Предположительная численность населения Российской Федерации до 2030 года - Общественное здоровье - Каталог статей - Управление здравоохранением
Главная » Статьи » Общественное здоровье

Предположительная численность населения Российской Федерации до 2030 года

Источник: журнал «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения».

Федеральная служба государственной статистики осуществила расчет предположительной численности населения до 2030 года по трем вариантам (низкий, средний, высокий) на основе оценки численности постоянного населения субъектов Российской Федерации по полу и возрасту на 1 января 2009 г. и с учетом Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351.

Предложенные варианты прогноза численности населения России призваны оценить возможные пути развития демографических процессов в стране с учетом различных сценарных подходов.

Анализ долговременных тенденций динамики уровня рождаемости в России и других европейских странах дает основания для оценки возможных тенденций рождаемости в России в рамках концепции второго демографического перехода, статистическими индикаторами которого выступают повышение возраста вступления в брак и рождения ребенка, увеличение рождаемости вне официально зарегистрированного брака, некоторое увеличение добровольной бездетности.

Вместе с тем, определенное влияние на параметры рождаемости, в первую очередь календаря рождений, может оказать введенная в 2007 г. система мер семейной политики. Однако очевидно, что без изменений в темпах экономического развития и повышения уровня благосостояния российских граждан введенные меры не дадут устойчивого демографического эффекта.

Низкий сценарий рождаемости предполагает, что сохранение или ухудшение сложившейся экономической ситуации в стране, скорее всего, сделает маловероятным повышение рождаемости. Этот вариант не предполагает вероятность каких-либо социальных или техногенных катастроф, способных привести к резким колебаниям показателей рождаемости. Кроме того, в данном сценарии заложено предположение, что рождаемость не может опуститься ниже уровня, наблюдаемого сегодня у стран с наиболее низкой рождаемостью (1,2-1,3).

Высокий сценарий рождаемости исходит из предположения о том, что обществу удастся выработать социальные механизмы, ведущие к тому, что будет поддерживаться рождаемость, близкая уровню, который обеспечивал бы простое воспроизводство населения, в результате чего каждое новое поколение будет численно не меньше предыдущего. В конечном итоге, такой уровень рождаемости (1,8 - 2 детей в расчете на одну женщину репродуктивного возраста) отвечал бы и господствующему сегодня идеальному размеру потомства (социологические опросы мнений продолжают фиксировать идеальное число детей в семье именно на этом двухдетном уровне).

Средний вариант рождаемости исходит из того, что улучшение социально-экономического положения в России и меры демографической политики позволят достаточно полно реализовать семьям свои репродуктивные планы и рождаемость установится на уровне, чуть превосходящем средний по Европе. Но, в отличие от высокого сценария рождаемости, в данном случае ожидаются более низкие темпы развития страны.

Низкий (пессимистический сценарий) смертности.

В условиях долговременного роста смертности в качестве низкого сценария можно рассматривать относительную стагнацию с незначительным медленным ростом показателя ожидаемой продолжительности жизни при рождении. Основанием для такого прогноза служат общий уровень благосостояния, достигнутый культурный уровень российского населения, развитие системы здравоохранения, которые ставят определенные границы ухудшению ситуации. Для младенческой смертности выбрана тенденция снижения с довольно низкими темпами, чтобы к 2030 г. был достигнут уровень младенческой смертности стран ЕС середины 1990-х годов.

В основе среднего сценария смертности лежал метод аналогий, в частности стран с переходной экономикой в Восточной Европе, а также оценка возможных изменений в смертности от внешних причин.

Высокий (оптимистический) сценарий смертности разрабатывался как нормативный, который предполагает наличие четко сформулированных целей. В России в настоящее время цели снижения смертности населения обозначены в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года и приоритетном национальном проекте «Здоровье».

Низкий сценарий миграции, основанный на предположении о неизменности действующей в стране миграционной политики, ориентирован на привлечение зарубежных соотечественников и ряда иных категорий мигрантов с постсоветского пространства в условиях невысоких темпов экономического развития.

Высокий сценарий миграции, основанный на предположении о возможности полной компенсации естественной убыли населения России за счет миграции, тем не менее, не позволяет компенсировать потери населения в трудоспособном возрасте и поддерживать существующий трудоиждивенческий баланс в стране. Этот сценарий предполагает максимально возможный рост миграции из стран постсоветского пространства, а также значительные объемы миграции из стран традиционного зарубежья, превосходящие миграцию из стран СНГ.

Средний, наиболее вероятный сценарий, получен как средняя арифметическая из значений низкого и высокого вариантов миграционного развития. Теоретически он обосновывается перспективой умеренного роста иммиграции в Россию, прежде всего из стран - традиционных миграционных доноров, и появления новых миграционных партнеров. Стимулом для роста миграции будет растущий дефицит на рынке труда, что, в сочетании с ростом благосостояния населения, приведет к увеличению миграционной привлекательности России. Предполагается, что миграционная политика будет адекватна задачам по повышению миграционной привлекательности России и будут приняты меры по интеграции мигрантов в российский социум.

 

Таблица 1

 

Предполагаемая численность населения российской федерации по среднему варианту прогноза (тысяч человек)

 

Годы

На начало года

В среднем за год

все

население

в том числе:

доля городского населения (%)

все

в том числе:

городское

сельское

население

городское

сельское

2011

141996,1

103924,6

38071,5

73,2

142029,2

103982,0

38047,2

2012

142063,0

104038,9

38024,1

73,2

142083,3

104080,6

38002,7

2013

142104,2

104122,8

37981,4

73,3

142121,4

104160,9

37960,5

2014

142139,3

104199,6

37939,7

73,3

142150,0

104230,8

37919,2

2015

142160,9

104261,5

37899,4

73,3

142164,9

104284,5

37880,4

2016

142168,6

104307,9

37860,7

73,4

142156,9

104316,9

37840,0

2017

142144,6

104326,3

37818,3

73,4

142120,4

104324,7

37795,7

2018

142096,0

104323,2

37772,8

73,4

142056,4

104308,7

37747,7

2019

142016,6

104294,4

37722,2

73,4

141962,1

104265,8

37696,3

2020

141908,0

104238,0

37670,0

73,5

141838,9

104196,7

37642,2

2021

141770,7

104156,0

37614,7

73,5

141686,5

104102,5

37584,0

2022

141602,8

104048,3

37554,5

73,5

141503,6

103979,3

37524,3

2023

141403,5

103911,2

37492,3

73,5

141288,6

103828,7

37459,9

2024

141173,5

103746,1

37427,4

73,5

141045,0

103650,1

37394,9

2025

140916,1

103555,2

37360,9

73,5

140779,5

103450,3

37329,2

2026

140643,3

103346,5

37296,8

73,5

140495,1

103231,3

37263,8

2027

140347,3

103116,2

37231,1

73,5

140189,0

102991,0

37198,0

2028

140030,6

102865,4

37165,2

73,5

139868,0

102735,3

37132,7

2029

139705,6

102605,3

37100,3

73,4

139538,3

102467,7

37070,6

2030

139371,8

102331,1

37040,7

73,4

139207,3

102193,4

37013,9

2031

139041,8

102055,9

36985,9

73,4

 

 

 

 

 

Источник: журнал «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения» 2010/11

Другие статьи по теме
Категория: Общественное здоровье | Добавил: zdrav1 (26.08.2017)
Просмотров: 1390
Всего комментариев: 0
Яндекс.Метрика