с острым инструментарием
Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в учреждениях здравоохранения»

В статье рассматриваются вопросы профилактики профессиональных заражений при проведении инъекций и работе с острым инструментарием. Эти вопросы должны контролироваться не только начмедами, заведующими отделениями и госпитальными эпидемиологами, но и специалистами по охране труда в медицинских организациях.

 

Артифициальный механизм передачи, ассоциированный с инвазивными диагностическими и лечебными процедурами, может приводить к заражению медицинского персонала гемотрансмиссивными инфекциями. При работе с кровью существует возможность передачи свыше 30 инфекций, в том числе ВИЧ, гепатитов В, С, D.

Опасность заражения персонала существует при рутинной процедуре взятия крови у пациента. Данные азопирамовой пробы свидетельствуют о широкой контаминации кровью в клинико-диагностических лабораториях объектов окружающей среды: поверхности рабочего стола, жгута, подушечки и других предметов.

Лишь при вакуумном взятии венозной крови, когда используются вакутейнеры, пробы на скрытую кровь дают отрицательный результат. Оснащение клинико-диагностических лабораторий вакутейнерами – один из шагов на пути профилактики гемотрансмиссивного инфицирования персонала.

Инъекции – самая массовая инвазивная процедура, связанная с забором крови, лечением и вакцинопрофилактикой. По расчетным данным ВОЗ, в странах с высоким и средним уровнем доходов ежегодно проводится до 12 млрд. инъекций. Из-за широкого использования и практики проведения, не удовлетворяющей требованиям безопасности, каждый год регистрирует от 8 до 16 млн. случаев гепатита В, от 2 до 4.5 млн. случаев гепатита С и от 75 до 150 тыс. – ВИЧ-инфекции. При этом страдают и медицинские работники.

В большинстве стран мира не практикуется отделение иглы от использованного шприца, т.к. при этом высок риск заражения медицинского персонала. Использованный шприц сразу помещается в контейнер с плотно закрывающейся крышкой, поэтому не возникает необходимости в дезинфекции инструментария в медицинском учреждении.

В нашей стране в связи с вторичной переработкой пластмассовых шприцев должны использоваться специальные устройства (извлекатели и рассекатели) для извлечения иглы из шприца с последующей дезинфекцией их и хранением в отдельных непромокаемых и непрокалываемых контейнерах.

Очень опасно в эпидемиологическом плане надевание колпачка на иглу шприца, при котором особенно часто травмируются защищенные перчатками руки.

В нашей стране под эгидой Европейского регионального бюро ВОЗ была проведена оценка качественных и количественных показателей безопасности инъекций для медицинских работников, пациентов и населения при вакцинопрофилактике. При положительной в целом оценке работы были определены ситуации риска для медицинского работника. Основным фактором риска названы ручные манипуляции с инъекционным инструментарием после инъекций, редкое применение извлекателей и рассекателей.

Целесообразно отходить в ЛПУ от ручных манипуляций при работе с использованными шприцами и иглами.

Для обеспечения безопасных условий труда медицинского персонала рекомендуется использовать неразборные самоблокирующиеся шприцы, повторное применение которых технически невозможно, а также использование иглоотсекателей с интегрированными одноразовыми контейнерами для сбора игл.

Заповедью для медицинского персонала должны стать следующие положения:

- не снимать иглу с использованного шприца;

- не надевать колпачок на иглу шприца;

- собирать упавшие на пол иглы магнитом;

- соблюдать особую осторожность при замене игл и переносе жидких субстанций из одной емкости в другую;

- уничтожать иглы и шприцы безопасным способом.

Важно предусмотреть:

- обеспечение безопасности рабочего места;

- определение процедур, связанных с повышенным риском заражения;

- внедрение новых технологий;

- эффективное обеззараживание медицинских инструментов;

- подачу режущих инструментов в лотке

Во всех ЛПУ следует наладить систему учета и регистрации травм, поскольку она является основой проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий в конкретных ситуациях. По данным выборочных исследований (Санкт-Петербург) на 100 манипуляций у медицинского персонала наблюдалось 9 проколов перчаток с повреждениями кожных покровов, попадание биологического материала на кожу и слизистые оболочки – 14, проколы перчаток без повреждения кожных покровов – 17.

В США частота ранений острым инструментарием медицинских работников составляет у операционных сестер "повышенного риска" 93 – 228, у санитарок 127 – 178, у работников лаборатории – 105 – 120 (на 1000 данного контингента). Большинство ранений происходит не во время работы с инструментарием, а после использования до уничтожения. Риск заражения при уколе рук инфицированной иглой или порезе составляет:

- при гепатите В – 3-30%;

- при гепатите С – 1.8%;

- при ВИЧ-инфекции – 0.30 – 0.52%:

Обо всех случаях травмирования медицинских работников иглами или другим острым режущим инструментом необходимо незамедлительно информировать представителя администрации (заведующего отделением, заместителя главного врача, госпитального эпидемиолога или другого работника ЛПУ, отвечающего за эту работу) для принятия соответствующих решений.

 

Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в учреждениях здравоохранения» № 11/2017.

 

Другие статьи по теме
Категория: Охрана труда в медицинских организациях | Добавил: zdrav1 (04.12.2017)
Просмотров: 1278
Всего комментариев: 0
Яндекс.Метрика