Задачи и функции службы качества медицинской помощи в учреждении здравоохранения - Качество медицинской помощи - Каталог статей - Управление здравоохранением
Главная » Статьи » Качество медицинской помощи

Задачи и функции службы качества медицинской помощи в учреждении здравоохранения

Источник: журнал «Главный врач».

Иваненко В.В. Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова

Деятельность службы КМП осуществляется на основе текущего и перспективного планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности работников за надлежащее исполнение возложенных на них должностных обязанностей и отдельных поручений руководителя службы КМП.

 

Служба КМП является структурным, функциональным или функционально-структурным подразделением, деятельность которого направлена на повышение качества медицинской помощи (КМП), и подчиняется непосредственно ее руководителю или одному из его заместителей.[1]

В своей деятельности служба КМП руководствуется действующим законодательством, нормативно-правовыми актами и методическими материалами по экспертизе и управлению КМП, организационно-распорядительными документами самого учреждения и положением о службе[2]. Служба КМП в больших медицинских организациях может существовать в виде штатного отдела КМП.

Служба КМП осуществляет организационно-методическое руководство и информационно-аналитическое обеспечение системы управления качеством в учреждении, планирование и организацию экспертизы КМП, разработку предложений по повышению КМП на основе применения современных методов и принципов менеджмента качества.

Деятельность службы КМП осуществляется на основе текущего и перспективного планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности работников за надлежащее исполнение возложенных на них должностных обязанностей и отдельных поручений руководителя службы КМП.

В состав службы КМП обычно входят:

- заместитель главного врача по медицинской части – руководитель службы КМП (при наличии должности заместителя главного врача по КМП последний становится руководителем службы КМП);

- заместители главного врача по клинико-экспертной работе, поликлинической части, медицинскому обслуживанию населения и т.д.;

- руководители структурных подразделений (отделений, отделов, служб учреждения);

- сотрудники отдела КМП (при его наличии);

- председатели врачебной комиссии и ее подкомиссий;

- врачи, включенные в регистр экспертов КМП учреждения;

- другие работники по представлению руководителя службы КМП.

Руководитель и другие работники службы КМП при наличии в штатном расписании учреждения соответствующих должностей назначаются и освобождаются от занимаемых должностей приказом главного врача в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации. Внештатные сотрудники службы КМП назначаются и освобождаются от обязанностей приказом главного врача учреждения

Квалификационные требования, функциональные обязанности, права, ответственность руководителя и других работников службы КМП регламентируются должностными инструкциями, утверждаемыми главным врачом организации.

Руководитель службы КМП:

- руководит всей деятельностью службы КМП, несет персональную ответственность за своевременное и качественное выполнение возложенных на нее задач и функций;

- осуществляет в пределах своей компетенции функции управления (планирования, организации, мотивации, контроля), принимает решения, обязательные для всех работников службы КМП;

- распределяет функциональные обязанности и отдельные поручения между сотрудниками службы КМП, устанавливает степень их ответственности, при необходимости вносит предложения главному врачу учреждения об изменении должностных инструкций подчиненных ему работников;

- вносит руководству учреждения предложения по совершенствованию работы службы КМП, оптимизации ее структуры и штатной численности;

- участвует в перспективном и текущем планировании деятельности службы КМП, а также подготовке приказов, распоряжений и иных документов, касающихся возложенных на службу КМП задач и функций;

- принимает необходимые меры для улучшения материально-технического и информационного обеспечения, условий труда, повышения профессиональной подготовки штатных и внештатных сотрудников службы КМП;

- участвует в подборе и расстановке кадров службы КМП, вносит руководству организации предложения о поощрении и наложении дисциплинарных взысканий на работников службы КМП, направлении их на переподготовку и повышение квалификации;

- совершенствует систему трудовой мотивации работников службы КМП;

- осуществляет контроль за исполнением подчиненными ему работниками своих должностных обязанностей, соблюдением трудовой дисциплины и деятельностью службы КМП в целом.

В период отсутствия руководителя службы КМП его обязанности исполняет его заместитель (при его наличии) или назначенный приказом главного врача другой работник. Руководитель службы КМП или лицо, исполняющее его обязанности, имеют право подписи документов, направляемых от имени службы КМП по вопросам, входящим в его компетенцию.

Служба КМП осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими службами и структурными подразделениями учреждения, а также в пределах своей компетенции со сторонними организациями.

За ненадлежащее исполнение должностных обязанностей и нарушение трудовой дисциплины работники службы КМП несут ответственность в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Основными задачами службы КМП являются:

1) совершенствование системы управления КМП;

2) методическое и информационно-аналитическое обеспечение управления КМП, планирование и контроль КМП, разработка предложений по повышению КМП на основе применения современных методов и принципов менеджмента качества;

3) организация экспертизы КМП в соответствии с действующими правилами, требованиями стандартов и иных нормативных актов, условиями договоров на оказание медицинской помощи; 

4) планирование и организация мероприятий по повышению КМП на основе применения методов и принципов менеджмента качества;

5) организационно-методическое руководство, координация и контроль деятельности структурных подразделений организации по вопросам повышения и контроля КМП; 

6) подготовка и представление руководству информационно-аналитических материалов о состоянии и путях повышения КМП;

7) совершенствование и внедрение новых методов организации работы, в том числе на основе использования современных информационных технологий;

8) подготовка проектов и исполнение решений руководства в области КМП; 

9) повышение профессионального уровня работников организации в области управления качеством, экспертизы КМП и использования статистических методов контроля качества;

10) осуществление в пределах своей компетенции взаимодействия с внешними организациями по вопросам КМП (фондами ОМС, страховыми медицинскими организациями (СМО), общественными организациями по защите прав пациентов, СМИ и т.д.);

11) организация статистического учета и формирование отчетности о деятельности учреждения и ее результатах в области качества медицинских и иных услуг;

12) решение иных задач в соответствии с целями организации;

Основными функциями службы КМП являются:

1) разработка, внедрение и поддержание системы управления КМП в рабочем состоянии на основе непрерывного ее совершенствования и использования современных информационных и управленческих технологий менеджмента качества;

2) разработка, планирование и проведение мероприятий по повышению КМП, обеспечению ее соответствия современному уровню развития медицинской науки и требованиям нормативно-правовых документов;

3) разработка и совершенствование локальной нормативно-правовой базы по экспертизе и управлению КМП;  

4) формирование и сопровождение базы данных о КМП в учреждении, анализ и обобщение информации о состоянии КМП в структурных подразделениях по разным профилям заболеваний;

5) подготовка рекомендаций, предложений, проектов управленческих решений по улучшению КМП;

6) совершенствование системы мотивации и повышения ответственности работников с учетом результатов их деятельности в области КМП;

7) осуществление связей с общественностью, профессиональными медицинскими организациями, органами власти, СМИ и другими заинтересованными сторонами по вопросам КМП;

8) прием населения, разбор жалоб и претензий по вопросам КМП;

9) анализ жалоб и претензий по вопросам КМП потребителей и других заинтересованных сторон (фонда ОМС, СМО, общественных организаций по защите прав пациентов и т.д.), изучение причин низкого качества медицинских услуг, нарушений требований стандартов и иных нормативно-правовых актов, разработка предложений по устранению недостатков;

10) планирование и организация обучения работников организации по вопросам КМП;

11) организация экспертизы КМП в соответствии с действующими правилами, требованиями стандартов и иных нормативных актов, условиями договоров на оказание медицинской помощи. Формирование регистра экспертов КМП учреждения;

12) операционный контроль качества на всех стадиях лечебно-диагностического процесса, при закупках лекарственных средств, медицинского оборудования, расходных материалов;

13) участие в подготовке учреждения к лицензированию и аккредитации;

14) осуществление в пределах своей компетенции взаимодействия с внешними организациями по вопросам КМП;

15) подготовка аналитических отчетов и экспертных заключений по результатам экспертизы КМП;

16) участие в представлении результатов экспертизы КМП на заседаниях врачебной комиссии, КИЛИ, конференциях, совещаниях врачей;

17) информирование врачей, среднего медицинского персонала и других сотрудников учреждения о состоянии КМП и мерах, принимаемых для его улучшения;

18) анализ и обобщение результатов вневедомственной экспертизы КМП;

19) подготовка отчетных данных о деятельности учреждения и его структурных подразделений по экспертизе и управлению КМП;

20) осуществление в пределах своей компетенции иных функций в соответствии с целями и задачами организации.

Руководитель службы КМП обеспечивает планирование, организацию, координацию, регулирование, контроль, учет деятельности службы КМП в рамках выполнения ее задач и функций. Для выполнения отдельных задач службы КМП (разработка стандартов, критериев КМП, программ улучшения КМП, локальных нормативных актов, регламентов и т.д.) руководитель службы КМП формирует рабочие группы, состав и порядок работы которых утверждаются приказом главного врача учреждения.

Служба КМП обеспечивает организацию целевых и тематических экспертиз КМП; подготовку рекомендаций, проектов управленческих решений по улучшению КМП; участвует в информационном обмене по вопросам КМП в пределах и за пределами учреждения; обеспечивает учет деятельности структурных подразделений по экспертизе и управлению КМП, учет деятельности врачей по экспертизе КМП, формирование отчетности.

Подготовленные службой КМП аналитические отчеты, экспертные заключения по результатам экспертизы КМП передаются руководителям структурных подразделений, председателям врачебной комиссии и ее подкомиссий.

Подготовленные службой КМП проекты управленческих решений представляются для утверждения главному врачу учреждения.

Председатели врачебной комиссии и ее подкомиссий, включенные в состав службы КМП, обеспечивают участие комиссий в решении задач службы КМП, использование результатов экспертизы КМП для принятия решений в пределах своей компетенции.

Служба КМП имеет право:

- получать поступающие в организацию документы и иные информационные материалы по своему профилю деятельности для ознакомления, систематизированного учета и использования в работе;

- запрашивать и получать от руководителей организации и ее структурных подразделений информацию, необходимую для выполнения возложенных на него задач и функций;

- осуществлять в пределах своей компетенции проверку и координацию деятельности структурных подразделений организации по вопросам обеспечения и контроля КМП, о результатах проверок докладывать руководству организации;

- вносить руководству организации предложения по совершенствованию форм и методов работы организации в области качества, включая:

- проекты правовых актов и инструктивных документов, регулирующих порядок проведения и использования результатов экспертизы КМП в медицинском учреждении;

- проекты правовых актов и инструктивных документов, регулирующих порядок организации и условия оказания медицинской помощи, включая стандарты медицинской помощи;

- программы, планы, проекты управленческих решений по улучшению КМП в медицинском учреждении;

- предложения по корректировке мер, направленных на улучшение КМП, по результатам оперативного контроля с использованием индикаторов КМП;

- проекты решений по мерам, направленным на восстановление нарушенных прав граждан в связи с ненадлежащим КМП;

- предложения по совершенствованию работы службы КМП;

- предложения по материальному и моральному стимулированию врачей, иных сотрудников, структурных подразделений учреждения по результатам экспертизы КМП;

- предложения по материальному стимулированию врачей и иных сотрудников, обеспечивающих проведение экспертизы КМП;

- инициировать проведение экспертизы КМП по отдельным случаям и тематических экспертиз КМП, а также метаэкспертизы КМП;

- осуществлять оперативный контроль КМП по индикаторам КМП для оценки эффективности работ по улучшению КМП;

- участвовать в подборе и расстановке кадров по своему профилю деятельности;

- вносить предложения руководству организации по повышению квалификации, поощрению и наложению взысканий на работников службы КМП и других структурных подразделений учреждения по своему профилю деятельности;

- проводить совещания, конференции по вопросам КМП;

- участвовать в общеучрежденческих совещаниях и иных мероприятиях при рассмотрении вопросов КМП.

Руководитель службы КМП учреждения несет персональную ответственность за:

- выполнение возложенных на службу КМП функций и задач;

- организацию работы службы КМП, своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений, поручений вышестоящего руководства, действующих нормативно-правовых актов по своему профилю деятельности;

- рациональное и эффективное использование материальных, финансовых и кадровых ресурсов;

- состояние трудовой и исполнительской дисциплины, выполнение работниками службы КМП своих функциональных обязанностей;

- соблюдение штатными работниками службы КМП правил внутреннего распорядка, санитарно-противоэпидемического режима, противопожарной безопасности и техники безопасности;

- ведение документации, предусмотренной действующими нормативно-правовыми документами;

- предоставление в установленном порядке достоверной статистической и иной информации о деятельности службы КМП;

- сохранность врачебной, служебной и иной охраняемой законом тайны;

- готовность службы КМП к работе в условиях чрезвычайных ситуаций.

 

Источник: журнал «Главный врач» 2015/07

 

[1] Обычно службой КМП руководит заместитель главного врача по медицинской части. В крупных лечебно-профилактических учреждениях может вводиться должность заместителя главного врача по КМП, который возглавляет службу КМП. Руководитель службы КМП и ее персональный состав утверждаются приказом главного врача ЛПУ.

[2] Положение, структура и штатное расписание службы КМП (при наличии в штатном расписании соответствующих должностей) утверждаются главным врачом учреждения.

Другие статьи по теме
Категория: Качество медицинской помощи | Добавил: zdrav1 (28.08.2017)
Просмотров: 1321
Всего комментариев: 0
Яндекс.Метрика