Пятнадцатилетний юбилей первой отраслевой программы по управлению качеством в здравоохранении - Качество медицинской помощи - Каталог статей - Управление здравоохранением
Главная » Статьи » Качество медицинской помощи

Пятнадцатилетний юбилей первой отраслевой программы по управлению качеством в здравоохранении

Прошло ровно пятнадцать лет с тех пор, когда 23 апреля 2003 года тогдашний Министр здравоохранения Российской Федерации Ю.Л. Шевченко утвердил отраслевую программу "Управление качеством в здравоохранении" на 2003-2007 годы" (далее – Программа). Документ в то время имел определенно прогрессивный характер. Впервые была принята отраслевая программа по вопросам управления качеством медицинской помощи (КМП), подняты вопросы его научно-методического и организационного обеспечения. В документе были даны определения КМП и ряда аспектов по ее управлению.

Программа разрабатывалась согласно решению Коллегии Минздрава России от 20-21 марта 2002 года N 6. В ней отмечалось, что совершенствование механизмов обязательного медицинского страхования с развитием персонифицированного учета оказанной медицинской помощи привело к необходимости широкого внедрения новых форм управления отраслью. Одной из них является создание системы управления качеством в здравоохранении, которая позволит поднять на новый уровень выполнение ряда важнейших мероприятий "Программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью".

В Программе впервые было отмечено значение международных стандартов ИСО серии 9000, которые определяют качество как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Система управления КМП является структурным компонентом комплексной системы управления здравоохранением – ее частью, включающей специфические организационно-технические мероприятия и алгоритмы по обеспечению и улучшению качества.

В Программе было записано, что обеспечение требуемого уровня качества продукции и услуг в отрасли должно осуществляться на всех уровнях системы здравоохранения взаимосвязанными мероприятиями по оптимизации использования ресурсов, внедрению современных технологий, мониторированию получаемых результатов с последующей корректировкой. Оценка качества (определение уровня качества) строится на сопоставлении реальной ситуации с "эталоном". Формализованным представлением оптимальной ситуации являются стандарты, которые рассматриваются как базовые (эталонные) показатели качества в системе здравоохранения. Стандарты определяют:

- минимальный уровень обеспечения качества через обязательные требования, образующие основу государственных гарантий бесплатной медицинской помощи;

- объемы и виды помощи, перечни конкретных технологий, работ и услуг с научно доказанной эффективностью;

- направления дальнейшего повышения уровня качества через формулирование дополнительных научно обоснованных рекомендаций.

Таким образом, в Программе было четко определено значение стандартов в отраслевой системе менеджмента качества. Под стандартизацией в здравоохранении понимается деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочивания путем разработки и установления требований, норм, правил, характеристик условий, продукции, технологий, работ, услуг в здравоохранении. Выделяют три укрупненных объекта стандартизации:

- ресурсное обеспечение здравоохранения (требования к кадровым, материальным, финансовым, информационным ресурсам);

- процессы (лечебно-диагностические, профилактические, реабилитационные, организационные, производственные технологии);

- эффективность (исходы заболеваний, социально-экономические показатели).

Научное обоснование требований к объектам стандартизации строится на принципах доказательной медицины, под которой понимают критический анализ результатов научных исследований с целью внедрения в практику наиболее эффективных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации. Важнейшей составляющей принятия решения об использовании конкретных технологий является клинико-экономический анализ – методология сравнительной оценки двух и более методов профилактики, диагностики, лекарственного и нелекарственного лечения на основе комплексного взаимосвязанного учета результатов медицинского вмешательства и затрат на его выполнение.

Система управления качеством в здравоохранении Российской Федерации должна основываться на следующих принципах непрерывного управления качеством:

- потребности гражданина в сохранении и укреплении здоровья;

- доступность обоснованного и законного обеспечения медицинской помощью населения;

- участие всех лиц и организаций, непосредственно работающих в системе;

- принятие клинических и управленческих решений на основе научного подхода, включающего как постоянный сбор и критический анализ результатов научных исследований, так и организационный эксперимент;

- переход от контроля индивидуального выполнения работ, к совершенствованию технологических процессов и их ресурсного обеспечения, к выявлению отклонений от установленных требований, причин их возникновения и предотвращение их в дальнейшем;

- взаимное стремление всех субъектов к достижению согласия по основным, наиболее значимым вопросам улучшения системы;

- единый порядок разработки, согласования, принятия и введения в действие нормативных документов, надзора и контроля за их соблюдением;

- социальная, научная и экономическая целесообразность разработки и применения технологий в практическом здравоохранении;

- соответствие установленных требований законодательству, нормативным правовым актам Российской Федерации, международным нормативным документам и современным достижениям науки;

- обеспечение возможности контроля установленных требований объективными методами.

Целью Программы явилось создание государственной системы управления качеством в здравоохранении в целях укрепления здоровья населения. Программа была рассчитана на 2003-2007 годы и предполагала решение следующих задач:

1) разработка и внедрение единой стратегии непрерывного улучшения качества медицинской продукции и медицинских услуг в Российской Федерации, гармонизированную с международными стандартами в области обеспечения качества в здравоохранении;

2) создание службы управления качеством в здравоохранении;

3) развитие системы стандартизации, лицензирования, сертификации, аккредитации и аттестации в здравоохранении;

4) обеспечение эффективного взаимодействия органов управления здравоохранением всех уровней, фондов ОМС, учреждений здравоохранения, страховых медицинских организаций, общественных и других организаций в целях непрерывного повышения качества медицинской продукции и медицинских услуг:

5) переход к использованию в здравоохранении технологий с доказанной эффективностью и безопасностью для пациентов с учетом экономической целесообразности их применения;

6) разработка и внедрение системы мотивации и экономических механизмов стимулирования медицинских работников к участию в деятельности по непрерывному повышению качества медицинской продукции и медицинских услуг.

Итак, в 2003 году были определены цели и задачи Программы по управлению качеством в здравоохранении. А что мы имели по завершении Программы?

Безусловно, что основная цель Программы – создание государственной системы управления качеством в здравоохранении в целях укрепления здоровья населения – не была достигнута. КМП не стало приоритетным направлением деятельности органов управления здравоохранением и лечебно-профилактических учреждений. До сих пор система нормативно-правового и информационного обеспечения КМП носит разрозненный характер. Менеджмент КМП в лучшем случае сводится к функции контроля, игнорируя вопросы планирования, организации и трудовой мотивации. В практике отечественного здравоохранения отсутствуют современные методы управления КМП, основанные на международных стандартах ISO семейства 9000 и их российских аналогов. Не внедрены статистические методы контроля КМП. Показатели КМП до сих пор фактически не влияют на финансовое положение ЛПУ и их работников.

Реализация конкретных задач на момент завершения Программы представлена в табл. 1.

 

Таблица 1

 

Задачи Программы и степень их выполнения

 

Наименование задачи

Степень выполнения

1. Разработать и внедрить единую стратегию непрерывного улучшения качества медицинской продукции и медицинских услуг на всей территории Российской Федерации, гармонизированную с международными стандартами в области обеспечения качества в здравоохранении.

Не выполнено

2. Создать службу управления качеством в здравоохранении.

Не выполнено. Частично реализована лишь функция контроля КМП.

3. Развить системы стандартизации, лицензирования, сертификации, аккредитации и аттестации в здравоохранении.

Выполнено частично. Не носит системного характера.

4. Обеспечить эффективное взаимодействие органов управления здравоохранением всех уровней, фондов ОМС, организаций здравоохранения, страховых медицинских организаций, общественных и других организаций в целях непрерывного повышения качества медицинской продукции и медицинских услуг.

Выполнено частично.

5. Перейти к использованию в здравоохранении технологий с доказанной эффективностью и безопасностью для пациентов с учетом экономической целесообразности их применения.

Не выполнено

6. Разработать и внедрить систему мотивации и экономические механизмы стимулирования медицинских работников к участию в деятельности по непрерывному повышению КМП.

Не выполнено

 

Планировалось, что реализация Программы позволит:

- повысить доступность медицинской помощи населению;

- перейти к использованию лекарственных средств с доказанной эффективностью;

- внедрить принципы "ответственного самолечения";

- сформировать систему действенного государственного контроля и надзора (развитие системы стандартизации и лицензирования, формирование систем аккредитации, сертификации и аттестации в здравоохранении) на всех уровнях оказания, медицинской помощи;

- разработать и внедрить мотивационные механизмы повышения профессиональной ответственности медицинских работников;

- повысить хозяйственную самостоятельность медицинских организаций;

- повысить роль и значение общественных профессиональных организаций, объединений и научных обществ в системе управления качеством в здравоохранении;

- усовершенствовать профессиональную подготовку медицинских работников на додипломном и последипломном уровнях с внедрением методологии управления качеством, медицины, основанной на доказательствах, клинико-экономическом анализе.

Однако, как видно из табл. 1, основные задачи управления КМП, обозначенные в Программе, остались не выполненными. Многие указанные задачи не решены и в настоящее время. Отраслевая программа "Управление качеством в здравоохранении" на 2003-2007 годы" была прогрессивной по содержанию, но неудачной по исполнению, чему есть объективные и субъективные причины. Хочется верить, что вновь принимаемые нормативно-правовые документы в сфере КМП, особенно концептуального и программного характера, будут исполняться более ответственно и эффективно.

 

-----------------------------------------

Публикация актуальна на 25.01.2019 (дата последней сверки).

Источник публикации: журнал «Главный врач».

Код публикации: 18.04.

Другие статьи по теме
Категория: Качество медицинской помощи | Добавил: zdrav1 (26.01.2019)
Просмотров: 695
Всего комментариев: 0
Яндекс.Метрика