Главная » Статьи » Качество медицинской помощи |
Источник: журнал «Главный врач». Данилов Ю.М. Консультант редакции журнала В условиях возрастающей доступности медицинской информации (достоверной и не очень) пациент больше не является пассивным элементом в системе оказания медицинской помощи. От его поведения, адекватного восприятия своей болезни и взаимодействия с медицинскими работниками во многом зависит эффективность и качество лечения и профилактики. Важную роль здесь играет психологическая составляющая.
Медицинские работники часто игнорируют теперь уже несомненный факт, что хорошо осведомленный больной может внести существенный вклад в дело охраны своего здоровья. Для высококачественной медицинской помощи важны доверие и личностные взаимоотношения. Каждому больному присуще чувство тревоги. В трудные времена любому человеку нужны участие и поддержка. Это не банальность. Это не менее научное утверждение, чем необходимость назначения антибиотиков при пневмонии. Врачам и медицинским сестрам нужно больше знать не только о том, как решать медицинские проблемы своих больных, но и о том, как лучше заботиться об их психологическом и душевном состоянии. Исследования, проведенные в разных уголках земли, показывают, что больные, имевшие психологическую поддержку (заботу, теплое отношение, любовь), не только лучше чувствовали себя во время болезни, но и потом их жизнь была более здоровой и продолжительной. Доверие должно быть взаимным. Больные должны видеть, что врач доверяет им, а не относится как к детям. Они будут более здоровыми, поверив, что врач делает для них все от него зависящее.
Забота о себе самом научно обоснована и материально выгодна Первый этап - знать, когда нужно обращаться к врачу. Чтобы знать, в каких случаях надо обращаться к врачу, больные должны научиться отличать важные симптомы от незначительных. От 80 до 90% симптомов не требуют немедленного обращения к врачу. Больные вполне в состоянии сами справиться с легкими недомоганиями, такими как вирусные инфекции верхних дыхательных путей, что весьма существенно влияет на уровень нагрузки в медицинских учреждениях. Это было продемонстрировано страховой компанией Kaiser Permanente, которая всем своим клиентам раздавала "Справочник по вопросам здоровья". После этого число обращений к врачу значительно и стойко сократилось по сравнению с учреждениями, где этот справочник еще не распространялся. Еще более важно научить больных и их семьи вовремя распознавать симптомы серьезных заболеваний, требующих неотложной помощи, например боль в груди. Раннее распознавание и быстрая медицинская помощь больным с сердечными приступами может существенно снизить смертность от инфаркта миокарда и других заболеваний сердца. Отдельным вопросом стоит самолечение. Доказано, что умение самостоятельно (в соответствии с ранее полученными рекомендациями врача) справиться с болезнью снижает затраты на здравоохранение и улучшает здоровье Следующий этап - побольше узнать о своей болезни, чтобы раньше распознать осложнения, внести коррективы в лечение или предпринять другие самостоятельные действия. Есть убедительные доказательства существенной выгоды самолечения при хронических заболеваниях. Так, обучение болеющих астмой детей и их родителей самостоятельным действиям сократило число вызовов скорой помощи на 79%, а частоту госпитализаций - на 86%. Страховая компания Kaiser Permanente также проводила рандомизированное клиническое исследование эффективности лекций с демонстрацией слайдов о лихорадочных состояниях у детей. Родители, прослушавшие такие лекции, обращались к врачу по поводу повышения температуры у ребенка на 35% реже; на 25% ниже была и общая частота обращений по поводу острых заболеваний. Исследования, посвященные экономической целесообразности обучения больных, показали, что в среднем на каждый доллар, вложенный в обучение, экономится от трех до четырех долларов в сфере медицинского обслуживания. Наиболее выгодным было обучение при астме, диабете, инфекциях верхних дыхательных путей, остеоартрите, ревматоидном артрите, хронических болях, небольших недомоганиях и во время беременности. Рандомизированное контролируемое 4-летнее исследование, проведенное в Стэнфордском университете и посвященное оценке эффективности самолечения при артрите, показало, что во многом благоприятный эффект самолечения обусловлен не полученными знаниями, не изменениями в поведении больного, а усиливающимся чувством контроля за болезнью. При этом в группе самолечения жалобы на боль отмечались на 19% реже, а частота обращений к врачу снизилась на 43%. Экономия в затратах в 12 раз превысила стоимость программы лечения ревматоидного артрита и в 3,5 раза - стоимость программы лечения остеоартрита. Российские больные посещают врача в среднем 9 раз в год, а в США - от 2,3 до 4 раз в год. Возможно, с введением обучения больных посещения поликлиник в России сократится даже больше, чем в США. Врачи могут помочь развитию идеи здорового образа жизни, только имея соответствующую подготовку и желание и только тогда, когда все общество будет подходить к этому серьезно. В США достаточно быстро и поразительно успешно изменилось отношение общества к употреблению спиртного за рулем и курению в общественных местах. Вполне вероятно, что это обусловлено специфическими американскими культурными ценностями и многолетним периодом осознания данных проблем. Как показал опыт Финляндии и США, отношение общества к образу жизни можно изменить. Конечно, россияне, уставшие от всевозможных наставлений и контроля со стороны государства, могут и не прореагировать на такие кампании, но надо хотя бы попытаться что-нибудь сделать. Больные должны участвовать в принятии решения по поводу предстоящих им жизненно важных вмешательств или процедур, риск которых велик или научные знания о которых противоречивы. В этих случаях важнейшим правом больного должно стать информированное согласие. Необходимо разъяснять врачам и медицинским сестрам важность индивидуального, участливого подхода к больным; для успешного лечения любого заболевания надо сначала снять чувство тревоги. Врачи должны знать, насколько больные удовлетворены качеством оказываемой им медицинской помощи. Надо научить персонал работать с хорошо информированными больными, которые обращаются за разъяснениями. Больной вправе знать о своей болезни, ее возможных исходах, и об основах самолечения. Мы уже писали, что хорошо осведомленный больной может внести существенный вклад в дело охраны своего здоровья. Однако врачи и медицинские сестры часто не понимают: то, что очевидно им, вовсе не так очевидно для пациентов, которые нередко неверно трактуют смысл их слов. Кроме того, пациенты часто слишком запуганы для того, чтобы признаться в непонимании, и им стыдно заявить, что они не могут разобраться в материалах, предоставленных им врачом. Если доктор проверит, верно ли его поняли, многое может проясниться, однако как показало одно исследование, только 2% времени врача первичного звена здравоохранения тратится на такую проверку, соответственно, проблемы не выявляются. Пациенты, стремящиеся улучшить свой образ жизни, участвовать в лечении своего заболевания и в принятии решений, касающихся здоровья, будут нуждаться в качественной информации. Улучшение обучения медицинской грамотности в школах может оказаться полезным, так же как и совершенствование качества материалов, касающихся здоровья, и повышение квалификации лиц, занимающихся обучением пациентов. Однако основной вклад в решение этой проблемы будет сделан, если у докторов и других работников здравоохранения в конце каждой консультации появится время убедиться, что пациент понял ключевые моменты обсуждения и получил ответы на все свои вопросы.
Литература: 1. К медицинской грамотности надо относиться серьезно // Международный журнал медицинской практики № 5/2006. 2. Стенли Дж. Тиллингаст. Россия выбирает жизнь. Программа реформирования российского здравоохранения.
Источник: журнал «Главный врач». Другие статьи по теме | |
Категория: Качество медицинской помощи | Добавил: zdrav1 (28.08.2017) | |
Просмотров: 999 |
Всего комментариев: 0 | |