Новости здравоохранения - Содержание ноябрьского номера журнала «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения» - 1 Ноября 2021
Главная » 2021 » Ноябрь » 1 » Содержание ноябрьского номера журнала «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения»
09:53
Содержание ноябрьского номера журнала «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения»
Представляем аннотации основных статей журнала «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения» № 11/2021. Подписаться на журнал можно с любого номера без каталожных наценок в редакции (тел. (495) 541-89-22 (9-17 ч.) E-mail: zdrav1@mail.ru) или на нашем сайте, а также в альтернативных агентствах подписки (Урал-ПрессПресса России, ПрессИнформ и др.)

Переход на ведение медицинской документации в форме электронных документов
Информатизация здравоохранения – стратегическое направление модернизации отрасли и повышения качества медицинского обслуживания населения. Важнейшей составляющей информатизации здравоохранения является переход на ведение медицинской документации в форме электронных документов. В целях методического обеспечения этого процесса Минздрав России утвердил соответствующие методические рекомендации, определяющие организационные и технологические условия перехода на ведение медицинской документации в форме электронных документов, рекомендации по управлению жизненным циклом электронного медицинского документа и предоставлению доступа к электронным медицинским документам. Документ предназначен для использования органами государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья, медицинскими организациями, а также иными участниками системы документооборота при переходе на ведение медицинской документации в форме электронных документов.
Напомним, что порядок организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в части ведения медицинской документации в форме электронных документов утвержден приказом Минздрава России от 07.09.2020 N 947н. Медицинская организация самостоятельно принимает решение о полном или частичном («смешанный документооборот») переходе на ведение медицинской документации в форме электронных медицинских документов без дублирования на бумажных носителях, а также о сроках такого перехода, исходя из своей технической готовности. Типовой план мероприятий по поэтапному переходу на ведение медицинской документации в форме электронных документов представлен в приложении.

Проблема хронических неинфекционных болезней: точка зрения Всемирного банка
С начала 1990-х гг. значительно улучшилось понимание значимости хронических неинфекционных болезней (ХНИБ) для глобального состояния здоровья. В этой связи Всемирный банк подготовил доклад «Государственная политика и проблема хронических неинфекционных болезней». Документ содержит программу действий, являющуюся откликом на рост экономических, социальных проблем и ухудшение здоровья, обусловленных ХНИБ. Его целью является предоставление Всемирному банку и его клиентам возможности изучить и при необходимости стратегически изменить подходы государственной политики как основного инструмента профилактики и контроля ХНИБ.

Методики расчета показателей федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)»
В целях реализации федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)», входящего в национальный проект «Здравоохранение», приказом Минздрава России от 02.04.2021 N 290 утверждены методики расчета:
- показателя «Число граждан, воспользовавшихся услугами (сервисами) в Личном кабинете пациента «Мое здоровье» на Едином портале государственных услуг и функций, миллион человек»;
- показателя «Доля медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, использующих медицинские информационные системы для организации и оказания медицинской помощи гражданам, обеспечивающих информационное взаимодействие с ЕГИСЗ, процент»;
- показателя «Доля записей на прием к врачу, совершенных гражданами дистанционно, процент»;
- показателя «Доля граждан, являющихся пользователями ЕПГУ, которым доступны электронные медицинские документы в Личном кабинете пациента «Мое здоровье» по факту оказания медицинской помощи, процент»;
- показателя «Доля случаев оказания медицинской помощи, по которым предоставлены электронные медицинские документы в подсистемы ЕГИСЗ, процент»;
- показателя «Доля медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, подключенных к централизованным подсистемам государственных информационных систем в сфере здравоохранения субъектов РФ, процент».

Применение принципов биостатистики в клинических исследованиях лекарственных препаратов
Статья содержит указания по планированию, проведению, анализу и оценке клинических исследований лекарственного препарата в процессе его клинической разработки, а также по работе экспертов, ответственных за оценку доказательства эффективности и безопасности лекарственного препарата. Описаны принципы применения биостатистики в клинических исследованиях лекарственных препаратов. Представленные принципы применимы для различных направлений клинических исследований лекарственных препаратов. Роль и ответственность статистика клинического исследования в связке с другими специалистами по клиническому исследованию состоит в обеспечении правильного применения принципов биостатистики в клинических исследованиях, обосновывающих разработку лекарственного препарата. Статья не содержит положений об использовании конкретных статистических процедур и методов.

Мониторинг оказания медицинской помощи по профилю «онкология» в медицинских организациях государственной системы здравоохранения г. Москвы
Эффективность управления качеством медицинской помощи (КМП) во многом зависит от качества обратной связи и разработки на основе получаемой информации корректирующих мероприятий по совершенствованию оказания медицинской помощи. Это суть менеджмента качества. Для эффективного управления мы должны знать статистические показатели и индикаторы (маркеры) КМП, для чего необходима система сбора релевантной информации.
В целях повышения КМП по профилю «онкология» и формирования рейтинга медицинских организаций государственной системы здравоохранения г. Москвы, оказывающих медицинскую помощь по профилю «онкология», приказом Департамента здравоохранения г. Москвы от 11.06.2021 N 529 утверждены Правила осуществления мониторинга оказания медицинской помощи по профилю «онкология» и Методика расчета показателей для осуществления мониторинга оказания медицинской помощи по профилю «онкология». Представленный методический материал можно взять за основу при разработке собственных аналогичных документов.

Как проверяют организацию ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности
Продолжаем публикацию статей о контроле в области здравоохранения, задачах и порядке проведения проверок, правах проверяющих и проверяемых. Сегодня речь пойдет о порядке организации государственного контроля (надзора) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (РФ) и органами местного самоуправления полномочий в сфере охраны здоровья. Соответствующее положение утверждено Постановлением Правительства РФ от 03.08.2021 N 1297. Предметом такого государственного контроля (надзора) является соблюдение органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления прав граждан в сфере охраны здоровья и порядка организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных им органов и организаций. Государственный контроль (надзор) осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (далее – Росздравнадзор) и ее территориальными органами.

Стратегия предупреждения распространения антимикробной резистентности в Российской Федерации
Длительный период фактически бесконтрольного применения противомикробных препаратов в здравоохранении привел к распространению форм микроорганизмов, в том числе возбудителей инфекционных заболеваний с генетическими особенностями, определяющими устойчивость к противомикробным препаратам, включая антибиотики, противотуберкулезным, противовирусным, противопаразитарными противогрибковым препаратам, а также к дезинфекционным средствам. Согласно оценкам международных экспертов антимикробная резистентность является причиной более 700 тысяч смертельных случаев в мире ежегодно. По данным международных экспертов к 2050 году эта цифра может увеличиться до 10 млн. человек.
11 сентября 2021 года принята новая редакция Стратегии предупреждения распространения антимикробной резистентности в Российской Федерации. Стратегия является документом, который определяет государственную политику по предупреждению и ограничению распространения устойчивости микроорганизмов к противомикробным препаратам, химическим и биологическим средствам. Стратегия включает вопросы предупреждения и ограничения распространения устойчивости микроорганизмов к противомикробным (в том числе к противовирусным противогрибковым и противопаразитарным) препаратам, а также устойчивости микроорганизмов, включая вредные организмы растений, к противомикробным химическим и биологическим средствам, в том числе к пестицидам. В представленной публикации речь идет исключительно о проблемах антимикробной резистентности и путях их решения в здравоохранении.

Организация медицинской помощи онкологическим больным в центрах амбулаторной онкологической помощи
Центры амбулаторной онкологической помощи должны стать эффективной организационной формой оказания медицинской помощи онкологическим больным. Насколько эффективной – покажет время. В рамках реализации федерального проекта «Борьба с онкологическим заболеваниями» в субъектах РФ запущен процесс формирования таких центров.
По данным Всемирной организации здравоохранения в 2020 году в мире было выявлено 19,3 миллиона новых случаев злокачественных новообразований (ЗНО), из которых на Европейский регион приходится 4,4 миллиона случаев (22,8%). По прогнозам Международного агентства по изучению рака (проект Cancer Tomorrow) к 2040 году количество вновь выявленных случаев достигнет 30,2 миллионов (прирост за 20 лет на 56,5%).
Бремя онкологических заболеваний растет, приводя к огромным физическим, эмоциональным и финансовым последствиями для населения и систем здравоохранения. В 2020 году в мире от онкологических заболеваний умерло 10,0 миллионов человек (в Европейском регионе 2,0 миллиона или 19,6%), к 2040 году количество умерших от онкологических заболеваний достигнет 16,3 миллионов (прирост на 63,7%). Высокий темп прироста количества умерших обусловлен накоплением контингента лиц с онкологическими заболеваниями.
В нашей стране ЗНО включены в перечень социально значимых заболеваний, утвержденный постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 715. Они наносят не только социально-экономический ущерб, связанный с потерей трудоспособности и преждевременной смертностью, но и требуют колоссальных средств на профилактику и лечение. В 2019 году среди населения РФ было выявлено 640 тысяч случаев ЗНО, из них на женское население пришлось 349 тысяч (54,5%), на мужское – 291 тысяч (45,5%). Среди мужского населения ЗНО, имеющими наибольший удельный вес, явились опухоли трахеи, бронхов, легкого (16,3%), предстательной железы (15,7%), колоректальный рак (12,4%), кожи (10,6%), желудка (7,1%); среди женского населения – это опухоли молочной железы (21,2%), кожи (15,2%), колоректальный рак (11,7%), тела матки (7,8%), шейки матки (5,0%).
По данным Росстата в 2019 году зарегистрировано 295,5 тысяч умерших от новообразований, что составило 16,4% в структуре смертности от всех причин. Новообразования стоят на втором месте в структуре смертности после болезней системы кровообращения, которые составили 46,7% от всех причин смерти. Смерти от данных заболеваний ВОЗ относит к предотвратимым, то есть они могут быть предупреждены первичной профилактикой, включая формирование здорового образа жизни, вторичной профилактикой (ранним выявлением заболеваний) и третичной профилактикой – лечением с применением современных медицинских методов и профилактикой рецидивов посредством проведения качественного диспансерного наблюдения.
В России в структуре смертности от ЗНО наибольший удельный вес составляют опухоли трахеи, бронхов, легкого (17,0%), колоректальный рак (13,6%), желудка (9,3%), молочной железы (7,4%), поджелудочной железы (6,7%), лимфатической и кроветворной ткани (5,6%).
Основная задача, стоящая перед системой здравоохранения – это увеличение выживаемости онкологических пациентов и улучшение качества их жизни.

Как направить больного на лечение за рубежом за государственный счет
Направить больного при наличии показаний на лечение за рубежом за государственный счет можно только выполнив определенные формальности. Для оптимизации этой процедуры приказом Минздравсоцразвития РФ от 19.12.2011 N 1571н (ред. от 02.12.2019) утвержден административный регламент, содержащий порядок и последовательность действий при решении вопроса направления гражданина РФ на лечение за границу за счет федерального бюджета.

Примерное положение о главном внештатном специалисте министерства здравоохранения субъекта Российской Федерации
Положение регламентирует деятельность главного внештатного специалиста министерства (департамента, управления) здравоохранения субъекта РФ. Должность главного внештатного специалиста вводится в целях повышения качества оказания медицинской помощи, совершенствования методического руководства и деятельности медицинских организаций, входящих в государственную систему здравоохранения субъекта РФ.
 
Просмотров: 563 | Добавил: zdrav1
Всего комментариев: 0
Яндекс.Метрика