На вопросы читателей отвечают специалисты службы правового консалтинга ГАРАНТ (сентябрь 2017) - 3 Сентября 2017 - Блог - Управление здравоохранением
Главная » 2017 » Сентябрь » 3 » На вопросы читателей отвечают специалисты службы правового консалтинга ГАРАНТ (сентябрь 2017)
12:45
На вопросы читателей отвечают специалисты службы правового консалтинга ГАРАНТ (сентябрь 2017)

Страховая медицинская организация направила запрос о предоставлении медицинской документации по пациенту для проведения экспертизы медицинской помощи в медицинское учреждение. В страховую медицинскую организацию поступило обращение (жалоба) не от совершеннолетнего пациента, а от его матери.

Вправе ли медицинское учреждение не представлять медицинскую документацию на пациента страховой медицинской организации, т.к. мать пациента не представила документов, подтверждающих право действовать от имени и в интересах своего совершеннолетнего ребенка?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Медицинское учреждение вправе не представлять страховой медицинской организации медицинскую документацию на пациента, необходимую для проведения контроля качества оказанной медицинской помощи, в случае, когда с заявлением о проведении экспертизы оказанной медицинской помощи в страховую организацию обратилось не управомоченное на то лицо.

 

Обоснование вывода:

1) В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее – Закон N 323-ФЗ) мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан в соответствии с общепризнанными принципами, нормами международного права.

В силу ч. 1 ст. 13 Закона N 323-ФЗ сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Врачебная тайна Указом Президента РФ от 06.03.1997 N 188 отнесена к перечню сведений конфиденциального характера, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

Разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, не допускается (ч. 2 ст. 13 Закона N 323-ФЗ). В ч. 3 ст. 13 Закона N 323-ФЗ установлено, что сообщение этих сведений другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях допускается только с согласия самого пациента или его законного представителя, за исключением случаев, установленных в ч. 4 ст. 13 Закона N 323-ФЗ. При этом согласие пациента должно быть выражено в письменной форме.

Отметим, что предусмотренный ч. 4 ст. 13 Закона N 323-ФЗ перечень случаев предоставления сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия пациента или его законного представителя сформулирован законодателем исчерпывающим образом и не подлежит расширительному толкованию. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя родственникам и страховым организациям данный перечень не предусматривает (за исключением предоставления сведений, составляющих врачебную тайну, в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования (п. 9 ч. 4 ст. 13 Закона N 323-ФЗ), а также в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности (п. 10 ч. 4 ст. 13 Закона N 323-ФЗ)).

Таким образом, в отсутствие законного основания медицинская организация не вправе передавать сведения о состоянии здоровья больного кому-либо без его письменного согласия (согласия законных представителей). Аналогичные положения закреплены в приказе Минздравсоцразвития РФ от 02.05.2012 N 441н "Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений" (далее – Приказ N 441н).

2) Экспертиза качества медицинской помощи – выявление нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценка своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата, проводимая экспертом качества медицинской помощи (ч. 6, ч. 7 ст. 40 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее – Закон N 326-ФЗ)).

Случаи проведения целевой экспертизы качества медицинской помощи закреплены в п. 25 Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 1 декабря 2010 г. N 230 (далее – Порядок). В частности, экспертиза проводится при получении жалоб от застрахованного лица или его представителя на доступность и качество медицинской помощи в медицинской организации (пп. "а" п. 25 Порядка).

В силу п. 52 Приказа при проведении медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи медицинская организация предоставляет специалистам-экспертам и экспертам качества медицинской помощи в течение 5 рабочих дней после получения соответствующего запроса медицинскую, в том числе в электронном виде при использовании электронной медицинской карты, учетно-отчетную и прочую документацию, при необходимости результаты внутреннего и ведомственного контроля качества медицинской помощи.

Медицинская организация не вправе препятствовать доступу экспертов к материалам, необходимым для проведения медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, и обязана предоставлять экспертам запрашиваемую ими информацию (ч. 8 ст. 40 Закона N 326-ФЗ).

Однако в рассматриваемом случае с жалобой на оказанную медицинскую помощь обратился не сам пациент (застрахованное лицо), а его мать, не предоставившая документального подтверждения своего права действовать от имени и в интересах своего совершеннолетнего ребенка.

Таким образом, полагаем, отказ медицинского учреждения предоставить страховой организации материалы, необходимые для проведения экспертизы, будет законным и обоснованным.

В этой связи рекомендуем ознакомиться с судебной практикой, смотрите например: решение Ленинградского районного суда Краснодарского края от 30 мая 2014 г. по делу N 2-623/2014, оставленное в силе апелляционным определением СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18 сентября 2014 г. по делу N 33-20476/2014: "...Доказательств того, что заявитель являлся законным представителем П.В.И. не предоставлено...", апелляционное определение СК по гражданским делам Тульского областного суда от 31 июля 2014 г. по делу N 33-1963: "...установлено, что при жизни Семенов В.А. согласия своей супруге Семеновой С.В. на получение информации об имеющихся у него заболеваниях, проведенном лечении не давал, законным представителем умершего супруга Семенова С.В. не является... целевая экспертиза качества медицинской помощи проводится лишь в случаях получения жалоб от застрахованного лица или его представителя на качество медицинской помощи, к числу которых она [Семенова С.В.] не относится..." Особое внимание следует обратить на апелляционное определение СК по административным делам Ростовского областного суда от 06 апреля 2015 г. по делу N 33-5288/2015: "...непредставление заявителем в страховую медицинскую организацию ООО "АльфаСтрахование-ОМС" филиал "АсСтра" документов, подтверждающих статус законного представителя, не предоставляет правовых оснований для проведения экспертизы качества медицинской помощи по обращению заявителя...".

 

Ответ подготовил эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Рижская Мария

Контроль качества ответа осуществил рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ Парасоцкая Елена

Просмотров: 1008 | Добавил: zdrav1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Яндекс.Метрика