Главная » Статьи » Медицинская статистика |
В начале 1960-х годов во Всемирной Организации здравоохранения (ВОЗ) началась активная работа по программе, ставящей своей целью улучшение диагностики и классификации психических расстройств. В то время ВОЗ провела серию совещаний, на которых представители различных дисциплин и психиатрических школ из разных стран мира подытожили существовавшие тогда знания в этой области. ВОЗ стимулировала и проводила исследование классификационных критериев и диагностической воспроизводимости. Кроме того, разрабатывались и распространялись процедуры совместных диагностических оценок клинического материала на основе изучения видеозаписей расспроса больных и другие методы. В результате многочисленных предложений по улучшению классификации психических расстройств в ходе самых широких консультаций был проведен 8-ой пересмотр Международной классификации болезни (МКБ-8). Был разработан специальный глоссарий с определением каждой категории психических расстройств в МКБ-8. Работа по вышеуказанной программе привела также к созданию коллектива лиц и сети национальных центров, занимающихся проблемами совершенствования психиатрической классификации. В 1970-е годы отмечалось усиление интереса к совершенствованию психиатрической систематики во всем мире. Этому способствовали расширение международных контактов, организация нескольких международных совместных исследований и появление возможности новых форм терапии. В ряде стран поощрялось развитие специальных классификационных критериев для повышения диагностической воспроизводимости. В частности Американская психиатрическая ассоциация разработала и распространила 3-й пересмотр Диагностического и статистического руководства, которое включало в свою классификационную систему использование операциональных критериев. В 1978 году ВОЗ включилась в долгосрочный проект совместно с американским административным управлением по проблемам психического здоровья и злоупотребления алкоголем и наркотиками для дальнейшего совершенствования классификации и диагностики психических расстройств и проблем, связанных с употреблением алкоголя и наркотиков. В ходе серии семинаров, на которых встречались ученые различных психиатрических традиций, был проведен обзор знаний по соответствующим областям и разработаны рекомендации по дальнейшим исследованиям. Эти рекомендации были подытожены на крупной международной конференции в Копенгагене (Дания) в 1982 году. Для воплощения рекомендаций Копенгагенской конференции были предприняты несколько крупных исследований. Одно из них, в котором приняли участие центры 17 стран, преследовало целью разработку «Сводного международного диагностического интервью», – инструмента, который был бы пригоден для проведения эпидемиологических исследований психических расстройств в общих популяциях различных стран. Другой крупный проект был сосредоточен на разработке оценочного инструмента, пригодного для использования клиницистами. Еще одно исследование было посвящено разработке инструмента по оценке личностных расстройств в различных странах. Кроме того, подготовлены и подготавливаются еще несколько словарей с четкими определениями терминов. Работа по этим проектам была плодотворно связанной с разработкой дефиниций психических и поведенческих расстройств в Международной статистической классификации болезней и относящихся к ним проблем здоровья (МКБ-10). Перевод диагностических критериев в диагностические алгоритмы, включаемые в оценочные инструменты, оказался полезным для выявления противоречий, спорных пунктов и повторений, которые стало возможным устранить. С другой стороны, работа над МКБ-10 помогла формированию оценочных инструментов. Окончательным результатом явилось создание четкой системы критериев для МКБ-10 и оценочных инструментов, которые могут представлять данные, необходимые для классификации расстройств в соответствии с критериями, включенными в главу V (F) МКБ-10. Копенгагенская конференция рекомендовала также, чтобы позиции различных психиатрических школ были представлены в публикациях, посвященных источникам классификации МКБ-10. В результате появились несколько крупных публикаций. Первой книгой из числа публикаций, составленных на основе главы V (F) МКБ-10, стал глоссарий "Клинические описания и диагностические указания (КОДУ)". Книга представляет собой завершение усилий многих людей, работавших над ней в течение ряда лет. В ходе этой работы было подготовлено несколько больших проектов, каждый из которых выходил после многочисленных консультаций с группами экспертов, национальными и международными психиатрическими ассоциациями и индивидуальными консультантами. Проект 1987 года послужил основой для испытаний в 40 национальных центрах, что стало беспрецедентным исследованием подобного рода, направленным на совершенствование психиатрической диагностики. Результаты этих испытаний были использованы для подготовки окончательного варианта клинических указаний. С накоплением опыта и расширением наших знаний должна иметься возможность дальнейшего совершенствования классификации психических расстройств. Эта задача будет возлагаться главным образом на те центры ВОЗ, которые участвовали в подготовке данной классификации. Таким образом, классификация представляет собой способ видения мира на определенном временном этапе. Без сомнения, научный прогресс и опыт применения настоящих исследовательских критериев потребует их пересмотра и обновления. Надеюсь, что такая ревизия станет результатом такого же сердечного и продуктивного международного научного сотрудничества, что и при подготовке данной книги.
Примечания 1. Содержание Исследовательских диагностических критериев (ИДК-10) является производным из главы V (Р) МКБ-10. Здесь даются специфические критерии для диагнозов из глоссария "Клинические описания и диагностические указания" (КОДУ), который подготовлен для клиницистов, преподавателей психиатрии и других работников психиатрического здравоохранения. 2. ИДК-10, хотя и является полностью совместимыми с КОДУ и МКБ-10, отличаются стилем изложения. Они не предназначены для использования изолированно, поэтому исследователи должны ознакомиться с КОДУ. ИДК-10 не содержат описаний клинических концепций, на которых основываются исследовательские критерии, или каких-либо комментариев о часто сопутствующих симптомах, которые, не являясь необходимыми для диагноза, могут иметь значение как для клиницистов, так и исследователей. Информацию и комментарии об этих симптомах можно найти в вводных главах КОДУ. Предполагается, что каждый психиатр, использующий ИДК-10, будет иметь и экземпляр КОДУ. 3. Для адекватного использования ИДК-10 следует отметить и некоторые другие их отличия от КОДУ: а) подобно другим опубликованным исследовательским диагностическим критериям критерии ИДК-10 являются преднамеренно суженными: их использование позволяет проводить отбор групп пациентов, чьи симптомы и другие характеристики являются сходными по ряду определенных аспектов. Это способствует гомогенизации групп больных, но ограничивает возможные обобщения. Исследователи, желающие изучить частичное сходство между диагностическими единицами или определить границы между ними, могут нуждаться поэтому в дополнительных критериях, позволяющих включать в исследование атипичные случаи; б) ввиду неадекватности не приводятся детальные критерии к рубрикам неуточненных расстройств (.9) и, как правило, к рубрикам "других" расстройств (.8). В приложении 1 даются предложения с критериями к некоторым рубрикам, данные о которых противоречивы и которые нуждаются в дальнейшем изучении; в) в зависимости от целей исследования различные исследовательские проекты устанавливают различные требования к критериям исключения и возможности коморбидности. Поэтому в ИДК-10 приводятся лишь некоторые наиболее очевидные и часто используемые критерии исключения, которые служат для напоминания и удобства употребления, а более подробную информацию при необходимости можно найти в КОДУ. 4. Влияние расстройства на выполнение социальной роли как правило не использовалось в качестве диагностического критерия в МКБ-10, но имеются некоторые неизбежные исключения, наиболее очевидные из которых – деменция, простая шизофрения и диссоциальное расстройство личности. После принятия решения о включении этих расстройств в классификацию, было решено сделать это без модификаций соответствующих концепций, в результате чего и стало необходимым включить препятствие выполнению социальной роли в качестве диагностического критерия для этих расстройств. Последующие исследования и опыт покажут оправданность такого решения. Среди диагностических критериев многих расстройств детского и подросткового возраста нашли свое место и некоторые формы влияния расстройств на социальные взаимосвязи и поведение. Вначале это может представляться противоречащим вышеупомянутым общим правилам МКБ. Однако при более внимательном рассмотрении нарушений, классифицированных в F80-89 и F90-F98, можно заметить, что потребность в социальном критерии здесь обусловлена более сложной природой расстройств. У детей часто обнаруживаются страдание и фрустрация, но редко бывают специфические жалобы и симптомы, эквивалентные тем, которые характеризуют расстройства у взрослых. Многие расстройства в F80-F89 и F90-F98 являются сочетанными нарушениями, которые могут быть описаны только благодаря указанию на то, как они влияют на выполнение ролей в семье, школе и группе сверстников. 5. По той же причине, которая указана выше в 3 (в), лишь в редких случаях приведены дефиниции ремиссии, рецидива и продолжительности эпизода. Соответствующие предложения готовятся в словаре терминов к главе V (Р) МКБ-10 "Классификация психических и поведенческих расстройств" 6. Критерии помечены буквами и(или) номерами для указания на степень их значения. Общие критерии, которые должны выполняться во всех рубриках соответствующей группы расстройств (например, общие критерии всех типов деменции или главных форм шизофрении) помечены заглавной буквой G с указанием соответствующего номера. Обязательные критерии отдельных расстройств отмечены лишь заглавными буквами (А, Б, В и т.д.). Номера (1, 2, 3 и т.д.) и строчные буквы (а, б и т.д.) указывают на группы и подгруппы характеристик, из которых лишь некоторые требуются для диагностики. Чтобы не употреблять "и (или)", когда требуется один из двух критериев, всегда подразумевается, что наличие обоих критериев также удовлетворяет диагностике. 7. При использовании ИДК-10 на больных, страдающих и неврологическими расстройствами, исследователи могут использовать также неврологическую главу МКБ-10 с соответствующим глоссарием. 8. Текст «Классификации психических расстройств МКБ-10 и исследовательских диагностических критериев (ИДК-10)» можно скачать с сайта http://управление-здравоохранением.рф (раздел «Каталог файлов», подраздел «Медицинская статистика»).
----------------------------------------- Публикация актуальна на 30.08.2019 (дата последней сверки). Источник публикации: журнал «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения». Код публикации: 18.08. Другие статьи по теме | |
Категория: Медицинская статистика | Добавил: zdrav1 (31.08.2019) | |
Просмотров: 919 |
Всего комментариев: 0 | |