Главная » Статьи » Методические материалы |
Источник: журнал «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения». Настоящие методические рекомендации[1] определяют порядок организации работ по регистрации лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате радиационных аварий и инцидентов. Даны определения категорий лиц, подлежащих регистрации, порядок их регистрации в организациях Роспотребнадзора и формы ведения банка данных. Приведены инструкции по их заполнению и ведению с использованием компьютерных программ "Региональный банк данных лиц, пострадавших от радиационного воздействия" (РБД ЛПРВ).
1. Общие положения
1.1. Регистрация лиц, пострадавших от радиационного воздействия (ЛПРВ) и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов проводится в соответствии с приказом Роспотребнадзора от 08.08.2006 N 233 "О регистрации лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов". 1.2. В субъектах РФ регистрацию осуществляют региональные ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии, на базе которых созданы региональные банки данных (далее - РБД ЛПРВ), являющиеся региональной составляющей единого Федерального банка данных. 1.3. На федеральном уровне регистрацию осуществляет ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии", на базе которого создан федеральный банк данных на лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов (далее - ФБД ЛПРВ) 1.4. ФБД ЛПРВ и РБД ЛПРВ составляют единый банк данных, работают по единому методическому и программному обеспечению. Их деятельность координируется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Научное, методическое и программное сопровождение обеспечивает ФГУН Санкт-Петербургский НИИ радиационной гигиены им. профессора П.В.Рамзаева Роспотребнадзора.
2. Критерии регистрации лиц
2.1. В соответствии со статьей 9 Федерального закона "О радиационной безопасности населения" и Нормами радиационной безопасности (НРБ-99/2009)[2] на территории Российской Федерации установлены следующие допустимые пределы доз облучения в результате использования источников ионизирующего излучения: 2.1.1. Для населения годовая эффективная доза в среднем за любые последовательные 5 лет равна 1 мЗв, но не более 5 мЗв в год, или эффективная доза за период жизни (70 лет) - 70 мЗв, эквивалентная доза за год в хрусталике глаза - 15 мЗв, коже - 50 мЗв, кистях и стопах - 50 мЗв. 2.1.2. Для работников (персонал группы А) годовая эффективная доза в среднем за любые последовательные 5 лет равна 20 мЗв, но не более 50 мЗв в год или эффективная доза за период трудовой деятельности (50 лет) - 1000 мЗв, эквивалентная доза за год в хрусталике глаза - 150 мЗв, коже - 500 мЗв, кистях и стопах - 500 мЗв. 2.1.3. Для работников (персонал группы Б) основные пределы доз равны 1/4 значений для персонала группы А. 2.1.4. Превышения указанных нормативов являются критериями для регистрации. Лица, получившие дозы облучения выше установленных нормативов, относятся к категории "облученные". Лица, которым установлена связь заболеваний с радиационным воздействием в установленном порядке, относятся к категории "пострадавшие".
3. Категории граждан, подлежащих регистрации в ФБД ЛПРВ и РБД ЛПРВ
3.1. Регистрации в ФБД ЛПРВ и РБД ЛПРВ подлежат все вновь выявленные лица, начиная с 1 июля 2004 года: 3.1.1. Лица, пострадавшие от радиационного воздействия, у которых в результате радиационной аварии возникли детерминированные или другие эффекты, в отношении которых экспертными советами или иными уполномоченными организациями диагностирована и официально установлена связь с радиационным воздействием (далее - пострадавшие), в том числе при отсутствии данных о полученной дозе облучения (в результате прошлых аварий). 3.1.2. Лица из населения, подвергшиеся аварийному облучению (раздел 2.1.1.) в: - эффективной дозе более 1 мЗв/год в среднем за любые последовательные 5 лет; - эффективной дозе более 5 мЗв/год; - эквивалентной дозе в хрусталике глаза более 15 мЗв/год; - эквивалентной дозе в коже, кистях и стопах более 50 мЗв/год; - накопленной за период жизни дозе более 70 мЗв (далее - облученные). 3.1.3. Лица из числа персонала, подвергшиеся радиационному воздействию в результате радиационной аварии или планируемого повышенного облучения в годовой эффективной дозе или дозе, накопленной за трудовую деятельность более установленных основных пределов доз: персонал группы А (раздел 2.1.2.): - эффективной дозе более 20 мЗв/год в среднем за любые последовательные 5 лет; - эффективной дозе более 50 мЗв/год; - эквивалентной дозе в хрусталике глаза более 150 мЗв/год; - эквивалентной доз в коже, кистях и стопах более 500 мЗв/год; - имеющие за трудовую деятельность (50 лет) эффективную дозу более 1000 мЗв; персонал группы Б (раздел 2.1.3.): - эффективной дозе более 5 мЗв/год в среднем за любые последовательные 5 лет; - эффективной дозе более 12,5 мЗв/год; - эквивалентной дозе в хрусталике глаза более 37,5 мЗв/год; - эквивалентной дозе в коже, кистях и стопах более 125 мЗв/год; - имеющие за трудовую деятельность (50 лет) эффективную дозу боле 250 мЗв (далее - облученные). 3.2. Для составления списка лиц Российской Федерации, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов до 2004 года, необходимо восстановить и внести в базу данных (по прилагаемым к настоящим методическим рекомендациям формам) сведения: - о лицах, принимавших участие в ликвидации последствий радиационных аварий; - о лицах из населения, подвергшихся аварийному облучению с накопленной за период жизни дозой облучения более установленных федеральными законами пределов доз; - о лицах с установленной причинной связью заболеваний, инвалидности, смерти с радиационным воздействием. Основанием для включения лица в банк данных являются документы установленного в Российской Федерации образца, определяющие статус гражданина, или официально полученный документ из органов (организации) Российской Федерации, в обязанность которых входит учет или регистрация указанных лиц (органы здравоохранения, социальной защиты).
4. Информация, включаемая в ФБД ЛПРВ и РБД ЛПРВ
4.1. Для унификации хранения полученных сведений на региональном и федеральном уровнях единого банка, их доступности для получения необходимых данных, аналитической работы по контролю за дозами облучения, в том числе накопленными, информация должна храниться по установленным настоящими методическими рекомендациями формам ведения банка Р1-Р4 (Приложение NN 1-4). Форма ведения банка данных Р-1 "Ликвидаторы" - "Сведения о лицах, принимавших участие в ликвидации последствий радиационных аварий, произошедших до По данной форме заполняется и хранится персональная база данных на лиц: - участвовавших в ликвидации последствий радиационной аварии на ЧАЭС; - участвовавших в ликвидации последствий радиационной аварии в 1957 году на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча; - ветеранов подразделений особого риска (ПОР). Форма ведения банка данных Р-2 "Население" - "Сведения о лицах из населения, подвергшегося аварийному облучению с накопленной за период жизни дозой облучения более установленных Федеральными законами РФ пределов доз" (Приложение N 2). По данной форме заполняется и хранится персональная база данных на лиц, проживающих в субъекте Российской федерации, у которых доза облучения за все время проживания на радиоактивно загрязненной территории или за счет другого аварийного облучения превысила установленные пределы доз. Форма ведения банка данных Р-3 "Причинная связь" - "Сведения о лицах с установленной причинной связью заболеваний, инвалидности, смерти с радиационным воздействием" (Приложение N 3). По данной форме заполняется и хранится база данных на всех лиц, которым экспертными советами или иными уполномоченными организациями диагностирована и официально установлена связь заболеваний, инвалидности или смерти с радиационным воздействием. После создания персональных баз данных по формам Р-1, Р-2, Р-3 ежегодно производится уточнение сведений о движении названных выше категорий лиц. Форма ведения банка данных Р-4 "Аварии с 2004" - "Сведения о лицах, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате радиационных аварий и инцидентов, произошедших с 4.2. На региональном уровне сведения также собираются на бумажных носителях и хранятся вместе с актами расследования радиационных аварий.
5. Основные цели и задачи ФБД ЛПРВ
5.1. Основной целью работы ФБД ЛПРВ является регистрация пострадавших и облученных лиц на Федеральном уровне. 5.2. Основными задачами ФБД ЛПРВ являются: - регистрация облученных и пострадавших лиц; - контроль за накопленными дозами профессионального и аварийного облучения; - профилактика превышения основных дозовых пределов при работах с использованием источников ионизирующего излучения и детерминированных эффектов у лиц из персонала и населения, пострадавших при радиационных авариях и инцидентах. 5.3. Обеспечение единых методов обработки и автоматизированного учета пострадавших и облученных лиц, анализ и хранение информации.
6. Функции Федерального уровня банка данных на пострадавших и облученных лиц
6.1. Ведение Федерального банка на пострадавших и облученных лиц. 6.2. Сбор и хранение информации в электронном виде в формате базы данных ФБД ЛПРВ. 6.3. Ежегодное обобщение и анализ доз облучения отдельно по субъектам и в целом по Российской Федерации. 6.4. Ежегодное в срок до 1 июня после отчетного года, а также по запросам представление в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека информации о зарегистрированных лицах: ликвидаторах, пострадавших и облученных. 6.5. Конфиденциальность информации, поступающей и хранящейся в ФБД ЛПРВ.
7. Основные цели и задачи РБД ЛПРВ
7.1. Основной целью работы РБД ЛПРВ является регистрация пострадавших и облученных лиц на уровне субъекта Российской Федерации по установленным формам. 7.2. Получение оперативной информации о превышении основных дозовых пределов облучения персонала и аварийного облучения населения. 7.3. Профилактика случаев превышения основных пределов доз. 7.4. Выделение лиц с "критическими" (приближающимися к гигиеническому нормативу) дозами облучения, формирование "контингента наблюдения" и динамическое наблюдение за дозами облучения этих лиц в течение 5 лет (в соответствии с требованиями НРБ-99/2009). 7.5. Получение и хранение информации об аварийных ситуациях, лицах, пострадавших в аварийных и радиационных инцидентах, и дозах их облучения. 7.6. Связь с органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации по вопросам медицинского обеспечения лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся облучению выше установленных пределов доз, а также о лицах, у которых установлена связь заболевания, инвалидности, смерти с радиационным воздействием. 7.7. Хранение информации о расследовании аварий и инцидентов. 7.8. Подготовка информации для Федерального банка данных. 7.9. Взаимосвязь с региональными и федеральным банками данных (на базе ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора) по формам N 1-ДОЗ "Сведения о дозах облучения лиц из персонала в условиях нормальной эксплуатации техногенных источников ионизирующего излучения" и N 2-ДОЗ "Сведения о дозах облучения лиц из персонала в условиях радиационной аварии или планируемого повышенного облучения, а также лиц из населения, подвергшихся аварийному облучению".
8. Порядок работы по регистрации пострадавших и облученных лиц на уровне субъекта Российской Федерации
8.1. Основанием для регистрации определенного (конкретного) лица в Федеральный банк является установление факта отнесения его к одной из категорий лиц, критерии которых определены в разделе 2 настоящих методических рекомендаций. 8.2. Для рассмотрения и принятия решения о необходимости регистрации конкретного лица в Федеральном банке на региональном или на федеральном уровне по форме Р-4 следует: 8.2.1. Получить информацию о дозах облучения конкретного лица, полученную в результате аварии или инцидента по формам 2-ДОЗ. 8.2.2. Запросить и получить в официальном виде (заверенную руководителем организации) информацию о дозах облучения указанного лица за предыдущие 5 лет. 8.2.3. Получить официальную информацию о дозах облучения конкретного лица из банка данных по форме N 1-ДОЗ. 8.2.4. Оценить полученные дозы на соответствие основным дозовым пределам и критериям, определенным в п. 3.2. настоящего документа (достоверность и сопоставимость данных, полученных из 2-х источников, а также при надзоре за данным учреждением). 8.2.5. Получить материалы о расследовании случая превышения гигиенического норматива. 8.2.6. На основании оценки полученных данных решить вопрос о необходимости передачи информации о конкретном облученном лице на федеральный уровень или включить его в "контингент наблюдения". В любом случае на уровне субъекта Российской Федерации осуществлять динамическое наблюдение за накопленной дозой облучения зарегистрированных лиц в течение 5 последующих лет. 8.2.7. В "Контингент наблюдения" включаются лица, годовая доза облучения которых в текущем году превысила годовую дозу в 20 мЗв у персонала группы А, 5 мЗв у персонала группы Б, или 1 мЗв у лиц из населения. 8.3. Регистрация лиц, пострадавших от радиационного воздействия (по форме Р-3), как на региональном, так и на федеральном уровнях производится по официальным данным органов управления здравоохранением субъекта Российской Федерации, экспертных советов или иных организаций, уполномоченных устанавливать связь заболеваний с радиационным воздействием. 8.4. После принятия решения о передаче информации о пострадавших и облученных в ФБД ЛПРВ подготовить и передать информацию в электронном виде в формате единого программного обеспечения в ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора (Москва, Варшавское шоссе, 18).
9. Обеспечение работы регионального уровня банка данных на пострадавших и облученных лиц
9.1. Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в субъектах Российской Федерации: 9.1.1. Проводят, в том числе при осуществлении надзорных мероприятий, выявление лиц, подвергшихся воздействию радиационной аварии, и оценку индивидуальных доз облучения. 9.1.2. Организуют и контролируют работу по регистрации пострадавших и облученных лиц. 9.1.3. Координируют работу по обеспечению ведения регионального банка данных (РБД ЛПРВ) и хранению информации на лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов, проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе по восстановлению информации с 1 июля 2004 года. 9.1.4. Обеспечивают конфиденциальность информации РБД ЛПРВ. 9.1.5. Организуют ежегодно передачу информации в ФБД ЛПРВ в электронном виде в формате единого программного обеспечения в срок до 1 мая после отчетного года. 9.2. Федеральные государственные учреждения здравоохранения "Центры гигиены и эпидемиологии" по субъекту Российской Федерации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: 9.2.1. На основании материалов по расследованию радиационной аварии составляют регистрационную форму. 9.2.2. Обеспечивают ведение РБД ЛПРВ в соответствии с "Руководством пользователя компьютерной программы "РБД-ЛПРВ". 9.2.3. Осуществляют сбор и хранение информации в электронном виде в формате базы РБД ЛПРВ и передачу ее в ФБД ЛПРВ. 9.2.4. Проводят ежегодное обобщение и анализ состояния банка данных на пострадавших и облученных лиц по субъекту Российской Федерации. Организуют взаимодействие с региональным банком данных по формам N 1-ДОЗ и 2-ДОЗ с целью выявления лиц, подлежащих регистрации в ФБД ЛПРВ на региональном и федеральном уровнях. 9.2.5. Представляют ежегодно в срок до 1 апреля после отчетного года, а также по запросам в управление Федеральной службы по субъекту Российской Федерации информацию о зарегистрированных пострадавших и облученных лицах и итогах динамического наблюдения за лицами, включенными в "категорию наблюдения". 9.2.6. Обеспечивают конфиденциальность информации, передаваемой, поступающей и хранящейся в РБД ЛПРВ.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
Форма Р-1 "Ликвидаторы"
Сведения о лицах, принимавших участие в ликвидации последствий радиационных аварий, произошедших до
-------------------------------- <*> Категории граждан, подвергшихся радиационному воздействию: 1 - участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС; 4 - участники ликвидации последствий аварии в 1957 году на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча; 9 - лица из подразделений особого риска (ПОР). <**> Статус граждан, подвергшихся радиационному воздействию: 1 - прожил в Регионе весь отчетный год; 2 - убыл из Региона в отчетном году; 3 - прибыл в Регион в отчетном году; 4 - умер в отчетном году.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
Форма Р-2 "Население"
Сведения о лицах из населения, подвергшегося аварийному облучению с накопленной за период жизни дозой облучения более установленных законом пределов доз
-------------------------------- <*> Категории граждан, подвергшихся радиационному воздействию: 2 - вследствие аварии на ЧАЭС; 5 - вследствие аварии в 1957 году на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча; 7 - в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в 1949-1963 гг. <**> Статус граждан, подвергшихся радиационному воздействию: 1 - прожил в Регионе весь отчетный год; 2 - убыл из Региона в отчетном году; 3 - прибыл в Регион в отчетном году; 4 - умер в отчетном году.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 3
Форма Р-3 "Причинная связь"
Сведения о лицах, с установленной причинной связью заболеваний, инвалидности, смерти
-------------------------------- <1> Категории граждан, подвергшихся радиационному воздействию: 1 - участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС; 2 - граждане, проживающие (работающие), эвакуированные или переселенные (переселяемые), в том числе добровольно, с территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на ЧАЭС; 3 - потомки 1 и 2 поколения граждан, которые подверглись радиационному воздействию вследствие аварии на ЧАЭС; 4 - участники ликвидации последствий аварии в 1957 году на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча; 5 - граждане, проживающие, эвакуированные или переселенные (переселяемые), в том числе добровольно, с территорий, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча; 6 - потомки 1 и 2 поколения граждан, которые подверглись радиационному воздействию вследствие аварии в 1957 году на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча; 7 - граждане, подвергшиеся воздействию радиации в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в 1949-1963 гг.; 8 - потомки 1 и 2 поколения граждан, которые подверглись радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в 1949-1963 гг.; 9 - лица из подразделений особого риска (ПОР); 10 - другие. <2> Фактор установления причинной связи с воздействием радиации: 1 - заболевание, 2 - инвалидность, 3 - смерть. <3> Примечание - может быть указана доза облучения, мЗв (при наличии официальных данных). <4> Статус граждан, подвергшихся радиационному воздействию: 1 - прожил в Регионе весь отчетный год; 2 - убыл из Региона в отчетном году; 3 - прибыл в Регион в отчетном году; 4 - умер в отчетном году.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 4
Форма Р-4 "Аварии с 2004"
Сведения о лицах, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате радиационных аварий и инцидентов, произошедших с
-------------------------------- <1> Статус работника: 1 - работал весь отчетный год; 2 - прикомандирован в отчетном году (дозы указываются за все время прикомандирования); 3 - уволился (дозы указываются с начала года до увольнения); 4 - вышел на пенсию; 5 - умер, 6 - население. <2> Вид ионизирующего излучения (ИИ): 1 - рентгеновское; 2 - альфа; 3 - бета; 4 - гамма-излучение; 5 - нейтронное, 6 - другое; 7 - поступление радионуклидов в организм. <3> Часть тела: 1 - хрусталик; 2 - кожа, 3 - кисти, стопы. <4> Указывается профессия в соответствии с утвержденным перечнем, для граждан пострадавших вне производства производится запись "население".
Источник: журнал «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения» 2015/10 Другие статьи по теме | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Категория: Методические материалы | Добавил: zdrav1 (26.08.2017) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 1463 |
Всего комментариев: 0 | |