Основные методологические и организационные положения комплексного наблюдения условий жизни населения - Общественное здоровье - Каталог статей - Управление здравоохранением
Главная » Статьи » Общественное здоровье

Основные методологические и организационные положения комплексного наблюдения условий жизни населения

Источник: журнал «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения».

Утверждено приказом Росстата от 25.08.2011 № 373а.

 

Комплексное наблюдение условий жизни населения проводится во исполнение постановления Правительства РФ от 27.11.2010 № 946 «Об организации в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения». Изучение условий жизни населения включает вопросы здоровья и медицинского обслуживания. Организация наблюдения возложена федеральную службу государственной статистики.

 

1. Цели и задачи наблюдения

 

Комплексное наблюдение условий жизни населения организуется в целях получения статистической информации, отражающей фактические условия жизнедеятельности российских семей и их потребности в обеспечении безопасной и благоприятной среды обитания, здорового образа жизни, воспитании и развитии детей, в повышении трудовой, профессиональной и социальной мобильности, улучшении жилищных условий, установлении и развитии социокультурных связей.

Задачей проведения комплексного наблюдения условий жизни населения является получение статистических данных о профессиональных и личных мотивациях участия населения в трудовой деятельности, об уровне обеспечения прав на социальную защиту и потребностей в социальном обслуживании, о качестве жилищных и бытовых условий проживания и намерениях по их улучшению, о наличии информационных и коммуникационных средств, способствующих интеллектуальному развитию, о пользовании услугами и удовлетворенности работой учреждений социальной сферы и транспорта, о безопасности производственной и непроизводственной сфер обитания, о причинах ограничений в удовлетворении жизненно важных потребностей.

Уровень представительности результатов наблюдения - в целом по России, по субъектам РФ, по городским и сельским поселениям с различной численностью населения, по социально-демографическим и доходным группам населения.

Результаты комплексного наблюдения условий жизни населения предназначены для использования при разработке мер демографической и социальной политики, количественного измерения их эффективности, а также для оценки влияния на демографическую ситуацию в стране и уровень жизни различных групп населения и улучшения мониторинга реализации приоритетных национальных проектов и государственных программ.

 

2. Основные методологические положения проведения наблюдения

 

2.1. Общие положения

В соответствии с вышеназванным постановлением Правительства РФ от 27.11.2010 № 946 комплексное наблюдение условий жизни населения основано на выборочном опросе представителей различных групп и слоев населения, проживающих во всех субъектах РФ, с охватом в 2011 году 10 тыс. домохозяйств, в 2014 году и далее с периодичностью один раз в два года - с охватом 60 тыс. домохозяйств.

 

2.2. Единица наблюдения

Единицей наблюдения при проведении комплексного наблюдения условий жизни населения является частное домохозяйство (в дальнейшем - домохозяйство) и члены домохозяйства.

Домохозяйство представляет собой совокупность лиц, проживающих в одном жилом помещении (или его части), как связанных, так и не связанных отношениями родства, совместно обеспечивающих себя пищей и всем необходимым для жизни, то есть полностью или частично объединяющих и расходующих свои средства. Домохозяйство может состоять и из одного человека, живущего самостоятельно и обеспечивающего себя пищей и всем необходимым для жизни.

Членами домохозяйства являются лица, указанные в его составе согласно данному выше определению со слов наиболее осведомленного члена домохозяйства (в дальнейшем - ответственного лица). Состав домашнего хозяйства устанавливается на момент проведения опроса.

В зависимости от места нахождения на момент опроса лица, учитываемые в составе домохозяйства, могут относиться к одной из следующих категорий:

1. лица, постоянно (обычно) проживающие в домохозяйстве[1];

2. лица, продолжительно или временно отсутствующие в домохозяйстве:

- отсутствующие продолжительные периоды времени или временно отсутствующие[2], но имеющие родственные отношения с домашним хозяйством и продолжающие поддерживать тесную связь (или имеющие очевидные финансовые связи) с домашним хозяйством;

- кратковременно отсутствующие, но обычно проживающие в домашнем хозяйстве.

 

2.3. Применение выборочного метода

Комплексное наблюдение условий жизни населения проводится выборочным методом во всех субъектах РФ.

План размещения выборочной совокупности домохозяйств по субъектам РФ разрабатывается Росстатом в соответствии с количеством обследуемых респондентов (домохозяйств), установленным вышеназванным постановлением Правительства РФ для каждого года проведения наблюдения с учетом необходимости обеспечения представительности итогов наблюдения по населению страны в целом, по субъектам РФ и по основным демографическим и социально-экономическим группам населения (исходя из приемлемого уровня ошибки выборки).

План размещения выборочной совокупности домохозяйств по субъектам РФ для проведения наблюдения утверждается Росстатом в составе организационных документов, принимаемых в целях обеспечения подготовки и проведения наблюдения.

Генеральную совокупность, служащую основой для построения выборочной совокупности при проведении наблюдения в соответствующих субъектах РФ, составляют все частные домашние хозяйства, проживающие на территории РФ. При формировании итогов наблюдения его результаты распространяются на все частные домашние хозяйства и на все население, проживающее в них, согласно специально разработанной методологии.

Генеральной совокупностью при формировании выборки для организации наблюдения служит информационный массив, содержащий данные по итогам последней Всероссийской переписи населения (ВПН) или (в межпереписной период или в период до получения окончательных итогов последней ВПН) - информационный массив на ее основе, содержащий, в том числе, актуализированный список жилых помещений по результатам их натурного обхода в период проведения наблюдения.

При формировании выборочной совокупности конечной единицей отбора является жилое помещение - индивидуальный дом, квартира, комната в коммунальной квартире, общежитии или в др. жилом строении. При проживании в одном жилом помещении (по одному отобранному адресу) более двух домашних хозяйств отбору подлежит одно домохозяйство, независимо от того, кто является фактическим собственником жилого помещения.

Формирование выборочной совокупности домашних хозяйств осуществляется на основе принципов случайного отбора, т.е. каждому домохозяйству в генеральной совокупности придается известная и ненулевая вероятность отбора.

Порядок отбора домохозяйств и распространения итогов наблюдения на генеральную совокупность определяется соответствующей научно-методологической разработкой и утверждается Росстатом в составе организационных документов, принимаемых в целях обеспечения подготовки и проведения наблюдения.

 

2.4. Программа наблюдения

Программа комплексного наблюдения условий жизни населения представляет собой перечень признаков единиц наблюдения (домохозяйств и лиц, входящих в состав домохозяйств - членов домохозяйств), подлежащих регистрации в процессе проведения опросов населения в соответствии с его целями и задачами.

Перечень признаков единиц наблюдения содержит сведения об условиях жизни домашних хозяйств и членов домашних хозяйств, относящихся к различным возрастным группам, по следующим тематическим блокам:

 

 

Информация, собираемая на уровне:

домохозяйства в целом

членов домохозяйств в возрасте

До 15 лет

15 лет и старше

Демографические характеристики и семейные отношения (пол; возраст; состояние в браке; количество детей; родственные отношения)

 

+

+

Социально-экономические характеристики (достигнутый уровень образования, участие в трудовой деятельности, пенсионное обеспечение, охват мерами социальной поддержки и др.)

 

 

+

Среда обитания (удовлетворенность транспортным обеспечением, торговым и бытовым обслуживанием и другими социальными условиями по месту проживания)

 

 

+

Жилищные и бытовые условия и намерения домохозяйств по их улучшению

+

 

 

Условия труда

 

 

+

Потребности в социальном обслуживании

 

 

+

Участие в системе образования и использование информационных технологий

 

+

+

Отдых и свободное время

 

 

+

Состояние здоровьях и доступность медицинского обслуживания

 

+

+

Доступность государственных услуг

+

 

+

Источники средств к существованию и оценка финансового положения.

+

 

 

 

Перечень учетных признаков по каждому тематическому блоку разрабатывается Росстатом совместно с представителями научных организаций, владеющих соответст­вующими знаниями и опытом в конкретной социальной области, подлежащей наблю­дению, в рамках специально создаваемого Экспертного совета по вопросам программы комплексного наблюдения условий жизни населения.

В рамках наблюдения обеспечивается получение информации об условиях жиз­ни населения на основе двух типов данных:

1. перекрестные данные, относящиеся к определенной дате или периоду времени и наблюдаемые в течение каждого года проведения наблюдения;

2. лонгитюдные данные, позволяющие оценить изменения с течением времени на уровне ранее обследованных домашних хозяйств и членов домашних хозяйств и наблюдаемые для трехлетнего периода в 2014 году и, начиная с 2016 года, для двухлетнего периода.

 

2.5. Метод сбора сведений при проведении наблюдения

Комплексное наблюдение условий жизни населения осуществляется на основе личного опроса членов домашних хозяйств (респондентов) по месту их проживания в составе отобранного для наблюдения домохозяйства.

Опросы респондентов проводятся специально обученными работниками - интервьюерами на условиях добровольного согласия респондентов принять участие в наблюдении на основании специальных форм федерального статистического наблюдения, содержащих конкретные формулировки вопросов для различных групп респондентов с указанием возможных вариантов ответов на них (в дальнейшем - вопросников), и указаний по заполнению вопросников.

Опросы респондентов и заполнение вопросников производятся интервьюерами со слов респондентов и без предъявления каких-либо документов, подтверждающих правильность ответов. Сведения, записанные в вопросники, не подлежат разглашению и предназначены только для получения сводных статистических данных.

Разработка и утверждение вопросников и указаний по их заполнению производятся Росстатом в порядке, установленном для утверждения форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению.

При проведении комплексного наблюдения условий жизни населения личному опросу подлежат респонденты в возрасте 15 лет и старше, установленные в составе домохозяйства, за исключением лиц, отсутствующих на момент проведения опроса, и лиц, не имеющих возможности дать информацию за себя лично по состоянию здоровья, в силу преклонного возраста и т.п.

Сбор сведений и заполнение вопросников, содержащих информацию по домохозяйству в целом, а также информацию о лицах в возрасте 15 лет и старше, отсутствующих на момент проведения опроса или не имеющих возможности дать информацию за себя лично, производится со слов ответственного лица (с соответствующей пометкой о лице, давшем эту информацию). Сбор сведений и заполнение вопросников, содержащих информацию о детях в возрасте до 15 лет, производится со слов одного из их родителей (или опекуна).

 

2.6. Период проведения наблюдения

Период проведения наблюдения - период, в течение которого осуществляется сбор сведений от населения, включая предварительный натурный обход жилых помещений для отбора, обход жилых помещений для установления контактов с респондентами (рекрутирование) и посещение домохозяйств для опросов респондентов. Период наблюдения устанавливается с 15 по 30 сентября каждого года проведения наблюдения.

 

3. Основные организационные положения проведения наблюдения

 

3.1. Распределение функций по уровням управления и организации работ

Подготовка, проведение и формирование итогов комплексного наблюдения условий жизни населения осуществляется органами государственной статистики на федеральном, региональном и полевом уровнях в соответствии с нижеследующим распределением функций.

3.1.1. НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ при подготовке, проведении и формировании итогов наблюдения Росстатом выполняются следующие функции:

1. организация проведения научно-методологических разработок по вопросам проведения наблюдения, автоматизированной обработки и получения итогов наблюдения;

2. разработка нормативных правовых документов;

3. разработка плана размещения объема выборочной совокупности домашних хозяйств по субъектам РФ и определение потребностей в кадровых и материально-технических ресурсах на подготовку и проведение наблюдения на региональном уровне;

4. координация и планирование работ по проведению наблюдения, контроль за ходом их реализации на всех уровнях;

5. разработка методологических и организационных положений подготовки и проведения наблюдения;

6. финансовое и материально-техническое обеспечение работ по подготовке наблюдения;

7. организация работы Экспертного совета Росстата по вопросам программы наблюдения;

8. разработка статистического инструментария наблюдения (включая организацию работ и доработку вопросников по результатам их предварительного тестирования на региональном уровне), разработка рекомендаций по найму временного персонала на всех уровнях подготовки и проведения наблюдения;

9. обеспечение деятельности временных работников, привлекаемых к выполнению работ на федеральном уровне;

10. изготовление и доведение до регионального уровня удостоверений для обеспечения ими временных работников, привлекаемых к выполнению работ на полевом уровне;

11. разработка обучающих программ для всех категорий персонала и участие в проведении кустовых обучающих семинаров по вопросам подготовки и проведения наблюдения и его материально-технического обеспечения;

12. участие в контрольных мероприятиях, выполняемых на региональном и полевом уровнях;

13. методическое и материально-техническое обеспечение информационно-разъяснительной работы среди респондентов;

14. разработка методологических и организационных положений автоматизированной обработки и получения итогов наблюдения;

15. разработка технологии и программного обеспечения для автоматизированной обработки данных и получения итогов наблюдения;

16. разработка инструктивных документов по подготовке, проведению и автоматизированной обработке итогов наблюдения; организация и проведение автоматизированной обработки итогов наблюдения;

17. подведение итогов и публикация результатов наблюдения (агрегированных итогов и баз микроданных) в печатных изданиях Росстата и в электронном виде в системе открытого доступа на Интернет сайте Росстата;

18. подготовка сводного отчета о результатах проведения наблюдения и предложений по совершенствованию методологических и организационных положений по его подготовке и проведению.

На федеральном уровне методологическое и организационное руководство работами по подготовке, проведению, обработке и получению итогов наблюдения обеспечивается Росстатом.

Для содействия в организации и проведении работ на федеральном уровне предусмотрен наем временных работников на условиях срочного трудового договора в составе руководителя группы и экспертов.

3.1.2. НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ при подготовке, проведении и формировании итогов наблюдения территориальными органами государственной статистики (ТОГС) выполняются следующие функции:

1. разработка и утверждение организационного плана-графика по подготовке и проведению наблюдения на территории соответствующего субъекта РФ;

2. организация и координация работ по подготовке и проведению наблюдения на полевом уровне;

3. осуществление взаимодействия с органами исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и органами местного самоуправления по вопросам подготовки и проведения наблюдения;

4. организация и проведение информационно-разъяснительной работы среди респондентов;

5. подбор кандидатур и заключение срочных трудовых договоров и гражданско-правовых договоров с временными работниками, привлекаемыми к выполнению работ на региональном и полевом уровне; подготовка и представление на федеральный уровень сводного отчета о найме временных работников;

6. обеспечение деятельности временных работников, привлекаемых к выполнению работ на региональном и полевом уровнях;

7. организация, проведение и участие в работе кустовых семинаров по вопросам подготовки и проведения наблюдения;

8. проведение обучения временных работников, привлекаемых к выполнению работ на полевом уровне;

9. проведение предварительного тестирования проектов вопросников и направление на федеральный уровень обобщенных предложений по их доработке;

10. тиражирование инструментария наблюдения, его комплектование и доведение до временных работников;

11. обеспечение подразделений, ответственных за подготовку и проведение наблюдения (включая вверенный им персонал временных работников) необходимыми канцелярскими товарами и средствами материально-хозяйственного и технического назначения;

12. организация работ по уточнению состава отобранных счетных участков ВПН, формирование перечня адресов, попавших в выборку (инструментария отбора) и оказание содействия временному персоналу по укомплектованию респондентской сети для проведения опросов;

13. организация работ по проведению опросов респондентов и осуществление контрольных мероприятий, в том числе с непосредственным выездом на отобранные счетные участки, закрепленные за временными работниками (участки наблюдения);

14. сбор и обобщение информации о проведении наблюдения, приемка материалов от работников полевого уровня;

15. приемка результатов и оплата выполненной работы временными работниками в соответствии с условиями срочных трудовых договоров и гражданско-правовых договоров на выполнение работ по подготовке и проведению наблюдения;

16. выполнение работ по подготовке материалов к автоматизированной обработке (в том числе по кодировке, вводу и контролю информации, содержащейся в вопросниках); формирование и направление на федеральный уровень первичного информационного фонда по итогам наблюдения;

17. обеспечение мер, направленных на сохранение конфиденциальности полученных данных и их защиту от несанкционированного доступа.

18. подготовка отчета о результатах проведения наблюдения на территории соответствующего субъекта РФ и предложений по совершенствованию основных организационных положений наблюдения.

На региональном уровне ответственным за подготовку, проведение и обработку материалов Комплексного наблюдения условий жизни населения являются ТОГСы, в структуре которых выполнение работ возлагается непосредственно на соответствующие структурные подразделения.

Для содействия в организации и проведении работ на региональном уровне предусмотрен наем временных работников в следующем составе: руководители группы по подготовке и проведению наблюдения (в дальнейшем - руководитель группы) и инструкторы.

3.1.3. НА ПОЛЕВОМ УРОВНЕ при подготовке и проведении наблюдения условий жизни населения выполняются следующие функции:

1. прохождение учебной подготовки (обучения) по очной форме;

2. обеспечение работ по подготовке отбора домашних хозяйств в пределах отобранного счетного участка ВПН;

3. формирование участка наблюдения и графика посещений отобранных домашних хозяйств для проведения опросов;

4. проведение личного опроса респондентов и заполнение вопросников, установленных для всех групп респондентов;

5. заполнение отчета о посещениях домохозяйств и передача на региональный уровень информации о ходе проведения наблюдения;

6. кодировка и контроль заполненных вопросников, представление и сдача их на региональный уровень в установленном порядке;

7. оказание содействия руководителям групп и инструкторам при проведении контрольных мероприятий;

8. подготовка отчета о проведении наблюдения.

На полевом уровне работа по подготовке и проведению наблюдения выполняется временными работниками (в дальнейшем - интервьюерами).

 

3.2. Основные этапы подготовки и проведения наблюдения

 

3.2.1. Подготовительный этап

На подготовительном этапе выполняются следующие работы:

a) разработка календарного плана подготовки и проведения наблюдения на федеральном уровне и организационного плана-графика по подготовке и проведению на региональном и полевом уровне;

Календарный план подготовки и проведения наблюдения на федеральном уровне утверждается заместителем руководителя Росстата, на которого возложен контроль за организацией работы по подготовке и проведению наблюдения.

Организационный план-график разрабатывается и утверждается на региональном уровне в соответствии с перечнем работ, выполняемым на региональном и полевом уровне, сроками, установленными для выполнения каждого этапа работ, определяемыми и утверждаемыми Росстатом (в зависимости от объемов выборки для проведения наблюдения в соответствующем субъекте РФ) в составе организационных документов по подготовке и проведению наблюдения.

 

b) определение потребности в кадровом, финансовом и материально-хозяйственном обеспечении на региональном и полевом уровне;

Определение потребности в кадровом, финансовом и материально-хозяйственном обеспечении на региональном и полевом уровне основывается на Плане размещения объема выборочной совокупности домашних хозяйств, разрабатываемом Росстатом на основе отбора населенных пунктов городской местности и административных районов сельской местности и определения числа обследуемых домохозяйств в каждом из них.[3]

Количество временных работников, привлекаемых к подготовке и проведению наблюдения на региональном и полевом уровне в целом по Российской Федерации, устанавливается с учетом лимитов бюджетных обязательств на подготовку и проведение наблюдения и утверждается Росстатом в составе организационных документов по подготовке и проведению наблюдения.

Распределение количества временных работников, привлекаемых к подготовке и проведению наблюдения на региональном и полевом уровне, по субъектам РФ производится в зависимости от объема выборочной совокупности домашних хозяйств по каждому субъекту РФ и утверждается Росстатом в составе организационных документов по подготовке и проведению наблюдения.

 

c) подбор, сроки работы и оформление договорных отношений с временными работниками, привлекаемыми для выполнения работ на региональном и полевом уровне;

Подбор временных работников, привлекаемых к выполнению работ на региональном и полевом уровне, возлагается на специалистов структурного подразделения ТОГС, ответственного за подготовку и проведение наблюдения.

Сроки завершения работы по найму временных работников устанавливаются Росстатом в составе организационных документов по подготовке и проведению наблюдения. По завершении работы по подбору и найму временных работников на федеральный уровень направляется отчет по установленной Росстатом форме.

Устанавливаются следующие сроки работы временных работников при подготовке и проведении наблюдения:

1) руководители групп - 3,5 месяца;

2) инструкторы - 2,1 месяца;

3) интервьюеры - 32 дня (календарных).

С временными работниками заключаются трудовые договора: срочный трудовой договор - с руководителями групп и инструкторами; гражданско-правовой договор - с интервьюерами.

Выплаты денежного вознаграждения временными работникам производятся на основании приказа Росстата от 10.12.2010 № 437 «Об определении условий оплаты труда и выплаты вознаграждения лицам, привлекаемым к подготовке и проведению федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам».

Заключение договоров производится по типовой форме, устанавливаемой Росстатом.

Конкретные сроки, на которые заключаются указанные договора, устанавливаются Росстатом в составе организационных документов по подготовке и проведению наблюдения.

Продолжительность работы и условия оплаты труда временных работников, привлекаемых к подготовке и проведению наблюдения на региональном и полевом уровне, устанавливаются с учетом лимитов бюджетных обязательств на подготовку и проведение наблюдения.

 

d) разработка, тиражирование и доведение до регионального и полевого уровня инструментария наблюдения;

Инструментарий наблюдения состоит из вопросников и указаний по их заполнению. Разработка статистического инструментария наблюдения выполняется в следующем порядке:

1. разработка проектов вопросников и указаний по их заполнению, формируемых для групп опрашиваемых респондентов;

2. предварительное тестирование проектов вопросников на региональном уровне;

3. доработка инструментария наблюдения по результатам тестирования и утверждение инструментария наблюдения для последующего тиражирования и проведения опросов.

Тиражирование инструментария наблюдения осуществляется в ТОГС в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных на эти цели.

Доведение до полевого уровня тиражей инструментария наблюдения производится в объемах, соответствующих установленным нормам по количеству обследуемых единиц наблюдения (домохозяйств и членов домохозяйств)[4];

 

e) обучение специалистов и временных работников, привлекаемых к проведению наблюдения на полевом и региональном уровне;

Обучение специалистов и временных работников, привлекаемых к проведению наблюдения на полевом и региональном уровне проводится в два этапа.

На первом этапе проводится обучение специалистов ТОГС и/или временных работников. Обучение проводится специалистами Росстата из числа представителей структурных подразделений, отвечающих за подготовку и проведение наблюдения на федеральном уровне.

Обучение организуется в форме кустовых семинаров с участием представителей от каждого ТОГС. Кустовые семинары организуются по группам ТОГС, входящим в один федеральный округ.

Порядок и сроки организации кустовых семинаров и направление для участия в них специалистов Росстата и представителей ТОГС регламентируется соответствующими распоряжениями (указаниями) руководства Росстата и ТОГС. Обучение проводится в течение 2-х рабочих дней.

На втором этапе проводится обучение временных работников из числа руководителей групп, инструкторов (не прошедших обучение на первом этапе) и интервьюеров. Обучение организуется и проводится (по очной форме) в каждом ТОГС.

К обучению допускаются лица, прошедшие отбор по квалификационным требо­ваниям и результатам тестирования.

Обучение возлагается на специалистов структурного подразделения ТОГС, ответственного за подготовку и проведение наблюдения на региональном уровне, прошедших соответствующую подготовку на кустовых семинарах.

Обучение завершается обязательной проверкой правильности усвоения изученного материала и степени готовности обучающегося к работе. Обучение проводится в течение 2 рабочих дней в форме семинаров или индивидуально.

 

f) обеспечение деятельности временных работников, привлекаемых к проведению наблюдения на полевом и региональном уровне;

Временные работники, привлекаемые к проведению наблюдения на региональном уровне, обеспечиваются помещениями для работы, средствами связи, техническими средствами и необходимыми канцелярскими товарами.

Временные работники, привлекаемые к проведению наблюдения на полевом уровне, обеспечиваются необходимыми канцелярскими товарами.

Условиями договора-подряда для интервьюера, наряду с выплатой денежного вознаграждения по итогам выполнения установленного объема работ, предусматривается возмещение расходов, связанных с:

- пребыванием по месту обучения - для интервьюеров, работающих в городских и сельских населенных пунктах;

- проездом до места проживания обследуемых домохозяйств - для интервьюеров, работающих в городских населенных пунктах.

Временным работникам, привлекаемым к подготовке и проведению наблюдения на полевом уровне, выдается удостоверение, подписанное руководителем территориального органа государственной статистики соответствующего субъекта РФ и изготовленное в централизованном порядке Росстатом.

 

3.2.2. Организация и проведение опросов

3.2.2.1. Рекрутирование респондентов и проведение опросов

В ходе подготовки к проведению наблюдения интервьюер посещает домашние хозяйства по адресам, указанным в доведенном до него списке адресов, и договаривается о дате проведения опроса. При отсутствии договоренности (отказе) или недостижимости домохозяйств по иным причинам интервьюер самостоятельно производит замену данного домохозяйства на другое из резервного списка.

По результатам предварительного посещения домохозяйств (рекрутирования) интервьюер составляет график посещений домохозяйств для проведения опросов.

Рекрутирование и опрос домохозяйств производятся интервьюером в течение 15 календарных дней.

Интервьюер ежедневно фиксирует информацию по факту посещения домохозяйств (в т.ч. об отказах от участия в наблюдении) и о ходе проведения опросов в специальном бланке «Отчет о проведении опросов». По завершении опросов указанный отчет передается интервьюером на региональный уровень в порядке, установленном для приемки-сдачи результатов наблюдения.

Порядок проведения опросов на полевом уровне регламентируется «Инструкцией по подготовке и проведению комплексного наблюдения условий жизни населения», которая утверждается Росстатом. Основными разделами данной Инструкции являются: указания по заполнению вопросников; порядок подготовки материалов наблюдения к автоматизированной обработке (на полевом уровне); порядок проведения контрольных мероприятий; указания по приемке-сдаче материалов наблюдения.

3.2.2.2. Взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления

В целях обеспечения выполнения работ по проведению Комплексного наблюдения условий жизни населения ТОГС на основании п.9 постановления Правительства РФ от 27.11.2010 № 946 «Об организации в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения» должны взаимодействовать с органами исполнительной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления по следующим направлениям: проведение информационно-разъяснительной работы; получение информации для составления списков жилых помещений; обеспечение безопасности интервьюеров при рекрутировании и проведении опросов респонедентов.

Территориальные органы Росстата должны довести до органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления информацию, необходимую для оказания содействия в организации и проведении наблюдения, в том числе информацию, необходимую в соответствии с регламентом оказания государственных услуг для подготовки ответов при обращениях граждан по возникающим вопросам в связи с проведением наблюдения.

 

3.2.3. Контрольные мероприятия, выполняемые на полевом уровне

Для обеспечения полноты и правильности получаемой от населения информации на региональном уровне проводятся контрольные мероприятия по проверке полноты и правильности заполнения бланков наблюдения (вопросников) (далее - контрольные проверки).

Контрольные проверки осуществляются руководителями групп и инструкторами в период (или после) проведения опросов интервьюерами. Проведение контрольных проверок осуществляется с непосредственным выездом на участки наблюдения. В ходе контрольных проверок производится: сверка адресов фактически посещенных домохозяйств и адресов домохозяйств, направленных интервьюеру в качестве основного и резервного списка домохозяйств; наблюдение за ходом проведения опроса (выборочно в 1-2 домохозяйствах, в которых проводится опрос); проведение контрольных опросов (выборочно в 2-3 домохозяйствах, в которых завершен опрос, по ограниченному кругу информации); выяснение факта участия в обследовании (выборочно, в 10-15 домохозяйствах, в которых завершен опрос, по телефону).

Указанные контрольные проверки проводятся в отношении каждого интервьюера. Порядок выполнения контрольных проверок утверждается Росстатом в составе организационных документов по подготовке и проведению наблюдения.

 

3.2.4. Приемка-сдача результатов работ, выполненных на полевом уровне

Приемка-сдача результатов работ, выполненных на полевом уровне, производится после окончания контрольных мероприятий в соответствии с графиком приемки работ, утверждаемым ТОГС.

Сдача результатов работ производится интервьюерами с выездом в ТОГС или, в отдельных случаях, по почте через районные отделы статистики.

При приемке заполненных вопросников на региональном уровне производится сплошная проверка полноты и правильности их заполнения на основе предварительного арифметического и логического контроля.

По завершении приемки-сдачи на региональном уровне вопросники комплектуются и подготавливаются к автоматизированной обработке (контроль, дополнительное кодирование информации и др.).

 

3.2.5. Контрольные мероприятия, выполняемые на региональном уровне

Контрольные мероприятия, выполняемые на региональном уровне, проводятся специалистами Росстата (с выездом в ТОГС) в период проведения опросов или в период приемки-сдачи результатов работ, выполняемых на полевом уровне. В ходе проведения контрольных мероприятий производится: проверка фактических сроков выполнения работ в соответствии с утвержденным организационным планом-графиком; выборочная проверка полноты и правильности заполнения вопросников; проверка графика проведения контрольных проверок интервьюеров и полноты их выполнения; анализ причин возникновения и принятых мер по устранению недостатков, выявленных в ходе контрольных проверок интервьюеров.

Порядок выполнения контрольных мероприятий на региональном уровне утверждается Росстатом в составе организационных документов по подготовке и проведению наблюдения.

 

4. Обеспечение конфиденциальности данных, полученных в ходе наблюдения

 

Гарантии защиты содержащихся в вопросниках комплексного наблюдения условий жизни населения сведений о населении определены в статье 9 «Гарантии защиты первичных статистических данных, содержащихся в формах федерального статистического наблюдения» Федерального закона № 282-ФЗ от 29.11.2007 «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

Первичные статистические данные, содержащиеся в вопросниках комплексного наблюдения условий жизни населения, признаются конфиденциальными, не подлежат разглашению или распространению и используются только в целях формирования соответствующих федеральных информационных ресурсов о потенциале и состоянии уровня жизни населения.

Обязанность не разглашать конфиденциальные сведения, полученные в ходе проведения комплексного наблюдения условий жизни населения, предусматривается договорами, заключаемыми с лицами, осуществляющими сбор и обработку первичных данных, а в отношении должностных лиц - нормативными правовыми актами Правительства РФ.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных осуществляется для статистических целей при условии их обязательного обезличивания в целях формирования соответствующих федеральных информационных ресурсов.

При автоматизированной обработке материалов наблюдения все технические и программно-технологические средства используются с соблюдением мер по защите информации от несанкционированного доступа.

 

5. Автоматизированная обработка итогов наблюдения

 

Для автоматизации обработки материалов комплексного наблюдения условий жизни населения Росстатом создается Автоматизированная система - АС КОУЖ на базе новейших технологических решений с учетом отечественного опыта.

Функции автоматизации Комплексного наблюдения условий жизни населения осуществляются в 3 этапа и распределены на региональном и федеральном уровнях:

1 ЭТАП. На региональном уровне осуществляется ввод первичных данных с бумажных носителей, формальный и логический контроль первичных данных с использованием компьютерных программ, формирование информационного массива (первичного информационного фонда) для передачи на федеральный уровень. Работы по обработке данных на региональном уровне выполняются временными работниками:

- операторами по вводу данных (ввод первичных данных), нанимаемыми на условиях гражданско-правового договора;

- руководителями групп и/или инструкторами (контроль и формирование первичного информационного фонда).

2 ЭТАП. На федеральном уровне производится формирование единой базы первичных данных (обобщенного информационного фонда), дополнительный контроль полученной информации, редактирование и импутация данных, расчет коэффициентов взвешивания данных, обобщающих показателей, ошибок выборки, получение регламентных и публикационных таблиц.

3 ЭТАП. На федеральном уровне осуществляется подготовка базы микроданных наблюдения условий жизни населения для публикации на Интернет-сайте Росстата в системе открытого доступа (с соответствующим описанием метаданных)[5]. Автоматизированная обработка материалов производится в соответствии с инструкцией по вводу, кодировке и формированию базы данных наблюдения, утверждаемой Росстатом.

Срок хранения заполненных вопросников наблюдения на бумажных носителях - 1 год.

 

6. Материально-техническое и финансовое обеспечение наблюдения

 

Материально-техническое обеспечение комплексного наблюдения условий жизни населения осуществляется в период его подготовки и проведения на основе нормативов для обеспечения работы всех лиц, привлекаемых к подготовке и проведению наблюдения, обработке его итогов, утверждаемых соответствующими приказами Росстата.

Финансирование исследования осуществляется в рамках лимитов бюджетных обязательств, выделенных на эти работы. Территориальным органам государственной статистики, принимающим участие в обследовании, лимиты бюджетных обязательств доводятся в установленном порядке.

 

Источник: журнал «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения» 2013/10

 

[1] Лицо считается «постоянно (обычно) проживающим» в домашнем хозяйстве, если оно проводит ежесуточно в этом домашнем хозяйстве большую часть своего ежедневного ночного отдыха.

[2] Фактическое (или предполагаемое) отсутствие длится более одного года или не более одного года соответственно.

[3] В качестве основы для отбора населенных пунктов и административных районов используются списки административно-территориальных единиц (городов, поселков городского типа, административных рай­онов) с указанием численности постоянного населения на начало календарного года проведения наблюдения.

[4] С учетом обеспечения 5-ти процентного резерва и возможного его увеличения, исходя из фактическо­го числа респондентов.

[5] Результаты комплексного наблюдения условий жизни населения размеща­ются на сайте Росстата в сети Интернат (www.gks.ru).

Другие статьи по теме
Категория: Общественное здоровье | Добавил: zdrav1 (26.08.2017)
Просмотров: 1104
Всего комментариев: 0
Яндекс.Метрика