13:42 Содержание сентябрьского номера журнала «Охрана труда и пожарная безопасность в учреждениях здравоохранения» | |
Представляем Вашему вниманию аннотации основных статей журнала «Охрана труда и пожарная безопасность в учреждениях здравоохранения» N 9/2022. Подписка с любого номера без каталожных наценок в редакции (тел. (495) 541-89-22 (9-17 ч.) E-mail: zdrav1@mail.ru), на нашем сайте, а также в любом почтовом отделении через каталог "Почта России" (индекс П1663), а также в альтернативных агентствах подписки (Урал-Пресс, Пресса России, ПрессИнформ и др.). Подписчикам бесплатно предоставляется электронный «Сборник инструкций по охране труда для работников медицинских организаций». О некоторых аспектах управления безопасностью труда Основной целью управления безопасностью труда и профессиональными рисками (далее – УБТиПР) в медицинской организации является реализация статьи 37 Конституции РФ, согласно которой «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены». Под безопасными условиями труда понимают условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни воздействия таких факторов не превышают установленных нормативов. В соответствии со статьей 209.1 Трудового кодекса РФ основными принципами обеспечения безопасности труда являются: - предупреждение и профилактика опасностей; - минимизация повреждения здоровья работников. Принцип предупреждения и профилактики опасностей означает, что работодатель систематически должен реализовывать мероприятия по улучшению условий труда, включая ликвидацию или снижение уровней профессиональных рисков или недопущение повышения их уровней, с соблюдением приоритетности реализации таких мероприятий. Принцип минимизации повреждения здоровья работников означает, что работодателем должны быть предусмотрены меры, обеспечивающие постоянную готовность к локализации (минимизации) и ликвидации последствий реализации профессиональных рисков. Приоритетность реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней устанавливается в зависимости от уровня профессиональных рисков и финансовых возможностей организации. В первую очередь проводятся профилактические мероприятия, направленные на устранение опасных и вредных производственных факторов, реально угрожающих жизни и здоровью работников. Обратите внимание, что недостаток финансовых средств на проведение мероприятий по охране труда не является оправданием их не проведения. Примерный перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней утвержден приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 771н. УБТиПР частью системы управления охраной труда (СУОТ) в организации и включает в себя вопросы охраны и условий труда, а также пожарной безопасности. Объектами УБТиПР являются: - профессиональные риски; - режим труда и отдыха; - условия труда: - мотивация и ориентация руководителей и работников на безопасный труд; - информационное обеспечение и документация системы УБТиПР. Эффективность управления напрямую зависит от эффективности обратной связи. Принципиальная схема-модель УБТиПР отображена на рисунке 1 и соответствует требованиям общепринятого алгоритма управления «планируй ® выполняй ® контролируй ® совершенствуй» (Plan – Do – Check – Act). Расследование и учет несчастных случаев на производстве В статье рассматриваются организационно-правовые вопросы расследования и учета несчастных случаев на производстве с учетом вступившего в силу с 1 сентября приказа Минтруда России от 20.04.2022 N 223н "Об утверждении Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов, соответствующих классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве". Алгоритм действий при выявлении профессионального заболевания, связанного с внутрибольничными инфекциями Медицинский персонал лечебно-профилактических учреждений является группой профессионального риска по заболеваемости внутрибольничными инфекциями, вызываемыми патогенными и условно-патогенными микроорганизмами. По данным эпидемиологического исследования, уровень заболеваемости медицинских работников острыми и хроническими инфекционными заболеваниями превышает аналогичную заболеваемость взрослого населения более чем в 7 раз (р < 0,05), причем по отдельным нозологическим формам различия достигают в десятки и сотни раз (острый ринит, обострение хронического тонзиллита, бронхит, гнойничковые поражения кожи и др.). Руководитель медицинской организации (далее – МО), в которой выявлено профессиональное заболевание, в течение десяти дней (с даты получения извещения об установлении заключительного диагноза профессионального заболевания) обязан организовать комиссию по расследованию данного случая профессионального заболевания. Центр госсанэпиднадзора, осуществляющий надзор за МО, в котором выявлен случай профессионального заболевания (отравления), направляет для работы в составе вышеуказанной комиссии соответствующих специалистов. Однако на практике именно центр госсанэпиднадзора и является инициатором создания данной комиссии. Комиссия по расследованию профессионального заболевания возглавляется главным врачом центра госсанэпиднадзора, осуществляющего надзор за МО, в котором выявлен случай профессионального заболевания (отравления). В состав комиссии также входят представители работодателя и профсоюза этого учреждения. После установления причин и обстоятельств возникновения профессионального заболевания (отравления) медицинского работника комиссия составляет акт о случае профессионального заболевания по форме, прилагаемой к Положению о расследовании профессиональных заболеваний, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 N 967. Обеспечение эпидемиологической безопасности ультразвуковой диагностики Если в Вашей организации проводятся ультразвуковые исследования, то необходимо обеспечить их эпидемическую безопасность. Статья подготовлена на основе методических рекомендаций по обеспечению эпидемиологической безопасности ультразвуковой диагностики, утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 12.05.2022. В представленном материале рассматриваются профилактические мероприятия, обеспечивающие эпидемиологическую безопасность ультразвуковой диагностики. Задачи, функции и права уполномоченных лиц по охране труда В статье рассмотрены задачи, функции и права уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда и их роль в организации общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда. Участвуя в трудовом процессе и находясь непосредственно среди работников своих структурных подразделений, уполномоченные могут осуществлять постоянный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда, требований нормативно-правовых актов по охране труда, состоянием условий и охраны труда на рабочих местах, включая контроль за выполнением работниками требований охраны труда. При организации общественного контроля за охраной труда в организации необходимо учитывать, что успешное выполнение уполномоченными поставленных задач и функций возможно только при условии оказания им необходимой помощи и поддержки со стороны работодателей, профсоюзных органов и иных представительных органов трудового коллектива, руководителей служб и подразделений организаций, органов государственного надзора и контроля, инспекции профсоюзов. Правовые гарантии организации общественного контроля содержатся в Трудовом кодексе Российской Федерации и других законодательных и нормативно-правовых актах об охране труда. Положение о комитете (комиссии) по охране труда органа управления здравоохранением Положение о комитете (комиссии) по охране труда органа управления здравоохранением (далее – ОУЗ, Положение) разработано в соответствии с примерным положением о комитете (комиссии) по охране труда, утвержденным приказом Минтруда России от 22.09.2021 N 650н "Об утверждении примерного положения о комитете (комиссии) по охране труда", с целью организации совместных действий руководителя ОУЗ (далее – Работодатель), работников ОУЗ и всех лиц, находящихся на территории, в зданиях и сооружениях ОУЗ в процессе трудовой деятельности (далее – работники), выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, сохранению здоровья работников. Положение о системе управления охраной труда в органе управления здравоохранением В N 1/2022 нашего журнала было опубликовано примерное Положение о системе управления охраной труда в органе управления здравоохранением. За это время был принят целый ряд новых нормативно-правовых актов и методических документов в области охраны труда, вступили в действие изменения Трудового кодекса РФ, касающиеся охраны труда. В связи с этим редакцией подготовлено актуализированное Положение о системе управления охраной труда в органе управления здравоохранением с учетом изменившейся нормативно-правовой базы. В ближайших номерах планируется публикация Положения о системе управления охраной труда в медицинской организации. О безопасности труда при работе на высоте Падения с высоты относятся к часто встречающимся и тяжелым по последствиям несчастным случаям на производстве в медицинских организациях. Основная категория пострадавших – работники АХЧ при проведении различных ремонтно-строительных работ, очистке крыш, замене и ремонте светильников и т.д. Наибольшее количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями в результате падения с высоты происходит по причине неудовлетворительной организации производства работ, нарушения работником трудового распорядка и дисциплины труда, недостатков в организации и проведении подготовки работников по охране труда, неудовлетворительного содержания и недостатков в организации рабочих мест. Основные причины несчастных случаев в результате падения с высоты: - технические (отсутствие ограждений, предохранительных поясов, недостаточная прочность и устойчивость лесов, настилов, люлек, лестниц); - технологические (недостатки в проектах производства работ, неправильная технология ведения работ); - психологические (потеря самообладания, нарушение координации движений, неосторожные действия, небрежное выполнение своей работы); - метеорологические (сильный ветер, экстремальная температура воздуха, дождь, снег, туман, гололед). Для предотвращения несчастных случаев при проведении работ на высоте руководителям медицинских организаций, специалистам по охране труда, руководителям структурных подразделений и ответственным за проведении работ на высоте необходимо: - обеспечить организацию и выполнение работ на высоте в соответствии с «Правилами по охране труда при работе на высоте», утв. приказом Минтруда России от 16.11.2020 N 782н; - провести оценку профессиональных рисков, связанных с возможным падением работника с высоты в соответствии с классификацией работ на высоте, указанной в пункте 3 Правил; - организовать прохождение работниками, выполняющими работы на высоте, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, обязательного психиатрического освидетельствования в соответствии с установленными требованиями (без проведения обязательных медицинских осмотров работники к работе не допускаются); - обеспечить допуск к работе на высоте только работников, имеющих квалификацию, соответствующую характеру выполняемых работ. Уровень квалификации подтверждается документом о профессиональном образовании (обучении) и (или) о квалификации; - обеспечить допуск к работе на высоте только после проведения обучения и проверки знаний требований охраны труда и обучения безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте; - обеспечить применение защитных ограждений высотой - обеспечить применение исправных инвентарных конструкций лесов, подмостей, устройств и средств подмащивания, применением подъемников (вышек), строительных фасадных подъемников, подвесных лесов, люлек, машин или механизмов; - обеспечить наличие защитных, страховочных и сигнальных ограждений при выполнении работ на высоте; - организовать выдачу средств коллективной и индивидуальной защиты работников и их использование по назначению в соответствии с требованиями, излагаемыми в инструкциях производителя нормативной технической документации, введенной в действие в установленном порядке. Необходимо проинформировать работников о существующих рисках падения с высоты при проведении определенных видов работ, а также защитных мерах, направленных на предупреждение несчастных случаев на производстве. При выявлении нарушений требований безопасности при работе на высоте нужно провести внеплановые инструктажи с работниками. Руководители организаций, специалисты и уполномоченные по охране труда должны обеспечить контроль за безопасностью проведения работ на высоте, своевременно выявлять нарушения требований охраны труда и проводить соответствующие профилактические мероприятия. Декларация пожарной безопасностиДекларирование пожарной безопасности – это оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, на основе которой составляется декларация пожарной безопасности – документ, содержащий информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска.Декларирование пожарной безопасности направлено на повышение ответственности собственника или руководителя организации, использующей объекты защиты на праве оперативного управления, за обеспечение пожарной безопасности, выбор способов защиты от пожара, безопасность людей и материальных ценностей. Важно, чтобы собственник (руководитель) сам разобрался в основах и требованиях пожарной безопасности, которые должны соблюдаться на его объектах (в его организации). Требования к разработке и регистрации декларации пожарной безопасности (далее – декларация) определены статьей 64 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и приказом МЧС России от 16.03.2020 N 171 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по предоставлению государственной услуги по регистрации декларации пожарной безопасности и формы декларации пожарной безопасности». | |
Просмотров: 720 | |
Всего комментариев: 0 | |