Критерии оценки здравоохранительной деятельности должны включать показатели общих затрат, связанных с болезнью человека - Общественное здоровье - Каталог статей - Управление здравоохранением
Главная » Статьи » Общественное здоровье

Критерии оценки здравоохранительной деятельности должны включать показатели общих затрат, связанных с болезнью человека

Системный подход является неотъемлемым условием повышения эффективности управления здравоохранением. Системное мышление предполагает, что одна из целей модернизации отрасли должна состоять в оптимизации ВСЕХ расходов, связанных с болезнью человека, а не только расходов на оказание медицинской помощи. Если ставится задача постепенного усовершенствования системы здравоохранения, необходимо определить воздействие принимаемых мер на общие расходы, связанные с болезнью человека, которые ложатся на плечи больного, его семьи, работодателя и общества в целом. Это вызывает необходимость выработать систему измерений, которая бы позволила количественно оценить общие затраты, связанные с болезнью человека, и определить, как больной, его семья, работодатель и общество могут действовать сообща в направлении совершенствования соответствующих процессов и снижения общих расходов.

Системное мышление является одним из важнейших элементов управления эффективностью и качеством, в т.ч. в здравоохранении. Д-р Деминг[1] фактически определил системное мышление как один из четырех источников глубоких знаний, наряду с психологией, статистикой и с процедурой, предусматривающей следующую цепочку действий: планирование, выполнение, проверка и внесение изменений. Данная последовательность действий на основе обратной связи получила название цикла Деминга и используется для совершенствования процессов, лежащих в основе оптимизации любых социально-экономических систем, включая здравоохранение.

В основе системного мышления лежит выявление (и, как минимум, примерное понимание) взаимосвязей, сложившихся в организациях, и влияние поступков, совершаемых отдельными членами коллектива, на конечные цели учреждения или побудивших их причин. Решение о применении определенного метода лечения спинной травмы могло бы, скажем, снизить прямые медицинские расходы, но при этом увеличить общие затраты работодателя с учетом того, каким образом такое лечение повлияло бы на количество дней нетрудоспособности, выплаты по больничному листу и компенсации, а также судебные издержки. Какова цель здравоохранения? Должны ли мы взять на себя труд задуматься над тем, каким образом наши действия влияют на длительность периода нетрудоспособности больного или компенсационные выплаты, осуществляемые работодателем.

В рамках системного мышления мы также начинаем задавать вопросы о роли здравоохранения в более широком масштабе. Люди начинают осознавать, частью чего они являются, что их действия в действительности помогают реализовать а, следовательно, каково их место в общей системе. В случае лечения спинных травм можно расширить наше определение системы здравоохранения, добавив в него работодателей и тех, кто оказывает медицинские услуги. Мы можем приступить к прогнозированию последствий наших действий и возможно начать вносить изменения в проводимые наши мероприятия по мере того, как выявим существующие причинно-следственные связи. Зачастую обнаруживается, что мы обладаем интуитивными знаниями об этой системе и представлениями о том, как ее усовершенствовать. Мы понимаем, что многие аспекты, связанные с улучшением качества медицинских услуг (например, материальные, финансовые, кадровые ресурсы) в действительности, имеют меньшее значение, чем знания о всей системе.

Существующая система охраны здоровья населения без четких критериев оценки деятельности консервирует низкий уровень качества и эффективности ее деятельности. В то время как методы определения факторов, влияющих на здоровье человека, постоянно развивались и совершенствовались (например, состояние здоровья, критерии качества жизни, продолжительность жизни в зависимости от ее качества и т.д.), система измерений ОЗБ (общие затраты, связанные с болезнями) не претерпела существенных изменений. Необходима новая система измерений для определения снижения ОЗБ. В отсутствие подобных мер средства оказания и усовершенствования услуг здравоохранения будут сопряжены с огромными потерями и бесцельными блужданиями. Если у нас есть измеримая и тщательно определенная цель, мы можем перейти к системному мышлению.

В рамках системного мышления применительно к здравоохранению социальная цель общества предполагает уменьшение ОБЩЕГО БРЕМЕНИ затрат в связи с болезнью человека. Например, затраты на медицинскую помощь представляют лишь часть фактических общих расходов, связанных с заболеванием или травмой человека. Кроме расходов на здравоохранение, которые отнесены к медицинским выплатам в системе показателей ОЗБ, существуют расходы на немедицинские выплаты, оплата потерь в связи с упущенной возможностью (выгодой) и другие  потери. Например, в США на оказание непосредственно медицинской помощи приходится чуть менее половины расходов, а на непроизводственные (немедицинские) расходы, включающие потерю доходов в связи с заболеваемостью или преждевременной смертностью, приходится оставшаяся часть ОЗБ.

Эксперты оценивают прямые затраты в связи с заболеваниями, используя рыночные цены и непроизводственные (немедицинские) затраты, в виде ущерба в связи со снижением производительности труда больного человека. Потери в производительности труда из-за заболеваемости или преждевременной смертности оцениваются в виде неполученных доходов. Эти оценки социальных издержек в связи с болезнью можно использовать при планировании государственной политики, поскольку в них учитываются расходы и урон, наносимый болезнью, пациентам и их семьям, работодателям, государству и обществу в целом.

Но этому социальному подходу присущи некоторые ограничения, проявляющиеся при оценке работы и управления деятельностью всей системы здравоохранения. Во-первых, эти оценки могут действовать на глобальном уровне, но в них отсутствуют детали, необходимые для оценки эффективности конкретных медицинских услуг. Следовательно, в них отсутствуют стимулы, необходимые для того, чтобы побудить у каждого медицинского учреждения стремление воспринять системный взгляд на здравоохранительную деятельность. Необходим какой-то метод для определения ОЗБ с той же степенью конкретизации и точности, с которой мы измеряем прямые затраты на здравоохранение. Более низкие затраты на медицинские цели могут быть связанными с более высокими немедицинскими расходами, если работникам приходится пропускать больше рабочих дней в результате менее эффективного, но и более дешевого лечения.

В настоящее время мы не располагаем информацией об ОЗБ или о факторах, влияющих на ОЗБ. Если бы была возможность надежно и точно измерить ОЗБ, мы могли бы наметить такие мероприятия, которые способствовали его снижению. ОЗБ приводят к появлению новых возможностей установления взаимоотношений между теми, кто оказывает здравоохранительные услуги и теми, кто является покупателем и потребителем этих услуг.

Если бы общество, государство и медицинские учреждения реально представляли общие затраты по болезни и травмам, а также их источники, то обе стороны получили бы обоюдную пользу. Попытки проконтролировать расходы на здравоохранение могли бы стать общей целью и были бы сконцентрированы на выяснении причин, лежащих в основе этих затрат. В результате в этой ситуации выиграли бы все: медицинские учреждения могли бы предложить новые услуги, сфокусированные на снижение ОЗБ, а общество, работодатели и индивидуумы несли бы меньшие ОЗБ. Это побуждало бы всех, включая медицинские учреждения, воспринять долгосрочный подход к своей роли в реализации более эффективной системы здравоохранения.

Получение точной информации о расходах по болезни является важным вопросом в период проведения реформ (или как сейчас говорят модернизации) системы здравоохранения. В современных реформаторских предложениях выдвигаются разные стратегии по наложению ограничений на использование услуг и ресурсов здравоохранения. Если до введения подобных изменений не будет точно просчитано, как они скажутся на ОЗБ, то может статься, что не произойдет реального сокращения общих социальных расходов. Что еще хуже, общие фактические затраты могут даже возрасти.

Более точная информация о первопричинах и размерах ОЗБ создает возможности положительных преобразований в тех областях, которые обусловливают большие расходы как на медицинские, так и на немедицинские цели. Способность увидеть эти возможности начинается с понимания того факта, что не только медицинские расходы входят в понятие ОЗБ. Определяя остальные составные части ОЗБ и принимая небольшие, целенаправленные меры на сокращение этих затрат, общество, государство и индивиды могут получить большую экономию средств.

 

-------------------------------------------------------------

Публикация актуальна на 15.11.2019 (дата последней сверки).

Источник публикации: журнал «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения».

Код публикации: 18.10.

 

 

[1] Является одним из основоположников современного менеджмента качества. – Прим. ред.

Другие статьи по теме
Категория: Общественное здоровье | Добавил: zdrav1 (16.11.2019)
Просмотров: 570
Всего комментариев: 0
Яндекс.Метрика