Опыт реализации демографической политики в России и ряде развитых стран мира - Общественное здоровье - Каталог статей - Управление здравоохранением
Главная » Статьи » Общественное здоровье

Опыт реализации демографической политики в России и ряде развитых стран мира

Источник: журнал «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения».

Снижение численности населения в 1990-х - начале 2000-х годов является одним из основных вызовов для долгосрочного развития России. При сохранении негативных тенденций численность населения может снизиться со 142,1 млн. человек в 2007 году до 140 млн. человек в 2020 году.

 

Целью государственной демографической политики является снижение темпов естественной убыли населения, стабилизация численности населения и создание условий для ее роста, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни. Необходимо обеспечить стабилизацию численности населения на уровне не ниже 142-143 млн. человек к 2015 году и создание условий для повышения к 2025 году численности населения до 145 млн. человек и средней продолжительности жизни до 75 лет.

Принципы современной отечественной демографической политики изложены в Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года, утвержденной указом Президента РФ от 09.10.2007 № 1351. Демографическая политика РФ направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.

 

История вопроса

Еще в Послании Президента РФ Федеральному Собранию 2006 года была предложена программа стимулирования рождаемости, направленная на материальную поддержку женщин, имеющих детей, и развитие инфраструктуры, способствующей помощи семье при рождении и воспитании детей. Эта программа явилась одной из важнейших составляющих Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года, которая была подготовлена на основании решения Совета Безопасности РФ от 20 июня 2006 года и утверждена Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351. Второй важнейшей составляющей Концепции стал приоритетный национальный проект «Здоровье».

В соответствии с Концепцией реализация демографической политики РФ осуществляется в 3 этапа.

План действий на первом этапе был утвержден Правительством РФ 14 февраля 2008 г. Его целью являлось создание условий, позволяющих уменьшить остроту демографического кризиса, сформировать правовую, организационную и финансовую базу для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению к началу 2011 года позитивных тенденций. Была поставлена задача снизить темпы естественной убыли населения. Статистические показатели развития демографической ситуации на первом этапе свидетельствуют, что цель достигнута и основная задача выполнена. Численность населения РФ стабилизировалась на уровне 141,9 млн. человек. Ежегодно регистрировался рост рождаемости, сокращались смертность и естественная убыль населения.

За 2007-2010 годы общий коэффициент рождаемости вырос на 21,2% - с 10,4 на 1000 населения в 2006 г. до 12,6 в 2010 году. Число детей, родившихся в 2010 году (1789623 чел.), превысило показатель 2006 года (1479637 чел.) почти на 310 тыс. человек.

Общий коэффициент смертности снизился на 5,9% - с 15,2 на 1000 населения в 2006 г., до 14,3 в 2010 году. В 2010 году число умерших (2030963 чел.) было меньше, чем в 2006 году (2166703 чел.) почти на 136 тыс. человек.

Естественная убыль населения уменьшилась в 2,85 раза – с 4,8 на 1000 населения в 2006 г. (687,1 тыс. чел.) до 1,7 в 2010 году (241,3 тыс. чел.).

Существенный прогресс достигнут в снижении смертности детей в возрасте до 1 года. Коэффициент младенческой смертности уменьшился на 26,5% - с 10,2 на 1000 родившихся живыми в 2006 году до 7,5 в 2010 году. Если в 2006 году умерли 15,1 тыс. детей в возрасте до 1 года, то в 2010 году – 13,4 тыс. детей.

По предварительной оценке суммарный коэффициент рождаемости, который характеризует средний уровень рождаемости одной женщины репродуктивного возраста, в 2010 году составил 1,59. В 2006 году он составлял 1,3.

Ожидаемая продолжительность жизни увеличилась за 2007-2010 годы на 2,38 года, в том числе мужчин – на 2,66 года, женщин – на 1,64 года. Сейчас она составляет в целом по населению 68,98 года, в том числе мужчин – 63,03 года, женщин – 74,87 года. В 2006 году продолжительность жизни составляла по населению в целом 66,60 лет, в том числе мужчин – 60,37 лет, женщин – 73,23 года.

Полученный результат напрямую связан с большой правовой и организационной работой, существенным увеличением финансовой базы мероприятий по улучшению демографической ситуации. В 2007 году, в первый год реализации Концепции, были проведены мероприятия по значительному увеличению размера пособий по уходу за ребенком до полутора лет. Были введены пособия неработающим женщинам, женам военнослужащих по призыву. Установлено единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновление, прием под опеку или на воспитание приемными родителями). Многие субъекты РФ установили минимальные размеры денежных выплат на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, а также заработной платы приемных родителей. Важным было решение о ежегодной индексации пособий. Размеры индексации были выше, чем уровень инфляции.

Законодательством РФ введена компенсация части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Субъекты РФ определили порядок и условия предоставления компенсации.

Увеличена стоимость родового сертификата, что дало возможность расширить спектр услуг, предоставляемых беременным женщинам и детям первого года жизни, усилить материальную заинтересованность медицинского персонала детских поликлиник в проведении углубленного обследования детей.

В 2010 году введены в эксплуатацию 12 перинатальных центров. На софинансирование их строительства и оснащения федеральный бюджет выделил за 3 года 19,1 млрд. рублей.

Большое воздействие на стимулирование роста рождаемости оказало решение о предоставлении женщине, родившей второго и последующего ребенка, материнского (семейного) капитала, который можно было использовать через 3 года после рождения ребенка.

Однако экономический кризис заставил изменить эту норму. Было принято решение о досрочном использовании материнского капитала на текущие нужды (единовременная выплата в размере 12 тысяч рублей), а также на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам, досрочном использовании материнского капитала на текущие нужды (единовременная выплата в размере 12 тысяч рублей), а также на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам, включая ипотечные кредиты, на строительство или приобретение жилья.

Возможностью досрочного использования материнского капитала воспользовались большинство граждан, имеющих сертификат. В период с июля 2009 г. по май 2010 г. единовременную выплату в размере 12 тысяч рублей получили 1604797 человек. Во втором полугодии 2010 г. выплату получили 1431125 человек. Всего на эти цели было использовано за два года 36,3 млрд. рублей.

В 2009-2010 гг. 326671 человек воспользовались правом направить средства материнского капитала на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам, включая ипотечные кредиты, на строительство или приобретение жилья. На эти цели израсходовано 99,07 млрд. рублей.

С 1 января 2010 года семьи, получившие государственный сертификат на материнский (семейный) капитал в 2007 году, получили возможность использования средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий (без привлечения кредитных средств), на получение образования ребенком (детьми), на формирование накопительной части трудовой пенсии матери.

Мероприятия по улучшению демографической ситуации проводились по всем направлениям Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года. Это - сокращение уровня смертности, в том числе младенческой и материнской; укрепление общего и, особенно, репродуктивного здоровья; создание условий и формирование здорового образа жизни; укрепление института семьи, совершенствование системы социальной поддержки семьи в связи с рождением и воспитанием детей, профилактика семейного неблагополучия, поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов к наиболее востребованным объектам и услугам.

Большой объем работы проведен по предотвращению смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы, в результате дорожно-транспортных происшествий, от онкологических заболеваний. Значительные средства вложены в развитие учреждений родоспоможения, центры здоровья, высокотехнологичные медицинские центры. Несмотря на то, что в мероприятиях по сокращению смертности от наиболее распространенных причин участвуют менее половины субъектов РФ, показатели смертности от этих причин за 2008-2010 годы (то есть за период реализации мероприятий) в целом по России улучшились. Так, коэффициент смертности (на 100 тысяч населения) от болезней системы кровообращения снизился за этот период на 3,63% (2007 г. - 834,0; 2010 г. - 804,2). Коэффициент смертности от дорожно-транспортных происшествий, составлявший в 2007 году 18,2, сократился в 2010 году до 14 (снижение более чем на 23%).

В регионах, участвующих в эксперименте, показатели значительно лучше. Так, за 2008-2010 гг. в регионах, участвующих в сосудистой программе, смертность от болезней системы кровообращения снизилась на 5,4%, в то время как в остальных регионах РФ снижение составило 1,3%.

В 2011 году начинался второй этап реализации демографической программы, который предусматривает осуществление мероприятий по стабилизации демографической ситуации. К 2016 году поставлена задача:

• стабилизировать численность населения на уровне 142 - 143 млн. человек;

• увеличить показатель ожидаемой продолжительности жизни до 70 лет;

• увеличить суммарный коэффициент рождаемости по сравнению с 2006 годом в 1,3 раза,

• снизить смертность населения по сравнению с 2006 годом на треть;

• уменьшить отток квалифицированных специалистов, увеличить объемы привлечения на постоянное место жительства в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, квалифицированных иностранных специалистов и молодежи и обеспечить на этой основе миграционный прирост на уровне 200 тыс. человек ежегодно.

При разработке плана мероприятий до 2015 г. учитывались неблагоприятные демографические факторы предстоящего пятилетия, прежде всего значительное (на 2 млн. человек) сокращение числа женщин активного репродуктивного возраста (20-29 лет) и рост численности населения старше трудоспособного возраста (особенно в возрасте 80 лет и старше). Основной акцент будет сделан на принятии более активных мер по снижению смертности населения, прежде всего в трудоспособном возрасте, а также по существенному улучшению общего и репродуктивного здоровья, особенно подрастающего поколения.

К концу второго этапа предполагается охватить мероприятиями по предотвращению преждевременной смертности от болезней системы кровообращения, злокачественных новообразований и в результате дорожно-транспортных происшествий всю территорию РФ.

Предусматривается дальнейшее развитие системообразующих организационных технологий оказания медицинской помощи пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий, в том числе с использованием специализированных бригад скорой медицинской помощи для оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе, продолжится формирование травмоцентров для оказания стационарной медицинской помощи.

Запланировано создание в каждом субъекте РФ региональных сосудистых центров и первичных сосудистых отделений на базе государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, предназначенных для оказания экстренной медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями. При этом количество создаваемых центров и отделений будет определяться численностью и компактностью проживания населения, а также размером территории. Сосудистые отделения и центры будут объединены в единую телемедицинскую систему. Отдаленные и труднодоступные территории страны предусмотрено обеспечить санитарно-авиационной медицинской помощью.

Будут активизированы программы борьбы с туберкулезом, ВИЧ-инфекцией, другими инфекционными заболеваниями, главным образом на основе усиления профилактической деятельности.

Особое внимание будет обращено на внедрение программы здорового образа жизни, новый импульс развитию которой дало принятие в 2010 году Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения, Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака, Основ государственной политики в области здорового питания. В проекте плана предусмотрены специальные меры по борьбе с наркоманией и употреблением психоактивных веществ.

В мероприятиях, формирующих здоровый образ жизни, особое внимание уделяется развитию профилактического направления предупреждения, выявления и своевременного лечения наркозависимых граждан. Предусматривается развитие сети первичных наркологических кабинетов, совершенствование системы реабилитации больных с наркологическими расстройствами, установление тесного взаимодействия между первичным звеном и наркологическими учреждениями.

Запланированы также мероприятия по созданию системы социальной реабилитации (без лечения) наркозависимых граждан.

Для повышения доступности и качества медицинской помощи на всей территории РФ реализовываются региональные программы модернизации здравоохранения.

Предусмотренные в бюджете Федерального фонда ОМС средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ будут направлены на завершение строительства ранее начатых объектов при 80% их готовности, текущий и капитальных ремонт государственных и муниципальных медицинских учреждений, приобретение медицинского оборудования, внедрение современных информационных систем в здравоохранении, внедрение стандартов оказания медицинской помощи.

Безусловным приоритетом модернизации здравоохранения является снижение показателей по причинам - «лидерам» в структуре смертности и заболеваемости – тем, от которых напрямую зависит улучшение демографической ситуации, рост показателя ожидаемой продолжительности жизни. Поэтому при рассмотрении проектов Программ модернизации здравоохранения наиболее пристальное внимание обращается на проводимые регионами и планируемые к реализации в ходе Программы мероприятия по совершенствованию оказания помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, злокачественными новообразованиями, травмами.

Особое внимание в программах модернизации здравоохранения обращено на совершенствование оказания первичной медицинской помощи сельскому населению на основе развития общеврачебных практик, а также организации фельдшерских здравпунктов, в том числе в сельских поселениях с малой численностью населения или с преимущественным проживанием лиц пожилого возраста. ФАПы, наряду с лечебно-диагностическими мероприятиями, будут осуществлять патронажные профилактические посещения лиц пожилого возраста, независимо от состояния их здоровья, проводить комплекс профилактических мероприятий по индивидуально составленным планам.

К работе по формированию здорового образа жизни на селе подключаются центры здоровья, которые уже сейчас определили зону ответственности, приступили к созданию мобильных центров здоровья и организации выездных форм работы.

Важным направлением второго этапа реализации Концепции демографической политики станет создание системы оздоровления, медицинской реабилитации и санаторно-курортной помощи, основанной на принципах этапности, непрерывности и преемственности.

Структурные преобразования части санаторно-курортных учреждений планируется направить на организацию новых центров реабилитации и повышение их хозяйственной самостоятельности.

До 2015 года планируется оснастить современным медицинским оборудованием и аппаратурой 90% санаторно-курортных учреждений, находящихся в ведении Минздравсоцразвития России, в том числе противотуберкулезных, в соответствии со стандартами оснащения лечебно-профилактических учреждений. Предусматривается расширить перечень заболеваний, при которых оказываются услуги по медицинской реабилитации и санаторно-курортной помощи, перепрофилировать часть коечного фонда санаторно-курортных учреждений в соответствии с потребностью в медицинской реабилитации и санаторно-курортной помощи по классам болезней, подготовить квалифицированные медицинские кадры, разработать и внедрить эффективные диагностические, оздоровительные и реабилитационные технологии. Это позволит увеличить долю пациентов, направляемых на санаторно-курортное лечение непосредственно после оказания стационарной помощи до 90%, в том числе на этапе амбулаторно-поликлинического лечения.

В ходе модернизации здравоохранения предусматривается повысить эффективность использования коечного фонда (увеличить оборот койки, снизить среднюю длительность пребывания в стационаре, сократить необоснованные случаи госпитализации), в том числе за счет совершенствования оказания услуг по медицинской реабилитации больных непосредственно после оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, а также медицинской реабилитации больных и инвалидов с последствиями травм, операций, хроническими заболеваниями.

Особое внимание в проекте плана уделяется мерам по сокращению уровня материнской и младенческой смертности, дальнейшему улучшению работы службы родовспоможения. Предлагается комплекс мер по развитию пренатальной (дородовой) диагностики и неонатальной хирургии, профилактике и снижению числа абортов (создание центров медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации), расширению объемов и повышению эффективности лечения бесплодия с применением репродуктивных технологий.

Реализация мероприятий по выхаживанию новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела позволит поднять на новый качественный уровень оказание реанимационной и реабилитационной помощи недоношенным новорожденным, в том числе с низкой и экстремально низкой массой тела. Это позволит снизить перинатальную и младенческую заболеваемость и смертность, в том числе на 30% снизить смертность среди новорожденных, родившихся с экстремально низкой массой тела.

Новым направлением национального приоритетного проекта «Здоровье» и демографической программы, является создание симуляционных центров во всех федеральных округах. С 2011 по 2013 год планируется создание 12 симуляционных центров, которые будут решать проблему повышения квалификации врачей и среднего медицинского персонала за счет овладения мануальными навыками.

Подготовка и внедрение новых программ обучения и повышения квалификации кадров в области акушерства и гинекологии, неонатологии и педиатрии и создание симуляционных центров позволит на 15-18% улучшить показатели деятельности родовспомогательных и педиатрических медицинских организаций.

В связи с ожидаемым сокращением числа женщин активного репродуктивного возраста предлагается принять превентивные меры по сохранению здоровья детей и подростков. Это будет делаться на основе диспансеризация детей подросткового возраста (14-летних), которая, по оценкам, позволит снизить долю заболеваний, способствующих ограничению репродуктивной функции подрастающего поколения на 30%, и соответственно увеличить рождаемость в последующие годы.

В проекте плана также предложены мероприятия по увеличению масштабов вовлечения детей и подростков в занятия физкультурой и спортом, улучшению организации летнего отдыха детей.

Планом предусмотрен комплекс мероприятий по улучшению организации оказания медицинской и социальной помощи, а также лекарственного обеспечения пожилых граждан. При амбулаторно-поликлинических учреждениях будут организованы выездные бригады для оказания помощи больным, не способным самостоятельно передвигаться, расширится система стационаров на дому как с лечебно-диагностической целью, так и патронажем лиц, не способных к самостоятельному уходу за собой.

В целях совершенствования мобильной работы социальных служб предусматривается на условиях софинансирования выделение субсидии из средств бюджета Пенсионного фонда субъектам РФ на мероприятия региональных социальных программ. Программы предусматривают приобретение автотранспорта для мобильных служб, приспособленного к потребностям граждан пожилого возраста, в том числе инвалидов по зрению, слуху, а также лиц, имеющих ограничение способности к самостоятельному передвижению.

Запланировано проведение ежегодного мониторинга социально-экономического положения пожилых людей. На основе мониторинга будет проводиться выявление и учет всех пожилых людей, нуждающихся в социальных услугах, а также оказание им адресной натуральной и геронтологической помощи

В 2012 году будет дан старт комплексу мероприятий, направленных на сохранение здоровья на производстве, в том числе по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, поэтапному сокращению рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда. Комплекс мероприятий будет предусматривать реализацию скоординированных действий по двум основным направлениям:

1) совершенствование системы охраны труда работников на производстве;

2) создание и развитие системы медико-профилактического обслуживания работников.

Совершенствование системы охраны труда работников на производстве будет проходить по нескольким направлениям. Предстоит создать систему стандартов безопасности труда и аттестации рабочих мест в целях выявления и ликвидации рабочих мест с вредными условиями труда, разработать новые подходы к подготовке работников путем внедрения современных обучающих технологий, ориентированных на отработку практических навыков безопасной работы, реализовать комплекс обучающих и информационно-консультационных мероприятий, в первую очередь для организаций малого и среднего бизнеса.

Запланировано разработать механизмы экономического стимулирования работодателей к внедрению новых безопасных технологий, сокращению рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья условиями труда, в том числе путем совершенствования системы социального страхования.

В среднесрочной перспективе предстоит выстроить специальную систему социально-трудовой реабилитации, основанную на принципе «вначале реабилитация, и только потом – ежемесячные страховые выплаты», а также пересмотреть предоставляемые виды страхового обеспечения с учетом их качества и эффективности в целях восстановления здоровья работника. Предстоит также разработать методики медицинской и профессиональной реабилитации, оздоровительного лечения для лиц групп повышенного риска профессиональных и производственно обусловленных заболеваний.

Предполагается, что современная и эффективная система медико-профилактического обслуживания работников будет строиться на основе развития службы врачей – терапевтов участковых цеховых врачебных участков, развития сети здравпунктов на предприятиях.

Запланировано также проведение работы по разработке и утверждению списка профессиональных заболеваний с учетом новых технологических процессов, профессий и производственных факторов, разработке критериев выделения групп повышенного риска профессиональных и производственно обусловленных заболеваний в ходе проведения периодических медицинских осмотров, дополнительной диспансеризации с целью профилактики развития профессиональных заболеваний.

Важным направлением работы в этой области является сохранение здоровья работающих женщин – матерей, вывод работающих женщин с вредных производств. Для минимизации социальных последствий мер по выводу женщин с вредных производств предусматривается организация опережающего профессионального обучения и стажировки женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, с целью их перевода на рабочие места, отвечающие всем санитарно-гигиеническим нормам.

В целях повышения уровня рождаемости предусматривается совершенствование механизмов использования средств материнского (семейного) капитала, развитие программ обеспечения жильем молодых семей, реализация программ профессионального обучения женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет, развитие муниципальных программ образования детей дошкольного возраста.

Предусматривается провести комплекс мер, позволяющих расширить возможности трудоустройства женщин, имеющих малолетних детей, а также родителей детей-инвалидов, многодетных родителей. Прежде всего, это - организация их профессионального обучения и оборудование надомных рабочих мест и рабочих мест с гибкими формами занятости.

В План мероприятий по реализации в 2011-2015 годах Концепции демографической политики РФ включены мероприятия, направленные на введение в субъектах РФ материнского капитала за счет средств субъектов РФ, предоставление на безвозмездной основе земельных участков под строительство жилого дома или дачи при рождении третьего или последующего ребенка и обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов в сельской местности.

Предусмотрены также мероприятия по увеличению размера налоговых вычетов для семей с детьми, в том числе для семей с тремя несовершеннолетними детьми до 3 тысяч рублей, начиная с третьего.

Будут подготовлены предложения по повышению уровня доходов семей с детьми с учетом нуждаемости, включая расширение возможности для занятости родителей (законных представителей), осуществляющих уход за детьми в возрасте до 14 лет или уход за детьми-инвалидами. Главное здесь – развитие гибких форм занятости; дополнительные меры, побуждающие работодателей, обеспечивать повышение профессиональной квалификации или профессиональную подготовку граждан указанных категорий.

Новый импульс будет дан реализации программ поддержки семей с детьми с учетом лучших региональных практик и опыта, накопленного Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Расширится участие в этой работе некоммерческих организаций, в том числе разрабатывающих благотворительные программы в указанной сфере.

В план также включены мероприятия по укреплению института семьи, возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций семейных отношений, по повышению миграционной привлекательности регионов РФ. Предложены меры по информационно-аналитическому и научному обеспечению проведения демографической политики.

План мероприятий по реализации в 2011-2015 годах Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года очень обширный и по масштабам предложенных действий существенно превышает план первого этапа.

 

Приоритетные направления государственной демографической политики

Принципы современной отечественной демографической политики изложены в Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года, утвержденной указом Президента РФ от 09.10.2007 № 1351. Демографическая политика РФ направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.

Приоритетными направлениями государственной демографической политики являются;

1) СНИЖЕНИЕ СМЕРТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО ВЫСОКОЙ СМЕРТНОСТИ МУЖЧИН В ТРУДОСПОСОБНОМ ВОЗРАСТЕ ОТ ВНЕШНИХ ПРИЧИН, в том числе:

● снижение смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий (за счет повышения качества дорожной инфраструктуры, дисциплины на дорогах, организации дорожного движения, повышения качества и оперативности медицинской помощи пострадавшим) и других внешних причин;

● профилактика, своевременное выявление на ранних стадиях и лечение сердечно-сосудистых и других заболеваний, которые дают высокий процент смертности среди населения;

● снижение смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, профилактика и своевременное выявление профессиональных заболеваний, разработка и реализация совместно с работодателями и объединениями профсоюзов мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

● создание развитой инфраструктуры жизнеобеспечения и реабилитации лиц, работающих в экстремальных условиях;

● снижение материнской и младенческой смертности.

2) СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ, УВЕЛИЧЕНИЕ РОЛИ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

Сохранение здоровья населения и усиление профилактики заболеваний требуют:

● развития условий для ведения здорового образа жизни, включая обеспечение мониторинга и современного уровня контроля (надзора) за соответствием продукции, предназначенной для человека, а также факторов среды обитания человека требованиям законодательства РФ;

● проведения прикладных научных и эпидемиологических исследований по обоснованию совершенствования законодательства РФ и методической базы;

● организации и развития медико-профилактической помощи путем внедрения современных медико-профилактических технологий;

● разработки и внедрения механизмов стимулирования у граждан РФ ответственного отношения к своему здоровью.

Формирование здорового образа жизни должно стать важнейшим направлением политики в области охраны здоровья. При этом основой пропаганды здорового образа жизни должно стать наряду с информированием о вреде низкой физической активности, нерационального и несбалансированного питания, потребления алкоголя, табака, наркотических и токсических веществ также обучение навыкам по соблюдению правил гигиены и режима труда, учебы, режима и структуры питания.

Важный вклад в формирование здорового образа жизни должно внести создание условий для развития туризма, занятий физической культурой и спортом различных групп населения.

3) ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ РОЖДАЕМОСТИ (В ТОМ ЧИСЛЕ ЗА СЧЕТ РОЖДЕНИЯ В СЕМЬЯХ ВТОРОГО И ПОСЛЕДУЮЩИХ ДЕТЕЙ), включая:

● укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, семейного воспитания;

● развитие системы поддержки семьи в связи с рождением и воспитанием детей, обеспечение государственной материальной поддержки семей, имеющих детей;

● предоставление возможности применения по налогу на доходы физических лиц социального вычета по лечению детей, находящихся на попечении родителей, до достижения ими возраста 24 лет, возможность применения вычета опекунами, возможность применения вычета по дошкольному образованию;

● поддержку семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства, обеспечение защиты прав и законных интересов детей;

● повышение качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, развитие перинатальных технологий;

● укрепление репродуктивного здоровья населения, государственную поддержку лечения бесплодия, проведение комплекса мероприятий, направленных на профилактику и снижение числа абортов;

● профилактику, раннее выявление нарушений в состоянии здоровья детей и подростков, развитие и внедрение высокоэффективных методов лечения в педиатрии;

● поэтапную ликвидацию рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда;

● реализацию программ по предоставлению доступного семейного жилья;

● развитие механизмов, позволяющих сочетать родителям работу и выполнение семейных обязанностей;

● совершенствование инфраструктуры дошкольного образования.

4) УПРАВЛЕНИЕ МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В ЦЕЛЯХ СНИЖЕНИЯ ДЕФИЦИТА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В СООТВЕТСТВИИ С ПОТРЕБНОСТЯМИ ЭКОНОМИКИ, в том числе:

● проведение активной региональной социально-экономической политики, направленной на сохранение численности населения на Дальнем Востоке и в Сибири;

● содействие переезду в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;

● привлечение квалифицированных иностранных специалистов, в том числе выпускников российских высших учебных заведений, молодежи из иностранных государств для обучения и стажировки в РФ;

● оптимизация миграционных процессов в связи с формированием общего рынка труда в рамках интеграционных процессов на евразийском пространстве, создание цивилизованных условий труда и жизни для мигрантов, защита их гражданских прав.

5) ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА.

Должна произойти смена приоритетов в государственной политике по обеспечению безопасности населения и территорий от опасностей и угроз различного характера - вместо "культуры реагирования" на чрезвычайные ситуации на первое место должна выйти "культура предупреждения".

Для этого необходимы:

● совершенствование системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, разработка и внедрение новых форм и методов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

● создание общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей;

● разработка и реализация практических мер по повышению безопасности населения и защищенности критически важных объектов;

● создание региональных и субъектовых центров управления в кризисных ситуациях;

● развитие и совершенствование технических средств и технологий повышения защиты населения и территорий от опасностей, обусловленных возникновением чрезвычайных ситуаций, а также средств и технологий ликвидации чрезвычайных ситуаций;

● развитие инфраструктуры информационного обеспечения и ситуационного анализа рисков чрезвычайных ситуаций;

● создание инфраструктуры комплексной безопасности федеральных автомобильных дорог с использованием авиационных технологий;

● создание системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в РФ - аудита безопасности.

Результатом данных мер должно стать сокращение к 2020 году количества погибших в результате чрезвычайных ситуаций различного характера по отношению к 2006 году на 20 - 22 процента, пострадавших - на 18-20 процентов.

 

Опыт реализации демографической политики в ряде развитых стран мира

 

Франция

Определенным эталоном демографической политики является Франция, первая из европейских стран столкнувшаяся с депопуляцией населения и разработавшая систему мер по ее преодолению и увеличению численности населения.

Динамика численности населения Франции следующая: 1801 год – 28,3 млн. человек, 1901 год – 40,7 млн. человек, 2002 год – 59,8 млн. человек.

В конце XIX – начале XX веков началось резкое снижение естественного прироста населения и рождаемости во Франции, которое объяснялось стремлением многочисленных мелкобуржуазных слоев (Франция – государство-рантье) ограничивать число детей в семье. Несмотря на постоянное снижение смертности, темп снижения рождаемости был выше. Участие в XX веке в двух мировых войнах, мировой кризис 30-х годов обусловили депопуляцию: за 1914-1919 годы население страны сократилось на 3 млн. человек, за 1939-1945 годы – еще на 1,2 млн.

Активная демографическая политика, направленная на повышение рождаемости, проводится во Франции с начала 20-х годов прошлого века. Причем до 1967 года была запрещена продажа контрацептивов, до 1975 года – запрещены аборты.

В 1946 году во Франции была введена в практику широкая система денежных выплат и налоговых льгот семьям, направленная на поощрение рождений первого, второго и особенно третьего ребенка (пронаталистская политика). В результате среди стран Западной Европы в середине 80-х годов Франция имела один из самых высоких суммарных коэффициентов рождаемости (среднее число детей на 1 женщину) – 1,8–1,9. Население увеличивалось ежегодно на 0,3 – 0,4%.

Суженный режим воспроизводства населения побуждал правительство стимулировать миграцию иностранных рабочих и принимать меры по повышению рождаемости. С 60-х годов XIX века до 30-х годов XX века миграционный прирост населения Франции составил 3,2 млн. человек, что обеспечило 3/4 общего прироста числа жителей. В 1931 году во Франции было 2,7 млн. иностранцев и 0,4 млн. натурализовавшихся. В 1931 году рабочие-иностранцы составляли свыше 40% шахтеров, 1/3 металлургов, 1/4 строителей и 1/3 сельскохозяйственных рабочих.

Во второй половине XX века, за 1946-1974 годы население Франции увеличилось на 12,1 млн. человек, в том числе на 8,5 млн. человек – за счет естественного прироста населения, на 2,4 млн. человек – за счет иммиграции и на 1,2 млн. человек – за счет репатриации французов из бывших колоний.

Современные меры пронаталисткой демографической политики Франции оказывают существенное влияние на материальное положение семей с детьми.

Базовое пособие на ребенка назначается всем лицам, проживающим во Франции и имеющим не менее двух детей, независимо от гражданства, на их детей в возрасте до 20 лет, проживающих в стране. Размер пособия дифференцирован в зависимости от числа детей: на двоих детей – 107 евро в месяц, на троих – 244, на четверых – 382, на пятерых – 519, на шестерых – 656 евро. На каждого последующего ребенка выплачивается надбавка в размере 137 евро. Предусмотрены надбавки детям старше 11 лет – 30 евро и старше 16 лет – 54 евро. Такая надбавка не выплачивается на первого ребенка семьям с двумя детьми. Доход семьи не влияет на размер этого пособия.

В зависимости от дохода семьи выплачиваются следующие дополнительные пособия:

– пособие на каждого ребенка в возрасте до трех лет в зависимости от дохода с четырех месяцев беременности в размере 154 евро;

– пособие одиноким родителям 502 евро в месяц плюс надбавка на каждого ребенка 167 евро в месяц;

– пособие к новому учебному году на детей с 6 лет до 18 лет, которые учатся в размере 67 евро;

– семейная доплата семьям или одиноким родителям с низкими доходами, имеющими 3 трех и более детей в возрасте от 3 трех до 21 года в размере 139 евро в месяц.

Помимо этого еще установлены пособия на учебу на детей-инвалидов (107 евро в месяц), жилищные пособия семьям с детьми.

Выплачиваются также пособия по уходу за ребенком до 6 лет, проживающим дома. Размер пособия зависит от дохода семьи. Максимальный размер пособия составляет 1500 евро в квартал семьям, чей годовой доход не превышает 33658 евро, а возраст детей – 3 лет. Пособия на детей от 3 до 6 лет не превышают 500 евро в квартал. Выплачиваются также пособия семьям, нанимающим нянь для детей младше 6 лет.

Пособия родительского присутствия выплачиваются родителям вынужденным прекратить или сократить свое присутствие на работе из-за тяжелой болезни ребенка. Размер пособия зависит от оставшегося дохода. Предусмотрены надбавки для одиноких родителей. Детям-сиротам назначается ежемесячное пособие 100 евро.

В последние годы введены также единовременные пособия на рождение ребенка в сумме 260% базовой зарплаты на первого и 717% на каждого последующего ребенка, а отпуск по беременности стал оплачиваться в размере 90% заработка.

 

Швеция

Росту населения в последние годы страна обязана щедрой демографической политике; семейные пособия выплачиваются всем, включая иммигрантов.

По международным стандартам Швеция является наиболее равноправной страной. Модель гендерной политики Северных стран – это равенство, равноправие, равные права и возможности, равный доступ к власти. Эти принципы реализуются и в демографической политике Швеции.

Политика Правительства Швеции направлена на создание экономической самостоятельности женщин в браке – каждая женщина имеет реальные возможности заработка.

По мнению шведских специалистов, защита трудовых прав женщин в сфере занятости является самой проблемной областью политики обеспечения равных прав и возможностей. Больше всего обращений в юридическую службу Омбудсмена по вопросам равноправия на рынке труда касаются защите прав беременных женщин при трудоустройстве и при увольнении по контракту. Практически все конфликты решаются в интересах женщин.

Обеспечивается необходимое количество мест в детских дошкольных учреждениях для работающих родителей. Работающие родители имеют право на отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года (с 1 января 2002 года – на 13 месяцев, в том числе 2-мя месяцами может воспользоваться только отец ребенка, что предусмотрено с целью привлечения отца к воспитанию детей с раннего возраста). На каждого ребенка до 18 лет выплачивается пособие в размере 800 шведских крон в месяц (80 долларов), для учащихся в вузах – стипендия 2000 шведских крон и льготный кредит 5000 шведских крон в месяц с рассрочкой на 20 лет.

Большое внимание уделяется в Швеции проблемам планирования семьи и сексуального образования молодежи, профилактике семейного насилия.

В Швеции имеется 250 молодежных центров сексуального образования. Они финансируются из местных бюджетов. Центры бесплатно консультируют подростков по вопросам психологии межличностных отношений, контрацепции, создания семьи. Обеспечивают нуждающихся контрацептивами (бесплатно и на льготной основе). Помогают разобраться с сексуальной ориентацией, не навязывая своей точки зрения. Имеются телефоны, по которым также даются консультации по сексуальным проблемам и вопросам межличностного общения и конфликтов с родителями и сверстниками. В состав работников центров входят медики, психологи, социальные работники, педагоги.

Развитие сексуального образования в Швеции имеет длительную историю. Впервые вопрос о необходимости его обеспечения в школе обсуждался в 1905 году на съезде Союза шведских педагогов. С 1942 года введено половое воспитание в школах. При этом осуждались добрачные связи, одинокие матери и ничего не говорилось о сексуальных отношениях.

Начиная с 60-х годов, с начала сексуальной революции, в школах стали обсуждаться вопросы контрацепции, сознательного родительства, планирования семьи, а несколько позже – ответственности мальчиков за аборты и однополые связи.

В Швеции осуждаются термины «сексуальные меньшинства» и «нетрадиционная сексуальная ориентация» как дискриминационные, законодательно разрешены однополые браки, а в 2002 году принят закон о разрешении усыновления детей однополыми семьями (такого нет ни в одной стране мира).

Одной из самых острых проблем в сфере семейных отношений Швеции в настоящее время признана проблема сексуального насилия. Согласно законодательству предусмотрено право супругов обращаться в суд по вопросам сексуального насилия в семье. Сексуальное насилие часто сочетается с серьезным физическим насилием. Эта же проблема обсуждается в шведском обществе применительно к проституции.

 

Бельгия

В Бельгии государство осуществляет широкий круг мер в рамках демографической политики: выплата пособий, снижение налогов, субсидии на жилье и обучение детей я т.д. Пособия увеличивается в зависимости от возраста ребенка – в 14 лет оно в три раза больше, чем на ребенка до четырех лет. Если ребенок учится, то пособие выплачивается до 25 лет.

 

Австрия

В Австрии при определении размера пособий и льгот во главу угла ставится число детей в семье, а не доходы семьи. Помощь семьям выдается из общественных фондов. Компенсационный фонд семьи, которому переданы все полномочия по выдаче семейных пособий, финансируется из средств, поступающих от предпринимателей. Другие источники – правительство и органы власти провинций, которые выделяют средства из налоговых поступлений. Провинции делают взносы в Компенсационный фонд семьи пропорционально числу жителей. Фонд находится в ведении Министерства семьи, молодежи и защиты потребителя. Пособия на детей выдаются, если они учатся, до 27 лет.

 

Италия

В Италии одной из целей демографической политики является улучшение положения женщин и забота о семье. Пособия семьям выплачиваются в зависимости от дохода. Размер пособия обратно пропорционален доходу семьи и а прямо пропорционален количеству членов семьи. Всего установлено три порога годового дохода семьи в абсолютных размерах. При доходе, превышающем 41721 евро, пособие не выплачивается. Учащимся выплачивается пособие до 25 лет.

 

Евросоюз

Между странами-членами Евросоюза достигнут определенный консенсус в принципиальных подходах к государственной поддержке семей с детьми.

В «Заключении совета министров, отвечающих за политику в отношении семьи», принятом в 1989 году, Европейская Комиссия так определила сложившуюся тогда ситуацию: «В странах-членах применяются разнообразные подходы к институту семьи. Восприятие государства по отношению к семье также различается. В то же время с помощью различных мер, осуществляемых в рамках различных направлений – социальное обеспечение, налоговая политика, семейное право и другие – государственные органы во всех странах-членах занимаются условиями жизни семей. Семейная политика означает совокупность этих мер». В этой трактовке семейная политика трактуется максимально расширительно и, по сути, включает в себя демографическую политику и политику народонаселения.

Следует отметить, что семейные пособия являются одной из форм семейной политики, реализуемых в странах Евросоюза. Очень широко используются налоговые льготы в странах, где меньше применяются пособия. Например, в Исландии базовое пособие на ребенка предоставляется в виде налогового вычета и управляется налоговой службой. Сумма вычета имеет твердый характер и не зависит от дохода в отношении детей в возрасте до 7 лет.

В большинстве стран Евросоюза, пособия семьям, имеющим детей, выплачиваются из бюджета и не связаны с социальным страхованием. Условием предоставления пособия на ребенка является факт проживания ребенка и родителей в стране. Однако в Германии, например, для получения пособия на ребенка достаточно, чтобы один из родителей платил налоги в данной стране.

Размер пособия в большинстве стран Евросоюза зависит от возраста ребенка. При этом только в Дании размер пособия уменьшается с увеличением возраста ребенка. В остальных странах он увеличивается. Наряду с этим во многих странах имеются дополнительные выплаты для малолетних детей.

Размеры пособия также дифференцируются в зависимости от очередности рождения ребенка. При этом только в Великобритании на первого ребенка пособие выше (103 евро), чем на последующих (69 евро). В остальных случаях размер пособия увеличивается с ростом очередности рождения. Особым случаем является Франция, где базовое пособие на первого ребенка не выплачивается. Право на детское пособие в большинстве стран не связано с доходами семей.

В настоящее время в Евросоюзе, в связи с фактически прекращением роста населения и постарением населения и трудовых ресурсов, усилился интерес к выработке новых подходов в демографической политике.

Недавно обнародованный доклад Европейской комиссии активизировал дебаты по демографической политике объединенной Европы и предложил иммиграцию как основной способ решения проблемы.

В докладе указано, что суммарный коэффициент рождаемости в Европе составлял в 2003 году 1,48 ребенка на женщину, в то время как для поддержания численности населения он должен быть не менее 2,1. Неуклонно растет число пенсионеров. По прогнозу к 2030 году в странах ЕС, вероятно, будут проживать 35 млн. человек старше 80 лет, что вдвое больше, чем сегодня, а детей станет меньше на 18 миллионов. В целом, с 2025 до 2030 гг. население ЕС сократится с 469 млн до 468 млн человек (без учета мигрантов). (Для сравнения: население США, наоборот, увеличится за тот же период на 25,6%, причем демографический взрыв в Штатах вызван как раз притоком мигрантов из Латинской Америки.).

В докладе указывается, что демографический спад может иметь серьезные последствия для уровня жизни и отношений между поколениями.

На заседании Комиссии по социальной политике, состоявшейся 18 марта 2005 года, ее председатель – Владимир Спилда заявил: "Одним политикам проблему решить не удастся. Они имеют дело с обществом, которое не должно отвергать женщин, возвращающихся на рынок труда после рождения ребенка, не должно считать их "плохими матерями", а мужчин, которые заботятся о детях, – "мягкотелыми подкаблучниками".

Демографический спад «скажется практически на всех аспектах нашей жизни, например на том, как работает бизнес, как планируются города, как строится жилье, как действует общественный транспорт, как люди голосуют, на что делает упор торговля в наших городах, – заявил В.Спилда. – Все возрастные группы окажутся под воздействием процессов увеличения продолжительности жизни и улучшения здоровья, падения уровня рождаемости и сокращения численности рабочей силы".

Комиссия полагает, что основные причины, вынуждающие родителей отказываться от второго ребенка, материальные. Речь, в частности, идет о возможности поиска работы и ее стабильности, а также о стоимости жилья. Увеличение пособий на детей и срока отпусков по уходу за ними, улучшение системы детского здравоохранения и равноправие в оплате труда взрослых – все это, по мнению Еврокомиссии, способно оказать позитивное влияние на уровень рождаемости и рост занятости среди женщин.

Хотя, по мнению некоторых демографов, снижение потребности в детях вызвано как раз высоким уровнем жизни: люди хотят и имеют возможность развивать собственную личность, делать карьеру, покупать дорогостоящие вещи. Рожать некогда.

В то же время только стимулированием рождаемости и увеличением занятости женщин проблему не решить. "Пришла пора действовать, ЕС может понадобиться еще больший приток мигрантов", – заявил В.Спилда. Однако некоторые из членов Еврокомиссии не разделяют мнения о том, что иммиграция полностью решит демографическую проблему. В лучшем случае удовлетворит спрос на рабочую силу.

 

США

Демографическая политика в США выражена наименее отчетливо, в то же время фактически созданы условия для значительного иммиграционного прироста населения, а также применяются меры налоговой поддержки семей с детьми и различные региональные и корпоративные программы семейной политики.

Возможно это обусловлено тем, что демографическая ситуация в США выглядит сегодня более благоприятной, чем в остальных развитых странах мира.

Это объясняется доминирующим положением страны в мире, привлекательностью для мигрантов и возможностями их селективного отбора в интересах страны.

Сложившаяся в США благоприятная демографическая ситуация – это существенное преимущество, которое будет реализоваться американским обществом не только в настоящее время, но и в ближайшие десятилетия.

90-е годы прошлого столетия были рекордными по миграционному приросту населения, который составил 10 млн. человек. Основная масса иммигрантов – люди в трудоспособном и детородном возрасте. 2/3 мигрантов – выходцы из Азии и Латинской Америки с установками многодетности.

В результате миграционных вливаний в последние 20 лет уровень рождаемости в США растет и США лидирует по этому показателю среди индустриально развитых стран, обеспечивая расширенное воспроизводство населения. Здесь менее остра, чем в Европе, проблема постарения населения.

Въезд в страну молодых семей из-за рубежа позволил отчасти нивелировать негативное воздействие на рождаемость кризиса американской семьи, который проявляется в сокращении доли и числа полных семей, росте неполных семей и несемейных домохозяйств. Так, с начала 70-х до начала 80-х годов число несемейных домохозяйств увеличилось в 1,5 раза, а одиноких людей – на 69%. С 80-х годов эти процессы протекают более плавно.

В сложившихся условиях США могут позволить себе не форсировать принятие нового законодательства о семье и не заботиться специальными мерами о повышении рождаемости.

Отсутствие официальной доктрины демографической и семейной политики в США невозможно понять без рассмотрения более общего контекста социальной политики.

Сформировавшиеся на протяжении последних десятилетий идеология социальной политики США складываются из следующих принципов:

– либерального индивидуализма как высшей ценности;

– трудовой этики как базового элемента системы ценностей;

– доверия к рыночным механизмам, которые одни способны привести общество к росту и процветанию;

– свободы семьи как частного института, отказ от вмешательства государства в дела семьи;

– распространенность пуританизма и протестантских течений и преобладание в социальном обеспечении волонтерского подхода, а не государственных обязательств;

– влияние социального дарвинизма, провозглашающего, что выживание сильнейшего является естественным порядком вещей и общественное вмешательство в этот процесс контрпродуктивно;

– определенное оправдание расизма;

– отсутствие положения о социальной ответственности на федеральном уровне (в отличие от правительств штатов).

А самое главное – это то, что открытая иммиграционная политика, сводит к нулю необходимость проведения пронаталисткой демографической политики.

В итоге социальная политика в США сводится, в значительной степени, к социальной поддержке самых нуждающихся.

До 30-х годов прошлого века социальная поддержка обеспечивалась на уровне общин и волонтеров. В 1935 году принят Закон о социальном обеспечении, гарантирующий право на социальную защиту самым нуждающимся. В основном она заключалась в предоставлении услуг и натуральных выплат.

В настоящее время материальная поддержка реализуется через систему налоговых льгот и кредитов: стандартных налоговых вычетов, налоговых кредитов на ребенка, налоговых кредитов на оплату услуг присмотра за детьми, и другими нетрудоспособными, кредитов на усыновление.

Считается, что предоставление налоговых кредитов увеличивает стимулы к труду, т.к. заработная плата становится дополнительным источником доходов. В то же время получение кредитов требует глубокого понимания системы налогообложения и поэтому малодоступно для наиболее нуждающихся. Кроме того, налоговые кредиты можно получать раз в год – по окончании налогового периода, а не тогда, когда они нужны.

В США только в 1993 году введены обязательные неоплачиваемые отпуска по беременности и родам продолжительностью до 12 недель на предприятиях с численностью свыше 50 человек и при наличии стажа не менее 1250 часов за предыдущий год. В это время сохраняется только рабочее место.

В настоящее время социальное обеспечение США в значительной мере зависит от льгот, предоставляемых предприятиями. Как правило, крупные фирмы имеют программы поддержки семьи, включающие предоставление отпусков по семейным обстоятельствам, гибкие графики работы и неполный рабочий день, оплату детских дошкольных учреждений и др.

 

Список использованной литературы:

1. Аналитический вестник № 25/2005.

2. Доклад Министра здравоохранения и социального развития РФ на заседании Президиума Правительства РФ «О плане реализации в 2011-2015 годах Концепции демографической политики РФ до 2025 года».

3. Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года (утв. указом Президента РФ от 09.10.2007 № 1351).

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р).

 

Источник: журнал «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения» 2012/03

Другие статьи по теме
Категория: Общественное здоровье | Добавил: zdrav1 (26.08.2017)
Просмотров: 2365
Всего комментариев: 0
Яндекс.Метрика