Главная » Статьи » Организация медицинской помощи |
В соответствии с частью 2 статьи 59 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон N 323-ФЗ) экспертиза временной нетрудоспособности проводится лечащим врачом, который единолично выдает гражданам листки нетрудоспособности сроком до пятнадцати календарных дней включительно, а в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, – фельдшером либо зубным врачом, которые единолично выдают листки нетрудоспособности на срок до десяти календарных дней включительно. В соответствии с частью 3 указанной статьи Федерального закона N 323-ФЗ продление листка нетрудоспособности на больший срок, чем указано в части 2 статьи (но не более чем на пятнадцать календарных дней единовременно), осуществляется по решению врачебной комиссии, назначаемой руководителем медицинской организации из числа врачей, прошедших обучение по вопросам проведения экспертизы временной нетрудоспособности. При выдаче листков нетрудоспособности медицинские работники и врачебные комиссии руководствуются Порядком выдачи листков нетрудоспособности, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н (далее – Порядок). Согласно пункту 11 Порядка при амбулаторном лечении заболеваний (травм), отравлений и иных состояний, связанных с временной потерей гражданами трудоспособности, лечащий врач единолично выдает гражданам листки нетрудоспособности сроком до 15 календарных дней включительно. В соответствии с пунктом 13 Порядка при сроке временной нетрудоспособности, превышающей 15 календарных дней, решение вопроса дальнейшего лечения и выдачи листка нетрудоспособности осуществляется врачебной комиссией. Врачи, имеющие лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности, при сроке временной нетрудоспособности, превышающем 15 календарных дней, направляют гражданина на врачебную комиссию в медицинскую организацию по месту его прикрепления или регистрации по месту жительства (по месту пребывания, временного проживания) для продления листка нетрудоспособности. Таким образом, из положений статьи 59 Федерального закона N 323-ФЗ и Порядка вытекает, что каждое продление листка нетрудоспособности после первых 15 календарных дней временной нетрудоспособности должно осуществляться по решению врачебной комиссии. Данное требование также должно учитываться в случае продолжающейся нетрудоспособности в пределах одного страхового случая при выдаче продолжений листков нетрудоспособности другими медицинскими организациями, то есть должна учитываться суммарная продолжительность временной нетрудоспособности с первого дня освобождения от работы. Например, если листок нетрудоспособности в соответствии с Порядком выдан единолично лечащим врачом стационара на 15 календарных дней и гражданин при сохраняющейся нетрудоспособности выписан из стационара для продолжения лечения в амбулаторных условиях, то выдача продолжения данного листка должна производиться по решению врачебной комиссии поликлиники с первого дня амбулаторного лечения (суммарно с 16 дня). При этом в листке нетрудоспособности в соответствии с пунктом 60 Порядка в графе "должность врача" таблицы "Освобождение от работы" указывается должность врача, а в случаях, рассматриваемых врачебной комиссией, председатель врачебной комиссии. В графах "Фамилия и инициалы врача или идентификационный номер" и "Подпись врача" таблицы "Освобождение от работы" – указывается соответственно фамилия и инициалы врача (с пробелом в одну ячейку между фамилией и инициалами врача), а в случаях, рассматриваемых врачебной комиссией, председателя врачебной комиссии или проставляется его (их) идентификационный номер (идентификационные номера) и ставится подпись (подписи). После продления листка нетрудоспособности по решению врачебной комиссии, во временных промежутках между решениями врачебной комиссии единоличных решений лечащего врача о продлении периода нетрудоспособности выноситься не должно. Явку больного для динамического наблюдения лечащим врачом в эти промежутки времени не следует увязывать с продлением листка нетрудоспособности. Гражданин обращается в медицинскую организацию не только с целью получения освобождения от работы, но и для получения медицинской помощи и неявка на назначенный врачебный осмотр между решениями врачебной комиссии без уважительной причины является одним из оснований для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности.
В каких случаях медицинскую организацию может проверить Фонд социального страхования Российской Федерации по поводу соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности? Какой порядок проведения таких проверок? Порядок осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации (далее по тексту – Фонд) проверки соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности утвержден приказом Минздрава России от 21.12.2012 N 1345н. Проверка осуществляется в целях оценки обоснованности расходования средств обязательного социального страхования на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Проверка осуществляется территориальными органами Фонда. Проверка лиц, проводящих экспертизу временной нетрудоспособности и осуществляющих выдачу, продление и оформление листков нетрудоспособности (далее – лица, осуществляющие выдачу листков нетрудоспособности) в соответствии с Федеральным законом N 323-ФЗ, производится должностными лицами территориальных органов Фонда, уполномоченными на проведение проверки. При проведении проверки проверяется и оценивается: - соблюдение установленного порядка выдачи, соблюдение сроков выдачи и продления, оформление листков нетрудоспособности; - ведение документов, подтверждающих выдачу, продление и оформление листков нетрудоспособности. Проверки разделяются на плановые и внеплановые. Плановые проверки осуществляются в соответствии с планом-графиком, утверждаемым приказом руководителя территориального органа Фонда, не чаще, чем один раз в год, но не реже, чем один раз в три года в отношении одного лица, осуществляющего выдачу листков нетрудоспособности. При плановой проверке в обязательном порядке проверяются все случаи выдачи листков нетрудоспособности на срок более 15 календарных дней за проверяемый период. Случаи менее 15 календарных дней проверяются выборочно. План-график составляется сроком на один год, содержит перечень лиц, осуществляющих выдачу листков нетрудоспособности, подлежащих проверке в данном году, включая их наименование, количество и место нахождения, с указанием даты начала и сроков проведения проверок и предмета проверок. План-график проверок размещается в свободном доступе на официальном сайте территориального органа Фонда в сети интернет не позднее, чем за 30 дней до начала года. Основаниями для проведения внеплановой проверки являются обращения (жалобы) граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на действия (бездействие) лиц, осуществляющих выдачу листков нетрудоспособности, связанные с нарушением порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности. Плановые и внеплановые проверки проводятся на основании приказа руководителя территориального органа Фонда о проведении проверки, в котором указываются: - наименование территориального органа Фонда; - номер и дата приказа; - вид проверки (плановая/внеплановая); - фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного (уполномоченных) на проведение проверки; - наименование лица, осуществляющего выдачу листков нетрудоспособности, в отношении которого проводится проверка; - цели и предмет проверки; - правовые основания проведения проверки, в том числе нормативные правовые акты, исполнение обязательных требований которых подлежит проверке; - проверяемый период; - основания для проведения проверки (в случае проведения внеплановой проверки); - сроки проведения проверки. Перед проведением проверки в адрес лица, осуществляющего выдачу листков нетрудоспособности, территориальным органом Фонда направляется уведомление о проведении проверки: не позднее 10 рабочих дней до даты начала проведения плановой проверки и не позднее 3 рабочих дней до даты начала проведения внеплановой проверки. В ходе проверки должностным лицам территориальных органов Фонда, уполномоченным на проведение проверки, должны быть представлены следующие документы: - книги получения, распределения бланков листков нетрудоспособности медицинской организацией, а также книги учета испорченных, утерянных, похищенных бланков листков нетрудоспособности, формы которых утверждены приказом ФСС РФ и Минздрава России от 29.01.2004 N 18/29 "Об утверждении инструкции о порядке обеспечения бланками листков нетрудоспособности, их учета и хранения" (далее – Приказ N 18/29); - корешки бланков листков нетрудоспособности; - журнал учета клинико-экспертной работы лица, осуществляющего выдачу листков нетрудоспособности; - медицинские карты амбулаторных больных по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 N 255 "О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг", содержащие записи, подтверждающие выдачу, продление и оформление листков нетрудоспособности; - истории болезни стационарных больных и другая медицинская документация, содержащие записи, подтверждающие выдачу, продление и оформление листков нетрудоспособности; - акты об уничтожении испорченных бланков листков нетрудоспособности, акты об уничтожении корешков бланков листков нетрудоспособности, формы которых утверждены Приказом N 18/29, документы по работе с испорченными и невостребованными бланками листков нетрудоспособности. Должностные лица территориальных органов Фонда, уполномоченные на проведение проверки, при проведении проверки обязаны: - соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы лица, осуществляющего выдачу листков нетрудоспособности, в отношении которого проводится проверка; - не препятствовать осуществлению полномочий лицом, осуществляющим выдачу листков нетрудоспособности, в обычном режиме и объеме с соблюдением стандартов качества оказания медицинской помощи; - проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, при предъявлении удостоверения, копии приказа о проведении проверки, подтверждающего полномочия на проведение проверки, заверенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; - представлять руководителю, другому уполномоченному должностному лицу или представителю лица, осуществляющего выдачу листков нетрудоспособности, информацию и документы, относящиеся к предмету проведения проверки, а также являющиеся основанием для проведения проверки; - не препятствовать руководителю, другому уполномоченному должностному лицу или представителю лица, осуществляющего выдачу листков нетрудоспособности, в отношении которого проводится проверка, присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проведения проверки; - доводить до сведения руководителя, другого уполномоченного должностного лица или представителя лица, осуществляющего выдачу листков нетрудоспособности, в отношении которого проводится проверка, информацию о результатах проверки; - соблюдать установленные сроки проведения проверки; - соблюдать врачебную тайну, в том числе конфиденциальность персональных данных, ставших известными в ходе проведения проверки. Руководитель, другое уполномоченное должностное лицо или представитель лица, осуществляющего выдачу листков нетрудоспособности, в отношении которого проводится проверка, а также медицинские работники, выдавшие листки нетрудоспособности, при проведении проверки обязаны предоставить должностным лицам территориальных органов Фонда, уполномоченным на проведение проверки, документы, связанные с предметом проведения проверки. В случае невозможности предоставления указанных документов по уважительной причине сроки проверки переносятся на более позднее время. Руководитель, другое уполномоченное должностное лицо или представитель лица, осуществляющего выдачу листков нетрудоспособности, в отношении которого проводится проверка, а также медицинские работники, выдавшие листки нетрудоспособности, при проведении проверки вправе: - присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; - получать от должностных лиц территориального органа Фонда, уполномоченных на проведение проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проведения проверки, а также являющиеся основанием для проверки; - знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о согласии (несогласии) с ее результатами, а также с отдельными действиями должностных лиц территориального органа Фонда, уполномоченных на проведение проверки; - обжаловать действия (бездействие) должностных лиц территориального органа Фонда, уполномоченных на проведение проверки, в соответствии с законодательством Российской Федерации. По результатам проверки должностными лицами территориального органа Фонда, уполномоченными на проведение проверки, составляется акт о проведении плановой или внеплановой проверки в 2 экземплярах. В акте указываются: - дата, время и место составления акта проверки; - наименование территориального органа Фонда; - дата и номер приказа, на основании которого проведена проверка; - вид проверки: плановая или внеплановая; - фамилии, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего (проводивших) проверку; - наименование лица, осуществляющего выдачу листков нетрудоспособности, в отношении которого проводилась проверка; - дата, время, продолжительность и место проведения проверки; - сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере и правовых последствиях (непринятие Фондом к зачету в счет уплаты страховых взносов расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, а также предъявление Фондом исков к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности); - сведения о лицах, допустивших нарушения; - мероприятия по устранению выявленных нарушений; - сведения об ознакомлении или об отказе с ознакомлением с актом руководителя, другого уполномоченного должностного лица или представителя лица, осуществляющего выдачу листков нетрудоспособности, в отношении которого проводилась проверка, их подписи или сведения об отказе от подписания акта; - сведения о согласии и (или) несогласии руководителя, другого уполномоченного должностного лица или представителя лица, осуществляющего выдачу листков нетрудоспособности, в отношении которого проводилась проверка, с результатами проверки или с отдельными действиями (бездействием) должностных лиц территориального органа Фонда, проводивших проверку; - подписи лиц, осуществлявших проверку. Один экземпляр акта остается в территориальном органе Фонда, осуществлявшем проверку. Второй экземпляр акта вручается руководителю, другому уполномоченному должностному лицу или представителю лица, осуществляющего выдачу листков нетрудоспособности, в отношении которого проводилась проверка, под расписку, либо направляется через организацию федеральной почтовой связи с уведомлением о вручении и считается полученным по истечении 6 календарных дней со дня их направления письмом. Уведомление о вручении подлежит приобщению к первому экземпляру акта, который остается в деле о проведении проверки в территориальном органе Фонда.
----------------------------------------- Публикация актуальна на 04.06.2019 (дата последней сверки). Источник публикации: журнал «Главный врач». Код публикации: 18.07. Другие статьи по теме | |
Категория: Организация медицинской помощи | Добавил: zdrav1 (05.06.2019) | |
Просмотров: 1401 |
Всего комментариев: 0 | |