Главная » Статьи » Организация медицинской помощи |
В целях обеспечения охвата жителей Москвы онкоскринингом и последующей работой с группами риска Департаментом здравоохранения г. Москвы утверждены Методические рекомендации по организации массового скрининга населения на выявление рака простаты и предрасположенности к раку молочной железы и яичников в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы[1]. Документ предназначен для проведения скрининга населения на выявление рака простаты и предрасположенности к раку молочной железы и яичников путем забора крови и последующего ее лабораторного анализа. Одним из методов, позволяющим оценить наличие онкологической патологии и предрасположенность к тому или иному заболеванию при широком охвате населения, является изучение специфических маркеров. Для выявления рака простаты исследуется PSA (простатоспецифический антиген), для предрасположенности к раку молочной железы и яичников – BRCA (ген рака молочной железы). В целях повышения охвата населения профилактическими мероприятиями, направленными на раннее выявление социально значимых заболеваний, в настоящее время используются организационные технологии, позволяющие приблизить медицинскую помощь к контингентам здоровых людей. Среди них в частности развертывание медицинских пунктов, выдвижение выездных медицинских бригад в места массового скопления людей (станции метрополитена, общественно значимые мероприятия, выборы). Данная технология исключает необходимость планирования специального посещения медицинской организации с профилактической целью. Развертывание медицинских пунктов для скрининга (далее – Пункты) и деятельность в них выездных медицинских бригад осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных требований к технологии предоставления медицинских услуг в помещениях организаций, соответствующих санитарно-эпидемиологическим и лицензионным требованиям к осуществлению медицинской деятельности, в том числе к оснащению кабинетов забора крови. Оснащение Пункта в соответствии с табелем оснащенности (приложение 1) производится заблаговременно с учетом необходимости усиления и дополнительного развертывания кабинетов при массовом одномоментном обращении граждан для предупреждения формирования очередей и необходимости длительного ожидания забора крови. При проведении скрининговых мероприятий устанавливается график работы Пунктов с 8.00 до 14.00 с возможностью продления рабочего дня при наличии потребности больших групп граждан, но не более чем на 1 час в связи с необходимостью соблюдения рекомендаций по проведению исследований. Пункты развертываются с выделением функциональных зон, обеспечивающих организацию предоставления медицинских услуг с максимальной экономией времени пациента, медицинских работников и соблюдением требований к качеству и безопасности медицинской деятельности.
Функциональные зоны Пункта Пункты разворачиваются на площадях, отвечающих санитарно-эпидемиологическим и лицензионным требованиям к осуществлению медицинской деятельности: в поликлиниках, медицинских кабинетах образовательных организаций. В своем составе Пункт имеет пять функциональных зон, размещение которых возможно не менее чем в двух помещениях: 1) входная зона – для работы администратора; 2) зона консультации – для работы врача; 3) зона регистрации – для работы медицинской сестры-регистратора; 4) стерильная зона – для работы медицинской сестры процедурной; 5) техническая зона – для хранения проб и расходных материалов. Место для работы администратора организуется перед входом в кабинет Пункта (кабинеты врача и забора крови) в коридоре или холле. При наличии возможности прием врача и манипуляции медицинских сестер осуществляются в различных кабинетах. При организации Пункта в медицинской организации в непосредственной близости от кабинета забора крови (стерильной зоны) предусматривается зона для работы администратора (входная зона Пункта) с учетом маршрутизации пациента от входной группы поликлиники. Для работы врача Пункта рекомендуется использовать кабинет максимально приближенный к кабинету забора крови. Размещение функциональных зон производится с учетом необходимости оптимальной маршрутизации пациента на Пункте и оперативного взаимодействия сотрудников Пункта.
Функциональные задачи сотрудников Пункта Обеспечение Пункта персоналом осуществляется силами и средствами подразделений медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы и при необходимости иных лиц. При организации Пункта в школе предусматривается возможность оперативного усиления Пунктов персоналом близлежащих учреждений государственной системы здравоохранения города Москвы. Медицинский (врач, медицинские сестры) и иной персонал обеспечивают бесперебойную работу Пунктов, соблюдая в процессе деятельности конституционные права граждан на достоинство и информацию. Общение с пациентами должно быть максимально доброжелательным с предоставлением пациентам по их запросам любой информации медицинского характера в отношении проводимого мероприятия. Важной составляющей работы персонала является установление контакта и взаимодействия с пациентами, обратившимися на Пункт, в том числе предоставление сведений о сроках получения результатов (мужчинами PSA до 2 недель, женщинами BRCA до 2 месяцев). Основная роль и задача администратора Пункта (лицо "первого контакта"): - первичное информирование пациентов о проводимом мероприятии; - предоставление документации для заполнения (приложение 2 – информированное добровольное согласие и распечатанная на его оборотной стороне скрининг-анкета); - контроль должного использования и утилизации бахил; - при необходимости – помощь пациентам в заполнении документации; - в случае образования значительных очередей – информирование врача Пункта о сложившейся обстановке. При организации Пункта в медицинской организации для работы входной зоны Пункта выделяется отдельный администратор помимо администраторов, работающих во входной группе поликлиники. Основная роль и задача врача Пункта (руководитель Пункта): - визуальная идентификация пациента по представленному документу для уточнения данных, необходимых для внесения в направление и сообщения сведений о результатах скрининга конкретному пациенту; - установление показаний (противопоказаний) для проведения скрининга; - заполнение и выдача направления (приложение 3) пациенту на проведение скринингового обследования (в случае отказа от выдачи направления на исследование – вежливый аргументированный отказ с указанием причин); - руководство работой Пункта и его персонала; - при необходимости – оказание экстренной и неотложной медицинской помощи пациентам; - в случае образования значительных очередей – привлечение к работе дополнительного резервного персонала. Основная роль и задача медицинской сестры-регистратора Пункта: - обеспечение соответствия данных пациента, медицинской документации и проб крови путем наклеивания трех идентичных стикеров (приложение 4) с целью последующего доведения данных о результатах исследования конкретному гражданину; - заполнение журнала учета биологического материала для лабораторного исследования (приложение 5) с наклейкой стикера в соответствующую графу для каждого пациента; - идентификация пробирки для забора материала путем наклеивания идентичного стикера (производится с учетом пола пациента – пробирки для забора PSA и BRCA отличаются визуально); - передача направления на исследование с третьим наклеенным идентичным стикером процедурной медицинской сестре; - сортировка направлений (на исследование PSA или BRCA) для последующего формирования пакета сопровождающих документов к термоконтейнеру; - в конце работы – подсчет числа проведенных исследований с внесением данных в журнал учета биологического материала. Основная роль и задача медицинской сестры процедурной Пункта: - забор биологического материала у пациента в соответствии с установленной методикой (приложение 6); - установка пробирок в соответствующие для PSA или BRCA штативы и термоконтейнеры (время хранения пробирок вне термоконтейнера не должно превышать 2 часов) для их последующей транспортировки; - при необходимости – оказание экстренной и неотложной медицинской помощи пациентам. Маршрутизация пациента с учетом ролей персонала и функциональных зон на Пункте представлена на нижеприведенной блок-схеме (см. следующую страницу).
МАРШРУТИЗАЦИЯ ПАЦИЕНТА НА ПУНКТЕ ПРОВЕДЕНИЯ СКРИНИНГА
┌──────────────────────────────────────┐ │При наличии верхняя одежда оставляется│ │пациентами в гардеробе медицинской │ │организации или на вешалке в коридоре │ └──────────────────┬───────────────────┘ ▼ ┌──────────────────┐ ┌─────────────────────────────────────────────┐ │ │ │Информирование о проводимом скрининге, в том │ ┌────────────┐ │ │ │числе об отсроченном получении результатов │ │ │ │ │ │(BRCA – 2 месяца, PSA – 2 недели) │ │ │ │ Администратор │ └──────────────────┬──────────────────────────┘ │Входная зона│ │ │ ▼ ┌───────────────►│ │ │ │ ┌──────────────────────────────────────────┐ │ ├ │ │ │ │Заполнение добровольного информированного │ │ ┌─────►│ │ │ │ │согласие на исследование и скрининг-анкеты│ │ │ └──────┬─────┘ └────────┬─────────┘ └──────────────────┬───────────────────────┘ │ │ │ ▼ ▼ │ │ ▼ ┌──────────────────┐ ┌──────────────────────┐ │ │ ┌────────────┐ │ │ │Идентификация пациента│ │ │ │ │ │ │ └───────────┬──────────┘ │ │ │ │ │ │ ▼ ┌─────────────────┴┐ │ │ │ │ │ ┌────────────────────────┐ │При наличии │ │ │ Зона │ │ │ │Определение показаний │ │противопоказаний -│ │ │консультации│ │ Врач │ │(противопоказаний) ├─►│отказ в проведении│ │ │ │ │ │ │для проведения скрининга│ │скрининга │ │ │ │ │ │ └───────────┬────────────┘ └──────────────────┘ │ │ │ │ │ ▼ │ │ │ │ │ ┌───────────────────────────────┐ │ └──────┬─────┘ │ │ │Заполнение и выдача направления│ │ ▼ └────────┬─────────┘ │для проведения скрининга │ │ ┌────────────┐ │ └───────────┬───────────────────┘ │ │ │ ▼ ▼ │ │ │ ┌──────────────────┐ ┌──────────────────────────────┐ ┌───────────────┐ │ │ │ │ │ │Регистрация в журнале учета │ │Маркировка │ │ │ │ │ │ │биологического материала │ │идентичными │ │ │ Зона │ │ │ │для лабораторного исследования│ │стикерами │ │ │регистрации │ │ Медицинская │ └───────────┬──────────────────┘ │в журнале, │ │ │ │ │сестра-регистратор│ ▼ │на направлении,│ │ │ │ │ │ ┌───────────────────────────────┐ │на пробирке │ │ │ │ │ │ │Передача маркированной пробирки│ └───────────────┘ │ │ │ │ │ │медицинской сестре процедурной │ │ └──────┬─────┘ └────────┬─────────┘ └───────────┬───────────────────┘ │ ▼ ▼ ▼ ┌───────────────────┐ │ ┌────────────┐ ┌──────────────────┐ ┌──────────────────────────────┐ │Оценка самочувствия│ │ │ Стерильная │ │ │ │Забор биологического материала├─►│пациента после ├─┘ │ зона │ │ │ └───────────┬──────────────────┘ │забора материала │ │ │ │ │ │ └───────────────────┘ └──────┬─────┘ │Медицинская сестра│ ▼ ▼ │ процедурная │ ┌─────────────────────────────────────────────┐ ┌───────────┐ │ │ │Установка пробирок с биоматериалом в штативы │ │ │ │ │ │и термоконтейнеры (не более чем через 2 часа │ │Техническая│ │ │ │после забора) для последующей транспортировки│ │ зона │ └──────────────────┘ └─────────────────────────────────────────────┘ └───────────┘
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
СТАНДАРТ ОСНАЩЕНИЯ КАБИНЕТА ЗАБОРА КРОВИ НА ПУНКТЕ ПРОВЕДЕНИЯ СКРИНИНГА (ИЗ РАСЧЕТА НА 1 ПРОЦЕДУРНУЮ МЕДИЦИНСКУЮ СЕСТРУ)
СТАНДАРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОСНАЩЕНИЯ ПОМЕЩЕНИЙ[3], НА БАЗЕ КОТОРЫХ ОРГАНИЗУЕТСЯ ПУНКТ ПРОВЕДЕНИЯ СКРИНИНГА
Публикация актуальна на 13.11.2019 (дата последней сверки). Источник публикации: журнал «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения». Код публикации: 19.02.
[1] Методические рекомендации утверждены приказом Департамента здравоохранения г. Москвы от 04.07.2018 N 459 (ред. от 10.09.2018). [2] При увеличении числа медицинских сестер кратно увеличивается требуемое количество (при режиме работы с 8.00 до 14.00 число манипуляций - 110). [3] 1) место для работы администратора организуется в коридоре у входа в кабинет; 2) при наличии возможности прием врача и манипуляции медицинских сестер осуществляются в различных кабинетах. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Категория: Организация медицинской помощи | Добавил: zdrav1 (13.11.2019) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 590 |
Всего комментариев: 0 | |