Положение о системе управления охраной труда в органе управления здравоохранением - Охрана труда в медицинских организациях - Каталог статей - Управление здравоохранением
Главная » Статьи » Охрана труда в медицинских организациях

Положение о системе управления охраной труда в органе управления здравоохранением
Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в учреждениях здравоохранения»

Настоящее положение разработано для органа управления здравоохранением, однако полностью применимо и в медицинских организациях. Образец положения о системе управления охраной труда в учреждениях здравоохранения будет опубликован в следующих номерах нашего журнала. Даже если у Вас уже есть Положение о СУОТ, рекомендуем просмотреть представленный материал, в котором отражены основные направления деятельности специалиста по охране труда в любой организации.

 

1. Общие положения

 

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Трудовым кодексом РФ, ГОСТ 12.0.230-2007 "Системы управления охраной труда. Общие требования"[1], ГОСТ Р 12.0.007-2009 "Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию"[2], ГОСТ Р 54934-2012 "Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования"[3], ГОСТ 12.0.230.1-2015 «Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007"[4] и приказом Минтруда России от 19.08.2016 N 438н "Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда".

1.2. Требования системы охраны труда обязательны для всех работников органа управления здравоохранением (далее – ОУЗ) и лиц, находящихся на территории и в помещениях ОУЗ.

1.3. Система управления охраной труда (далее – СУОТ) – это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда в ОУЗ и процедуры по достижению этих целей.

1.4. Настоящее Положение определяет порядок и структуру управления охраной труда в ОУЗ.

1.5. Объектом управления является охрана труда как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

 

2. Политика в области охраны труда

 

2.1. Основными принципами СУОТ в ОУЗ являются:

- обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности;

- гарантии прав работников на охрану труда;

- обеспечение выполнения требований охраны труда, содержащихся в законодательстве РФ, а также в стандартах безопасности труда, правилах охраны труда, санитарно-гигиенических нормах и правилах, организационно-методических документах, инструкциях по охране труда для создания здоровых и безопасных условий труда;

- наличие квалифицированных специалистов по охране труда;

- планирование мероприятий по охране труда;

- неукоснительное исполнение требований охраны труда руководителем и работниками ОУЗ, ответственность за их нарушение.

2.2. Основные задачи СУОТ в ОУЗ:

- реализация основных направлений политики в сфере охраны труда и выработка предложений по ее совершенствованию;

- контроль за соблюдением требований охраны труда;

- предотвращение несчастных случаев с лицами, осуществляющими трудовую деятельность в ОУЗ;

- формирование безопасных условий труда;

- обеспечение непрерывного совершенствования и повышение эффективности СУОТ.

 

3. Цели в области охраны труда

 

3.1. Предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

3.2. Обеспечение безопасных условий труда для работников в части:

- обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха работников;

- своевременного устранения нарушений норм по охране и условиям труда;

- предупреждения возможности нарушений норм по охране труда.

 

4. Обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами)

 

4.1. Распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами ОУЗ должно быть утверждено приказом руководителя ОУЗ.

 

5. Процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда

 

5.1. Подготовка и обучение персонала по охране труда.

5.1.1. Обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда работников осуществляют с целью обеспечения профилактических мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Ответственность за организацию и своевременность обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда работников несет руководитель ОУЗ в порядке, установленном законодательством РФ.

5.1.2. Обучение по охране труда предусматривает:

- вводный инструктаж;

- инструктаж на рабочем месте: первичный, повторный, внеплановый и целевой;

- обучение заместителей руководителя ОУЗ, руководителей структурных подразделений ОУЗ, сотрудника ОУЗ, на которого приказом возложены обязанности специалиста по охране труда (далее – специалист по ОТ).

5.1.2.1. Все принимаемые на работу лица, а также командированные работники проходят в установленном порядке вводный инструктаж.

5.1.2.2. Вводный инструктаж по охране труда проводят по программе, разработанной на основании законодательных и иных нормативных правовых актов РФ с учетом специфики деятельности ОУЗ.

5.1.2.3. Первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи на рабочем месте проводит должностное лицо, прошедшее в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда, назначенное приказом руководителя ОУЗ.

5.1.2.4. Проведение инструктажей по охране труда включает в себя ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах ОУЗ, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации, а также применение безопасных методов и приемов выполнения работ.

5.1.2.5. Инструктаж по охране труда завершается проверкой приобретенных работниками знаний и навыков безопасных приемов работы и принятием зачета в устной форме лицом, проводившим инструктаж.

5.1.2.6. Проведение всех видов инструктажей регистрируют в соответствующих журналах проведения инструктажей с указанием подписей инструктируемого и инструктирующего, а также даты проведения инструктажа.

5.1.2.7. Первичный инструктаж на рабочем месте проводят до начала самостоятельной работы:

- со всеми вновь принятыми работниками;

- с работниками, переведенными в установленном порядке из другого структурного подразделения, либо работниками, которым поручается выполнение новой для них работы.

5.1.2.8. Первичный инструктаж на рабочем месте проводят по программам, разработанным и утвержденным в установленном порядке в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, правовых актов ОУЗ, инструкций по охране труда, технической и эксплуатационной документации.

5.1.2.9. Повторный инструктаж проходят все работники не реже одного раза в 6 месяцев по программам, разработанным для проведения первичного инструктажа на рабочем месте.

5.1.2.10. Внеплановый инструктаж проводят:

- при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда;

- при нарушении работниками требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжких последствий (несчастный случай, авария и т.п.);

- по требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля;

- по решению руководства.

5.1.2.11. Целевой инструктаж проводят при выполнении разовых работ, ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, а также при проведении массовых мероприятий.

5.1.3. Обучение заместителей руководителя ОУЗ, руководителей структурных подразделений ОУЗ, специалиста по ОТ.

5.1.3.1. Заместители руководителя ОУЗ, руководители структурных подразделений ОУЗ, специалист по ОТ проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее – по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Вновь назначенных на должность заместителей руководителя ОУЗ, руководителей структурных подразделений ОУЗ, специалиста по ОТ допускают к самостоятельной деятельности после их ознакомления с должностными обязанностями, в том числе по охране труда, с действующими правовыми актами ОУЗ, регламентирующими порядок организации работ по охране труда.

5.1.3.2. Заместители руководителя ОУЗ, руководители структурных подразделений ОУЗ, специалист по ОТ в соответствии с приказом ОУЗ проходят обучение по охране труда в организациях, осуществляющих обучение в области охраны труда.

5.1.4. Проверка знаний требований охраны труда.

5.1.4.1. Заместители руководителя ОУЗ, руководители структурных подразделений ОУЗ, специалист по ОТ проходят очередную проверку знаний требований охраны труда не реже одного раза в три года.

5.1.4.2. Внеочередную проверку знаний требований охраны труда работников независимо от срока проведения предыдущей проверки проводят:

- при введении новых нормативных правовых актов по охране труда или внесении изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования в области охраны труда. При этом осуществляют проверку знаний только этих законодательных и нормативных правовых актов;

- при вводе в эксплуатацию нового оборудования и изменениях технологических процессов, требующих дополнительных знаний по охране труда работников. В этом случае осуществляют проверку знаний требований охраны труда, связанных с соответствующими изменениями;

- при назначении или переводе работников на другую работу, если новые обязанности требуют дополнительных знаний по охране труда;

- по требованию должностных лиц федеральной инспекции труда, других органов государственного надзора и контроля, а также федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъекта РФ в области охраны труда, руководителя ОУЗ (или уполномоченного им лица) при установлении нарушений требований охраны труда и недостаточных знаний требований безопасности и охраны труда;

- после происшедших аварий и несчастных случаев, а также при выявлении неоднократных нарушений работниками требований нормативных правовых актов по охране труда;

- при перерыве в работе в данной должности более одного года.

Объем и порядок процедуры внеочередной проверки знаний требований охраны труда определяет сторона, инициирующая ее проведение.

5.2. Мероприятия по управлению профессиональными рисками:

- выявление опасностей;

- оценка уровней профессиональных рисков;

- снижение уровней профессиональных рисков.

5.2.1. В качестве опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, рассматриваются любые из следующих:

5.2.1.1. Механические опасности:

- опасность падения из-за потери равновесия, в том числе при спотыкании или поскальзывании, при передвижении по скользким поверхностям или мокрым полам;

- опасность падения с высоты, в том числе из-за отсутствия ограждения;

- опасность падения из-за внезапного появления на пути следования большого перепада высот;

- опасность удара;

- опасность воздействия жидкости под давлением при выбросе (прорыве);

- опасность воздействия механического упругого элемента;

- опасность пореза частей тела, в том числе кромкой листа бумаги, канцелярским ножом, ножницами;

- опасность травмирования, в том числе падающими или выбрасываемыми предметами, снегом и (или) льдом, упавшими с крыш зданий и сооружений.

5.2.1.2. Электрические опасности:

- опасность поражения током вследствие прямого контакта с токоведущими частями из-за касания незащищенными частями тела деталей, находящихся под напряжением;

- опасность поражения током вследствие контакта с токоведущими частями, которые находятся под напряжением из-за неисправного состояния (косвенный контакт);

- опасность поражения электростатическим зарядом;

- опасность поражения током от наведенного напряжения на рабочем месте;

- опасность поражения вследствие возникновения электрической дуги;

- опасность поражения при прямом попадании молнии;

- опасность косвенного поражения молнией.

5.2.1.3. Термические опасности:

- опасность ожога при контакте незащищенных частей тела с поверхностью предметов, имеющих высокую температуру;

- опасность ожога от воздействия открытого пламени;

- опасность теплового удара во время длительного нахождения на открытом воздухе при прямом воздействии лучей солнца на незащищенную поверхность головы;

- опасность теплового удара при длительном нахождении в помещении с высокой температурой воздуха.

5.2.1.4. Опасности, связанные с воздействием микроклимата, и климатические опасности:

- опасность воздействия пониженных температур воздуха;

- опасность воздействия повышенных температур воздуха;

- опасность воздействия влажности;

- опасность воздействия скорости движения воздуха.

5.2.1.4.1. Опасности, возникшие вследствие недостатка кислорода в воздухе:

- опасность недостатка кислорода из-за вытеснения его другими газами или жидкостями.

5.2.1.5. Барометрические опасности:

- опасность неоптимального барометрического давления;

- опасность от повышенного барометрического давления;

- опасность от пониженного барометрического давления;

- опасность от резкого изменения барометрического давления.

5.2.1.6. Опасности, связанные с воздействием химического фактора:

- опасность от контакта с высокоопасными веществами;

- опасность от вдыхания паров вредных жидкостей, газов, пыли, тумана, дыма.

5.2.1.7. Опасности, связанные с воздействием аэрозолей преимущественно фиброгенного действия:

- опасность воздействия пыли на глаза;

- опасность повреждения органов дыхания частицами пыли;

- опасность воздействия пыли на кожу;

- опасность, связанная с выбросом пыли.

5.2.1.8. Опасности, связанные с воздействием биологического фактора:

- опасность из-за контакта с патогенными микроорганизмами;

- опасность из-за укуса переносчиков инфекций;

- опасность, связанная с воздействием тяжести и напряженности трудового процесса;

- опасность от подъема тяжестей, превышающих допустимый вес;

- опасность, связанная с наклонами корпуса;

- опасность, связанная с рабочей позой;

- опасность нахождения во вредных для здоровья позах, связанная с чрезмерным напряжением тела;

- опасность психических нагрузок, стрессов;

- опасность перенапряжения зрительного анализатора.

5.2.1.9. Опасности, связанные с воздействием шума:

- опасность повреждения мембранной перепонки уха, связанная с воздействием шума высокой интенсивности;

- опасность, связанная с возможностью не услышать звуковой сигнал об опасности.

5.2.1.10. Опасности, связанные с воздействием вибрации:

- опасность, связанная с воздействием общей вибрации;

- опасность, связанная с воздействием световой среды;

- опасность недостаточной освещенности в рабочей зоне;

- опасность повышенной яркости света;

- опасность пониженной контрастности.

5.2.1.11. Опасности, связанные с воздействием животных:

- опасность укуса;

- опасность разрыва;

- опасность заражения.

5.2.1.12. Опасности, связанные с воздействием насекомых:

- опасность укуса;

- опасность попадания в организм;

- опасность инвазий гельминтов.

5.2.1.13. Опасности, связанные с воздействием растений:

- опасность воздействия пыльцы, фитонцидов и других веществ, выделяемых растениями;

- опасность ожога выделяемыми растениями веществами;

- опасность пореза растениями.

5.2.1.14. Опасности, связанные с организационными недостатками:

- опасность, связанная с отсутствием на рабочем месте инструкций, содержащих порядок безопасного выполнения работ, и информации об имеющихся опасностях, связанных с выполнением рабочих операций;

- опасность, связанная с отсутствием описанных мероприятий (содержания действий) при возникновении неисправностей (опасных ситуаций) при обслуживании устройств, оборудования, приборов или при использовании биологически опасных веществ;

- опасность, связанная с отсутствием на рабочем месте перечня возможных аварий;

- опасность, связанная с отсутствием на рабочем месте аптечки первой помощи, инструкции по оказанию первой помощи пострадавшему на производстве и средств связи;

- опасность, связанная с отсутствием информации (схемы, знаков, разметки) о направлении эвакуации в случае возникновения аварии;

- опасность, связанная с допуском работников, не прошедших подготовку по охране труда.

5.2.1.15. Опасности пожара:

- опасность от вдыхания дыма, паров вредных газов и пыли при пожаре;

- опасность воспламенения;

- опасность воздействия открытого пламени;

- опасность воздействия повышенной температуры окружающей среды;

- опасность воздействия пониженной концентрации кислорода в воздухе;

- опасность воздействия огнетушащих веществ;

- опасность воздействия осколков частей разрушившихся зданий, сооружений, строений.

5.2.1.16. Опасности обрушения:

- опасность обрушения подземных конструкций;

- опасность обрушения наземных конструкций.

5.2.1.17. Опасности транспорта:

- опасность наезда на человека.

5.2.1.18. Опасности насилия:

- опасность насилия от враждебно настроенных работников;

- опасность насилия от третьих лиц.

5.2.1.19. Опасности взрыва:

- опасность самовозгорания горючих веществ;

- опасность возникновения взрыва, происшедшего вследствие пожара;

- опасность воздействия ударной волны;

- опасность воздействия высокого давления при взрыве;

- опасность ожога при взрыве.

5.2.1.20. Опасности, связанные с применением средств индивидуальной защиты:

- опасность, связанная с несоответствием средств индивидуальной защиты анатомическим особенностям человека;

- опасность, связанная со скованностью, вызванной применением средств индивидуальной защиты;

- опасность отравления.

5.2.2. Внутренние изменения (прием на работу, внедрение новых технологических и трудовых процессов) и внешние изменения (совершенствование законодательства и иных нормативных правовых актов) должны быть оценены соответствующими рисками. По результатам оценки разрабатываются соответствующие предупредительные меры по их учету и реализации до введения изменений в действие.

5.2.3. До введения изменений, указанных в пункте 5.2.2 обязательно обеспечивается качественное и своевременное информирование о таких изменениях и подготовка работников, которых затрагивают такие изменения.

5.2.4. Для разработки мероприятий по предупреждению аварийных ситуаций, проверке готовности к ним и к ликвидации их последствий определяется возможный характер аварийных ситуаций, предусматривается предотвращение или снижение связанных с ними рисков. Эти мероприятия своевременно корректируются, при необходимости вносятся изменения. Мероприятия разрабатываются в соответствии с видом, характером и масштабом деятельности организации. Они должны:

- гарантировать при возникновении аварийной ситуации, что имеющаяся необходимая информация, внутренние системы связи и координация ликвидации последствий аварийной ситуации обеспечивают защиту всех людей в рабочей зоне;

- предоставлять при возникновении аварийной ситуации информацию соответствующим компетентным органам, территориальным структурам и аварийным службам, обеспечивать надежную связь с ними;

- предусматривать оказание первой помощи, противопожарные мероприятия и эвакуацию всех людей, находящихся в рабочей зоне;

- предоставлять соответствующую информацию всем работникам ОУЗ на всех уровнях и возможность их подготовки по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и к ликвидации их последствий, включая проведение регулярных тренировок в условиях, приближенных к реальным аварийным ситуациям.

Мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и к ликвидации их последствий должны быть согласованы с внешними аварийными службами и другими компетентными органами.

5.2.5. К мерам по исключению или снижению уровней профессиональных рисков относятся:

- исключение опасной работы (процедуры);

- замена опасной работы (процедуры) менее опасной;

- реализация инженерных (технических) методов ограничения риска воздействия опасностей на работников;

- реализация административных методов ограничения времени воздействия опасностей на работников;

- использование средств индивидуальной защиты;

- страхование профессионального риска.

5.3. Анализ несчастных случаев аварийных ситуаций и т.д. осуществляют с применением:

- статистических методов, предусматривающих группирование несчастных случаев по различным признакам, оценки показателей и установления зависимостей;

- монографических исследований длительного анализа отдельных несчастных случаев;

- экономического анализа оценки материальных последствий травматизма.

5.4. Информирование работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях осуществляется в форме:

- проведения совещаний, круглых столов, семинаров, конференций, встреч заинтересованных сторон, переговоров;

- использования информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

- размещения соответствующей информации в общедоступных местах.

5.5. Передача и обмен информацией об охране труда.

5.5.1. Обеспечение сбора, обработки передачи, обмена, использования информации по охране труда, а также своевременное внесение необходимых изменений позволяет проводить ее анализ и принимать решение по улучшению охраны труда в организации.

5.5.2. Процедуры информационного обеспечения по охране труда содержат порядок:

- получения и рассмотрения внешних и внутренних сообщений, связанных с охраной труда, их документального оформления, а также подготовки и выдачи ответов на них;

- обеспечения внутренней передачи и обмена информацией по охране труда между структурными подразделениями;

- получения, гарантированного рассмотрения и подготовки ответов на запросы, идеи и предложения работников ОУЗ.

5.6. К мероприятиям по обеспечению оптимальных режимов труда и отдыха работников относятся:

- обеспечение рационального использования рабочего времени;

- обеспечение обеденных перерывов для отдыха работников, включая перерывы для создания благоприятных микроклиматических условий;

- поддержание высокого уровня работоспособности и профилактика утомляемости работников.

5.7. Обеспечение снабжения безопасной продукцией.

5.7.1 Поставку необходимой безопасной продукции поставщиком обеспечивают выбором на основе его способности выполнять требования заказчика.

5.7.2. Процесс выбора квалифицированных поставщиков должен содержать:

- оценку способности поставщика поставлять сертифицированное оборудование и материалы, средства защиты, средства индивидуальной защиты;

- оценку полноты и достоверности предоставленной информации по опасным свойствам продукции и мерам по безопасному обращению с ней;

- определение, оценку и включение в условия договора материально-технического снабжения требований заказчика на поставки сертифицированных оборудования и материалов, измерительной техники, средств защиты;

- определение и оценку требований законов и иных нормативных правовых актов, а также требований организации по охране труда до приобретения продукции;

- входной контроль безопасности поставляемой продукции;

- выполнение предъявленных требований до использования приобретаемой продукции;

- требования по своевременному внесению изменений в документацию.

 

6. Планирование мероприятий по реализации процедур

 

6.1. Создание порядка подготовки, пересмотра и актуализации плана мероприятий по реализации процедур (далее – План). В Плане отражаются:

а) общий перечень мероприятий, проводимых при реализации процедур;

б) ожидаемый результат по каждому мероприятию, проводимому при реализации процедур;

в) сроки реализации по каждому мероприятию, проводимому при реализации процедур;

г) ответственные лица за выполнение мероприятий, проводимых при реализации процедур, на каждом уровне управления;

д) источник финансирования мероприятий, проводимых при реализации процедур.

 

7. Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур

 

7.1. Порядок реализации мероприятий, обеспечивающих:

а) получение информации для определения результативности и эффективности процедур;

б) получение данных, составляющих основу для принятия решений по совершенствованию СУОТ.

7.2. Виды контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур, к которым можно отнести:

а) контроль состояния рабочего места, применяемого оборудования, выявления профессиональных рисков, а также реализации иных мероприятий по охране труда, осуществляемых постоянно, мониторинг показателей реализации процедур;

б) контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер выполнения;

в) учет и анализ аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, а также изменений требований охраны труда, соглашений по охране труда, подлежащих выполнению, изменений или внедрения новых технологических процессов, оборудования, инструментов, сырья и материалов;

г) контроль эффективности функционирования СУОТ в целом.

7.3. Результаты контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур оформляются в форме акта.

7.4. В случаях когда в ходе проведения контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур выявляется необходимость предотвращения причин невыполнения каких-либо требований, и, как следствие, возможного повторения аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, незамедлительно осуществляются корректирующие действия.

 

8. Планирование улучшений функционирования СУОТ

 

8.1. С целью организации планирования улучшения функционирования СУОТ устанавливается зависимость улучшения функционирования СУОТ от результатов контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур, а также обязательность учета результатов расследований аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, результатов контрольно-надзорных мероприятий органов государственной власти, предложений работников и (или) уполномоченных ими представительных органов.

8.2. При планировании улучшения функционирования СУОТ проводится анализ эффективности функционирования СУОТ, предусматривающий оценку следующих показателей:

а) степень достижения целей руководства в области охраны труда;

б) способность СУОТ обеспечивать выполнение обязанностей руководства, отраженных в Политике по охране труда;

в) эффективность действий, намеченных руководством, на всех уровнях управления по результатам предыдущего анализа эффективности функционирования СУОТ;

г) необходимость изменения СУОТ, включая корректировку целей в области охраны труда, перераспределение обязанностей должностных лиц в области охраны труда, перераспределение ресурсов;

д) необходимость обеспечения своевременной подготовки тех работников, которых затронут решения об изменении СУОТ;

е) необходимость изменения критериев оценки эффективности функционирования СУОТ.

 

9. Реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания

 

9.1. При установлении порядка действий при возникновении аварии учитываются существующие и разрабатываемые планы реагирования на аварии и ликвидации их последствий, а также необходимость гарантировать в случае аварии:

- защиту людей, находящихся в рабочей зоне, при возникновении аварии посредством использования внутренней системы связи и координации действий по ликвидации последствий аварии;

- возможность работников остановить работу и/или незамедлительно покинуть рабочее место и направиться в безопасное место;

- невозобновление работы в условиях аварии;

- предоставление информации об аварии соответствующим компетентным органам, службам и подразделениям по ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций, надежной связи ОУЗ с ними;

- оказание первой помощи пострадавшим в результате аварий и несчастных случаев на производстве и при необходимости вызов скорой медицинской помощи, выполнение противопожарных мероприятий и эвакуации всех людей, находящихся в рабочей зоне.

9.2. Расследования возникновения и первопричин инцидентов несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве направлены на выявление любых недостатков в системе управления охраной труда и должны быть документально оформлены.

9.3. Порядок расследования несчастных случаев на производстве установлен ст. 227-231 Трудового кодекса РФ и Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденным постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73.

9.4. Результаты расследований доводятся до сведения руководства ОУЗ для формулирования соответствующих рекомендаций.

9.5. Результаты расследований и рекомендации доводятся до сведения соответствующих лиц с целью выполнения корректирующих действий, включают в анализ эффективности СУОТ руководством и учитываются в деятельности по непрерывному совершенствованию СУОТ.

9.6. Анализ несчастных случаев осуществляют с применением:

- статистических методов, предусматривающих группирование несчастных случаев по различным признакам, оценки показателей и установления зависимостей;

- монографических исследований длительного анализа отдельных несчастных случаев;

- экономического анализа оценки материальных последствий травматизма.

 

10. Управление документами СУОТ

 

10.1. Документация СУОТ в ОУЗ включает:

- служебный распорядок ОУЗ;

- приказы руководителя ОУЗ по личному составу;

- Положение об организации работы по охране труда;

- инструкции по охране труда;

- журнал учета инструкций по охране труда;

- журнал учета выдачи инструкций по охране труда;

- программу вводного инструктажа по охране труда;

- программу первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте;

- журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда;

- журнал регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте;

- журнал регистрации несчастных случаев на производстве;

- другие документы по охране труда.

10.1.1. Копии документов учитывают и располагают в местах, доступных для ознакомления с ними работников ОУЗ. Отмененные документы изымают из обращения с принятием мер, исключающих их непреднамеренное использование в дальнейшем.

10.1.2. Записи по охране труда (журналы, протоколы, акты, отчеты) следует:

- систематически вести и оптимизировать;

- хранить в соответствии с установленным сроком;

- располагать в местах, удобных для пользования.

10.2. Работники должны иметь право доступа к записям, относящимся к их производственной деятельности и здоровью.

10.3. Передача и обмен информацией об охране труда.

10.3.1. Обеспечение сбора, обработки, передачи, обмена, использования информации по охране труда, а также своевременное внесение необходимых изменений позволяют проводить ее анализ и принимать решение по улучшению охраны труда в организации.

10.3.2. Процедуры информационного обеспечения по охране труда содержат порядок:

- получения и рассмотрения внешних и внутренних сообщений, связанных с охраной труда, их документального оформления, а также подготовки и выдачи ответов на них;

- обеспечения внутренней передачи и обмена информацией по охране труда между структурными подразделениями ОУЗ;

- получения, гарантированного рассмотрения и подготовки ответов на запросы и предложения работников.

 

Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в учреждениях здравоохранения» № 12/2017.

 

 

[1] Утвержден приказом Ростехрегулирования от 10.07.2007 N 169-ст.

[2] Утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21.04.2009 N 138-ст.

[3] Утвержден приказом Росстандарта от 06.07.2012 N 154-ст.

[4] Введен в действие приказом Росстандарта от 09.06.2016 N 601-ст.

Другие статьи по теме
Категория: Охрана труда в медицинских организациях | Добавил: zdrav1 (04.12.2017)
Просмотров: 6481
Всего комментариев: 0
Яндекс.Метрика